Научная статья на тему 'Альтернативный спорт как способ продвижения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»'

Альтернативный спорт как способ продвижения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1340
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"GTO" FITNESS COMPLEX / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОРТ / ВФСК ГТО / ПРОДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ALTERNATIVE SPORT / PROMOTION / SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Разумова Александра Викторовна

Анализируется специфика альтернативного спорта, рассмотрен его потенциал для продвижения среди молодежи современной России движения ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Разумова Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative sport as a way of promotion of “GTO” complex

The article is devoted to alternative sport activity of young people in Russia. Some ways of promotion of “GTO” fitness complex are suggested.

Текст научной работы на тему «Альтернативный спорт как способ продвижения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»»

УДК 796.015.865:796.012.1(470)

ББК Ч511.3(2Рос) ГСНТИ 77.01.39 Код ВАК 13.00.04

Разумова Александра Викторовна,

ассистент, кафедра физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 259; e-mail: [email protected]

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОРТ КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: альтернативный спорт; ВФСК ГТО; продвижение; социальные коммуникации.

АННОТАЦИЯ. Анализируется специфика альтернативного спорта, рассмотрен его потенциал для продвижения среди молодежи современной России движения ВФСК ГТО.

Rasumova Aleksandra Viktorovna,

Assistant Lecturer of Department of Physical Training, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

ALTERNATIVE SPORT AS A WAY OF PROMOTION OF "GTO" COMPLEX

KEY WORDS: alternative sport; "GTO" fitness complex; promotion; social communication.

ABSTRACT. The article is devoted to alternative sport activity of young people in Russia. Some ways of promotion of "GTO" fitness complex are suggested.

С древнейших времен одним из самых захватывающих и пробуждающих сильные эмоции зрелищ был спорт. В XXI веке он не теряет своей актуальности, развиваясь и проявляясь во все более новых и разнообразных формах. Одной из таких форм являются альтернативные виды спорта. Это новое явление, которое с каждым годом привлекает все больше сторонников и последователей разных возрастов и социальных классов. Альтернативный спорт имеет свои особенности, которые во всем мире и в России специалисты по связям с общественностью начинают встраивать в систему коммуникаций своей компании с различными группами общественности.

Развитие физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян. С 2014 года в Российской Федерации вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», целью которого является «повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения» [6].

Для вовлечения населения в процесс подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГГТО необходимо проведение соответствующей

информационной политики, одним из направлений которой может быть пропаганда ВСФК ГТО с помощью альтернативных видов спорта.

Альтернативными (экстремальными, фан-спортом) называются неолимпийские, неигровые и некомандные виды спорта, виды спорта, связанные с риском, скоростью, приключением [5].

Существуют разные точки зрения на то, какие виды спортивной деятельности человека следует относить к альтернативному спорту. Некоторые относят к нему только основные - широко распространенные, такие как паркур, скейтбординг, сноубординг, горнолыжный спорт, велоспорт, ролики и др. В настоящее время в социальных сетях в Интернете можно встретить группы, сообщества, в которых альтернативными видами спорта называют пейнтбол, страйкбол и набирающий все большую популярность street-workout - массовые физкультурные занятия на уличных спортплощадках. Этот вид спорта близок к идеям всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, т. к. зарождаться он начал довольно давно - еще в СССР, когда во дворах и пришкольных территориях начали активно устанавливаться турники, брусья, шведские стенки главным образом для привлечения молодежи к здоровому образу жизни. Альтернативных видов спорта существует достаточно много, и ежегодно появляются новые их разновидности, связанные с освоением новых территорий, адаптацией в городах, повышением материально-технической базы и, как следствие, повышающимся уровнем квалификации спортсменов [5]. В целом, «альтернативный спорт - это популярные

© Разумова А. В., 2014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

индивидуальные виды спорта, связанные со скоростью, высотой, опасностью, потрясающей воображение зрелищностью и непременно с собственной культурой - модой, музыкой, танцем» [5].

Аудитория альтернативного спорта широка. Целевая аудитория спортивной коммуникации - это совершенно разные слои населения - это и молодые люди, среди которых большой процент подростков, и взрослые люди, имеющие доходы выше среднего. Это дает альтернативному спорту широкие перспективы в области PR с точки зрения охвата потенциальных участников PR-коммуникации, в том числе альтернативный спорт может использоваться и государством при реализации информационной политики при популяризации ВФСК ГТО.

Альтернативный спорт и сопутствующая ему альтернативная культура представляют множество возможностей для сферы связей с общественностью и сферы event-менеджмента: «Людям часто не хватает движения, активности, в том числе и в жизненной позиции, а альтернативный, экстремальный спорт стимулирует к действию. <...> Альтернативные виды спорта творческие, они заставляют думать и изобретать» [3, с. 33].

Спорт и здоровый образ жизни обладают целым рядом коммуникативных преимуществ, реализация которых дает возможности для создания положительного образа инициатив государства, в том числе идеи введения ВФСК ГТО. Эти преимущества связаны прежде всего с особенностями самого спорта. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. «Наличие постоянной массовой аудитории. Спорт интересен в любое время года, при любом политическом строе. Количество людей, внимательно следящих за спортивными событиями, всегда достаточно велико» [4, с. 18], и их внимание можно привлечь к самому Комплексу, его особенностям и положительным сторонам.

2. Сильная вовлеченность аудитории: «Каждый, кто следит за ходом соревнований, так или иначе чувствует свою причастность к спорту» [4, с. 18].

3. Огромный заряд положительных эмоций. Радость победы, надежда на лучшее, переживания за любые изменения в турнирной таблице - все это делает аудиторию открытой для восприятия любой информации» [4, с. 18]. Во многом благодаря этим положительным эмоциям распространяемая идея также становится позитивной в сознании целевой аудитории.

