Научная статья на тему 'Альтернатива мультикультурализму'

Альтернатива мультикультурализму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
671
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРКУЛЬТУРАЛИЗМ / INTERCULTURALISM / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР / CULTURAL DIVERSITY / КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL EDUCATION POLICY / МОРАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / MORAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Е. В.

Заявив о себе в качестве альтернативной квебекской культурной политики, интеркультурализм возник на критике канадского мультикультурализма. Показательно, что именно проблемам образования, формирующего культурную идентичность в объективных условиях культурного разнообразия, в интеркультурализме уделяется большое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Having established themselves as an alternative of the Quebec cultural policy, interculturalism arose in the criticism of canadian multiculturalism. It is significant that the problems of education, which forms cultural identity in the objective conditions of cultural diversity, are given great attention in intercultural education.

Текст научной работы на тему «Альтернатива мультикультурализму»

5. Морозова Т.Л. О концепции человека в литературе / Спор о человеке в американской литературе.- М.,1990.

6. Сигида Д.А. Искусство в художественной жизни современного российского общества (культурфилософский дискурс)// Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Краснодар, 2012.

Козлов Е.В.

АЛЬТЕРНАТИВА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМУ

Московская Академия Следственного Комитета РФ, РАНХиГС при Президенте РФ

Ключевые слова: интеркультурализм, мультикультурализм, разнообразие культур, культурная образовательная политика, моральный контракт.

Аннотация. Заявив о себе в качестве альтернативной квебекской культурной политики, интеркультурализм возник на критике канадского мультикультурализма. Показательно, что именно проблемам образования, формирующего культурную идентичность в объективных условиях культурного разнообразия, в интеркультурализме уделяется большое внимание.

Keywords: interculturalism, multiculturalism, cultural diversity, cultural education policy, moral contract.

Abstract: Having established themselves as an alternative of the Quebec cultural policy, interculturalism arose in the criticism of canadian multiculturalism. It is significant that the problems of education, which forms cultural identity in the objective conditions of cultural diversity, are given great attention in intercultural education.

Критика мультикультурализма в определенных случаях приводит к формированию альтернативных сценариев для упорядочения межкультурной коммуникации и административного влияния в сфере отношений между различными этнокультурными группами. Концепт интеркультурализм как раз и возникает на такой критической волне, возникшей в ходе анализа неудач мультикультурализма.

Мультикультурализм в Канаде с 1976 г. был возведен в ранг официального политического курса. В Квебеке как реакция на этот курс возникает интеркультурализм.

Этнокультурный плюрализм стимулировал выработку политических программ по упорядочению культурного разнообразия

[1]. Квебекский вариант мультикультурализма (интеркультурализм) обнаруживает определенные отличия от политики федерального руководства, да и возникал в качестве оппозиционного или альтернативного.

Полагаем необходимым представить детали возникновения концепта, практику применения политических мер, демонстрирующих опыт, пусть и не бесспорный, работы с культурным разнообразием.

До 1960-х гг. политики Квебека не уделяли большого внимания проблемам включения в культурный контекст новых групп, состоящих из иммигрантов. Однако, начиная с этого периода, начинается разработка программ интеграции иммигрантов в лингвокультурный контекст англоязычной Канады. Франкоязычная Канада не мгла стоять в стороне от этих процессов.

Кроме того, в это время пришло понимание того, что принадлежность к канадско-французской культурной среде определятся отныне не по конфессиональным, но по лингвистическим факторам [2].

Заботами о социальном, культурном и политическом будущем объяснялась выработка программных документов, в основу которых был положен доклад Королевской комиссии, проведшей инспекцию учебных заведений Квебека. В центре внимания инспекторов было обучение иммигрантов. Было отмечено, что «новые канадцы» -молодые поколения иммигрантов, сориентированы самим процессом обучения на интеграцию в англоязычную культуру. В докладе изучались социальные, культурные, административные и психологические факторы, способствующие такому положению вещей.

