Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КОГЕРЕНТНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ АГРАРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ'

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КОГЕРЕНТНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ АГРАРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / КОГЕРЕНТНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говдя В.В., Дегальцева Ж.В., Кругляк З.И., Величко К.А.

Современное развитие бухгалтерской мысли позволило выйти на такой уровень отражения фактов хозяйственной жизни и событий, при котором крупным экономическим субъектам необходимо информационное поле для обоснования, принятия и контроля управленческих решений нужно использовать возможности когерентно-интегрированной отчетности. Данная отчетность представляет собой систему натуральных и стоимостных дескрипторов, экономическая сущность которых и их расчет одинаковы в учетной триаде: финансовом, налоговом и управленческом учете. Для организации такого учета и формирования отчетности экономические субъекты применяют адаптированные к их условиям хозяйствования современные IT-технологии. В настоящей статье авторами дана оценка применения когерентно-интегрированной системы учета и формирования на ее основе отчетности (внутренней и внешней) в крупных аграрных формированиях Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Говдя В.В., Дегальцева Ж.В., Кругляк З.И., Величко К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR COMPILING COHERENTLY INTEGRATED REPORTING OF AGRICULTURAL FORMATION

The modern development of accounting thought has allowed us to reach such a level of reflection of the facts of economic life and events, in which large economic entities need an information field to justify, make and control management decisions, and use the capabilities of coherent integrated reporting. This reporting is a system of natural and cost descriptors, the economic essence of which and their calculation are the same in the accounting triad: financial, tax and management accounting. To organize such accounting and reporting, economic entities use modern IT technologies adapted to their business conditions. In this article, the authors evaluate the use of a coherent integrated accounting system and the formation of reports (internal and external) on its basis in large agricultural formations of the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КОГЕРЕНТНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ АГРАРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11014

В.В. Говдя - профессор кафедры бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (govdya_v_v@ inbox.ru),

V.V. Govdya - Professor of Accounting Department, Doctor of Economics, Kuban State Agrarian University;

Ж.В. Дегальцева - профессор кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (degalceva_1996@inbox.ru),

Zh.V. Degaltseva - Professor of Accounting Department, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University;

З.И. Кругляк - профессор кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (kruglyakz@mail.ru),

Z.I. Kruglyak - Professor of Accounting Department, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University;

К.А. Величко - аспирант кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет (velichko231894@gmail.com),

K.A. Velichko - graduate student, Kuban state agrarian University.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КОГЕРЕНТНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

АГРАРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ALGORITHM FOR THE PREPARATION OF COHERENT INTEGRATED REPORTING AGRICULTURAL FORMATION

Аннотация. Современное развитие бухгалтерской мысли позволило выйти на такой уровень отражения фактов хозяйственной жизни и событий, при котором крупным экономическим субъектам необходимо информационное поле для обоснования, принятия и контроля управленческих решений нужно использовать возможности когерентно-интегрированной отчетности. Данная отчетность представляет собой систему натуральных и стоимостных дескрипторов, экономическая сущность которых и их расчет одинаковы в учетной триаде: финансовом, налоговом и управленческом учете. Для организации такого учета и формирования отчетности экономические субъекты применяют адаптированные к их условиям хозяйствования современные IT-технологии. В настоящей статье авторами дана оценка применения когерентно-интегрированной системы учета и формирования на ее основе отчетности (внутренней и внешней) в крупных аграрных формированиях Краснодарского края.

Abstract. The modern development of accounting thought has allowed us to reach such a level of reflection of the facts of economic life and events, in which large economic entities need an information field to justify, make and control management decisions, and use the capabilities of coherent integrated reporting. This reporting is a system of natural and cost descriptors, the economic essence of which and their calculation are the same in the accounting triad: financial, tax and management accounting. To organize such accounting and reporting, economic entities use modern IT technologies adapted to their business conditions. In this article, the authors evaluate the use of a coherent integrated accounting system and the formation of reports (internal and external) on its basis in large agricultural formations of the Krasnodar Territory.

Ключевые слова: аграрные формирования, когерентно-интегрированная отчетность, алгоритм формирования, развитие.

