Научная статья на тему 'АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII ВЕКА'

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
770
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портрет / аллегория / мифологизация / классицизм / рококо / Просвещение / portrait / allegory / mythologization / classicism / rococo / enlightenment

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

статья посвящена разновидности костюмированного портрета, в котором портретируемый представлен в мифологическом, библейском или литературном образе. Этот поджанр портрета, запечатлевший не только образы придворных особ, но и представителей дворянства и богатых буржуа, получил широкое распространение во Франции в XVIII веке, что ознаменовало уходящую эпоху королевского двора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to a variety of costumed portrait, in which the person portrayed is presented in a mythological, biblical or literary image. This subgenre of the portrait, which captured not only the images of the courtiers, but also the representatives of the nobility and the rich bourgeois, became widespread in France in the 18th century, which marked the passing era of the royal court.

Текст научной работы на тему «АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII ВЕКА»

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII ВЕКА

Светлана Бородина, д.пн., редактор журнала «Мир искусств»

АННОТАЦИЯ: статья посвящена разновидности костюмированного портрета, в котором портретируемый представлен в мифологическом, библейском или литературном образе. Этот поджанр портрета, запечатлевший не только образы придворных особ, но и представителей дворянства и богатых буржуа, получил широкое распространение во Франции в XVIII веке, что ознаменовало уходящую эпоху королевского двора.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: портрет, аллегория, мифологизация, классицизм, рококо, Просвещение.

ABSTRACT: the article is devoted to a variety of costumed portrait, in which the person portrayed is presented in a mythological, biblical or literary image. This subgenre of the portrait, which captured not only the images of the courtiers, but also the representatives of the nobility and the rich bourgeois, became widespread in France in the 18th century, which marked the passing era of the royal court.

KEYWORDS: portrait, allegory, mythologization, classicism, rococo, enlightenment.

Женский образ во французской живописи XVIII века достаточно разнообразен: придворные красавицы, солидные матроны, юные мечтательницы, как запечатлевшие свой след в истории, так и оставшиеся неизвестными. Такая полифо-ничность женской темы в живописи всегда наблюдается во времена перехода от одного общественного уклада к другому.

Во Франции XVIII век - это уходящая эпоха королевского двора и его исключительности, время просвещения и зарождения благодаря научным открытиям реалистического взгляда на мир, выхода на авансцену общественной жизни нового класса - буржуа, период, и это ощущали все, грядущих бурных и кровавых потрясений.

Искусство не могло не отразить смены общественных настроений, так, в середине XVIII века значительно падает популярность исторической и мифологической картины, а религиозные сюжеты проникаются светским изяществом [3, с. 19]. Но в начале столетия в жанре портрета, где все еще господствует классицизм, обособляется и получает широкое распространение так называ-

емая костюмированная или аллегорическая его разновидность, представляющая реальное лицо, уподобленное библейскому, мифологическому или литературному персонажу.

Вероятно, в этом явлении сказалось стремление художников-портретистов повысить за счет истории значение своего жанра и тем самым приблизиться к верхней ступеньке жанровой иерархии, которую традиционно занимала историческая живопись. Конечно, не стоит снимать со счета и желание угодить заказчику, представив его в образе мифологического или литературного персонажа, выбранного на основании внешнего сходства или общности нравственных характеристик. Впервые мифологический портрет появился в конце XVI века в Голландии, где получил широкое распространение, сохранившееся и после распада страны - в 1630-ые гг. - в обеих ее частях - Северной и Южной.

Подготовка почвы для появления этого под-жанра во Франции связана с именем Шарля Лебрена. В 1648 году в Париже основывается Королевская академия живописи и скульпту-

ры, идеологом которой был министр-интендант Кольбер, сторонник политики меркантилизма, заботившийся отнюдь не о расцвете искусств, а о повышении качества выпускаемой в стране продукции - одежды, мебели, посуды и т.д. - и повышении объемов экспорта. С назначением на пост ее директора Шарля Лебрена устанавливается жесткая система обучения с набором критериев оценки уровня творчества, включающим рисунок, пропорции и эмоциональную выразительность. Лабораторной базой усвоения данных навыков служили творения мастеров прошлого, из которых историческая живопись была самой значимой, поскольку включала различные типы повествований, как мифологические, так и библейские.

Но не только великая история человечества поддерживала непререкаемый авторитет исторической живописи, но и современная ей власть, ведь прославление монархии и создание образов аристократов во многом зависело от художника. Идея, лежавшая в основе этой шкалы ценностей, заключалась в том, что человек занимает центральное место в мире, находясь под опекой Бога и наместника его на земле. Вся сила воображения художника была направлена на визуализацию этой связи, поэтому большее внимание уделялось интеллектуально-образному, а не техническому аспекту живописи. Лица идеализируются, что делает их словно бы похожими друг на друга, поскольку индивидуальность не приветствуется. Торжественность портрета прошлого века сменилась вездесущей мягкостью взгляда, для установления немедленного диалога обращенного на зрителя. Образованные люди этого времени ценят эмоции, интеллект и часто дух, все эти характеристики можно найти у таких художников, как Жан-Марк Натье, Пьер Гобер и Юбер Друэ.

