Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 167-173. Jurist-Pravoved. 2023. № 2(105). P. 167-173.
Научная статья УДК 343.985.7
АЛГОРИТМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Серебрянников Станислав Вадимович
Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия, Ростов-на-Дону, Российская Федерация stas .serb@gmail.com
Введение: проблематика причин и факторов возникновения, формирования и развития противоправного поведения несовершеннолетних, а также трудности, возникающие при расследовании и раскрытии совершенных ими преступлений органами, осуществляющими оперативно-розыскные и следственные мероприятия, является актуальной вне зависимости от времени и обстоятельств, как в теоретической, так и в первую очередь практической плоскости. В рамках изучения психологических особенностей несовершеннолетних, особенностей воздействия внутренних психических процессов и внешних факторов на поведение несовершеннолетних и взаимодействия их с социальной средой и правоохранительными органами становится возможным построение универсальных тактических подходов к расследованию и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Материалы и методы: в рамках исследования были использованы материалы статистического учета преступности несовершеннолетних, данные комиссий по делам несовершеннолетних о зарегистрированных фактах их противоправного поведения, выписки из процессуальных документов. В процессе написания статьи применялся метод оперативно-розыскной психологии.
Результаты исследования: выявлены закономерности воздействия внешних факторов и внутренних причин на противоправное поведение несовершеннолетних, определены общие требования к должностным лицам, осуществляющим следственные действия при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Подготовлена эмпирическая основа для разработки новых подходов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Выводы и заключения: любые следственные или оперативно-розыскные мероприятия в отношении несовершеннолетних преступников критически нуждаются в особом подходе, который учитывает всю совокупность особенностей и уникальных характеристик несовершеннолетнего. Причиной этого служит отличие строения психики и протекания психических процессов у взрослых и несовершеннолетних. Поведение несовершеннолетнего внешне сходное с поведением совершеннолетнего создает дополнительные сложности в достижении целей следственных и оперативных мероприятий, если ответственное лицо не понимает и не готово рассматривать поведение несовершеннолетнего во всей совокупности сопутствующих ему обстоятельств. Прогнозирование паттернов поведения также в большинстве случаев будет ошибочным, если предпринимаются попытки анализа внутренних психических процессов детей и подростков по тем же сценариям и с теми же методами, что и взрослых.
Ключевые слова: алгоритмы, несовершеннолетние, причины и факторы преступного поведения, психология, психологические реакции, раскрытие и расследование преступлений, оперативно-розыскная деятельность, преступления, девиантное поведение.
Для цитирования: Серебрянников С. В. Алгоритмы оперативно-розыскной деятельности раскрытия преступлений и способствующие факторы несовершеннолетних / С. В. Серебрянников // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 167-173.
Original paper
OPERATIONAL ALGORITHMS FOR DETECTING CRIMES AND CONTRIBUTING FACTORS OF MINORS
Serebriannikov Stanislav Vadimovich
Rostov Branch of the Russian State University of Justice, Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction: the problems of causes and factors of emergence, formation and development of unlawful behaviour of minors, as well as the difficulties encountered during the investigation and disclosure of crimes committed by them by bodies engaged in operational-search and investigative activities, are relevant regardless of time and circumstances, both in theoretical and primarily in practical terms. In the study of psychological characteristics of minors, peculiarities of the impact of internal mental processes and external factors on the behavior of minors and their interaction with the social environment and law enforcement agencies becomes possible to construct a universal tactical approaches to the investigation and disclosure of crimes committed by minors.
Materials and methods: the materials of statistical records of juvenile delinquency, data from commissions for minors on the registered facts of their unlawful behavior, extracts from procedural documents were used in the study. In the process of writing the method of operational psychology was applied.
Results of the research: identified patterns of external factors and internal causes of unlawful behavior of minors, identified general requirements for officials conducting investigative actions in the investigation of crimes committed by minors. An empirical basis for development of new approaches to work with juvenile offenders was prepared.
