Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 17 (308).
Право. Вып. 37. С. 20-22.
О. В. Кузнецова
АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ НА ДЕТЕЙ
Рассматриваются проблемы взыскания алиментов с родителей на несовершеннолетних детей, анализируются различные точки зрения, предложения по решению данной проблемы.
Ключевые слова: алименты, ребенок, родители, алиментный фонд, временные пособия.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, а также институт семьи находятся под защитой государства. Конвенция ООН
о правах ребенка, участником которой является Россия, конкретизирует это конституционное положение, устанавливая в качестве прямой обязанности государства обеспечение ребенку того уровня жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Сегодня одной из главных проблем является невозможность взыскания алиментов на детей.
Уполномоченный по правам человека в 2008 г. подчеркнул в своем докладе1, что государство явно недостаточно внимания уделяет правам и законным интересам ребенка, в частности проблеме выплаты родителями алиментов на ребенка. Он считает, что государство должно взять на себя выплату задолженности по алиментам, создав для этого специальный фонд, с последующим взысканием выплаченных сумм с самих должников. Подобный фонд был учрежден в 1984 г. и в СССР. Постановлением Совета Министров (СМ) СССР от 6 февраля 1984 г.2 № 134 были введены временные пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов. Этот фонд просуществовал недолго.
Постановлением СМ СССР от 25 января 1989 г. № 67 «О мерах по улучшению материального положения несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов»3 были введены временные пособия на несовершеннолетних детей, родители которых, обязанные уплачивать алименты, разыскиваются органами внутренних дел по определениям судов и постановлениям следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов, привлечением к уголовной ответственности за совершение преступлений и по иным основаниям, либо отбывают наказание в исправительно-трудовых учреждениях, где не имеют заработка, с которого могут быть взысканы алименты в установлен-
ном законом минимальном размере, или находятся на излечении в лечебных учреждениях без выплаты пособий по социальному страхованию, в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно по причинам, не зависящим от лиц, обязанных их уплачивать. До настоящего времени постановление не отменено и, следовательно, должно применяться.
На сегодняшний день размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. В Челябинской области ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) назначается в размере 173 р. 90 к.4
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов для детей одиноких матерей и детей-инвалидов, на пятьдесят процентов — для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств областного бюджета. Ежемесячное пособие на ребенка назначается органом социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок (далее — заявитель), на основании его письменного заявления в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным Правительством Челябинской области.
Как пишет Г. Б. Челнокова5, подобный размер пособия (при том что речь идет о гражданах, чей доход ниже или на уровне размера минимального прожиточного минимума в субъекте РФ) иначе как разбазариванием средств налогоплательщиков нельзя назвать. Невозможно считать его и проявлением надлежащей заботы социального
государства о детях, воспитывающихся в малоимущих семьях. Он не согласовывался и с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которым предусматривалось, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»6 предусмотрены меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми, в частности, разработка мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, в том числе посредством создания государственного алиментного фонда. Президент РФ
В. В. Путин подписал указ о создании при главе государства координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Комиссия по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ выступила с предложением создать так называемый алиментный фонд. Суть заключается в следующем: в случае уклонения одного из родителей от уплаты алиментов своим несовершеннолетним детям эту задачу возьмет на себя государство, и оно же будет потом разбираться с неплательщиком. Обязанность по финансированию алиментного фонда должна быть возложена на регионы.
По словам заместителя председателя Государственной Думы РФ Л. И. Швецовой7, предполагается, что деньги будут поступать в фонд из бюджета, затем, после нахождения должника, они будут взысканы с него. Если речь идет о человеке, который не работает, ему могут подобрать рабочее место и даже отправить на работу принудительно.
Итак, проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ (СК РФ) в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов с родителей предусматривает внесение изменений в СК РФ, а именно в ст. 81, закрепить минимальный размер алиментов, взыскиваемых с родителей: не ниже 1200 р. в месяц на одного ребенка, 1600 р.— на двух детей, 2400 р.— на трех и более детей. Предлагается также дополнить СК РФ статьей 110.1, дающей право субъектам создавать алиментный фонд в соответствии с законом субъекта РФ в целях
осуществления выплат в счет алиментов на несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей. Имущество алиментного фонда субъекта РФ формируется за счет средств бюджета субъекта, субсидий из федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, других не запрещенных законом источников. При наличии судебного решения либо соглашения об уплате алиментов выплаты из алиментного фонда субъекта РФ производятся на несовершеннолетних детей, родители которых не выплачивают алименты в связи:
- с болезнью или иными уважительными причинами;
- выездом на постоянное место жительство в другое государство;
- уклонением от уплаты алиментов;
- иными обстоятельствами, предусмотренными законом субъекта.
Порядок осуществления выплат за счет средств алиментного фонда субъекта РФ определяется законодательством субъекта РФ8.
