Научная статья на тему 'Добыча алмазов в СССР и России и взаимоотношения с «Де Бирс»'

Добыча алмазов в СССР и России и взаимоотношения с «Де Бирс» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2922
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Александр Абрамович

Алмазобриллиантовый комплекс (АБК) страны сформировался после открытия промышленных месторождений алмазов в СССР в 1950-х гг., и по ряду причин информация о нем долго (практически до сих пор) оставалась одной из наиболее закрытых для общества. Достаточно указать, что до сих пор не было опубликовано ни одного аналитического обзора о его состоянии, истории создания, развитии и будущем. Между тем в этой отрасли было немало серьезных проблем и событий. О некоторых из них (к которым был причастен автор) впервые рассказывается ниже и приводятся выдержки из соответствующих документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diamond Production in the USSR and Russia and Relationship with «De Beers»

The diamond complex of the country was formed after industrial layers of rough diamonds were found in the USSR in the 50th of the last century. Due to a number of reasons this complex was (and practically remains up to now) one of the most closed for public. It's enough to state that there has been no analytical review devoted to its current condition, history, developments and the future. However, there have been a lot of important problems and events in this area. Some of them (that the author has witnessed) are first revealed below, with corresponding documents provided.

Текст научной работы на тему «Добыча алмазов в СССР и России и взаимоотношения с «Де Бирс»»

ДОБЫЧА АЛМАЗОВ В СССР И РОССИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С «ДЕ БИРС»

А.А. Фридман

Алмазобриллиантовый комплекс (АБК) страны сформировался после открытия промышленных месторождений алмазов в СССР в 1950-х гг., и по ряду причин информация о нем долго (практически до сих пор) оставалась одной из наиболее закрытых для общества. Достаточно указать, что до сих пор не было опубликовано ни одного аналитического обзора о его состоянии, истории создания, развитии и будущем. Между тем в этой отрасли было немало серьезных проблем и событий. О некоторых из них (к которым был причастен автор) впервые рассказывается ниже и приводятся выдержки из соответствующих документов1.

1. СОЗДАНИЕ АБК СТРАНЫ И РОЛЬ АЛМАЗОВ

Открытие алмазных месторождений и создание АБК СССР имело громадное значение для развития страны, что в первую очередь связано с ролью алмазов в развитии промышленности. Уже перед Второй мировой войной природные алмазы стали индикаторами научно-технического потенциала (НТП). Сфера эффективного применения алмазов весьма широка и охватывает диапазон отраслей - от микрохирургии глаза до иссле-

1 Эта связано как с актуальностью темы и отсутствием публикаций по ней, так и, к сожалению, с тем, что остается все меньше непосредственных участников и свидетелей этих событий, обладающих первичной информацией.

дований космического пространства. Без них были бы невозможны бурение сверхглубоких скважин (Кольская буровая), создание поверхностей высокой чистоты в металлургии и машиностроении, высокоточных приборов, эффективных методов производства микропроводов постоянного сечения, сверхмощных телескопов и оптики высокой чистоты, нейрохирургические операции, зондирование планет Солнечной системы, создание износостойких алмазных покрытий для нелинейных поверхностей и т.д.

По оценкам американских экспертов, если бы США прекратили импорт алмазов (в США нет добычи алмазов), то их стратегический потенциал уменьшился бы в 2-3 раза.

Испытывая острую нужду в алмазах, СССР был вынужден их импортировать, сталкиваясь с запретом на поставку со стороны Запада. Поэтому открытие алмазных месторождений было жизненно важно для нашей страны. Отметим важнейшие начальные вехи истории АБК страны, в создании и развитии которого выдающуюся роль сыграл А.Н. Косыгин, который курировал решения в этой сфере2.

2 Косыгин Алексей Николаевич (19041980 гг.). Крупный государственный и партийный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1964, 1974 гг.). Окончил Петроградский кооперативный техникум (1924 г.), Ленинградский текстильный институт (1935 г.). В 35 лет - нарком текстильной промышленности СССР. В 1940-1960 гг. - заместитель председателя Совнаркома. С 1960 г. - первый заместитель председателя, в 1964-1980 гг. - председатель Совета Министров СССР. Член ЦК ВКП (б) с 1939 г., член Политбюро ЦК в 1948-1952 гг. Сыграл выдающуюся роль в период Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) в восстановлении разрушенного войной хозяйства. С 1960 г. - член Президиума ЦК КПСС и фактический руководитель всей системы промышленности и планирования в СССР. Автор «Косыгинских» реформ в экономике, ориентированных на переход от административно-командных методов управления к методам экономического регулирования и стимулирования, когда главным показателем работы предприятий должен был стать объем

22 августа 1954 г. - открыто первое коренное месторождение алмазов в Якутии -«Зарница».

13 июня 1955 г. - открыто богатейшее коренное месторождение алмазов «Мир».

16 июня 1955 г. - открыто коренное месторождение «Удачная».

1957 г. - началась промышленная добыча алмазов в Якутии.

Вскоре в СССР была создана и гранильная промышленность, и наша страна появилась на мировом алмазобриллиантовом рынке (МАБР).

1959 г. - СССР продал на МАБР первую партию алмазов.

1963 г. - начал работать Смоленский завод «Кристалл» (СЗК).

1963 г. - огранщик В.И. Горковик огранил на СЗК первый (!) смоленский бриллиант.

1963 г. - продана первая партия смоленских бриллиантов.

1967 г. - в Смоленске огранили миллионный бриллиант.

С тех пор число смоленских бриллиантов перевалило за миллиард.

2. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАБР

Здесь уместно сказать несколько слов о МАБР и месте на нем России, приведя соответствующие статистические данные, свидетельствующие о редкости алмазов и особенностях МАБР.

Из данных табл. 1 видно, что ежегодный объем добычи золота (весьма редкого драгоценного металла) на порядок превосходит объем ежегодной добычи платины и на два порядка - объем годовой добычи ювелирных алмазов.

не произведенной, а реализованной продукции. Его предложения были отвергнуты партийными идеологами, а роль в развитии экономики страны долгое время замалчивалась.

Таблица 2 характеризует объем ежегодной добычи алмазов ведущих стран-продуцентов и показывает, что свыше 95% мировой добычи алмазов приходится на семь стран. Аналогичная картина наблюдается и по ювелирным алмазам, о чем свидетельствуют данные табл. 3.

Из табл. 2 и 3 видно, что Россия занимает второе место по объему ежегодной добычи ювелирных алмазов, уступая здесь только Ботсване, а по объему ежегодной добычи всех алмазов (ювелирных и технических) занимает первое место. Вместе с тем в мире принято считать, что по стоимости ежегодной добычи алмазов Россия занимает второе место после Ботсваны, хотя стоимостные оценки и имеют здесь условный характер, что связано со сложностью их формирования. Для более зримого представления о соотношении цен золота, платины, серебра, алмазов и бриллиантов приведем данные, позволяющие читателю самому сделать ряд сопоставлений об их

^ 3

удельной ценности3.

