Научная статья на тему 'Роль международных договоров в реализации права ребёнка на получение содержания'

Роль международных договоров в реализации права ребёнка на получение содержания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1745
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛИМЕНТЫ / ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ / ПРАВО РЕБЁНКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ALIMONY / MAINTENANCE / INTERNATIONAL RECOVERY OF CHILD SUPPORT / A RIGHT TO A STANDARD OF LIVING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темникова Наталья Александровна

Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития, обеспечивается закреплением обязанности родителей по его содержанию. Учитывая возросшее количество браков, заключаемых с иностранными гражданами и лицами без гражданства, особую актуальность приобрели проблемы взыскания алиментов при проживании супругов в разных государствах. Несмотря на несомненную необходимость международного сотрудничества в данной сфере, Россия не присоединена ни к одной конвенции, регулирующей порядок взыскания алиментов при проживании плательщика в другом государстве. Рассматриваются основные Конвенции и порядок взыскания алиментов в трансграничных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF THE INTERNATIONAL CONVENTIONS IN THE RECOVERY OF CHILD SUPPORT

Every child has a right to a standard of living adequate for the child's physical, mental, spiritual, moral and social development. This right is ensured parent's responsibility to secure, within their abilities and financial capacities the maintenance of the child. Taking into account the increasing of the marriages when spouses are the citizens of the different states international recovery of child support is the live issue. Despite the necessity of the international cooperation in this matter Russia do not take part in the conventions concerning the recovery of maintenance for the child from the parent(s) or other responsible persons. In this article analyses the main regulations of these international conventions.

Текст научной работы на тему «Роль международных договоров в реализации права ребёнка на получение содержания»

УДК 347.6

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЁНКА

НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

SIGNIFICANCE OF THE INTERNATIONAL CONVENTIONS IN THE RECOVERY OF CHILD SUPPORT

Н. А. ТЕМНИКОВА (N. A. TEMNIKOVA)

Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития, обеспечивается закреплением обязанности родителей по его содержанию. Учитывая возросшее количество браков, заключаемых с иностранными гражданами и лицами без гражданства, особую актуальность приобрели проблемы взыскания алиментов при проживании супругов в разных государствах. Несмотря на несомненную необходимость международного сотрудничества в данной сфере, Россия не присоединена ни к одной конвенции, регулирующей порядок взыскания алиментов при проживании плательщика в другом государстве. Рассматриваются основные Конвенции и порядок взыскания алиментов в трансграничных отношениях.

Ключевые слова: алименты, взыскание алиментов, право ребёнка на получение содержания.

Every child has a right to a standard of living adequate for the child's physical, mental, spiritual, moral and social development. This right is ensured parent's responsibility to secure, within their abilities and financial capacities the maintenance of the child. Taking into account the increasing of the marriages when spouses are the citizens of the different states international recovery of child support is the live issue. Despite the necessity of the international cooperation in this matter Russia do not take part in the conventions concerning the recovery of maintenance for the child from the parent(s) or other responsible persons. In this article analyses the main regulations of these international conventions.

Key words: alimony, maintenance, international recovery of child support, a right to a standard of living.

Ребёнок занимает особое положение в правовом обществе, что обусловлено его зависимостью от родителей, неполной дееспособностью и другими причинами. Забота о потомстве является важнейшей составляющей жизни человека, каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27 Конвенции о правах ребёнка [1]). Родитель^) или другие лица, воспитывающие ребёнка, должны обеспечить условия жизни, необходимые для его развития, в пределах своих способностей и финансовых возможностей.

Реализация этого права ребёнка в Российской Федерации обеспечена установлением обязанности родителей по содержанию ребёнка и возможностью взыскания алиментов с родителей (усыновителей). Уплачива-

ются алименты до достижения 18-летнего возраста либо до приобретения ребёнком полной дееспособности (в связи с заключением брака, эмансипацией). После достижения совершеннолетия, приобретения полной дееспособности лицо утрачивает правовой статус ребёнка (ст. 1 Конвенции, п. 1 ст. 54 СК РФ) и, соответственно, право на содержание.

Последнее время в связи с возросшим количеством браков, заключаемых с иностранными гражданами и лицами без гражданства, особую актуальность приобрели проблемы взыскания алиментов при проживании супругов в разных государствах.

