Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ОЗЕРА АЛАКОЛЬ'

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ОЗЕРА АЛАКОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристский аттрактор / туристская дестинация / инфраструктура туризма / планирование развития туризма. / tourist attractor / tourist destination / infrastructure of tourism / planning of development of tourism

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Абенова Е. А.

Развитие туризма на побережье озера Алаколь идет медленно. Одна из причин – отсутствие плана поступательного развития туристских зон и в целом всей туристской инфраструктуры Алакольского региона. Нужна планомерная работа, которую может осуществить ассоциация, сплотившая коммерческие и некоммерческие учреждения, производящие и предоставляющие туристские услуги и учреждения, призванные регулировать развитие туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Абенова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF DEVELOPMENT OF TOURISM ON COAST OF LAKE ALAKOL

Development of tourism on the coast of lake Alakol moves up slowly. One of reasons is absence of plan of forward development of tourist zones and, on the whole, all tourist infrastructure of the Alakol region. Systematic work, that Association, joining commercial and noncommercial establishments, productive and giving tourist services in this region and establishments called to regulate development of tourism in a region, can carry out, is needed.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ОЗЕРА АЛАКОЛЬ»

Туризм и рекреация

УДК 338.48:911.3

Е. А. Абенова

К.п.н., зав. кафедрой «туризм и сервис» (Университет Нархоз, Алматы, Казахстан)

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПОБЕРЕЖЬЕ ОЗЕРА АЛАКОЛЬ

Аннотация. Развитие туризма на побережье озера Алаколь идет медленно. Одна из причин - отсутствие плана поступательного развития туристских зон и в целом всей туристской инфраструктуры Алакольского региона. Нужна планомерная работа, которую может осуществить ассоциация, сплотившая коммерческие и некоммерческие учреждения, производящие и предоставляющие туристские услуги и учреждения, призванные регулировать развитие туризма в регионе.

Ключевые слова: туристский аттрактор, туристская дестинация, инфраструктура туризма, планирование развития туризма.

Введение. Развитие туризма во всем мире идет динамично, несмотря на углубление мирового экономического кризиса. Этому способствуют такие факторы, как глобализация, динамика трудовой деятельности и вместе с тем увеличение свободного времени у населения, что связано с сокращением рабочего дня и увеличением продолжительности ежегодных отпусков, ростом уровня жизни населения, тягой человека к познанию и открытию. Но в то же время в мире усиливается политическая напряженность, что актуализирует вопросы безопасности туристских перевозок и отдыха за рубежом. В этой связи важно рассматривать направления развития туризма внутри страны и расширение ассортимента туристского предложения как отечественным, так и иностранным туристам.

В статье рассматриваются перспективы развития туризма на побережье озера Алаколь, так как этот регион имеет достаточно высокий потенциал и многие его возможности еще не используются в полной мере. Проблемы развития туризма на побережье озера Алаколь, учет экологической составляющей, туристско-рекреационный потенциал озера и Алакольского региона и другие аспекты, связанные с этими проблемами, рассматриваются во многих публикациях отечественных ученых [1-7]. Но вопросам планомерного развития туризма в данном регионе и необходимости создания организации (ассоциации), которая бы занималась планированием и продвижением туристского продукта этого региона, внимание исследователей практически не уделяется.

По мере развития этого региона как туристской зоны, а в будущем, как мы предполагаем, и как туристского кластера возникает необходимость в анализе имеющихся возможностей и в определении дальнейших перспектив развития региона как туристского аттрактора.

Результаты и их обсуждение. Алаколь - уникальное озеро с чистой целебной водой. Оно расположено на юго-востоке Казахстана в Балкаш-Алакольской котловине на границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей (рисунок 1).

Это реликтовый водоем, который занимает пониженную часть древней озерной котловины тектонического происхождения [1]. Особенностью озера Алаколь является наличие мощного подземного питания за счет грунтовых и артезианских вод, формирующихся в горных областях и на конусах выноса рек [2].

Вода по химическому составу сравнима с водами Черного моря: слабо минерализована, слабосоленая, включает в себя почти все элементы таблицы Менделеева, кроме йода, повышено содержание фтора и брома. Есть и целебные грязи, которые содержат сероводород, кремний, радон (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Местоположение оз. Алаколь на карте

Химический состав воды и грязей озера Алаколь позволяет считать его целебным. Считается, что воды Алаколя эффективно излечивают такие хронические заболевания, как псориаз, дерматиты, нейродермиты, экземы и другие кожные недуги, благотворно влияют на органы дыхания и периферическую нервную систему, укрепляют суставы.