Keywords: agricultural formations, coherent integrated reporting, formation algorithm, development.

Для целей организации когерентно-интегрированного учета и отчетности мы понимаем когерентность как процесс коррелированности (согласованности) нескольких учетно-аналитических, учетно-контрольных процессов во времени, проявляющийся при их сложении (интеграции). Учетные процессы когерентны (объединены в единое целое), если разность их фаз постоянна во времени и при сложении отклонений получается единая целостная отчетность.

Внедрение когерентно-интегрированного учета и отчетности предполагает проведение определенных этапов: от разработки первичных учетных документов, регистров до формирования показателей и форм отчетности.

Логичным завершением данных организационных мероприятий является определение способов подготовки когерентно-интегрированной отчетности и выбор подходов к ее формированию. Во-первых, это может быть «сегментарный учет». При данном способе готовится учетная информация по отдельным сегментам учета (расчеты по финансовой аренде, дисконтированию долгосрочных обязательств, созданию резервов и т. п.), то есть осуществляется конвертация бухгалтерских записей по счетам, заносятся записи-корректировки для целей интегрированной отчетности, далее в программном продукте проводятся специальные документы закрытия периода. Такой учет позволяет видеть раздельно и суммарно сальдо и обороты как финансового, налогового, так и управленческого учета. Далее в автоматическом режиме формируются когерентно-интегрированные отчеты с необходимыми расшифровками, и проводится консолидация отчетности [1].

Для эффективной организации учета и формирования отчетности на агропромышленных формированиях важно существенно трансформировать управленческий учет, поменять его методологию, считать дескрипторы на основе принципов МСФО. Конечно, здесь могут быть расхождения (например, расчет EBITDA - аналитический показатель, равный объему прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам, расчет чистой прибыли) [5].

После первого формирования когерентно-интегрированной отчетности и организации отдела интегрированного учета для следующего отчетного периода мы рекомендуем решить организационные задачи, проведя организационно-технические мероприятия, направленные на оптимизацию процесса подготовки отчетности.

И все же главной задачей по подготовке отчетности является оптимальное строительство единой системы отчетности (по ФСБУ, МСФО, налоговой и управленческой). На структуру системы влияют факторы: пользователи отчетности (стейк-холдеры); база для налогового и управленческого учета; какие учетно-контрольные процессы автоматизированы; какие ресурсы используют для согласованности разнородных форм отчетности [2].

Менеджмент агропромышленных формирований и другие стейк-холдеры понимают и знают отчетность, составленную в формате МСФО.

В современных условиях в практике корпоративного учета и при формировании публичной финансовой отчетности возник тренд сближения управленческой отчетности и МСФО, несмотря на то что цели использования управленческой и финансовой отчетности разные. При этом мы не исключаем, что могут быть детализация, аналогичность и специфические акценты, но есть единая информационная база, критичные показатели которой должны совпадать.

Сроки выпуска интегрированной отчетности должны быть максимально сжаты, что характеризует гармонизацию бизнес-процессов экономического субъекта. Здесь важно отметить: чтобы внешние и внутренние пользователи отчетности получали релевантную и полную информацию. Это возможно, если принципы МСФО внедрены в систему стратегического планирования и бюджетирования, в систему управления мотивацией (ключевые показатели эффективности).

Мы считаем, что с течением времени когерентно-интегрированная отчетность станет нормой корпоративной отчетности. Организация больше не будет предоставлять многочисленные, несвязанные и статические данные. Это будет достигаться за счет интегрированного мышления и применения принципов, таких как связность информации. В частности, особое внимание в интегрированной отчетности уделяется способности организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Для этого в нем:

- делается акцент на краткость, стратегическую и перспективную направленность, связность информации, капиталы и их взаимосвязанность;

- подчеркивается важность интегрированного мышления в организации.

Когерентно-интегрированный отчет должен быть специализированным и идентифицируемым информационным документом, отвечающим следующим принципам:

- стратегическая направленность и ориентация на будущее;

- связность информации;

- взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- существенность;

- краткость;

- достоверность и полнота;

- постоянство и сопоставимость [3].

