ПЕДИАТРИЯ
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК Б1Б.3-03Б.12-039.7Б-053.2
АЛГОРИТМ ТИПОВЫХ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИШЕВАРЕНИЯ
Р.А. Маткивский, Е.П. Усанова, С.Н. Шереметьева, О.А. Шапкина,
ФГУ «Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии»
Маткивский Роман Алексеевич - e-mail: [email protected]
Алгоритм типовых программ медицинской реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения позволяет обеспечить единый подход к определению цели и содержания реабилитационного процесса, реализовать принцип преемственности оказания медицинской помощи больному ребенку на различных этапах наблюдения, что повышает эффективность вторичной профилактики, способствует снижению риска формирования неблагоприятных исходов хронической патологии органов пищеварения.
Ключевые слова: реабилитация, типовая программа, алгоритм, дети с патологией органов пищеварения.
The algorithm of typical programs of medical rehabilitation of children with chronic diseases of digestive organs allows to provide the uniform approach to definition of the purpose and the maintenance of rehabilitation process, to realize a principle of continuity of rendering of medical aid to the sick child at various stages of supervision that raises efficiency of secondary preventive maintenance, promotes decrease in risk of formation of failures of a chronic pathology of digestive organs.
Key words: rehabilitation, the typical program, algorithm, children with a pathology of digestive organs.
Введение
Заболевания органов пищеварения у детей в современных условиях характеризуются высоким уровнем распространенности, склонностью к хроническому и рецидивирующему течению, формированием выраженных и стойких последствий болезни, приводящих к инвалидности и снижению качества жизни [1]. Перспективной технологией восстановления здоровья больных детей является медицинская реабилитация, которая является разделом восстановительной медицины, направленной на вторичную профилактику заболеваний, компенсацию нарушенных функций и возвращение дееспособности больных. Она представляет закономерный этап развития профилактического направления медицины и завершает работу многих звеньев восстановления здоровья больного до исходного уровня морфологической или функциональной нормы [2].
Как современная технология, медицинская реабилитация предусматривает использование медицинских стандартов. При их отсутствии ее задачи могут быть решены с помощью типовых программ, в основу которых заложен принцип многофакторного воздействия на организм больного ребенка.
Типовая программа - это перечень основных мероприятий по реабилитации, в основе которого лежит принцип комплексного использования взаимодополняющих средств и методов медикаментозного и немедикаментозного воздействия; предназначена для детей, имеющих потребность в медицинской реабилитации, в том числе риск формирования неблагоприятных исходов болезни [3]. Реализация типовой программы способствует увеличению периода ремиссии болезни, снижению ограничений жизнедеятельности, возникающих вследствие ее, формированию навыков здорового образа жизни и самоконтроля за состоянием здоровья. Типовые программы составляются для определенных нозологических форм, сходных по локализации и этиопато-генетическим механизмам развития болезни.
Цель исследования: формирование единого методологического подхода к составлению типовых программ на основе алгоритма, определяющего содержание, организацию и проведение реабилитации детей с патологией пищеварительного тракта. Это позволяет унифицировать деятельность различных учреждений по медицинской реабилитации, обеспечивает непрерывность и преемственность работы на этапах обслуживания больного ребенка.
Материалы и методы
Разработку алгоритма типовых программ провели по результатам организационного эксперимента по медицинской реабилитации 26 детей 12-13 лет с хроническим гастродуоденитом (код болезни по МКБ 10: К - 29.5) на базе реабилитационного отделения МУЗ «Детский санаторий «Городец» Нижегородской области. Были использованы данные клинико-реабилитационной характеристики больных детей, их морфофункционального развития, психологопедагогического профиля и социально-педагогического статуса. Проанализирована организационная деятельность санатория с выделением основных технологических блоков по оказанию реабилитационных услуг. В реализации типовой программы медицинской реабилитации применили способы и методы, утвержденные существующей нормативно-правовой документацией [4, 5, 6, 7].Статисти-ческий анализ провели методом сравнения «копия-пара» двух групп детей, рандомизированных по возрастнополовому и нозологическому признакам.