Трансграничные алиментные отношения регулируются, во-первых, нормами Международных Конвенций и договоров о правовой помощи, во-вторых, коллизионными нормами национального законодательства.

© Темникова Н. А., 2012

Среди важнейших международных нормативных актов, регулирующих трансграничные алиментные отношения: Нью-Йоркская конвенция о взыскании за границей алиментов 1956 г., Гаагская конвенция о признании и исполнении судебных решений по делам об алиментах в пользу детей 1958 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г., Гаагская конвенция о взыскании алиментов на детей и других форм поддержки семьи, 2007 г., в которых Российская Федерация не участвует. Основные положения этих Конвенций, предлагающих единый подход к правовому регулированию алиментных отношений, отношений по взысканию алиментов, будут рассмотрены ниже.

Двусторонние международные договоры о правовой помощи по семейным делам заключены с рядом стран (например, с Болгарией, Польшей, Монголией, Чехией и др.).

Коллизионной нормой ст. 163 СК РФ за основу взят принцип совместного места жительства сторон (права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства).

При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребёнок как лицо, имеющее право на алименты.

По требованию истца также может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребёнок.

Как отмечено Г. Ю. Федосеевой, коллизионное регулирование алиментных отношений не предусматривает применение права места жительства истца, имеющего различное с ответчиком место жительства. В связи с необходимостью более гибкого правового регулирования алиментных отношений Г. Ю. Федосеевой предложено предусмотреть в российском законе модель коллизионного регулирования, имеющуюся в украинском законодательстве. В соответствии со ст. 66 Закона о международном частном праве Украины 2005 г., права и обязанности родителей и детей определяются личным законом ре-

бёнка или правом, которое имеет тесную связь с соответствующими отношениями, если оно является более благоприятным для ребёнка (принцип наиболее благоприятного права) [2].

Конвенция о взыскании алиментов за границей от 20 июня 1956 г., Нью-Йорк (ст. 1) предусматривает создание странами, присоединившимися к Конвенции, передающих и получающих агентств. В соответствии с п. 3 ст. 9 Конвенции передающее и получающее агентства не должны требовать никаких пошлин за предоставляемые услуги.

Истец подаёт в своём государстве заявление в передающее агентство (ст. 3 Конвенции). К заявлению прикладываются документы, подтверждающие право на взыскание алиментов. В случае необходимости выдаётся доверенность, уполномочивающая Получающее агентство действовать от имени истца или назначить какое-то другое лицо действовать таким образом. Требования к заявлению должны быть предусмотрены внутренним законодательством, п. 4 ст. 3 Конвенции также содержит необходимые сведения, которые должны быть в нём указаны. К заявлению должна быть приложена фотография истца и при необходимости фотография ответчика.

На следующем этапе, убедившись, что имеются основания для взыскания алиментов, передающее агентство передаёт документы получающему агентству государства ответчика (ст. 4). Одновременно с заявлением передаются судебные акты и при необходимости протоколы судебных заседаний. Передающее агентство может высказать получающему агентству своё мнение в отношении существа дела, а также рекомендовать предоставление истцу бесплатной правовой помощи и освобождение от уплаты расходов (п. 3 ст. 4 Конвенции).

На третьем этапе предполагается принятие получающим агентством, в соответствии с предоставленными полномочиями мер, необходимых для получения алиментов (заключение мирового соглашения, предъявление иска, ведение процесса по иску об алиментах, исполнение судебного акта по уплате алиментов).

Конвенцией предусмотрена возможность направления поручений по представ-

лению дополнительных доказательств, срок исполнения - 4 месяца (пп. «С» ст. 7 Конвенции). Рассмотрение дела должно производиться с соблюдением принципа равноправия сторон, вне зависимости от того, гражданами какого государства они являются, включая предоставление равных льгот по уплате судебных расходов.

В то же время анализ положений Конвенции приводит к выводу о необходимости внутригосударственного регулирования порядка деятельности агентств. В Российской Федерации таковым могли бы стать Служба судебных приставов либо Министерство юстиции. К сожалению, в Конвенции не решены вопросы сроков исполнения, а также последствия наличия постановления суда, вступившего в законную силу, поскольку в международном документе во всех случаях предполагается рассмотрение дела в суде.

Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., Гаага.

В отличие от Конвенции 1956 г., коллизионные положения Конвенции 1973 г. применимы как к алиментным обязательствам по отношению к детям, так и к алиментным обязательствам по отношению к совершеннолетним членам семьи.

В силу ст. 3 право, определяемое Конвенцией, применяется независимо от любых требований взаимности и от того, является ли оно правом государства-участника.

Конвенцией предусмотрены несколько коллизионных привязок, в соответствии с которыми решаются вопросы круга алиментообязанных лиц, лиц, имеющих право на иск, размера взыскиваемых алиментов, наличия срока исковой давности, возмещения выплаченных государственным органом пособия.

1) В соответствии со ст. 4 Конвенции, алиментные отношения регулируются внутренним правом обычного проживания кредитора, при изменении места жительства применяется внутреннее право нового места жительства с момента, когда произошло изменение.

2) При невозможности получить алименты по вышеприведённому правилу возможно применение права общего гражданства должника и кредитора.

3) При невозможности получения алиментов в соответствии с вышеуказанными

правилами применяется внутреннее право запрашиваемого органа.

4) Алиментные обязательства между разведенными супругами и пересмотр решений, относящихся к этим обязательствам, регулируются правом государства, в котором произведено расторжение брака (также признание брака недействительным и его аннулирование) (ст. 8).

Должник имеет право оспаривать требование кредитора, связанного с ним боковым родством или свойством при отсутствии такого обязательства по праву общего гражданства или общего гражданства по внутреннему праву обычного проживания должника.

В соответствии со ст. 11 отказ в применении права возможен, если оно явно несовместимо с публичным порядком. Однако потребности кредитора и средства должника должны приниматься во внимание при определении суммы алиментов.

Конвенция предполагает возможность её подписания с оговорками (применение только к алиментным обязательствам между супругами и бывшими супругами; в отношении лица, не достигшего двадцати одного года и не состоящего в браке, либо неприменение к лицам, связанным родством по боковой линии или свойством, и к лицам, брак между которыми был признан недействительным).

Возможна оговорка и о том, что, если кредитор и должник являются оба гражданами одного государства и если должник имеет в нём обычное место жительства, применяется внутреннее право.

Для государств-участников Конвенция 1973 г. заменяет Конвенцию о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей 1956 г., если государство не сделало оговорку об исключении её применения к алиментным обязательствам в отношении лица, не достигшего двадцати одного года и не состоящего в браке.

Гаагская конвенция о взыскании алиментов на детей и других форм поддержки семьи, 2007 г. (Convention on the International Recovery of Child Support and Other Forms of Family Maintenance [3]) в настоящее время подписана пятью государствами (включая ЕС, США, Украину).

Принятие Конвенции обусловлено необходимостью наличия процедур, обеспечивающих быстрое, эффективное, экономичное взыскание алиментов в случаях проживания получателя и плательщика алиментов в разных государствах.

Конвенция применяется к алиментным обязательствам родителей по отношению к детям, не достигшим 21-го года. Кроме алиментных обязательств родителей по отношению к детям, Конвенция также применяется к алиментным обязательствам супругов, а также при наличии соответствующей оговорки договаривающегося государства и наличия соглашения и в иных случаях, когда возможно взыскание алиментов.

Государство-участник Конвенции вправе сделать оговорку о взыскании алиментов только на детей, не достигших 18-ти лет.

Вторая глава Конвенции рассматривает вопросы сотрудничества государственных органов договаривающихся государств,

уполномоченных содействовать взысканию алиментов. В соответствии со ст. 6 Конвенции уполномоченный орган передаёт и принимает заявления о взыскании алиментов, оказывает содействие процедуре взыскания либо инициализирует эту процедуру, обеспечивает возможность получения бесплатной юридической помощи (при взыскании алиментов на содержание детей, не достигших возраста 21 года), оказывает содействие в обнаружении должника или кредитора, оказывает помощь в получении информации о доходах, финансовом положении должника или кредитора, включая размещение активов. Уполномоченный орган содействует проведению примирительных процедур (напр., медиация), помогает получить необходимые документы и выполняет иные необходимые функции.

