вится способом обрисовать особую атмосферу происходящего, то состояние предвечерней тишины и умиротворенности, когда беседа течет неспешно, а собеседники самоуглублены и задумчивы. Художник осознанно добивался этого впечатления. На его картине изображены не члены семьи, как это было на полотнах, упомянутых выше. Он писал групповой портрет друзей, единомышленников: художников Валериана Лангера, Андрея Са-пожникова, Григория и Никанора Чернецовых, а также писателя и журналиста Павла Свиньина. Автору важно было создать обстановку и атмосферу неспешного разговора, чтения вслух, дружеского общения. Чаепитие без специально обставленного стола, без дорогих сервизов, без следования строгим этикетным нормам стало еще одним средством подчеркнуть теплоту и неформальность происходящего.
Вообще, на «чайных полотнах» первой половины XIX века накрытый для чаепития стол редко выступает композиционным и смысловым центром произведения. Чаще он сдвинут в сторону, его присутствие только обозначено. Этот знак необходим в первую очередь как камертон, который определяет общую тональность изображения. Рядом с такими будничными, прозаичными деталями, как самовар, чайник и т.д. неуместен торжественный пафос или романтическая взволнованность. Чайные атрибуты диктуют будничность интонаций, камерность трактовок.
Именно так воспринимаются чайные аксессуары на картине А.Н. Мокрицкого «Семейный портрет» (1837). Ученик Карла Брюллова, перенявший от своего учителя тягу к романтическому и красивому, художник оставил в стороне эффектные образы, когда создавал портрет своего брата с семьей. Самого чаепития на полотне нет, оно, очевидно, уже закончилось, чайный стол сдвинут в сторону. И взрослые, и дети одеты для выхода на улицу и
представлены в состоянии какого-то отрешенного, немного грустного ожидания. Эмоциональная сдержанность и скромное очарование семейного быта дались художнику не сразу. В своих воспоминаниях А.Н. Мокриц-кий написал о сложностях работы над картиной [1]. В итоге, она стала наглядным свидетельством того, как в творчестве художника на смену романтизированным итальянизмам пришли образы, скорее близкие по своему мироощущению немецкому бидермейеру.
Вслед за О. Фрейденберг, котораяона «увидела в литературном сюжете систему мировоззрения» [2], можно утверждать, что живописный сюжет также способен отражать систему мировоззрения. В отечественном искусствознании для исследования данной проблематики принято обращаться к произведениям, выдающимся. Однако в том случае, когда речь идет не о живописных шедеврах, а о картинах так называемого «второго ряда», подобное свидетельство гораздо точнее «ставит диагноз» меняющимся в обществе представлениям, ценностям и установкам. По сути, «чайные полотна» 1830-1850-х годов можно рассматривать как своеобразный приговор и классицистическим, и романтическим увлечениям в русском обществе и демонстрацию широкого интереса к стилистике, способной отражать непафосные, будничные, тривиальные занятия. В этих занятиях не видели ничего пошлого или мещанского, их не использовали как материал для социальных обличений. Открыв их для себя, ими искренне любовались.
Литература
1. Дневник художника Мокрицкого. - М.: Изобразительное искусство, 1975.
2. Фрейденберг О.М. Комментарий к письму Б. Пастернака от 17 февраля 1928 г. // Переписка Бориса Пастернака. - М.: Художественная литература, 1990. С. 111.
АЛЛЮЗИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП КОМПОЗИЦИИ В МУЗЫКЕ ЕЛЕНЫ ГОХМАН
Субботин Иван Александрович
Соискатель учёной степени кандидата искусствоведения, старший преподаватель Саратовской
государственной консерватории им. Л.В. Собинова
ALLUSION AS THE LEADING PRINCIPLE OF THE COMPOSITION IN MUSIC OF ELENA GOKHMAN
Subbotin Ivan, The competitor of a scientific degree of the candidate of art criticism, the senior teacher Saratov State Sobinov Conservatoire
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена аллюзии, распространённому, но мало изученному принципу полистилистики - одного из магистральных направлений современной композиции. Аллюзийный тип полистилистики раскрывается на примере творчества саратовского композитора Елены Гохман, в музыке которой аллюзия приобретает ведущее значение и обеспечивает широкий культурный контекст содержания произведений разных жанров. Результаты исследования суммируются в главном выводе: аллюзийный принцип современной композиции имеет множественные формы претворения и способствует созданию индивидуальных особенностей авторского стиля. ABSTRACT
Article is devoted allusion, distributed, but to a poorly studied principle of polystylistics - one of the main directions of a modern composition. Allusion the type of polystylistics is opened by the example of creativity of Saratov composer Elena Gokhman in which music allusion gets leading value and provides a wide cultural context of the contents of products of different genres. Results of research are summarized in the main conclusion: allusion the principle of a modern composition has plural forms of realization and promotes creation of specific features of author's style.
Ключевые слова: Полистилистика; аллюзия; музыка композитора Елены Гохман; цитата; квазицитата; тип мышления.