Процедура составления когерентно-интегрированной отчетности основана на применении принципов, обеспечивающих достижение надлежащего баланса между гибкостью и строгими требованиями с учетом многообразия обстоятельств, в которых функционируют различные хозяйствующие субъекты. Этот подход также обеспечивает сопоставимость между организациями и удовлетворение соответствующих информационных потребностей.

Интегрированный отчет повышает прозрачность и подотчетность, что крайне важно для завоевания доверия и укрепления устойчивости бизнеса, путем раскрытия информации о том, как учитываются обоснованные потребности и интересы ключевых заинтересованных сторон и организуется ответная реакция на них через решения, действия и результаты, а также постоянное информационное взаимодействие.

Подотчетность тесно связана с концепцией разумного руководства и ответственности организации в вопросах ответственного использования имущественных комплексов и земли, на которые оказывает воздействие ее деятельность и результаты. В случаях, когда имущественные комплексы принадлежат организации, ответственность лежит на руководителях организации и на лицах, наделенных управленческими функциями, в форме их правовой ответственности перед организацией.

На рисунке 1 визуально можно установить, что когерентно-интегрированная отчетность аккумулирует информацию полной учетной триады, но может выходить и за ее рамки. Например, целью выхода за пределы границ финансовой отчетности является определение рисков, возможностей и результатов, оказывающих существенное влияние на способность организации создавать стоимость. Экономические субъекты - заинтересованные стороны, находящиеся внутри периметра отчетности, связаны с головной организацией, представляющей финансовую отчетность, не в силу контроля или значительного влияния, а по характеру и близости их рисков, возможностей и результатов. Например, если аспекты практики трудовых отношений в отрасли существенны для

способности организации создавать стоимость, то в интегрированный отчет можно включить информацию об этих аспектах и их отношении к трудовым практикам поставщиков.

Интегрированные в акционерное общество хозяйствующие субъекты

ш ¡5

0 ас

1 Ф <=Р А Ф Ю X >

и О) X

2 >

ш I-

и

о: т О х

о ш I-

и <и

ю о

ГГ-технологическое обеспечение бизнес процессов

Рисунок 1 - Когерентность отчетности аграрного формирования

й ^

о ас

х ш

<=Р А

ш ю

X >

и О) X

3

2

>

ш I-

и

ш ш

■О X

2 5

ш о

СР X СР !_ ш

IX

о

X

о ш I-

и ш

3

ю о

Значительные факторы, влияющие на внешнюю среду, включают аспекты правового, коммерческого, социального, экологического и политического контекста, влияющего на способность организации создавать стоимость в краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный периоды. Они могут влиять на организацию прямо или косвенно (например, путем воздействия на наличие, качество и доступность основных и оборотных средств, земли, которые использует организация или на которые она влияет) [4].

Эти факторы возникают в контексте определенной организации, в контексте ее отрасли или региона. Например, они могут включать:

- обоснованные потребности и интересы ключевых заинтересованных сторон;

- макро- и микроэкономические условия, такие как экономическая стабильность, глобализация и отраслевые тенденции;

- рыночные силы, такие как относительно сильные и слабые стороны конкурентов и спрос среди клиентов;

- скорость и воздействие технологических изменений;

- общественные вопросы, такие как изменения в населении и демографии, права человека, здоровье, бедность, коллективные ценности и системы образования;

- сложные задачи защиты окружающей среды, такие как изменение климата, ухудшение экосистем и нехватка ресурсов по мере достижения планетарных ограничений;

- законодательная и нормативная среда, в которой работает организация;

- политическая среда в странах, где работает организация, а также в других странах, которая может сказаться на способности организации реализовать ее стратегию [3, с. 26-27].

Когерентно-интегрированная система учета и формирования отчетности информационно обслуживает бизнес модель хозяйствующего субъекта. С нашей точки зрения, бизнес-модель представляет собой систему трансформации ограниченных ресурсов организации через ее производственно-финансовую деятельность, в готовые продукты и результаты, направленную на достижение стратегических целей хозяйствующего субъекта и создание потребительной стоимости на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов.