С появлением стиля рококо в портретном жанре начинается пересмотр устоявшихся традиций, развиваются новые способы изображения, подчеркивающие неформальность обстановки и черты характера модели. Если с эпохи Возрождения традиции портретной живописи направляли художественный метод главным образом к созданию точного подобия, то в начале XVIII века все большее число заказчиков из низшего дворянства и более богатых слоев буржуазии требовали «живых» индивидуализированных портретов [5, с. 397].

Самой многочисленной группой мифологического портрета является та, что представляет знатных дам, в первую очередь, членов королевских семей, в облике античных богинь или христи-

анских святых. Аллегоризация чаще использовалась именно в интерпретации женских образов, что было связано с традициями, доминирующими еще с античных времен: уподоблением морали и политических ценностей - свободы, справедливости, равенства - женскому началу. Образы Дианы, Минервы, Венеры, Гебы, Святых Агнессы и Се-силь появились в живописи Франции благодаря вдохновению художников и прелести их моделей, и если современники узнавали их на основе портретного сходства, то потомкам для идентификации аллегорического образа необходимы знания атрибутов этих богинь или великомучениц. Во множестве аллегорические портреты входят в творческое наследие французов Пьера Миньяра, Николя де Ларжильера, Виже Лебрен, Франсуа де Труа, британцев Джошуа Рейнольдса, Томаса Гейнсборо и Джорджа Ромни...Типичным об-

Труа, Франсуа де (?)

Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон в образе Юноны

Франция, XVIII в. Холст, масло. 146*113 см БСИИ ASG, инв. № 01-0789

разцом такой интерпретации является «Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон в образе Юноны» кисти художника XVII - XVIII вв. Франсуа де Труа.

Франсуаза-Мария де Бурбон (1677 - 1 749), известная также как мадемуазель де Блуа, -дочь Людовика XIV и его фаворитки маркизы де Монтеспан. Женщина незаурядной судьбы, она была отдана замуж в 14 лет за герцога Филиппа Орлеанского (1674 - 1723), ставшего позднее регентом Франции. В браке с ним она родила 8 детей. Франсуаза-Мария де Бурбон имела большое политическое влияние и обладала необыкновенной красотой, которая не раз вдохновляла придворных художников на написание портретов. Ее писали такие живописцы, как Жан-Марк Натье, Пьер Гобер и Франсуа де Труа - художник, работавший в историческом и портретном жанрах. Как портретист он был в большом почете у своих современников, особенно у дам, которым угождал, изображая их прекрасными богинями Олимпа. Не была исключением и мадемуазель де Блуа, которую художники часто изображали в образах античных богинь: Венеры, Дианы и Гала-теи. Достойное место в этой галерее занимает ее портрет в виде Юноны - верховной богини Олимпа, жены Зевса.

Юноне поклонялись как защитнице женщин, в особенности как хранительнице брака и материнства. Она отличается благородной и статной красотой, иногда носит корону или диадему. Атрибутом Юноны является павлин, который в античную эпоху был священной птицей [4, с. 632 - 633].

Портрет воплощает в себе многие характерные черты искусства XVIII столетия. Он наполнен внешними эффектами. Выразительна поза портретируемой с продуманным положением каждого пальца рук. Переливаются в сложном ритме драпировки платья, подчеркивающего белизну кожи. Старательно выписана прическа с симметричными завитками локонов и диадемой. Также эффектен и колорит, построенный на теплых золотистых тонах. Портрету в целом свойственна нарядная пышная динамика, неожиданно сочетающаяся со спокойным и одновременно игривым взглядом героини.

Среди характерных портретов начала века можно назвать «Портрет неизвестной в виде Флоры» кисти Пьера Миньяра (считавшийся ранее портретом герцогини де Лавальер, фаворитки Людовика XIV, в честь которой король утвердил в 1661 году серию празднеств под романтическим названием «Наслаждения очарованного острова»). Художник изображает ее, следуя класси-

ческой традиции, в костюме греческой богини, поскольку герои античности в полной экипировке присутствуют в костюмированных «каруселях» -праздниках при Версальском дворе.

Миньяр, Пьер

Портрет неизвестной в виде Флоры. Дерево, масло. 47х36 (овал) см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Широкий капюшон напоминает огромную раковину, в которой светится «жемчужина» - лицо модели удивительного тона. Красивой небрежностью платье напоминает античное одеяние, но эта небрежность - результат ухищрений портного, сумевшего исполнить изысканные драпировки. О том, что это Флора, напоминают пышные розы в обеих руках.

