Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы отечественной гражданской авиации'

Проблемы и перспективы отечественной гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1305
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковригин М.С., Бурцев И.В., Прохоров В.В.

Авиация в целом, и гражданская авиация в частности, является носителем высоких технологий, что делает ее одним из «инновационных локомотивов» для экономики страны. Рассматриваются история, современное состояние, проблемы и перспективы развития отечественной гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы отечественной гражданской авиации»

Предполагается резкое увеличение финансовых ресурсов на реализацию данной программы, что позволит до 2011 г. создать полномасштабную орбитальную группировку, как минимум, из 24 космических аппаратов. В результате будет обеспечено 100 %, а не 95 % покрытие территории РФ, что позволит на высоком уровне решать вопросы обороны и безопасности государства, социально-экономического развития РФ, расширения международного сотрудничества.

50 регионов России уже заключили соглашения о создании системы ГЛОНАСС у себя в регионе для контроля за муниципальным строительством и за движением транспорта. Первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке оснащается системой ГЛОНАСС, стал Сочи. На 1 января 2010 ГЛОНАСС-оборудование было установлено на 500 сочинских автобусах.

Что касается на уровне федерации, то уже около сотни пассажирских поездов на сегодняшний день у нас оборудованы системой ГЛОНАСС, оборудовано около 200 самолетов и практически все суда и корабли.

ГЛОНАСС также экономит бюджет России. 12 марта 2010 г. премьер-министр России Владимир Путин заявил, что использование возможностей глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских ведомств дает значительную экономию бюджетных средств. В частности, установка навигаторов системы ГЛОНАСС на муниципальном и медицинском транспорте уже позволила снизить транспортные расходы на 20-25 %. Премьер также отметил важность системы ГЛОНАСС для обеспечения обороноспособности страны.

Производители российской спутниковой системы ГЛОНАСС в 2011 г. планируют начать оснащение отечественных автомобилей «тревожной кнопкой». Механизм устроен так, что в случае аварии, водитель или пассажир через спутник смогут подать сигнал бедствия. В некоторых случаях система будет срабатывать автоматически.

Спутниковые системы навигации перестали быть привилегией силовых структур, они постепенно проникают и в повседневную жизнь. Все больше и больше устройств оснащаются функцией навигации, начиная от телефонов и плееров и заканчивая фотоаппаратами. Это происходит за счет уменьшения стоимости аппаратных навигационных модулей и применения программной реализации модуля.

Рынок ГЛОНАСС в России только начинает формироваться. Однако уже сейчас понятно, что это очень важная и перспективная составляющая экономики. Спрос на навигационные устройства, поддерживающие ГЛОНАСС, набирает обороты, причем как в России, так и за рубежом.

Несмотря на все проблемы, которые пока только предстоит решить, российским производителям уже есть что показать. Системой ГЛОНАСС уже пользуются спецслужбы и военные. Началось производство коммерческих устройств. Однако без поддержки государства невозможно удовлетворить потребность рынка в навигационном оборудовании. Необходимо наладить массовый выпуск продукции, после чего можно будет надеяться на возрождение промышленного сектора в России.

© Кишкан В. В., Можаровская К. С., Чучалина В. В., 2010

УДК 629.73

М. С. Ковригин, И. В. Бурцев Научный руководитель - В. В. Прохоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Авиация в целом, и гражданская авиация в частности, является носителем высоких технологий, что делает ее одним из «инновационных локомотивов» для экономики страны. Рассматриваются история, современное состояние, проблемы и перспективы развития отечественной гражданской авиации.

В марте 2010 г., на совместном совещании Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы было найдено решение проблемы авиаторов, которая считалась тупиковой более 10 лет. Представители двух ведомств предложили отменить пошлины на импортные самолеты до 2015 г.

Решение только готовится. Пошлины, по мнению экспертов, будут отменены в течение года. Конечно, формально пошлину никто отменять не собирается. По всей видимости, будет приято решение о временном ввозе авиалайнеров и комплектующих без уплаты этой пошлины. Решение должна принять комиссия Таможенного союза трех стран России,

Казахстана и Белоруссии. Сроки действия решения, по всей вероятности, будут зависеть от запусков приоритетных для российского правительства проектов ОАО «Объединенная авиационная компания». В 2009 г. ОАО «Объединенная авиационная компания» выпустила всего 14 пассажирских самолетов. К 2015 г. объем производства может вырасти до 70-100 единиц.