Для оценки эффективности разработанных мероприятий по развитию когерентно-интегрированной системы учета и составления отчетности, воспользуемся методикой расчета интегрального показателя эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления хозяйствующего субъекта. Не претендуя на завершенность и непогрешимость применяемой методики оценки, выскажем свою точку зрения по данному вопросу. Мы считаем, что любой метод организации учета, экономического контроля и анализа в конечном итоге определяет эффективность функционирования организационно-экономического механизма управления экономического субъекта, так как является его основным информационным модулем, обеспечивающим дескрипторами (натуральными и стоимостными показателями) руководителей и специалистов при обосновании, принятии и контроле исполнения управленческих решений. Создаваемое информационное поле когерентно-интегрированной системой учета дает возможность получить такие дескрипторы - рассчитанные по единой методике, используемые в каждой учетной триаде, экономическом анализе, внутреннем контроле и аудите, основанные на научно обоснованном применении норм и нормативов расходования ресурсов, сформированных в цифровой среде.

Дескрипторы, приведенные в таблице 1 свидетельствуют об изменении эффективности функционирования организационно-экономического механизма управления в АО фирма «Агрокомплекс» в 2019 г. по сравнению с 2011 г.

Таблица 1 - Расчет интегрального показателя эффективности организационно-экономического

механизма в АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева Выселковского района

Показатели 2011 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2011 г.

Производственная деятельность

Среднегодовая численность персонала, чел. 12284 22861 21034 171,2

Площадь земель сельскохозяйственного назначения, га 212171 271015 313941 148,0

Фондоотдача, руб. 1,20 0,91 0,74 61,7

Материалоотдача, руб. 2,13 2,47 2,34 109,9

Производство валовой продукции в текущих ценах на 1 га земель сельскохозяйственного назначения, тыс. руб. 62366 184616 136106 218,2

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 11050557 55266326 58058082 525,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 7008108 25833663 26354986 376,1

Интегральный показатель = 1,8497

Финансовая деятельность

Коэффициент финансовой независимости 0,563 0,204 0,220 39,0

Коэффициент общей ликвидности 0,704 0,376 0,286 40,6

Рентабельность активов, % 9,3 -2,5 1,4 15,1

Рентабельность собственного капитала, % 17,6 -11,8 6,7 38,1

Коэффициент ресурсоотдачи, руб. 0,529 0,421 0,448 84,7

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 1,003 2,018 2,166 216,0

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 8,48 6,79 6,51 76,8

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 15,8 9,56 9,66 61,1

Интегральный показатель = 0,5451

Организационно-управленческая деятельность

Среднемесячная заработная плата работников, руб. 19736 31592 34794 176,3

Производительность труда, тыс. руб. 2080 2189 2031 97,6

Коэффициент рентабельности персонала 0,76 0,80 1,68 221,1

Совокупная налоговая нагрузка, % 32,4 37,5 33,1 102,2

Интегральный показатель = 1,4042

Совокупный интегральный показатель = 1,1229

Первый блок показателей, характеризующих производственную деятельность включает среднегодовую численность персонала, площадь земель сельскохозяйственного назначения, фондоотдачу, материалоотдачу, производство валовой продукции в текущих ценах в расчете на 1 га земель сельскохозяйственного назначения, среднегодовую стоимость основных и оборотных средств. Иными словами, блок дает возможность оценить наличие основных ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективность их использования.

Судя по интегральному показателю, равному 1,8497 в 2019 г. по сравнению с базисным годом (2011 г.) АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева существенно нарастила как ресурсный потенциал, так и эффективность его использования. Чисто математически - это означает, что прирост составил 85,0 %. Все показатели производственного блока в 2019 г. выросли по сравнению с 2011 г. Единственным «провальным» показателем в 2019 г. по сравнению с 2011 г. оказался показатель фондоотдачи (61,7 %). Мы неоднократно обращали внимание на то, что 2018 г. был для агрокомплекса годом ввода в эксплуатацию значительного объема основных средств, что не могло не сказаться на их фондоотдаче.

