Научная статья на тему 'ALMATY – BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА'

ALMATY – BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Almaty – Bishkek Corridor Initiative (ABCI) / туристский коридор / туризм / рекреация / развитие / перспективы. / Almaty – Bishkek Corridor Initiative (ABCI) / tourist corridor / tourism / recreation / development / prospects.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Плохих Р. В., Артемьев А. М., Актымбаева А. С.

Рассматривается проблема формирования и развития Almaty – Bishkek Corridor Initiative. Приведены краткие сведения о туристских коридорах. Дана общая характеристика ABCI. Отмечено, что в мире к настоящему времени разработан самый широкий спектр из подходов, методов и инструментов. Все они требуют детального изучения и после этого могут быть адаптированы и применены для условий ABCI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Плохих Р. В., Артемьев А. М., Актымбаева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALMATY – BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: PROSPECTS AND DIRECTIONS OF COOPERATION IN THE FIELD OF RECREATION AND TOURISM

The problem of formation and development of Almaty – Bishkek Corridor Initiative (ABCI) are considered. Brief information about tourist corridors is presented. The general characteristic of ABCI is given. It’s noted that in the world to date to present time of the wide spectrum of the approaches, methods and tools were developed. All of them require detailed study and can be adapted and applied to the conditions of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ALMATY – BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА»

УДК 91.009(100):338.246.8

ALMATY - BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА

Р. В. Плохих1'2, А. М. Артемьев3'4, А. С. Актымбаева5

1Д.г.н., ст. науч. сотр. (НИИ проблем экологии, Алматы, Казахстан)

2Проф. кафедры рекреационной географии и туризма факультета географии и природопользования

(Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан) 3Зав. кафедрой рекреационной географии и туризма факультета географии и природопользования (Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан) 4К.т.н., вед. науч. сотр. (НИИ проблем экологии, Алматы, Казахстан) 5К.г.н., заместитель директора по науке (Научно-технологический парк Казахского национального университета им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан)

Ключевые слова: Almaty - Bishkek Corridor Initiative (ABCI), туристский коридор, туризм, рекреация, развитие, перспективы.

Аннотация. Рассматривается проблема формирования и развития Almaty - Bishkek Corridor Initiative. Приведены краткие сведения о туристских коридорах. Дана общая характеристика ABCI. Отмечено, что в мире к настоящему времени разработан самый широкий спектр из подходов, методов и инструментов. Все они требуют детального изучения и после этого могут быть адаптированы и применены для условий ABCI.

Введение. Туристский коридор (ТК) - современный подход в планировании рекреации и туризма на региональном, национальном и международном уровнях. Его истоки можно обнаружить в XIX в., когда популярность приобрели путешествия богатых людей на поездах по маршрутам Orient Express. Наиболее известный из них - «Париж - Стамбул» (6 дней / 5 ночей). Имеются другие аналогичные примеры: «Eastern & Oriental Express» (Бангкок - Сингапур), «Восточный экспресс» (Москва - Пекин), «Great South Pacific Express» (побережье Австралии), «Rovos Rail» (ЮАР и Намибия) и др. Современные туристские коридоры не всегда привязаны к международным железнодорожным магистралям. Например, на территории Европы существуют путь Моцарта (Австрия), Королевская дорога (Санкт-Петербург - Хельсинки), Балто-Азовский Зеленый путь (Санкт-Петербург - Крым), паломнические маршруты средневековья, исторические трассы военных набегов и массовых миграций.

Транспортная логистика ТК опирается как на современную инфраструктуру, так и на инфраструктуру прежних исторических эпох. До появления железных и автомобильных дорог люди ездили верхом и ходили пешком от одного населенного пункта к другому. Такие пути шли мимо родников, колодцев и водопоев, а их уклоны были пологими, поскольку на повозках не было тормозов. Дороги шли по главным улицам с рынками и религиозными объектами, лучшими зданиями и ярмарочными площадями, лавками и мастерскими.

ТК - прогрессивный и комплексный подход к использованию природных ресурсов и культурного наследия, ориентированный на включение малого и среднего бизнеса вдоль определенного транспортного коридора в производство широкого спектра туристских продуктов и услуг. При этом развиваются не конкуренция, а сотрудничество, общие идеи и единый стиль туристского сервиса, взаимопомощь субъектов туристского комплекса, профессионалов туризма, представителей отраслевых вузов, научно-исследовательских организаций и творческой интеллигенции. Бренд ТК формируют природные, историко-культурные и социально-экономические аттракторы (привлекательные места и объекты), необычный жизненный уклад местного населения, обычаи, празднования и традиционный быт прежних эпох и др.