Берег представлен песчаными, мелко- и крупногалечниковыми и песчано-галечниковыми пляжами, состоящими, в числе прочего, также из вулканических пород (шунгит) (рисунок 2). Поэтому не только купание в озере, но и прогулки по пляжу, а также прогревания в песке оказывают целебное воздействие [8].

Рисунок 2 - Галечниковый берег озера Алаколь

Название озера в переводе означает «пестрое, разноцветное». Оно вполне отражает реальную картину, потому что цвет водной глади меняется в течение суток несколько раз - от серого и светло-голубого до ярко-синего и зеленого. Это зависит от уровня освещения, времени суток, преобладающего ветра. Летний сезон длится около 3,5 мес. с июня до середины сентября. В прибрежной зоне можно встретить много птиц: чайки, бакланы, пеликаны, цапли, утки и другие. Развита рыбалка: окунь, судак, лещ. Ведется промысел сазана, судака, маринки и других видов (рисунок 3).

Развитие пляжного и лечебно-оздоровительного туризма в этом регионе началось сравнительно недавно, с начала 90-х годов ХХ века, если рассматривать южный берег Алаколя. Раньше он был доступен только местному населению, так как это была закрытая пограничная зона. Северное побережье, Урджарский район Восточно-Казахстанской области, эксплуатировалось и в

Рисунок 3 - Промысел сазана на оз. Алаколь

советский период, где были построены санатории и здравницы, например бальнеологический курорт «Барлык Арасан», в котором был создан центр реабилитации для космонавтов «Дорожник». Этот санаторий использует подземные минеральные воды Барлык-Арасанского месторождения, которое находится на северо-западном ответвлении Барлыкского хребта, на правом берегу речки Арасанка, в 16 км к востоку от с. Жарбулак. Месторождение расположено на главном Барлыкском разломе, по правому берегу речки Арасанка, где из тектонических трещин выходят минеральные воды. Здесь насчитывают до 13 теплых источников, сосредоточенных вдоль ущелья на протяжении 1,5 км [3]. «Температура воды в различных источниках изменяется от 20 до 42 °С, а ее минерализация - от 1,4 до 1,8 г/л. В воде содержатся, мг/л: кремниевая кислота (12-44), борная кислота (от следов до 1,8) и бром (до 0,5), а также радон (0,6-2,5 нКи/л)» [4, с.13]. Сегодня популярны также курортные зоны «Арасан Алаколь», «Айгерим» (рисунок 4).

Рисунок 4 - Пансионаты озера Алаколь, Восточно-Казахстанская область

На южном побережье Алаколя со стороны Алматинской области можно выделить два основных туристских аттрактора: Акши и Коктума в соответствии с одноименными названиями двух населенных пунктов. К ним проложены авто- и железнодорожные магистрали. Вблизи береговой линии находится множество разрозненных частных туристских баз, зон, пансионатов, которых в данный момент более 120 (рисунок 5) [4, с 34].

Рисунок 5 - Пансионаты озера Алаколь, Алматинская область

Мы будем опираться на определение «туристский аттрактор», данное С. А. Севастьяновой, под которым подразумевается «комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности» [9, с. 11]. Не стоит путать понятия «аттрактор» и «аттракция/анимация», так как последняя подразумевает развлечения, заполнение досуга отдыхающих, самостоятельные анимационные туристские продукты в виде фестивалей, карнавалов, спортивных мероприятий и прочего, которые привлекают туристов. В качестве туристского аттрактора в данном регионе выступает, прежде всего, само озеро Алаколь, в меньшей степени возможности рыбалки и наличие уникального животного мира (реликтовая чайка).

Несмотря на то, что уже более 20 лет туристские зоны побережья Алаколя активно принимают туристов, которых привлекает уникальное озеро, встречается еще очень много проблем. Эти проблемы связаны, на наш взгляд, с тем, что изначально не было плана развития данной территории как потенциально привлекательной и перспективной зоны туристского интереса. Преобладали стихийные застройки, не было единого архитектурного плана, который бы учитывал проведения дорог, необходимость озеленения и развития другой инфраструктуры, так необходимой в любой туристской дестинации.

