Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОЭЗ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ'

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОЭЗ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / РЕЗИДЕНТЫ ОЭЗ / ИНВЕСТИЦИИ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микитчук Виталий Павлович

В статье рассмотрены особенности формирования Особых Экономических Зон на Крайнем Северо-Востоке России на примере ОЭЗ Магаданской области. Предложены инновационные подходы к решению проблем ОЭЗ Магаданской области, дана характеристика решения первоочередных задач в данном направлении. Определена роль предпринимательских структур в развитии ОЭЗ.In the article the features of formation of Special Economic Zones in the far North-East of Russia on the example of the SEZ in the Magadan region. Proposed innovative approaches to solving the problems of the SEZ in the Magadan region, the characteristic of the priorities in this direction. Defines the role of business organizations in the development of the SEZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОЭЗ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ»

9. С.М. Попов, А.А. Болдырев Методические основы решения эколого-экономических задач на примере предприятий центра России. «Горный журнал», 2007, № 6, С. 29.

10. А.С. Куликова, С.М.Попов Эколого-экономические основы использования подземного пространства

под водными объектами. В сб. Эколого-экономиче-ские проблемы горного производства и развития топливно-энергетического комплекса России. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). Отдельные статьи (специальный выпуск). - 2012. -№12.- с. 46-51.

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ

ОЭЗ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

Микитчук Виталий Павлович,

кандидат экон.наук, НОУ ВПО «Магаданский институт экономики», Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г.Магадан, доцент кафедры гуманитарных и математических

дисциплин

ALGORITHM DEVELOPMENT OF THE BUSINESS ENVIRONMENT IN SPECIAL ECONOMIC ZONES OF NORTH-EAST RUSSIA

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены особенности формирования Особых Экономических Зон на Крайнем Северо-Востоке России на примере ОЭЗ Магаданской области. Предложены инновационные подходы к решению проблем ОЭЗ Магаданской области, дана характеристика решения первоочередных задач в данном направлении. Определена роль предпринимательских структур в развитии ОЭЗ.

ABSTRACT

In the article the features of formation of Special Economic Zones in the far North-East of Russia on the example of the SEZ in the Magadan region. Proposed innovative approaches to solving the problems of the SEZ in the Magadan region, the characteristic of the priorities in this direction. Defines the role of business organizations in the development of the SEZ.

Ключевые слова: Особая Экономическая Зона, инвестиционный климат, предпринимательские структуры, резиденты ОЭЗ, инвестиции, развитие территории.

Keywords: Special Economic Zone, investment climate, business structures, the residents of the SEZ, investment, development of the area.

История создания и развития Особых экономических зон, как в мировой практике, так и в российской, богата примерами улучшения предпринимательской деятельности на территориях ОЭЗ. Важным является и то, что опыт создания ОЭЗ может быть использован и в граничащих с ними областях, а также в депрессивных и отдаленных от экономического центра России регионах, к которым относится и Магаданская область.

Необходимо выделить ряд особенностей Магаданской области, влияющих на ее экономическое развитие, к которым относятся: географическая отдаленность региона, суровые климатические условия, низкая плотность населения, особые экономические условия и др.

Помимо этого, необходимо констатировать, что в современных условиях, характеризующихся возрастанием значимости предприниматель-ской среды в ОЭЗ на первый план выдвигается задача административного воздействия по развитию конкуренции и совершенствованию конкурентной среды, что позволит привлекать в ОЭЗ новых резидентов и стимулировать развитие уже работающих там предпринимательских структур.

Для решения указанной задачи в структуре территориального управления субъекта федерации (в данном случае речь идет о Магаданской области) целесообразно провести несколько важных изменений, основанных на следующем фундаменте: в Российской Федерации роль органов управления имеет устойчивую тенденцию к усилению. Знакомство с результатами научных исследований

в области менеджмента, изучение опыта некоторых зарубежных стран, являющимися лидерами мировой экономики, а также анализ имеющегося отечественного опыта позволяет выделить несколько ключевых управленческих задач, решение которых позволит оптимизировать деятельность ОЭЗ.

