АЛИМЕНТЫ, ПОСОБИЯ И ДОХОДЫ СЕМЕЙ ПОСЛЕ РАЗВОДА
Патрик Фести, Лидия Прокофьева
Рост частоты разводов в последние 25 лет в большинстве развитых стран и тяжелое материальное положение матерей, остающихся с детьми после распада брака, привели к возникновению тенденции "феминизации бедности". Действительно, среди неполных семей уровень бедности гораздо более высок, чем среди семей, состоящих из супругов с детьми; отношение средних доходов неполных семей к средним доходам в полных составляют 85% в Скандинавских странах, от 69% до 76% - в странах Западной Европы (76% - во Франции) и менее 60% - в США, Канаде и Австралии (1).
Положение неполных семей в России, с этой точки зрения, полностью совпадает с ситуацией в других странах: именно неполные семьи по доле бедных опережают все другие типы семей, а по сравнению с полными семьями с детьми их средний доход составлял в 1993г. 62% (2). По регионам этот показатель колебался от 55% - в Тверской области и Республике Чувашия до 69% - в Орловской области, где и в период реформ пытались сохранить государственный патернализм, пусть и на региональном уровне
(3).
Цифры показывают, что соотношение в доходах полных и неполных семей в России ближе к аналогичным показателям в США, чем в европейских странах; это связано с недостаточной эффективностью системы социальной помощи семьям с детьми, и особенно семьям неполным.
Основную долю неполных семей составляют разведенные женщины с детьми, поэтому представляется важным рассмотреть в какой мере материальная поддержка бывшего мужа (алименты) и государства (пособия на детей) помогает матерям осуществлять полноценный уход и воспитание детей, оставшихся на их попечении после развода. Какова роль этих выплат в бюджете семьи после развода? Какова здесь специфика России по сравнению с Европейскими странами, и в частности, с Францией?
Базой для анализа служат данные обследования разведенных женщин, проведенного во Франции (1985-1986гг.), а затем в России (1993 г.) по аналогичной программе (4).
Уровень жизни разведенных женщин.
В России, как и во Франции, уровень жизни женщины после развода зависит от ее семейного положения, от того осталась ли она одна с детьми или повторно вышла замуж: различие в доходах составляет примерно 25% (23% - во Франции, 26% - в России) см. табл.1.
В России семейное состояние служит определяющим фактором для всех без исключения профессионально-квалификационных групп, тогда как во Франции преобладающее влияние оказывает социальный фактор - доходы
одинокой матери, имеющей высокий образовательно-квалификационный статус, превосходят доходы женщины-рабочей, живущей в повторном браке.
Таблица 1.
Среднемесячные душевые доходы у разведенных женщин с детьми во
Франции и России.
Франция, 1985 Россия, 1993
(во франках) (в рублях)
при по- одинокая при по- одинокая
вторном мать вторном мать
браке браке
Все женщины 4500 3600 26400 19800
Разведенные в возрасте 25-39 4800 3700 29700 22100
лет
Работающие.
в т.ч
специалисты высокой 7000 5500 3300 24800
квалификации
служащие 5300 3800 30000 21600
рабочие 4200 3200 25900 19200
безработные 3700 2100
домохозяйки 3200 2000 22900 12300
Таблица 2.
Доля алиментов и пособий в доходах разведенных женщин с детьми во Франции
и в России (%).
Франция Россия
Алименты Пособия Алименты Пособия
пов- оди- пов- оди- пов- оди- пов- оди-
торный нокая торный нокая торный нокая торный нокая
брак мать брак мать брак мать брак мать
Все женщины 4 и 15 21 8 19 5 7
Развод в возрасте 5 12 13 20 8 20 5 7
25-39 лет
Работающие
в т.ч.:
специалисты вы- 4 10 5 6 12 18 3 5
сокой квалифика-
ции
служащие 6 11 8 13 6 19 4 6
рабочие 4 10 13 20 8 20 4 9
Безработные 6 14 16 43
Домохозяйки 5 20 28 66 7 39 13 25
Различия в доходах неполных семей и семей, образовавшихся в результате повторных браков, определяют и разный вес, который имеют алименты и пособия в бюджетах этих категорий семей: в России, как и во Франции, для женщины, одной воспитывающей детей, финансовая помощь государства и бывшего мужа играет значительно более существенную роль, чем в полных семьях (табл. 2). Однако, если для России в гораздо большей степени доходы семьи разведенной женщины возрастают в результате получения алиментов, то во Франции более ощутимой оказывается поддержка государства. В отсутствие алиментов, разрыв в уровне жизни одиноких женщин с детьми и вторично вышедших замуж оказался бы сильнее, чем в реальности (35% против 26% - в России; 29% против 23% - во Франции). Эти различия связаны как с особенностями законодательства двух стран по выплате алиментов, так и со степенью активности государства в проведении социальной политики помощи семьям с детьми.
