УДК 37:001
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ВОЛКОВА С.Н.,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, зав. кафедрой математики, физики и технической механики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].
СИВАК Е.Е.,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры стандартизации и оборудования перерабатывающих производств ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected] тел. (4712) 58-14-03.
ПАШКОВА М.И.,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры математики, физики и технической механики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail:[email protected].
ШЛЕЕНКО А.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: [email protected].
ГЕРАСИМОВА В.В.,
аспирант ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712) 58-14-03.
Реферат. Целью исследования явилась разработка методики, которая позволяла бы при минимальной аудиторной нагрузке преподавателя помогать освоить дисциплину. У существующих методик последовательного изложения материала один и тот же недостаток, связанный с последовательностью. Имеющееся аудиторное время автоматически уменьшает время на изучаемые в аудитории разделы дисциплины. Поэтому мы пошли по альтернативному пути, т.е. из сердцевины самой дисциплины. Серпантином подключаются остальные вопросы для понятного усвоения. Особое место отводится практическим и семинарским занятиям, на которых студенты защищают свои проекты исследования с применением освоенных методов, самостоятельной работе, в которой показаны основные расчеты и интерпретация полученных результатов исследования, с помощью освоенных в дисциплине методов и навыков сбора и обработке информации, а также результатов эксперимента.
Ключевые слова: теория, практика, дисциплина, корреляционный анализ, статистика.
ALTERNATIVE METHOD OF STUDY OF DISCIPLINE
VOLKOVA S.N.,
doctor of agricultural sciences, professor, head. department of mathematics, physics and technical mechanics FGBOU IN "Kursk state agricultural academy», e-mail: [email protected].
SIVAK E.E.,
doctor of agricultural sciences, professor, department of standardization and equipment ne-rerabatyvayuschih productions FGBOU IN "Kursk state agricultural academy», e-mail: [email protected] bodies. (4712) 58-14-03.
PASHKOVA M.I.,
candidate of agricultural sciences, associate professor, department of mathematics, physics and tech-mechanics FGBOU IN "Kursk state agricultural academy", e-mail:[email protected].
SHLEENKO A.V.,
PhD, assistant professor of expertise and property management, FGBOU IN " Southwestern State University", e-mail: [email protected].
GERASIMOVA V.V.,
graduate student FGBOU IN "Kursk state agricultural academy", tel. (4712) 58-14-03.
Essay. The aim of the study was a technique that would allow at a minimum load-on classroom teacher to help master the discipline. In existing techniques consistent presentation of the material is the same drawback associated with the sequence. The available class time of auto-matically reduces the time studied in the audience sections of discipline. So we went on Board the way of alternatives, ie, from the core of the discipline itself. Serpentine connect other questions for the concept of assimilationtion. Special attention is paid to practical and seminars, in which students are protecting, are their projects of research using methods of development, independent work, in which the show-us basic calculations and interpretation of research results, using reclaimed in Discitis-Pliny methods and collection of skills and information processing, as well as the experimental results.
Keywords: theory, practice, discipline, correlation analysis, statistics.
Введение. С давних времен известна поговорка «Не давай мне рыбу, научи ловить». Так и освоение дисциплины связано с умением, с помощью знаний добывать ту самую «рыбу». И, чем скорее и эффективнее будет она освоена, тем результативнее на практике применена [1.-С.49; 2.- С.58; 3. - С.108; 4. - С.24; 5. - С.135].
Материалы и методы. Остановимся подробнее на
методике изучения дисциплины «Статистика». Традиционно ее излагают последовательно, начиная с исторической справки, особенностей статистики как науки и ее методов. И пока дойдут до «корреляционного анализа», прогнозирования и интерпретации остается очень мало времени для его реального применения, а ведь именно корреляция является основой основ для выявления существующих связей исследуемых процессов на практике,
происходящих в той или иной отрасли промышленности или сельского хозяйства.
По разработанной нами методике «Серпантин из центра» предлагаем начинать изучение дисциплины с самых сложных для понимания разделов [6.- С.26], тем более что на нее отводится, как правило, две установочных, т.е. лекционных недели, а это 4-5 лекций. Встречающиеся формулы в прямой регрессии и для вычисления коэффициенты корреляции желательно с обоснованием дать готовые. Студентам четвертого, пятого семестра обучения легче подставить данные в готовые формулы и получить результат, нежели каждый раз решать систему линейных уравнений, пусть даже с двумя переменными в однофакторной модели.
На практике следует дать возможность раскрытия способностям в освоении новой дисциплины каждому студенту, предложив более простые темы подготовить в виде презентаций или просто докладов с обсуждением и дискуссией, в которой задаваемые вопросы также отмечаются преподавателем баллами в модульно-рейтинговой системе оценок.
