Научная статья на тему 'Алгоритм обучения приёмам самостраховки юных хоккеистов'

Алгоритм обучения приёмам самостраховки юных хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / САМОСТРАХОВКА / РАНЖИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ГРУППЫ ПРИЕМОВ / ТРАВМАТИЗМ / ALGORITHM / SELF-INSURANCE / RANKING / PHYSICAL QUALITIES / TECHNIQUES GROUP / INJURIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Антон Николаевич, Коновалов Василий Николаевич, Таратухин Андрей Сергеевич

В статье рассматривается возможность построения алгоритма обучения хоккеистов самостраховке. Представлены результаты ранжирования тренерами и игроками физических качеств, составляющих основу эффективного выполнения приемов самостраховки юными хоккеистами. Также определены значения групп приемов самостраховки в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов. Конкретизированы понятия самостраховки: «столкновение с бортом» и «падение на борт». По мнению авторов, предложенные сведения позволят специалистам составить представление о содержании и последовательности действий тренера в процессе обучения приемам самостраховки, повысить эффективность деятельности юных хоккеистов, а также снизить травматизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Антон Николаевич, Коновалов Василий Николаевич, Таратухин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning algorithm of self-insurance for young hockey players

The article discusses the possibility of building self-insurance learning algorithm players. The results of the ranking coaches and players physical qualities that form the basis of effective implementation self-insurance methods young hockey players are presented. Also, the values of selfinsurance techniques groups in training specific situations and competitive activity of young hockey players are defined. The concepts of self-insurance «clash with the board» and «fall on the side» are concretized. According to the authors, the proposed data will allow experts to form an idea of the content and sequence of coach actions during training receptions self-insurance, increase the young hockey players' efficiency, as well as reduce injuries.

Текст научной работы на тему «Алгоритм обучения приёмам самостраховки юных хоккеистов»

УДК 37.037.1

А. Н. МАРТЫНЕНКО В. Н. КОНОВАЛОВ А. С. ТАРАТУХИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ЗАО «Хоккейный клуб "Атлант"»,

г. Мытищи

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ САМОСТРАХОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

В статье рассматривается возможность построения алгоритма обучения хоккеистов самостраховке. Представлены результаты ранжирования тренерами и игроками физических качеств, составляющих основу эффективного выполнения приемов самостраховки юными хоккеистами. Также определены значения групп приемов самостраховки в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов. Конкретизированы понятия самостраховки: «столкновение с бортом» и «падение на борт». По мнению авторов, предложенные сведения позволят специалистам составить представление о содержании и последовательности действий тренера в процессе обучения приемам самостраховки, повысить эффективность деятельности юных хоккеистов, а также снизить травматизм.

Ключевые слова: алгоритм, самостраховка, ранжирование, физические качества, группы приемов, травматизм.

Вопросы обеспечения безопасности хоккеистов рассматриваются специалистами через изучение направленности спортивных травм; соблюдение основных методических положений спортивной тренировки; нормирование и контроль соревновательных и тренировочных нагрузок; подготовку органов, функциональных систем двигательного аппарата в подготовительной части занятий [1, с. 199 — 204]; обеспечение нормальных условий для проведения тренировочного процесса и восстановительных мероприятий (качество мест занятий, оборудования и инвентаря) и т.п. [2, с. 62].

При этом комплекс мер по обеспечению безопасности юных спортсменов в хоккее с шайбой не может быть ограничен решением вышеперечисленных вопросов. В содержании рекомендуемых программ подготовки юных хоккеистов, в рамках освоения приёмов техники передвижения на коньках, чётко обозначен вопрос освоения падений (на колени, вперёд, в стороны и т.п.) [3, с. 23, 68, 94.]. Если быть более точным, то не столько освоение падений, сколько освоение способности оберегать себя от последствий падений, или самостраховки. В специализированных спортивных школах специалисты рекомендуют вести данную работу систематически — начиная с этапа начальной подготовки и на протяжении всего учебно-тренировочного процесса (начальная и углублённая специализация) [2, с. 45; 3, с. 23]. Однако в теории и практике подготовки юных хоккеистов нами не обнаружены сведения, касающиеся использования приёмов самостраховки и алгоритма обучения данным приёмам в тренировочном процессе.

Существующее противоречие явилось основанием для постановки цели данного исследования — определение алгоритма обучения приёмам самостра-

ховки юных хоккеистов. Алгоритм рассматривается нами как совокупность действий, правил для решения поставленной задачи [4], описывающих наиболее рациональный порядок (содержание и последовательность) действий тренера в процессе обучения юных хоккеистов приёмам самостраховки.

Для устранения существующего противоречия и достижения поставленной цели нами использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, опрос (интервьюирование) и математический анализ.

Исследование проводилось на базе высшей школы тренеров по хоккею Сибирского государственного университета физической культуры и спорта и в рамках сотрудничества с ДЮСШ НП СК «Авангард» (г. Омск). Исследование проводилось с мая по июнь 2014 года.

