Научная статья на тему 'Альтернативные варианты стратегического развития Красноярского края'

Альтернативные варианты стратегического развития Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапегина О.А., Шпагина М.Д., Латышенко Г.И.

Дана оценка текущего состояния социально-экономического развития Красноярского края, выполненная на основе статистического исследования. Рассмотрены возможные сценарии развития по материалам форсайт-исследования. Выполнен анализ принятой стратегии развития Красноярского края до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернативные варианты стратегического развития Красноярского края»

Система ГЛОНАСС предназначена для предоставления на постоянной основе навигационных услуг отечественным и зарубежным потребителям.

Необходимо обеспечивать конкурентоспособность системы ГЛОНАСС не только в условиях растущих требований потребителей, но и в условиях непрерывного совершенствования системы GPS, форсированного развертывания конкурирующих систем GALILEO и COMPAS.

С целью повышения точностных характеристик системы дальнейшей модернизации будет подвергнут наземный комплекс управления, расширена сеть измерительных станций у нас в стране и за рубежом (до 40 станций).

Модернизация дополняющих комплексов системы (системы высокоточного определения эфемерид и временных поправок, дифференциальных коррекций и мониторинга, прикладных потребительских центров) обеспечит повышение точности навигационных определений потребителей до дециметрового и сантиметрового уровня.

В программе предусмотрено выведение на качественно новый уровень научно-технического сопровождения разработки, изготовления и испытаний всех составных частей системы ГЛОНАСС с целью обеспечения требуемого уровня надежности и качества.

К 2011 году обеспечено доведение орбитальной группировки навигационных космических аппаратов системы ГЛОНАСС до штатного состава (с 7-ми в 2002 г. до 24 КА) и её поддержание за счёт запуска модернизированных космических аппаратов «Гло-насс-М», начато создание орбитального резерва. Таким образом, создана российская космическая навигационная система, которая обеспечивает глобальную непрерывную навигацию на поверхности Земли и на высотах до 2 000 км и на текущий момент времени сопоставима по основным характеристикам (точность, доступность, оперативность) с американской системой GPS.

Точность системы ГЛОНАСС обеспечена на конкурентоспособном уровне - со среднеквадратическим отклонением 5,6 м, что удовлетворяет требованиям большинства потребителей.

Программа рассчитана на 10 лет. За этот период должны быть проведены научно-исследовательские,

опытно-конструкторские работы, наземная экспериментальная отработка и летно-конструкторские испытания перспективных навигационных космических аппаратов, модернизирован наземный комплекс управления навигационной системой, развернута орбитальная группировка до требуемого состава, развернуто производство и применение навигационной потребительской аппаратуры системы ГЛОНАСС и ее функциональных дополнений и обеспечено их широкое внедрение в практику решения задач навигации и геодезии.

Специалистами Роскосмоса и ведущих предприятий отрасли в 2011 году обеспечена широкая международная научно-техническая информационная поддержка деятельности в области спутниковой навигации. Делегации специалистов Роскосмоса принимали непосредственное участие в 15 международных форумах и конференциях по тематике развития и исследования спутниковых навигационных технологий, в том числе на международных конференциях.

Мероприятия Программы направлены на удовлетворение потребностей социально-экономической и военной сфер за счет внедрения передовых технологий спутниковой навигации, сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации, развитие международного сотрудничества в области спутниковой навигации и участие в международных проектах.

Сложность космических средств, многообразие заказчиков, исполнителей и потребителей космических навигационных услуг, а также ресурсные ограничения обуславливают необходимость применения программно-целевого подхода при решении задач поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС. Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода.

Библиографические ссылки

1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0 %9B%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%A1.

2. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=24.

3. URL: http://www.gpssoft.ru/fcp_glonass.html.

©Радыгина А. Г., 2013

УДК 65.01

О. А. Сапегина, М. Д. Шпагина Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Дана оценка текущего состояния социально-экономического развития Красноярского края, выполненная на основе статистического исследования. Рассмотрены возможные сценарии развития по материалам форсайт-исследования. Выполнен анализ принятой стратегии развития Красноярского края до 2020 года.

