Научная статья на тему 'Алкогольная зависимость, аффективные нарушения и суицидальное поведение'

Алкогольная зависимость, аффективные нарушения и суицидальное поведение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С. В. Ваулин, П. Ю. Устинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алкогольная зависимость, аффективные нарушения и суицидальное поведение»

Вестник Смоленской медицинской академии, 2004, № 3

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 616.89-008.441.13-008.441.44

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ С. В. Ваулин, П. Ю. Устинов

Смоленская государственная медицинская академия Смоленская областная клиническая психиатрическая больница

Резкое повышение потребления алкоголя населением способствовало увеличению числа разводов, повторных браков, проблемных и неполных семей, а также росту суицидальных тенденций. Изучая проблему суицидального поведения нельзя обойти вопрос о его определенном взаимоотношении с синдромом зависимости от алкоголя (СЗА). Некоторые авторы указывают на прямую корреляционную связь между алкоголизмом и частотой суицидальных попыток (СП). По данным публикаций, от самоубийств погибают от 15 до 60% лиц, страдающих алкогольной зависимостью, что значительно превышает удельный вес суицидов в общей популяции. Проводимые нами в г. Смоленске исследования суицидального поведения позволили выявить некоторые особенности суицидогенеза при алкогольной зависимости. Из 773 изученных СП, в алкогольном опьянении было совершено более 37%, а из 267 суицидов - 48,3%. В возрастном диапазоне от 30 до 59 лет преобладали погибшие, у которых обнаруживался алкоголь в крови. Содержание этанола, согласно судебно-медицинским критериям, соответствовало чаще средней (50,4%) и легкой (31,8%) степеням опьянения. Наибольшее количество летальных исходов пришлось на мужчин (81,6%, P<0,05). Среди женщин самоубийства в состоянии алкогольного опьянения составили 26,5%.

Средний возраст погибших составил 47 ± 0,9 года. На данный показатель существенное влияние оказывает распространенность подобных самоубийств среди суицидентов «старше 60 лет» (22,5% от всех смертей). Максимум самоубийств, совершенных в опьянении зарегистрирован в трех возрастных группах: «40-44 года» (16,3%), «35-39 лет» (15,5%) и «45-49 лет» (14,0%), где превалировала легкая и средняя степень алкогольного опьянения. Для интервала «40-44 года» была характерна и тяжелая степень опьянения. Самоубийцы с низкой (менее 0,5%с) концентрацией этанола в крови, представлены в основном группами «15-19 лет» и «старше 70 лет». Среди погибших в алкогольном опьянении в возрасте старше 60 лет находилось 36,2%. Соотношение мужчины-женщины составило 4:1, в то время как среди «трезвых» суицидентов оно практически было равным. Следует также отметить преобладание числа погибших (47,6%), у которых обнаруживалась концентрация этанола в крови соответствующая легкой степени алкогольного опьянения (0,5-1,5 %).

Из стационированных в психиатрическую больницу суицидентов - 20,3% на момент СП находились в состоянии алкогольного опьянения. У 32,2% диагностирован СЗА (1 стадии - 2 человека, 2 ст. - 32 чел., 3 ст. - 4 чел.). Из них 18 человек ранее состояло на учете в наркологическом диспансере (16,9% от всех стационированных). Средняя длительность заболевания составила 8,2 ± 0,9 года. При этом чаще выявлялась запойная форма - 48,6%, против 32,4% постоянного пьянства. В анамнезе у 7 больных (18,9%) зарегистрирован алкогольный психоз (в 2 случаях - вербальный галлюциноз и в 5 - делирий), а у 21 - обнаруживались аффективные нарушения. СП на фоне синдрома отмены алкоголя совершили 18,9%, алкогольного галлюциноза -16,2%, синдрома отмены с делирием - 10,8% и алкогольного параноида - 5,4%. Таким образом, 32,4% больных совершили СП на фоне психотического расстройства. У 19,5% суицидентов зависимость формировалась на фоне имевшейся психической патологии (шизофрении и шизотипического расстройства, аффективных эпизодов, циклотимии, дистимии, органического расстройства настроения и т.д.).

Рассматривая динамику развития СЗА, на всех этапах заболевания, начиная с первых признаков формирования зависимости, во время синдрома отмены и его редукции, в период запоя, в состоянии алкогольного опьянения, и заканчивая формированием органического расстройства личности, выявлялись существенные расстройства настроения (депрессия, тревога, дисфория, повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, реже апатия). Аффективные проявления нередко сочетались с другими психопатологическими расстройствами (параноидными, ипохондрическими переживаниями и т.п.). Наиболее интенсивны расстройства настроения при синдроме отмены (абстинентном состоянии), где на фоне депрессивных и тревожно-депрессивных переживаний особенно высок удельный вес СП. Аффективные сдвиги вначале носили непостоянный характер, особенно у психастеников. Затем гипотимия приобретала перманентный характер, к ней присоединялись тревога, пугливость, чувство раскаяния, бессонница, нестойкие идеи отношения. Аффективный фон усугубляла соматическая патология. Высокий суицидальный риск на этом этапе имели психогенные реакции, т.к. способствовали формированию идей самообвинения и самоуничижения.