Их решение направлено на снижение инвестиционных рисков и создание условий для динамичного и устойчивого процесса развития в целях решения главной управленческой задачи - повышения эффективности развития предпринимательской деятельности в ОЭЗ. К данным задачам можно отнести следующие:

1. Организация взаимодействия представителей местных предпринимательских структур, внешних инвесторов, организаций сферы обеспечения и услуг, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

2. Стратегическое планирование долгосрочного развития Магаданской области при активном участии лидеров местного предпринимательского сообщества для выработки возможных сценариев социально-экономического развития ОЭЗ и разработки совместного для представителей власти и предпринимателей плана действий по реализации наиболее благоприятного сценария из возможных.

3. Регламентация государственных и муниципальных услуг, предоставляемых резидентам ОЭЗ (прежде всего - тех, получение которых необходимо для ор-

ганизации, реорганизации, а также развития производства).

4. Обеспечение условий безопасности и социальной стабильности.

5. Создание информационного ресурса (портала), обеспечивающего координацию «потенциальных интересов» во внутренней и внешней среде ОЭЗ.

6. Создание PR-продуктов, способствующих реализации инвестиционного потенциала ОЭЗ. Необходимо констатировать, что решение каждой

из этих задач требует специфической организации и управленческого инструментария. В то же время, по аналогии с системой уравнений в математике, для одновременного решения комплекса этих задач следует выделить ключевой элемент, который будет являться общим для всей системы. Таким элементом должна стать некая структура, по сути, являющаяся обеспечивающей для всех заинтересованных участников процесса инвестиционного развития, не только в ОЭЗ, но и во всей Магаданской области.

Инициаторами создания подобной структуры должны выступить органы местного самоуправления (т.к.

именно на их территории располагаются ОЭЗ), либо органы управления субъектов федерации (правительство Магаданской области), поскольку такие действия полностью соответствуют их законодательно установленным полномочиям [3].

В силу целого ряда особенностей Магаданской области (исторических, географических, природно-климатических) расположенные там территории обладают различным инвестиционным потенциалом. Это - условие, которое являются определяющим, но не детерминирующим для создания благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух компонентов - инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности территории ОЭЗ.

На рисунке 1 отражены взаимосвязанные факторы, оценивающиеся потенциальными инвесторами.

В связи с этим необходимо обеспечить максимальную доступность и актуализацию информации о значении перечисленных факторов для территории, что создаст основу для первоначальных действий по улучшению инвестиционного климата.

Уровень социально-экономического развития

Кадровый потенциал

Емкость потребительского рынка

Наличие природных ресурсов

Степень раз- Л витости дорог

и средств коммуникации

Уровень развития сферы услуг и инф-|у раструктуры )

Близость к государственной границе

Рис.1 Взаимосвязанные факторы, оценивающиеся потенциальными инвесторами.

Следующий компонент - инвестиционная активность, характеризующаяся объемом и темпами привлечения инвестиций - по сути, представляет собой результат инвестиционной политики, поскольку успешной становится та по-литика, которая обеспечивает решение вопросов, актуальных для участников инвестиционного процесса.

В число участников включаются:

- инвесторы (не только местные);

- предприятия и организации, которым необходимы дополнительные инвестиции для развития своих производств;

- органы местного самоуправления и Правительство

Магаданской области;

- консалтинговые и иные организации.

Для обеспечения реализации инвестиционных процессов на территории Магаданской области необходимо создание системы организационного, информационно-аналитического, социально-психологического и кадрового обеспечения. Данная система может включать в себя:

- формирование долгосрочной инвестиционной политики Магаданской области в целом и Особой экономической зоны, в частности - в процессе совместной деятельности предпринимательских стру-

ктур и власти. Определение приоритетов, распределение ролей и функций каждой из участвующих сторон;

- организационное закрепление вопросов инвестиционной политики в структуре управления ОЭЗ Магаданской области;

- создание коллегиальных органов в сфере инвестиционной политики, объединяющих интересы органов управления ОЭЗ, общественности, реальных и потенциальных предприятий-резидентов этой зоны;

- организация работы с потенциальными инвесторами;

- разработка специальной программы действий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, как ключевых участников инвестиционного процесса;

- регламентация инвестиционных потоков

- формирование позитивного имиджа ОЭЗ;

- контроль над соблюдением установленных ограничений и условий инвестирования;

- создание системы мониторинга и экспертизы инвестиционных проектов;

- привлечение научных консультантов для проведения экспертных оценок бюджетной эффективности и социальной значимости инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории ОЭЗ.

