Научная статья на тему 'Алмазное сотрудничество России и ЮАР: ак «АЛРОСА» и компания «Де Бирс» в 1990-х годах'

Алмазное сотрудничество России и ЮАР: ак «АЛРОСА» и компания «Де Бирс» в 1990-х годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБЫЧА АЛМАЗОВ / ТОРГОВЛЯ АЛМАЗАМИ / РОССИЯ / ЮАР / «АЛРОСА» / «ДЕ БИРС» / «ALROSA» / «DE BEERS» / DIAMOND MINING / DIAMOND TRADE / RUSSIA / SOUTH-AFRICAN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палаткин Дмитрий Валерьевич

Отношения АК «АЛРОСА» и корпорации «Де Бирс» развивались на фоне нараставшего экономического и социального кризиса в Российской Федерации после распада Советского Союза. Очень сильный отпечаток на это сотрудничество наложили так называемые «алмазные войны» и конфликты, связанные с отчасти удавшимися попытками расхищения государственного фонда алмазов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Diamond Collaboration of Russia and the South African Republic: JSC «ALROSA» and «De Beers» Company in the 1990's

The cooperation of JSC «ALROSA» and the «De Beers» Corporation developed against the background of growing economic and social crisis in the Russian Federation after the collapse of the Soviet Union. A strong impact on this cooperation was made of the so called «diamond wars» and conflicts partly connected with the attempts at preying the public diamond fund.

Текст научной работы на тему «Алмазное сотрудничество России и ЮАР: ак «АЛРОСА» и компания «Де Бирс» в 1990-х годах»

Д.В. Палаткин

АЛМАЗНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЮАР: АК «АЛРОСА» И КОМПАНИЯ «ДЕ БИРС» В 1990-х ГОДАХ

Палаткин Дмитрий Валерьевич - аспирант отдела Азии и Африки ИНИОН РАН.

После распада Советского Союза экономика России переживала не лучшие времена. За годы реформ страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям - в дореволюционный период (1, с. 5). Возникла серьезная необходимость в стабильном притоке иностранной валюты для поддержания жизнеспособности экономики страны в целом. Одним из способов получения стабильного валютного дохода стали продажи алмазов. Традиционно цены на алмазы - одни из наиболее стабильно растущих цен в мире. В наследство от СССР России достались богатый опыт сотрудничества в области продажи камней с мировым лидером алмазного рынка мира - «Де Бирс», налаженная сеть их добычи, транспортировки и хранения и значительные запасы камней, которые находились в Гохране.

Алмазное сотрудничество России и корпорации «Де Бирс» к началу 1990-х годов насчитывало более 30 лет. После открытия значительных залежей алмазов в Якутии в 1957 г. СССР стал одним из крупнейших производителей алмазов в мире. В 1959 г. было подписано первое соглашение между СССР и «Де Бирс» о продаже сырых алмазов. С тех пор сотрудничество между СССР и «Де Бирс» не прекращалось, однако после распада СССР оказалось под угрозой. Основными инициаторами пересмотра отношений с корпорацией стали сторонники свободного вывоза алмазов из страны в обход «Де Бирс» для дальнейшей их реализации за рубежом. Это грозило серьезным падением цен на камни и криминализацией алмазной отрасли России.

11 декабря 1991 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики». Данный указ предусматривал создание на холдинговой основе ак-

ционерной компании «Алмазы России». В указе были определены два важнейших момента в создании компании: наличие у государства контрольного пакета акций и включение в состав компании предприятий, занимающихся не только добычей, но и сортировкой, обработкой и реализацией сырых алмазов. Впервые в России создавалась структура, которая не просто добывала алмазы, но и отвечала за их реализацию.

Следующим важным этапом стал указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. № 158 С «Об образовании акционерной компании "Алмазы России"». Согласно данному указу, акционерная компания «Алмазы России» является собственником произведенной ею продукции, самостоятельно устанавливает объемы добычи алмазов в пределах установленных правительством Республики Саха (Якутия) квот. В указе было зафиксировано обязательство правительства Республики Саха (Якутия) перед компанией -сдать ей в аренду основные фонды, природные ресурсы, земельные участки и другое имущество производственно-научного объединения «Якуталмаз», необходимое для функционирования компании. Федеральный центр передавал компании ряд подразделений, занятых сортировкой, предварительной обработкой и выдачей алмазов. Для обеспечения государственного контроля над деятельностью компании было решено создать Наблюдательный совет.

