которых признается заключение брака в церковной форме, а также страны, где заключение брака не требует соблюдения каких-либо формальностей.
1 См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право: в 3 т. М., 2002. Т. 2. С. 545.
2 Ермолаева Т.А. Правовое регулирование личных и имущественных правоотношений супругов, имеющих различное гражданство. Саратов, 2011. С. 37.
3 См.: Трофимец И.А. Государственная регистрация и конфессиональная форма брака в России и за рубежом // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. № 2. С. 52.
4 См.: Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. С. 117.
5 Собр. законодательства Рос. Федерации.1997. № 47, ст. 5340; 2015. № 1, ч. I, ст. 70.
6 Гражданское и торговое право зарубежных государств: учебник: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. М., 2006. Т. II. С. 525.
7 См.: Ануфриева Л.П. Указ. раб. С. 559.
8 См.: Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) / пер. с фр. В.Н. Захватаева. М., 2012.
9 См.: СУ РСФСР. 1926. № 82.
10 См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 55.
11 См.: Гражданский кодекс Грузии. СПб., 2002.
12 См.: Почагина О.В. Новая редакция закона КНР о браке // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 3. С. 28.
13Хромова Е.Ю. Коллизионное регулирование трансграничных браков в международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 10.
14 См.: Манукян Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов н/Д, 2003. С. 123-124.
15 См.: Ануфриева Л.П. Указ. раб. С. 557-558.
Г.В. Концевой
АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
В статье на основе анализа законодательства, судебной практики и научной литературы дается понятие алиментных обязательств, осложненных иностранным элементом, основания и момент их возникновения, определение применимого права.
Ключевые слова: международные алиментные обязательства, иностранный элемент, соглашение, решение суда, применимое право.
G.V. Konsevoy
ALIMENTARY OBLIGATIONS IN THE INTERNATIONAL PRIVATE LAW
In article on the basis of the analysis of legislation, judicial practice and scientific literature is given to the concept of alimentary obligations, complicated by foreign element, the grounds and the time they occur, determining the applicable law.
Key words: international alimentary obligations, foreign element, agreement, judgment, applicable law.
На основе анализа современного семейного законодательства (СК РФ 1995 г.) представляется возможным дать следующее определение алиментного обязательства: алиментное обязательство представляет собой семейное правоотношение, по которому определенные члены семьи (должники) обязаны в силу соглашения или судебного решения уплачивать алименты (средства на содержание) в пользу
© Концевой Геннадий Владимирович, 2015
Аспирант кафедры международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия)
других лиц (кредиторы), при наличии условий, установленных в законе или соглашении сторон, а кредиторы имеют право требовать от должников исполнения их обязанностей.
Алиментные обязательства по своему содержанию носят имущественный характер. По неразрывной связи с личностью субъектов этих обязательств они относятся к семейным личным правоотношениям. Таким образом, алиментные обязательства являются личными имущественными правоотношениями. Алиментное обязательство в международном частном праве представляет собой семейное алиментное правоотношение, осложненное иностранным элементом, который большей частью относится к субъектному составу обязательства (один из субъектов (плательщик или получатель алиментов) — иностранец). Наличие иностранного элемента обусловливает коллизионную проблему выбора права, применимого к алиментным обязательствам, осложненным иностранным элементом.
В советской научной литературе вопрос о моменте возникновения алиментных обязательств обсуждался в связи с применением договоров РФ о правовой помощи1. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. № 2 «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» вопрос о возникновении правоотношений был увязан с вопросом о признании и исполнении решений иностранных судов. Согласно ч. 2 п. 11 Постановления вступившие в законную силу решения судов (кроме Венгерской Народной Республики и ГДР) признавались и исполнялись на территории СССР, если они вынесены по правоотношениям, возникшим после а вступления в силу договоров.
? Пленум разъяснил, что «при определении момента возникновения право-
3 отношений судам следует иметь в виду, что, например, правоотношение ! между ребенком, в пользу которого взыскиваются алименты, и его родителями I возникает в момент рождения ребенка».
1 Суды должны руководствоваться этими указаниями договоров и не при-
го
| нимать к своему производству дел, решения по которым не подлежат при-
| нудительному исполнению на территории иностранных государств (ч. 2 п. 13
| Постановления).