В переводе с английского языка понятие «дестинация» означает «местонахождение, место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 80-х годов ХХ века и подразумевает какую-либо ограниченную территорию, привлекающую туристов и имеющую возможности для удовлетворения их потребностей [9]. В конце ХХ века термин «дестинация» стал официальным термином Всемирной туристской организации, которая дала следующее официальное определение: «Дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие, как услуги и аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность» [10].

Для того чтобы территория была дестинацией, как утверждает М. Б. Щепакин, необходимо выполнить следующие условия:

- наличие на территории мест размещения, питания, развлечений при высоком уровне качества предоставляемых услуг и высокоразвитой транспортной системы;

- наличие достопримечательностей, интересующих туристов, фактора привлекательности (аттрактивности) - один из главных факторов конкуренции между дестинациями;

- наличие информационных и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации [11].

В рассматриваемом нами регионе каждый частный владелец прибрежного участка застраивал его не в соответствии с какими-то требованиями, а на свое усмотрение, в зависимости от финансовых средств, вкуса и возможности нанять трудовую силу. Озеленять или нет зону отдыха, окружающую ее территорию также каждый решал в соответствии с собственным вкусом, желанием и финансовыми возможностями. Нет привязки к каким-либо стандартам, предписывающим определенные требования к экстерьеру и интерьеру зданий и сооружений, планировке самой туристской зоны, озеленению и прочему. В итоге сегодня этот регион мы с натяжкой можем отнести к категории туристской дестинации, так как здесь большое разнообразие хаотично застроенных частных туристских зон, предлагающих услуги размещения на любой вкус и «кошелек», с разным уровнем развития инфраструктуры. В целом во всей туристской дестинации инфраструктура еще требует серьезных улучшений, уровень сервиса, услуги питания и развлечения на многих туристских базах оставляют желать лучшего. Хотя отрадно отметить, что в последнее время появляются хорошие пансионаты, туристские базы, которые отличаются продуманной концепцией, индивидуальной стилистикой, хорошим уровнем сервиса и разнообразным ассортиментом предлагаемых услуг.

Известно, особенностью туризма является тот фактор, что в определенном смысле он самодостаточен, так как развивается и функционирует за счет средств отдыхающих (туристов, посетителей, гостей), которых привлекает туристский аттрактор, в частности озеро. Если рассматривать контингент отдыхающих, то он также разнообразен, но в основном это местные жители Алма-тинской области, гости местного населения, которые приезжают в основном из Южного и Юго-Восточного Казахстана, а также из России. Иностранные туристы в основном россияне, причем большой процент их составляют выходцы их Казахстана, которые эмигрировали в РФ и знают это озеро не понаслышке. Это говорит о недостаточной информированности граждан РК и ближайших стран-соседей: России, Китая о том, что есть возможность отдохнуть летом на побережье теплого и целебного озера. И хотя сервис и инфраструктура еще только в стадии зарождения, здесь можно по вполне доступной цене получить расширенный ассортимент услуг размещения и питания.

Если говорить об инфраструктуре, то ей, несомненно, принадлежит важная роль в обслуживании туристов и их привлечении. Она создает удобства, комфорт, уют, определяет организацию быта и размещения, питания и развлечения отдыхающих. Развитие инфраструктуры в рассматриваемой нами туристской дестинации идет медленно, не масштабно, как хотелось бы.

Инфраструктура туризма - это вообще очень емкое понятие, на современном этапе оно приобретает масштабный и сложный характер «как на уровне отдельно взятого региона, так и на государственном и мировом уровнях, используя элементы инфраструктур другого назначения» [12, с. 12]. Развитие туристской дестинации в данном районе - уже показатель того, что используется инфраструктура близлежащих населенных пунктов: дороги, электросети, системы связи, учреждения торговли и т.п. В свою очередь, туристские объекты также используются местным населением.

Рассматривая определения инфраструктуры, мы отмечаем, что авторы, используя разные подходы, под инфраструктурой понимают комплекс сооружений, сетей и объектов, материально-техническую базу, которые направлены на развитие основного производства. Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга производственного и непроизводственного характера [13-15].