В научно-методической литературе не обнаружены необходимые сведения, раскрывающие алгоритм обучения юных хоккеистов приемам самостраховки.

Нами опрошено 24 тренера и игрока разной квалификации (ЗТР — 1 чел.; высшая — 4 чел., 1-я категория — 1 чел., 2-я категория — 8 чел., б/к — 10 чел.; б/р — 1 чел., 2 р. — 2 чел., 1 р. — 4 чел., КМС — 5 чел., МС — 9 чел., МСМК — 3 чел.). Средний тренерский стаж — 16 лет. Средний возраст опрашиваемых — 39 лет. Опрос проводился в мае 2014 года на базе высшей школы тренеров Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск).

Мы придерживаемся следующего понятия самостраховки — это проявляемое во время выполнения упражнений умение занимающегося самостоятельно и своевременно найти выход из неожиданно возникшего опасного положения [5]. Способы выхода

Таблица 1

Физические качества, имеющие наибольшее значение для эффективного выполнения хоккеистами приёмов самостраховки

№ п/п Варианты Ранги ИТОГ

1 2 3 4 5

1 Выносливость 0 0 1 3 20 5

2 Ловкость 17 5 2 0 0 1

3 Сила 0 2 3 16 3 4

4 Быстрота 0 7 14 3 — 3

5 Гибкость 7 10 4 2 1 2

Таблица 2

Применение приёмов самостраховки в определённых ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов

№ п/п Группы приёмов Ранги ИТОГ

1 2 3 4 5

1 При падениях на лёд 4 6 6 4 4 3

2 При столкновениях с бортом 4 8 4 7 1 2

3 При падениях на борт 12 3 7 2 — 1

4 При столкновениях с игроками 4 4 5 6 5 4

5 При столкновениях с воротами 0 3 2 5 14 5

из них определяются специфическими особенностями соревновательной и тренировочной деятельности в виде спорта и основными положениями теории и практики спортивной тренировки в избранном виде спорта (хоккее с шайбой) [6].

Представленное определение является квинтэссенцией всего процесса обучения приёмам самостраховки и отражает его наивысший результат. Результатом освоения самостраховки является приобретённый двигательный навык, характеризующийся «динамическим стереотипом», обеспечивающим его экономичность, стабильность и вариативность в зависимости от конкретных практических обстоятельств (падения на лёд, столкновения с бортом, игроками, воротами).

Для того чтобы получить такой результат в видах спорта с наибольшей проработанностью данного вопроса (акробатика, единоборства), сначала формируют двигательную основу (общая и специальная физическая подготовка), а затем осваивают технику приёмов самостраховки, направленных на решение определённой двигательной задачи в конкретной ситуации [7, с. 24 — 25; 8, с. 33, 143]. Это полностью согласуется с основными положениями теории спортивной тренировки [9, с. 271 —272].

Однако сам набор и значение физических качеств касается специфики акробатики и спортивных единоборств, но не как не хоккея с шайбой [2, с. 15; 6]. Выявление ведущих физических качеств, составляющих основу эффективного выполнения приёмов самостраховки хоккеистов, позволило бы создать благоприятные условия для формирования умения и навыков приёмов самостраховки хоккеистов. Первой задачей нашего исследования явился опрос тренеров и хоккеистов разной квалификации.

Анализ ответов на вопрос: «Какие физические качества имеют наибольшее значение для эффективного выполнения хоккеистами приёмов самостраховки?» позволил (табл. 1):

1. Констатировать, что проведённое распределение по рангам позволяет нам составить представле-

ние о наибольшей значимости физических качеств, для всего процесса обучения приёмам самостраховки.

2. Даёт основание для поиска оптимального распределения средств по мере освоения данных приёмов на разных этапах обучения.

Ведущее значение, по мнению респондентов, в рамках обучения приёмам самостраховки хоккеистов должно отводиться ловкости (ранги 1—3) и гибкости (ранги 1—5).

На первых этапах обучения их развитию и совершенствованию следует уделить наибольшее внимание. Причём можно предположить, что развитием гибкости следует заниматься более продолжительное время.

На втором этапе обучения по мере развития и совершенствования данных качеств переходить к их скоростному и силовому выполнению.

На третьем этапе следует больший акцент делать на развитие выносливости, которая респондентами была представлена пятой по рангу.

Из табл. 1 видно, что тренерами и спортсменами значение ловкости (ранги 1—3) снижается и предпочтение отдаётся выносливости (ранги 3 — 5). Именно недостаточная выносливость хоккеиста может стать основной причиной неспособности рационально реализовать освоенные ранее приёмы самостраховки. Так, при описании механизмов травм на тренировках в японском хоккее авторы отмечают в качестве основной причины усталость спортсмена (16,3 %) [10, с. 208-214].