Conclusions: any investigative or detective work with respect to juvenile offenders critically requires a special approach that takes into account the totality of features and unique characteristics of the juvenile. The reason for this is the difference in the structure of the psyche and the course of mental processes in adults and juveniles. The behaviour of a juvenile that appears to be similar to that of an adult creates additional difficulties in achieving the objectives of investigative and operational measures if the person in charge does not understand and is not prepared to consider the behaviour of the juvenile in the totality of the circumstances that accompany it. Prediction of behavioural patterns will also be erroneous in most cases if attempts are made to analyse internal mental processes of children and juveniles according to the same scenarios and with the same methods as adults.
Keywords: algorithms, juveniles, causes and factors of criminal behaviour, psychology, psychological reactions, crime detection and investigation, operative-investigative activity, crimes, deviant behaviour.
For citation: Serebriannikov S. V. Algoritmy operativno-rozysknoj deyatel'nosti raskrytiya prestuplenij i sposobstvuyushchie faktory nesovershennoletnih [Operational algorithms for detecting crimes and contributing factors of minors]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 167-173.
Причины и факторы преступности несовершеннолетних имеют определенные особенности. В первую очередь одной из важнейших причин является как правило следующие из статистического анализа социально-экономические условия, морально-нравственная среда, политическая ситуация в стране, традиции и устои общества, а также события, произошедшие в зависимости от возраста (разумеется, не только от него, но в данном случае остановимся именно на этом).
Например, в нестабильные ситуации с ценообразованием, неуверенность в перспективах стабильного трудоустройства, провалы в отдельных социальных сферах обстоятельства и последствия могут быть очевидны как для взрослого человека, так и для несовершеннолетнего, и соответственно могут подтолкнуть их к противоправным действиям. В то же время несовершеннолетний может вовсе не заметить или не осознать факт изменений, происходящих в обществе, если ему об этом не донесут. Напротив же, временные трудности, финансовая нестабильность и прочие подобные моменты взрослым человеком могут быть восприняты критически, в то время как несовершеннолетний, почувствовав текущую нехватку средств на свои нужды, далеко не всегда сможет сделать правильные выводы и принять взвешенное решение, а скорее предпочтет оценить ситуацию «здесь и сейчас» в отрыве от иных факторов и условий. Также точно духовная сфера оказывает различную степень влияния на лиц разных возрастов. Пропаганда нелегальных веществ, потребительского отношения к окружающим лицам, цинизма и антиобщественного поведения очень часто встречается в современной поп-культуре и особенно в музыке. Конечно, определенные «неправильные» посылы имели место в культуре общения всегда. Вопрос в том, как реагирует на них целевая аудитория. Взрослый человек с уже сложившимися представлениями о себе и мире вполне может получать удовольствие от продуктов культуры общения независимо от заложенного смысла. Он просто будет подходить к нему критически. В то же время дети и подростки склонны зацикливаться на понравившихся им вещах и гипертрофировать то, что они воспринимают как образец поведения. Развитие средств коммуникации и свободного доступа к информации способствуют несовершеннолетним больше, чем когда-либо оказываться вовлеченными в политические и околополитические дискуссии, что при недостаточности опыта и знаний провоцирует их на агрессию и формирование неверных взглядов, не отражающих как их истинные
личные убеждения, так и объективную реальность. А когда искажение и вовлечение происходит умышленно заинтересованными субъектами, эффект становится значительнее.
И как подвид влияния авторитетов нельзя не обратить внимание на влияние семьи и родственников, как на первостепенный фактор. Зачастую влияние это может быть неочевидным даже для совершеннолетнего. Внутренние противоречия могут убеждать несовершеннолетнего, что он принимает верное решение и действует по собственной линии поведения, однако, привычки, устои и взгляды внутри семьи неизбежно оказывают воздействие и формируют базу поведения, на которой уже в свою очередь формируется индивидуализм несовершеннолетнего.
Это лишь самые общие примеры того, как одни и те же факторы по-разному могут быть восприняты как взрослыми, так и детьми. Казалось бы, очевидная мысль. Как показывает практика, далеко не все видят эту разницу или умышленно не осознают ее. Причинность имеет куда большую структуру, в которую можно углубляться, находя все новые и новые закономерности. Чем дальше и интенсивнее развивается общество и научно-техническая база, тем больше различных источников формируют личность и ее склонности.
И здесь, на наш взгляд, логичнее говорить о подобных источниках влияния как о факторах.
