Научная статья на тему 'Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века'

Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сюжет / аллегория / галантная живопись / французское искусство / plot / allegory / Galant art / French art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

В статье рассказывается об аллегорическом сюжете интерпретации пяти чувств человека. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность, способная увлечь человека на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the allegorical interpretation of the story of the five senses. This theme appeared in the visual arts in the middle ages, when feelings were perceived and interpreted by painting as the main danger that can captivate a person on the path of sin. In the eighteenth century allegorical expression of feelings is particularly popular because in this period, the pursuit of exquisite sensual pleasure was considered an essential attribute of existence.

Текст научной работы на тему «Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века»

АЛЛЕГОРИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ ГАЛАНТНОГО ВЕКА

Светлана Бородина, д.п.н., редактор редакции масс-медиа ASG

АННОТАЦИЯ: В статье рассказывается об аллегорическом сюжете интерпретации пяти чувств человека. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность, способная увлечь человека на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сюжет, аллегория, галантная живопись, французское искусство.

ABSTRACT: The article is devoted to the allegorical interpretation of the story of the five senses. This theme appeared in the visual arts in the middle ages, when feelings were perceived and interpreted by painting as the main danger that can captivate a person on the path of sin. In the eighteenth century allegorical expression of feelings is particularly popular because in this period, the pursuit of exquisite sensual pleasure was considered an essential attribute of existence.

KEYWORDS: plot, allegory, Galant art, French art.

Большое собрание изящных искусств АБС располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

Иконография изображения пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания) появляется в изобразительном искусстве в Средние века. Этому способствовали и научные изыскания в области способностей человека воспринимать внешние раздражители, интерес к познавательным механизмам человека, и стремления церкви

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

- крупнейшего заказчика - уберечь человека от пучины чувств, уводящей его душу с пути спасения. В рамках сложного дидактически-морализа-торского сценария чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.

Именно тогда, как пишет М. Баттистини, сложилась иконография этого мотива, который в полную силу расцвел в живописи XVI—XVII веков. Находясь под влиянием средневекового религиозного мировоззрения, когда чувства олицетворялись с грехом, многие художники интерпретировали эту тему в контексте Vanitas (Суета сует) - живописных аллегорий о скоротечности человеческой жизни и бренности земных наслаждений, либо включали ее в произведения, олицетворявшие Благоразумие и Умеренность, в качестве предостережения против излишеств наслаждений.

В эпоху Ренессанса чувства обычно представали в виде пяти женщин, занятых каждая своим

каким-то наиболее характерным делом и с атрибутами, соответствующими данному «каналу связи» с внешним миром: Слух обычно ассоциируется с музыкой, Зрение - с зеркалом, Вкус - с фруктами, Обоняние - с цветами, Осязание - с чем-то гладким (мех) или наоборот колючим (еж).

Барочный реализм фламандцев XVII века проявился в том, что тему пяти чувств они раскрывали посредством сцен в тавернах, в которых действовали пьяницы (Вкус), курильщики трубок (Обоняние), певцы, орущие во всю глотку, и деревенские скрипачи (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь. Теме Пяти чувств посвятил множество своих картин Давид Тенирс Младший (1610-1690).

Иногда художник объединял в своем произведении всю гамму чувств, включая в него множество персонажей, оправданных сюжетом. Так, в картине Жерара де Лересса (1640-171 1), написанной в стиле академизма, мы видим аллегорию Зрения - купидон с зеркалом, Слуха - купидон с музыкальным инструментом, Обоняния - девочка с бутонами цветов, Вкуса - женщина с лимоном и жующая что-то на заднем плане обезьянка, Осязания - женщина с попугаем на руке.

В живописи Лересс проповедывал не слишком знакомые голландскому обществу идеи классицизма и академизма, он думал, что искусство можно объяснить, рассчитать, рационально устроить, верил, что красота должна быть стандартной, как в античности, что у искусства есть непогрешимые законы, соблюдение которых обеспечивает высокий результат. В своей книге по живописи он пишет: «Если на картине изображен король, то его должны окружать министры, придворные и охрана, если изображен философ, то он должен быть с учениками, книгами, свитками и в шапочке...».

Так и в «Аллегории пяти чувств», словно, не надеясь на сообразительность зрителя, Лересс всюду разместил предметы, воздействующие на разные чувства: цветы, фрукты, шелковые ткани, музыкальные инструменты и т.д.