Работа позволяет наблюдать, как черты классицизма уступают место изысканному и камерному рококо. Так, если поза герцогини еще по-классически торжественна, лицо ее уже не имеет отстраненной величавости, свойственной античным божествам. Это лицо не богини, а женщины с ее загадочной усмешкой. Об усиливающейся декоративности в общей направленности живописи свидетельствует и овальная форма портрета [3, с. 18].

Флора была древней итальянской богиней цветов. Ее фестиваль Флоралия отмечался с большим размахом. Греческой богиней цветов была Хлорида, которая была замужем за Зефиром, западным ветром весны, порождающим цветы. В образе Флоры Жан Марк Натье изобразил Генриетту Французскую. Впечатленная талантом Натье, королева Франции, жена Людовика XV, Мария Лещинская, попросила его написать портрет своей первой дочери Генриетты.

Натье, Жан Марк

Генриетта Французская в образе Флоры (1742) Холст, масло, 94,5 х 128,5 см Галерея Уффици, Флоренция

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится прекрасный образец живописи позднего рококо с характерными для него замысловатостью формы, нежным пастельным колоритом и общей декоративностью. В то же время «Женский портрет в образе Святой Агнессы» не лишен рациональной уравновешенности, свойственной искусству эпохи Людовика XVI.

Портретируемая облачена в синее платье, украшенное цветами и жемчугом, которое выгодно оттеняет белизну ее кожи. В нижней части картины изображен белый ягненок - символ святой Агнессы - христианской девы-мученицы, которая жила в Риме во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане и была обезглавлена за приверженность вере.

Портрет написан Марианной Луар (1715-?), ученицей Жана Франсуа де Труа (1679-1752), директора Французской академии в Риме, где Марианна оставалась между 1738 и 1746 годами.

О жизни Марианны Луар известно очень мало, искусствоведы считают, что она, возможно, какое-то время жила на юге Франции. Эта теория ос-

нована на записях портретов, которые она написала в 1720-х годах для покровителей в По и ее избрании в Академию Марселя в 1 762 году. Есть основания считать, что она также была ученицей Юбера Друэ, с работами которого работы Луар иногда путают.

Нельзя не заметить связь портретов Луар с искусством Жана-Марка Натье за их утонченность стиля, чувство цвета и особую изысканность в идеализации внешнего облика модели при сохранении портретного сходства.

Марианна Луар может считаться выразителем идеи аллегорического портрета периода рококо. Поскольку социальный статус модели должен «считываться» легко, большое значение имеет воспроизведение роскоши костюма и атрибутов просвещенности - книга - или аристократизма -интерьер, элементы геральдики и т.д. Стиль Ма-

Луар, Марианна

Женский портрет в образе Святой Агнессы Холст, масло. 91*71 см БСИИ ASG, инв. № 01-2278

рианны Луар обладает всей гладкостью стиля Натье, и она также преуспевает в изображении муаровых тканей и кружева.

Один из самых популярных образов, в который воплотились сотни и тысячи заказчиц, - богиня Диана, покровительница охоты, плодородия и всего живого на земле. Диана была дочерью Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона. Ее владения - леса Аркадии, где она предавалась своим довольно жестоким забавам. Французский скульптор Антуан Койсевокс (1640-1720) в 1710 году создал мраморную скульптуру герцогини Бургундской в образе Дианы. Изображенная в виде молодой легко одетой охотницы с луком и стрелами, сопровождаемой верным другом - собакой, богиня украсила прическу полумесяцем, что является ее главным атрибутом (иногда в фазе полной луны). Койсевокс в сотрудничестве со своими племянниками выполнил многочисленные садовые скульптуры для Версаля и Марли. Созданная на этапе завершения творчества, Диана демонстрирует, насколько скульптор изменил свой стиль в соответствии с требованиями времени. Весь облик Дианы с ее кокетливо-изящно поднесенной к волосам рукой, поправляющей прическу, легкой поступью, наклоненной, словно прислушивающейся к кому-то головой, интерпретирует каноны классицизма в духе беззаботности, свойственной рококо.

Современник Койсевокса Жак Нокре (16151672) также писал великосветскую даму в образе Дианы, потрет теперь хранится в Большом собрании изящных искусств АБС.

Койсевокс, Антуан Герцогиня Бургундская в образе Дианы (1710), мрамор, Национальный музей замка, Версаль

В данном случае Нокре избрал поясной формат изображения и темный фон. С портрета на зрителя смотрит молодая женщина, одетая в золотистое декольтированное платье с белыми рукавами. Ее шею украшает жемчужное ожерелье. Выразительные руки, чье изящество подчеркивают пышные рукава и складки драпировки, на темном фоне кажутся еще белее. За спиной дамы - колчан со стрелами. В нижней части справа - верный охотничий пес, опирающийся передними лапами о колени хозяйки.

