А вот другое направление в развитии резного декора - с применением орнаментально-композиционных систем народного традиционного искусства - представляет для нас больший интерес. Именно оно дало свои национальные особенности этому направлению. Эго, в первую очередь, применение элементов гуцульской плоской резьбы. Как монохромной, так и полихромной. Ярким примером этого есть резной декор иконостаса и большинства предметов церковного интерьера церкви Св. Апостолов Петра и Павла (1935 г.) из известного гуцульского курорта с. Ворохта Надворнянского района Львовской области Украины. На большинстве изделий, декорированных гуцульской плоской резьбой, сохранен натуральный цвет дерева, что придает интерьеру и изделиям особенной специфики.
Немного по другому решен резной декор иконостаса церкви Благовещения с. Гребенив (1927 г.) Сколевского района Львовоской области. Здесь гуцульская плоская резьба - полихромированная. Это придает резному декору красочности и подчеркивает «народный стиль» в оформлении резным декором. Именно такие вещи и создают, как заявлено в заглавии нашей статьи, свои особенности декоративной резьбы украинских церквей конца Х1Х - начала ХХ веков.
Необходимо подчеркнуть еще одно направление в декоративной украинской сакральной резьбе конца Х1Х - начала ХХ веков
- это наследование за характером трактовки рисунка невысокого рельефа резьбы украинской народной графики, а также стиля известного украинского графика начала ХХ века Георгия Нарбута. Этот художник-график и работал в манере наследования народной графики. Именно в такой манере выполнена декоративная резьба опорных частей иконостаса и некоторых элементов интерьера как, например, престол и др.
Эти и другие направления и создают особенности декоративной резьбы украинских церквей конца Х1Х - начала ХХ веков. В будущих исследованиях, несомненно, надо изучить шире каждое из этих и других направлений украинской сакральной резьбы. Особенно специфический вид надает интерьеру церкви наследование гуцульской плоской резьбы. Эти и другие особенности, по нашему мнению, недостаточно учитываются при оформлении новых церквей на территории стран СНГ и других государств.
Литература
1. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. М.: Государственное издательство «Искусство», 1956г. - 1966г.
2. Драган М. Украшська декоративна рiзьба ХV[-ХVIII ст. — К.: Наукова думка, 1970. — 202с.
3. Нога О. Украшський стиль в церковному мистещш Галичини кшця Х1Х-початку ХХ столпъ. — Львiв: Украшсью технологи, 1999. — 160 с.
4. Одрехгвський Р. Сакральна рiзьба по дереву в Галичини XIX - першо! половини XX столпъ. ( 1сторш та художш особливостт). - Львiв: Афша, 2006. - 288с., in.
5. Селгвачов М. Лексикон украшсько! орнаментики. — К.: Редакция вюника “Ант”. — 2005. — С. 399.
Шокорова Л. В.
Кандидат искусствоведения, доцент, Алтайский государственный университет АЛТАЙСКАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ КАК ВИД НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматривается история развития алтайской домовой росписи, ее стилистические особенности и основные мотивы. Автор рассматривает технологию выполнения росписи и дает подробное описание сюжетов и приемов росписи.
Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, традиции, традиционной декоративной живописи, Урал, Алтайский край.
Shokorova L.V.
The Altay State university Candidate of Art Criticism, Associate Professor ALTAYSKAYA DECORATIVE PAINTING AS A KIND OF TRADITIONAL FOLK CULTURE
Abstract
The article examines the history of the development of the Altai house-painting, its stylistic features and the basic motives. The author examines the technology of the painting and gives a detailed description of the subjects and techniques ofpainting.
Keywords: folk arts and crafts, tradition, traditional decorative painting, the Urals, Altai Krai.
Искусство народных росписей принесено на Алтай в XVIII веке и складывалось в тесном взаимодействии с местными ремёслами — посудным и токарным, мебельным и сундучным, бурачным, подносо — клепальным и другими и являлось традиционным украшением избы старожилов. Немалая роль в её развитии принадлежала профессиональным живописцам и иконописцам, в том числе пришельцам из Европейской России, с Устюга и Сольвычегорска, Москвы и Суздаля, а также малярам
— красильщикам — отходникам, ежегодно приезжавшим в Сибирь из Вятки и Костромы. «Они являлись носителями высокоразвитой русской народной художественной культуры, профессиональных навыков в области декоративной резьбы и росписи по дереву, издревле сложившихся в северных русских областях». [3]
К середине XIX века на Урале и в Сибири сформировались такие известные школы росписи, как Нижнетагильская, Вятская, Тюменская. Поэтому масляную роспись часто называют урало - сибирской. Распространение народной декоративной росписи от Урала до Алтая способствовало приобретению стилевых признаков этого вида искусства, но в нем также прослеживаются и отличительные особенности характерные для разных регионов.