Однако следует отметить, что это далеко неполный перечень вопросов, требующих решения для обеспечения инвестиционной активности, указывает на необходимость создания системы управления инвестиционными процессами в рамках администрации ОЭЗ Магаданской области.

Анализ применяемой практики управления процессами развития в ОЭЗ свидетельствует о том, что сегодня, как правило, создаются обособленные структуры, в компетенцию которых входит решение проблем развития и ин-вестиционно-финансового обеспечения. Часто используются схемы, при которых подразделение в структуре администрации ОЭЗ выступает координатором комплексного решения вопросов социально-экономического развития и инвестиционной политики Магаданской области.

Вместе с тем, для комплексного обеспечения инвестиционных процессов становится недостаточным организационно-административного ресурса, т.к. требуется, например, оказание консультационных и экспертных услуг в сфере бизнес-планирования, маркетинговых исследований, создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных по незадействованным производственным мощностям и площадкам и т.д.

Проведенный автором анализ показал, что данные услуги являются видом экономической деятельности и выходят за рамки полномочий органов управления ОЭЗ. Однако, они востребованы и необходимы для обеспечения инвестиционных процессов, как в самой Особой Экономической Зоне, так и в Магаданской области в целом.

Основополагающим механизмом комплексного развития территории, как известно, является стратегическое планирование. Следует констатировать, что подготовка комплексных плановых документов является тради-

ционной формой работы российских регионов и опирается на довольно большой опыт, в основе которого лежит еще советская практика разработки плановых документов. Вместе с тем, в последние годы данный процесс вышел на качественно новый этап своего развития, а функционирование региональных социально-экономических систем заметно усложнилось. Интенсифицируются социально-экономические связи, региональные экономики все более ощущают себя частью глобальных экономических процессов, увеличивается динамизм и плотность внутрирегиональных процессов, повышается напряженность работы региональных инфраструктур.

Либерализация экономики открывает новые возможности для экономического развития, одновременно обостряя социальные проблемы. Регионы вступают в конкурентные отношения друг с другом, соперничая за материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и прочие ресурсы, а глобализация делает этот процесс поистине всемирным. В то же время, регионы взаимодействуют и кооперируются, к тому же, и внутри самого региона формируется сложная система интересов разных социальных групп и экономических субъектов. В этих условиях необходима реальная демократизация управления, что позволит учитывать различные мнения и обеспечивать эффективное использование ограниченных экономических ресурсов.

В контексте данного исследования важным является то, что в последние годы российские субъекты федерации нередко идут по пути создания документов, согласующих совместные действия органов власти, населения и хозяйствующих субъектов. Так, почти все субъекты федерации в настоящее время имеют стратегии долгосрочного развития. В качестве таких документов в настоящее время выступают стратегии, определяющие на территории региона общие для населения, бизнеса и власти «правила игры» в области промышленной, фискальной, экономической и социальной политики на достаточно длительную перспективу (как правило, 10-15 лет) [3].

Сущность подобного типа плановых и прогнозных документов, призванных сформулировать идеи, задачи, виды, объемы ресурсов и политику их распределения по секторам и сферам деятельности субъектов федерации, сводится, в основном, к решению следующих вопросов:

1. Какой потенциал (природно-климатический, рекреационный, финансовый, материальный, интеллектуальный и т.д.) имеется в распоряжении Правительства региона, населения и хозяйствующих субъектов территории?

2. Каково положение экономики и социальной сферы территории, какое место принадлежит хозяйствующим субъектам и населению региона на рынках продукции и услуг?

