Научная статья на тему 'Алгоритм построения лепестковой диаграммы деятельности университета на основе использования возможностей языка скриптов php'

Алгоритм построения лепестковой диаграммы деятельности университета на основе использования возможностей языка скриптов php Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
669
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / АЛГОРИТМ / ЛЕПЕСТКОВАЯ ДИАГРАММА / PHP

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Преснецова В. Ю.

Предложен алгоритм, который позволяет в режиме реального времени на основе данных о деятельности каждого преподавателя построить лепестковую диаграмму, отражающую выполнение вузом аккредитационных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION ALGORITHM OF THE PETAL DIAGRAM OF UNIVERSITY ACTIVITY ON THE BASIS OF USE OF ABILITIES SCRIPTING LANGUAGE PHP

The results of work on the first stage of project P-738, which was executed in the context of carrying out of search research effort in the line of "Computer science" are reflected. The algorithm, which allows in a real time mode on the basis of the data about activity of each teacher to construct the petal diagram reflecting carrying out of accreditation characteristics by high school, is offered.

Текст научной работы на тему «Алгоритм построения лепестковой диаграммы деятельности университета на основе использования возможностей языка скриптов php»

Список литературы

1. Ивутин А.Н., Суслин А. А. Подход к оценке надежности ПО на основе сетей Байеса // Перспективы развития телекоммуникационных систем и информационные технологии: сборник научных трудов международной конференции. СПб, 2008. 484 с.

2. Heckerman D. A tutorial on learning with Bayesian networks. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 1998.

3. Robinson R.W. Counting unlabeled acyclic digraphs // Proceeding of Fifth Australian on Combinatorial Mathematics. Melbourne, 1976.

4. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge: University Press, Cambridge, 1982.

5. Chow C.K., Liu C.N. Approximating discrete probability distributions with dependence trees // IEE Transactions on information theory. Vol. IT-14. № 3. 1968.

A.N. Ivutin, A.A. Suslin

SOFTWARE RELIABILITY EVALUATION BAYESIAN NETWORK BUILDING USING EXPERIMENTAL DATA

The general principles of Bayesian trusted network functioning are reviewed. The method of its structure generation using experimental data is described. The usage of models in complex software reliability estimation is offered.

Key words: Bayesian trusted networks, Bayesian solution, software reliability, reliability estimation, information security, statistical reliability models.

Получено 16.09.11

УДК 004.421:004.43:378

В.Ю. Преснецова, ассист., (4862) 41-98-34, alluvian@mail .ru (Россия, Орел, ОрёлГТУ)

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ЛЕПЕСТКОВОЙ ДИАГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЯЗЫКА СКРИПТОВ PHP

Предложен алгоритм, который позволяет в режиме реального времени на основе данных о деятельности каждого преподавателя построить лепестковую диаграмму, отражающую выполнение вузом аккредитационных показателей.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, автоматизированная информационная система, динамика развития университета, PHP, алгоритм, лепестковая диаграмма.

В современных условиях пользователи, выбирая профессию и вуз и оценивая динамику развития его деятельности, в первую очередь обращают внимание на кадровый профессорско-преподавательский состав (ППС). Совершенствование работы образовательных учреждений предполагает

целенаправленную деятельность управленцев в мотивации трудового поведения профессорско-преподавательского состава [1]. С этой целью в Орловском Государственном Техническом Университете (ОрелГТУ) возникла необходимость в создании автоматизированной информационной системы рейтинговой оценки деятельности кафедр и ППС [2]. Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой форму организационного управления профессорско-преподавательского состава вуза на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. Структура программного обеспечения автоматизированной рейтинговой системы - это клиент-серверная архитектура, в которой клиентами выступает браузеры, а сервером - веб-сервер (в качестве веб-сервера выступает Apache). Клиенты по протоколу HTTP (HyperText Transfer Protocol - "протокол передачи гипертекста") инициируют соединение и посылают запрос, а сервер ожидает соединение для получения запроса, производит необходимые действия и возвращает обратно по тому же протоколу сообщение с результатом. Одним из преимуществ такого подхода является тот факт, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, поэтому веб-приложения являются кросс-платформенными. Корректное функционирование системы подтверждено тестированием в браузерах Internet Explorer (Windows), Opera (Linux SUSE 10.0), Kroneker (Linux Mandriva) и Mozilla Firefox (Windows) [3].