В 1632 году картина на данную тему была заказана Теодору Ромбоутсу (http://int-ant.ru/news/ news-cultuгe/aгt_k/in-the-shadow-of-гubens-and-уап^уск^рЬ|^е^=1938) епископом Гента Антонием Триестом.

Ромбоутс, Теодор Аллегория пяти чувств (1632) Холст, масло, 207x288 см

Еще ранее отдал дань этой теме и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625).

Брейгель, Ян Старший (Бархатный) Аллегория Зрения (1617) Холст, масло. 65x109 см Мадрид, Прадо

Лересс, Жерар де Аллегория пяти чувств (1668) Глазго, Художественный музей

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

На полотне «Аллегория Зрения» запечатлены прекрасные девы (их исполнил Питер Пауль Рубенс) и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение. Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет (Обоняние?). На столе перед ними разложены драгоценные камни (Осязание?), у ног - астролябия и телескоп, в центре комнаты - глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом - гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией. Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого.

Эта картина является подтверждением того, что искусство в определённой степени отражало достижения науки, так как здесь изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера, наполненная эмблематикой четырёх первостихий, а также пяти чувств.

В Прадо хранятся и остальные картины Брейгеля и Рубенса из серии пяти чувств.

Рубенс был самым известным зарубежным художником во Франции, его с почетом принимал сам король, и художник Филипп Мерсье (16891760), безусловно, был знаком с его творчеством.

Мерсье, Филипп Автопортрет

. '■■'..•Ум- ¿^{(вгиж.'

Французский живописец и гравер Мерсье родился и провел большую часть жизни за пределами Франции. Появился на свет он в Берлине, где его родители - французы-гугеноты - работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи Мерсье учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пена.

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

По завершении обучения он совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже познакомился с творчеством Антуана Ватто, которое так его впечатлило, что он даже взял на себя роль арт-дилера работ Ватто, проведя через много лет

- в 1742 году - в Лондоне торги его картин.

В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился и через некоторое время поселился с женой во владениях лорда Лестера. В 1 726 году художник стал членом лондонского отделения академии Святого Луки. В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение

- он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.

В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1 7351 736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже - в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка».

Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал своих покровителей, после чего потерял фавор принца Уэльского. В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1 736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию картин под влиянием творчества Шардена. В 1 739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.

Примерно в это же время Мерсье создает серию своих картин на тему аллегории пяти чувств.

В соответствии с представлениями того времени аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» - исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно

и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами. Филипп Мерсье представляет нам образы реальных людей из высшего аристократического круга за их обычными занятиями: музицированием, охотой, застольной беседой и т.п. Вполне возможно, что это групповые портреты друзей и членов семьи его покровителей, выполненные в форме жанровой картины, как это было выполнено для сестер принца Уэльского.

Мерсье, Ф.

Аллегория чувств. Зрение (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Мерсье, Ф.

Аллегория чувств. Слух (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Мерсье, Ф.

Аллегория чувств. Осязание (17441747)

Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Мерсье, Ф.

Аллегория чувств. Обоняние (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Мерсье, Ф. Аллегория чувств. Вкус (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Дочь Мерсье Шарлотта также была художницей, пережив отца всего на два года.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает серией картин Филиппа Мерсье, олицетворяющей пять чувств человека (произведение с аллегорией Осязания отсутствует). На них опять-таки запечатлены не боги и герои, а реальные люди, правда, в отличие от тех, что изображены на картинах из Нью-Хевена, в каких-то условных вневременных костюмах.

Во всех картинах Филиппа Мерсье отсутствует какой-либо назидательно-морализаторский аспект, к XVIII веку чувства вырвались из-под спуда греховности, теперь это уже не опасное «очарование очей» (Бл. Августин), а способ постижения мира и обретение земного блаженства как цели существования человека.

Источники:

Баттистини М. Символы и аллегории: энциклопедия искусства/пер. с италъян.- М.: «Омега», 2008. - 384с. http://vechnost7.blogspot.com/2015/01/philippe-mercier-1689-1760.html https://en.wikipedia.org/wiki/Philippe_Mercier

Мерсье, Филипп Зрение

Франция, XVIII в.

Холст, масло, 90,5*72,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1473 (1)

Мерсье, Филипп Вкус

Франция, XVIII в. Холст, масло, 90,5*72,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-1473 (4)

ТИ* аЕстикмэадунагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Мерсье, Филипп

Обоняние

Франция, XVIII в.

Холст, масло, 90,5*72,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1473 (2)

Мерсье, Филипп Слух

Франция, XVIII в.

Холст, масло, 90,5*72,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1473 (3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.