4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (в ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции».
5. Постановление двадцать первого арбитражного апелляционного суда Севастополя от 12 апреля 2016 года по Делу № А83-2757/2015.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АЛИМЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Найдовская А.С.
Найдовская Алёна Сергеевна - бакалавр юриспруденции, Волгоградский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград
Аннотация: в статье анализируются направления совершенствования алиментного законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: анализ, совершенствование, семейное право, алименты, законодательство.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, в котором гарантируется достойная жизнь для всех граждан. В соответствии с данным положением Конституции государство должно взять на себя заботу о благосостоянии своих граждан, при этом особое внимание, уделяя наименее не защищенным слоям общества, которые не имеют возможности самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Это и несовершеннолетние дети, и инвалиды, и пенсионеры, и иные нетрудоспособные лица. Но, к сожалению, экономика даже в самом развитом в социально-экономическом плане государстве не сможет выдержать бремени обеспечения всего нетрудоспособного населения. Поэтому многие государства установили принцип социальной ответственности, в соответствии с которым, бремя заботы о благосостоянии нетрудоспособных граждан ложится на трудоспособных членов их семей.
Семья признается государством, как одна из главных ценностей общества, поскольку именно наличие брачных отношений запускает механизм социальных гарантий, которые, в свою очередь, направляются на улучшение общего благосостояния семьи. Данное благосостояние сказывается и на вторичных целях всех социальных реформ, таких, как экономический рост, повышение рождаемости, укрепление брака и семьи. Исполнение алиментных обязательств - это социальный механизм, который приходит в действие при распаде семьи.
Одна из самых социально-ориентированных сфер семейно-правового регулирования является алиментная сфера. Статус России, как социально-ориентированного государства зависит от обеспечения прав и интересов граждан, то есть алиментополучателей.
На сегодняшний день ряд положений алиментного законодательства требует совершенствования.
Хотелось бы обратить внимание на необходимость создания действенных механизмов взыскания алиментов, установления реального минимума из которого возможно исчислять сумму алиментов, решения вопросов о воздействии на злостных неплательщиков алиментов с целью надлежащего обеспечения социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей, будущее нашей страны, стариков и инвалидов.
Необходимо проработать общие теоретические положения об алиментах, ввиду того, что некоторые из них трактуются спорно, некоторые же не отражены в современной литературе.
1. Нет определенного места в системе договоров у алиментного соглашения. Алиментное соглашение является специфическим договором, имеющим свои уникальные черты. Необоснованно отсутствует в Семейном кодексе дефиниция алиментного соглашения. Алиментное соглашение закрепляет и конкретизирует права и обязанности, установленные СК РФ, а не порождает их, как в иных гражданско-правовых договорах. Для алиментного соглашения нехарактерен принцип свободы договора, что является важнейшим принципов договорного права, который закреплен в ст. 421 ГК РФ.
2. Субъектный состав алиментного соглашения вызывает споры и остается открытым. Часть авторов (Н.Ф. Звенигородская, О.А. Кабышев, О.Ю. Косова) считают, что участниками алиментного соглашения могут являться только лица, которые императивно определены законом в роли потенциальных плательщиков или же получателей алиментов. Иные авторы (М.В. Антокольская, Л.М. Пчелинцева, Е.А. Чефранова, Л.Н. Завадская) убеждены, что участниками алиментных соглашений могут стать любые лица, которые даже не входят в круг, определенный законом. На первый взгляд, вторая позиция представляется более удобной, но в реальности она способствует размытию таких понятий, как «алиментное соглашение», «договор о содержании». Алиментное соглашение, которое оформляется нотариально, присуща сила исполнительного листа (п. 2 ст. 100 СК РФ), это делает соглашение значительно в большей степени отвечающим интересам получателя алиментов, чем иные договоры аналогичного характера.