Можно выделить несколько объективных причин, по которым альтернативный

спорт может быть важен для органов государственной и муниципальной власти, участвующих в реализации информационной политики по пропаганде ВФСК ГТО. Эти причины связаны с особенностями альтернативного спорта, спортсменов и зрительской аудитории.

1. Альтернативным спортом в России занимается довольно большое количество людей, многие виды альтернативного спорта становятся массовыми, вокруг них появляется особая культура, ценности, музыкальные и фэшн-приверженности и многое другое [1].

2. Альтернативный спорт привлекателен как зрелище, это настоящее шоу [1]. В наше время люди разного возраста (в основном молодежь) стремятся запечатлеть свою жизнь, свои успехи и показать их в Интернете в виде фотографий и видеороликов, что может быть использовано как способ распространения положительной информации от первого лица, от участника спортивного мероприятия. Альтернативный спорт -это интересно и необычно, а значит, он может привлечь большое число зрителей.

3. «Образ спортсмена-альтернативщи-ка - это образ активного человека, ведущего здоровый образ жизни. А здоровая молодежь - это сильный, перспективный тренд» [1]. Альтернативный спорт - это течение, набирающее популярность, и он должен поддерживаться государством как часть молодежной политики, поскольку большая часть населения разных возрастов предпочитает традиционному спорту именно новые зрелищные виды спорта.

4. Разнообразие альтернативных видов спорта позволяет привлекать население разных возрастов (например, многие родители, следуя моде или просто желая с раннего возраста приучить ребенка к здоровому образу жизни, берут с собой детей на горнолыжные трассы). Многие подростки, молодежь и взрослые люди с разным уровнем достатка занимаются альтернативным спортом. Важно и то, что часть спортсменов увлекается сразу несколькими видами спорта (например, некоторые сноубордисты в бесснежное время года занимаются скейтбордингом или маунтинбордингом), а значит, возможно постоянное взаимодействие с аудиторией, поддержание контакта с ней в любое время года.

5. Организация различных разовых или периодически повторяющихся мероприятий, таких как соревнования, чемпионаты, фестивали, праздники, показы одежды, привлекает внимание общественности и вызывают обратную связь от целевой аудитории. Зрелищность и высокий эмоцио-

нальный уровень этого спорта, несомненно, привлекают к себе внимание целевой аудитории.

6. Поддержка спортивных соревнований государственными органами и различными некоммерческими организациями может стать успешной. Содействие альтернативному спорту (помощь в проведении соревнований, предоставление площадок, организация пресс-конференций и т. п.) положительно скажется на имидже этих организаций, подчеркнет их социальную ответственность, заботу о молодом поколении, об организации досуга жителей города, региона, страны. Популяризация ГТО может быть органично встроена в такую коммуникативную стратегию.

7. Для подготовки и сдачи нормативов ВФСК ГТО требуются спортивные площадки, отвечающие определенным требованиям. Подобные площадки требуются и для некоторых видов альтернативного спорта, а это относится к сфере благоустройства города или региона. Этот момент можно использовать как часть информационной политики. Часто для своих тренировок люди, занимающиеся «городскими» видами альтернативного спорта, используют старые заброшенные здания, неиспользуемые постройки, ангары. Такие объекты вызывают негативное отношение со стороны населения из-за их небезопасности. Администрация того населенного пункта, в котором располагается подобное сооружение, совместно с Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики (возможно, с привлечением спонсорской помощи) может превратить такой объект в небольшой или, напротив, крупный центр

альтернативной культуры и спорта. Особенностью такого проекта будет то, что он не потребует больших затрат - не нужны средства на возведение дорогостоящего спортивного сооружения, нужно только сделать его безопасным для тренировок. Кроме того, он принесет пользу и спортсменам, получающим безопасное и легальное место для занятий спортом, и населению, и компании, спонсирующей данный проект, и государственным учреждениям, также проявляющим заботу о комфорте населения. Помимо занятий спортом в таком сооружении могут проявлять себя и брейк-дансеры, и художники граффити. Таким образом, подобный объект может стать центром развития альтернативной культуры в целом.

Альтернативный спорт открывает новые широкие возможности для компаний и общественных и государственных организаций, желающих привлечь внимание целевой аудитории и укрепить доброжелательные отношения с ней. Особенности альтернативного спорта как относительно нового течения, набирающего популярность, могут быть эффективно использованы в процессе популяризации Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», поскольку позволяют обеспечить массовость распространения информации, привлечь внимание разных слоев населения, разных возрастов. Идеи альтернативного спорта тесно связаны с основными идеями ВФСК ГТО: популяризацией здорового, спортивного образа жизни, гармоничного и всестороннего развития личности, а значит, могут послужить хорошим инструментом PR.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алипова Е. Альтернативный спорт - альтернативные ивенты. URL: http://www.eventmarket.ru/articles/org/detail.php?ID=5788&phrase_id=l738 (дата обращения 08.08.2014).

2. Алипова Е. Спорт и PR: упущенные возможности. URL: (http://www.eventmarket.ru/articles/org/detail (дата обращения 08.08.2014).

3. Белега Е. Экстремальный спорт. Он вошел в нашу жизнь как вызов, как шок // Новый Акрополь. 2004. №3. С. 32-36.

4. Бояринова Н. Олимпийские надежды Public Relations // Маркетинговые коммуникации. 2004. №5. С. 18-20.

5. Портфолио Nissan Russian Adventure. 2008. URL: http://www.360sca.ru/practice/portfolio/i4/ _/tags/fwt/ (дата обращения 12.08.2014).

6. Постановление правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 об утверждении положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://www.minobraz.ru/sistema_obrazovanija/196/ (дата обращения 05.08.2014).

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.