Научная статья на тему 'Алкоголизация лиц с органическими расстройствами, ассоциированными с интеллектуальным дефицитом'

Алкоголизация лиц с органическими расстройствами, ассоциированными с интеллектуальным дефицитом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
241
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алкогольная зависимость / алкоголизм / олигофрения / коморбидные расстройства / Alcohol addiction / alcoholism / mental retardation / comorbid disorder

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Д В. Четвериков

Специфика формирования синдрома зависимости от алкоголя и постабстинентный период находится в тесной связи с интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными характеристиками пациентов с умственной отсталостью. Указанные особенности следует учитывать на всех этапах лечения и реа-билитации пациентов с данным вариантом ассоциированной психической патологии, а также при профилактике аддиктивного поведения психически больных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALCOHOLIZATION PERSONS WITH ORGANIC DISORDERS ASSOCIATED WITH INTELLECTUAL DEFICIT

Specificity of formation of alcohol dependence syndrome and postabstinent period is closely related to the intellectual, emotional and volitional and personal characteristics of patients with mental retardation. These features should be taken into account at all stages of treatment and rehabilitation of patients with this variant associated psycho-pathology, as well as the prevention of addictive behavior of mentally ill persons.

Текст научной работы на тему «Алкоголизация лиц с органическими расстройствами, ассоциированными с интеллектуальным дефицитом»

Список использованной литературы находится в редакции ОПЖ

INFLUENCE MICROSOCIAL ENVIRONMENTAL FAMILY FACTORS ON THE FORMATION OF DIFFERENT OPTIONS POSTSUITSIDAL PERIOD

Y.V. Drozdovsky, A.A. Zalivin

Abstract. Family social micro-stress factors have a marked influence diverse, shaped and defined suicidal behavior, including in individuals with borderline psycho-cal disorders. In formulating programs for suicide prevention and rehabilitation records of family factors contribute to the effective delivery of needed assistance, which confirms the optionally-divergence further study.

Keywords. Social factors, mental health, suicidal behavior.

АЛКОГОЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОРГАНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, АССОЦИИРОВАННЫМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ДЕФИЦИТОМ

Д.В. Четвериков

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова

Аннотация. Специфика формирования синдрома зависимости от алкоголя и постабстинентный период находится в тесной связи с интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными характеристиками пациентов с умственной отсталостью. Указанные особенности следует учитывать на всех этапах лечения и реабилитации пациентов с данным вариантом ассоциированной психической патологии, а также при профилактике аддиктивного поведения психически больных лиц.

Ключевые слова. Алкогольная зависимость, алкоголизм, олигофрения, коморбидные расстройства.

Проблема сочетания психических расстройств в последнее время является одной из наиболее актуальных проблем современной психиатрии. Как показывают исследования последних лет, ассоциированные формы психической патологии встречаются даже чаще, чем «чистые» формы. Существенную часть больных с различными формами аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомании, токсикомании) составляют пациенты с преморбидно органическим фоном и различной степенью умственного дефицита. С целью клинического изучения аддиктивного поведения у данного контингента психически больных нами были обследованы 21 больной в возрасте 21-30 лет, у которых указанная психическая патология сопровождалась привычным пьянством.

Преморбидно обследованные характеризовались своеобразием психического статуса и эмоционального реагирования на нарастающий социальный прессинг, диффузный характер олигофренического слабоумия, слабость абстрактного мышления, ограничения восприятия и памяти, бедной речью и, соответственно — обеднение экспрессивной и импрессивной сферы психики, косность, тугоподвижность, малая диффе-ренцированность эмоций, их однообразие, отсутствие тонких оттенков переживаний, недоразвитая способность подавлять свои влечения, недостаточный волевой контроль, несамостоятельность и внушаемость. У 7 больных отмечались дефекты двигательной сферы, страдала способность к выработке двигательных формул, к координированным движениям, к быстрой смене моторных установок, недоразвитие выразительных движений.

Большинство пациентов этой группы (14 человек) относились к гипердинамическому типу олигофренов. Для них была характерна расторможенность, импульсивность, частые колебания настроения, легкая возбудимость, моторная оживленность,

неусидчивость, они склонны к бесцельной и безмотивной деятельности. Настроение в преморбидный период было у них подвержено резким колебаниям: от благодушно-веселого к раздражительно-злобному.

Аддиктивное поведение до начала потребления формирования алкогольной симптоматики у этих больных характеризовалось умеренной алкоголизацией, всегда групповой в компании лиц, младших по возрасту. К специфическим чертам раннего алкоголизма у этой группы олигофренов следует отнести быстрое вовлечение в групповое потребления алкоголя вследствие индукции алкоголизирующихся сверстников. В данном контексте особое значение приобретает несформированность мотивационной сферы, экстернальный локус контроля, что ограничивало личностную автономность в том числе, и в выборе стереотипа пьянства. Отметим, что в целом ритуальный компонент алкоголизации существенно снижен. Данное обстоятельство обусловлено мало-дифференцированной сферой социальных интересов у лиц с умственной отсталостью, где любой повод к праздникам и торжествам воспринимается как сигнал к массивной алкоголизации с соответствующими соматическими и социальными последствиями. Отмечалась первичная интернализация брутальных паттернов потребления алкоголя, обусловленная формированием в криминально-маргинальной среде, что обусловило у 3 больных быстрое формирование опохмеления. Гедонистические мотивы в мотиваци-онном поле потребления алкоголя были существенно снижены, происходило их замещение мотивом группового потребления с целью получения соответствующей референции. Этим обусловлено и то обстоятельство, что алкоголизация дебютировала преимущественно с тяжелых алкогольных напитков, прежде всего - самогона и больших объемов пива. Вкусовые качества спиртных напитков были не актуальны.