Фактически отечественным авиакомпаниям будет предложено переходить на импортную авиатехнику. Решение достаточно важное, ведь национальная гражданская авиация играет особую роль в развитии экономики страны. Именно на нее возложена

Секция «Экономика и бизнес»

важнейшая функция по обеспечению транспортной связи между отдаленными регионами, где коммуникации либо отсутствуют, либо чрезвычайно слабо развиты (а к ним можно отнести до 60 % территории России). Кроме того, авиация является носителем высоких технологий, что делает ее своего рода одним из инновационных локомотивов для всей экономики страны.

Гражданская авиация является относительно молодой отраслью. Ей свыше 83 лет. Но, несмотря на столь незначительный исторический возраст, она в своем развитии имела, как взлеты, так и не менее стремительные падения. Кризис в авиации достиг своего апогея в 90-х годах ХХ века. Именно в этот период времени национальный воздушный флот фактически превратился из транспорта общего пользования в элитный, который стал малодоступен широким слоям населения. И, если к началу 1990-х годов около 133 предприятий гражданской авиации ежегодно перевозили более 120 млн пассажиров, что составляло до 20 % общего пассажирооборота страны, и около 10 млн тонн различных грузов, то в 2008 г. авиатранспортом было перевезено всего немногим более 49,8 млн граждан и около 779 тыс. тонн грузов различного назначения.

В настоящее время общая протяженность трасс российских авиалиний составляет 1,2 млн километров, в том числе 915 тыс. являются внутренними. Они обслуживаются 130 компаниями (в период акционирования госпредприятий их общее количество достигало 400). В эксплуатации авиакомпаний находится около 4,6 тысяч воздушных судов, в том числе до 900 магистральных самолетов, 620 грузовых и т. д. При этом средний отработанный ресурс по магистральным пассажирским и грузовым судам составляет около 72 %, по самолетам местных линий - более 76 %, по вертолетам - до 70 %.

Из-за значительного износа самолетного парка, в течение последних лет ежегодно списывалось с эксплуатации до 300 воздушных судов. И сейчас относительно новыми в России можно считать лишь чуть более 100 самолетов, в том числе около 60 иностранного производства и 45 отечественных, нового поколения. В ближайшем будущем ситуация в этой области коренным образом вряд ли улучшится. По прогнозам специалистов, к 2012 г. парк действующих воздушных судов сократится еще на 30 %.

Причина одна. У авиакомпаний просто нет денег на приобретение новых машин. Положение может спасти только широкое применение лизинга с использованием государственных средств. Это позволит российским авиакомпаниям приобретать новые отечественные машины на льготных условиях.

Есть проблемы и с ремонтом, и с техническим обслуживанием. Из-за физического и морального устаревания авиационного парка 13 ремонтных заводов и 280 предприятий по техническому обслуживанию авиационной техники с трудом справляются с доведением пассажирских судов до безопасного для полетов уровня.

Но, несмотря на все трудности, российская гражданская авиация остается одной из самых крупных в мире, уступая лишь США. При этом в последние годы опять наметилась тенденция роста количества перевозимых пассажиров и грузов. Все большую роль начинают играть внутренние перевозки. Другого и быть не может, страна по площади слишком велика.

Красноярский край в силу географического положения и климатических условий является своего рода калькой России. На территории края представлены почти все ландшафтно-географические зоны страны: арктические пустыни, тундры, лесотундры, тайга в ее широтных разновидностях и т. д. В совокупности все это не позволяет на более чем 85 % территории края создать круглогодичную наземную транспортную инфраструктуру.

Кроме того, один из главных краевых экономических центров - Норильский промышленный район, дающий более половины промышленной продукции региона и, соответственно, бюджетных доходов, находится в тундре. Оттуда в краевой центр или в другие города России можно добраться только с помощью авиации. Правда, летом появляется возможность выбраться еще и по реке Енисей на теплоходе, но только в течение 2-х месяцев.

Для укрепления промышленного и экспортного потенциала северных регионов необходим обширный комплекс мер по повышению жизненного уровня местного населения за счет снижения стоимости доставки на Север предметов жизнеобеспечения, в первую очередь, продовольствия. Это важная экономическая и социальная задача, так как большая часть семейного бюджета северян расходуется на питание.

Все вышеперечисленное делает местную гражданскую авиацию одним из главных инструментов по соединению в единое экономическое целое всех районов Красноярского края. Следует отметить, что это недешевое удовольствие. Местные региональные полеты, в силу малолюдности территорий, дальности расстояний и климатических особенностей являются экономически убыточными.