Если конкретизировать определение «инфраструктура туризма», то в различных источниках она трактуется по-разному. Г. А. Аванесова и Л. П. Воронкова говорят о совокупности вспомогательных отраслей, обслуживающих индустрию туризма и туристскую деятельность в целом [16]. И. В. Зорин и В. А. Квартальнов представляют инфраструктуру туризма как «... комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения.», которые не участвуют в производстве турпродукта, но необходимы для процесса оказания туристских услуг [17 ]. И. В. Болгов и Н. Н. Малахова вообще утверждают, что инфраструктура туризма не только обеспечивает эффективную деятельность туристской индустрии, но и сама напрямую зависит от состояния туризма в регионе [18].

Опираясь на анализ определений инфраструктуры туризма, мы уточняем это определение: «Инфраструктура туризма - это совокупность вспомогательных, обслуживающих и сопутствующих систем, способствующих производству и продвижению туристского продукта на рынке

туристских услуг, а также созданию необходимых условий для эффективной деятельности персонала туристской сферы, направленной на предоставление качественного сервиса» [19, с. 11].

Инфраструктура туризма на побережье озера Алаколь представлена в основном материальной базой частных туристских зон, предлагающих туристские услуги, часть из которых (например, такие, как «Пеликан», «Черный камень», «Алатениз», «Аквамарин»), работает напрямую с турагентствами и туроператорами г. Алматы, а также частично с инфраструктурой пос. Акши и Кок-тума (дороги, электросети, система связи). На этом хотелось бы подробнее остановиться.

Для дальнейшего устойчивого развития туризма в этом регионе очень важно создание коммерческой или некоммерческой организации, например ассоциации. Такая организация объединила бы управление туризма при поселковых акиматах и всех частных собственников, работающих в сфере туризма в этом регионе. В ассоциацию могли бы влиться инструкторы и экскурсоводы, которые, предлагая услуги проводников, смогут организовать экскурсии по ущельям Жетысу Алатау и возить туристов на заповедные алакольские острова. Это также местные жители, занимающиеся частным предпринимательством, которые могли бы поставлять сувенирную продукцию, проводить мастер-классы по национальным ремеслам и другим привлекательным для туристов направлениям. Это расширит ассортимент предлагаемых туристских услуг и сделает пребывание на Алаколе еще более полезным и интересным.

Поселковые акиматы должны быть заинтересованы в том, чтобы развивать и совершенствовать сервис и туристскую инфраструктуру в своем регионе, так как это будет привлекать еще большее число туристов как из Казахстана, так и из ближнего зарубежья. Это будет способствовать экономическому подъему региона, создаст дополнительные рабочие места для местного населения. Когда будет создана соответствующая структура с функциями управления и регулирования развития туризма в этом регионе, проще будет осуществлять планирование развития туристских зон и всей туристской дестинации, решать возникающие проблемы, экономить средства на продвижение и распространение информации и рекламе о данном туристском аттракторе. Об этом говорит также в своей статье В. А. Кораблев: «. Важную роль в развитии территориального маркетинга на озере Алаколь должна сыграть совместная деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде.». Он считает, что важно применять и использовать такой экономический инструмент, как маркетинг-имидж, «для привлечения инвесторов и потребителей регионального туристского продукта на основе создания и распространения позитивной картины территории (озера Алаколь)» [5, с. 138].

А если рассматривать важность и необходимость развития инфраструктуры туризма в этой дестинации, то деятельность ассоциации будет нацелена на ее планомерное развитие. С. А. Севастьянова, рассматривая инфраструктуру туризма, выявила в ней как минимум шесть элементов или, как она их назвала, групп:

1. Аттракторы (привлекательные туристские объекты) и аттракции (развлечения), являющиеся целями поездки туристов. В нашем примере в качестве аттрактора выступает само озеро Алаколь, а аттракциями - развлекательные мероприятия культурного, спортивного, исторического и другого характера, направленные на разные возрастные группы отдыхающих. Это направление в этой туристской дестинации еще практически не развито.

2. Основная группа. Представлена пансионатами, туристскими зонами, базами, домами отдыха и т.п. Они нацелены на обслуживание основных, ежедневных, постоянных во время тура потребностей туристов (услуги размещения, питания, транспортные, услуги турагентств и туроператоров).