Алименты.
Семейный кодекс Российский Федерации, принятый в декабре 1995 г., как и существовавший до него Кодекс о браке и семье РСФСР, устанавливает жестко определенный процент дохода отца, который он должен выплачивать в зависимости от числа детей в распавшемся браке: 25% - на одного ребенка, 33% - на двух детей и 50% - на трех и более. Удержание производится по месту основной занятости наравне с подоходным налогом. Во Франции размер алиментов определяется судом в каждом конкретном случае с учетом дохода обоих родителей, и отец сам выплачивает их из получаемых доходов.
Несмотря на эти весьма существенные различия в законодательствах двух стран, размер алиментов оказывается статистически связанным с числом детей, остающихся с матерью после развода, - рост числа детей сопровождается уменьшением размера алиментов, приходящегося на одного ребенка, при одновременном увеличении общей суммы выплаты. Разрыв в размере алиментов на одного ребенка в зависимости от числа детей почти одинаков: в России мать с тремя детьми получает на каждого ребенка на 39% (во Франции - на 37%) меньше, чем мать с одним ребенком.
Способ удержания алиментов, принятый в каждой из стран, определяет и частоту невыполнения отцами своих обязательств: неплатежи - более заметное явление во Франции, чем в России (почти в 3 раза чаще). Для женщин остается возможность использовать элемент принуждения - требовать судебного разбирательства в случае неплатежей.
С другой стороны, в отличие от европейских стран, в России нет жесткого контроля за доходами, что особенно актуально в последние годы, когда расширились возможности для дополнительной, неофициальной занятости, не попадающей в поле зрения налоговых служб. Поэтому законодательно определенный процент от доходов, который бывший муж должен выплачивать на содержание детей, в реальности чаще всего ограничивается лишь долей заработной платы по формальному месту работы. Существующая в настоящее время практика выплаты части заработной платы в натуральной форме, т.е. в виде продукции предприятий, особенно производя-
щих предметы массового спроса (посуда, одежда, обувь, запасные части для автомобилей и т.п.), еще более затрудняет расчет и удержание алиментов в полном объеме.
Относительно низкие размеры алиментов связаны, кроме того, с распадом СССР и созданием самостоятельных государств со своей валютой. Несопоставимость уровней зарплаты, обмен денег по низкому курсу для неторговых операций делает эти суммы еще более низкими, а из-за отрицательного сальдо торговли с Россией стран СНГ большинство женщин-матерей в России их вообще не может оттуда получить.
Важнейшей гарантией регулярности выплаты алиментов как в России, так и во Франции, является договоренность между бывшими супругами. В России это может повлиять и на получение относительно более высоких сумм алиментов: из всех обследованных семей в 16% случаев получение алиментов происходило по договоренности супругов без судебного разбирательства; средний размер алиментов был при этом почти в 2 раза выше, как и регулярность их выплаты.
Частота неплатежей или нерегулярность выплат зависит от размера алиментов - чем они значительней, тем лучше выплачиваются. Во Франции, например, в случае низких размеров алиментов (до 350 франков) доля неплатежей достигает 70%, что более чем в 3 раза чаще, чем для высоких выплат. В России, где неплатежи - явление гораздо более редкое, тем не менее сохраняется тот же разрыв в частоте неплатежей в зависимости от размера установленных выплат (табл. 3).
Таблица 3.
Случаи неплатежей или их задержки в зависимости от профессионально-квалифицированного статуса мужа и размера алиментов (%).
Статус бывшего мужа Франция, франки
350 350 -550 550-850 850+ Всего *)
Специалисты высо- 67,9 41,9 23,3 17,2 28,7 36,7
кой квалификации
Служащие 87,0 40,6 24,1 18,8 36,9 41,5
Рабочие 68,3 43,7 29,3 25,1 45,4 40,9
Все группы 69,8 44,9 26,7 21,2 39,8
Россия, рубли
5000 5000-10000 10000+ Всего *)
Специалисты высо- 10,7 7,0 6,7 8,0 8,0
кой квалификации
Служащие 20,8 11,7 9,4 12,7 13,9
Рабочие 25,3 12,6 7,6 16,6 15,0
Все группы 20,3 11,1 7,7 13,6
;) При условии одинакового распределения по размеру алиментов для каждой профессионально-квалификационной группы.
Что касается профессионально-квалификационных групп, к которым
принадлежат плательщики, то для каждой из них сохраняется то же соотношение неплатежей в зависимости от размера алиментов: чем выше размер, тем более регулярна выплата. В среднем же, как в России, так и во Франции, чаще возникают проблемы неплатежей, если бывший муж имеет рабочую профессию.