25 июля 1992 г. в Якутске состоялось учредительное собрание акционерной компании «Алмазы России - Саха». 13 августа 1992 г. администрация Мирнинского района зарегистрировала устав акционерной компании. Компания получила монопольное право на реализацию сырых алмазов. В указе Президента Российской Федерации подчеркивалось: «В связи с образованием акционерной компании "Алмазы России - Саха" установить, что реализация на внешнем рынке необработанных природных алмазов осуществляется исключительно через эту компанию, кроме контрольных партий, реализуемых в пределах квоты и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации».

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 г. говорилось, что при реализации своей продукции компания должна в первоочередном порядке удовлетворять потребности государственных фондов и резервов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и обеспечить безусловное выполнение обязательств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по двусторонним и международным соглашениям, относящимся к торговле природными алмазами.

31 декабря 1992 г. производственно-научное объединение «Якуталмаз» прекратило свою деятельность, передав все свои обязательства акционерной компании «Алмазы России - Саха», как своему правопреемнику, который начал деятельность 1 января 1993 г. В создании АК «АЛРОСА» очень важно отметить то, что фактически эта компания являлась правопреемницей 162

«Якуталмаза» и сохранила все его фонды и имущество. Тем самым в столь тяжелый период для нашей страны удалось сохранить единую и централизованную систему добычи и продажи алмазов, что было призвано обеспечивать стабильное поступление прибыли как в федеральный бюджет, так и в бюджет Республики Саха (Якутия) (7, с. 364).

Де-факто компания «АЛРОСА» получила право деятельности по добыче алмазов и их реализации на внешних рынках от лица государства, что возвело ее в ранг стратегически важных предприятий страны. На компанию «АЛРОСА» ложились обязанности по реализации алмазов, чем «Якуталмаз» никогда не занимался, оставаясь исключительно добывающим предприятием. Задача реализации алмазов требовала освоения новых видов деятельности, таких как маркетинг, реклама и создание сети представительств в важнейших алмазных центрах мира. Были открыты представительства в Антверпене, Лондоне, Луанде и Тель-Авиве.

Компания «АЛРОСА» постоянно наращивала добычу, а ее финансовая прибыль на тот момент облагалась 29 различными налогами, выплатами, отчислениями и начислениями. В бюджет Якутии уходила «львиная» доля налогов, начисленных на АК «АЛРОСА». В 1998-1999 гг. в бюджет Якутии ушло 55-71% поступлений от налогов, уплаченных АК «АЛРОСА». За период 1996-1999 гг. АК «АЛРОСА» перечислила налогов на сумму свыше 2 млрд. долл. США, в том числе в 1999 г. - 633 млн. долл. США. В отдельные годы величина налогов, начисляемых на АК «АЛРОСА» равнялась 90% от дохода компании. Так, в 1995 г. при доходе в 842,8 млн. долл. США компания выплатила налогов на сумму 798,4 млн. долл., а в 1996 г. из 711,8 млн. долл. прибыли было выплачено 753,7 млн. долл. Это даже превысило годовой доход компании (7, с. 368).

В конце 1995 г. истекал срок прежнего договора с корпорацией «Де Бирс». Для «Де Бирс» было исключительно выгодно продлить такие отношения, когда корпорация имела монопольные права на продажу российских камней за границей, сохраняя прежнюю структуру мировой торговли алмазами, однако в самой компании «АЛРОСА» в эффективности сотрудничества с картелем поначалу очень сомневались.

Здесь следует отметить, что 90-е годы XX в. стали для «Де Бирс» весьма противоречивым периодом. В 1994 г. в возрасте 85 лет ушел на пенсию Г. Оппенгеймер. Благодаря ему в свое время «Де Бирс» стала крупнейшей международной компанией, занимавшейся исключительно добычей и маркетингом алмазов.