ТК наиболее эффективно функционирует в условиях преференциального режима единого таможенного, экономического и культурного пространства. Упорядочивание материальных, финансовых, информационных и туристских потоков выступает гарантом быстрой оборачиваемости капитала и высокого качества сервиса. Современный ТК - сочетание территориально связанных природно-хозяйственных комплексов, концентрирующих на генеральном направлении как основ-

ные аттракторы, так и всю необходимую для путешественника транспортную и жизнеобеспечивающую инфраструктуру.

Постановка проблемы. Алматы и Бишкек расположены при передвижении по автомагистрали на расстоянии 237 км, по прямой - 194 км. Между ними имеются многочисленные экономические, культурные и исторические связи. Города являются самыми крупными в своих странах: на 01.01.2016 г. численность населения Алматы составляла 1,7 млн человек, Бишкека - 958,5 тыс. [1, 2]. Каждый город характеризуется высоким уровнем доходов на душу населения в своей стране. Города имеют высокую схожесть и огромный потенциал для роста посредством регионального сотрудничества. Туристский компонент Almaty - Bishkek Corridor Initiative начал обсуждаться весной 2016 г. в рамках оценки отдельных перспектив и направлений сотрудничества по экономическому коридору между городами Алматы (Республика Казахстан) и Бишкек (Кыргызская Республика). Проект получил развитие как элемент программы CAREC (Central Asia Regional Economic Cooperation - Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество или ЦАРЭС), институтами-партнерами которой являются Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития Организации Объединенных Наций, Всемирный банк [3]. С целью реализации инициатив 06.11.2014 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между акиматом Алматы и мэрией Бишкека. Для развития туристского компонента ABCI из указанных в нем задач важны следующие:

содействие исследованиям по созданию базы знаний для совместного определения областей сотрудничества и координации, включая инвестиции в инфраструктурные проекты;

обеспечение платформы для координации планирования стратегий, обмена информацией, опытом и идеями;

разработка инновационных решений и подходов для устойчивого роста на основе обмена знаниями и опытом;

продвижение взаимодействия между государственными органами, объединениями местного управления, предпринимательскими структурами, научными организациями и развитие механизмов государственно-частного партнерства;

координация работ в разных аспектах развития коридора, включая стратегическое планирование, городскую инфраструктуру, инновации, технологии, предпринимательство, установление деловых контактов, содействие развитию ключевых отраслей экономики;

сотрудничество в сфере планирования территорий для диверсификации и обеспечения роста экономических кластеров и привлечения инвестиций [4].

Технический анализ с целью выявления возможностей для развития ABCI был представлен в исследовании Секретариата CAREC. В нем рассмотрены три направления: 1) транспортные коридоры с целью улучшения внутренних транспортных сетей в пределах стран-членов; 2) транзитные коридоры для улучшения трансграничного соединения транспорта и потока товаров; 3) экономические коридоры с имеющимися связями, добавочной инфраструктурой, политикой и институтами содействия видам экономической деятельности в пространственных кластерах (городах) [5, с. 5]. Совместная рабочая группа на первом этапе (2015-2016 годы) должна определить инфраструктуру, политику и институциональные требования для содействия развитию ABCI. На первом совещании 22-23 декабря 2014 г. в Бангкоке (Таиланд) она определила следующие области для анализа: городское планирование, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, туризм, инфраструктура, рост материально-технической базы. Азиатский банк развития содействует технико-экономическому анализу в деятельности совместной рабочей группы и определению потенциально перспективных проектов для финансирования, в том числе частным сектором и другими партнерами [6].

Методика исследований. Исследования основаны на общенаучных и специальных методах, позволяющих учесть специфику проблемы. Из общих научных методов использованы анализ, систематизация, абстрагирование, аналогии, экстраполяция. К категории частных методов относятся программно-целевой, структурно-функциональный, технологии обработки и представления информации.

Источники данных. В качестве источников информации выступили текстовые, графические, статистические и картографические материалы, которые доступны из Интернета и библиотечных баз.