3. Субъекты, которым предоставлено право обращаться в суд с алиментными требованиями. В соответствии со ст. 106 СК РФ такую возможность законодатель предусматривает для взыскателя алиментов. Необходимо признать за плательщиком алиментов право на обращение в суд для определения объема его алиментных обязательств. Это право основано на п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, в соответствии с вышеуказанной статьей каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд для защиты своих законных интересов, нарушенных или оспариваемых прав. Семейный кодекс не представляет возможность несовершеннолетнему лицу самостоятельно обращаться в суд с требованием выплат алиментных платежей. Но в соответствии с п. 4 ст. 37 ГПК РФ и ст. 51 Федерального закона от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» несовершеннолетние рассматриваются, как потенциальные участники процессуальных и исполнительных правоотношений. В семейном кодексе необходимо проработать данный вопрос.
Алиментные обязательства членов семьи могут строиться добровольно и принудительно. Законодательство императивно определяет размер алиментов, которые взыскиваются на несовершеннолетних детей. В этой сфере присутствуют спорные вопросы.
1. В соответствии со ст. 81 СК РФ закреплен размер алиментов на несовершеннолетних детей, но не указаны обстоятельства, которые могут влиять на изменение размера долей заработка плательщика алиментов. Необходимо внести примерный открытый перечень обстоятельств, таких, как: инвалидность, несоответствие официального заработка плательщика и его уровню жизни и др.
2. Спорным представляется положение об утрате полностью дееспособными несовершеннолетними детьми права на алименты (п. 2 ст. 120 СК РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»). Лишение эмансипированного несовершеннолетнего алиментных платежей представляется необоснованным,
17
поскольку ранняя трудовая деятельность свидетельствует о материальных трудностях. При вступлении в ранний брак проблема сохраняется. Рассматривая эту проблему с другой стороны, необходимо обратить внимание на точный смысл ст. 87 СК РФ. Только совершеннолетние дети платят алименты родителям. Эмансипированного несовершеннолетнего, даже если он обеспеченный, нельзя обязать платить алименты нуждающимся нетрудоспособным родителям. Это правило сохраняется и в том случае, когда родители не могут получить помощь от иных лиц. К дополнительным расходам привлечь эмансипированных несовершеннолетних также невозможно. В соответствии со ст. 88 СК РФ эта обязанность может быть возложена только на совершеннолетних детей. Необходимо дополнить статьи Семейного кодекса словами «в интересах ребенка суд может обязать родителя содержать ребенка до его совершеннолетия». Дополнить необходимо ст. 87, 88, 120 СК РФ. Должно происходить ситуативное регулирование и более подробно рассматриваться каждая ситуация. Суд мог бы обязать родителей продолжать выплаты при некоторых условиях. Например, если эмансипированный ребенок одновременно учится и работает. Продолжать выплату алиментов ребенку, который вступил в ранний брак, если в семье рождаются близнецы.
3. Необходимо рассмотреть вопрос об алиментных правах родителей, которые установили отцовство в отношении совершеннолетних детей. В соответствии с законодательством (п. 1 ст. 87 СК РФ), совершеннолетние будут обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей. Вопрос необходимо решать, опираясь на мотивы установления отцовства. Если отцовство устанавливается специально, для получения выгоды, необходимо отрицательное решение. Если же установить отцовство ранее не было возможности, отец мог не знать о ребенке, мать могла скрывать факт его рождения, или же отец стремился к установлению связи с ребенком, но мать всячески препятствовала, то вопрос необходимо решать положительно.
Законодательные нормы об алиментных отношениях супругов и бывших супругов нуждаются в проработке и корректировании. Алиментные отношения в данном случае не являются безусловными, они отличаются от алиментных отношений между родителями и детьми. Право на алименты может возникнуть только при нетрудоспособности, нуждаемости, и иных событиях в жизни потенциального получателя. Судебная практика показывает, что к алиментам супругов и бывших супругов суды относятся формально и во многих случаях назначаются минимальные суммы алиментов.
1. Необходимо проработать ст. 90 и 91 СК РФ, добавив положение о минимальном размере выплат супругу или бывшему супругу, привязав его к прожиточному минимуму.