Были сделаны весьма важные выводы, связанные с необходимостью политики по повышению престижности и привлекательности франкоязычной Канады для иммигрантов. Относительно социально-психологических моментов, то было отмечено, что обществу необходимо совершить определенные действия по преодолению недоверия и враждебности в отношении приезжих. Для Канады, как в целом, так и для отдельных регионов, такие факторы приобретали принципиальное значение, ибо будущее этой страны напрямую связано с иммиграционной политикой. Конкуренция между англофонной и франкофонной частями канадского государства вылилась в борьбу за иммигрантов.

Было рекомендовано открыть учебные заведения для иммигрантов любого возраста, желающих обучаться французскому языку. Такая мера еще раньше была принята в англофонных регионах [3].

Как было отмечено, что на базе лингвистических обучающих программ для иммигрантов могут быть созданы другие программы по интеграции.

Таким образом, в 1970-х гг. на основе понимания необходимости политики по интеграции, начинаются попытки обоснования комплекса мер по работе с культурным разнообразием. Принципиально важным было понимание того, что, прежде чем принимать решения по воплощению в жизнь интеграционной политики, квебекский социум должен прийти к консенсусу о том, что общество нуждается в иммигрантах и расположено к их приему.

С 1978 г. выпускается двухтомное издание Белой Книги (Livreblanc) [4], содержащей отчеты комиссий, подзаконные акты и аналитические материалы, изучающие культурный ландшафт Квебека. Белая Книга представляет различные сегменты этого ландшафта: франкоязычное большинство, англоязычное меньшинство, миноритарные этнокультурные сообщества (иммигранты), автохтонные группы. Кроме того, в данном издании содержится разграничение сфер компетенции правительственного регулирования культуры и областей, где подобное вмешательство представляется невозможным или нежелательным.

В частности, в книге содержатся установки, на которых базируется политика в отношении этнокультурного разнообразия. Так, государственный министр по вопросам культурного развития в своем докладе в 1978 г. указывал следующее: «В той же мере, в какой правительство Квебека уважает миноритарные группы и желает способствовать их культурному развитию, столь же оно заинтересовано в оптимизации всех средств для их взаимодействия с культурой франкоязычного большинства. Кроме медленной или ускоренной ассимиляции или консервативного изоляционизма в атмосфере закрытости и сегрегации, существует практикуемый нами путь культурных обменов в рамках культуры Квебека» [5].

Капитал, привносимый в доминирующую культуру культурами миноритариев, рассматривается в качестве ее необходимого и прогрессивного обогащения.

Модель интеграции в Квебеке не является ни американским «плавильным котлом» (meltingpot), ни ассимиляцией, практикуемой во Франции. Квебекские власти избрали подход, при котором миноритарии сохраняют свое культурное наследие. При этом акцентируется, что такой подход не должен способствовать существованию параллельных и изолированных сообществ.

Перспективы развития культуры меньшинств возможны именно в пространстве культуры большинства.

Традиционная французская культура, в ее квебекском варианте, должна выступить в качестве пространства для конвергенции. Здесь миноритарные культуры манифестируют свои ценности.

С 1968 г. в правительстве Квебека создается министерство по вопросам миграции, в задачи которого входит управление миграционными процессами.

Подведем некоторые предварительные выводы: важным отличием интеркультурализма от мультикультурализма оказывается забота о языке, являющемся, в свою очередь, символическим средоточием и центральной несущей конструкцией культуры «принимающего» большинства. Последнее понятие также в основном отсутствует в различных типах мультикультурализма. Интеркультурализм, таким образом, утверждает идею культуры большинства, унифицируя в праве всех, но при условии сохранения ее доминирующих позиций.

Правительство Квебека подтверждает право на культурное разнообразие и поддерживает культурные сообщества в их стремлении сохранять и развивать свою оригинальную культуру. Недвусмысленно высказываясь за гармонизацию и приложение совместных усилий для развития общества в Квебеке, власти декларируют, что (со)присутствие на одной территории различных культурных сообществ является подлинным богатством социума. При этом, правительство приветствует вклад в коллективную культуру со стороны всех этнокультурных сообществ.