В свете событий, связанных с развалом СССР, «Де Бирс» очень тревожила ситуация с добычей и продажей алмазов в России. Корпорация опасалась, что в силу сложившейся ситуации в стране значительные партии алмазов из Гохрана и Якутии могут хлынуть свободно на рынок по демпинговым ценам,

что может обрушить всю устоявшуюся структуру продаж камней картелем. Сильную тревогу руководства картеля вызывала также возможность попадания российских камней в руки мошенников, которые могли бы выкидывать партии камней на рынок по низким ценам исключительно с целью личной наживы. Этим же могли воспользоваться и огранщики из Израиля и Индии, желая получить алмазы по бросовым ценам.

С 1984 по 1996 г. объем продажи алмазов Центральной сбытовой организацией (ЦСО) вырос в 3 раза с 1613 млн. до 4834 млн. долл. В годовом отчете «Де Бирс» за 1996 г. говорится об умелом руководстве компании, и перечисляются позитивные факторы в ее работе:

- взаимозависимость «Де Бирс» и основных производителей алмазов, поддерживающих идею одноканального сбыта, с целью сохранения своего стабильного дохода;

- хорошие отношения между правительствами Ботсваны и Намибии с «Де Бирс», которые имеют потенциал для дальнейшего роста;

- занятие главенствующего положения не только в области добычи, но и в маркетинге;

- финансовая мощь «Де Бирс», позволяющая компании как держать буферные запасы алмазов, так и активно закупать их на внешнем рынке, преследуя при этом цель сохранения общего равновесия спроса и предложения;

- эффективное распределение - в интересах всех производителей -большей части мирового производства ювелирных алмазов посредством международной сети клиентов «Де Бирс», в которую входят ведущие участники мирового алмазобриллиантового рынка (8, с. 368);

- успешное ведение всемирной рекламной кампании по продвижению ювелирных изделий с бриллиантами: на эти цели выделяется 200 млн. долл. США в год, а сама кампания ведется в 34 странах мира.

Крайне важно отметить, что «Де Бирс» и ЦСО обеспечивали стабильный рост цен на сырые алмазы, что добавляло уверенности участникам картеля.

Один из аргументов в пользу отказа России от соглашения с «Де Бирс», выдвигавшихся рядом чиновников и деятелей алмазного бизнеса, состоял в том, что российские алмазы могли бы поступать свободно на рынок, независимо от «Де Бирс» и условий ЦСО. Однако контраргументы данной позиции (заметим: как и 30 лет назад) оказались более весомыми. Выход с таким количеством камней на рынок неминуемо привел бы к обвалу цен на алмазы, после чего ценообразование на них стало бы скачкообразным. Не имея разветвленной сети торговых представительств и опыта проведения рекламной кампании, АК «АЛРОСА», по оценкам аналитиков, должна была бы потратить не менее 600-650 млн. долл. США на создание сети магазинов, салонов, торговых агентств и т.д., не говоря уже о времени и усилиях, которые были бы затрачены на решение данной задачи. 164

В целом руководство компании пришло к выводу, что заключение соглашения с «Де Бирс» выгодно не только самой АК «АЛРОСА», но и отвечает долгосрочным интересам государства. Основная выгода компании заключалась в том, что ей совершенно не приходилось бы нести затраты на рекламу, продвижение и маркетинг своих алмазов. Уменьшались расходы на транспортировку и хранение камней. Компания могла спокойно работать, зная, что значительную часть добытых камней она гарантированно реализует.

Однако в процессе переговоров с «Де Бирс» возникли серьезные разногласия, препятствовавшие подписанию соглашения. В первую очередь это был вопрос о так называемом давальческом сырье. Давальческие камни - это сырые алмазы, которые вывозились за границу для огранки. Предполагалось, что затем их должны были возвращать в виде готовых бриллиантов. Большой проблемой стало отсутствие возможности проконтролировать, из тех ли алмазов, которые вывезли, сделан тот или иной бриллиант. Такая практика открывала путь для широкого вывоза сырых алмазов за границу, в том числе посредством теневой торговли. Вот как описывал данную ситуацию М. Раппопорт, издатель влиятельнейшего журнала о рынке алмазов и бриллиантов «Rapaport Diamond Report»: «Окончательный удар "Де Бирс" был нанесен после того, как алмазное сырье высокого качества стало продаваться российским обрабатывающим предприятиям и совместным предприятиям, а остающееся менее пользующееся спросом сырье (на сумму около 1,1 млрд. долл.) продавалось "Де Бирс" в соответствии с заключенным соглашением. Получалось так, что "Де Бирс" согласилась закупать остатки, в то время как хороший товар проходил у нее сквозь пальцы» (9, с. 5).