Преимущество имели опубликованные и пользующиеся признанием общественности авторские публикации, официальные материалы международных и национальных (государственных) организаций, учреждений и ведомств. Особо необходимо отметить следующие источники данных: Программа Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) - Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) Program (http://www.carecprogram.org/); Государственный проектный институт «Каздорпроект» (http://kazdor.com/); Азиатский банк развития - Asian Development Bank (http://www.adb.org/); Агентство развития города Бишкека (http://cda.kg/ru/); акимат города Алматы (http://almaty.gov.kz/); Комиссия ООН по устойчивому развитию - The United Nations Commission on Sustainable Development (http://www.gdrc.org); Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО) - The United Nations World Tourism Organization (http://www2.unwto.org/); Международный клуб экотуризма - The International Ecotourism Club (https://ecoclub.com/); инициатива туроператоров по устойчивому развитию туризма - The Tour Operators' Initiative for Sustainable Tourism Development (http://www.toinitiative.org); Глобальный совет по устойчивому туризму - The Global Sustainable Tourism Council (http://www.gstcouncil.org/); Астанинский экономический форум - The Astana Economic Forum (http://astanaforum.org/2014/); онлайн базы данных «EBSCO Information Services» (https://www.ebsco.com/), «The Scientific Electronic Library Online» (http://www.scielo.br), «ScienceDirect» (http://www.sciencedirect.com/), «Scopus» (http://www.scopus.com/), «SpringerLink» (http://link.springer.com/), «Taylor & Francis Group» (http://www.tandfonline.com/), «John Wiley & Sons» (http://eu.wiley.com/WileyCDA/), «Cambridge University Press» (http://journals.cambridge.org), «Oxford University Press» (http://services.oxfordjournals.org), «Web of Science, Thomson Reuters»

(http://thomsonreuters.com/en.html).

Результаты и их обсуждение. Принципиальная идея любого ТК - концентрация туристских потоков на магистральных территориях, обладающих максимальным рекреационно-туристским потенциалом и высоким уровнем обустройства. Вследствие этого формируется оптимальный режим функционирования предприятий туристского и сопутствующего комплексов, а также происходит удешевление их продукции за счет возникновения синергетических эффектов, возникающих в случае полной согласованности туристской политики между всеми субъектами и заинтересованными сторонами туристского бизнеса.

Можно определить как общие принципы создания и функционирования ТК, так и зависящие от специфики территории. Поскольку Казахстан и Кыргызстан долгое время находились в составе СССР, большинство характеристик для них имеет сходство (см. рисунок).

Концентрация ресурсов в наиболее эффективных дестннациях с устранением деструктивной конкуренции между ними

Целенаправленное повышение качества обслуживания за счет роста безопасности, развития трансиортно-лотистическойи информационной инфраструктур

Обеспечение максимальной гибкости тарифов, конкурентоспособности цен

и широкого применения сквозных тарифов для комбинированных туров на всем маршруте

Формирование на направлениях ТК логистической инфраструктуры (мультимодальных комплексов) в ключевых узлах (пунктах взаимодействия с туристами)

Принципы создания и функционирования туристского коридора - 69 -

В зависимости от целей создания, уровня взаимодействия заинтересованных в этом создании сторон и характера регулирования экономической деятельности ТК может быть транзитным (transit corridor), фиксированным (stationary corridor) или развивающим (development corridor). Основная цель создания транзитного ТК - формирование условий для беспрепятственного и эффективного туристского потока на определенном участке туристского направления. Создание фиксированного ТК направлено на введение благоприятных таможенных, налоговых, административных и других режимов и предоставление комплекса дополнительных услуг для развития туризма в регионах или странах, которые он соединяет. Развивающий ТК ориентирован на системообразующую роль в освоении территорий, по которым проходит. Его создание увязывается с проектами развития отраслей экономики и социальной сферы конкретных регионов или стран. Таким образом, ABCI согласно представленным характеристикам сложно однозначно отнести к одной из трех категорий ТК. Для него можно выделить особый вид ТК - смешанный (mixed corridor).

