Научная статья на тему 'Алтайский край: эволюция регионального политического режима'

Алтайский край: эволюция регионального политического режима Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алтайский край: эволюция регионального политического режима»

Ю.Г. ЧЕРНЫШОВ

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Становление и развитие региональных режимов, на наш взгляд, необходимо рассматривать с учетом объективно сложившейся специфики региона, с выделением этапов, характерных существенными изменениями в отношениях региональной власти: а) с федеральным центром; б) с местными политическими элитами; в) с институтами гражданского общества.

Применительно к Алтайскому краю, видимо, оправданно рассматривать эволюцию регионального режима в связи со сменой пяти губернаторов, находившихся у власти с 1991 по 2011 гг.: Владимир Федорович Райфикешт (1991-1994), Лев Александрович Коршунов (1994-1996), Александр Александрович Суриков (19962004), Михаил Сергеевич Евдокимов (2004-2005), Александр Богданович Карлин (2005 - н.в.).

Объективно сложившаяся специфика региона связана, в частности, с тем, что Алтайский край расположен на юге Западной Сибири, он граничит не только с другими российскими регионами (Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай), но и с «ближним зарубежьем» - Республикой Казахстан. Есть особенности и в административно-территориальном делении: насчитывается 795 муниципальных образований, из них муниципальных районов - 60; городских округов - 11; городских поселений - 6; сельских поселений - 718. Население (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 2607,4 тыс. чел. (13% населения СФО, 1,80% населения России), по численности населения

край занимает 5-е место в СФО, 21-е место в России. Плотность населения - 15,4 человек на 1 км2. По плотности населения Алтайский край занимает 2-е место в СФО. Доля городского населения -53,2%, сельского - 46,8%. По уровню урбанизированное™ край занимает 10-е место в СФО. Ярко выраженная «аграрность» региона нередко проявляется и в политической культуре, и в политическом поведении населения. С приходом к власти А.А. Сурикова край на долгое время стал звеном «красного пояса» [см. Чернышов, 1997], однако и после выхода из этого «пояса» протест-ный потенциал продолжал оставаться сравнительно высоким.

В целом региональный режим прошел несколько стадий в своем развитии. Радикальное и затем умеренное реформаторство (В.Ф. Райфикешт, Л.А. Коршунов) сменилось реставрацией и консервацией (А.А. Суриков), затем последовала радикально-анархическая ломка сложившихся порядков (М.С. Евдокимов), закончившаяся новой реставрацией, но уже при господстве не левых сил, а «Единой России» (А.Б. Карлин).

Отношения с федеральным центром также менялись: от сотрудничества (В.Ф. Райфикешт, Л.А. Коршунов) к конфронтации (при А.А. Сурикове и отчасти при М.С. Евдокимове), а затем к модели полной управляемости региональной власти со стороны Центра (при А.Б. Карлине). Фактически А.Б. Карлин был делегирован как «эмиссар» из Москвы для «замирения» региона после гибели «опального» М.С. Евдокимова [см. Чернышов, 2006]. Ему удалось погасить войну ветвей власти и фактически выдавить из политического пространства А.Г. Назарчука с его аграрно-коммунисти-ческой клиентелой, часть которой переметнулась на сторону нового губернатора. Ряд успешных проектов позволил улучшить имидж края, однако по уровню средней зарплаты край продолжает занимать последнее место в Сибирском федеральном округе. Выросла роль «Единой России», региональное отделение которой возглавил сам губернатор. Однако стиль управления во многом стал напоминать тот, который был при А.А. Сурикове: больше порядка, но больше и формализма. «Левая» оппозиция в краевом парламенте последовательно маргинализировалась. Почти исчезла конкуренция элит. Вновь активно начали выстраиваться привластные совещательные органы из управляемых «общественников». Был изменен порядок формирования Общественной палаты: если раньше

большая часть состава палаты избиралась, то теперь фактически весь состав становится назначаемым. Были заведены уголовные дела на мэров двух крупнейших городов - Барнаула и Бийска. В этих городах, а также во многих районах края продавливаются решения об отмене всенародных выборов. Скандалом закончились «общественные слушания» по вопросу об отмене выборов мэра Барнаула (октябрь 2010 г.): пришедшие на эти слушания сотни горожан не были допущены в зал с помощью милиции.

Растущее отчуждение населения от власти пытаются компенсировать благополучными отчетами перед федеральным центром и разного рода экзотическими прожектами - наподобие перенесенной с одного места на другое «игорной зоны» или выращивания в промышленных масштабах французского винограда и изготовления из него «французского» вина.

Что касается отношений с гражданским обществом, то в регионе так и не были созданы эффективно действующие самостоятельные институты. Наиболее активный, но хаотичный их рост наблюдался лишь при первых двух губернаторах. Сейчас в некоторых СМИ еще сохраняется относительная свобода слова, есть несколько не зависимых от власти дискуссионных «площадок», однако власть все в большей степени демонстрирует заинтересованность лишь в «ручных» структурах, которые бы одобряли все принимаемые ею решения [Доклад, 2011]. В этой ситуации, а также в связи с отменой выборов глав муниципальных образований растет отчуждение населения от власти, заинтересованной в основном лишь в поддержании видимости «стабильности и порядка» перед лицом федеральной власти.

ЛИТЕРАТУРА

Чернышов Ю.Г. Выборы главы администрации Алтайского края // Институт губернатора в России: Традиции и современные реальности. - М.: Изд-во РАГС, 1997. - С. 89-104.

Чернышов Ю.Г. СМИ и губернаторство Михаила Евдокимова // СМИ и общество: Материалы Всероссийской конференции. Москва, 10-11 апреля 2006 г. - М.: Издательский дом «Хроникер», 2006. - Кн. 5. - С. 209-218. - Режим доступа: http://www.old.frip.ru/newfrip/cnt/analitic/sel?cid=6 (Дата обращения: 30.06.2011.)

Чернышов Ю.Г. Формирование имиджа Алтайского края: Взгляд историка и политолога // Дневник Алтайской школы политических исследований. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2007. - № 23: Современная Россия и мир: Альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке). - С. 211-213. - Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/prints/dn23.html (Дата обращения: 30.06.2011.)

Доклад о состоянии гражданского общества в Алтайском крае 2010-2011 гг. Барнаул, 2011 г. // Независимая общественная палата Алтая. - Режим доступа: http://www.nopak.ru/index.php?go=News&in=view&id=320 (Дата обращения: 30.06.2011.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.