Keywords: Polystylistics; allusion; music of composer Elena Gokhman; the citation; the quasicitation; type of thinking.
Музыка саратовского композитора Елены Владимировны Гохман (1935-2010) - благодатный материал для изучения принципов современной композиции. В ней удивительным образом соединились ярко выраженный авторский стиль и «чужое слово», разнообразная работа с которым дала феномен музыкального мышления и стиля Елены Гохман. Как отмечает А.И. Демченко (биограф, исследователь и популяризатор музыки Елены Гохман), эволюция творчества композитора проходила в соприкосновении с разными направлениями, техниками и интонационными пластами. В её музыке отразились русское и зарубежное средневековье (знаменный роспев, григорианский хорал), Возрождение, барокко и классика XVIII-XIX веков, а также некоторые индивидуальные стили XX столетия (Прокофьев, Шостакович, Барток, Онеггер) [1, с. 70-71].
Полистилистика, предполагающая взаимодействие различных текстов, любое обращение к чужому стилю вне зависимости от его близости или дистанции по отношению к авторскому стилю, - важная черта современной композиции, в том числе музыки Елены Гохман. Средствами создания полистилистики выступают цитата и квазицитата (имитирование цитаты), плагиат и стилизация, коллаж и пародия, транскрипция, аллюзия и адаптация, ассимиляция-симбиоз и моделирование. Все эти типы полистилистики неоднородны композиционно и функционально, но объединяются общей тенденцией обращения к иным музыкальным текстам на уровнях эпохи, жанра, стиля, интонирования, лада, гармонии, фактуры.
Инотекстовые вкрапления в музыке Елены Гохман всегда мотивированы включением вербального текста или живописного ряда, обращением к конкретной жанровой модели и технике письма. Поэтическое и прозаическое слово - наиболее характерная составляющая её композиций, предопределяющая не только ход авторской музыкальной мысли, но и выбор стилевой модели, драматургического плана произведения. Поиск новых музыкальных техник передачи смысла вербального текста чаще всего осуществляется на базе аллюзии вследствие смысловой разноплановости этого понятия: намёк, шутка, игра посредством сходнозвучащих стилевых фигур [3, с. 42]. По мнению Альфреда Шнитке, впервые введшего это понятие в теорию современной музыкальной композиции, аллюзия не поддаётся классификации и представляет тончайшие намёки на грани с цитатой, но не переступает эту грань [5].
Вокальные сочинения Елены Гохман - показательный пример аллюзийного мышления, которое проявляется на самых разных уровнях и вбирает иные типы ино-текстовых вкраплений: в частности, редкую в творчестве композитора цитату и распространённую квазицитату. Принцип аллюзии вскрывает глубинные жанровые и стилевые прототипы вокальных композиций Елены Гохман. Это, прежде всего, песенная жанровая специфика её сочинений. Такова, в частности, высокая немецкая Lied, чертами которой пронизаны вокальные циклы «Бессонница» (на стихи М. Цветаевой) и «Благовещенье» (на стихи М. Цветаевой, И. Северянина и О. Мандельштама). С русской хороводной песней перекликаются финальные номера
циклов «Три вокальные миниатюры на стихи поэтов Возрождения для высокого голоса, флейты и фортепиано» и «Благовещенье». Музыкальным «предтекстом» финальных номеров этих циклов выступают хоровые песни «Проводы масленицы», «Вещие звонкие струны», «Да здравствует мудрый, великий Берендей», «Свет и сила, бог Ярило» из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Гимн, славильная песня (квазицитата хора «Славься, славься ты Русь моя» из оперы «Иван Сусанин» Глинки) характеризуют жанровые и драматургические черты цикла «Благовещенье».
В контексте аллюзий на литургический жанр хорала и светский ренессансный мадригал раскрывается ладовая и гармоническая специфика музыки Елены Гохман. Так, знаком православного музыкального «сверхтекста» в цикле «Благовещенье» выступает церковный обиходный звукоряд, представляющий диатоническую конструкцию из тетрахордовых (на расстоянии интервала кварты) согласий: g-a-h-c-d-e-f-g-a-b-c-d-es (жирным шрифтом выделены опорные тоны звукоряда). Структура и функциональность обиходного звукоряда обусловили характерно-русские ладовые и гармонические особенности музыки песнопений «Благовещенья». Черты русской «прагармо-нии» обнаруживает священническая псалмодия, построенная на интонациях обиходного лада, дающих неповторимое звучание и стилевую узнаваемость русской музыки. В совокупности с миксолидийским и фригийским наклонением обиходного лада, русская «прагармония» становится эквивалентом музыкального выражения христианского «сверхтекста» цикла «Благовещенье».
Аллюзии на модель ренессансного мадригала вскрываются также на базе показательных ладовых и гармонических структур музыки Елены Гохман. Это, прежде всего, трезвучная гармония, варьирование ладового наклонения и высотного положения трезвучий одной и той же ступени, ладовая трактовка тональности, четырёхголосная фактура и камерное звучание многоголосия. Перечисленные особенности присущи сочинениям вокальным и вокально-инструментальным, малой и крупной формы.