ABCI включает Алматы, частично Алматинскую и Жамбылскую области на территории Республики Казахстан, Бишкек и частично Чуйскую область на территории Кыргызской Республики, а также, если рассматривать в качестве крупного аттрактора Иссык-Куль, частично Иссык-Кульскую область. Сама международная трасса Алматы - Бишкек включает автодорогу А2, участок автомагистрали М39 (часть входит в транспортно-логистический коридор Западная Европа - Западный Китай), участок автодороги А365. В 2007 г. были изучены три варианта прохождения новой трассы Алматы - Иссык-Куль: через населенные пункты Михайловка, Карабулак-Кемин (Быстровка) и Кичи-Кемин. Наиболее оптимальным предварительно был определен маршрут через Михайловку протяженностью 280 км, включая участок в 90 км, который необходимо построить. Один километр дороги и мост через пограничную реку Шу расположены в Кыргызстане, и лишь затем трасса выходит на автодорогу Бишкек - Балыкчы. Детальное ТЭО разработано не было.

Плотность населения в конечных населенных пунктах ABCI - Алматы и Бишкеке составляет соответственно 2317 и 5100 человек на 1 км2, в Алматинской области - 8,5 человека на 1 км2, Жам-былской - около 7,6 человек на 1 км2, Чуйской - около 42,7 человека на 1 км2 [7, 8]. На городское приходится 24,2 % населения Алматинской области, 40,5 % - Жамбылской, 18 % - Чуйской области [1, 2]. Вдоль транспортного коридора в Алматинской и Жамбылской областях наряду с низкой плотностью населения наблюдается невысокий уровень экономической активности. Эти территориально-административные единицы Казахстана являются преимущественно сельскохозяйственными. Удельный вес сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ВРП) Алматинской области составляет около 23,2 %, Жамбылской области - около 16,9 %. На сферу услуг приходится около 17,2 % ВРП Алматинской и 18,6 % ВРП Жамбылской области [9]. В Чуйской области удельный вес сельского хозяйства (преимущественно растениеводства и производства мясомолочной продукции) в ВРП составляет 92,1 %. Другие важные секторы производства - продукты питания, строительство и металлургия. В секторах производства, строительства, транспорта и коммуникаций в последнее десятилетие наблюдается рост. Удельный вес услуг составляет 2,4 % ВРП. В Чуй-ской области на трех участках вблизи города Бишкека расположена свободная экономическая зона, функционирующая с 1995 г. и включающая до 100 предприятий с инвестициями из более чем 20 стран и общим количеством рабочих мест 2500 - 3000 [5, с. 18; 10].

Покупка и продажа услуг между городами Алматы и Бишкек, включая торговлю, преобладает в прямом двустороннем экономическом обмене. Через Бишкек в Алматы официально и неофициально экспортируются фрукты и овощи, мясо и живой скот (КРС, лошади, овцы). Туризм, здравоохранение, образование, финансы - другие важные секторы экономического обмена услугами между городами. Сезонные потоки туристов из Казахстана прибывают на озеро Иссык-Куль или горнолыжные курорты в Кыргызстане, а туристы из Кыргызстана пользуются авиарейсами, отбывающими из международного аэропорта Алматы, и поездами с железнодорожной станции Шу в Жамбылской области. Согласно специфике экономической деятельности Алматы специализируется на сложных, капиталоемких и дорогостоящих услугах (например, высокотехнологичные медицинские и приборостроительные), а Бишкек предлагает альтернативные услуги, основанные на квалифицированных, но менее дорогостоящих специалистах (например, высшего образования) и оборудовании (например, стоматологическое). Высшее образование является ярким примером обмена услугами между городами Алматы (дорогостоящие и брендированные вузы) и Бишкеком

(доступные цены и хорошее качество). Заметный вес в сфере услуг, экспортируемых из Бишкека в Алматы, имеют услуги ремонта автомобилей [5, с. 17-18].

Препятствующие развитию туристского сервиса в АВС1 барьеры появляются вследствие нескольких видов затрат: тарифные и нетарифные ограничители, транспортные издержки, административные препятствия, разногласия по контрактам с транзакционными издержками, проблемы финансирования, коррупция, затраты на распределение индивидуальных и групповых турпро-дуктов, рыночная структура туристского сектора (например, сговор в сфере перевозок, размещения и др.). В этих условиях основными подходами по обеспечению эффективного функционирования АВС1 могут стать:

формирование согласованной туристской политики;

создание единой нормативно-правовой базы обеспечения развития рекреации и туризма; развитие научно-прикладного, методического, кадрового, институционального, технологического и информационного обеспечения развития рекреации и туризма;

поэтапное и целенаправленное внедрение современных технологий трансграничного туризма; формирование комплекса взаимодействия и кооперации всех участников туристского рынка.