Здесь уместно отметить два обстоятельства:

1) нелинейный рост стоимости алмазов и бриллиантов при увеличении их веса в отличие от линейного роста стоимости золота, платины и серебра с увеличением их веса;

2) большое различие между массами золота, платины, серебра и соответствующей массой алмазов (и тем более бриллиантов), необходимых для получения 1 млн долл. Эти обстоятельства нередко являются источником различных вопросов и даже недоразумений при анализе данных, в которых порой незначительные численные различия по массе экспорта (импорта) алмазов или бриллиантов могут сопровождаться существенными отличиями их стоимостных характеристик. Более того, иногда эти особенности статистики алмазов могут использоваться при отмывании средств, связанных с незаконными операциями с алмазами.

3 При этом полезно сопоставить и ценовые характеристики товаров, и их редкость (см. табл. 1).

Таблица 1

Объемы мировой добычи драгоценных металлов и алмазов в 1980-2006 гг., т

Годы

1980 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Золото 1210 2230 2550 2530 2550 2590 2479 2470 2500

Платина 129 160 172 178 195 200 214 221

Алмазы 8,8 22,2 24,4 25,5 28,2 31,6 32,6 35,6 34,2

Ювелирные алмазы 2,0 10.4 13,4 14,6 15,3 17,6 17,2 18,4 18,3

Источник: U.S. Geological Survey Minerals Yearbook, 2000—2007 гг.

Таблица 2

Мировая ежегодная добыча алмазов в 2000-2006 гг., т

Страна Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

1 Ангола 0,86 1,03 1,0 1,14 1,22 1,4 1,6

2 Австралия 5,31 5,24 6,73 6,21 4,85 6,86 5,84

3 Ботсвана 4,93 5,28 5,68 6,08 6,2 6,38 6,4

4 Канада 0, 51 0,74 0,99 2,15 2,52 2,46 2,47

5 Конго (Заир) 3,54 3,64 4,33 5,4 6,17 6,3 6,06

6 Россия 5,84 5,84 5,8 6,6 7,12 7,6 7,68

7 ЮАР 2,16 2,23 2,17 2,53 2,86 3,16 3,07

8 Остальные страны 1,25 1,4 1,5 1,5 1,66 1,44 1,08

9 Весь мир 24,4 25,4 28,2 31,6 32,6 35,6 34,2

10 Доля «семерки» в мировой добыче, % 94,9 94,5 94,7 95,3 94,9 95,9 96,8

Источники: U.S. Geological Survey Minerals Yearbook, 2000-2006. Информация Минфина РФ на сайте www.minfin.ru.

МАБР представляет собой в известном смысле уникальное явление, поскольку на нем свыше полувека господствующее положение занимал Алмазный синдикат во главе с концерном «Де Бирс». Специфика и особенности АБ-рынка во многом объясняются спецификой самих товаров - алмазов и бриллиантов, имеющих много сходства с золотом (см. подробнее (Фридман и др., 2001, с. 14-18)). Поскольку алмазам и бриллиантам присуща еще большая редкость (территориальная и весовая) и связанная с этим их чрезвычайно высокая удельная ценность, МАБР оказался еще более специфичным, чем рынок золота, не говоря уже о других

товарных рынках. Эти свойства и особенно то обстоятельство, что территориальная редкость сочеталась с расположением месторождений алмазов в бывших колониях и полуколониях, создали в эпоху монополистического капитализма предпосылки для монополизации добычи алмазов и установления контроля над нею. Именно такой монополией стала «Де Бирс». Источником господства «Де Бирс» сначала являлся контроль над рудниками, а затем и над всей системой сбыта алмазов со сложной организацией, создание которой требует высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, что было не под силу даже сред-

Таблица 3

Мировая ежегодная добыча ювелирных алмазов, тыс. карат

Страна Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

1 Ангола 3880 4643 4520 5130 5490 6300 7000

2 Австралия 11 956 14 397 15 136 13 981 6058 8577 7305

3 Ботсвана 18 500 19 812 21 297 22 800 23 300 23 900 24 000

4 Канада 2534 3716 4937 10756 12618 12300 12 350

5 Конго (Заир) 3500 3638 4223 5381 6180 6100 5600

6 Россия 17 500 17 500 17 400 20 000 21 400 23 000 23 400

7 ЮАР 4320 4465 4351 5144 5800 6400 6240

8 Остальные 4910 4729 4536 4608 5354 5223 5405

9 Весь мир 67 100 72 900 76 400 87 800 86 200 91 800 91 300

10 Доля «семерки» в мировой добыче, % 92,7 93,5 94,0 94,8 93,8 94,3 94,0

Источники: U.S. Geological Survey Minerals Yearbook, 2000-2006 гг. Информация Минфина РФ на сайте www.minfin.ru.

Таблица 4

Примерное соотношение цен драгоценных металлов, алмазов и бриллиантов

Цена 1 тройской унции, Цена 1 г, Цена 1 карата, долл./0,2 г Сколько необходимо «товаров» для получения суммы

долл./ 31,1 г долл. 1 млн долл. 1 млрд долл.

Золото 800 долл. ~25 5 40 кг 40 т

Платина 1600 ~50 ~ 10 ~20 кг 20 т

Серебро ~15 ~0,5 ~0,1 2 т 2000 т

Хороший ювелирный алмаз массой 1 карат 1800 ~555 карат (555 шт., 111 г) 555 000 карат (111 кг)

Хороший бриллиант массой: 0,5 карат 8500 118 карат (236 шт., 23,6 г) 23,6 кг

1,0 карат 20 000 50 карат (50 шт., 10 г) 10 кг

2,0 карата 25 000 40 карат (20 шт., 8 г) 8 кг

3,0 карата 50 000 20 карат (7 шт., 4 г) 4 кг

Источник: Ценник М. Рапопорта и оценки автора.

ним компаниям. Одной из особенностей МАБР являлось исторически сложившееся географическое несовпадение добычи алмазов и производства бриллиантов. Оно возникло в XVII в., когда производство бриллиантов развивалось в центрах мировой торговли алмазами, обладав-

шими культурой производства, традициями в огранке, а добыча алмазов велась вдали - в Южной Америке и Африке. А когда добыча сосредоточилась в Африке и возник алмазный синдикат во главе с «Де Бирс», это несовпадение оказалось выгодным для «Де Бирс», она стала

его поддерживать, так как это укрепляло ее монополию на МАБР, усиливало зависимость производителей бриллиантов от «Де Бирс». Действуя по принципу «разделяя, властвуй», она препятствовала созданию промышленной огранки в странах - производителях алмазов. Представители компании «Де Бирс» советовали не создавать огранку и в СССР, считая, что при «своей добыче» алмазов огранка будет неэффективной, требуя себе ценовых льгот, что не будет стимулировать повышение ее конкурентоспособности.

Первоначально основу экспорта составляли необработанные (сырые) алмазы, поскольку производство бриллиантов только предстояло наладить, не говоря уже о том, что завоевание своей ниши на рынке бриллиантов - дело весьма сложное. Таким образом, на первый план вышли вопросы продажи алмазов, что и послужило причиной установления контактов с «Де Бирс».

