Научная статья на тему 'Индексная система стимулирования сотрудников'

Индексная система стимулирования сотрудников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индексная система стимулирования сотрудников»

Г. ДАНИЛОВ, доцент

Индексная система стимулирования сотрудников

Система управления современным вузом состоит из большого числа элементов, важнейшим из которых является «Система материального и морального стимулирования преподавателей и сотрудников ». Последняя, в свою очередь, включает в качестве одного из своих компонентов «Систему материального стимулирования профессорско-преподавательского состава (ППС)».

Рассмотрим основные источники финансирования преподавательского труда и документы, регламентирующие соответствующие выплаты. Преподаватель, работающий в вузе, получает за свою работу в пределах основного 6-часового рабочего времени доход, в общем случае, из двух источников:

■ из федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательстом;

■ из внебюджета в соответствии с коллективным договором.

Федеральное законодательство предусматривает стабильный оклад в соответствии с ЕТ С с учетом районных и северных коэффициентов плюс надбавки за стаж, пожизненные надбавки за ученую степень и звание.

Коллективный договор предусматривает зарплату за работу с контрактниками, надбавку в течение года за защиту диссертации плюс пожизненные надбавки за почетные звания плюс выходное пособие при уходе на пенсию, а также остальные многочисленные, но по размерам небольшие надбавки, льготы, компенсации, напрямую не связанные с результатами преподавательского труда (они носят в основном социальный характер).

Ни тот, ни другой источник практически не зависят от того, насколько интенсивно и эффективно работает преподаватель в течение года и, следовательно, не стимулируют преподавателя постоянно повышать

качество своего труда, т.к. все, что ему положено, он будет получать гарантированно.

Это - так называемая постоянная часть заработной платы, ее существование создает у работника чувство уверенности и стабильности и с точки зрения привлечения и удержания кадров играет положительную роль.

Однако университету нужны не просто кадры, а преподаватели, непрерывно, эффективно и качественно работающие по всем возможным направлениям. Не полагаясь лишь на внутреннюю мотивацию ППС (которая, конечно, присутствует у многих преподавателей), желательно иметь в университете систему материального стимулирования. Используя имеющийся запас средств из внебюджетных источников и опираясь на систему учета работы ППС по всем направлениям, она должна обеспечить каждому преподавателю сумму надбавки к основной заработной плате, адекватную достигнутым результатам за каждый учебный год и побуждающую его к достижению все более высоких результатов.

Юбилей

87

В УГТУ уже второй год действует такого рода система, основанная на следующих принципах:

1) объективность - объем вознаграждения преподавателя определяется на основе объективной оценки результатов его труда;

2) адекватность - вознаграждение адекватно трудовому вкладу преподавателя в результат деятельности всего ППС;

3) транспарентность - система стимулирования прозрачна, понятна для любого преподавателя и предсказуема;

4) оперативность - временной интервал между достижением результата и начислением соответствующего вознаграждения минимален;

5) значимость - размер вознаграждения для активного преподавателя достаточно ощутим.

Соблюдение первых двух (наиболее важных) требований гарантирует созданная в УГТУ система сравнительной оценки деятельности преподавателей за учебный год.

Индексная система - это диктуемая миссией и глобальной целью университета совокупность показателей деятельности преподавателей за определенный период времени с указанием единиц и шкал измерения, их относительной важности и описанием основанного на этих показателях алгоритма вычисления итоговых сравнительных оценок эффективности работы преподавателей за данный период.

Глобальная цель УГТУ определяет, применяя военную терминологию, «направления главного удара» - пять направлений деятельности преподавателя (рис. 1). Исходя из этого в индексной системе были сформированы шесть крупных разделов, которые вместе с соответствующими подразделами полностью определяют ее структуру (рис. 2).

Учитывая, что каждый раздел и подраздел содержит конкретные показатели (всего их 110), индексная система охватывает практически весь спектр деятельности университетского преподавателя. Система по-

Рис. 1. Направления деятельности преподавателя

Рис. 2. Структура индексной системы

1. Учебн о-в оспи г ател ьная работа

1.1. Учебно-воспитательная работа

1.2. Внеучебная воспитательная работа

1.2.1. Духовно-нравственное воспитание

1.2.2. Физическое воспитание

2. Методическая работа

3. Воспитание и подготовка научных кадров

3.1. Научное руководство в рамках БИРС

3.2. Послевузовская подготовка научных кадров

4. Научно-исследовательская и инновационная деятельность

4.1. Научно-исследовательская деятельность

4.2. Патентно-инновационная и изобретатель ская д ея тельнос гь

5. Повышение квалификации и творческого потенциала

5.1. Повышение педагогической квалификации и профессионального уровня

5.2. Повышение научной квалификации

5.3. Повышение квалификации в сфере управления

6. Организационно-управленческая и коммуникационная деятельность

6.1. Внутривузовское управление

6.2. Взаимодействие с внешней средой

казателей строилась так, чтобы они удовлетворяли следующим необходимым требованиям:

• релевантность;

• измеримость;

• сравнимость;

• полнота;

• однозначность и простота формулировок.