Возможные направления работ по взаимодействию Республики Казахстан и Кыргызской Республики в рамках развития туризма по АВС1

Направления работ Приоритеты работ

Инвентаризация и оценка туристской инфраструктуры и качества услуг вдоль международного транспортного коридора

Разработка кадастра и каталога туристских ресурсов, объектов и инфраструктуры на основе экспертной оценки для их эффективного использования

Создание схемы специального рекреационно-туристского районирования территории

Разработка научного обеспечения согласованной системы стандартов качества для предоставляемых туристских услуг

Выработка механизмов взаимодействия для практико-ориентированной подготовки кадров сферы туризма (практики и академическая мобильность)

Создание общего Интернет-ресурса с описанием туристских продуктов (аттракторов)

Разработка программы продвижения турпродуктов на внутреннем и международном рынках на основе электронных и печатных СМИ и социальных сетей

Создание долгосрочной схемы специального рекреационно-туристского территориального планирования

Выработка единой стратегии защиты прав и интересов туристов путем координации деятельности государств по обеспечению безопасности туристов

Разработка трансграничных туристских маршрутов на приграничных территориях

Создание программы по организации маршрута «Золотое кольцо АВС1»

Разработка международных туристско-экскурсионных маршрутов для развития экологического и сельского туризма

Разработка международных туристско-экскурсионных маршрутов по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей казахского и кыргызского народов

Разработка «ностальгических» туров для выходцев из Казахстана, Кыргызстана, других государств СНГ, а также их потомков, проживающих в других странах

Продвижение туристских возможностей для проведения международных этнографических фестивалей

Формирование портфеля совместных проектов по сохранению и расширению потенциала туристских территорий и для повышения эффективности природоохранной деятельности

Примечания: ■□□ - очень высокий; □■□ - высокий; □□■ - умеренный.

Важный приоритет взаимодействия Казахстана и Кыргызстана в развитии продуктов и услуг ТК и достижения стратегических целей по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности рекреации и туризма - полностью согласованное проведение мероприятий по формированию, модернизации и брендированию типовых и уникальных видов рекреации и туризма. При этом совместная разработка и реализация проектов комплексного развития ABCI на основных направлениях обслуживания, включая развитие туристских центров и подходов к ним, позволяет заложить основу для долговременных и успешных действий по обеспечению увязки инвестиционных планов отдельных участников и нивелировать риски создания «узких мест» в пределах ТК для отдельных стран-участниц (см. таблицу).

Для подробного анализа перспектив туристского компонента ABCI и прогнозирования эффективности и конкурентоспособности рекреации и туризма могут быть применены следующие подходы:

прямая оценка данных об объектах туристского комплекса согласно времени и затратам на их благоустройство;

изучение туристских потоков на основе гравитационной модели и определение возможностей аттракторов согласно контрольным (пороговым) показателям;

оценка дифференциации цен и ценовых различий с выявлением поведения сравнительных цен по объектам туристского комплекса.

Заключение и выводы. Выполненный краткий анализ теоретических и практических аспектов формирования туристского компонента ABCI свидетельствует, с одной стороны, о существующих наработках в этой сфере, с другой - демонстрирует крайнюю сложность изучения проблемы. В числе наиболее важных выводов следует отметить следующие:

достаточно широко представлены и доступны разные источники информации по проблеме; ТК - прогрессивный и комплексный подход к использованию природных ресурсов и культурного наследия, ориентированный на включение бизнеса в производство широкого спектра туристских продуктов и услуг с логистикой, опирающейся на современную инфраструктуру и инфраструктуру прежних исторических эпох;

бренд ТК формируют природные, историко-культурные и социально-экономические аттракторы (привлекательные места и объекты), необычный жизненный уклад местного населения, обычаи, празднования и традиционный быт прежних эпох, а также другие специфические характеристики;

ТК наиболее эффективно функционирует, если представляет собой сочетание территориально связанных природно-хозяйственных комплексов, концентрирующих на генеральном направлении как основные аттракторы, так и всю необходимую для путешественника транспортную и жизнеобеспечивающую инфраструктуру;

с целью реализации ABCI подписан меморандум о взаимопонимании между акиматом г. Ал-маты и мэрией г. Бишкека, включающий ряд задач, важных для развития туристского компонента;

