витие малого предпринимательства - одно из приоритетных направлений развития Магаданской области. Таким образом, малое предпринимательство может стать важнейшим катализатором экономического роста в условиях ограниченных финансовых ресурсов и специфики территории области. При правильно выстроенной стратегии развития малого предпринимательства ОЭЗ открывает возможности реализации гражданами способностей, а также - социальной реабилитации незащищенных групп населения.
Как известно, развитие малого и среднего предпринимательства способствует:
- повышению социальной стабильности путем создания новых рабочих мест;
- диверсификации экономической базы ОЭЗ и появлению новых перспективных технологий и производств;
- повышению уровня и качества услуг, предоставляемых населению в условиях свободной конкуренции.
Согласно принципам развития рыночной экономики, основная роль органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства должна заключаться не в прямом регулировании предпринимательской среды, а в косвенном влиянии на нее - через создание максимально комфортных условий для ведения хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ.
Стратегическое решение задачи поддержки и развития малого и среднего бизнеса в условиях Особой Экономической Зоны включает в себя комплекс мероприятий, которые можно обобщить в виде нескольких целевых блоков [1]:
A. Выработка механизма конструктивного и регулярного взаимодействия между администрацией ОЭЗ и субъектами малого предпринимательства.
B. Разработка концепции поддержки малого бизнеса совместно с представителями предпринимательства. Корректировка программы поддержки ма-
лого предпринимательства в соответствии с разработанной концепцией.
С. Совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. К сожалению, современная действительность свидетельствует, что качественные характеристики деятельности ОЭЗ Магаданской области удовлетворяют самих предпринимателей, государство, да и население в целом. Созданная в Магаданской области ОЭЗ решает поставленные перед ней задачи лишь частично, и следует признать, что заложенный в ней потенциал далеко не полностью реализован.
В этой связи требуется разработка таких предложений, направленных на развитие системы управления предпринимательской деятельностью, которые охватывали бы интересы максимального количества хозяйствующих субъектов и способствовали экономическому развитию области и страны в целом. Этим и обусловлена актуальность данного исследования, которое предполагает работу по двум направлениям: совершенствование механизмов государственного регулирования и развитие предпринимательских структур, созданных и функционирующих в Магаданской области. Именно такой подход позволит в дальнейшем найти разумное сочетание между инструментами государственного и рыночного регулирования развития предпринимательской деятельности, что обеспечит России достойное место в глобальной экономике.
Литература
1. Микитчук В.П. Устойчивость предпринимательских структур- резидентов особой экономической зоны // Вестник российской академии естественных наук. - 2013. - № 1. - С. 59-63.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Устименко Е.А. Инвестиционный климат как важнейшая составляющая перехода к инновационной экономике // Экономика и управление. - 2010. - № 9. - С. 79-80.
МЕСТО КРОССКУЛЬТУРНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ
МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Митин Денис Викторович
Старший преподаватель, Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орёл
THE PLACE OF THE CROSS-CULTURAL MANAGEMENT IN THE MODERN SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION Mitin Denis, senior lecturer, Orel State Institute of Arts and Culture, Orel АННОТАЦИЯ
В современных условиях интернационализации и глобализации хозяйственной жизни проблемы кросскультур-ного управления приобретают особую актуальность. В статье представлены место и роль кросскультурного менеджмента в современной системе менеджмента организации. ABSTRACT
In modern conditions of internationalization and globalization of economic life cross-cultural management issues are getting more vital. The article presents the place and role of cross-cultural management in the modern system of management of the organization.
Ключевые слова: кросскультурный менеджмент, кросскультурный маркетинг, кросскультурные различия, международный бизнес.
Keywords: cross-cultural management, cross-cultural marketing, cross-cultural differences, international business.
В связи с тем, что 25 июля 2015 года Президент и Правительство РФ приняли решение продлить продовольственное эмбарго на один год, а в августе 2015 года США и ЕС планируют диверсификацию и конкретизацию предприятий в рамках системы санкций, чтобы усилить их влияние на РФ, остро возникает вопрос корпоративных отношений российских предприятий с предприятиями стран ЕС и США. На наш, взгляд, отечественные предприятия могут успешно решать эти задачи, с помощью корпоративного менеджмента и маркетинга кросскультурных отношений.