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С «ДЕ БИРС»

3. АЛМАЗОБРИЛЛИАНТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО СССР

Алмазобриллиантовое хозяйство СССР создавалось в обстановке секретности и отличалось по сравнению с другими отраслями экономики особой закрытостью, что объяснялось стратегическим характером товара, его высочайшей удельной ценностью и особой ролью отрасли - источника свободно конвертируемой валюты (СКВ), а также закрытостью самого МАБР и т.д. Это хозяйство состояло из шести основных компонентов: добыча алмазов; хранение; классификация и сортировка алмазов; производство бриллиантов; использование технических алмазов в промышленности; торговля алмазами и бриллиантами. Хотя эти компоненты обладали определенной обособленностью и находились в СССР в разной ведомственной подчиненности, они оказались связанными между собой гораздо теснее, чем добыча, обработка (производство) и сбыт едва ли не любых других товаров мирового рынка. Все это привело к формированию АБК СССР, работавшего в режиме особой секретности, при жесткой централизации и контроле со стороны ЦК КПСС и правительства. Нелишне отметить, что АБК СССР был всецело ориентирован на экспорт и служил важным, постоянным и надежным источником СКВ, в которой остро нуждалась страна.

Взаимоотношения СССР, а затем и России с компанией «Де Бирс» имеют почти 50-летнюю историю. Первый контракт по поручению правительства был подписан 2 октября 1959 г. ВО «Союзпромэкспорт» (МВТ СССР) в качестве продавца и Diamond Corporation Limited (дочерняя компания «Де Бирс») в качестве покупателя. В контракте указывалось, что стороны «договорились о нижеследующем: Продавец продает, а Покупатель покупает одну партию якутских алмазов весом около 12 600 каратов стоимостью 85 000 ф. ст.». C тех пор многое изменилось, и объем ежегодных продаж алмазов из России «Де Бирс» превышает 1 млрд долл. США (около 0,5 млрд ф. ст.), что говорит само за себя.

История и динамика наших отношений с «Де Бирс» весьма поучительны, полны секретов от общества, достижений, ошибок и горького опыта. Они выпукло отражают все наши достижения и недостатки, проистекавшие во многом от нашей невстроенности в естественную ткань мировой экономики. Вместе с тем решение о сбыте алмазов через «Де Бирс» было принято руководством после анализа проблемы сбыта на МАБР, в условиях отсутствия в стране опыта продажи алмазов, и выгодно отличалось от других вариантов.

Выявившиеся положительные стороны: гарантия сбыта алмазов на несколько лет; авансовая или немедленная оплата поставок, стабильные цены на основе цен «Де Бирс», согласование разногласий при сортировке; за-

купки больших партий алмазов; наличие единой системы образцов для сортировки у продавца и покупателя; отсутствие со стороны СССР забот и расходов на рекламу, на подбор и работу с покупателями; совместное участие сторон в сортировке и оценке поставляемого товара, - все это позволяло накопить соответствующий опыт работы на МАБР.

Выявившиеся недостатки: некоторые просчеты в условиях соглашений из-за отсутствия опыта и незнания МАБР, особенно заметные до 1980-х гг.; жесткие условия соглашений:

• обязательство продавать (экспортировать) алмазы только в «Де Бирс»;

• недостаточно высокие цены на покупаемые в России алмазы по сравнению с ценами «Де Бирс» при их продаже;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• работа в рамках закупочного прейскуранта «Де Бирс» при отсутствии у советской стороны информации о конъюнктуре на МАБР, запасах «Де Бирс», продажных ценах и наличии продажного прейскуранта «Де Бирс» (где цены существенно выше, что выяснилось впоследствии, когда по настоятельной просьбе советской стороны его предоставили нам в 1991 г.)4;

• первоначальное отсутствие фактического механизма контроля и пересмотра цен при продажах в «Де Бирс» на основе доверия к уведомлениям «Де Бирс» об изменениях их цен;

• маленькое «окно» для продажи алмазов, минуя «Де Бирс» (около 5-10% объема продаж через «Де Бирс»), в основном в виде контрольных отрезков от каждой крупной поставки в «Де Бирс» для проверки цен;

4 Прейскурант DTC (торговое подразделение «Де Бирс», часто ассоциировавшееся в литературе с Центральной сбытовой организацией (ЦСО)) - внутренний документ компании - его не имели доверенные сайтхолдеры «Де Бирс». Его долго скрывали и от СССР. Но когда началась кампания против наших Соглашений, - будто СССР продает алмазы значительно ниже мировых цен, - то компания «Де Бирс» предоставила этот документ.

• имевшееся ограничение продавать контрольные отрезки только в Москве.

В силу условий соглашений СССР был привязан к «Де Бирс», не имел права свободно торговать алмазами с другими странами, что порождало отсутствие связей с другими агентами рынка, определенную оторванность от реалий МАБР, а также давало пищу для критики соглашений их оппонентам в силу отсутствия у общества информации об условиях конфиденциальных соглашений и специфике функционирования МАБР. Эти недостатки были следствием отсутствия у СССР опыта и знаний о МАБР, системе торговли алмазами, неумения вести переговоры и отстаивать свои интересы в борьбе сторон, что приходит со временем в процессе накопления знаний и опыта.

Постепенно, но неуклонно условия соглашений начали меняться, они стали все больше отражать интересы советской стороны, особенно когда право продажи было передано от ГОХРАНА в компанию АРС5, а переговоры стали вести не чиновники из министерств, а профессионалы из компании АРС. Сама история предоставления права ведения переговоров специалистам компании заслуживает особого внимания и характеризует обстановку вокруг переговоров, о чем будет специально рассказано ниже.

Поскольку вокруг соглашений с «Де Бирс» часто было немало спекуляций, требований разорвать соглашения с «Де Бирс» как противоречащие интересам страны, стоит упомянуть и об их сути, о работе советских специалистов в плане совершенствования условий соглашений. Не углубляясь в историю, остановимся на Соглашениях, заключенных с 1980-х гг. Вот их основные условия:

• установление экспортных цен;

• порядок расчетов между сторонами;

• контроль продавца (СССР и России) за адекватностью экспортных цен;

5 АРС - аббревиатура названия компании «Алмазы Россия - Саха», которая позднее стала называться «АК АЛРОСА» - по первым двумя буквам трех слов из ее прежнего названия.

• определение объемов экспорта в рамках квотных ограничений;

• ассортимент продаваемых алмазов.

Проанализируем каждое условие.

Установление экспортных цен

Экспортные цены устанавливались путем согласования сторонами прейскуранта на алмазы. Идентификация продаваемых алмазов по позициям прейскуранта задавалась с помощью соответствующей этому прейскуранту системы образцов алмазов6. Сегмент этой системы, относящийся к России, создавался из добытых в России алмазов, согласовывался сторонами и подлежал пересмотру при изменении ассортимента продаваемых алмазов. Рабочие («идентичные») системы образцов алмазов имелись у покупателя и продавца, причем арбитражной являлась система образцов алмазов АРС в Москве. При официальном изменении цен компания «Де Бирс» пересматривала прейскуранты, а разногласия разрешались сторонами. Система образцов сама по себе представляет огромную ценность, не только физическую и стоимостную, но и как результат колоссальной работы по отбору и классификации алмазов, так как она должна обеспечивать адекватную реалиям сортировку и оценку алмазов, чего многие не понимали, толковали примитивно, призывая, например, быстро создать свою оригинальную систему образцов алмазов.

Порядок расчетов между сторонами

В соглашениях четко прописывался механизм и сроки расчетов при продаже алмазов, включая расходы покупателя на страхование, транспортировку, обеспечение безопасности и

6 Система образцов алмазов была создана компанией «Де Бирс» в результате многолетней ра-

боты, составляла ее собственность и стоила десятки миллионов долларов.