Нокре наиболее известен своими портретами Бурбонов - французской королевской семьи. Учился он у художника Жана Ле Клерка в Нан-си, после его смерти в 1633 году отправился в Рим, где встретил Николя Пуссена. Пуссен счел Нокре излишне самонадеянным и жаловался, что он оставлял свои работы незаконченными, когда получал более выгодные предложения. Когда в

Нокре, Жан

Женский портрет в образе Дианы Франция, XVII в. Холст, масло. 91*72 см. БСИИ ASG, инв. № 01-0106

Нокре, Жан

Людовик XIV и его семья в одеждах римских богов (около 1670)

Холст, масло. 305x420 см

Версаль, Национальный музей из дворцов Версаля и Трианона

1644 году Нокре вернулся в Париж, его заказчиком неоднократно становился кардинал Жюль Мазарини. В декабре 1649 года Нокре стал официальным художником молодого Людовика XIV.

Впоследствии он как придворный художник уже Филиппа I де Бурбона, герцога Орлеанского, брата короля, работал над внутренним убранством замка Сен-Клу (расписывая его сценами из греческой мифологии). Замок был разрушен во время франко-прусской войны 1870-71 годов. Его самая известная работа «Людовик XIV и его семья в одеждах римских богов».

Точно не известно, кто заказал это огромное полотно, но современники Нокре утверждали, что оно предназначалось именно для замка Сен-Клу.

Будучи представителем парадного направления в живописи, Нокре создавал репрезентативные портреты, часто в полный рост, заключенные в овальный формат, с пышными драпировками, элементами пейзажа на заднем плане и аксессуарами, имеющими символическое значение. Характерен для художника и колорит, построенный на сочетании ярко-красных и синих оттенков. Эффектно написаны складки тканей с бликами на них. Композицию дополняет и аксессуар - якорь, символизирующий надежду.

Французский художник Николя де Ларжи-льер (1656-1746) в 1712 году написал мадемуазель Дюкло в образе Ариадны. Ариадна, внучка

Зевса, была дочерью царя Миноса. Знаменитый строитель лабиринта Дедал, ранее подаривший Ариадне волшебный клубок ниток («нить Ариадны»), научил ее, как войти в лабиринт и не стать жертвой Минотавра. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, а затем следовать за клубком, который выводил ее к внутреннему помещению, где обитал Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за ним, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу Тесей должен был найти, сматывая нить в клубок. Кроме клубка влюбленная девушка дала Тесею меч. Тесей сделал все, как ему было сказано, после чего Ариадна тайно бежала с ним.

Но корабль, на котором Тесей и Ариадна плыли в Афины, был застигнут бурей. Тесей и Ариадна оказались на острове Наксосе. Там влюбленные

Нокре, Жан

Портрет неизвестной в образе аллегории Надежды

Франция, XVII в.

Холст, масло. Овал 194*154 см

БСИИ ASG, инв. № 01-2119

уснули, и Тесею во сне явился бог Дионис, который сообщил герою, что Ариадна была обещана ему еще с рождения.

Когда Ариадна проснулась, она обнаружила, что осталась одна. Но не успела она испугаться, как явился Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он признался Ариадне в любви и взял в жены, даровав ей бессмертие.

Ларжильер изобразил момент, когда проснувшаяся Ариадна не находит Тесея и в отчаянии всплескивает руками, на заднем плане вакх, видимо, подзывая компанию, которую мы еще не видим за уступом берега, указывает на Ариадну -прекрасную мадемуазель Дюкло в великолепном платье. Конечно, прическа и платье слишком хороши для девушки, пережившей бурю и ночевку на морском берегу, а возраст мадемуазель Дюкло больше соответствует матери Ариадны, и все равно картина великолепна именно ничем не ограниченным стремление польстить заказчице.

Портреты, в том числе аллегорические, - лучшая часть наследия Ларжильера. В них он с течением времени добивался всё большей свободы

живописи и естественности в изображении поз и нарядов. Марианну де Махони художник представил в виде водяной нимфы. Полуприсев на большой камень, она наклоняет кувшин, из которого льется чистая вода, дающая начало лесному источнику.

Нимфы были молодыми женскими духами природы. Они ассоциировались либо с водой (родники, фонтаны и реки), либо с деревьями или горами. Нимфы появляются в мифах, которые происходят в лесной среде, в компании Дианы, Пана и Вакха [5, с. 397].