В соответствии со ст. 10 в уполномоченный орган могут быть поданы следующие заявления: признание или признание и исполнение решения, исполнение решения, вынесенного или признанного в запрашиваемом государстве, вынесение решения в случае его отсутствия, при необходимости установление происхождения, изменение решения по требованию запрашивающего государства. Должник также может подавать заявления о признании постановления о приос-

тановлении, отсрочке, ограничении исполнения решения, ранее принятого запрашивающим государством. Должник имеет право требовать изменения решения, принятого как запрашивающим государством, так и государством заявителя.

Статья 11 Конвенции содержит требования к заявлению, в котором указываются предмет, сведения о лице, подающем заявление, о плательщике, имя и дата рождения получателя содержания, основания заявления, информация кредитора о том, куда должны быть переведены денежные средства, наименование (имя) лица из запрашивающего государства, ответственного за обработку заявления. К заявлению также должны быть приложены документы, подтверждающие финансовое состояние кредитора, должника, иная информация, которая может потребоваться для обнаружения ответчика. Если заявитель имеет право на получение бесплатной юридической помощи, подтверждающие документы также должны быть приложены к заявлению. Заявление сопровождается формой, выполненной в соответствии с приложением к конвенции.

Уполномоченный орган запрашивающего государства должен оказать содействие заявителю в оформлении заявления, должны быть приложены необходимые документы. Запрашиваемое государство в течение шести недели с даты поступления заявления должно подтвердить его принятие по форме приложения к конвенции № 2 и может запросить необходимые документы и информацию. В то же время в запрашивающий орган сообщаются сведения о лице, ответственном за ответы на запросы, касающиеся хода рассмотрения заявления. В течение трёх месяцев после подтверждения запрашивающий орган извещается о статусе заявления. Пп. 9 предусматривает запрет отказа в принятии заявления исключительно по необходимости представления дополнительных документов и информации, но запрашивающий орган может требовать их предоставления, если документы или информация не будут представлены в течение трёх месяцев, возможно принятие решения о прекращении работы над заявлением.

В соответствии со ст. 18 при вынесении решения государством, в котором постоянно

проживает кредитор, должник не может в своём государстве подавать заявление об изменении решения, вынесении нового решения, пока кредитор продолжает проживать в государстве, вынесшем соответствующее решение. Иное может быть установлено соглашением (за исключением алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних), либо кредитор подчиняется юрисдикции другого государства, когда компетентный орган государства не может или отказывается от рассмотрения дела об изменении решения или вынесении нового решения, или если принятое решение не может быть признано либо объявлено неисполнимым, когда предполагается вынесение нового решения или изменение решения.

Пятая глава Конвенции посвящена процедуре признания и исполнения решений судебных, административных органов или алиментных соглашений. Такое решение может содержать положения об индексации, процентах, определению затрат и т. д. (ст. 19). При невозможности признания решения полностью ст. 21 Конвенции допускает признание части решения или исполнения любой его части.

В соответствии со ст. 22 в признании и исполнении решения может быть отказано, если оно противоречит публичному порядку, решение было получено путём обмана до рассмотрения дела государством кредитора между теми же сторонами, по тому же предмету было возбуждено дело в государстве должника, если уже вынесено решение по данному делу в государстве должника или в ином государстве.

Жалобы и возражения по поводу решения могут быть поданы в течение 30 дней со дня получения извещения о признании или об отказе в признании решения об уплате алиментов. Если закон позволяет обжалование за пределами этого срока, такое обжалование не может повлиять на исполнение решения, кроме исключительных обстоятельств (п. 10 ст. 23 Конвенции). Присутствие заявителя и ребёнка при рассмотрении дела не требуется (ст. 29).

Исполнение решений производится в соответствии с внутренним правом государства должника. Период исполнения определяется либо по праву государства взыскате-

ля, либо по праву государства плательщика в зависимости от того, которое из них предусматривает более длительный период уплаты алиментов.

Принимаемые в соответствии с внутренним правом меры по исполнению решения могут включать: удержание из заработной платы, наложение ареста на счета в банке и иное имущество, вычеты из социальных выплат, удержание или принудительная продажа имущества, удержание из сумм возврата налога, отчёт кредитного бюро, приостановление, отзыв различных разрешений (включая право на вождение), использование примирительных процедур (ст. 34).