оплату банковской гарантии. Российская сторона добилась конкретизации размеров оплаты комиссионных издержек «Де Бирс» за продажу российских алмазов (хранение, оценка, предпродажная подготовка), а также расходов по рекламе и маркетингу.

Контроль продавца за адекватностью

экспортных цен

Соглашения вводили институт контрольных отрезков (сначала 1,5 и 2,5, а потом и 5%-х копий по составу и весу от каждой экспортной партии алмазов), реализуемой продавцом на свободном рынке. Продажа проводилась на условиях тендера с регламентируемым числом участников в Москве. При официальном изменении цен в «Де Бирс» российская сторона имела возможность продать дополнительно 5%-ю партию для проверки уровня цен по своему усмотрению. Существовал механизм перерасчетов в случае улучшения конъюнктуры цен в период продаж.

Определение объемов экспорта

В соглашениях фиксировалась годовая квота продаж российской стороной - 26% стоимости годового объема продаж ЦСО. При этом «Де Бирс» гарантировала ежегодную закупку алмазов на сумму не менее 1,21,5 млрд долл.

Ассортимент продаваемых алмазов

В первых соглашениях отсутствовало разделение экспортируемых алмазов на ювелирные и технические, оно было введено позднее. Ассортимент продаваемых в «Де Бирс» ювелирных алмазов определялся индикативно, с разбивкой по весовым группам. Процедура продаж «неювелирных» алмазов согласовывалась специально, причем эти алмазы сначала должны были предлагаться «Де

Бирс», а в случае отказа Россия могла предлагать их на свободном рынке.

Уже из приведенной информации ясно, что соглашения были результатом большой работы, в них были прописаны основы механизма взаимоотношений с «Де Бирс», они отражали интересы сторон и предусматривали специальные процедуры решения спорных вопросов. Многие детали стали результатом нашей активности и инициатив, учитывали накапливаемый страной опыт реализации соглашений и исследований МАБР.

В связи с этим уместно остановиться на так называемом «Залоговом соглашении о получении кредита в СССР», которое было подписано 25 июня 1990 г. и породило много критики. В 1990 г. в стране сложилась настолько тяжелая финансовая ситуация, что тогда даже советские суда с зерном арестовывали в портах Канады и Австралии, поскольку у страны не было валюты для соответствующей оплаты в портах. Страна остро нуждалась в валюте. Понимая это, «Де Бирс» боялась, что СССР может нарушить соглашение и, минуя ЦСО, произвольно увеличить объемы продаж на МАБР и тем самым обвалить его7. В этой ситуации возникла идея получить у «Де Бирс» кредит в 1 млрд долл. и расплачиваться за него в течение 5 лет, продавая алмазы по текущей рыночной цене, так что о демпинге в этом случае не могло быть и речи. Это решение устраивало компанию «Де Бирс». А в качестве гарантии возврата денег выступал залог в виде советских алмазов, который физически хранился в компании «Де Бирс» в Лондоне, пока страна не расплатится по кредиту. Срочно было подготовлено и подписано кредитное соглашение на 5 лет. Этот кредит был весьма выгодным, так как: а) страна получала сразу аванс - 1 млрд долл., что было тогда сверхактуально; б) ставка кредита - LIBOR +1%,

7 О таких фактах ранее сообщали зарубежные специалисты (статья М. Sevdermish 1998), а в последнее время и российские. Выступление президента АЛРОСА С. Выборнова 16 октября 2007 г. на конференции в Антверпене. См. сайт компании АЛРОСА.

т.е. по 5-6 % годовых (а в те годы LIBOR не превышал 3,75-4%), что было весьма выгодно для нас; в) СССР отдавал в залог неходовой в то время товар, так как из 14 млн карат залога основную часть составляли низкосортные алмазы; г) СССР таким образом как бы увеличил на 200 млн долл. свою ежегодную квоту продаж в «Де Бирс», поскольку расплачивался за кредит алмазами из залога. При этом действовавшее в то время торговое соглашение 1989 г. продлевалось до окончания выплат по кредиту - до 31 января 1995 г. Компания «Де Бирс» получала право при нарушении условий оплаты кредита: а) распоряжаться независимо от России залогом; б) выбирать из залога «нравящийся товар», требуя вместо неподходящего более крупные алмазы8. Большая масса низкосортных алмазов в залоге потом несколько осложнила наши взаимоотношения с компанией. Из этого следует, что это было выгодное для СССР соглашение9 - оно дало стране в трудный момент столь необходимую ей валюту, хотя и вызвало шквал критики, так как его условия были конфиденциальными и

8 Успешной организацией этого соглашения руководил начальник «Главалмаззолото» В.В. Рудаков, подвергнувшийся потом необоснованной критике за якобы невыгодное для страны соглашение. В. Рудаков родился в 1942 г., закончил Московский горный институт (1965 г.) и за 18 лет работы в тресте «Яку-талмаз» прошел путь от бурильщика до генерального директора треста (1978 - 1983 гг.). В 1983-1988 гг. -зам. министра Минцветмета СССР, в 1988-1991 гг. -начальник «Главалмаззолото» при СМ СССР. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении алмазодобычи в стране в период перестройки путем организации компании АК «Алмазы Россия - Саха», первым президентом которой он был в 1992-1993 гг. Далее он руководил ФПГ «Еврозолото», в 1999-2002 гг. - зам. министра финансов, руководитель Гохрана РФ, с 2002 г. - председатель Совета директоров АК «Полюс», председатель комитета ТПП РФ.

9 Следует иметь в виду, что в «Де Бирс» эти алмазы пролежали немало времени, так как МАБР

был насыщен алмазами и фактически «Де Бирс» купила их впрок.

не были известны обществу. Острота критики усиливалась еще и потому, что в то время шла борьба за власть между руководством СССР и РФ (так как Россия в это время объявила о своем суверенитете), а залоговый кредит «Де Бирс» в 1 млрд долл. был предоставлен правительству СССР, которому и должны были поступать деньги.

Чтобы дать представление о ходе работы над соглашениями, о трудностях, которые пришлось преодолевать, приведем некоторые факты. В 1995 г. истекал срок действия соглашения, а работа над концепцией нового соглашения началась уже в 1994 г. Здесь уместно сделать два важных замечания.

Замечание 1. К началу работы над очередным соглашением с «Де Бирс» в России изменилась экономическая и политическая ситуация, начался переход экономики страны на рыночные отношения. В рамках этих преобразований было установлено, что компания АРС является собственником всего добываемого сырья и его монопольным продавцом на внешнем рынке. Таким образом, впервые в истории АБК страны удалось объединить в рамках одной структуры три составные части алмазного бизнеса: добычу, сортировку и реализацию.

Замечание 2. До 1996 г. переговоры с «Де Бирс» от имени России (ранее СССР) вела специальная правительственная комиссия, председателем которой обычно был министр финансов10, а ее члены - руководители министерств, ведомств и компании АРС - утверждались правительством. Создание комиссии и ее работа проходили в обстановке секретности, для чего имелись и определенные основания. Вместе с тем, как показал анализ работы комиссии, в процессе ее формирования и взаимодействия с командой «Де Бирс» при обсуждении условий соглашения, а также его утвержде-

10 В СССР и России государственные запасы алмазов хранились в ГОХРАНе, который был подчинен Минфину, и основные независимые от АЛРОСА специалисты - сортировщики работали в ГОХРАНе.