Развитию тюменской декоративной живописи способствовали деревообрабатывающие промыслы, активно развивающиеся в окрестностях Тюмени и, как следствие, наличие мастеров, изготавливающих деревянную посуду, коромысла, сани, дуги, прялки, мебель, которые расписывались яркой свободной кистевой росписью. Особенно ярко украшались росписью туеса (бураки), поэтому их и называли расписными. Отличавшиеся высоким качеством с ярким цветочным узором, выполненным приёмом свободной кистевой росписи, бураки пользовались большим спросом среди крестьянского населения.
Лучшие мастера объединялись в группы, в которых обязательно был профессионал, умеющий выполнять все работы, в том числе составлять сложные колера, второй мастер, помогающий первому в работе внутри дома и подмастерья, грунтовавшие стены и потолки под роспись. Такие группы часто отправлялись на заработки в различные селения и города Сибири, в частности, на Алтай, расписывая дома местного населения и тем самым распространяя традиции домовой росписи и создавая варианты своего искусства в соответствии со вкусом местного населения.
В отличие от европейской части России, где дома украшались большей частью снаружи, на Алтае снаружи дома не расписывали, лишь иногда окрашивая наиболее выразительные его части - окна, двери, карнизы, калитку, ворота. Отделка жилища масляной краской была дорогой.
В алтайских деревенских избах расписывалось зачастую практически все внутреннее помещение, таким образом, создавая ансамбль интерьерной росписи: росписью «цветками» в интерьере дома украшались однополотные, двухполотные двери, опечки, потолки, полати, стены. Дома с декоративными стенными росписями называли «крашеными».
Это чисто алтайское явление, не имеющее аналогий ни в одной из других сибирских областей. Богатейшими узорами покрывались потолки, двери, простенки, полати. «Лучшие алтайские интерьеры не создают впечатления назойливости и перегруженности. Объяснение этому надо искать в многовековой истории русской кистевой росписи, сохранившей при богатстве
108
узора простоту и гармоничность композиций. Характерной чертой алтайской стенописи является её оптимизм, поэтичность, жизнерадостность, достигаемых, в значительной степени, за счёт колорита». [6]
Для росписи использовались местные минеральные и растительные краски, и соответственно, цветовая гамма влияла на колорит. Живопись выполнялась на цветном фоне техникой двухцветного мазка с белильной разживкой и декорировалась черными графическими элементами - приписками, которые выполняли гусиным пером или тонкой кистью. Кисти у мастеров были самодельные: щетинистые круглые, кисти для грунтовки, также в росписи использовали заячью лапку и пальцы. Характерной особенностью выполнения росписи является способ держания кисти «пенёчком» и вращение её вокруг своей оси, тем самым за одно движение создавая определенный элемент. В результате получались мягкие переходы от одного цвета к другому, смотревшиеся удивительно гармонично на загрунтованном особым способом фоне, имевшим большую прочность и сильный блеск. Подмалёвок элемента мастера наносили пальцами, используя краску основного цвета, и на непросохшем рисунке кистью прорабатывали лепестки цветов, оттеняли их белилами и наносили моделирующую оживку.
Стилистические особенности и композиции некоторых из видов росписи восходили к образцам XVII века. Росписи, подобные алтайским, встречаются по всей Восточной Европе, но, несмотря на внешнюю похожесть, отличаются и самобытностью сюжетов и приёмами росписи.
Фон алтайских росписей, в основном, красный. Основными тонами в колористическом решении служат красный и синий, которые дополняются зелёным, золотисто — жёлтым, малиновым, а также белым и чёрным в контурах и разживках. Основными мотивами росписи являлись растительные элементы - цветы, листья, ягоды, бутоны, фрукты, скомпонованные в компактные букеты, гирлянды или венки. Иногда в композициях встречались изображения птицы и человека.
Ведущий мотив росписи - цветущий куст или дерево, вырастающее из вазона, а над ним изображаются две птички, нередко строящие гнездо. Для алтайской росписи характерно изображение цветка фронтально, в виде круглого пятна, иногда с условно обозначенными белым или чёрным контуром краями лепестков. Листья имели либо стручковидную либо сильно удлинённую ланцетовидную или перистую форму, и были написаны двумя, тремя или более мазками, свободно, кругообразно движущими в одном направлении. Каждый мазок кисти имеет сам по себе законченную, плавную, пластическую форму.