Результаты и их обсуждение
Для составления типовой программы медицинской реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения врачу предложен следующий алгоритм (рисунок):
1. определение перечня оздоровительно-реабилитационных мероприятий;
2. характеристика действия выбранных мероприятий в организме ребенка с учетом этиопатогенетических механизмов развития болезни;
3. оценка ожидаемых результатов использования конкретного мероприятия (или комплекса) и суммарного эффекта медицинской реабилитации.
РИС.
Алгоритм типовой программы реабилитации детей с хронической патологией органов пищеварения.
Оздоровительно-реабилитационные мероприятия назначаются с учетом нозологической формы основного заболевания, при этом:
- по характеру действия могут объединяться в группы: немедикаментозных средств, медикаментозной терапии, медико-профилактического образования, психологопедагогического и медико-социального сопровождения;
- перечень мероприятий должен быть максимальным, что дает врачу возможность их выбора в зависимости от материально-технического и кадрового обеспечения реабилитационного учреждения (отделения);
- включенные в типовую программу реабилитации мероприятия входят в перечень услуг обязательного медицинского страхования или должны быть утверждены учреждением, где осуществляется реабилитация;
- назначение и контроль их проведения осуществляет врач-педиатр и/или специалист(ы) по восстановительной медицине.
Действие оздоровительно-реабилитационных мероприятий зависит от особенностей течения заболевания, адаптивных возможностей организма и медико-социальных факторов окружающей среды. Комплекс мероприятий типовой программы предусматривает положительное влияние на функциональное состояние пораженного органа, неспецифическую резистентность и функциональные резервы организма, показатели социальной дееспособности ребенка. Это
позволяет врачу прогнозировать ожидаемые результаты медицинской реабилитации, которые отражают положительные изменения в состоянии здоровья ребенка после проведения курса реабилитационных мероприятий и оцениваются с помощью комплексных критериев на уровне клинических проявлений, оздоровительного эффекта и медико-социальных показателей.
На основании предложенного алгоритма типовая программа медицинской реабилитации детей с заболеваниями органов пищеварения может быть представлена в виде следующей схемы (таблица).
Данный алгоритм использован для разработки типовой программы медицинской реабилитации детей с хроническими заболеваниями верхних отделов желудочнокишечного тракта (гастрит, дуоденит, гастродуоденит) в условиях специализированного детского санатория.
Программа реабилитации включала комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. В медицинском аспекте программы использованы различные формы немедикаментозных воздействий: диетотерапия, кинезотерапия, физиотерапия и др. С целью более активного участия детей в реабилитационном процессе была разработана и реализована врачом-педиатром образовательная программа «Жить без болей в животе». Лечебные средства назначались по показаниям. Задачей психолого-педагогического сопровождения медицинской реабилитации являлась выработка у больного мотивации на участие в реабилитационном процессе. Задача социальных мероприятий - формирование у пациента коммуникативных способностей, уменьшение социальной дезадаптации.
Применительно к конкретному ребенку реализация типовой программы осуществлялась с помощью индивидуальной программы и реабилитационного маршрута, представляющего собой последовательность действий, конкретных назначений, с учетом приоритетности медицинских или психолого-педагогических или социально-педагогических мероприятий, совместимости процедур, графика работы служб и кабинетов.