ния было немало недостатков. Так, например, оказалось, что большинство членов комиссии мало знакомы с вопросами добычи и обработки алмазов, реалиями МАБР, сутью обсуждаемых вопросов, существенно уступали в этом профессионалам из команды «Де Бирс», и фактически не принимали участия в обсуждении конкретных вопросов на переговорах, в частности в дискуссиях, требующих профессиональных знаний. Это обстоятельство осложняло переговоры, давало преимущество команде «Де Бирс», а порой порождало просто неловкие ситуации. Думаю, что это понимали некоторые специалисты, размышляя (как и я) о сложившейся ситуации и ища выход. Будучи научным работником АН СССР (не обремененным ведомственными рамками поведения), я на свой страх и риск, не ставя начальство в известность, написал 2 сентября 1994 г. аналитическую записку руководителю правительственной комиссии - и.о. министра финансов С.К. Дубинину11, в которой проанализировал недостатки работы комиссии, а также «минусы» ее формата, и предложил обсудить в правительстве вопрос о передаче переговорного процесса от «Де Бирс» руководству АРС - компании, которая непосредственно торгует с «Де Бирс» и юридически отвечает за реализацию условий соглашений. При этом предполагалось, что правительство сформирует директивы для заключения соглашения с «Де Бирс», которыми компания АРС будет руководствоваться на переговорах, а при возникновении вопросов - консультироваться с правительством и согласовывать свои действия. Переговорив с заместителем министра финансов С.В. Алексашенко, которого я знал по совместной работе в ЦЭМИ АН СССР, я попросил его передать записку лично С.К. Дубинину, понимая деликатность затрагиваемых в ней вопросов и возможность утечки информации (и ее последствия), если

11 Текст этой записки впервые публикуется я в приложении к статье.

бы я послал записку по почте или передал ее в

12

секретариат министра12.

Изучив записку и обсудив со мной ряд вопросов, С.К. Дубинин согласился с моими предложениями и обратился в правительство, которое приняло решение поручить дальнейшую подготовку и ведение переговоров с «Де Бирс» компании АРС. Это решение принципиально изменило ситуацию, позволило существенно усилить позиции России на переговорах, поднять их профессиональный уровень и в дальнейшем достичь ряда позитивных результатов.

Между Правительством РФ и корпорацией «Де Бирс» 23 февраля 1996 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве, устанавливающий принципы и параметры взаимодействия. Меморандум надежно защищал интересы наших производителей алмазов и бриллиантов, создавал качественно новую основу для интеграции АБК России в мировое АБ-хозяйство, усилил наши позиции во взаимоотношениях с «Де Бирс». Кроме того, Меморандум определил АК «Алмазы России - Саха» в качестве уполномоченной компании для ведения торговых отношений с «Де Бирс». В связи с этим компании поручалось провести переговоры, подготовить проект торгового соглашения и после одобрения его в правительстве РФ подписать от имени российской стороны.

В ходе подготовительной работы был проведен анализ тенденций на МАБР и условий предыдущих соглашений, определены области совпадения и расхождения интересов сторон, сделаны выводы о целесообразности продолжения сотрудничества с «Де Бирс», что нашло отражение в Указе Президента РФ от 20.07.1997 г. № 740 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования

12 С.В. Алексашенко прочитал записку, сделал ряд полезных замечаний, которые я учел, и передал доработанный вариант записки С.К. Дубинину.

внутреннего рынка необработанных природных алмазов», в котором говорилось:

«В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также учитывая стратегическое значение развития в Российской Федерации алмазодобывающей, алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности, постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о дальнейшем сотрудничестве с корпорацией "Де Бирс" при условии совместного регулирования объема, ассортимента реализуемого на мировом рынке алмазного сырья и цен на него, выработки общей стратегии поддержания цен на бриллианты и ювелирные изделия с бриллиантами и стимулирования мирового потребительского рынка этих изделий, а также определения взаимоприемлемых принципов ценообразования и совместного контроля за установлением цен на природные алмазы.

2. Правительству Российской Федерации предоставить акционерной компании "Алмазы России - Саха" на условиях, определяемых в соответствии с положениями настоящего Указа, право на реализацию корпорации "Де Бирс" предназначенных для продажи на экспорт природных алмазов, добываемых в Российской Федерации, кроме алмазов, экспортируемых в государства - участники Содружества Независимых Государств, алмазов с особыми свойствами, алмазов специальных размеров (массой более 10 карат) и контрольных партий алмазов, реализуемых для проверки цен на свободном рынке. Считать необходимым условием сотрудничества с корпорацией "Де Бирс" обеспечение равноправного доступа российских обрабатывающих организаций к закупке у этой корпорации алмазного сырья для производства бриллиантов.

3. Установить, что реализация на внешнем рынке необработанных природных алмазов, добываемых в Российской Федерации, осуществляется исключительно государственным предприятием Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"

и акционерной компанией "Алмазы России -Саха".

Акционерная компания "Алмазы России - Саха" осуществляет реализацию корпорации "Де Бирс" необработанных природных алмазов, являющихся государственной собственностью и собственностью добывающих организаций этой акционерной компании.

Государственное предприятие Внешнеэкономическое объединение "Алмазюве-лирэкспорт" осуществляет реализацию на внешнем рынке алмазов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и алмазов для технических целей (кроме реализуемых корпорации "Де Бирс"), а также контрольных партий алмазов, реализуемых для проверки цен на свободном рынке.

Реализация алмазов с особыми свойствами на внешнем рынке производится исключительно по решениям Президента».

После подписания Меморандума АРС провела серию переговоров с «Де Бирс», в ходе которых был выработан проект торгового соглашения на условиях, определенных постановлением Правительства и Меморандумом. 21 октября 1997 г. это соглашение (сроком на 13 месяцев) было подписано, а затем пролонгировано до 31 декабря 2001 г.

Столь позднее заключение соглашения, переговоры по которому велись впервые на уровне двух крупнейших в мире компаний -АРС и «Де Бирс», а Соглашение подписывалось ими же, отражало острую борьбу групп интересов, вплоть до предложения не заключать соглашение (нам якобы выгоднее самим продавать алмазы на МАБР), сильное давление через прессу. Все это породило длительные обсуждения, неоднократные согласования на уровне министерств, правительства, ведомств, вмешательство Думы, Администрации Президента и т.д.