В основу механизма определения динамики развития университета положен акт признания коллегами и администрацией университета конечных и промежуточных результатов деятельности конкретного структурного подразделения и преподавателя по работе в следующих пяти направлениях:

- личные квалификационные данные;

- руководство аспирантами, успешно защитившими диссертации;

- учебно-методическая работа по изданию учебников и учебных пособий с различными грифами;

- научная работа, финансируемая из различных источников и издание монографий;

- дополнительные показатели, характеризующие активность преподавателя, такие как изобретательская деятельность, публикации, организация и участие в конференциях и выставках различного уровня, работа со студентами, участие в работе Советов.

Рейтинговая оценка является наглядной формой представления данных, отражающая вклад ППС в динамику развития вуза в целом, и носящая соревновательный характер. Все преподаватели университета разделены на 4 категории: профессора-доктора, доценты-кандидаты наук, старшие преподаватели и ассистенты. Место преподавателя среди всех преподавателей вуза определяется в своей категории как результат ранжирования по убыванию индивидуальных рейтингов преподавателей. Величины всех рей-

тингов определяются по фактическим значениям показателей, достигаемым кафедрами и профессорско-преподавательским составом в своей работе. Все показатели соответствуют действующим в настоящее время показателям отчетности вузов России перед Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Именно по этому перечню определяются рейтинги университета, кафедры, направления (специальности) подготовки, выполнение вузом лицензионных и аккредитационных нормативов [2].

С целью наглядности отображения и обеспечения условий для принятия управленческих решений введена лепестковая диаграмма деятельности университета, демонстрирующая степень соответствия показателей вуза критериальным значениям, соответствующим заявленному государственному статусу [4]. В настоящей работе рассматривается алгоритм, который позволяет в режиме реального времени на основе данных о деятельности каждого преподавателя построить лепестковую диаграмму, отражающую выполнение вузом аккредитационных показателей.

Для записи алгоритма используется запись на естественном языке (псевдокод) и графическая запись (блок-схема). Алгоритм, записанный на естественном языке, состоит из заголовка алгоритма (описания параметров, спецификаций класса задач) и тела алгоритма (последовательности команд исполнителя, преобразующих входные параметры в выходные). Графическая запись включает базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, повторение [5].

Автоматизированная информационная система рейтинговой оценки деятельности кафедр и ППС состоит из PHP-скриптов, которые в зависимости от запросов к базе данных формируют HTML-страницы, отображаемые пользователю, и базы данных, в которой хранится вся информация о кафедрах и ППС. [6]. Одно из полезных применений РНР заключается в создании изображений на лету, например, вычерчивание графиков, которое происходит в четыре основных шага:

1) создание холста, предназначенного для дальнейшей работы;

2) вычерчивание форм в этом изображении. В PHP существуют несколько различных функций в зависимости от требуемых форм: линии, дуги, многоугольники или текст. Функции рисования используют следующие параметры:

- идентификатор изображения;

- начальные и в ряде случаев конечные координаты изображаемого объекта;

- цвет;

- информация о шрифте для вывода текста;

3) вывод окончательного рисунка;

4) освобождение ресурсов [7].

Поскольку построение каких либо фигур в PHP осуществляется по координатам, то обратимся к аналитической геометрии. Предположим, что лепестковая диаграмма - это совокупность лучей с точками, фиксирующими пороговое значение показателя и значение показателя вуза. Так как луч является прямой линией, ограниченной с одного конца и не имеющей ограничений с другого, то использование данного термина является не совсем целесообразным в нашем случае, из-за ограниченности самой диаграммы. Вместо него будем использовать понятие "отрезок". Таким образом, лепестковая диаграмма представляет собой совокупность отрезков, одни концы которых сходятся в центре диаграммы, а противоположные концы являются вершинами правильного многоугольника, а точнее десятиугольника - по числу отрезков с показателями. Построение десятиугольника связано с окружностью, описанной вокруг него.