Пособия
Система государственной поддержки семей с детьми во Франции более широка и разнообразна, чем в России, и имеет давнюю историю развития и совершенствования, В настоящее время существует сеть пособий, выплачиваемых всем семьям с детьми, независимо от дохода, и дополнительная система помощи семьям, учитывающая уровень жизни семей (семейные надбавки, пособия при поступлении ребенка в школу, жилищные пособия и т.п.). Вся эта совокупность выплат, дополняемая кроме того и налоговыми льготами, зависящими от числа детей в семье, размера семьи, является существенной прибавкой к доходам семей, особенно неполных (см. табл. 2).
Этому способствует наличие специального пособия родителю, который
один воспитывает детей (в 99% случаев это пособие получает женщина).
Оно выплачивается в зависимости от материального положения неполной семьи и не только матерям-одиночкам, но и вдовым, разведенным женщинам с малолетними детьми (до 3-х лет).
Размер пособия определяется числом детей: 4 тыс. франков на одного
ребенка с прибавлением по 1 тыс, франков на каждого последующего (1993 г,). Если принять во внимание, что минимальная зарплата в этот период составляла 6 тыс, франков (при условии работы полный месяц), а средняя заработная плата женщин колебалась от 9 до 11 тыс. франков в месяц по секторам занятости(5). то суммы пособий оказываются довольно существен-
ными.
В России прямая материальная помощь семьям с детьми в виде пособий появилась в конце войны (в 1944 г. - пособия многодетным и одиноким матерям). В дальнейшем, в 70-х - 80-х г.г., система пособий несколько усложнилась, вводились новые виды пособий (малообеспеченным семьям, де-тям-инвалидам, вдовам, не имеющим пенсии на детей и т.п.); в начале 80-х г. были введены оплачиваемые отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста одного года (1981-1983 гг.), а затем - до полутора лет (1989г.).
Однако эти выплаты не играли существенной роли в бюджетах семей. Гораздо более значимым в этот период было бесплатное или льготное предоставление многих благ и услуг, связанных с воспитанием детей, низкая квартирная плата, а также пониженные цены на товары детского ассортимента.
В 90-е годы, с изменением социально-экономической ситуации в стране и отходом от государственного патернализма, была сделана попытка создания новой системы поддержки семей с детьми, которая охватывала бы все семьи. К основным видам пособий, выплачиваемых независимо от дохода, относятся:
- пособия по беременности и родам (20 недель, в размере средней зарплаты);
- единовременное пособие при рождении ребенка (в размере 10 минимальных зарплат);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в размере минимальной зарплаты);
- ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет, а учащимся - до 18 лет (в размере 70% минимальной зарплаты); пособие увеличивается в полтора раза детям матерей-одиночек, жен военнослужащих и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов;
Нерегулярность адаптации пособий к росту цен в условиях сдерживания минимальной зарплаты, от которой зависят все выплачиваемые пособия, приводит к их обесцениванию. В этом же ряду проблем стоит и проблема задержки с их выплатой. Отсюда столь незначительная роль, которую играют семейные пособия в бюджете семей разведенных женщин в России: 5% - для повторно вышедших замуж, и 7% - для одиноких женщин с детьми, что почти в 3 раза ниже, чем во Франции.
Попытка развития сети дополнительной материальной помощи семьям с детьми на региональном уровне, которая учитывала бы уровень доходов конкретных семей, наталкивается на ограниченные возможности многих регионов в организации и финансировании такой деятельности, крайне необходимой в условиях кризиса для поддержки семей с детьми, в частности, неполных, уровень жизни которых существенно ниже, чем в семьях других типов.
Примечания:
Wong Y.-L.I.,Garfinkel I.,McLanahan S. Single-Mother Families in Eight Countries: Economic Status and Social Policy. The Luxebbourg Income Study. Working Paper 76, 1992, p. 7.
По данным обследования 2500 семей, проведенного лабораторией распределительных отношений ИСЭПН РАН (рук. Можина М.А.) в 1993г. в городах С.Петербург, Петрозаводск, Астрахань, Вязники
(Владимирская обл.).
По данным Мониторинга уровня жизни, проведенного Минсоцзащиты РФ в 9 регионах России (1993, 1994, 1995гг.).
Совместное исследование положения разведенных женщин,
проведенное ИСЭПН РАН и ИНЕД (Франция) в 1993г. в 6 городах европейской части России: Москва, С.Петербург, Набережные Челны, Петрозаводск, Таганрог, Дмитров. Объем выборки - 1200 женщин.
Les femmes. Portrait social. Collection Contours et Caractares. INSEE, 1995.