2. Во многих статьях Семейного кодекса отражен принцип равенства супругов, но из данного принципа находится много исключений. [8, с. 28-31]. Исправить формулировку п. 2 ст. 89 и п. 1 ст. 90 СК РФ. Данные статьи предусматривают только право жены и бывшей жены на алименты в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Право на получение алиментов в данном случае не зависит от трудоспособности или нуждаемости женщины. Право обусловлено особым состоянием женщины в данный период. В период раннего становления ребенка предпочтительнее родительский уход, чем помещение ребенка в детское учреждение или воспитание его няней. Государством должно поощряться оставление работы для осуществления подобного ухода за ребенком. Мать, вынашивающая и ухаживающая за ребенком, имеет право на получение алиментов от отца ребенка. Но это положение существенно нарушает права отцов, которые остаются в этот период с ребенком, и воспитывают и содержат ребенка в первые три года его жизни. В соответствии с Конституцией Российской Федерации оба родителя должны нести бремя по содержанию ребенка в равной степени. Семейный кодекс придерживается такой же
18
позиции по данному вопросу, обязанность содержать несовершеннолетних детей возложена в равной степени и на мать, и на отца. [2, с. 125-131]. Законодатель подразумевает правовое равенство супругов. Н.В. Соловьева утверждает, что в той ситуации, в которой дети проживают в специальных учреждениях для детей, которые остались без попечения родителей, обязанность платить алименты законодатель возлагает на отца и мать. [6, с. 10-12].
3. В Российской Федерации отсутствует практика «реабилитирующих алиментов». Они позволяют супругу (в большинстве случаев это женщина), после развода проходить социальную реабилитацию. Семейный кодекс не предусматривает возникновение права на подобные алименты в случае, когда женщина посвящает себя семье, воспитанию детей, в ущерб своей карьере. Необходимо обратить внимание на опыт иностранных государств в этом вопросе. Исключение содержится в ст. 90, женщина может рассчитывать на материальную поддержку, если ситуация подходит к списку данной статьи. [5, с. 11-14].
4. В последнее время уделяют большое внимание вопросам семейных отношений с иностранным элементом. Остро стоит вопрос об алиментных отношениях, о проблемах взыскания алиментов за границей. Существует ряд международных универсальных договоров, регулирующих алиментные обязательства, их признание и исполнение.
■ Нью-Йоркская конвенция ООН от 20 июня 1956 г. о взыскании алиментов за границей (вступила в силу 25 мая 1957 г., открыта для подписания с 20 июня 1956 г.);
■ Гаагская конвенция от 24 октября 1956 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (принята на Восьмой сессии Гаагской конференции, вступила в силу 1 января 1962 г.);
■ Гаагская конвенция от 15 апреля 1958 г. о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей (вступила в силу 1 января 1962 г.);
■ Гаагская конвенция от 2 октября 1973 г. о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах (одобрена на Двенадцатой сессии Гаагской конференции, вступила в силу 1 октября 1977 г.);
■ Гаагская конвенция от 2 октября 1973 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам (одобрена на Двенадцатой сессии Гаагской конференции (1972 г.), вступила в силу 1 октября 1977 г.). [1, с. 56-65].
Россия не участвует в вышеуказанных международных договорах. В этой области урегулированы отношения между Россией и странами - участницами СНГ, которые являются участницами Модельного закона СНГ - Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция). [4]. В соответствии с данной Конвенцией решения судов государств-участниц, признаются в государствах, которые подписали договор и рассматриваются в целях принудительного исполнения. Положения данной Конвенции были отражены в новой Конвенции, которая имеет такое же название, но подписана в Кишиневе 7 октября 2002 г. [3].
Практика показывает, что наличие международных договоров не может гарантировать положительный итог дел по взысканию алиментов с граждан, являющихся должниками и проживающих на территории других государств. В настоящее время действуют международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Грецией, Литвой, Китаем, Монголией, Албанией, Югославией, Албанией и другими государствами.