Ларжильер, Николя де

Марианна де Махони в образе водной нимфы Холст, масло, 106 х 140 см Частная коллекция

Ларжильер, Николя де

Портрет мадемуазель Дюкло в роли Ариадны (1712)

Холст, масло. 130,8 x 163,2 см Speed Art Museum, Кентукки

Минерва изначально была итальянской богиней ремесел и торговых гильдий, но, когда римляне подпали под влияние греков, богиня стала отождествляться с греческим божеством Афиной. Она считалась богиней ремесел, мудрости и войны [5, с. 398]. Французский художник Жан Батист Сантерр (1658-1 717) изобразил Мари Мадлен де ла Вьёвиль, графиню Параберскую, в образе Минервы в компании Филиппа Орлеанского - регента Франции.

Сантерр, Жан Батист

Регент Филипп Орлеанский и его возлюбленная Мария Тереза де Парабер в роли Минервы (17151716)

Холст, масло Частная коллекция

В эпоху античности сформировался иконографический тип Афины, который изображался в соответствии с представлением о прекрасном физическом и духовном начале образа [2, с. 112]. После принятия христианства имя Афины-Минервы практически на тысячу лет было вычеркнуто из людской памяти. С развитием нового теологического мировоззрения богиня справедливой войны и мудрости обретает идеализированные черты христианской святой девы-воительницы. В эпоху итальянского Возрождения сложились два образа Минервы: Минерва Армата (итал. armata -«вооруженная») или Минерва (Афина) Энхеспалос (потрясающая копьем) и Минерва Пацифика (лат. pacifica - «умиротворенная, мирная») [2, с. 112]. Довольно часто царственные особы хотели подчеркнуть свое величие и значимость посредством

использования мифологических персонажей на своих парадных портретах, трактуемых аллегорически. В данном случае художник, дабы подчеркнуть воинскую доблесть Филиппа Орлеанского, изображает его возлюбленную в облике Афины, потрясающей копьем, словно благословляющей его на новые подвиги и гарантирующей ему свое покровительство.

Сантерр, Жан-Батист, мастерская Портрет Филиппа Орлеанского, регента Франции

Франция, XVIII в. Холст, масло. 83,5*67 см БСИИ ASG, инв. № 02-1917

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится портрет Филиппа Орлеанского мастерской Жана-Батиста Сантерра, выполненный с большим искусством. Художнику удалось передать и внешность Месье, и его психологический портрет. Известно, что этот женоподобный красавец был талантливым и бесстрашным военачальником, и Сантерру (в портрете чувствуется его рука) удалось передать внешнюю учтивость

и внутреннюю непоколебимость модели - сочетание качеств поистине королевское.

Венера - богиня любви и плодородия, мать Купидона - чаще всего сопровождалась такими атрибутами, как пара голубей или лебедей (каждый может тянуть ее колесницу), раковина морского гребешка, дельфины (напоминание о ее рождении из моря) и ее волшебный пояс [5, с. 399]. Французский художник Ноэль Николас Куапель (1690-1734) в 1731 году создал портрет мадемуазель де Бурбон-Конти в образе Венеры. Принцесса поддерживала просвещенные идеи Вольтера. Ее мать Луиза-Франсуаза была законной дочерью Людовика XIV. Мадам и ее муж, Луи Ар-ман II, принц де Конти, оба были потомками дома Бурбонов. Мадам изображается элегантной богиней любви, ее сопровождают крылатые Купидоны с луком и стрелами. Единственное ее украшение - браслет из жемчуга, перевязанный лентой. Портрет в три четверти представляет собой типичную композицию в стиле рококо, где портретируемый обязательно находится на переднем плане.

Художники рококо искали в античных богинях изящество, грацию, мягкость, обаяние, кокетство - все то, чем отличаются свойственные рококо чувственность и эротическая игривость. С виртуозным мастерством Ноэль Куапель исполнил в условно-декоративной гамме бело-розовые тела мадам де Бурбон Конти и амуров с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов. Однако его миловидные персонажи, несмотря на выразительные жесты и позы, совершенно лишены эмоциональной сложности [1, с. 153].

Французский художник Жан-Марк Натье (1685-1 766) умело сочетал в своем творчестве элементы парадного портрета с аллегорическими образами. В его творчестве заметное место заняли красавицы-аристократки в образе античных богинь, украшенные соответствующей атрибутикой: «Герцогиня де Шольн в образе Гебы»

(1744), «Аделаида де Франс в образе Дианы»

(1745) и др. Герцогиня, представленная в образе древнегреческой богини вечной молодости Гебы, изображена на облаке, весьма фактурном и ко-

Куапель, Ноэль Николас

Портрет мадам де Бурбон-Конти в образе Венеры (1731)

Холст, масло, 106 х 138 см

Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг,

Флорида

Натье, Жан Марк

Графиня де Бранкас Аврора (1741)

Холст, масло, 114 х 146 см

Детройтский институт искусств, Детройт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лоритном. Легкий изгиб фигуры, испол ненный внутреннего достоинства жест, огромный орел, прикрывающий «богиню» своим крылом, - все это при дает композиции пластичность и выразительность.