Известно, что уравнение окружности в параметрической форме записывается как

xt = x0 + R cos j,

, D • 0 <j< 2p, i = 1, 10, (1) y = Уо + R sin j, v , , , w

где xb yt - координаты вершин десятиугольника; x0 и y0 - координаты точки О, являющейся центром окружности и самого рисунка; R - радиус окружности; j - центральный угол сектора окружности (угол образованный подвижным радиусом с положительным направлением оси OX).

Для правильного многоугольника с n сторонами имеет место следующее соотношение [8]:

360° j =-.

n

Задача алгоритма построения лепестковой диаграммы деятельности университета сводится к тому, что сначала находятся координаты десяти отрезков, разделяющих внешнюю окружность на 10 секторов, потом находятся координаты для вершин многоугольника 2 вписанного в окружность 2, радиусом равным половине радиуса внешней окружности, и в конце находятся координаты вершин неправильного многоугольника 3. Координаты десяти отрезков или вершины многоугольника 1 необходимы для создания границ области лепестковой диаграммы, координаты многоугольника 2 - это пороговые значения показателей вуза, а координаты неправильного многоугольника 3 - это сами значения показателей вуза. На рис. 1 изображен результат работы алгоритма. Предполагается, что внешняя окружность и многоугольник 1 рисоваться не будут.

Рис. 1. Результат работы алгоритма

Приведем алгоритм, направленный на построение лепестковой диаграммы.

1. Зададим радиус внешней окружности и координаты точки О.

2. Центральный угол ф равен 36°.

3. Введем в массив 1 пороговые значения показателей.

4. Выберем из базы данных все значения показателей университета.

5. Занесем полученные показатели в массив 2.

6. Организуем цикл:

Пока не найдены координаты всех вершин:

находим по системе уравнений (1) координаты вершины; увеличиваем центральный угол ф на 36°; заносим координаты вершин в массив 3.

7. По полученным координатам из массива 3 рисуем десять отрезков, сходящихся в точке О.

8. Зададим радиус окружности 2, равный Ш2.

9. Центральный угол ф равен 36°.

10. Организуем цикл:

Пока не найдены координаты всех вершин:

находим по системе уравнений (1) координаты вершины; увеличиваем центральный угол ф на 36°; заносим данные в массив 4.

11. По полученным координатам из массива 4 рисуем многоугольник 2.

12. Центральный угол ф равен 36°.

13. Сравним пары "пороговый показатель - показатель вуза" из массивов 1 и 2.

14. Организуем цикл: Пока не сравним все пары:

Если показатель вуза больше порогового показателя вуза в два раза, то

полагаем, что длина отрезка с этим показателем от центра до границы диаграммы равна радиусу внешней окружности,

иначе

полагаем, что длина отрезка равна половине радиуса, деленного на значение порогового показателя и умноженного на значение показателя кафедры; находим по системе уравнений (1) координаты вершины многоугольника 3;

увеличиваем центральный угол ф на 36°; заносим данные в массив 5. 15. По полученным координатам из массива 5 рисуем многоугольник 3.

Графическая запись алгоритма приведена на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Алгоритм построения лепестковой диаграммы деятельности университета

С

Начало

ф = 16

Для каждой вершины находим

х = х(|+ К*ео8(ф)

У - Уо + рЯ1П(ф)

Ф = Ф -Н 36

Заноси м координаты и массив

С

Колот

3

Рис. 3. Алгоритм подпрограммы «Рассчитать координаты вершин»

На рис. 4 представлена лепестковая диаграмма аккредитационных показателей ОрелГТУ, построенная с помощью алгоритма на основании информации, полученной из базы данных. На диаграмме видно, что все показатели превышают нормативные значения, и это говорит о том, что университет обладает возможностями для дальнейшего развития.