Алиментные отношения других членов семьи. Это братья и сестры, бабушки, дедушки и внуки, отчимы, пасынки, падчерицы и мачехи, фактические воспитатели и воспитанники. При недостаточности взыскания или его полной невозможности, взыскатель может получать алименты от второй очереди обязанных лиц.
1. Семейный кодекс возложил обязанность по выплате алиментов на лиц второй очереди, являющихся трудоспособными, исключение представляют бабушки и дедушки. Однако представляется нелогичным исключение нетрудоспособных лиц. Нетрудоспособные лица могут иметь имущество, которое приносит им доход, могут иметь значительные средства, на эти доходы можно было бы обратить взыскание. В интересах алиментополучателя судам необходимо предоставить право обращать взыскание и на доходы нетрудоспособных родственников.
Проблема взыскания алиментов. В Семейном кодексе предусматривается возможность добровольной выплаты алиментов и принудительного порядка взыскания. Это соглашение и судебный приказ или решение суда. На практике, при взыскании алиментов, возникает множество проблем.
1. В соответствии со ст. 102 СК РФ у суда есть право признавать алиментные соглашения недействительными, при условии, что соглашение существенно нарушает интересы получателя. В соответствии со ст. 1 СК РФ закон исходит из принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных членов семьи.
2. Механизм взыскания алиментов закреплен в Законе «Об исполнительном производстве». Он предусматривает меры влияния на должника, но на практике они не работают и часто неохотно применяются судебными приставами. Часто должники скрывают свой реальный заработок, не имеют постоянного места работы, записывают имущество на близких лиц, и т.д. Положительный эффект может иметь создание единой информационной базы неплательщиков в сети интернет с открытым доступом для всех лиц. Также необходимо создать Государственный алиментный фонд, который будет заниматься поддержкой детей, родители которых уклоняются от выплаты алиментов, поддержкой родителей, дети которых уклоняются от выплаты алиментов. В дальнейшем проработать порядок регресса, для взыскания потраченных сумм с неплательщиков.
3. Активное использование блокировок банковских карт должников, особенно тех, которые часто выезжают за границу, будет способствовать погашению долга за неуплату алиментов.
4. Внедрять и расширять практику поиска должников через всемирную компьютерную сеть
5. Можно ввести практику списания денежных средств с мобильных телефонов должников, поскольку сейчас стало возможным хранить денежные средства на мобильном телефоне. [7, с. 37-48].
Отсутствие в нашей стране механизма взыскания алиментов с должников, находящихся за границей, позволяет говорить о том, что необходимы присоединение России к многосторонним договорам, действующим в данной сфере, заключение двусторонних договоров с государствами, с которыми отсутствуют соответствующие соглашения, а также разработка правовых рычагов, с помощью которых будет реальной возможность исполнения судебных решений о взыскании алиментов на территории иностранных государств.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости совершенствовании норм об алиментных отношениях членов семьи, что сделало бы их более совершенными и отвечающими потребностям гражданского оборота в современном обществе.
Список литературы
1. Долинская В.В., Долинская Л.М. Проблемы взыскания алиментов с должников,
находящихся за пределами России // Законы России: опыт, анализ, практика, 2013.
№ 11. С. 56-65.
2. Ибрагимова Н.Ш. Особенности правового регулирования института алиментных обязательств в семейном праве Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал, 2013. № 2. С. 125-131.
3. Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1161/ (дата обращения: 15.05.2017).
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1064/ (дата обращения: 15.05.2017).
5. Макеева О.А. Актуальные направления реформирования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право, 2012. № 2. С. 11 -14.
6. Соловьева Н.В. Правовое регулирование алиментных обязательств в РФ // Исполнительное право, 2010. № 2. С. 10-12.
7. Хверость Т.Ю. Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов с должников, находящихся на территории иностранных государств // Практика исполнительного производства, 2012. № 6. С. 37-48.
8. Шершень Т.В. Принцип равенства прав супругов: генезис и некоторые проблемы его реализации в современном семейном праве России // Российская юстиция, 2010. № 7. С. 28-31.