3. Какие цели, поддерживаемые большинством населения и системообразующими предпринимательскими структурами, ставит Правительство Магаданской области, и какие задачи должны быть решены для их достижения?

4. Какие управленческие и организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать? Где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы решить поставленные задачи?

Следует акцентировать внимание на том, что раз-

витие малого предпринимательства - одно из приоритетных направлений развития Магаданской области. Таким образом, малое предпринимательство может стать важнейшим катализатором экономического роста в условиях ограниченных финансовых ресурсов и специфики территории области. При правильно выстроенной стратегии развития малого предпринимательства ОЭЗ открывает возможности реализации гражданами способностей, а также - социальной реабилитации незащищенных групп населения.

Как известно, развитие малого и среднего предпринимательства способствует:

- повышению социальной стабильности путем создания новых рабочих мест;

- диверсификации экономической базы ОЭЗ и появлению новых перспективных технологий и производств;

- повышению уровня и качества услуг, предоставляемых населению в условиях свободной конкуренции.

Согласно принципам развития рыночной экономики, основная роль органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства должна заключаться не в прямом регулировании предпринимательской среды, а в косвенном влиянии на нее - через создание максимально комфортных условий для ведения хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ.

Стратегическое решение задачи поддержки и развития малого и среднего бизнеса в условиях Особой Экономической Зоны включает в себя комплекс мероприятий, которые можно обобщить в виде нескольких целевых блоков [1]:

A. Выработка механизма конструктивного и регулярного взаимодействия между администрацией ОЭЗ и субъектами малого предпринимательства.

B. Разработка концепции поддержки малого бизнеса совместно с представителями предпринимательства. Корректировка программы поддержки ма-

лого предпринимательства в соответствии с разработанной концепцией.

С. Совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. К сожалению, современная действительность свидетельствует, что качественные характеристики деятельности ОЭЗ Магаданской области удовлетворяют самих предпринимателей, государство, да и население в целом. Созданная в Магаданской области ОЭЗ решает поставленные перед ней задачи лишь частично, и следует признать, что заложенный в ней потенциал далеко не полностью реализован.

В этой связи требуется разработка таких предложений, направленных на развитие системы управления предпринимательской деятельностью, которые охватывали бы интересы максимального количества хозяйствующих субъектов и способствовали экономическому развитию области и страны в целом. Этим и обусловлена актуальность данного исследования, которое предполагает работу по двум направлениям: совершенствование механизмов государственного регулирования и развитие предпринимательских структур, созданных и функционирующих в Магаданской области. Именно такой подход позволит в дальнейшем найти разумное сочетание между инструментами государственного и рыночного регулирования развития предпринимательской деятельности, что обеспечит России достойное место в глобальной экономике.

Литература

1. Микитчук В.П. Устойчивость предпринимательских структур- резидентов особой экономической зоны // Вестник российской академии естественных наук. - 2013. - № 1. - С. 59-63.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Устименко Е.А. Инвестиционный климат как важнейшая составляющая перехода к инновационной экономике // Экономика и управление. - 2010. - № 9. - С. 79-80.

МЕСТО КРОССКУЛЬТУРНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ

МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Митин Денис Викторович

Старший преподаватель, Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орёл

THE PLACE OF THE CROSS-CULTURAL MANAGEMENT IN THE MODERN SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION Mitin Denis, senior lecturer, Orel State Institute of Arts and Culture, Orel АННОТАЦИЯ

В современных условиях интернационализации и глобализации хозяйственной жизни проблемы кросскультур-ного управления приобретают особую актуальность. В статье представлены место и роль кросскультурного менеджмента в современной системе менеджмента организации. ABSTRACT

In modern conditions of internationalization and globalization of economic life cross-cultural management issues are getting more vital. The article presents the place and role of cross-cultural management in the modern system of management of the organization.

Ключевые слова: кросскультурный менеджмент, кросскультурный маркетинг, кросскультурные различия, международный бизнес.

Keywords: cross-cultural management, cross-cultural marketing, cross-cultural differences, international business.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.