Ярчайшим примером ситуации с нелегальным вывозом российских алмазов в обход соглашений с «Де Бирс» в начале 1990-х годов стало дело фирмы «Голден-АДА». Сама компания не имела отношения к торговым операциям АК «АЛРОСА» с «Де Бирс», но оказала на них значительное влияние. Она была зарегистрирована в 1992 г. в Сан-Франциско. Ее совладельцами стали А.Б. Козленок, возглавлявший в начале 1990-х годов совместное советско-кувейтское предприятие по добыче гранита и мрамора, и два бывших советских гражданина - братья Ашот и Давид Шегиряны. С самого начала деятельности компании покровительствовал глава «Роскомдрагмета» Е.М. Бычков. По словам А.Б. Козленка, «решение о создании фирмы разрабатывалось при тесном участии Евгения Бычкова и одобрялось соответствующими правительственными инстанциями». Изначально учреждение фирмы подавалось как создание некого аналога «Де Бирс», компании, которая будет продавать значительное количество российских алмазов напрямую за рубежом при поддержке российского правительства. О заинтересованности некоторых государственных чиновников в делах «Голден-АДА» говорит и тот факт, что все необходимые согласования, одобрения и разрешения получа-

лись фирмой с завидной быстротой, и это происходило на фоне традиционной для России бюрократической волокиты. В мае-июне 1993 г. в адрес фирмы «Голден-АДА» были отгружены драгоценности, которые, по выражению руководителей «Роскомдрагмета», бесполезно «пылились мешками в хранилищах»: 25,6 тыс. каратов бриллиантов, свыше пяти тонн золотых монет (новодел), соверены, франки и другие монеты старинной чеканки общим весом около 40 кг; ювелирных изделий из золота и свыше 400 кг бытового серебра -всего перечисленного на сумму 94,6 млн. долл. Никакой кредитной линии открыто не было, драгоценности или деньги за них так и не вернули государству. Затем, в феврале-апреле 1994 г. дочернее предприятие «Голден-АДА» -фирма «Звезда Урала» получила 88,700 каратов сырых ювелирных алмазов, которые тут же были перевезены в США. Набрав за два года ценностей из Государственного фонда на 183,5 млн. долл. США, «Голден-АДА» с помпой открыла свое представительство в Сан-Франциско. Деятельность компании описывалась в исключительно превосходных тонах, но на деле все обстояло иначе. Владельцы компании растратили большую часть прибыли на приобретение особняков и квартир в фешенебельных пригородах Сан-Франциско, реактивного самолета «Гольфстрим», двух яхт, нескольких катеров, целого парка дорогих лимузинов и коллекции картин известных мастеров. Когда ценности закончились, а прибыль резко упала, совладельцы фирмы отстранились от управления. Братья Шегирян вышли из состава учредителей, а А. Козленок продал контрольный пакет акций и уехал из США (7, с. 413).

О похищенных ценностях в Москве спохватились слишком поздно. Фирма вернула ограненных алмазов только на сумму 27 млн. долл., о судьбе остальных 156,3 млн. долл. ничего не было известно. Результаты следствия выявили связь фирмы «Голден-АДА» с рядом высокопоставленных чиновников в правительстве РФ. В марте 1996 г. в Государственную думу было направлено письмо Генерального прокурора Российской Федерации, в котором отмечалось: «В процессе следствия к уголовной ответственности привлечены Бычков Е.М. по статьям 170 ч. 2, 162-7 ч. 1 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением, незаконные сделки с валютными ценностями), Козленок А.Б. по статье 147 ч. 3 УК РСФСР (мошенничество). Исследуются также вопросы о причастности или непричастности к этим преступлениям заместителя министра финансов РФ Головатого А.И., первого заместителя министра финансов РФ Вавилова А.П., бывшего министра финансов - вице-премьера правительства Федорова Б.Г., начальника финансово-бюджетного отдела Правительства РФ Московского И.Д.».