Несколько реже суицидальные тенденции определялись на фоне редукции синдрома отмены, когда выявлялись астенические проявления с эмоциональной лабильностью и подавленностью, иногда сменяющиеся псевдоабстиненцией (dry drink) с ранними аффективными расстройствами в виде гипотимии, немотивированной тоски, сенситивности с обидчивостью, конфликтности, что нередко приводит к рецидиву СЗА. Выраженные эмоциональные сдвиги наблюдались и в начальном периоде запойного пьянства (3-я стадия СЗА), когда возникшее состояние больные пытались купировать употреблением алкоголя. Истинные запои, как правило, заканчивались выраженными соматовегетативными нарушениями и резко отрицательной эмоциональной реакцией на алкоголь. Как показывают наши наблюдения, особое внимание следует уделять аффективным расстройствам у лиц с СЗА перенесших черепно-мозговую травму. У них наблюдаются частые дисфории, легко возникают реактивные, депрессивные состояния, импульсивность, повышенная внушаемость,

что обусловливает неблагоприятное течение СЗА, способствует рецидивам, придает своеобразную патологическую пластику картине опьянения и синдрому отмены, резко увеличивает суицидальный риск.

Таким образом, алкоголизация населения оказывает существенное влияние на рост суицидальных показателей. Алкогольное опьянение увеличивает риск завершенности суицида, особенно у мужчин. Для лечения описанных аффективных нарушений предпочтительно использовать антидепрессанты с минимальным побочным действием, а именно, тимоаналептики сбалансированного действия: тианептин 37,5 мг/сут, циталоп-рам и пароксетин 20-40 мг/сут, сертралин. При выраженной тревоге хороший терапевтический эффект оказывают тразодон 150 мг/сут, миансерин 90 мг/сут. При апатической депрессии более эффективны моклобе-мид 150-450 мг/сут, флуоксетин 20-40 мг/сут. При стойких, аффективных колебаниях показан длительный прием карбамазепина (100-600 мг/сут), а при их сочетании с судорожным синдромом - ламотриджин (до 600 мг/сут), или его комбинация (до 300 мг/сут) с препаратами вальпроевой кислоты (депакин, конвульсофин). Хороший результат психофармакотерапия дает в сочетании с поддерживающей, когнитивно- бихевиориаль-ной психотерапией, а также семейным консультированием.

УДК 616.89-008.444.1-053. 5/7

ФОРМЫ АГРЕССИИ И ПОДРОСТКОВАЯ СУИЦИДАЛЬНОСТЬ С.В. Ваулин, П.Ю. Устинов

Смоленская государственная медицинская академия Смоленская областная клиническая психиатрическая больница

Проблема суицидальности подростков крайне актуальна, что связано с особенностями возрастного криза (незрелость эмоций, поверхностность суждений, нарушение коммуникативных функций, измененная самооценка), а также с очевидным ростом деструктивных форм поведения в этом возрасте. Суицидальные попытки (СП) чаще совершаются подростками, а также молодыми женщинами в возрасте до 29 лет. С увеличением возраста растет количественное соотношение между суицидами и парасуицидами. Так если в молодом возрасте оно крайне мало (1:40), то в старших возрастных группах происходит резкий скачок в сторону повышения суицидального риска (1:0,75), т.е. в 45 раз. Это объясняет преобладание серьезных суицидальных намерений в зрелом возрасте, а также распространенность демонстративно-шантажных СП у подростков. Мотивом последних, выступает желание выгодно для себя изменить ситуацию (вызвать сочувствие, настоять на своем, получить поддержку и защиту). Именно среди подростков чаще СП рассматривается как эффективное средство для разрешения психологического кризиса.

В пубертатном периоде чаще регистрировались «групповые» СП, за счет подражания и копирования поведенческих образов, демонстрируемых по телевидению и другим средствам информации. Имеет место определенная «тропность» суицидальности к делинквентному поведению, которое зачастую маскирует депрессивную симптоматику. Избирательное изучение конструктивной, деструктивной и дефицитарной форм агрессии у подростков (по Гюнтеру Аммону) показало, что суицидальное поведение неоднородно по структуре агрессивности. Среди лиц обнаруживающих суицидальные тенденции выявлено высоко достоверное превышение показателей деструктивной агрессии над конструктивной и дефицитарной. При этом в процессе взросления у подростков увеличивались показатели конструктивной агрессии в общей структуре агрессивности, несмотря на то, что в целом сохранялось преобладание ее дефицитарных и деструктивных форм. В тоже время, дефицитарный компонент был более значим в структуре психопатоподобных расстройств тормозимого круга с психастеническими и шизоидными формированиями.

УДК 616.89:612.67+615.03

ФАКТОРЫ, КОРРЕЛИРУЮЩИЕ С РАСПРОСТРАНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С. Б. Гостищева

Смоленская государственная медицинская академия

Одной из задач проводимого нами исследования фармакотерапии психически больных пожилого и старческого возраста является изучение социально-демографической и нозологической структуры контингента больных геронтологических и диспансерного отделений СОКПБ и Дрюцкого психоневрологического интерната, определение группы риска по наличию психических заболеваний, встречающихся в позднем возрасте, и, наконец, определение возможности профилактики психических заболеваний позднего возраста.

Предварительные результаты позволяют (хотя и с определенной долей осторожности) выделить группы пожилых людей, у которых в позднем возрасте наиболее часто обнаруживаются различные формы психической патологии. Основываясь на выявленных корреляциях между частотой психической патологии в пожилой популяции и некоторыми социально-демографическими факторами, к группе риска по развитию психических заболеваний относятся лица из наиболее старших возрастных групп населения (средний возраст больных исследуемого контингента составил 68 лет), в большей мере женщины - 71%, нежели мужчины, лица с низким уровнем образования - 31%, чаще одинокие - 67%, чем проживающие в браке, с инвалидизи-рующими соматическими заболеваниями - в 100% случаев. Полученные нами данные соответствуют данным литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.