Все показатели внутри разделов сгруппированы по четырем категориям: «Потенциал», «Активность», «Результат»и «Результат экстра-класса» с последовательным возрастанием их значимости, причем в категорию «Результат экстра-класса» включены такие «сливки» деятельности вуза, как монографии, учебники, учебные пособия на иностранном языке, диссертации, патенты, лицензии, международные премии, научные открытия и ряд других. Эти показатели либо входят в аккредитационные показатели вузов, либо в выгодном свете представляют вуз на фоне других, т.е. тесно связаны с его миссией.

С алгоритмической точки зрения индексная система представляет собой мо-

дульную «индексную систему с плавающей базой» и автономными группами нормированных весовых коэффициентов. Сами весовые коэффициенты были получены путем экспертного опроса при соблюдении следующих требований:

1) наименее важный показатель всегда имеет вес, равный единице;

2) точность назначения весов по всей системе одинакова и равна 0,5;

3) веса нормируются внутри каждой группы;

4) там, где это возможно, применялся т.н. «частотный подход» (вес показателя обратно пропорционален частоте его появления в практике работы среднестатистического преподавателя).

Индексная система вычисляет для каждого преподавателя за очередной учебный год следующие числовые параметры: I -итоговый индекс (комплексный параметр, характеризующий в количественной форме сравнительный итог деятельности преподавателя за прошедший учебный год); L - индекс лидерства (итоговый результат преподавателя по наиболее успешному для

Юбилей

89

него разделу); Н - индекс гармонии (количественная характеристика «степени универсальности » работы преподавателя).

Эти параметры связаны простым соотношением:

I = Ь •Н (*)

Для большей наглядности и сравнимости результатов каждый преподаватель по результатам расчетов индексной системы получает персональную Лепестковую Индексную ДИАграмму (ЛИДИА), представляющую собой графическое изображение («раковина улитки») расположенной по часовой стрелке в убывающем порядке последовательности его частных индексов L1, L2, ... , Lm, отложенных на лучах ОР1, ОР2, ... , ОРт, соответствующих разделам Р1, Р2, ... , Р деятельности ППС (рис. 3).

Чем выше индекс лидерства преподавателя, тем ближе точка L1 расположена к точке Р1; чем выше его индекс гармонии, тем «жирнее » улитка, и наоборот (у «идеального» преподавателя - абсолютного лидера и абсолютного «дженералиста» -ЛИДИА представляет собой многоугольник Р , Р , . , Р ).

1 7 27 7 т'

Основная цель системы материального стимулирования в УГТУ - создать условия для формирования среди преподавателей конкурентной среды в борьбе за престижную позицию в «индекс-листе» и весомую стимулирующую надбавку к зарплате путем интенсификации и повышения эффективности своей деятельности по всем ее направлениям. В связи с этим размер надбавки конкретного преподавателя зависит не от стажа его работы или должности, а лишь от объема и качества выполненной им за учебный год работы по результатам расчетов индексной системы.

В формулу для начисления надбавок заложены следующие основные принципы.

Принцип адекватности. Величина стимулирующей надбавки любого преподавателя тем больше, чем больше объем и выше качество выполненной им работы.

Принцип лидерства. Стимулирующая надбавка будет тем выше, чем выше преподаватель оказался в ранжированном списке по наиболее успешному для него разделу («работа вглубь »).

Принцип гармонии. Размер надбавки возрастает, если деятельность преподавателя в отчетном году была более гармоничной, т.е. реально охватывала большее количество направлений («работа вширь»).

Принцип конкуренции. Денежный фонд, выделенный на выплату стимулирующих надбавок ППС, - строго фиксированная величина. Кроме того, индекс - это величина относительная: увеличение индекса у одного преподавателя приводит к падению индекса у других. Эти два факта на практике приводят к реальной конкурентной борьбе между преподавателями за повышение результативности своей рабо-

Рис. 3. Лепестковая Индексная ДИАграмма

ты по всем направлениям. Выигрывают от этой борьбы в конечном счете и прежде всего все получающие более качественное образование (студенты, аспиранты, соискатели и слушатели ИПК - словом, все лица, для обслуживания которых и существует университет).

Принцип коллективной ответственности. Надбавка к зарплате любого преподавателя пропорциональна отношению удельного объема индексной системы за отчетный год к удельному объему за год, предшествующий отчетному. Следовательно, если университет в целом сработал в этом году лучше, чем в прошлом, то и надбавки всем преподавателям будут выше, и наоборот.

Применяя к формуле (*) чисто геометрическую аналогию, можно сказать: если итоговый индекс I - это объем котлована, то индекс лидерства L - его глубина, а индекс гармонии Н - площадь. Так вот, формула начисления надбавок в УГТУ устроена так, что заставляет преподавателя

«рыть» как можно глубже и как можно шире.

Индексная система - это многофункциональная система. Она может использоваться как:

• информационная система для расчета стимулирующих надбавок;

• система учета работы ППС (материал для изучения университета на «клеточном» уровне);

• источник информации для самооценки университета;

• картина тенденций развития вуза;

• исходный материал для участия УГТУ в конкурсах и проектах;

• история УГТУ в цифрах и фактах;

• описание траектории движения каждого преподавателя (в многомерном факторном пространстве) за весь период его работы в УГТУ.

В настоящее время готовятся материалы для заявки в ФИПС на оформление индексной системы как объекта интеллектуальной собственности УГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.