Красноярский край - самый крупный субъект Рос- ного округа, не только по занимаемой площади, но и сийской Федерации в составе Сибирского федераль- по всем важнейшим макроэкономическим показате-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

лям. С 2009 года, ВРП Красноярского края увеличился более чем в 1,5 раза, и превышает аналогичные показатели в других регионах СФО. ВРП на душу населения в нашем крае по сравнению с 2010 годом увеличился почти на 11,5 %, это самый большой показатель в СФО, в частности, почти в 2 раза выше, чем в Новосибирской области. Доходы бюджетов нашего региона значительно увеличились за два года, и в 2011 году составили более 188 млрд руб. По уровню инвестиционной активности Красноярский край находится в числе регионов-лидеров. Это, в целом, связано с крупными инновационными проектами в добывающей промышленности и энергетике («Нижнее Приангарье», Ванкорское нефтегазовое месторождение). По объему инвестиций на душу населения край находится на 1 месте в СФО [1].

Красноярский Край - это типичный регион сырьевой экономики, работающий преимущественно на внешний рынок и специализирующийся на производстве и экспорте цветных металлов, лесопродукции и топливно-энергетических ресурсов. В 2011 году в структуре промышленного производства края почти 27 % составляла добыча полезных ископаемых (в них почти 92 % - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых).

Производительность труда в Красноярском Крае от 2 до 5 раз ниже среднероссийских показателей по большинству отраслей промышленности, за исключением металлургического производства. В промышленном производстве края преобладают технологии 11-1У технологических укладов с доминированием технологий ранней индустриализации - добычи сырьевых ресурсов и первичной их переработки. Удельный вес высокотехнологичных отраслей в структуре промышленного производства в 3,7 раза меньше, чем в среднем по стране. По сравнению с Новосибирской областью наш край по показателю внутренние затраты на НИР отстает более чем на 55 %. Число используемых передовых производственных технологий меньше, чем в Новосибирской области более чем на 24 % [1].

Красноярскими учеными СФУ и Института экономики и организации промышленного планирования СО РАН выполнено форсайт - исследование, которое позволяет представить будущее как пространство возможных сценариев, что дает возможность принимать управленческие решения исходя из видения множества альтернатив будущего и факторов, на основе которых эти альтернативы разворачиваются. Учеными выявлено несколько возможных вариантов развития Красноярского края. Представлены основной (модернизационный и кризисный) и инновационно-прорывной сценарии.

В силу действия глобальных тенденций и факторов основной сценарий развития экономики Красноярского края включает формирование и закрепление следующих структурных особенностей экономики. В экономике будут доминировать добыча и экспорт природных ресурсов (не менее 60 % ВРП). Усиливающийся спрос на углеводородное сырье, металлы, энергию, лес со стороны развивающихся индустриальных экономик Китая и других стран Азии будет

поддерживать сырьевую направленность экономики. Будет развиваться энергетическая, транспортно-логистическая и инженерная инфраструктура края, в основном как обеспечивающие сырьевые отрасли. Машиностроение края, производившее металлургическое оборудование, горнодобывающую, лесную и сельскохозяйственную технику, будет окончательно «свернуто» в силу предпочтения потребителями импортной техники. Высокотехнологичное производство будет предоставлено узким аэрокосмическим сектором. Будет нарастать общий дефицит трудовых ресурсов (к 2030 г. он может достигнуть 200 тыс. чел.) [2].

По мнению ученых, наиболее реальным является основной модернизационный сценарий он описывает развитие ситуации края, близкое к основному сценарию, но в случае, если будут усилены его модерниза-ционная и инновационная компоненты.

Что касается кризисного сценария развития, то он характеризуется жестким следствием экономического, инфраструктурного и социального общероссийского кризиса, что может привести к стягиванию государственных интересов, к обеспечению и развитию европейской части России. При этом может быть допущена активная деятельность Китая и международных корпораций на территории Сибири для организации добычи и вывоза сырьевых ресурсов. Это приведет к значительному социальному напряжению и к миграции населения в регионы центральной России [2].