Аврора, греческая богиня рассвета, была дочерью титанов Гипериона и Тейи. Каждое утро она проезжала по небу в колеснице, запряженной двумя прекрасными лошадьми. Однажды она поедет на Олимп, дом богов, и объявит о восстании своего брата Гелиуса и исчезновении сестры Селены [5, с. 400]. В 1 741 году Жан Марк Натье (1685-1 766) изобразил графиню де Бранкас в образе Авроры. Мастер жен ского портрета, в естественном облике или в мифологической интерпретации, Натье с изяществом и элегантностью живописал своих покровительниц. С годами художник усовершенствовал композиционное решение портретов; но по-прежнему вместо того, чтобы интерпретировать личность портретируемого, он живописал элегантные декорации и позы. Его портреты являются одними из последних примеров мира, который все еще остается классическим [5, с. 400].

Геба, дочь Зевса и Геры, была богиней молодости, известной римлянам как Ювентас. Когда Геракл, с честью выдержав трудный земной путь, стал богом, Геба была дана ему как новая бессмертная жена, символизирующая его собственную, теперь вечную, молодость. Геба выступает в роли виночерпия и наливает нектар, помогает Гере запрячь ее божественных коней в колесницу [5, с. 401]. Французский художник Франсуа Юбер Друэ (1 727-1 775) написал Дофину Франции Марию-Антуанетту в образе Гебы в 1773 году, всего лишь спустя три года после того, как она навсегда покинула Вену для брачного союза между династиями Бурбонов и Габсбургов. Друэ учился у Франсуа Буше (1703-1770) и стал соперником Натье как модный портретист. Его портреты обладают изящным и тщательно сконструированным очарованием.

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится работа круга Франсуа Юбера Друэ «Женский портрет в образе Дианы». Погрудное изображение молоденькой женщины очень выигрывает от темного фона: фарфоровое личико с розовым румянцем выглядит еще нежнее бла-

Друэ, Франсуа Юбер Дофина Франции Мария-Антуанетта в образе Гебы (1773) Холст, масло. 80 х 96 см

Музей Конде, I Шантильи

Друэ, Франсуа Юбер, круг Женский портрет в образе Дианы. Холст, масло. Овал 47х39 см. БСИИ ASG, инв. № 01-2773

годаря розовому же многослойному банту. Глубокое декольте светской дамы вызывает ее смущение, и она стыдливо отводит от художника и зрителей свои красивые карие глаза. Прическа Дамы украшена атрибутом Дианы - золотым полумесяцем - и газовой косынкой.

Успех Друэ обеспечили удачные портреты сыновей дофина, и он получал заказы от королевской семьи практически в течение всей жизни. В отличие от своих передовых коллег, Друэ не стремился выразить характер портретируемого, все свое мастерство он направлял на передачу красоты декора: блеска тканей и украшений, невесомости меха, нежности кожного покрова и т.п., тонко льстя своим заказчикам, что подтверждают обе приведённые здесь работы.

Музы - богини творческого вдохновения в поэзии, песне и других искусствах. Дочери Юпитера и Титанессы Мнемозины, они являются верными спутницами Аполлона.

Уроженка Швейцарии, Ангелика Кауфман (1741-1807), обучившись в Италии и посетив Париж, в 1780-1781 годах работала в Лондоне, где ее творчество и сама личность вызывали огромное восхищение. В Лондоне она написала портрет Сары Харроп в образе Музы. Получившая всеевропейскую известность, Ангелика прекрасно чувствовала себя в интеллектуальной и художественной среде высшего света. Ее искусство было изысканным и эклектичным, ателье в Риме стало одним из самых популярных мест среди путешественников, принцев и принцесс, интеллектуалов и художников [5, с. 401]. Портрет Кауфман, несомненно, шедевр ее портретной живописи, представляет собой изображение редкого в те времена типа женщин, самостоятельно добившихся успеха. Великая исполнительница Генделя Сара Харроп (1755-181 1), одна из немногих профессиональных женщин-творцов того времени. Кауфман показывает Харроп сидящей в пустыне, опирающейся на лиру и держащей в руке свернутый нотный лист. Лира, скорее всего, отождествляет Эрато, музу лирической поэзии. Хотя инструмент написан в старинном виде, ноты соответствуют периоду написания картины, поскольку это узнаваемая ария из оперы Джорджа Фредерика Генделя 1 725 года «Роделинда, королева лангобардов».