На этапе преморбидной алкоголизации отмечался низкий уровень психологической защиты личности на нарастание пьянства, что проявлялось в тусклости и неотчетливости борьбы мотивов, отсутствии спонтанных попыток ограничить алкоголизацию и симптома «последнего раза». В целом психологические защиты личности для раннего алкоголизма у олигофренов характеризовались тенденцией к архаичности, и реализовались преимущественно регрессией и проекцией. Концептуализация же пьянства была крайне примитивна, и ограничивалась клишированной репродукцией социальных мотивов.

Клинически отмечался быстрый рост толерантности, причем как разовой, так и суточный, а также активное потребление суррогатных спиртных напитков. Быстро трансформировалось опьянение от эйфорического к дисфорическому, а в значительной части клинических ситуаций алкогольное опьянение вообще носило изначально брутальный характер со злобой, немотивированной агрессией, расторможением низших инстинктов, что мы связываем с органической неполноценностью высшей нервной деятельности у большинства олигофренов.

Формирование алкогольного синдрома отмены также было ускорено, причем преимущественно за счет выраженного влечения к алкоголю, которое принимало экспансивный характер с малодифференцированным поисковым поведением.

При прекращении привычного пьянства статус пациентов описываемой группы по своим клинико-динамическим особенностям существенно различался в зависимости от преморбидных личностных характеристик. Для дисфорического варианта (14 наблюдений) ведущим клиническим признаком была аффективная неустойчивость, склонность к эмоциональным разрядам наряду с частыми колебаниями настроения. Эти вспышки возбуждения бывали настолько неадекватны внешнему поводу, что производили впечатление спонтанно-возникших разрядов. Чем глубже была степень олигофрении, тем более выраженный «органический характер» носили эти эмоциональные разряды и тем меньше они поддавались коррекции. Нередко состояния возбуждения сочетались с недовольно-брюзжащим настроением. Говоря об этих

колебаниях настроения, следует отметить, что они отличались от истинных дисфорий, тем, что при них не наблюдается нарушения сознания, кроме того, больные не столько злобно-тоскливы, сколько раздражительно-придирчивы, плаксивы, требовательны. Сам эмоциональный разряд носил обычно неудержимый характер: больные впадали в состояние ярости, набрасывались на окружающих, проявляли агрессию в отношении лиц, случайно попавших в их поле зрения.

При астеническом варианте (7 наблюдений) больные в течении нескольких недель предъявляли малодифференцированные жалобы соматоипохондрического характера, указывали на повышенную утомляемость, физическую слабость, вялость. Интенсивность этих ипохондрических синдромов была различной: в ряде случаев имеется определенная охваченность ипохондрическими переживаниями, напоминающая ограниченное во времени сверхценное образование с доминированием в клинической картине массивных и чаще всего полиморфных ипохондрических жалоб; иногда же ипохондрический синдром носит значительно более интенсивный характер, ипохондрические утверждения становятся явно нелепыми, некорригируемыми.

В беседах с пациентами обращал внимание замедленный темп психических процессов. Больные медленно осмысляли задаваемые им вопросы, отвечали на них после длительной паузы и раздумья, нередко после настойчивых повторений вопроса. В случаях вынужденного убыстрения привычного для них медленного темпа психических процессов наступало состояние растерянности. Подобные состояния кратковременной «декомпенсации» у олигофренов особенно бросались в глаза в тех случаях, когда пациенты госпитализировались в клинику для лечения алкогольной зависимости -практически все время они были совершенно бестолковы, беспомощны, «более слабоумными», чем они в действительности, требовался постоянная забота персонала.

Двигательная сфера и мимика были скудны. Амплитуда эмоциональных реакций крайне незначительна, их проявления однообразны, недифференцированы. Скудность аффективных реакций граничила нередко с эмоциональной тупостью, особенно в отношении окружающих их лиц, даже самых близких. Происходящие вокруг события, в том числе и посещения клиники, оставляли их обычно равнодушными и безучастными. В социально-восстановительные процессы эти больные не вовлекались. Пассивно принимали назначенные препараты, от прежних контактов с потребителями алкоголя отказывались. Периодически родственники этих пациентов отмечали, что у них в вечернее время наблюдались неглубокие маломотивированные аффективные разряды с попытками покинуть дом, однако указания родственников на возможность их госпитализации в психиатрическую больницу либо прием небольших дом аминазина купировал данные проявления. Больные вновь становились вялыми, равнодушными, застенчивыми, покорными.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что у больных с умственной отсталостью и органическими расстройствами динамика алкоголизации, специфика формирования синдрома зависимости и постабстинентный период находится в тесной связи с интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными характеристиками этих пациентов. Указанные особенности следует учитывать на всех этапах лечения и реабилитации пациентов с данным вариантом ассоциированной психической патологии, а также при профилактике аддиктивного поведения психически больных лиц. ALCOHOLIZATION PERSONS WITH ORGANIC DISORDERS ASSOCIATED WITH INTELLECTUAL DEFICIT Chetverikov D.

Abstract. Specificity of formation of alcohol dependence syndrome and postabstinent period is closely related to the intellectual, emotional and volitional and personal characteristics of patients with mental retardation. These features should be taken into account at all stages of treatment and rehabilitation of patients with this variant associated psycho-pathology, as well as the prevention of addictive behavior of mentally ill persons.

Keywords. Alcohol addiction, alcoholism, mental retardation, comorbid disorder

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.