В рамках этого соглашения Россия добились создания наблюдательного комитета из представителей «Де Бирс» и АРС, а также государственных органов РФ и Республики Саха (Якутия), который не только решал те-

кущие вопросы, возникающие в процессе реализации соглашения, но и работал регулярно. Комитет собирался 4 раза в год в Лондоне и Москве для обсуждения положения на МАБР, механизмов регулирования и стабилизации МАБР, вопросов мировой добычи алмазов и иных других вопросов по усмотрению сторон. Более того, в рамках этого соглашения:

• предусматривался обмен визитами руководства компаний и специалистов для совместной проработки вопросов сотрудничества на МАБР, а также обмен информацией;

• было достигнута договоренность, что алмазы, рентабельные для производства бриллиантов в России, будут реализовываться на внутреннем рынке, за исключением минимального объема экспортных поставок в «Де Бирс»;

• «Де Бирс» обязалась включить в число своих постоянных покупателей представителей предприятий гранильной отрасли РФ, в результате смоленский завод «Кристалл» стал клиентом «Де Бирс». Это давало России дополнительную информацию о продажных ценах «Де Бирс»;

• российская сторона добилась договоренности об увеличении объема и свободной географии продаж контрольных партий алмазов по усмотрению российской стороны для получения дополнительной информации о ценах;

• было решено перевести продажу российских алмазов в «Де Бирс» из Лондона в Москву, создать товарные образцы, являющиеся собственностью компании АРС.

Все это свидетельствовало о переходе взаимоотношений с «Де Бирс» на качественно другой уровень, растущем потенциале сотрудничества. Это подтвердил и дальнейший ход реализации соглашения, хотя оставались и нерешенные вопросы, поскольку каждая сторона продолжала бороться за свои интересы. Соглашение укрепляло позиции России, обеспечивало интересы нашей гранильной промышленности. В отличие от стран, которые продают все добываемые алмазы через ЦСО, Россия поставляла на экспорт в основном алмазы, не востребованные внутренним рынком.

Подводя итоги, отметим, что советские алмазы впервые появились на МАБР в 1959 г. С тех пор страна продавала алмазы через «Де Бирс» по торговым соглашениям, продлевая при необходимости действующее соглашение путем подписания специальных протоколов. В 2002 г. было подписано новое соглашение, которое уже несколько лет проходит согласование в ЕС, без чего оно не может вступить в силу из-за возможных санкций. В этой ситуации стороны ведут работу на условиях продавца и покупателя алмазов, придерживаясь сложившихся между ними норм. Недавно Комиссия ЕС приняла решение о том, что «Де Бирс» должна прекратить с 2009 г. оптовые закупки алмазов у АК АЛРОСА, что поставило перед Россией задачу создать собственную систему реализации алмазов. Учитывая сложности, связанные с решением Евроко-миссии, АЛРОСА и «Де Бирс» в мае 2006 г. подписали Меморандум об организации поставок необработанных ювелирных алмазов на 2006-2008 гг., соответствующий решению Еврокомиссии. При этом АЛРОСА подала иск в Европейский Суд по поводу процедуры принятия решении и 11 июля 2007 г. выиграла иск к Еврокомиссии в Суде первой инстан-ции13, причем этот суд Европейского Союза, аннулируя решение Еврокомиссии, объявил что требование чиновников было неправомерным, поскольку лишало компанию АЛРО-СА возможности свободно торговать со всеми субъектами рынка, включая «Де Бирс». Таким образом, Европейский Суд констатировал возможность разных вариантов взаимоотношений, сохраняющих «контрактную свободу сторон». Обе стороны пока воздерживаются

13 Это первый случай, когда российская фирма (АЛРОСА) выигрывает дело у Еврокомиссии в Европейском Суде. Аналитики отмечают, что АЛРОСА умело разыграла законодательную карту Еврокомиссии, воспользовавшись, в частности, тем, что Еврокомиссия при рассмотрении дела и принятии решения (против «Де Бирс») даже не выслушала другую сторону - компанию АЛРОСА, интересы которой были затронуты и которыми Еврокомиссия фактически пренебрегла.

от комментариев по поводу решения Суда, обсуждая сложившуюся ситуацию и учитывая, что Еврокомиссия может подать апелляцию в Верховный Суд14. Отметим, что еще до решения Суда в интервью газете «Ведомости» (20.06.2007 № 111) президент АЛРОСА С. Выборнов сказал по поводу этого иска и дальнейших взаимоотношений с «Де Бирс» следующее: «У АЛРОСА нет цели оспорить решение Еврокомиссии, этот запрет в первую очередь касается "Де Бирс". Но наши юристы проделали большую работу, и сейчас, когда мы можем получить положительное решение по этому иску, отзывать его было бы нецелесообразно. Торговая площадка в Москве не регулируется Еврокомиссией, ведь Россия не входит в Евросоюз. Есть масса юридических возможностей продолжить работу с "Де Бирс", если она дальше захочет покупать у нас алмазы. У нас нет цели сохранять торговые отношения с южно-африканской компанией любой ценой. Если раньше были экспортные квоты и по-другому было нельзя, то сейчас ситуация меняется: за работу по долгосрочным контрактам и тот ассортимент, который мы предоставляем, клиенты должны платить нам премию. Ведь мы, в свою очередь, должны четко понимать, какой вид сырья и в течение какого времени хочет от нас получать клиент, на каком временном горизонте он сможет эффективно работать».

В заключение отметим, что Россия (компания АЛРОСА) длительное время является одним из ключевых участников МАБР. Она осознает, что любые стратегии развития на таком хрупком рынке, как рынок алмазов и бриллиантов, должны учитывать интересы его участников. Ведь алмазы - товар не первой необходимости, а предмет роскоши, и любые неосторожные, непродуманные, а тем более агрессивные действия одного из участников рынка могут вызвать необратимые последствия - разрушение имиджа алмаза и бриллианта как символа вечности, красоты и любви.

14 Во время написания статьи стало известно, что такая апелляция подана.

Литература

Фридман А.А. и др. Мировая добыча алмазов. М.:

Восточная литература РАН, 2001. Сайт АЛРОСА: www.аlrosa-msk.ru Minerals Yearbook. U.S. Geological Survey 2000-2007. Sevdermish M., Miciak A.R., Levinson A.A. The Rise to Prominence of the Modern Diamond cutting Industry in India // Gems & Gemology, 1998. Spring.

ПРИЛОЖЕНИЕ15

И.О. Министра финансов РФ С.К. Дубинину, руководителю Правительственной делегации на переговорах с «Де Бирс»

К вопросу о переговорах с «Де Бирс»

1. Известно, что природные алмазы, как и золото, являются важнейшим компонентом национального богатства России, стратегическим сырьем высочайшей удельной ценности. Достаточно отметить, что алмазы - это один из индикаторов НТП, причем 1 карат (0,2 г) хорошего ювелирного алмаза в 1000 раз дороже 1 карата золота, а качественный бриллиант массой в 1 карат дороже 1 карата золота уже в 5000-8000 раз.

Состояние текущей добычи алмазов и накопленные государственные резервы позволяют России поддерживать ежегодный экспорт алмазов и бриллиантов на уровне 1,5-2,5 млрд долл. Более того, на мировом алмазобриллиантовом рынке (АБ-рынке) вот уже в течение 100 лет функционирует «одно-канальная система» сбыта алмазов во главе с ТНК «Де Бирс», поддерживающая не только равновесие на АБ-рынке, но и неуклонный рост цен на алмазы.

15 Ниже приводится подлинный текст упомянутого выше документа без каких-либо поправок.

Следует отметить, что такой структуры на рынке золота нет, в силу чего цены на золото подвержены значительным колебаниям (в 1979-1984 гг. они упали в два раза), да и состояние нашей добычи и государственных запасов вряд ли позволяет нам (учитывая внутренние потребности России) экспортировать в ближайшее время ежегодно более 100-150 т на сумму примерно 1,2-1,8 млрд долл.