Дочь греческого бога солнца Гелиуса, Цирцея была наделена способностями превращать своих врагов в животных. Гомер описывает историю о том, как могущественная колдунья встретила Улисса во время его возвращения домой на

Кауфман, Ангелика

Портрет Сары Харроп в образе Музы (1780-81) Холст, масло. 121 х 142 см

Художественный музей Принстонского университета, Принстон

Итаку. Когда люди Улисса прибыли в ее дом на острове Эея, они обнаружили бродящих волков и львов. Цирцея угощала новоприбывших вином с сильнодействующим снадобьем, в результате чего они потеряли всякую память о своей родине и превратились в свиней [5, с. 402].

В 1782 году английский художник Джордж Ром-ни (1734-1802) представил в образе Цирцеи леди Гамильтон (1765-1815). Ромни стал самым успешным портретистом того времени, за исключением сэра Джошуа Рейнольдса (1 723-1792) и Томаса Гейнсборо (1 727-1788). При жизни его слава была почти такой же, как и у них, но после смерти его быстро забыли. Как многие художники, ставшие успешными портретистами, первоначально Ромни стремился посвятить себя историческому жанру [5, с. 402]. Однако портреты были единственным источником дохода английских художников; аристократия заказывала семейные портреты в пейзажах, которые давали представление об их землевладении. И Ромни быстро сделал себе имя как элегантный портретист лондонской знати.

В 1782 году Джордж Ромни познакомился с Эммой Харт, которой предстояло стать леди Гамильтон, и она стала его музой: Ромни написал более 60 ее портретов. Вошедшая в историю как великая соблазнительница мужчин, леди Гамильтон была известна своей грацией, вдобавок она одевалась как Лукреция, Геба и другие античные персонажи [5, с. 402]. В этой работе современники увидели прямой намек на ее роман с другом и покровителем Ромни Чарльзом Гревиллом, сыном

Ромни, Джордж

Леди Гамильтон в образе Цирцеи (1782) Холст, масло

Поместье Уоддесдон, Бакингемшир

Ромни, Джордж

Леди Гамильтон в роли Медеи (1786)

Холст, масло. 64 х 74 см

Музей Нортона Саймона, Калифорния

т

?

графа Уорика, словно бы сыгравшим роль Улисса, соблазненного Цирцеей в «Одиссее» Гомера.

Медея, страстная и ревнивая женщина, согласно греческой мифологии была женой Ясона. Она сбежала с ним из родной Колхиды, когда он вернулся в Грецию после захвата Золотого Руна. Позже он оставил ее, чтобы жениться на гречанке. Медея отомстила, убив новую жену Ясона, ее отца и своих собственных детей. Ромни изобразил леди Гамильтон в образе Медеи в 1 786 году. Леди Гамильтон обычно очаровывала и развлекала гостей своим пением и знаменитой серией драматических поз «Отношения». Ромни написал ей в Неаполе в 1786 году, что его работа над серией ее образов продвигается хорошо, особенно ее интерпретация образа Медеи.

Кассандра, дочь Гекубы и Приама, была троянской пророчицей. Аполлон даровал ей силу пророчества в обмен на плотскую связь, но она отвергла это предложение. Аполлон не забрал

Ромни, Джордж

Леди Гамильтон в роли Кассандры Холст, масло. 38 х 45 см Королевские музеи Гринвича, Гринвич

обратно дар пророчества, только ему, сказал он, никто не будет верить. Кассандра предсказала много важных событий, но люди воспринимали ее странной, а то и безумной, поэтому ее дар никому не принес пользы [5, с. 403].

Джордж Ромни представил леди Гамильтон и в образе Кассандры. Он часто использовал Эмму в качестве модели в таких необычных ракурсах и сценах, что английский гравер и антиквар Джордж Верту называл их «причудливыми картинами» или сценами, в которых сочеталось воображение и изобретательность. Здесь она предстает в образе Кассандры, одетой в простой греческий хитон, с распущенными волосами. Ром-ни показывает пророчество Кассандры, объявляющей о гибели города после десятилетней осады греками.

Вакханки или Менады были спутницами бога вина Вакха. Обычно они олицетворяют приятную меланхолию, сопровождаемую негромкой игрой в бубен [Амалек, с. 404]. Луиза Элизабет Виже Ле-брен (1755-1842) в 1790-1792 годах изобразила леди Гамильтон как вакханку. Известная своей красотой, остроумием и обаянием, а также своим талантом, Виже Лебрен сделала очень успешную карьеру, создавая портреты многих выдающихся людей [5, с. 404]. Портретистка парижской аристократии и двора Виже Лебрен была независимой, блестящей и страстной, заработала международную славу благодаря своему исключительному таланту. В то время, когда женщин не принимали в парижскую Королевскую академию, она освоила живопись самостоятельно и стала официальным портретистом Марии-Антуанетты, написав за десять лет более тридцати ее портретов.

