SCIENCE TIME
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ СПОРОВ В ИТАЛИИ
Стратан Корина, Российский университет дружбы народов, г. Москва
E-mail: sumbucur@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются альтернативные способы разрешения частноправовых споров в Италии, правовое регулирование гражданских и коммерческих споров, международной коммерческой медиации на международном и национальном уровне.
Ключевые слова: альтернативные способы разрешения частноправовых споров в Италии, ADR, медиация, обязательная медиация, примирительные процедуры, онлайн разрешение споров, мини-разберательства.
В связи с процессом глобализации и усложнением коммерческих отношений между субъектами экономической деятельности разных государств увеличивается число споров и конфликтов. Законодательство и международно-правовая практика выработали систему "альтернативных", дополнительных способов урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности.
Альтернативные способы разрешения спора— это совокупность средств и методов, применяемых сторонами для достижения соглашения, при необходимости с привлечением третьего, независимого лица, окончательное суждение которого по существу спора является рекомендательным, а в некоторых случаях обязательным. Для идентификации этих процедур принято использовать сокращение "ADR" (Alternative Dispute Resolution) - обобщающее понятие, которое покрывает обширное множество процессов, имеющих мало общего, за исключением того, что каждый из них альтернатива полноценному судопроизводству. Возможным является альтернативное разрешение любых споров: гражданских, семейных, уголовных, административных и конституционных. Наиболее эффективным и разработанным, однако, является альтернативное разрешение споров, возникающих из гражданско-правовых и семейных отношений, так как данные отношения возникают на основе соглашения сторон, носят горизонтальный характер и нацелены на будущее.
Италия также оказалась благодатной почвой для альтернативного разрешения споров, особенно в последние годы. Следует отметить, что итальянская система всегда обеспечивала особую альтернативу или сокращенные формы разрешения споров. ГПК Италии содержит много положений о примирении сторон: ст. 185 г.п.к. гласит о том что если характер разбирательства позволяет, при первой слушание сторон или в следующий слушание сторон, которая создана в соответствии со статьей 183 последний абзац, судья должен попытаться примирить сторон. Попытка примирения может быть возобновлена в любой момент рассмотрения дело в суде первой инстанций. Если стороны примирились, составляется протокол о заключенной конвенций, который в последствие имеет силу исполнительного листа; ст. 708 г.п.к. - примирение супругов; ст.806 г.п.к. - в случае возникновения спора, стороны могут решить его с помощью арбитра, за исключением случаев предусмотрены в ст. 429, 459 г.п.к.
Основу альтернативного разрешения споров в этой стране, было положено законом от 17 января 2003 г., регулирующий процедуру посредничество по корпоративным и страховым спорам. Положения закона были развиты в двух декретах министерства юстиции от 23 июля 2004 г. (№ 222 и № 223). Закон № 580/93 о реформирование торгово-промышленных палат установил право на поощрение ADR, таким образом приписывая торговой палаты важную роль в области посредничества, а также предусматривал создание палаты арбитража и примирения при торгово-промышленных палат. Закон № 281/98 «о регулироравании прав потребителей» установил что потребительские ассоциации признанные как представитель на национальном уровне, прежде чем прибегать в суд, могут обратиться для разрешения спора в территориальную торгово-промышленной палаты.
С целью ускорения и упрощения разрешения споров с участием потребителей в мае 2013 года были приняты два документа: Директива № 2013/11/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей», которая была опубликована 8 июля 2013 года, но ее положения вступят в силу в государствах — членах ЕС только 9 июля 2015 года. Регламент № 524/2013 Европейского парламента и Совета ЕС «Об урегулировании споров с участием потребителей онлайн» его положения вступят в силу в государствах — членах ЕС только 9 января 2016 года. Платформа ODR должна поддерживать следующие функции:
а) возможность заполнения бланка жалобы и подачи жалобы в электронной форме;
б) информирование стороны-ответчика о жалобе;
в) определение лица, компетентного предоставить услуги АДР;
г) возможность управления делами в режиме онлайн и возможность
SCIENCE TIME
проведения процедуры урегулирования споров в режиме онлайн через платформу ODR;
д) возможность перевода информации, которая необходима сторонам для разрешения спора, через платформу ODR;
е) создание электронной формы, с помощью которой стороны направляют информацию лицу, компетентному предоставить услуги АДР;
ж) обеспечение системы обратной связи, которая позволит сторонам высказать свое мнение о функционировании платформы ODR, и др. На веб-сайте платформы ODR должен быть размещен перечень лиц, компетентных предоставлять услуги АДР.