Конечно, экспорт нефтегазового комплекса (НГК) России дает ежегодно существенно больше (16 млрд долл. в 1993 г.). Но нельзя забывать, что в НГК и его техническом обеспечении заняты сотни тысяч людей, сотни заводов, требуются колоссальные капиталовложения и средства для поддержания всей его инфраструктуры, системы газо- и нефтепроводов, проходящих через страны СНГ и т.д. В то же время в АБ-комплексе (АБК) России занято менее 70 тыс. человек, так что удельная отдача от него исключительно велика.

Итак, АБК России и сложившаяся система АБ-рынка являются базой стабильных и высоких доходов России на мировом АБ-рынке.

2. Уже отсюда следует целесообразность для России не дестабилизации АБ-рынка, а его поддержания совместно с «Де Бирс» для обеспечения и наращивания доходов России, освоения АБ-рынка «в ширину и глубину», повышение роли и статуса России до их потенциала.

3. В связи с этим естественно встают вопросы о национальных интересах России применительно к алмазам, о стратегии и тактике действий России на АБ-рынке.

4. Особенно важны эти вопросы сейчас, когда наступил период переговоров с «Де Бирс» о новом Соглашении, поскольку в 1995 г. истекает срок действия старого Соглашения.

5. Насколько я знаю, процесс переговоров уже начался, состоялся их первый раунд, стороны обменялись документами, провели дискуссию, возникли, мягко говоря, разногласия, переговоры прерваны, было опубликовано вежливое коммюнике, после чего очередной

раунд переговоров уже дважды переносился и назначен на осень.

6. Переговоры по столь деликатному вопросу проходили «за закрытыми дверями», а в коммюнике о них провозглашается приверженность сторон идее поддержания стабильного АБ-рынка, намерение придерживаться существующего Соглашения до согласования каких-либо изменений, а также обязательства сторон принять меры для «прекращения поставок российских ювелирных алмазов» в обход существующих договоренностей. Газета «Сегодня» 18.05.1994 г. опубликовала мнение руководителя российской делегации и.о. министра финансов РФ С. Дубинина: «Мы считаем, что сотрудничество с южноафриканской алмазодобывающей компанией совершенно необходимо для обеспечения российских национальных интересов». Перерыв на переговорах - вещь вполне естественная, так как обсуждаемые вопросы весьма сложны и важны для обеих сторон, тем более что переговорам предшествовали взаимные обвинения: со стороны «Де Бирс» - о нарушении Россией условий Соглашения об исключительной продаже необработанных ювелирных алмазов через ЦСО; а со стороны Роскомдрагмета - о неравноправии сторон в рамках Соглашения. Однако ряд моментов, связанных с этими переговорами, вызывает по меньшей мере вопросы, если не сожаление и даже тревогу. Более того, я думаю, что необходимо принять ряд решений, чтобы своевременно изменить ход переговоров.

Изложим конспективно эти моменты (как я их понимаю, готов высказывать и отстаивать на любом уровне - вплоть до руководства страны).

I. Резкое различие в качестве

подготовленных сторонами

Меморандумов

Меморандум Российской стороны занимает 0,9 страницы и состоит из Декларации о намерениях (0,3 с.), трех пунктов о конкретных параметрах будущего соглашения (0,3 с.)

и предложения обсудить три совершенно разных по значимости и содержанию вопроса, последний из которых в принципе решен в рамках действующего Соглашения (0,3 с.). В документе нет ни концептуальности, ни системности, ни обоснования; а предложение о построении отношений на принципах равного партнерства выглядит как требования и пожелания односторонних уступок от «Де Бирс».

Меморандум «Де Бирс» - это солидный документ на 28 с., сочетающий концептуаль-ность с конкретной проработкой вопросов, полно и взвешено излагающий концепцию развития АБ-рынка, его фундаментальные основы, текущую ситуацию, основные принципы сотрудничества и Соглашений с СССР и Россией. В нем дан анализ основных параметров Соглашения и спорных вопросов (утечка алмазов из РФ, контрольные отрезки, география продаж, цены) комментируются основные разделы Меморандума, спорные вопросы и альтернативные варианты их возможного решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думаю, что мои оценки несопоставимости по качеству и уровню документов достаточно объективны и могут быть подтверждены (если их опубликовать рядом) на любом уровне независимыми экспертами, в Правительстве, Парламенте с однозначным выводом: Российская сторона подготовила весьма слабый документ для переговоров со столь мощным и опытным соперником как «Де Бирс».

II. Несопоставимость качества подготовки

и «сыгранности» команд-делегаций

У меня - независимого эксперта (а, по мнению компетентных источников, - и у ряда участников переговоров) - осталось негативное ощущение, что наша делегация (команда) сильно проигрывала в профессионализме делегации «Де Бирс».

Действительно, со стороны «Де Бирс» выступала команда высочайших профессионалов АБ-рынка, долго и вместе работающих на нем, хорошо подготовленная к переговорам (о чем говорит их Меморандум), знающая их

историю, имеющая опыт и участников предыдущих переговоров с РФ, сыгранная команда с единым сценарием, где каждый «игрок знает свою роль».

Российская делегация представляла собой сборную из лидеров разных команд, с разной профессиональной специальностью и квалификацией, пытавшихся «почти с листа» без серьезного сценария и знания игроками своих ролей, сыграть матч. При этом не было ни сборов, ни серьезной предварительной работы и встреч экспертов, а в команде не оказалось ни одного участника переговоров по действующему Соглашению, знающего их историю и т.д.

По-видимому здесь сказались разные подходы к формированию делегаций, что не может не вызывать вопроса: а все ли у нас здесь правильно?

III. Бросающееся в глаза несоответствие уровней делегаций

Правительственная делегация Российской стороны: И.о. министра финансов РФ -С. Дубинин, министр МВЭС - О. Давыдов, председатель «Роскомдрагмета» - Е. Бычков, зам. министра финансов РФ А. Головатый, президент АК «Алмазы России - Саха» -А. Кириллин, и.о. начальника «Алмазювелир-экспорта» - В. Борисоглебский и руководители соответствующих ведомств Республики Якутия - Саха.

Делегация «Де Бирс» - зам. председателя директората «Де Бирс»: Н. Оппенгеймер (руководитель), директор «Де Бирс» (отвечающий за Россию) - Г. Ральф, генеральный директор «Де Бирс - Сентенери», руководитель Московского офиса «Де Бирс» - Р. Кларк и другие специалисты «Де Бирс».

Очевидна существенная разница в «весовых категориях» команд и ее членов, что, с одной стороны, поднимает имидж «Де Бирс», а с другой, - снижает имидж Правительства РФ, о чем уже говорят компетентные источники, независимые эксперты, пресса.

В связи с этим становится понятным, что такая команда Российской стороны не могла быть эквивалентной «Де Бирс»овской по профессионализму, качеству подготовки и сыгранности. Ведь, учитывая занятость наших министров, руководителей ведомств (ряд из которых работает далеко от Москвы), она не могла собираться регулярно на «тренировочной базе», так как согласовать жесткий график их работы и выделить время для проработки сценария и документа, заслушать экспертов, обсудить альтернативные варианты и возможные решения и т.д. было практически невозможно (а, по-моему, никто этим и не занимался). Все это наводит на мысль, что к переговорам с «Де Бирс» надо готовиться не так.