Принцип аллюзии получает индивидуальное стилевое преломление в музыке Елены Гохман. Это связано с авторскими методами работы с иностилевым материалом, с соотношением авторского и чужого текстов. Как отмечает И. Стогний, композиторы по-разному используют «чужое слово» и если, к примеру, композитор дистанцирован от своего текста и его обращение к чужой лексике звучит ярко-подчёркнуто - срабатывает «идея маски», возникает своеобразный «театр представления». Но бывают случаи органического «сращивания» авторского стиля с иным стилем или стилями, дающие феномен «театра переживания», то есть переживания «чужого слова» [4, с. 37-38].
Именно такой феномен переживания возникает в сочинениях Елены Гохман. В них отсутствует резкий водораздел между своим и чужим текстами, которые автор сближает интонационным и ладогармоническим родством. «Чужое слово» настолько поглощается «музыкаль-
ным телом» композитора, что становится «родным» и авторский стиль раскрывается в контексте аллюзийной полистилистики. Подобная «эвристическая модель» (термин М. Арановского) авторского стиля возникает не сразу. Например, в раннем вокальном цикле «Три посвящения на стихи поэтов Возрождения» принцип аллюзии осуществляется на уровне квазицитат, противопоставляемых окружающему авторскому тексту. И только в сочинениях начала 90-х годов XX века устанавливается органичное «вживление» «чужого слова» в авторский стиль, который приобретает черты «моностиля». Средоточием этого процесса на уровне ладогармонического языка становится «именное» созвучие композитора: трезвучие с тритоном как символ симбиоза консонантного «предтекста» и дис-сонантного авторского и, шире, современного музыкального текста.
Сущность аллюзийного мышления Елены Гохман хорошо передают слова известного современного композитора Валерия Гаврилина: «Если в музыке вы слышите
знакомое, но свежее выражение, значит, чей-то сильный талант прирос корнем в сердце (в тело) другого» [2, с. 49].
Список литературы
1. Демченко А.И. Её путь в искусстве // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. - С. 3-72.
2. Гаврилин В. О музыке и не только. Записи разных лет. СПб.: Композитор, 2003.
3. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1985.
4. Стогний И.С. Некоторые аспекты интертекстуальности в музыке // Поэтика музыкального произведения: новые научные направления. Астрахань, 2011. - С. 36-44.
5. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994. - С. 143-145.
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН - ПУТЬ К СЕРДЦАМ БУДУЩИХ ЦЕНИТЕЛЕЙ БРЕНДА
Трофимов Виктор Сергеевич
доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний
Новгород
Чурина Ксения Владимировна
студентка, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,
г. Нижний Новгород
POLYGRAPHIC DESIGN AS THE FIRST KEY TO BUILDING A SUCCESSFUL BRAND
Trofimov Viktor, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod Churina Kseniya, student, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod АННОТАЦИЯ
Использование разнообразных рекламных носителей, а также качество полиграфического дизайна очень важно при восприятии товара или услуги конкретной фирмы. Все это играет важнейшую роль, как в создании имиджа любой компании, так и ее узнаваемости на рынке товаров и услуг. ABSTRACT
Promotional materials and advertising polygraphy announcing product or service form an important component of any advertising plan. Making first impressions with a customer quality polygraph services play a very important role in creating a favorable image and making the company a globally recognized.
Ключевые слова: дизайн, реклама, рекламная полиграфия, бренд, рекламные носители. Keywords: design, advertising, advertising polygraphy, brand, promotional materials.
С каждым годом в нашей стране появляются новые фирмы и предприятия, растет конкуренция на рынке товаров и услуг. Каждая компания хочет выделиться, стать известной и популярной, продвинуть свой товар или услугу. В связи с этим, в последние годы настолько возросла роль рекламы и рекламной полиграфии, что она стала постоянным спутником человека везде, где бы он ни находился: в магазине, на работе, дома или просто на улице. Однако именно печатная реклама является одним из самых популярных способов привлечения внимания покупателя, благодаря низкой стоимости и высокой эффективности, позволяющей донести нужную информацию в короткие сроки самой широкой аудитории населения [2].
Перед тем как приобрести товар или воспользоваться какой-либо услугой, мы, в первую очередь, обращаем внимание на то, как они оформлены и разрекламированы, насколько они популярны среди других товаров
и услуг. А точнее, на то, как предлагают нам разнообразную продукцию - на ее внешний вид, форму, популярность. Это и есть основные задачи и цель дизайна.
Как же не запутаться и не потеряться в этом мире информации? Как обратить свое внимание именно на нужный нам товар или услугу? В какую компанию обратиться по интересующему нас вопросу?
Создание запоминающихся буклетов и каталогов — один из самых проверенных и эффективных путей к сердцам будущих ценителей бренда. Решить эту задачу под силу только специалисту, занимающемуся художественно-технической деятельностью в рамках одного из многочисленных направлений дизайна. Именно дизайнер способен создать креативную обложку, упаковку и т.п., что является одним из основных способов привлече-