В настоящее время разработана и принята к исполнению Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года, которая определяет стратегические цели и долгосрочные целевые ориентиры развития края, основные направления, механизмы и инструменты их достижения. Главная стратегическая цель социально-экономического развития на перспективу до 2020 года состоит в существенном повышении уровня и качества жизни населения края, повышении конкурентоспособности региональной экономики за счет реализации курса на глубокую переработку природных ресурсов, производство продукции с высокой добавленной стоимостью и на основе инновационного вектора развития и мобилизации человеческого капитала, сконцентрированного на этой территории [3].

При разработке стратегии учтены два сценария развития событий, в зависимости от темпов роста мировой экономики, цен на нефть, курса валют и прогнозируемого уровня инфляции.

Согласно стратегии, принятой до 2020 года, прогнозируется существенное наращивание экономического потенциала края: валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал. Внутренние затраты на НИР увеличатся в 30 раз. Значительно увеличится количество рабочих мест на инновационно-активных предприятиях. Тем не менее, разработчики констатируют, что в период до 2020 года не удастся полностью завершить маневр по изменению структуры промышленного комплекса края в области инноваций.

Библиографические ссылки

1. Регионы России. Социально-экономические показатели : офиц. сайт Росстата. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics.

2. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование - 2030 / Аналитический док-

лад ; под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: СФУ, 2010. 126 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года, Красноярск, 2012.

© Сапегина О. А., Шпагина М. Д., 2013

УДК 629.73

К. А. Степанова Научный руководитель - С. А. Демченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ

Рассматриваются текущее состояние и проблемы функционирования предприятий авиационной промышленности в условиях недостаточного финансирования отрасли.

Под авиационной промышленностью понимается отрасль, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы в порядке, установленном законодательством [1].

В настоящее время значительное внимание уделяется развитию технологий, совершенствованию различных видов продукции и услуг, но далеко не все инновационные идеи используются на практике, поэтому большое количество российских инженеров, конструкторов и технологов работают за рубежом и демонстрируют хорошие навыки работы в авиационной сфере, космонавтике, машиностроении. Несмотря на имеющийся высокий научно-технический и производственный потенциал, отечественная авиационная промышленность не может конкурировать с зарубежной, поскольку во многих российских компаниях парк самолетов не обновлялся уже несколько десятилетий, а большинство запчастей, деталей для самолетов закупаются за границей.

По данным Forbes, 13 российских авиакомпаний имеют парк самолетов со средним возрастом, превышающим 20 лет. При этом средний возраст всего самолетного парка 35 российских авиакомпаний - 16,3 года. Самый же старый парк - у авиаперевозчиков «Ижавиа», «Нордавиа» и «Каминводыавиа» [2]. Доля самолетов старше 30 лет (срок максимальной эксплуатации воздушного судна), находящихся в авиа-

парках российских авиакомпаний, составляет почти 30 %. Часто уже подержанные самолеты перекупают из зарубежных стран, что далеко не всегда положительно сказывается на безопасности летного и пассажирского состава. Огромное количество крушений самолетов происходят именно из-за использования устаревших деталей, недостаточной обеспеченности оборудования для технического осмотра. При нынешнем положении развитие авиационной промышленности практически невозможно и ограничено жесткими рамками. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование данной отрасли, что не позволяет российским компаниям выйти на мировой уровень.

Для улучшения существующей ситуации необходимо наладить собственное производство деталей для самолетов, более тщательно проводить технический осмотр летательных аппаратов, не допускать использование авиатехники со сроком, превышающим максимальный срок эксплуатации. Целевое финансирование отрасли позволит производить качественное авиационное оборудование, вследствие чего будет обеспечена безопасность граждан, регулярно использующих самолеты, как средство передвижения.

Библиографические ссылки

1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

2. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika/kompanii/ 51553-13-aviakompanii-s-samymi-starymi-samoletami/ slide/1.

© Степанова.К. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.