Причины же формируются под влиянием факторов в рамках психической деятельности. Объективные факторы формируют представления личности о себе и мире, и о том, как Я и мир взаимодействуют и как должны взаимодействовать между собой. Это справедливо для личности в целом. Однако для несовершеннолетнего факторы влияния имеют куда больший эффект, а формирование причинности носит более хаотический и непредсказуемый характер, но это лишь на первый взгляд. Психологический, личностный процесс формирования девиантного поведения и преступных наклонностей представляет наибольший интерес. Одни и те же факторы при равных условиях нередко приводят к различным последствиям. Все дело, разумеется, в том, что каждая личность индивидуальна и воспринимает происходящее вокруг по-разному.
Как отмечалось ранее, следует различать факторы и причины девиантного и преступного поведения несовершеннолетних. К факторам, по нашему мнению, следует относить всю совокупность внешних влияний на личность несовершеннолетнего, включая и косвенные, например, общее настроение или политико-социальное положение в стране или регионе. В определении всех действующих факторов довольно большую долю занимают именно пассивные проявления к происходящему. Связанно это с тем, что психика несовершеннолетних проявляет крайнюю степень гибкости и восприимчивости. Они не имеют тех фильтрационных механизмов, присущих взрослым, которые позволяют анализировать поступающую информацию и избегать сильных психоэмоциональных эффектов. Дети и подростки в свою очередь не способны к такому непосредственному анализу, что приводит к усваиванию практически любой новой информации, в том числе незаметной для взрослых. По итогу это приводит к информационному перегрузу психики, из чего могут формироваться искаженные представления об окружающей действительности и о собственном Я.
Важно отметить, что проблема проявляется не в самом обилии информации, а в сопутствующих ей оценочных суждениях. Крайне редко можно обнаружить существующие в свободном доступе сведения, не отягощенные позицией автора. Неумение анализировать данные, отсутствие опыта в рамках соответствующей области, приводит к восприятию позиции автора как к истине, особенно, если это подкреплено уверенными, но непроверенными фактами. Таким образом несовершеннолетний во многом определяет модель своего поведения, исходя из прямо или косвенно навязанных установок и шаблонов. Чаще всего можно проследить вполне очевидную тенденцию среди целых групп несовершеннолетних, не имеющих непосредственных контактов между собой, однако, оперирующих общими понятиями, терминологией, сленгом и принципами поведения.
Необходимо затронуть влияние авторитетов, которые имеют ключевое значение для формирования соответствующих установок поведения. Принимая во внимание вышеупомянутые нюансы восприятия информации, логичным представляется то, что авторитет среди несовершеннолетних имеют те, кто способен предоставить им информацию максимально простым и доступным способом. Но этим разумеется все не ограничивается на первоначальном этапе. Здесь важным элементом является привлекательность информации. Это в первую очередь сильно зависит от конкретной возрастной группы. В разные периоды несовершеннолетние
проявляют повышенный интерес к различным вещам и событиям. Они могут быть логическим продолжением друг друга, однако, при более детальном изучении становится очевидно, что так или иначе каждое развитие имеет свое место. Крайне редко можно наблюдать зацикленность несовершеннолетнего на чем-то с минимальными изменениями его оценки к объекту интереса. Чаще всего смена интересов происходит совместно с резким отрицанием предыдущих интересов и осуждением тех, кто все еще проявляет положительное отношение к соответствующей сфере. Как наиболее яркие примеры можно привести медиа: мультипликация как вцелом, так и отдельные жанры или тайтлы, интерактивные развлечения (компьютерные- и видео-игры), музыкальные направления, которые сильнее всего привязаны к изменениям среды. Также часто тенденции медиа переходят в реальное поведение, такое как попытки реализовать увиденное или услышанное в повседневной жизни, что также может быть само по себе поощряемым поведением в соответствующей социальной среде. Таким образом, авторитеты, понимающие механизмы восприятия информации и знающие свою целевую аудиторию, целенаправленно и эффективно осуществляют подачу соответствующей информации несовершеннолетними. Если изначально они должны были подстраиваться под интересы несовершеннолетних, то в определенный момент они сами становятся источником формирующего поведения. В сознании несовершеннолетних очень легко и закономерно формируется простая формула - правильно то, что популярно. Здесь мы можем наблюдать реакцию имитации - подражания какому-либо образцу. Но здесь имеет место очень тонкая грань между привлекательным и протестным [2, с. 97].