2 Невозможно согласиться с утверждением Пленума СССР о том, что момент ° возникновения правоотношения между ребенком, в пользу которого взыскива-£ ются алименты, и его родителями возникает в момент рождения ребенка. Отсюда | следует сделать логический вывод, что если ребенок родился ранее вступления
0 договора в силу и его родители разошлись, то мать ребенка не может подать ис-
1 ковое заявление о взыскании алиментов на его содержание с отца ребенка, на-
0
° ходящегося за границей в государстве — участнике международного договора.
го
Вряд ли такое толкование правильно, а решение справедливо.
1 Представляется неверным, по крайней мере, с позиций современного семей-| ного законодательства, толкование Пленумом СССР момента возникновения
правоотношения между ребенком, в пользу которого взыскиваются алименты, и его родителями как момент рождения ребенка. Здесь смешиваются различные понятия. Действительно, с рождением ребенка возникает не только родственная (физиологическая) связь между ребенком и его родителями, но и правовая связь, его социальный и правовой статус как члена семьи своих роди-
176
телей. Правовой статус родителей включает, прежде всего, их правоспособность
и дееспособность в отношении своего ребенка. В содержание правоспособности входит в т.ч., обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ).
Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям в бесконфликтной семье определяются родителями самостоятельно. Таким образом, осуществление правоспособности родителей в этой части происходит по их усмотрению и регулируется, прежде всего, обыкновениями семейной жизни, морально-нравственными нормами, религиозными воззрениями. Никаких алиментных обязательств в этом случае не существует, поскольку обязательство предполагает конкретные стороны, конкретный предмет (объект) обязательства, которые устанавливаются в решении суда о взыскании алиментов на основании указаний закона либо в соглашении об уплате алиментов (гл. 13 СК РФ).
При отсутствии соглашения сторон в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (п. 2 ст. 80 СК РФ). Алиментное обязательство в этом случае возникает как внедоговорное на основании решения суда о взыскании алиментов в силу непосредственных императивных предписаний закона (СК РФ). Судебное решение может служить основанием возникновения, изменения или прекращения семейных прав и обязанностей на основании ст. 8 ГК РФ, применимой к семейным отношениям в силу ст. 4 СК РФ. Содержанием такого алиментного обязательства являются конкретные права и обязанности сторон обязательства, прописанные в судебном решении. Момент возникновения обязательства указан в решении суда и определяется датой подачи в суд искового заявления с о взыскании алиментов (п.2 ст.107 СК РФ: алименты присуждаются с момента и обращения в суд). Этот момент может быть определен в решении суда несколько а иначе (ч. 2 п. 2 ст. 107 СК РФ.), а именно алименты за прошедший период могут о
в
быть взысканы в пределах 3-летнего срока с момента обращения в суд, если судом о установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств а на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица от Р обязанности их уплаты. в
Л)
Такая позиция согласуется с положениями Венской конвенции о праве между- °
народных договоров от 23 мая 1969 г. о действии международных договоров во р
времени. Ч
Таким образом, одним из оснований возникновения алиментного обязатель- о
ства является решение суда о взыскании алиментов. Другим основанием воз- К
никновения алиментного обязательства в силу ст. 99 СК РФ служит соглашение м
(договор) сторон о взыскании алиментов. I
Определение применимого к алиментным обязательствам права регули- ¡§
с
руется национальным законодательством и международными договорами. В 00 Российской Федерации к такому законодательству относятся ст. 161, 163, 164 ^ СК РФ. В российском законодательстве выбор применимого права зависит от 5 субъектного состава алиментного обязательства.
Алиментные обязательства между супругами регулируются правом их совместного места жительства. В зависимости от конкретных обстоятельств закон предусматривает ряд субсидиарных привязок: право последнего совместного места жительства супругов, российское право. Закон разрешает право выбора применимого права супругами в брачном договоре или соглашении об уплате 177
алиментов, но ограничивает этот выбор как условиями, при которых он может быть совершен, так и кругом стран, законодательство которых могут выбрать супруги.
В алиментных обязательствах между родителями и детьми в качестве генеральной коллизионной привязки предусмотрено право страны, в которой родители и дети имеют совместное жительство. Здесь также законодатель оговаривает субсидиарную коллизионную привязку на случай отсутствия совместного места жительства - государство, гражданином которого является ребенок. Закон допускает право истца на выбор применимого права, ограничивая такой выбор законодательством места постоянного местожительства ребенка.
Российское законодательство не акцентирует внимания на алиментных обязательствах усыновителей и усыновленных, разведенных супругов, что дает почву для споров и предложений о регулировании таких обязательств ст. 164 СК РФ, предусматривающей алиментные обязательства других членов семьи. Некоторые ученые полагают, что и алиментные обязательства супругов должны регулироваться этой статьей2.