Рис. 4. Лепестковая диаграмма деятельности университета

Приведенный алгоритм позволяет расширить функциональные возможности автоматизированной информационной системы рейтинговой

оценки деятельности кафедр и ППС и является удобным инструментом статистического анализа динамики развития вуза. Новизна алгоритма заключается в том, что он позволяет:

- в режиме реального времени точно построить лепестковую диаграмму деятельности университета на базе использования возможностей языка скриптов PHP;

- при изменении количества аккредитационных показателей легко менять вид лепестковой диаграммы;

- адаптироваться под различные виды языков программирования.

Статья отражает результаты работы по второму этапу проекта

П-738, выполненного в рамках проведения поисковых научно-исследовательских работ по направлению "Информатика".

Список литературы

1. Бакурадзе А. Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 211 с.

2. Преснецова В. Ю., Пилипенко О.В. Автоматизация управления деятельностью подразделений и профессорско-преподавательского состава ВУЗА // Известия ОрелГТУ. Информационные системы и технологии. 2009. № 1. C. 66 -77.

3. Преснецова В. Ю., Пилипенко О.В. Концепция использования кроссплатформенного программного обеспечения для оценки деятельности профессорско-преподавательского состава вуза // Новые образовательные технологии в вузе: в 2 ч. Ч.1. Сборник материалов седьмой международ. науч.-метод. конф., 8 - 10 февраля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 111114.

4. Комплексная оценка высших учебных заведений / В.Г. Наводнов [и др.]. 2-е изд., перераб. М.: Центр гос. аккредитации, 2003. 172 с.

5. Казиев В. М. Введение в математику и информатику: учеб. пособие. М.: Интернет-ун-т информ. технологий: БИНОМ. Лаб. знаний, 2007. 301 с.

6. Преснецова В. Ю., Пилипенко О.В. Интегрированные средства представления знаний о динамике развития вузов (на примере Орёл ГТУ) [Электронный ресурс] // Тр. IV Международ. науч.-практ. конф. "Современные информационные технологии и ИТ-образование". М.: Изд-во МГУ, 2009. - Электрон. оптич. диск. (СБ-ROM).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Томсон, Л.. Разработка Web-приложений на РНР и MySQL = PHP and MySQL Web development / пер. с англ. Л. Томсон и [и др.]. Киев: DiaSoft, 2001. 655 с.

8. Бронштейн И. Н, Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. 15-е изд. М.: Наука, 1998. 608 с.

V.J. Presnetsova

CONSTRUCTION ALGORITHM OF THE PETAL DIAGRAM OF UNIVERSITY ACTIVITY ON THE BASIS OF USE OF ABILITIES SCRIPTING LANGUAGE PHP

The results of work on the first stage of project P-738, which was executed in the context of carrying out of search research effort in the line of "Computer science" are reflected. The algorithm, which allows in a real-time mode on the basis of the data about activity of each teacher to construct the petal diagram reflecting carrying-out of accreditation characteristics by high school, is offered.

Key words: professor and teacher, automatic information system, dynamics of development of university, PHP, algoritm, the petal diagram.

Получено 16.09.11

УДК 007.51

Ю.В. Седельников, сотр. научно-исследовательской лаб., (4872) 33-24-45, xru2003@list.ru (Россия, Москва, ДГЗ МЧС РФ), А.А. Сычугов, канд. техн. наук, доц., xru2003@list.ru, (4872) 33-24-45 (Россия, Тула, ТулГУ)

СЕГМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Рассматривается понятие инфраструктурного проекта, особенности организации системы комплексной безопасности при реализации инфраструктурных проектов. Разрабатываются типовые сегменты, рассматриваются требования к ним и особенности реализации. Указаны преимущества предлагаемого подхода.

Ключевые слова: инфраструктурный проект, система комплексной безопасности, сегменты, протоколы информационного обмена.

На основании понятия инфраструктурного проекта, определяемого как совокупность действий и их последовательность по созданию и (или) реконструкции конкретного объекта или технологического комплекса инфраструктуры, их последующему использованию (эксплуатации), реализуемых на основании проектного соглашения, можно выделить особенности обеспечения комплексной безопасности при его реализации. В первую очередь к ним относится необходимость обеспечения безопасности на недостроенных, незавершенных объектах, для которых отсутствуют паспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.