Одной из особенностей психики несовершеннолетних является отрицание устоявшихся правил и моделей. Чем больше навязывается или пропагандируется тот или иной аспект поведения, тем больше шанс, что несовершеннолетний начнет воспринимать их резко отрицательно без каких-либо объективных причин. Точнее сказать, без таковых для стороннего, особенно взрослого наблюдателя. В представлении же несовершеннолетнего таким образом происходит подавление его индивидуальности и ограничение личной свободы. Причем это вполне сработает и с теми объектами интереса, которые для несовершеннолетнего имели крайне положительный характер. Именно оценочное восприятие окружающего мира, совместно с нежеланием подвергать конструктивному анализу окружающие события, приводят к резкому отрицанию всего, что хоть как-то посягает на собственное понимание свободы. Это является одной из причин, почему большинство официальных мероприятий и целых программ по воспитанию несовершеннолетних не достигают своих целей, а порой и приводят к противоположным результатам. Агрессивное насаждение определенных установок «в лоб» соразмерно вызывает отрицание и агрессию [2, с. 98]. Важно отметить, что подобные проявления более характерны для средних возрастных групп в период от 10 до 14 лет [1, с. 15]. Во многом это определяется системой образования. Как раз в этот период школьное образование переходит из щадящего режима начальных классов в более требовательный режим средних классов. Подростки начинают воспринимать образование как повинность и обязанность, мешающие им реализовывать собственные взгляды на жизнь. Восприимчивая психика довольно быстро формирует свою собственную ассоциацию к происходящим событиям и фактам. И в последствии любые действия, напоминающие эту формулу, автоматически вызывают реакцию отрицания. А поскольку основным стимулятором поведения несовершеннолетних выступают не рациональные суждения, а эмоции, то первая реакция соответственно становится единственной и определяющей [2, с. 98]. И возвращаясь к влиянию авторитетов, очевидно, что основным методом захвата внимание является либо максимальное дистанцирование от соответствующих «травмирующих» тем, либо чаще всего развитие привлекательной оппозиционной стороны, где авторитет показывает, что он не такой как все, что он понимает и разделяет. Данный метод не является новым или неизвестным. В разные периоды времени рекламные кампании товаров, ориентирующихся на детскую и подростковую аудиторию, строились на близких к целевой аудитории установкам, например, слоганы «Твоя мама ненавидит это!», «Только не говори родителям»; либо подчеркивание угнетающей роли школы, семейного влияния, общественного мнения и т. д. Как пример можно привести случай из практики правоохранительных органов Тульской области. Центральный районный суд Тулы приговорил к 1 году условного заключения подростка, который после просмотра фильма «Ограбление по-итальянски» решил совершить разбойное нападение на ма-газин.14-летний школьник, надев на голову черную маску-шапку с прорезями для глаз, вошел
в магазин и, угрожая продавцу ножом, он потребовал передать ему деньги. В ходе следствия подросток заявил, что утром он посмотрел по телевизору фильм «Ограбление по-итальянски», который и сподвиг его на ограбление. Часть похищенных денег (500 рублей) он потратил в кафе. Выйдя из кафе, подросток доехал до здания полиции, где рассказал о содеянном [4].