В международном частном праве совершеннолетние дети, обязанные платить алименты родителям, рассматриваются как другие члены семьи и коллизионное регулирование их алиментных обязательств осуществляется, так же как и с другими членами семьи, ст. 164 СК РФ, которая в качестве генеральной коллизионной привязки к таким обязательствам предусматривает применение закона совместного места жительства. Поскольку субъекты этих обязательств редко проживают вместе, то применяется закон государства, гражданином 015 которого является лицо, претендующее на получение алиментов. Несмотря на ? такой дифференцированный подход, остается много неясных моментов, что (10 порождает споры среди ученых.
ц В отличие от российского права в международных конвенциях закрепляется
I иной подход к выбору применимого права в алиментных обязательствах. Обра-
1 щает на себя внимание тот факт, что в конвенциях имеется общая норма, единоо-
го
| бразно решающая коллизионный вопрос ко всем алиментным обязательствам,
| независимо от субъектов этих обязательств. Вместе с тем предусматривается
| возможность государств делать оговорки относительно таких вопросов, как
2 взыскание алиментов усыновленным детям, бывшим супругам, иным родствен° никам по боковой линии и т.д. Такой подход делает возможным присоединение ж к конвенциям тех стран, в т.ч. России, законодательство которых отличается | от правил конвенций при нежелании этих стран менять свое законодательство. о Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам от ° 2 октября 1973 г.3, исходит из единого коллизионного принципа выбора при-
0
° менимого права к алиментным обязательствам независимо от их субъектного
го
3 состава — применимым является внутреннее право обычного проживания
1 кредитора, получающего алименты (ст.4).
| Вопросы применимого права разрешены также в Протоколе о праве, при-
менимом к алиментным обязательствам от 23 ноября 2007 г., дополняющем Конвенцию 2007 г. о международном взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи 4.
Коллизионное регулирование алиментных обязательств осуществляется посредством права государства обычного места жительства кредитора, за ис-
178
ключением случаев, когда Протоколом предусматривается иное, в частности
применение 1ехёош1с11п кредитора, а если одна из сторон будет возражать против применения этого общего правила, то применяется право государства их последнего совместного места жительства. Протокол предоставляет государствам право сделать заявление, «что для дел, которые возникают перед их органом, слово «гражданство» в ст. 4 и 6 заменено «постоянным местом жительства» как определенном в том государстве (ст. 9). Как отмечают ученые, при присоединении России к Протоколу проблема несоответствия его норм и норм СК РФ может быть снята путем соответствующего заявления5.
Представляется решение вопроса в конвенциях наиболее удачно, т.к. хотя эта коллизионная привязка не всегда указывает на право, с которым алиментное правоотношение наиболее тесно связано, но она учитывает принцип наиболее благоприятного права, согласующегося в данном случае с принципом защиты слабой стороны.
Конвенция 1973 г., а также Протокол 2007 г. устанавливают императивное правило о том, что в применении права, определенного Конвенцией, может быть отказано, только если оно явно не совместимо с публичным порядком.
И еще одно императивное правило установлено в Конвенциях, от которого нельзя отступать. Потребности кредитора и средства должника должны приниматься во внимание при определении суммы алиментов, даже если применимое право предусматривает иное. Эта последняя норма материального содержания сформулирована как особая императивная норма, используемая независимо от содержания применимого права. Она применяется во всех алиментных обязательствах, независимо от их субъектного состава.
Учитывая различное понимание категорий «потребности» и «средства» в разных странах, такое правило толкуется по-разному, что может привести к несправедливым решениям с точки зрения интересов кредитора.
1 См.: ЛунцЛ.А. Международное частное право. Особенная часть. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1975. С. 466-467.
2 См.: Федосеева Г.Ю. Брачно-семейные отношения как объект международного частного права Российской Федерации. М., 2006. С. 235; Ермолаева Т.А. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов, имеющих различное гражданство. Саратов, 2011. С. 168-169.
3 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4 См.: Журнал международного частного права. 2008. № 3.
5 См.: Галенская Л.Н. Взыскание алиментов за границей (о возможности присоединения России к Конвенции 2007 г. «О международном порядке взыскания алиментов на детей и других формах содержания семьи») // Журнал международного частного права. 2009. № 1. С. 3-16.