Еще одним важным фактом в пользу того, что фирма «Голден-АДА» функционировала в интересах ряда чиновников из Правительства РФ - крайне маленький срок, который получил А.Б. Козленок. 17 мая 2001 г. Мосгор-

суд осудил Козленка на шесть лет лишения свободы, а 14 ноября 2001 г. Верховный суд России снизил этот срок до четырех лет (7, с. 417).

Важно понимать, что дело фирмы «Голден-АДА» было лишь вершиной айсберга. Одновременно с ней в данной сфере работало значительное количество других фирм и компаний, которые смогли избежать уголовной ответственности, а подробностей их махинаций уже не узнать. Согласно проверке, проведенной аудиторами Счетной палаты, оказалось, что только за 1995 г. и первый квартал 1996 г. из Государственного фонда было продано алмазов на 2 млрд. долл. США.

Ситуация действительно начала приобретать парадоксальный характер. Сайтхолдеры1 ЦСО стали посмешищем в глазах более ловких коллег, которые могли не переплачивать за камни в Лондоне, а выбрать в Москве хороший и нужный им товар по демпинговым ценам. Некоторые диамантеры предпочли лишиться статуса сайтхолдеров и начать работать напрямую с Москвой.

В процессе переговоров российская делегация и делегация «Де Бирс» 23 февраля 1996 г. подписали меморандум о том, что сырые алмазы будут поступать на внешний рынок исключительно по каналам «Де Бирс». Запрещался вывоз сырых алмазов из России под видом так называемых «полуфабрикатов». Данный меморандум был попыткой пресечь поток нелегальных продаж камней за границу, что отвечало не только интересам «Де Бирс» но и «АЛРОСЫ».

На тот момент «полуфабрикаты» изготавливались быстро и просто. На алмаз наносилась одна грань, так называемое «окно» (чтобы проверить внутреннюю структуру камня), после чего, по законодательству, он переставал быть алмазом, но и не становился бриллиантом. Такая практика открыла широкие возможности для вывоза камней за границу в обход законодательства и соглашений с «Де Бирс». Подписанию договора с картелем в значительной степени препятствовали и противники соглашения внутри РФ. В первую очередь это были сторонники самостоятельных продаж камней на мировом рынке, причем не только по каналам компании «АЛРОСА». Отстаивался принцип свободной торговли камнями на рынке. Кроме того, по мнению противников соглашения, продажа полуфабрикатов или отправка камней на давальческой основе представляли собой более выгодный способ торговли алмазами. Выгода такого способа очевидна только непосредственно для продавца, который в обход официальных механизмов реализует камни по демпинговым ценам, но получает прибыль, не облагаемую налогами и другими сборами, и для покупателя, у которого появляется возможность приобрести

1. Сайтхолдер — компания, входящая в ограниченный круг дистрибьюторов дочерней фирмы компании «Де Бирс» — Diamond Trading Company.

товар хорошего качества по более низким, нежели рыночные, ценам. Государство же в лице АК «АЛРОСА» остается в стороне от этих сделок из-за несовершенства своего законодательства и вынуждено терпеть убытки в виде неуплаченных налогов, сборов и потерь в имидже. Данная практика торговли алмазами серьезно дестабилизирует сложившийся рынок драгоценных камней.

В июле 1997 г. Б.Н. Ельцин издал указ «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов». Первый пункт указа гласил: «Принять предложение правительства РФ о дальнейшем сотрудничестве с корпорацией "Де Бирс"». Наконец, 21 октября 1997 г. в Москве состоялось подписание соглашения между «Де Бирс» и АК «АЛРОСА» об экспорте сырых алмазов.

По условиям соглашения сохранялась одноканальная система сбыта алмазов. Экспорт осуществлялся исключительно компанией «Алмазы России -Саха», а эксклюзивные права на их приобретение принадлежали «Де Бирс». Сохранялась прежняя квота России в ЦСО - 26% от ежегодных продаж ЦСО. Это была верхняя граница. Можно было не выбирать всю квоту, но «АЛРОСА» обязывалась продавать алмазы картелю не менее чем на 500 млн. долл. в год. Объем контрольных партий составил 5%, а по мелкому сырью мог возрасти до 20%.

Формально соглашение было заключено сроком на три года - с 1995 г. (так как срок действия старого договора заканчивался в том году) по 1998 г., но практически сразу же, 3 ноября 1998 г. оно было продлено до 31 декабря 2001 г.