покупка и продажа услуг между городами Алматы и Бишкеком, включая торговлю и туризм, преобладает в настоящее время в прямом двустороннем экономическом обмене; ABCI можно отнести к особому виду ТК - смешанному (mixed corridor); имеются 10 принципов создания и функционирования ABCI;

развитию туристского сервиса в ABCI препятствуют барьеры, появляющиеся вследствие нескольких видов затрат;

основными подходами по обеспечению эффективного функционирования ABCI могут стать формирование согласованной туристской политики; создание единой нормативно-правовой базы обеспечения развития рекреации и туризма; развитие научно-прикладного, методического, кадрового, институционального, технологического и информационного обеспечения развития рекреации и туризма; поэтапное и целенаправленное внедрение современных технологий трансграничного туризма; формирование комплекса взаимодействия и кооперации всех участников туристского рынка;

имеется 10 возможных направлений работ по взаимодействию Республики Казахстан и Кыргызской Республики в рамках развития туризма по ABCI;

для подробного анализа перспектив туристского компонента ABCI и прогнозирования эффективности и конкурентоспособности рекреации и туризма могут быть применены прямая оценка

данных об объектах туристского комплекса согласно времени и затратам на их благоустройство; изучение туристских потоков на основе гравитационной модели и определение возможностей аттракторов согласно контрольным (пороговым) показателям; оценка дифференциации цен и ценовых различий с выявлением поведения сравнительных цен по объектам туристского комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Об уточненной численности населения Республики Казахстан на начало 2016 года [электронный ресурс] / Комитет по статистике МНЭ РК: официальная статистическая информация, оперативные данные (экспресс-информация, бюллетени), население, 2016. - URL: http://www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT116585 (дата доступа 10.05.2016).

[2] Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2016 года [электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики: официальная статистика, население, оперативная информация, 2015. -URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/ (дата доступа 10.05.2016).

[3] Almaty - Bishkek economic corridor [электронный ресурс] / CAREC Program, 2013-2016. - URL: http://www.carecprogram.org/index.php?page=economic-corridor-development/ (дата доступа 10.05.2016).

[4] Меморандум о взаимопонимании между акиматом города Алматы и мэрией города Бишкека по Инициативе «Экономический коридор Алматы - Бишкек». - Бишкек, 2014. - 3 с.

[5] Операционализация экономических коридоров в Центральной Азии: исследование на примере Коридора Алма-ты - Бишкек. - Мандалуйонг: Азиатский банк развития, 2014. - 65 с.

[6] Первое заседание Совместной рабочей группы по Инициативе «Коридор Алматы - Бишкек» / CAREC Program, 2013-2016. - URL: http://www.carecprogram.org/ru/index.php?page=abci-meeting (дата доступа 10.05.2016).

[7] Территория и плотность населения на начало года [электронный ресурс] / Комитет по статистике МНЭ РК: официальная статистическая информация, оперативные данные (экспресс-информация, бюллетени), население, 2016. -URL: http://www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT105375 (дата доступа 10.05.2016).

[8] Материалы изучения и прогноза опасных природных и техногенных процессов в Кыргызской Республике. -Бишкек: Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, 2015. - 320 с.

[9] Регионы Казахстана в 2014 году: ст. сб. / Гл. ред. А. А. Смаилов. - Астана: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, 2014. - 420 с.

[10] Информационный портал Чуйской областной государственной администрации [электронный ресурс]. - URL: http://gov.kg/chuy/ (дата доступа 10.05.2016).

REFERENCES

[1] About updated amount of population in the Republic of Kazakhstan at the beginning of 2016 [electronic resource] / Committee on Statistics of the NEM of the RK: official statistical information, operational data (express-information, bulletins), population, 2016. URL: http://www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT116585 (access date 10.05.2016) (in Russ.).

[2] Amount of population in the Kyrgyz Republic on January 1, 2016 [electronic resource] / National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic: official statistics, population, operational information, 2015. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/ (access date 10.05.2016) (in Russ.).

[3] Almaty - Bishkek economic corridor [electronic resource] / CAREC Program, 2013-2016. URL: http://www.carecprogram.org/index.php?page=economic-corridor-development/ (access date 10.05.2016) (in Russ.).

[4] Memorandum about understanding between Akimat of the Almaty city and Administration of the Bishkek City in initiative "Almaty - Bishkek economic corridor". Bishkek, 2014. 3 p. (in Russ.).