Сюжетной особенностью алтайской росписи - распространение геометрических мотивов, характерных для резьбы, которые постепенно были вытеснены растительным орнаментом, на который оказала влияние местная природа. Вместо кругов стали рисовать венки, вместо розеток - пышные алтайские цветы: огоньки, Марьин корень, появилось изображение горного алтайского тетерева. Наиболее древний и характерный мотив росписи - цветочный куст, растущий из вазона. Красный, насыщенный цвет фона сочетается с синей, ультрамариновой рамкой.
Существовал и другой тип росписи - «белый», более поздний, который можно назвать народным вариантом понимания русского ампира - розетки и венки по белому фону. Но «красная» роспись преобладала. По её художественным законам расписывалась на Алтае и домашняя утварь - прялки, ушаты, коромысла, настенные шкафчики.
В первой половине XX века промысел приходит в упадок, что связано, скорее всего, с изменением вкусов сельского населения, которое в отделке помещения стала применять более дешёвые варианты — штукатурку, оклейку обоями, побелку. К тому же активное развитие промысла привлекло большое количество непрофессиональных мастеров, что привело к снижению художественного качества росписи.
Также связанной с переселенческой культурой является и роспись прялок, которая была более сложной по своим истокам и более разнообразной. О вологодском происхождении говорит техники трёхгранно - выямчатой резьбы со следами росписи из красных розанов с белыми ошивками на тёмном фоне, а преобладание сине - зелёных холодных тонов на красно - оранжевом фоне свидетельствуют о вятских корнях. Композиции на прялках, в основном, сходны с украшением дверей и «имеют вид цветущего дерева с маленькими красными птичками на верхушке. Ствол состоит из цветов - кругов, соединённых приписками, и заканчиваются вверху тремя ягодками, одна над другой. В обе стороны и вниз от ствола располагаются, чередуясь, ряды ягодок и листьев». [6] Расписные прялки были распространены по всему краю. Это говорит о том, что все они были сделаны и расписаны в каком - то одном центре и разошлись по разным местам посредством ярмарок, торговли в городах и т.д. Таким образом, соблюдалась каноничность, которую соблюдали и перенимали друг у друга мастера, работавшие в разных местностях».
Алтайская домовая роспись сформировалась в процессе взаимовлияния принесённых на Алтай традиций и отражает широкий спектр народной культуры. «Думается, что роспись в интерьере жилища, как и на прялках, была связана с темой райского сада, прекрасной солнечной страны. Такое красочное окружение должно было благотворно влиять на обитателей дома, скрашивать их нелёгкую жизнь, воспитывать чувство прекрасного». [1]
Литература
1. Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М. - 1950. - С. 48 - 51
2. Барадулин В. А. Стенописи крестьянского дома на Среднем Урале// Памятники Отечества. - 1975. - №2. - С. 96
3. Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Ленинград. - 1988. - С. 148
4. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М. - 1960. - С. 71
5. Каменская, М. Н. Основы художественного ремесла. Пособие. Под ред. В. А. Барадулина. М.- 1979. - С. 118
6. Каплан Н. И. Очерки по народному искусству Алтая. - М. - 1961. - С. 23 - 37
7. Шокорова Л. В. Художественные промыслы Алтая XIX - XXI столетий: история и перспективы развития: Автореф. дис. канд. искусствоведения - Барнаул, 2009. - 18 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGICAL SCIENCE Солянкина Л.Е.
Доктор психологических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Волгоградский филиал АНОО ВПО «Международный
славянский институт»
ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНОГО ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Аннотация
В статье рассмотрен детерменант формирования профессиональной компетентности у специалиста на стадии его обучения, показан основной путь преодоления разрыва между знаниями, приобретенными бакалавром в вузе, и умениями применять их на практике. Приведены результаты эмпирических исследований, подтверждающих эффективность влияния практико-ориентированной образовательной среды на подготовку компетентного специалиста.
Ключевые слова: практико-ориентированная образовательная среда, педагогики-тьютеры, профессиональная
компетентность.
Solankina L.E.
Doctor of psychological Sciences, Professor, honoured teacher of the Russian Federation, Volgograd branch ANOO VPO "International
Slavic Institute»
TRAINING COMPETENT ECONOMIST IN TERMS OF APPLIED UNDERGRADUATE
Abstract
109