Интегральный показатель финансовой деятельности в 2019 г. в агрокомплексе оказался меньше единицы (0,5451), а это значит, что данный вид деятельности можно считать положительным, но не успешным. Провальными оказались все показатели данного блока за исключением коэффициента оборачиваемости собственного капитала. Естественно, что для экономического субъекта производственной направленности, финансовая деятельность считается не основной, однако мы заметим: руководству агрокомплекса следует больше обращать внимание на эффективность использования ресурсов и повысить эффективность управления расчетов с клиентами.

Дескрипторы, характеризующих организационно-управленческую деятельность АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, в 2019 г. по сравнению с 2011 г. существенно выросли. Единственным провальным показателем оказалась производительность труда. По сравнению с 2011 г. на одного среднегодового работника стали производить валовой продукции в текущих ценах меньше на 49 тыс. руб., или на 2,4 %. Однако это не снизило уровень интегрального показателя эффективности организационно-управленческой деятельности, который составил 1,4042, то есть больше единицы. Это означает, что за исследуемый период эффективность работы управленцев выросла на 40,4 %.

В целом эффективность организационно-экономического механизма управления агрокомплексом за исследуемый период выросла на 12,3 % (общий интегральный показатель равен 1,1229). Основными индикаторами роста выступает производственная (+85,0 %) и организационно-управленческая деятельность (+40,4 %), которые в совокупности сгладили неэффективный результат по финансовой деятельности (-45,5 %).

Таким образом, исследованием установлено, что с момента внедрения когерентно-интегрированной системы учета и формирования отчетности в экономические субъекты функционируют в едином информационном поле триады учета, позволяющей сократить количество внутренних отчетных форм, при этом существенность данной отчетности повышается.

Источники:

1. Балашова, Н. Н. Синхронизация системы финансовой и управленческой отчетности агрохолдинга на основе интеграции оперативных сегментных статей // Вестник АГТУ. Серия: Экономика, 2015. - № 2.

2. Кондрашова, О. Р. Интегрированная отчетность в системе управленческого учета // Международный бухгалтерский учет, 2018. - № 1 (439).

3. Международная система интегрированной отчетности. -https://gaap.ru/articles/Mezhdunarodnaya_integrirovannaya_otchetnost_menyaet_svoi_Osnovy/

4. Мелихов, В. А. Оценка перспектив представления когерентно-интегрированной отчетности и раскрытия нефинансовой информации агропромышленными холдингами // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 9.

5. Сигидов, Ю. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, Е. А. Оксанич, Г. Н. Ясме-нко; Куб. гос. аграр. ун-т. - Краснодар, 2015. - 188 с.

6. Адаменко А.А. Правовые проблемы применения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации / А.А. Адаменко, М.В. Желябовская // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 3 (32). - С. 10-14.

7. Башкатов В.В. Формирование информации о деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в отчетности / В.В. Башкатов // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 1 (30). - С. 253-259.

8. Кесян, С. В. Кластерный подход к организации интеграционного взаимодействия субъектов АПК мезо-уровня / С.В. Кесян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2014. - № 3 (150). -С. 225-232.

9. Ларина Н. В. Проблемы трансформации отчетности по МСФО в аграрном секторе / Н. В. Ларина, Н. С. Власова // Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Материалы IV студенческой научной конференции, 2014. С. 211-215.

10. Маничкина М.В. Назначение и функции финансовой отчетности экономического субъекта / М.В. Маничкина, Т.Е. Хорольская, Ю.К. Саратова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 456-459.

11. Папова, Л.В. Оценка показателей бухгалтерской отчетности и ее роль в формировании представления об организации / Папова Л.В., Сидякова А.А. // В сборнике: Учетно-аналитические и финансовые инструменты управления бизнес-процессами в экономике. Материалы междунар. науч. конф. молодых ученых и преподавателей вузов. Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. -2018. - С. 176-180.

12. Prodanova N.A., Trofimova L.B., Adamenko A.A., Erzinkyan E.A., Savina N.V., Korshunova L.N. Methodology for assessing control in the formation of financial statements of a consolidated business. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 1. С. 2696-2702.