[5] Operationalizing Economic Corridors in Central Asia: a case study of the Almaty - Bishkek Corridor. Mandaluyong: Asian Development Bank, 2014. 65 p. (in Russ.).

[6] The first meeting of the Joint Working Group on the initiative of "Corridor Almaty - Bishkek» / CAREC Program, 2013-2016. URL: http://www.carecprogram.org/ru/index.php?page=abci-meeting (access date 10.05.2016) (in Russ.).

[7] The territory and population density at the beginning of the year [electronic resource] / Committee on Statistics of the NEM of the RK: official statistical information, operational data (express information, bulletins), population, 2016. URL: http://www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT105375 (access date 10.05.2016) (in Russ.).

[8] The materials of the study and prognosis of natural and man-made processes in the Kyrgyz Republic. Bishkek: Ministry of Emergency Situations of the Kyrgyz Republic, 2015. 320 p. (in Russ.).

[9] Regions of Kazakhstan in 2014: stat. sb. / Ch. ed. A. A. Smailov. - Astana: the Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan, 2014. 420 p. (in Russ.).

[10] Information portal of the Chui oblast state administration [electronic resource]. URL: http://gov.kg/chuy/ (access date 10.05.2016) (in Russ.).

ALMATY - BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: РЕКРЕАЦИЯ МЕН ТУРИЗМ САЛАСЫ БОЙЫНША ЦАРЫМ-ЦАТЫНАС ОРНАТУ МYМКIНДIКТЕРI МЕН БАГЫТТАРЫ

Р. В. Плохих1'2, А. М. Артемьев3'4, А. С. Актымбаева5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Г.г.д., ага гылыми кызметкер (Экология мэселелерi бойынша F3H, Алматы, Казакстан) 2География жэне табигатты пайдалану факультет рекреациялык география жэне туризм кафедрасыньщ профессоры (эл-Фараби ат. Казак ¥лттык университетi, Алматы, Казакстан)

3География жэне табигатты пайдалану факультет рекреациялык география жэне туризм кафедрасыныц менгерушiсi (эл-Фараби ат. Казак ^лттык университетi, Алматы, Казакстан) 4Т.г.к., басты гылыми кызметкер (Экология мэселелерi бойынша F3H, Алматы, Казакстан) 5Г.г.к., гылым мэселелерi бойынша директор орынбасары (эл-Фараби ат. Казак ^лттык университетшщ гылыми-технологиялык паркi, Алматы, Казакстан)

Тушн сездер: Almaty - Bishkek Corridor Initiative (ABCI), турислк дэлiз, туризм, рекреация, даму, мYм-кiндiктер.

Аннотация. Almaty - Bishkek Corridor Initiative (ABCI) к¥рылу мен даму мэселелерi карастырылады. Туристiк дэлiздер жайында кiшiгiрiм акпараттар кeрсетiлген. ABCI бойынша жалпы сипаттама берiледi. Казiргi тацда, элемде орын алган сан тYрлi тэсшдер, саймандар жайында ой козгалады. Оныц барлыгы жан-жакты карастырылып, содан кешн ABCI шартарына сэйкес эзiрленiп, колданылу мYмкiндiгi бар.

ALMATY - BISHKEK CORRIDOR INITIATIVE: PROSPECTS AND DIRECTIONS OF COOPERATION IN THE FIELD OF RECREATION AND TOURISM

R V. Plokhikh1'2, A. M. Artemyev3'4, A. S. Aktymbaeva5

1Doctor of Geographical Sciences, senior researcher (SRI of Ecological Problems, Almaty, Kazakhstan) 2Professor of the Department of Recreation Geography and Tourism of the Faculty of Geography and Nature management (Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan) 3Head of the Department of Recreation Geography and Tourism of the Faculty of Geography and Nature management (Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan)

4Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher (SRI of Ecological Problems, Almaty, Kazakhstan) 5Candidate of Geographical Sciences, Deputy Director for Science (Science and Technology Park of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan)

Keywords: Almaty - Bishkek Corridor Initiative (ABCI), tourist corridor, tourism, recreation, development, prospects.

Abstract. The problem of formation and development of Almaty - Bishkek Corridor Initiative (ABCI) are considered. Brief information about tourist corridors is presented. The general characteristic of ABCI is given. It's noted that in the world to date to present time of the wide spectrum of the approaches, methods and tools were developed. All of them require detailed study and can be adapted and applied to the conditions of the Republic of Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.