Таким образом, закручивая спираль от центра, мы перейдем к вопросам сущности, классификации, сопоставимости рядов динамики (снизу) и однофакторному, многофакторному регрессионному анализу (сверху). А дальше к особенностям построения индивидуальных и сводных индексов, и индексному методу анализа (снизу), с сверху спирали - к достоверности полученной информации при сборе и анализе ее обработки. Такой подход позволяет не только рассмотреть, прослушивая студентов, все темы дисциплины, но и успеть выполнить расчетно-графические работы (РГР), необходимые для усвоения материала и применения его на практике в виде: составления и обработки рядов, касающихся конкретных исследований предприятий АПК [7. - С.48], производительности труда на предприятиях или фирмах, заработной платы с учетом статистических данных по региону, основных фондов, научно-технического прогресса и себестоимости, с использованием обработки статистического материала конкретных объектов исследования.
Результаты и их обсуждение. Данная методика апробирована на группах студентов специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения с объемом часов на аудиторную работу 30% и самостоятельную работу 70% от общего объема 100%, а также «Менеджмента организации» очной формы обучения в РГСУ на кафедре «Муниципальное государственное управление, гражданское и уголовное право» с объемом аудиторной работы 70% и самостоятельной в 30%.
Результаты превзошли все ожидания. Заочники, работающие вне г. Курска и Курской области, приехав на сессию и предварительно взяв задание, представили данные исследования в виде РГР, не говоря уже о заочниках, находящихся в г. Курске и Курской области.
Очная форма обучения тоже порадовала результатами, теперь студентам не казалось, что к ним завышенные требования и, они четко усвоили, что любой материал, примененный на практике, является еще одним методом исследования. Успеваемость студентов в группах, преподаваемых по данной методике, составила 98-99%, а качество образования - 80-90%. Качество определялось отношением хороших и отличных оценок к общему количеству сдававших экзамен студентов.
Заключение. Предложенная нами методика, названная «Серпантином из центра», особенно эффективна, когда объем аудиторных часов не превышает 50 %, а на самостоятельную работу отводится более 50% материала. Наши исследования показывают, что при минимальном изложении преподавателем получается максимальный эффект усвоения через РГР и презентации. При данном подходе к изучению дисциплины следует особо сделать упор на подготовку самого преподавателя. Преподаватель должен находиться в теме при изучении всего курса и быть готов к любым вопросам со стороны студентов. Поскольку при подготовке они пользуются не только рекомендованным списком литературы, но и интернет-ресурсами, и специальными сайтами, да и жизнь им подкидывает немало интересных задач, к которым применима статистика.
Список использованных источников
1. Достижение максимальной эффективности в области образовательных услуг / Е.Е. Сивак, С.Н. Волкова, Т.В. Белова и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- 2015. - № 7. - С.49-51.
2. Сивак Е.Е., Герасимова В.В., Пашкова М.И. Особенности новаторства и лидерства в АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- 2015. - № 7.- С.58-60.
3. Волкова С.Н. Инновационно-инвестиционный процесс прогнозирования эффективного управления АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 8.- С. 108-111.
4. Комплекс мероприятий, позволяющих повысить эффективность функционирования народного хозяйства «Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве» (материалы международной научно-практической конференции, 28-29 января 2015 г., г. Курск, ч.2) / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова, В.В. Герасимова. -Курск: Изд-во: Курск. гос. с.-х. ак.- 2015. - С.24-27.
5. Волкова С.Н., Таныгин О.Ф. Концепция прогнозирования состояний социально-экономических систем АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- 2015. - № 9. - С. 134-139.
6. Волкова С.Н. Обработка результатов эксперимента. Учебное пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2011. - С.48.
7. Волкова С.Н., Бунин А.И. Математическая статистика. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2015. - 79 с.
List of sources used
1. Achieving maximum efficiency in the field of educational services / EE Sivak, SN Volkov, TV Belov and others // Bulletin of the Kursk State Agricultural akademii. - 2015. - № 7. - S.49-51.
2. Sivak E.E., Gerasimovа V.V. Pashkovа M.I. Features of innovation and leadership in agribusiness // Herald Cours-tion state agricultural akademii. - 2015.№ 7 .- S.58-60
3. ^Ш^а SN Innovation and investment process forecasting effective agribusiness management // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 8. - S.108-111.
4. A set of activities that allow rose-Sit effective functioning of the national economy "Actual problems of innovative activity and Flow rate in agricultural production" (materials of international scientific-practical conferences-tion, on January 28-29, 2015 in Kursk, Part 2) / S.N. ^Ш^а, E.E. Sivak, M.I. Pashkov V.V. Gerasimov // Kursk: Publishing house: Kursk. state. agricultural ak.- 2015. - S.24-27.
5. Volk^ov^ S.N., Tanygin O.F. The concept of predicting the state of socio-economic systems // Herald APK Kursk State Agricultural akademii.- 2015. - № 9. - S.134-139.
6. Volk^ov^ S.N. Processing of the experimental results. Tutorial. - Kursk: Publ: Kursk. state. agricultural ak., 2011. - P.48.
7. Volk^ov^ S.N., Bunin A.I. Math statistics. - Voronezh: Publishing house: Kursk. state. agricultural ak, 2015. - 79.