Специальная комиссия по обустройству и интеграции иммигрантов разрабатывает в 1984 г. вполне детальный план действий [6]. Он может быть интересен тем, что конкретизирует практические формы и методы воздействия властей на культурную жизнь многонационального и неоднородного общества. В частности, в плане обозначены сферы государственной компетенции, предполагающие непосредственное вмешательство со стороны властей. Такими сферами выступают: обучение, культура, социальные службы, здравоохранение. Кроме того, отдельно выделяются сферы компетенций, связанных с трудоустройством, обеспечением жильем, соблюдением прав женщин, налаживанием и поддержанием связей с руководством этнокультурных групп иммигрантов. Успех модели интеграции предполагает эффективные результаты, которые должно получить государство, осуществляя свое вмешательство в каждую из вышеупомянутых сфер.

В плане просвещения, интеркультурное обучение ставит перед собой задачи образования и воспитания граждан, способных ценить культурные различия и являться членами мультикультурного общества, что равносильно использованию возможностей для развития и самосовершенствования в позитивном контакте с различными культурами. Подобный контакт обогащает культурную, экономическую и социальную жизнь населения, проживающего на определенной территории. Обучение интеркультурализму предназначено не только для членов культурных сообществ, но для всех сегментов социума, включая франкофонов и англофонов. Такие образовательные программы не должны быть применимы исключительно в среде культурных меньшинств, но их следует распространять и на монокультурные группы большинства. Цель подобного обучения — воспитание открытости, в отношении других культур.

В 1990 г. правительственные структуры непосредственно участвуют в выработке документа, оговаривающего условия и модальности специфического морального контракта. Этот текст продиктован заботой о будущем Квебека и содержит ответ политики интеркультурализма на вызовы современного мира. Моральный контракт обращен ко всей совокупности квебекского общества и основывается на следующих принципах:

- общественным языком (языком социального диалога) является французский язык;

- условием существования демократического общества в Квебеке выступает совместный вклад всех его членов в развитие социума;

- открытость общества предполагает межкультурный обмен и декларирует восприимчивость ко всем вкладам со стороны этнокультурных сообществ в контексте уважения фундаментальных демократических ценностей.

Список литературы

1. Благородова Е.А. Культурная политика как возможность преодоления кризиса культурной идентичности. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филос. н., Ростов-наДону, 2013.

2. http://ieim.uqam.ca/?lang=fr

3. http://ieim.uqam.ca/spip.php?article9309&lang=fr

4. Les limites indépassables de l'interculturalisme en context// www.assnat.qc.ca/.../Process.aspx

5. https://criec.uqam.ca/upload/files/textes_en_lignes/interculturalisme.

pdf

6. L'intercultealismequebecois//acfas.ca/.../l-interculturalisme-quebecois

Кудряшова О.В., Сушков В.Н., Шаталов М.А.

ПАМЯТЬ О ПОБЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ВЫИГРЫША РОССИИ В ГИБРИДНОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Воронежский государственный университет Воронежский институт развития образования Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: победа, поражение, выигрыш, бенефициар, заказчик, вдохновитель, организатор, гибридная война, ядерное оружие, экономический кризис.

Аннотация: Данная статья акцентирует внимание ситуации на мировой арене и актуализирует вопрос российского положения в гибридной мировой войне. Авторами подчеркнута необходимость укрепления памяти о Победе в Великой Отечественной войне.

Key words: victory, defeat, win, beneficiary, customer, inspirer, organizer, hybrid war, nuclear weapons, economic crisis.

Abstract: This article focuses attention on the situation on the world arena and updates the issue of the Russian situation in a hybrid world war. The authors stressed the need to strengthen the memory of Victory in the Great Patriotic War.

Современная война на Донбассе является одним из локальных эпизодов, продолжающихся с 1914 г. мировых войн, поочередно принимающих формы «горячей» и «холодной». В настоящее время речь идет о гибридной стадии мировой войны против России, в рамках которой конфликт на юго-востоке Украины имеет чрезвычайной значение.

Более чем столетняя история показывает, что национальные государства в этой глобальной борьбе за власть на планете стали инструментом обеспечения господства мировой элиты, реализации мировой элитой своих целей.

Набирающее силу движение «Бессмертный полк», предстоящая 73-я годовщина празднования Дня Победы, происходящие в мире события, в том числе процессы пересмотра итогов Ялтинской и Потсдамской конференций стран-победительниц 1945 г., а также новые факты, ставшие известными общественности, позволяют комплексно пересмотреть причины прошедших мировых войн, назвав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.