References:

1. Balashova, N. N. Synchronization of the financial and management reporting system of the agricultural holding based on the integration of operational segment items // Bulletin of the AGTU. Series: Economics, 2015. - No. 2.

2. Kondrashova, O. R. Integrated reporting in the management accounting system // International accounting, 2018. - №№ 1 (439).

3. International Integrated reporting System. - https://gaap.ru/articles/Mezhdunarodnaya_integrirovannaya_otch-etnost_menyaet_svoi_Osnovy/

4. Melikhov, V. A. Assessment of prospects for the presentation of coherent integrated reporting and disclosure of non-financial information by agro-industrial holdings // Theory and Practice of social development, 2014. - No. 9.

5. Sigidov, Yu. I. Accounting (financial) reporting: textbook. manual / Yu. I. Sigidov, E. A. Oxanich, G. N. Yasmenko; Kuban State Agrarian University. univ. - Krasnodar, 2015. - 188 p.

6. Adamenko A.A. Legal problems of the application of international financial reporting standards in the Russian Federation. Adamenko, M.V. Zhelyabovskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 3 (32). - S. 10-14.

7. Bashkatov V.V. Formation of information on the activities of agricultural producers in the reporting / V.V. Bashkatov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 1 (30). - S. 253-259.

8. Kesyan, S. V. Cluster approach to the organization of integration interaction of agro-industrial complex subjects of the meso-level / S. V. Kesyan // Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: Economics. - 2014. - No. 3 (150). - S. 225-232.

9. Larina NV Problems of transformation of financial statements in accordance with IFRS in the agricultural sector / N.V. Larina, NS Vlasova // Actual issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting. Materials of the IV student scientific conference, 2014.S. 211-215.

10. Manichkina M.V. Purpose and functions of financial statements of an economic entity / M.V. Manichkina, T.E. Khorolskaya, Yu.K. Saratov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 456-459.

11. Papova, L.V. Evaluation of accounting indicators and its role in the formation of an idea of the organization / Papova L.V., Sidyakova A.A. // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy. Materials of the Intern. scientific. conf. young scientists and university professors. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. -2018. - S. 176-180.

12. Prodanova N.A., Trofimova L.B., Adamenko A.A., Erzinkyan E.A., Savina N.V., Korshunova L.N. Methodology for assessing control in the formation of financial statements of a consolidated business. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019.Vol. 8.No. 1.P. 2696-2702.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11015

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

S-A.Sh. Dovtaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, The Chechen State University.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ON THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация. В сложившихся экономических условиях, когда наблюдается спад экономики нашей страны, особую роль играет повышение инновационного потенциала промышленных предприятий. Под инновационным потенциалом предприятия понимается совокупность различных видов ресурсов, которые необходимы для реализации основных направлений инновационной деятельности предприятия. Инновационный потенциал можно рассматривать с различных точек зрения, в первую очередь, как результат уже имеющейся у предприятия инновационной возможности, а также как реально созданный на этом предприятии продукт.

На сегодняшний день сложилась острая необходимость повышения эффективности и улучшения структуры российской промышленности, что требует значительного роста уровня конкурентоспособности отечественных предприятий. С целью формирования инновационного потенциала предприятия руководством должен быть осуществлен значительный объем работы. При этом достаточно часто отмечается наличие сопротивления персонала различного рода изменениям и инновациям.

Abstract. In the current economic conditions, when there is a decline in the economy of our country, an increase in the innovative potential of industrial enterprises plays a special role. The innovative potential of an enterprise is understood as a combination of various types of resources that are necessary for the implementation of the main directions of innovative activities of the enterprise. Innovation potential can be viewed from various points of view, primarily as a result of the existing innovation capability of the enterprise, and also as a product actually created at this enterprise.

Today, there is an urgent need to improve the efficiency and improve the structure of Russian industry, which requires a significant increase in the level of competitiveness of domestic enterprises. In order to form the innovative potential of the enterprise, the management must carry out a significant amount of work. At the same time, the presence of personnel resistance to various kinds of changes and innovations is quite often noted.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал предприятия, инновационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.