3. Дополнительная (сопутствующая) группа. Ее деятельность направлена на формирование и закрепление позитивных впечатлений о данной дестинации у отдыхающих, например продажа сувенирной продукции, местной целебной грязи, экологически чистой продукции, например мед, и т.п. На многих туристских зонах такая деятельность довольно успешно ведется.

4. Особая группа. Некоторые авторы эту группу называют третичными предприятиями в туристской дестинации, поскольку деятельность их нацелена на оказание услуг местному населению, но этими услугами могут воспользоваться и туристы: муниципальный транспорт, торговля, связь, медицинские учреждения, банки, страховые компании, бытовые учреждения и т.п. Стоит расширять ассортимент такого вида услуг в Алакольском регионе, а именно в населенных пунктах Акши, Коктума, Ушарал и других.

5. Учреждения, поддерживающие эксплуатационные характеристики туристских учреждений и комплексов. Они нацелены на поддержание и функционирование в заданном режиме основной и дополнительной инфраструктуры (дорожное хозяйство, магистральные сети коммунального обслуживания, образовательные, информационные и другие учреждения).

6. Предприятия, обеспечивающие различные виды ремонтных работ, развитие предприятий туризма, туристских комплексов (строительство новых и реконструкция старых гостиниц, турбаз и пансионатов, создание ассоциации) [12, с. 15].

Мы считаем, что в условиях Алакольского региона, когда идет процесс становления и формирования новой туристской дестинации, достаточно сфокусироваться на таких элементах туристской инфраструктуры, как:

1) материальная база специализированных субъектов хозяйствования (туроператоров, тураген-тов, производителей товаров туристского потребления, поставщиков туристских услуг, владельцев турбаз, пансионатов и т. п.);

2) система госорганов, способствующих созданию правовой базы, контролю и регулированию туризма в регионе (соответствующие государственные предприятия, организации и учреждения, в том числе и коммунального характера, госпрограммы развития туризма, дорожные карты и т.п.);

3) система некоммерческих и коммерческих организаций, предприятий и учреждений, функционирующих в целях поддержки и развития туризма в регионе, занимающихся также вопросами рекламы, информации и продвижения данного туристского продукта [19, с. 12]; этими направлениями деятельности как раз и занималась бы предлагаемая нами ассоциация предпринимателей туристской сферы данного региона.

Если запланировать создание в данном регионе ассоциации предпринимателей туристских зон и подготовить план ее деятельности, это может способствовать росту предпринимательской активности и, как следствие, приведет к активному развитию туризма в регионе.

Ассоциация, объединив предпринимателей региона и муниципальные власти, смогла бы активно продвигать эту туристскую аттракцию, проводить рекламные акции, информировать о своих возможностях, потенциале и услугах, сформировав сайт. Тесно сотрудничая с поселковыми акиматами, следует способствовать планомерному развитию инфраструктуры объектов питания, размещения, развлечения, культуры в близлежащих населенных пунктах. Эти поселки как база для развития туристских зон должны иметь такие предприятия, которые, работая на местное население, могли бы активно использоваться туристами (кинотеатры, развлекательные, спортивные и торговые учреждения, средства связи, музеи, экскурсионные бюро, пункты проката, транспортные организации и т.п.). Причем в связи с непродолжительным туристским сезоном (не более 3 мес.) эту работу можно организовать как частное предпринимательство, многие объекты можно расположить на территории частных подворий, заранее проведя разъяснительную работу с местным населением, учебу, можно даже в рамках Дорожной карты организовать тендер на предоставление туристских услуг. Такой опыт работы уже имеется в Казахстане, когда начинали проект по открытию гостевых домов в пределах туристских аттракторов в разных регионах Казахстана. Многие из открывшихся гостевых домов до сих пор успешно работают на туристском рынке, имеют свои сайты, постоянных клиентов как в Казахстане, так и за рубежом, они готовы поделиться накопленным опытом работы.

Общеизвестно, что цели отражают потребности клиентов, их запросы, интересы, что и определяет возможные пути и средства их удовлетворения. Поэтому при ассоциации должен обязательно быть отдел маркетинга или хотя бы один маркетолог, который бы постоянно изучал туристский рынок, спрос и предложения потенциальных клиентов, передовой мировой опыт развития подобных туристских аттракторов и дестинаций, определял целевую аудиторию региона и разрабатывал план по привлечению клиентов и расширению спектра предлагаемых туристам услуг.