Происходящие в настоящее время процессы ускорения интернационализации и глобализации хозяйственной жизни, резкого увеличения международных хозяйственных связей, роста количества компаний, работающих в многонациональной среде, обусловили актуальность проблем кросскультурного управления в международной экономике.
Сегодня кросскультурный менеджмент решает свои задачи на макро- и микроэкономическом уровнях.
Внешним уровнем применения закономерностей и технологий кросскультурного менеджмента является:
- участие в международном разделении труда (региональная, национальная специфика);
- взаимодействие бизнес-культур при международных контактах (переговоры, внешнеэкономическая деятельность предприятия);
- создание сетей филиалов и представительств в инокультурной среде (международные, межрегиональные, сетевые компании);
- слияния и поглощения.
На внутреннем уровне, применение закономерностей и механизмов кросскультурного менеджмента необходимо при:
- внедрении на предприятии новых технологий и систем хозяйствования;
- реформировании и реструктуризации предприятия;
- управлении поликультурными и полиэтническими коллективами; а также для повышения межкультурного потенциала сотрудников, которое, в современных условиях, является необходимым условием эффективного функционирования организации.
Таким образом, предмет кросскультурного менеджмента можно определить, как:
- управление "культурным разнообразием" - различиями в деловых культурах и в системах их ценностей;
- определение причин межкультурных конфликтов, путей их предотвращения и/или нейтрализации;
- управление бизнесом на стыке и при взаимодействии культур;
- управление поликультурными бизнес-коллективами.
Его задачами являются:
- создание, развитие и управление технологиями культурного разнообразия - кросскультурными технологиями;
- формирование и развитие "межкультурной компетенции" менеджеров и сотрудников в целях повышения эффективности организации в условиях глобализации экономики.
Кросскультурный менеджмент - это создание и применение технологий управления культурным разнообразием в условиях экономической глобализации, которое отражает глубинные изменения, происходящие в современном обществе.
С одной стороны, с постепенной заменой вертикальных, иерархических форм управления горизонтальными, сетевыми формами - в информации, в коммуникации, в политике - необходимость изучения отдельных факторов, субъектов экономического и политического взаимодействия возрастает.
С другой стороны, увеличение доли производства нематериальных благ (услуг, информационных продуктов, образования), свойственное экономике всех развитых стран в современном "обществе знаний", также требует применения кросскультурных технологий.
Третичный сектор более других требует менеджмента, опирающегося на знание культурных особенностей, как производителя, так и потребителя.
Кросскультурный менеджмент, таким образом -разработка технологий управления, успешно действующих в различных культурах с целью предотвращения межкультурных конфликтов.
Мы считаем, что недооценки кросскультурных пробелов деятельности предприятий часто ведут к кризису деловых отношений, снижению деловой активности. Поэтому в современных условиях рынка процесс интернационализации бизнеса и экономики превратился в глобальную проблему для российских предприятий, особенно в связи с присоединением к ВТО. Предприятия всё в большей мере приобретают международный характер, и в школах менеджмента и бизнеса всё чаще подчёркивается требование интернационализировать взгляды менеджеров Top, Middle и Low уровней.
В отношении действующих организаций это означает необходимость более широкого учёта различий национальных и деловых культур, где кросскультурный менеджмент выступает базовой основой в этом учёте. На наш взгляд, глобализации российской экономики и, особенно после финансового кризиса 2008 года, и наблюдения рецессии должен происходить "рост национальной и локальной обособленности", которая обусловлена экономически, но прежде всего политически, и об этом говорил Президент РФ Путин В.В. в ходе его общения с народом от 25 апреля 2013 года. Суть заключается в том, что рост национально-культурной обособленности является защитной ответной реакцией на новые глобальные экономические реалии.
Литература
1. С.П.Мясоедов Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - 256с.
2. Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. - 2nd ed. - Thousand Oaks: Sage Publications, Inc., 2001.