Элизабет Виже-Лебрен предпочитала строгую, лишенную стилистических изысков манеру, но и она порой наделяла своих персонажей достоинствами античных богинь. Увлечение художницы античностью проявилось, прежде всего, в портретах дочери. На одном из портретов музицирующая Жюли Лебрен изображена в тунике, на другом - в образе Флоры [1, с. 154].

Когда разразилась революция, Виже-Лебрен бежала из Франции и провела двенадцать лет в изгнании. Она была самым популярным художником-портретистом в Неаполе, Вене и Санкт-Петербурге [5, с. 404].

На портрете кисти Лебрен леди Гамильтон украсила волосы виноградными листьями, одета в классический хитон и держит бубен в высоко поднятых руках. Не обычная, но выразительная поза наводит на мысль, что это и есть одна из

знаменитых «позиций» леди Гамильтон. На заднем плане дымящийся Везувий указывает на то, что картина была написана в Неаполе, где леди Гамильтон жила как жена британского посланника сэра Уильяма Гамильтона, и где ей позже предстояло встретиться и стать любовницей Нельсона. Виже Лебрен сделала по крайней мере четыре ее портрета во время визитов в Неаполь между 1790 и 1 792 годами.

Лебрен, Луиза Элизабет Виже

Леди Гамильтон в образе вакханки (1790-92)

Холст, масло

Художественная галерея леди Левер, Ливерпуль

Ирис, дочь Электры и Таумаса, была греческой богиней радуги и крылатой богиней-посланницей олимпийских богов. Ирис летает по небу, доставляя послания или вызывая бессмертных и смертных [5, с. 405]. Виже Лебрен в 1793 году написала Каролину фон Мандершайд-Бланкенхайм, принцессу Лихтенштейна в образе Ирис. Кажется, она летит по темным облакам с развевающейся шалью на плечах. Под ее ногами смутно виднеется радуга.

Грации - греческие богини изящества, очарования и красоты. Милости живут на Олимпосе с музами, с которыми они имеют схожие харак-

теристики. Грации по имени Евфросиния, Аглая и Талия - дочери Евриномы и Зевса. Английский художник сэр Джошуа Рейнольдс в конце 1700-х годов изобразил миссис Хейл в образе Евфроси-нии. Аллегорический портрет миссис Хейл в образе Евфросинии, одна из многих картин Рейнольд-са, выполнена в виде воображаемой сцены, где героиня окружена музыкантами и танцовщицами. Портреты, подобные этому, были главной сенсацией на выставках Королевской академии в Лондоне, поскольку были произведениями искусства,

Лебрен, Луиза Элизабет Виже Каролина фон Мандершайд-Бланкенхайм, принцесса Лихтенштейна в образе Ирис (1793) Холст, масло

Музей Лихтенштейна, Вена

Рейнольдс, Джошуа Миссис Хейл в роли Евфросини (конец 1700-х годов)

Холст, масло Хэрвуд, Йоркшир

изображающими знакомых членов общества не известными дотоле художественными средствами [5, с. 406].

Подводя итог сказанному, следует отметить, что наиболее частыми персонажами, которым художники XVN-XVШ веков уподобляли великосветских особ, были исторические лица, библейские и литературные герои: Сибиллы, женщины-оракулы в Древней Греции; Клеопатра, царица Египта в I веке до нашей эры; Жанна д' Арк, французская героиня XV века; Мария Магдалина, библейская фигура, которая путешествовала с Иисусом в качестве одной из его последовательниц; Святая Цецилия, покровительница музыки и др. Но очевидно, что главным источником вдохновения для знатных дам и художников были богини. Богини Олимпа - Диана, Минерва и Венера; волшебницы - Музы, Грации и Вакханки; мифологические персонажи - Ариадна, Цирцея, Медея и Кассандра - вот перечень наиболее популярных типов, в облике которых великосветские дамы мечтали быть увековеченными.

Список использованной литературы:

1. Гребцова И. С. Сюжеты античной истории и мифологии в творчестве европейских художников XVIII-первой половины XIX ст. // Стародавне Причорномор'я. Вип. XII. - Одесса, 2018.- С.153-160.

2. Ищенко В.А., Болтышева А.П. Интерпретация образа Афины (Минервы) в живописи Барокко // Гуманитарный научный вестник. - 2020.- №11.-С. 111-118.

3. Панцырная А. А. Художественный образ женщины в живописи Франции XVIII в. // Молодежный вестник СПб-ГИК.- 2017.-№ 2 (8).-С.18-21.

4. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве.- М.: Крон-пресс, 1996.- 656 с.

5. !§man S. A. Portrait historié: Ladies as goddesses in the 18th century European art //Journal of Human Sciences. -2017. - Т. 14. - №. 1. - С. 396-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.