Конвенция не исключает возможности прибегнуть к процедурам, предусмотренным внутренним правом государства, допускающим непосредственное обращение к компетентному органу государства по вопросам, урегулированным конвенцией для утверждения или изменения решения (ст. 37).

Причины, по которым Россия не присоединена к вышеуказанным конвенциям, на наш взгляд, следующие: во-первых, необходимость дополнительных затрат, связанных с исполнением решений иностранных судов, обеспечением безвозмездной юридической помощи. Во-вторых, несоответствие российского законодательного определения понятия «несовершеннолетний» (лицо, не достигшее возраста 18 лет) и подхода Конвенции (лицо, не достигшее 21 года).

В литературе неоднократно отмечалось, что закрепление 18-летнего возраста как основания прекращения алиментных обязательств не соответствует существующим реалиям [4]. В настоящее время 18-летний совершеннолетний редко может самостоятельно обеспечивать себя. Наукоёмкие технологии требуют от работников специальных познаний и образования. Возможность получения бесплатного высшего и среднего профессионального образования уже не является общедоступной. В случае отсутствия желания оказывать помощь со стороны отдельно проживающего родителя, всё бремя материального содержания совершеннолетнего студента, расходы на его обучение лежат на родителе, с которым он проживает. Очевидной является необходимость допустить взыскание алиментов на содержание ребёнка, обу-

чающегося по очной форме обучения в учебном заведении высшего и среднего профессионального образования на период обучения, но не позднее, чем до 23 лет либо, как предусмотрено Конвенцией, до 21 года.

Необходимость получения содержания может возникнуть и у несовершеннолетнего дееспособного, приобретшего дееспособность в результате вступления в брак, эмансипации. Вступление несовершеннолетних лиц в брак обусловлено, как правило, беременностью несовершеннолетней женщины. В случае развода в соответствии со ст. 21 ГК РФ несовершеннолетний остаётся полностью дееспособным. Возможны различные ситуации: конфликт с родителями и отказ последних оказывать материальную поддержку, невозможность взыскания алиментов с несовершеннолетнего отца ребёнка и т. п. Следует учитывать и психологические особенности подросткового возраста: конфликтность,

стремление к отрицанию и т. д. В ряде ситуаций наличие возможности взыскать с родителей алименты позволило бы осуществлять воспитание ребёнка родителем и, возможно, несколько уменьшило количество детей, оставляемых несовершеннолетними матерями в медицинских организациях.

На наш взгляд, целесообразно дополнить ст. 120 СК РФ пунктом о возможности в исключительных случаях вынесения решения суда о выплате алиментов и по достижении ребёнком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Соответствующие изменения следует также внести в ст. 86 СК РФ, дополнив п. 1 абзацем о возможности в иных исключительных случаях взыскать дополнительные расходы на детей (беременность и т. д.).

С другой стороны, необходимость участия в международных конвенциях очевидна:

процессы глобализации увеличивают количество трансграничных браков, что означает необходимость урегулирования вопросов общения с ребёнком, уплаты алиментов в случае развода. Следует отметить определённые сдвиги в вопросах международноправового регулирования семейных отношений. Так, 31 мая 2011 г. был принят ФЗ № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», в соответствии с которым Россия присоединилась к Конвенции 1980 г., с оговоркой о том, что Российская Федерация не считает себя связанной обязательством нести расходы на оплату услуг адвокатов или советников либо судебных издержек, кроме тех, которые могут быть возмещены её системой юридической помощи и консультирования. Думается, участие России и в Конвенциях, регулирующих взыскание алиментов, также находится в пределах обозримого будущего.

1. Сборник международных договоров СССР. -1993. - Вып. ХЬУ1.

2. Федосеева Г. Ю. Брачно-семейные отношения как объект международного частного права Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007. - С. 44.

3. иКЬ: http://www.hcch.net/index_en.php?act=

сопуепйош.1ех1&^= 131.

4. См., напр.: Капитова О. В. Правовая природа механизма алиментирования в семейном праве Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 14 ; Косова О. Ю. Семейно-правовое регулирование отношений по предоставлению содержания членам семьи : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук ; Муратова С. А., Костюченко Е. Ю. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей по законодательству Российской Федерации и Германии (сравнительно-правовой анализ) // Труды института государства и права РАН. - 2008. - № 2 (Семья и дети). - С. 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.