Заключение и выводы. Для сохранения привлекательности аттракторов данной туристской зоны, а в будущем и туристского кластера необходимо:

1. Туристским зонам, базам и пансионатам поддерживать в надлежащем порядке материально-техническую базу, своевременно проводить текущий и капитальный ремонты, готовясь к сезону.

2. Обращать внимание на экологическую составляющую, регулировать антропогенное воздействие на экосистему Алакольского региона, заботясь о природе, о чистоте водоема, о богатстве и

видовом разнообразии фауны и флоры озера и прилегающих рекреационных зон [6, с. 167], осуществлять озеленение. При размещении турбаз и кемпингов на берегу озера не следует забывать о том, что норма допустимой рекреационной нагрузки по длине береговой линии не должна превышать 200 человек на 1 км берега. В Урджарском районе ВКО создано коммунальное предприятие «Алаколь тазалык», которое занимается санитарно-очистительными работами на пляже и вдоль береговой линии озера. По ее инициативе определена прибрежная защитная полоса длиной 300350 м, где не рекомендуется ставить личный автотранспорт, исключена неорганизованная рекреация, для которой отведены специальные участки. Вдоль этой защитной полосы продуманы и установлены объекты инфраструктуры: освещение, скамейки, кабинки для переодевания, урны для мусора и туалеты [7, с. 162]. Этот опыт успешно можно применить и на южной стороне этого туристского аттрактора (рисунок 6).

Рисунок 6 - Схема расположения туристских зон в ВКО

3. Разрабатывать и внедрять новые методы демонстрации достопримечательностей, будь то простая или музейная экскурсия. Например, использовать элементы шоу (шоу-музеи, этнографические представления, оживление персонажей исторической экспозиции, историческая реконструкция какого-то события, уклада жизни и прочего, привлечение аниматоров, артистов, местных жителей и др.). Использование исторических фактов, так как всем известно, что в Алакольской котловине проходили важные и известные исторические события. Например, в 1726 году объединенным силам казахов трех жузов удалось нанести поражение джунгарам, которые занимали в тот период эти земли, а в 1729 году состоялось решающее сражение в местечке Анракай недалеко от озера Алаколь [4, с. 5]. Общеизвестно, что через Джунгарские Ворота шла одна из веток Великого Шелкового пути.

4. Осуществлять поиск новых свойств используемых объектов. Так, местное население многих туристских зон использует в обиходе национальную одежду, воссоздают условия древнего поселения, реконструируя быт и уклад, ремесла и традиции, праздники, исторические факты той или иной эпохи. Это также может стать дополнительной статьей доходов местного населения, которое, взаимодействуя с турбазами, экскурсионными бюро или самой ассоциацией, предложило бы экскурсию в свое подворье. Например, на своем участке можно поставить юрту, красиво украсить ее элементами народного творчества, подготовить мастер-класс по изготовлению кошмы, войлока. Показать, как проводили роспись на ткани (батик), как вышивали, пряли пряжу из шерсти овец, делали одеяла (корпе) из шерсти верблюдов, использовали кожу в качестве сырья для производства сбруи для лошадей, изготовления камчи и кожаных бурдюков для кумыса. Туристам может быть интересен также процесс изготовления национальных напитков, начиная с дойки коровы, лошади, верблюдицы до момента изготовления настоящих национальных напитков (кумыс, шубат), и проведение дегустации этих напитков. Можно воссоздать элементы и атрибуты какого-либо обычая (бесик той, тусау кесу, сборы приданного для невесты и др.) или праздника Наурыз.

5. Важно самим развивать и придумывать аттракторы - привлекательные и притягательные для туристов места и достопримечательности. Например, можно сочинить легенду об озере Алаколь,

легенду о реликтовой чайке, о Жетысу Алатау или даже о каком-то питьевом источнике, о целебной грязи, смастерить предметы, сувениры, на их основе заказать скульптуры, установить оригинальные памятники и пр. как вещественные доказательства этих легенд и символы этой туристской дестинации. Необходимо проложить пешеходные и экскурсионные тропы, одновременно улучшая инфраструктуру и доступность туристского аттрактора.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Социо-эколого-экономические исследования по территории приоритетных глобально значимых водно-болотных угодий Алаколь-Сасыккольской системы озёр. Отчёт ПРООН, Проект ГЭФ/ПРООН KAZ/00/G37 (00013215) «Комплексное сохранение приоритетных глобально значимых водно-болотных угодий как мест обитания мигрирующих птиц: демонстрация на трёх проектных территориях». - Алматы, 2005. - 148 с.