Анализ юридической литературы и итальянского законодательства дает основания для выделения следующих основных видов альтернативных способов разрешения споров в Италии:
а) переговоры (negoziazione);
б) посредничество, или медиация (mediazione);
в) предварительная оценка (valutazione preliminare);
г) «мини -разбирательство» (mini-processo);
д) партнерский диалог (incontro di partenariato);
е) арбитраж (arbitrato).
Законодательный Декрет 2010г. № 28 имплементировал Директиву в государственное право, применимое и к внутренним, и к международным спорам. Главной особенностью Декрета является обязательный характер посредничества: приблизительно в 90% гражданских и коммерческих случаев медиация должна быть предпринята сторонами как неизбежное предварительное условие доступа к судам, в случаи если стороны не появляются перед посредником или не достигают установленного соглашения и участвуют в судопроизводстве им прилагается штраф.
Медиация-это процедура урегулирования разногласий с помощью незаинтересованного лица, именуемого посредником, который оказывает сторонам содействие в ведении переговоров и способствует достижению взаимоприемлемого соглашения между ними, при этом стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом.
Согласно Закону, если в договоре сторон или внутренних документах корпорации предусмотрена процедура посредничества, суд не вправе рассматривать спор, пока стороны не провели посредничества. Закон также подтверждает правомочия публичных и частных организаций, имеющих опыт успешной работы в области урегулирования споров, осуществлять организационное обеспечение процедуры посредничества, при условии их регистрации в Министерстве юстиции (ст. 38). Более того, в соответствии с Законом, все сделки и документы, совершенные в ходе посредничества, освобождаются от обложения какими-либо налогами и сборами (ст. 39). В Законе также предусмотрены требования к проведению процедуры посредничества, в
том числе ее строгая конфиденциальность, все остается между сторонами конфликта и посредником, посредник обязан держать в секрете всю информацию которую он узнал в процессе разрешения спора, недопустимость использования информации, полученной в ходе посредничества, в качестве доказательства в судебном разбирательстве, независимость посредника. В нем также содержатся положения о том, что срок исковой давности прерывается при направлении стороной другой стороне предложения о проведении посредничества (п. 4 ст. 40). Неявка стороны на посредничество и ее недобросовестность при переговорах учитывается при вынесении судом решения о распределение расходов на судебное разбирательство.
Посредничество нацелено на удовлетворение интересов каждой из сторон и обычно приводит к ситуации обоюдного выигрыша для каждой стороны. Использование посредничество ведет к общему снижению конфликтности и напряженности споров, переводя их из сферы личного противоборства в сферу заинтересованной дискуссии.
Широкое применение альтернативных способов разрешения споров в Италии как и в других стран ЕС позволяет достичь гуманизацию правового процесса, ориенти-руя его не на поиск и наказание виновных, а на поиск общих точек соприкосновения. Внедрение данных методов в повседневную практику влияет на развитие правовой культуры в целом, поскольку требует знания и навыков применения норм действующего законодательства в по-вседневной жизни от всех участников частной деятельности.
Круг способов альтернативного разрешения гражданско-правовых споров в Италии доста-точно велик. Он развивается, включая все новые и новые механизмы в разряд средств, посредством которых можно без обращения к государственному правосудию разрешить любой конфликт, связан-ный с невыполнением или недобросовестным выполнением обязательств.
Литература:
1. Херсонцев, А. И. Альтернативное разрешение споров: проблемы правового регулирования и европейский опыт // Рос. юрид. журн. 2003. № 3. С. 16-122.
2. Alternative dispute resolution in the European Union: an overview E. Silvestri
3. Codice di procedure civile 28 ottombre 1940 - art.185
4. Codicce di procedura civile a cura di N. Picardi. Scconda edizione. Giuffre, Milano,2000. art. 806.
5. Ермакова Е.П. Ивановская Н.В.- Онлайн-разрешение споров с участием потребителей в Европейском Союзе: документы 2013 года.
6. Элизабетта Сильвестри. Бесконечные реформы итальянского гражданского процесса Сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 25 марта 2011 г." (отв. ред. Д.Х. Валеев) ("Статут", 2012).