Но от них невозможно отказаться. В результате возникает дилемма: или эти полеты дотировать из краевого бюджета, или создавать особые условия крупным местным авиаперевозчикам.

Статистические данные говорят о том, что наиболее рентабельными (с точки зрения местных авиапредприятий) являются рейсы от Красноярска до Москвы и Дальнего Востока. Это связано с тем, что именно эти направления в силу дальности (по 4 тысячи километров в обе стороны) дают значительное временное преимущество перед железнодорожным транспортом (за счет большой скорости и спрямления трассы полета), а значит и максимальное количество пассажиров. Данный факт подтверждает и отечественная практика: в России на расстояниях свыше одной тысячи километров в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. И не случайно в нашей стране сред-

нее расстояние перевозки одного пассажира авиацией на внутренних линиях достигает более 2 тыс. километров, что в 3 раза превышает аналогичный показатель железной дороги.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств, уже сегодня необходимо продумать ряд перспективных

мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях, по развитию гражданской авиации на среднесрочный и долгосрочный периоды.

© Ковригин М. С., Бурцев И. В., Прохоров В. В., 2010

УДК 621.184.64

Д. А. Коновалов Научный руководитель - М. Л. Елисеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОКРЫШЕК НА ОАО «КРАСМАШ»

Представлено экономическое обоснование целесообразности производства оборудования для переработки автомобильных покрышек на предприятии ОАО «Красмаш». Целью работы являлось создание бизнес-плана, включающего: анализ рынка, организационный план, производственный план, финансовый план, оценка рисков и эффективности предлагаемого проекта. Предметом исследования является процесс расширения производственной деятельности предприятия, объектом исследования стало предприятие ОАО «Красмаш».

В современных условиях на предприятиях становиться традиционным проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления резервов повышения ее эффективности и разработки конкретных мероприятий по расширению рынков сбыта предприятия [1]. Исходными данными для анализа являются материалы бухгалтерской отчетности и текущей документации [6].

В результате проведенного анализа финансовой деятельности были выявлены слабые стороны предприятия ОАО «Красмаш». Для оптимизации состава основных производственных фондов, снижения себестоимости, и приобретения абсолютно устойчивого финансового состояния предприятию следует:

- провести маркетинговые исследования рынка, для последующего расширения своего сегмента сбыта, привлечения новых клиентов;

- оптимизировать структуру основных и оборотных средств, в том числе, по снижению запасов в незавершенном производстве и сокращением готовой продукции за счет расширения рынков сбыта, усиления рекламы, применение системы скидок на продукцию предприятия;

- внедрение модернизированного или нового оборудования;

- привлечения инвестиций, чему способствует высокий уровень платежеспособности предприятия;

- повышение эффективности использования ресурсов;

- провести работы по созданию и выпуску новых видов продукции [7].

Для решения проблем связанных с финансовым состоянием предприятия был разработан бизнес -план производства оборудования для переработки автомобильных покрышек на ОАО «Красмаш».

Проблемы утилизации отходов становятся все более актуальными, и поэтому перед современной

промышленностью стоит проблема создания и внедрения технологий их переработки [8].

Заводы по переработке старых покрышек производят: резиновую крошку, металлический корд, и текстиль, которые являются коммерческим продуктом.

Технология производства резиновой крошки на оборудовании ОАО «Красмаш» относиться к механическому методу переработки и имеет ряд преимуществ, таких как [2]:

- использование молотковых дробилок, за счет превышения скорости импульсного удара над скоростью релаксации резины происходит удаление кусков металлического корда;

- использование электромагнитного воздействия для снижения энергозатрат.

Необходимо отметить, что резиновая крошка размером до 8 мм имеет широкое применение в частности для строительства дорожного полотна и кровельных материалов [4].

Оборудование выбранное для производства на базе ОАО «Красмаш» по переработки автомобильных покрышек в данном проекте подверглось глубокому экономическому обоснованию инвестиционной привлекательности, тем самым доказав, что оборудование будет пользоваться спросом. Анализ рынка оборудования по переработки изношенных шин и его потребителей показал, насколько важна наладка производства данного оборудования в России. На Западе и во всех развитых странах давно уже используют аналогичное оборудование, поэтому, одной из особенностей этого направления является полное импортозамещение оборудования для переработки шин [2].

При разработке бизнес-плана был использован традиционный подход, подразумевающий проведение анализа отрасли, рынка, составление маркетин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.