[2] Курдюков К.В. О колебаниях уровня озера Алаколь (в историческом и геологическом прошлом) // Вопросы географии. Серия физическая география. - 1951. - № 24. - С. 117-133.

[3] Отчёт о научно-исследовательской работе по теме: «Комплексные исследования туристско-рекреационного потенциала Алакольского бассейна в целях развития рекреации и туризма». - Алматы: Министерство образования и науки Республики Казахстан, РГП «Казахский национальный университет имени аль-Фараби», ДГП «Научно-исследовательский институт проблем экологии» (промежуточный), 2013. - 108 с.

[4] Путешествие по Приалаколью (карты-схемы, легенды, туристская инфраструктура) / Ердавлетов С.Р., Артемьев А.М., Актымбаева А.С. и др. - Алматы, 2014. - 76 с.

[5] Кораблев В.А. Оценка туристско-рекреационного потенциала озера Алаколь и пути повышения эффективности его использования// Материалы V Международной научно-практической конференции 9-11 октября, 2014 г. Алматы, Казахстан. - Алматы, 2014. - С. 137-140.

[6] Актымбаева А.С., Сабиров Д.З. Оценка устойчивости экосистем в условиях рекреационной нагрузки в бассейне озера Алаколь // Материалы V Международной научно-практической конференции 9-11 октября, 2014 г. Алматы, Казахстан. - Алматы, 2014. - С. 167-169.

[7] Мукаев Ж. Т. Геоэкологические условия рекреационного природопользования в прибрежной зоне озера Алаколь // Материалы V Международной научно-практической конференции 9-11 октября, 2014 г. Алматы, Казахстан. - Алматы, 2014. - С. 160-162.

[8] Алаколь // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: ^азак; энциклопедиясы, 2004. — Т. 1.

[9] Bryden J. Tourism and development. - N.Y.; L., 1980.

[10] Brief Descriptions: Sites Inscribed in the World Heritage List. World Heritage Center UNESCO. - Paris, 2003.

[11] Щепакин М.Б. Туристская дестинация: характерные черты и этапы развития // Научный журнал КубГАУ. -Краснодар, 2014. - № 97(03). - С. 1-10.

[12] Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2015. - 256 с.

[13] Федько В.П. Инфраструктура товарного рынка: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 512 с.

[14] Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: учебник.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 347 с.

[15] Основы рыночной инфраструктуры: учебное пособие. - Алматы: КазГАУ,1997. - 128 с.

[16] Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник. - М.: Аспект-Пресс, 2002.

[17] Зорин И.П., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 69 с.

[18] Болгов И.В. Инфраструктура предприятий сервиса: учебник для вузов. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

[19] Абенова Е.А. Инфраструктура туризма: учебное пособие. - Алматы, 2013. - 12 с.

REFERENCES

[1] Socio-ecology-economy researches on territory of priority globally-meaningful wetlands: Аlakol-Sassykol of the system of lakes. Report of PROON, Project PROON KAZ/00/G37 (00013215) "Complex maintenance priority globally meaningful wetlands as habitats of migrant birds : demonstration on three project territories". Аlmaty, 2005. 148 p. (in Russ.).

[2] Fat-tails of К.В. About fluctuations of level of lake Alakol (in the historical and geological past) // Questions of geography. Series are physical geography. Almaty, 1951. N 24. P. 117-133 (in Russ.).

[3] Report on research work on the topic: "Complex researches of tourist-recreational potential of the Alakol pool for development of recreation and tourism". it is Almaty: Department of education and science of Republic of Kazakhstan, the "Kazakh national university of the name Al-Farabi", the "Research institute of problems of ecology" (intermediate). Almaty, 2013. 108 p. (in Russ.).

[4] 'Trip on АМюГ (maps-charts, legends, tourist infrastructure) / Yerdavletov S.R., Аrtemev А.М., Aktymbaeva A.S., et al . Almaty, 2014. 76 p. (in Russ.).