Оценку эффективности реабилитации детей с хроническим гастродуоденитом в санатории провели по показателям реабилитационного статуса [8]. По сравнению с контрольной группой детей, получающих обычный комплекс восстановительного лечения, в группе наблюдения отмечали более выраженную положительную динамику клинических проявлений болезни, что проявилось в уменьшении количества жалоб, улучшении самочувствия, нормализации данных лабораторно-инструментальных исследований. По результатам индивидуального анализа положительную динамику комплексного показателя здоровья отметили в 84,6% случаев, в то время как при восстановительном лечении - у 38,5% детей (р=0,045). В группе реабилитируемых детей выявили отчетливую тенденцию по минимизации ограничений жизнедеятельности: по необходимости соблюдения строгой диеты, ограничениях в обучении, занятиях физкультурой и спортом у 72,7%, 50,0% и 45,9% соответственно. Общеоздоровительный эффект проявился в улучшении морфофункциональных показателей (в 2,4 раза), психоэмоциональных характеристик (в 2,1 раза). К концу санаторной смены большинство пациентов владели информацией о своей болезни (85,7%), методах улучшения свое-
ПЕДИАТРИЯ
ПЕДИАТРИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ТАБЛИЦА.
Схема типовой программы реабилитации детей с заболеваниями органов пищеварения
Группы оздорови-тельно-реабилитационных мероприятий Действие в организме Ожидаемые результаты
Немедикаментозные средства Медикаментозная терапия Медико- профилактическое образование Медико-педагогиче- ское сопровождение Медико- психологические мероприятия Медико-социальные мероприятия На функциональное состояние пораженного органа: обволакивающее, вяжущее, холеретическое, холекинетиче-ское, адсорбирующее, антацидное, цитопротективное, противовоспалительное, пре- и пробиотическое, регенерирующее, влияющее на процессы пищеварения и нормализующее моторику, спазмолитическое Клинический эффект: улучшение самочувствия, купирование клинических жалоб; улучшение функционального состояния пораженного органа; удлинение периода клинико-функциональной ремиссии
На неспецифическую резистентность организма: нормализация метаболических процессов, улучшение микроциркуляции, антиоксидантное, антитоксическое, иммуномодулирующее, нормализация состояния вегетативной нервной системы, общетонизирующее Оздоровительный эффект: повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей организма; снижение медикаментозной нагрузки; улучшение морфофункциональных показателей физического развития
На функциональные резервы организма: состояние резервов стрессоустойчивости (антиоксидантная защита, энергетический потенциал, уровень невротизации личности, уровень эмоциональной реактивности и тревожности, психофизиологический статус, переносимость функциональных нагрузочных проб) Медико-социальный эффект: повышение медицинской активности семьи; снижение психоэмоционального напряжения;оптимизация социальной адаптации ребенка; повышение мотивации на выздоровление и формирование навыков ЗОЖ; профилактика асоциальных форм поведения
На социальную дееспособность: умственная и физическая работоспособность; психосоматический статус; медицинская активность семьи
го здоровья (до 100,0%), самопомощи и самоконтроля, что позволило им активнее участвовать в процессе реабилитации и тем самым способствовать повышению ее эффективности.
Заключение
Предложенный алгоритм типовых программ медицинской реабилитации больных детей решает задачу комплексного восстановления здоровья на основе единого научнометодического и методологического подхода, а также с позиций современных требований позволяет оптимизировать медицинскую помощь больным детям на этапе амбулаторнополиклинического и санаторного обслуживания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чичерин Л.П. Состояние и перспективы амбулаторно-поликлинической помощи детям в России. Российский медицинский журнал. 2003. № 4. С. 3-8.
2.Лильин Е.Т., Ефимов О.И. Основные проблемы и направления развития детской реабилитологии. Детская и подростковая реабилитология. 2003. № 1. С. 5-9.
3. Алферова Т.С. Состояние здоровья и особенности реабилитации разных возрастных групп населения России. В кн. Реабилитология. М. 2003. С. 5-19.
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.11.2004 № 278 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечника».
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.08.2006 № 615 «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи детскому населению Российской Федерации».
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники».
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 №156 «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине».
8. Усанова Е.П., Маткивский Р.А. Новый комплексный критерий характеристики больного ребенка, включенного в реабилитационный процесс. В кн. Теория и практика реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения. Н. Новгород-Арзамас: Изд-во АГПИ им. А.П. Гайдара, 2006. С. 41-50.