И здесь срабатывает определенный парадокс восприятия несовершеннолетними взрослых. Взрослый человек чаще всего воспринимается как отрицательная фигура, не разделяющая их взглядов и активно противодействующая несовершеннолетним. Однако когда взрослый показывает солидарность с установками детей и подростков, как раз его принадлежность к старшей возрастной группе становится неоспоримым доказательством истинности данных установок. В этом проявляются реакция оппозиции - отрицание любых навязываемых установок, и реакция отрицательной имитации - противопоставление навязываемой модели поведения, реверсивность понятий «хорошо» и «плохо». При этом оценивание ситуаций и личностей происходит именно по обратному принципу, не анализируя непосредственно само общественное отношение, либо его носителя [2, с. 99]. Большую роль здесь играет и массовость приоритетов. Несовершеннолетние в большей степени чем взрослые склонны к группированию, к стремлению осознания себя частью коллектива. Намерение быть в микросоциуме может быть обусловлено как желанием найти сходных по увлечениям, взглядам и социальному положению товарищей, что обусловлено реакцией увлечения, как постановка в приоритет собственных увлечений и интересов, так и стремлением быть в составе определенной доминирующей группы. Доминантность может выражаться в массовости самой группы, в атрибутике, символике, объекте интереса или подражания. Зачастую этот самонавязываемый интерес может резко контрастировать с предшествующим образом жизни и моделями поведения или интересами. Важным становится не самореализация, а «растворение» в группе. Если несовершеннолетний не чувствует возможности проявить значимость за счет личных особенностей и достижений, он реализует свое стремление к признанию через достижения социума. Это типичный пример реализации реакции группирования - объединение подростков по признаку однородности в поведении, территории, интересов, социального положения и реакции компенсации и гиперкомпенсации - неудовлетворенность в достижении поставленных целей побуждает к совершению вызывающих поступков [2, с. 99].
Отсюда же следует и такая особенность как непостоянство авторитетов. Когда влияние авторитета становится достаточно массовым, есть риск достижения определенной «критической массы», когда массовость начинает восприниматься, так же как и общепризнанные нормы и правила, устанавливаемые взрослыми в школе, семье и т. д. В таком случае несовершеннолетний может начать воспринимать отрицание недавних авторитетов как проявление сильной индивидуальности. Как отмечалось ранее, оппозиционность присуща несовершеннолетним на самых базовых уровнях и проявляется чаще всего автоматически при возникновении соответствующих условий. Это уже проявление реакции эмансипации - стремление выйти из-под контроля, самоутвердиться, связанное зачастую с нарушением или отрицанием общепризнанных норм. Причем нормы эти могут быть различного уровня - как присущие обществу в целом, так и соответствующим социальным группам и общностям [2, с. 100].
На практике отдельные реакции наблюдаются редко. Обычно они существуют в совокупности и имеют крайне сложную цепочку появлений и проявлений. Отсюда вытекает одна из наиболее важных особенностей поведения несовершеннолетних, которая, к сожалению, зачастую игнорируется - это непредсказуемость подопечных. Если быть более конкретным, то речь идет скорее об очередном парадоксе - сочетании предсказуемого и непредсказуемого.
Как рассматривалось ранее, поведение несовершеннолетнего можно прогнозировать и строить соответствующие модели, грамотно анализируя различные факторы, причины и особенности личности несовершеннолетнего. Однако стабильно делать это возможно по большей части на макроуровне, когда мы оцениваем общие направления поведения отдельных личностей либо целых социальных групп. Здесь в меньшей степени имеют значение личностные качества и индивидуальные особенности несовершеннолетнего, паттерны поведения во многом соответствуют предсказываемым моделям, и успех прогнозирования зависит преимущественно от полноты учета всех переменных. Совсем другая ситуация наблюдается, когда моделируется поведение конкретного несовершеннолетнего в конкретных ситуациях. Попытка перенести приемы и методы, эффективно показывающие себя в прогнозировании поведения на макроуровне, перестают работать на микроуровне. Чаще всего это находит