[5] Korablev V.A. Evaluation of the tourism potential of Lake Alakol and ways to improve the efficiency of its use // Proceedings of the V International scientific-practical conference on October 9-11, 2014 in Almaty, Kazakhstan. Almaty, 2014. P. 137-140 (in Russ.).

[6] Aktymbaeva A.S., Sabirov D.Z. Evaluation of the sustainability of ecosystems in terms of recreational load in the basin of the lake Alakol // Proceedings of the V International scientific-practical conference on October 9-11, 2014 in Almaty, Kazakhstan. Almaty, 2014. P. 167-169 (in Russ.).

[7] Mukaev Z.T. Geoecological conditions of recreational wildlife management in the coastal zone of the lake Alakol // Proceedings of the V International scientific-practical conference on October 9-11, 2014 in Almaty, Kazakhstan. Almaty, 2014. P. 160-162 (in Russ.).

[8] Alakol // Kazakhstan. National Encyclopedia. Almaty: Kazakh entsiklopediyasy, 2004. Vol. 1.

[9] Bryden J. Tourism and development. N.Y.; L., 1980.

[10] Brief Descriptions : Sites Inscribed in the World Heritage List. World Heritage Center UNESCO. Paris, 2003.

[11] Shepakin M.B. Tourist dectination: the personal touches and stages of development // The Scientific magazine. Krasnodar, 2014. N 97(03). P. 1-10 (in Russ.).

[12] Sevastyanov S.A. Regional planning of tourism and hotel industry: a tutorial. M.: KNORUS, 2015. 13 p. (in Russ.).

[13] Fedko V.P. The infrastructure of the commodity market: a textbook. Rostov-on-Don: Phoenix, 2000. 512 p. (in Russ.).

[14] Komarov M.P. The infrastructure of the regions of the word. SPb., 2000. 347 p. (in Russ.).

[15] The Basics of market infrastructure: a tutorial. Almaty: KazGAU, 1997. 128 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Tourism, hospitality, service: the dictionary catalog. M.: Aspekt-Press, 2002 (in Russ.).

[17] Zorin I.P., Quarterly V.A. Tourism Encyclopedia: A Guide. M.: Finance and statistics, 2003. 69 p. (in Russ.).

[18] Bolgov I.V. Infrastructure business service: a textbook for high schools. M.: Academy, 2008. 288 p. (in Russ.).

[19] Abenova E.A. Tourism infrastructure: a tutorial. Almaty, 2013. 12 p. (in Russ.).

Е. А. Абенова

«Туризм жэне сервис» кафедрасыньщ мецгерушюг, п. г. к.

(Нархоз университет^ Алматы, Казакстан)

АЛАКвЛ К6ЛШЩ ЖАГАЛАУЫНДАГЫ ТУРИЗМД1 ДАМЫТУДЫ ЖОСПАРЛАУ

Аннотация. Алакел жагалауында туризмнщ дамуы баяу журш жатыр. Буган бiрден бiр себеп - Алакел аймагындагы туриспк инфраструктураны тутастай алганда, осы аймакта туризмдi дамыту багытында уде-мел1 даму жоспарыныц болмагандыгында. Бул ушш жоспарлы багытталган жумыс кажет. Аталмыш аймакта туризмнiн дамуын реттеу багытында ундеуге шакырылган коммерциялык жэне коммерциялык емес мекеме-лердi, осы аймактагы туристiк кызметтердi ендiретiн жэне усынатын мекемелердi бiрiктiре отырып, муны тек Ассоциация гана жYзеге асыра алады.

ТYЙiн сездер: туристiк аттрактор, туриспк дестинациясы, туризм инфраструктурасы, туризмдi дамы-туды жоспарлау.

Ye. A. Abenova

Doctor PhD, manager a department "Tourism and service" (University of Narxoz, Almaty, Kazakhstan) PLANNING OF DEVELOPMENT OF TOURISM ON COAST OF LAKE ALAKOL

Abstract. Development of tourism on the coast of lake Alakol moves up slowly. One of reasons is absence of plan of forward development of tourist zones and, on the whole, all tourist infrastructure of the Alakol region. Systematic work, that Association, joining commercial and noncommercial establishments, productive and giving tourist services in this region and establishments called to regulate development of tourism in a region, can carry out, is needed.

Keywords: tourist attractor, tourist destination, infrastructure of tourism, planning of development of tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.