Член Общественной палаты РФ, участница движения «Матери России» А. В. Очирова считает, что необходимо ввести жесткие санкции в отношении неплательщиков алиментов, вплоть до конфискации имущества для злостных неплательщиков9.
По мнению юриста Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» М. В. Рульковой, следовало бы предусмотреть в действующем законодательстве в качестве обязательной меры залог имущества при выплате алиментов. Сейчас обеспечить залогом выплату алиментов можно в соглашении об их уплате, которое заключается родителями в письменной форме и подлежит нотариальному заверению. К такому соглашению применимы все нормы, относящиеся к гражданско-правовым сделкам, а не только нормы СК РФ. Стороны вправе прописать в нем размер алиментов, а также способы исполнения обязательства. Можно в нем же оговорить и залог. Если такой порядок станет обязательным, механизм взыскания долга изменится. В случае неисполнения обязательства имущество можно будет реализовать в бесспорном порядке. Сейчас это можно сделать по постановлению судебного пристава9.
Представляется рациональным предложение уполномоченного по правам ребенка в Москве А. И. Голованя10 о необходимости внесения
изменений в саму систему взыскания алиментов на содержание детей. По его мнению, в этом вопросе полезен опыт таких стран, как Латвия и Литва, где созданы государственные алиментные фонды, из которых выплачиваются денежные средства (в размере не менее прожиточного минимума) на содержание детей, родители которых злостно уклоняются от уплаты алиментов. При этом право требования по взысканию алиментов с таких родителей переходит к государству. Подобная система исключает задержки по выплатам на содержание детей и гарантирует им определенное ежемесячное содержание.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В. И. Матвиенко уверена, что государственный алиментный фонд обеспечит ма-терей-одиночек деньгами, в то время как исполнительная власть будет разбираться с недобросовестными отцами. Взысканные с них деньги возместят затраты государства11.
Депутат Е. Л. Николаева12 аргументирует необходимость создания алиментного фонда тем, что на сегодняшний день задолженность некоторых неплательщиков уже начисленных алиментов составляет около 10 млрд р. Только за 2011 г. было возбуждено 1 млн 100 тыс. дел по взысканию долгов по алиментам. По статистике, 40 % женщин, понимая безнадежность этого мероприятия, даже не обращаются в судебные органы.
Некоторые депутаты, например П. В. Крашенинников, придерживаются другого мнения: еще одна госструктура породит лишь еще больше бюрократии, которая окажется не в силах помочь семьям. «В России очень малый процент исполнения судебных решений, поэтому ждать, что со всех неплательщиков алиментов удастся в итоге собрать деньги, не приходится»,— уверен он13.
Таким образом, большинство юристов, законодатели едины во мнении, что стоит вернуться к прежнему опыту и воссоздать алиментный фонд. Некоторые государства (Латвия, Литва, Польша, Франция) имеют государственный али-
ментный фонд, предназначенный для выплат денежных средств на содержание детей на период розыска родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов. И как показало время, это оказалось эффективным способом решения проблемы невыплаты алиментов. Хотелось бы, чтобы в ближайшее время федеральный закон об алиментном фонде был принят.
Примечания
1 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год «Закон сильнее власти» [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-правовой портал. иЯЬ: http://ivo.garant.ru/
2 Бюл. норматив. актов м-в и ведомств СССР. 1985. № 3.
3 Гарант: информ.-правовой портал. иЯЬ: http://ivo. garant.ru/
4 Закон Челябинской области от 28 октября 2004 г. № 299-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка» // Ведомости Законодат. собр. Челяб. обл. 2004. Вып. 8.
С. 446-451.
5Азарова, Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы : монография. М. : Контракт, 2012.
6 Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
7 Ларина, Н. Государство им поможет // Аргументы недели. 2013. № 14 (356).
8 Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека : сайт. URL: www.president-sovet.ru
9Дуленкова, А. Алиментный фонд наполнят за счет повышения пошлины за развод [Электронный ресурс] / А. Дуленкова, П. Чернышов // Известия : сайт. иЯЬ: http://izvestia.rU/news/547553#ixzz2UDPrzwWV
10 Николаева, Ю. Преступления, связанные с нарушением интересов и имущественных прав несовершеннолетних // Право и жизнь. 2010. № 148 (10).
11 Алиментный фонд [Электронный ресурс] // Актуальные комментарии : сайт. иЯЬ: ^1^:/^^^ alcomment.ru/idea/1210
12 В России может появиться алиментный фонд — Известия [Электронный ресурс] // Личные деньги : сайт. URL: http://valorcanecorsos.com/v-rossii-mozhet-poyavitsya-alimentnyj-fond-izvestiya/
13 Иванов, Д. В России может появиться алиментный фонд // Известия. 2011. 8 июля.