негативное проявление в оперативно-розыскной деятельности. В частности, методы проведения допросов даже с учетом специфики возраста и прочих обобщенных признаков, в итоге приводят к «закрытию» допрашиваемого, полном обрыве контакта с ним, либо провоцируют агрессию и лживое поведение, противодействующие ведению раскрытия преступлений. Также при проведении иных оперативных и следственных мероприятий зачастую неверно оцениваются индивидуальные особенности поведения несовершеннолетнего, пытаясь рассматривать их в соответствии с устоявшимися шаблонами. Еще хуже, если предпринимаются попытки рассматривать поведение несовершеннолетних, основываясь на ложном представлении об единстве психических реакций на одни и те же события и факты у взрослых и подростков. Именно в разности реакций и кроется нюанс, мешающий строить эффективные единые модели поведения несовершеннолетних при раскрытии и расследовании преступлений. Ранее мы уже отмечали, что психика несовершеннолетних крайне гибка и восприимчива, но кроме того ей присущи определенные особенности интерпретации. Такие особенности личности как доверчивость, подозрительность, лживость, злопамятность, эмпатия, когнитивные особенности и т. д. у несовершеннолетнего гипертрафированы и вызывают реакции более контрастные и более глубинные. Одни и те же действия со стороны того же следователя во время допроса, например, предложение отвлечься от протокола и просто поговорить «по душам» взрослым человеком может быть воспринято, разумеется, по-разному, однако, внимательный следователь вполне может, исходя из ранее полученной в ходе мероприятия информации, успешно предсказать реакцию на соответствующее предложение. Для несовершеннолетнего же предложение перейти на неформальный стиль общения может быть также воспринято неверно, однако, реакция будет во многом зависеть от непосредственно возраста (даже в рамках определенных возрастных групп с диапазоном 4-5 лет можно наблюдать разительные различия в поведении по этому основанию), личностных качеств, определенное число которых может намеренно скрываться несовершеннолетним и вполне успешно даже для близких, особенностей социальной среды, воспитания, но также и текущими психическими процессами. Речь идет о тех самых особенностях интерпретации, при которых ответные реакции во многом зависят от когнитивных способностей, эмпатии и воображения. Несовершеннолетний легко способен интерпретировать казалось простой и понятный для взрослого посыл в совершенно непредсказуемое направление, которое зачастую представляется нелогичным, неоправданным и не базирующимся ни на одном известном факте. Восприимчивость психики позволяет несовершеннолетним запоминать огромный объем информации, которая в большинстве своем имеет автоматически присваемые ей триггеры, активация которых вызывает соответствующие воспоминания и знания, однако, незрелость психики в свою очередь не позволяет, как было сказано ранее, подвергнуть информацию критическому анализу, что влечет реакции, основанные на ассоциациях, а не на осмыслении происходящего [3, с. 288]. Самый банальный пример этого - в определенный период на ребенка произвел впечатление образ злого сотрудника в погонах из кинофильма или сериала, который пытается обмануть героя, притворяясь его другом. Поэтому оказавшись в схожей ситуации, несовершеннолетний, даже уже имея склонность к доверительным отношениям, в случае внезапных попыток следователя представиться «другом» с большой долей вероятности вызовут соответствующую реакцию. Она будет представляться совершенно нелогичной и необоснованной, однако, как видно из самого простого примера, имеет реальные первопричины, чаще всего недоступными для выявления и анализа.
Следует обратить внимание на то, что бесконтрольное и несистематизированное получение знаний нельзя отождествлять с познавательной деятельностью. По своей сути два эти понятия в рамках рассматриваемого объекта носят практически противоположный ценностный характер.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л., 1975.
2. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. 2-е изд., испр. и доп. М., 2023.
3. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. М., 2023.
4. Тульский школьник получил условный срок за грабеж после просмотра фильма «Ограбление по-итальянски». URL: https://www.interfax-russia.ru/center/news/tulskiy-shkolnik-poluchil-uslovnyy-srok-za-grabezh-posle-prosmotra-filma-ograblenie-po-italyanski (дата обращения: 13.02.2023).
REFERENCES
1. Arshavsky I.A. Fundamentals of Age Periodization // Age Physiology. Л., 1975.
2. Kornilova T.V., Grigorenko E.L., Smirnov S.D. Adolescents of risk groups. 2nd ed. Revised and supplemented, Moscow, 2023.
3. Tolstykh N.N., Prikhozhan A.M. Psychology of adolescence: textbook and workshop for universities. Moscow, 2023.
4. A schoolboy from Tula received a suspended sentence for robbery after watching the film «Italian Robbery». URL: https://www.interfax-russia.ru/center/news/tulskiy-shkolnik-poluchil-uslovnyy-srok-za-grabezh-posle-prosmotra-filma-ograblenie-po-italyanski (date of access: 13.02.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Серебрянников Станислав Вадимович, старший преподаватель кафедры уголовного права. Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия. 344038, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 66.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Serebriannikov Stanislav Vadimovich, Senior Lecturer, Department of Criminal Law. Rostov branch of the Russian State University of Justice. 66, Lenina Ave., Rostov-on-Don 344038 Russian Federation.