17 декабря 2001 г. было подписано очередное торговое соглашение с «Де Бирс» сроком на пять лет. По этому договору Россия должна была экспортировать алмазы на сумму 800 млн. долл., а остальные могла продавать на внутреннем рынке. Например, в 2001 г. «АЛРОСА» продала алмазов на внешнем рынке на 900 млн. долл., а на внутреннем на 600 млн. долл. (8, с. 436).

Разработка соглашения велась исключительно представителями компаний «АЛРОСА» и «Де Бирс». Государственные органы не принимали в ней участия. При этом были соблюдены интересы как государства (Правительство РФ оставляло за собой право выдавать «АЛРОСЕ» квоты на экспорт алмазов), так и предпринимательства. Согласно новому указу Президента РФ, разрешался экспорт алмазов всем гранильным предприятиям в размере 15% от закупленных у «АЛРОСЫ» камней, а смоленский завод «Кристалл» стал сайтхолдером «Де Бирс».

Оценивая отношения АК «АЛРОСА» и корпорации «Де Бирс», важно отметить, что они развивались на фоне нараставшего экономического и соци-168

ального кризиса в Российской Федерации, который был вызван последствиями развала Советского Союза. Очень сильный отпечаток на это сотрудничество наложили так называемые «алмазные войны» и конфликты, связанные с отчасти удавшимися попытками расхищения Государственного фонда алмазов. Борьба за возможность хищения государственной собственности отражалась в дискуссиях в СМИ. При этом лица и организации, которые были заинтересованы в хищениях, прибегали к патриотической риторике, утверждая, что соглашения с «Де Бирс» ввергали в кабалу российскую алмазную отрасль.

Безусловно, и АК «АЛРОСА» отстаивала свои интересы как компания. Соглашения с «Де Бирс» в первую очередь были выгодны именно для нее: это позволяло компании экономить значительные средства, не неся расходы, связанные с обеспечением продажи камней; гарантировалась реализация большей части товара, несмотря на возникновение форс-мажорных ситуаций. Но самое главное - в получении стабильной прибыли были заинтересованы не только АК «АЛРОСА», но и государство и Республика Саха (Якутия). Последние получали с прибыли компании высокие налоги, иными словами стабильный доход в бюджеты в то время, как общая экономическая ситуация в стране отличалась крайней нестабильностью. Вряд ли государство и Республика Саха (Якутия) смогли бы получать доход с тех организаций, которые занимались вывозом алмазов на давальческой основе или полуфабрикатов.

В настоящий момент сотрудничество Российской Федерации в лице компании «АЛРОСА» и «Де Бирс» свернуто2, что не приносит выгоды ни одной из сторон. Яркой иллюстрацией этого является нынешняя ситуация в алмазной отрасли России. После прекращения сотрудничества с «Де Бирс» «АЛРОСА» оказалась не готовой вести дела в условиях свободной конкуренции, что привело к снижению прибыли компании и росту ее долга.

Литература

1. Батчиков С. А., Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001. - М.: Эксмо, 2003. - 368 с.

2. Вечерина О.П., Левченко В. А., Никулин А.М. и др. Мировая добыча алмазов: Цифры, факты, события. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 310 с.

3. Деловой мир. 1996. 14 марта.

4. Кириллин А. Д., Кириллин О. А., Кириллин Г. А. Мировой алмазный рынок. - М.: ОГИ, 1999. - 398 с.

2. Главной причиной прекращения сотрудничества явилась борьба Еврокомиссии против монополии «Де Бирс», второй важной причиной стало стремление нового менеджмента АК «АЛРОСА» к самостоятельной продаже камней на внешних рынках.

5. Матвеев А.С., Протасов В.Ф. Развитие алмазной промышленности России и эффективность инвестиций. Проблемы, теория, практика. - М.: Издательство «Полярный круг», 2004. - С. 118.

6. Правда-5. 1998. 24 декабря.

7. Степанов С.А. «АЛРОСА». Прошлое и настоящее. - М.: ООО Издательский дом «Полярный круг», 2002. - 544 с.

8. http://lenta.ru/russia/2002/01/08/kozlenok/ (дата обращения 05.07.2010).

9. Rapaport Martin. The new Russia // Rapaport Diamond Report. - 1995. - Vol. 18. - N 25. -P. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.