IV Существенная разница в подходе

к переговорам у двух сторон

По-моему, у команды «Де Бирс» (и это подтверждается их Меморандум) был концептуальный подход к переговорам, со стратегически продуманными линиями, с проработкой ряда взвешенных вариантов (наполненных конкретным содержанием), с набором конкретных предложений и аргументов.

Позиция Российской стороны (и это видно из ее одностраничного Меморандума) концептуально не проработана, не структурирована, не имеет логического и глубокого обоснования. Представляется, что она исходит из категорий «абстрактно желаемого», а не реально возможного в условиях текущей ситуации на АБ - рынке и экономического положения страны. Более того, все предложения Российского Меморандума выглядят как требования или пожелания односторонних уступок от «Де Бирс», как стремление «прижать и контролировать», а также участвовать в управлении без понимания, что партнерство предполагает взаимность и право партнера на эквивалентное участие в делах АБ-комплекса РФ.

Необходимо отметить, что наша позиция на переговорах с «Де Бирс» должна исходить из национальных интересов России

на АБ-рынке, из концепции и стратегии действий на нем. Вместе с тем надо тщательно взвешивать интересы сторон, прочность тыла каждой, альтернативы развития ситуации на АБ-рынке, возможные варианты и последствия наших решении, понимать необходимость достижения компромисса и опираться на здравый смысл.

Выводы и предложения

1. Следует признать, что «Роскомдраг-мет», непосредственно отвечавший за подготовку документов и процесса переговоров с «Де Бирс», с этим делом не справился и Российская сторона оказалась некачественно подготовленной к переговорам.

2. Необходимо воспользоваться перерывом в переговорах (может быть даже продлить их), чтобы наверстать упущенное и провести (пока еще есть время) необходимую подготовку к новому раунду переговоров, проработав при этом три взаимосвязанных вопроса:

а) национальные интересы России на мировом АБ-рынке;

б) стратегия и тактика действий России на мировом АБ-рынке;

в) позиция России на текущих переговорах с «Де Бирс».

3. Учитывая, что «Роскомдрагмет» не справился со своей ролью (см. п. 1), целесообразно поручить дальнейшую проработку материалов и документов к новым раундам переговоров с «Де Бирс» параллельно с «Ро-скомдрагметом» Наблюдательному совету крупнейшей в мире алмазной компании «Алмазы России - Саха» (созданному Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ для обеспечения государственных интересов и включающему руководителей всех заинтересованных ведомств РФ), а также специалистам компании.

4. В соответствии с п. 1 и 3 поручить «Роскомдрагмету» и Наблюдательному совету АРС до 1 декабря 1994 г. подготовить пакеты документов (предложения), включающие

материалы по пп. а), б), в) модели, варианты взаимоотношений с «Де Бирс», корреспондирующие с материалами пп. а), б), в).

5. При подготовке пакетов документов целесообразно рассмотреть два основных подхода:

• подход, основанный на развитии, совершенствовании основных принципов, условий и параметров действующего Соглашения;

• подход (подходы), основанный на принципиально новых идеях укрепления и современного развития мирового АБ-рынка16.

6. Учитывая опыт, плюсы и минусы действующего Соглашения, надо тщательно проработать возможность достижения компромисса с «Де Бирс» путем взаимных уступок и совершенствования условий и параметров Соглашения (например, мы становимся сайтхолдерами ЦСО, расширяем географию контрольных продаж, реализуем совместные продажи, расширяем сферу согласованных действий по контрольным отрезкам и т.д.).

7. При проработке нового Соглашения целесообразно (может быть, отдельно) рассмотреть вопрос о путях цивилизованного использования и уменьшения алмазных стоков из Государственного резерва России, информация о размерах которого «оказывает давление» на мировой АБ-рынок, его основных субъектов и продуцентов алмазов.

8. Прежде чем устраивать очередной раунд переговоров официальных делегаций, целесообразно (даже необходимо) провести ряд промежуточных встреч экспертов обеих сто-

16 Один из таких подходов был проработан мною; он предусматривает обсуждение совместно с «Де Бирс» принципиально новой (отвечающей времени, теории и реалиям АБ-рынка) концепции его развития путем создания альянса: группа «Де Бирс» плюс Россия (Компания «Алмазы России - Саха») и, может быть, кто-то еще - по аналогии с «Большой семеркой», - для построения новой структуры, совокупная сила которой позволит начать новый этап развития АБ-рынка, укрепления его стабильности и разрешения противоречий.

рон, так как это может существенно помочь достижению компромисса.

9. В связи с п. 8 и учитывая роль экспертов и специалистов, знающих историю отношений с «Де Бирс», имеющих опыт переговоров с ними по действующему соглашению, целесообразно включить их в состав делегации.

10. Учитывая новый этап развития России, предлагаю рассмотреть на уровне правительства вопрос о целесообразности проведения переговоров с «Де Бирс» о новом соглашении на уровне двух крупнейших в мире алмазных компаний: «Де Бирс» и «Алмазы России - Саха» (АРС) с привлечением необходимых специалистов из других ве-

17

домств.

При этом Правительство может разработать «Рамочный документ» (РД) и дать поручение (полномочия) компании АРС проработать и заключить Соглашение с «Де Бирс» на основе «РД». В таких условиях переговоры пойдут более профессионально, будет, скорее, достигнут компромисс, а при возникновении спорных и сложных вопросов каждая из сторон сможет согласовать его со своим Руководством (Правительством). При этом Правительство РФ сможет сделать при необходимости коррективы, а члены Правительства не будут попадать (как сейчас) в неловкое положение из-за споров по действующему Соглашению, фактам его нарушения и т.д. Ведь имеем же мы опыт заключения аналогичных соглашений через «Алмазювелирэкспорт» (текущее соглашение), через «Главалмаззоло-то» (залоговое соглашение), и все проходило нормально, под руководством Правительства. Более того, Правительственная делегация по статусу не является субъектом финансово-хозяйственной деятельности, подписывающим Соглашение и несущим юридическую и финансовую ответственность по ходу реализации условии Соглашения, к которому могут

17 Насколько я знаю, Компания АРС готова к такому повороту событий и подготовила солидный документ «Аналитические материалы к заключению очередного долгосрочного соглашения».

быть предъявлены со стороны компании «Де Бирс» претензии в случае нарушения соглашения.

Мне кажется, что делегация, начавшая переговоры с частной компанией «Де Бирс», - это какая-то дань старой советской системе, какой-то анахронизм в условиях перехода России к рыночным отношениям. Может быть, надо воспользоваться случаем и начать перемены и в этом направлении.

Я прекрасно понимаю, в сколь сложных условиях работает Правительство и Министры. Вместе с тем обсуждаемые в записке вопросы весьма важны для страны, ее экономики, ее населения. Именно это объясняет остроту и стиль записки. Я думаю, что есть немало специалистов из АБ-комплекса РФ, разделяющих мою позицию. Разница лишь в том, что мое положение научного работника Центрального экономико-математического института Российской академии наук позволяет мне высказать свою позицию, не опасаясь последствий. Хочу надеяться, что и мои возможные оппоненты осознают, что я руководствовался интересами дела и России.

Рукопись поступила в редакцию 12.02.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.