Таким образом, второй задачей исследования явилось последующее освоение приемов самостраховки. Для решения этой задачи все средства дифференцированы по группам приёмов (падение на лёд, на борт, столкновения с игроками, воротами, бортом). Основой данного распределения по группам явился ответ респондентов на вопрос: «Какое значение имеет применение приёмов самостраховки в определённых ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов?» (табл. 2).

Принято считать, что понятия падение на борт и столкновение с бортом должны быть разграничены.

Ранее мы предположили, что падения и столкновения с бортом, с точки зрения плоскостной организации пространства и перемещения в рамках данного пространства хоккеистов, могут быть различны как по подбору приёмов самостраховки, так и по степени тяжести травмы в случае неверно принятого решения [6]. Поэтому как спортсменам, так и их тренерам в рамках определения алгоритма обучения приёмам самостраховки следует чётко осознавать его биомеханическую составляющую [11, с. 83]. Известно, что наиболее опасна «встреча с бортом» с расстояния 1 — 1,5 метра [12, с. 451 —456].

Проведённые нами исследования [13, с. 4] позволили констатировать большую вероятность того, что спортсмен не успевает восстановить равновесие и не выйдет в формат (с позиции биомеханики) — «плоскость на плоскость», а упадает на препятствие «под углом». В условиях соотношения высокой скорости падения с минимальным расстоянием и временем, которое отводится на принятие решения. Без соответствующего уровня владения навыками самостраховки спортсмену крайне проблематично осуществить правильный выбор и мгновенно реализовать его, особенно в условиях высокой опасности.

Подтверждением правильности нашего суждения является предусмотренное в правилах соревнований наказание за «активность», приводящую к падению соперника на борт (толчок на борт) [12, с. 451 —456].

Таким образом, по результатам опроса тренеров нами были классифицированы группы приёмов, отражающие специфику ситуаций, связанных с необходимостью применения юными хоккеистами приёмов самостраховки в хоккее с шайбой (табл. 2).

Проведённые исследования позволили заключить, что на первом этапе обучения приёмам самостраховки следует уделить внимание группе приёмов, связанных с падением на борт. На одном из последующих этапов формирования навыка самостраховки целесообразно увеличить объём средств обучения падению на борт (ранг 3).

Как показал анализ результатов опроса, самостраховка при столкновении с воротами имеет наименьшую значимость. Данное обстоятельство может быть связано с частотой возникновения таких ситуаций и, как следствие, низким интересом к данной работе в целом (ранги 1—5). На данное обстоятельство обратили внимание некоторые респонденты, считая, что в отдельные моменты тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов самостраховка имеет существенное значение при столкновении с воротами (ранг 2 — 3).

По второму рангу преимущество было отдано столкновению с бортом, падению на лёд и столкновению с игроками. В данном случае разница между значениями перечисленных групп не столь существенна, поэтому и распределение средств обучения приёмам самостраховки не будет серьёзно отличаться по объёму. Группы приёмов самостраховки — «падения на лёд» и «столкновения с игроками» от первого и до последнего рангов демонстрируют наибольшую сбалансированность по сравнению с другими. Соответственно, данный факт должен быть отражён в алгоритме обучения самостраховке хоккеистов, тренирующихся в специализированных спортивных школах.

Проведённый опрос специалистов позволил представить алгоритм обучения приёмам самостраховки юных хоккеистов:

I этап — развитие физических качеств:

1) ловкость;

2) гибкость;

3) быстрота;

4) сила;

5) выносливость.

II этап — обучение приёмам самостраховки при:

1) падениях на борт;

2) столкновениях с бортом;

3) падениях на лёд;

4) столкновениях с игроками;

5) столкновениях с воротами.

При этом следует учитывать, что данный алгоритм отражает принцип работы в обучении юных хоккеистов приёмам самостраховки и в каждой конкретной ситуации (текущих задач тренировочного процесса, возраста и квалификации спортсменов и т.п.) возможно внесение некоторых изменений в представленную последовательность.

В качестве ориентира можно привести результаты ретроспективного исследования Чарльза Татора с соавторами на примере травм позвоночника у хоккеистов Канады. За 30-летний период (1966— 1996) они обнаружили 243 травмы позвоночника, 6 из них были смертельными. В большинстве случаев травмы происходили при ударе об борт (77 %) или в результате силового приема сзади (40 %) [12, с. 451 —456]. Более поздние исследования Чарльза Татора позволили констатировать снижение травм позвоночника. В качестве одного из основных предположений снижения травм позвоночника автор приводит совершенствование образовательных программ в области профилактики повреждений [14, с. 787 — 788].

Проведённое исследование может стать хорошей основой для совершенствования образовательных программ в области профилактики травматизма с использованием эффективных алгоритмов обучения приёмам самостраховки.

Мы продолжаем активно работать по реализации основных положений представленного алгоритма в учебно-тренировочном процессе хоккеистов 2001, 2002 и 2003 годов рождения ДЮСШ НП СК «Авангард» (г. Омск). Ранее вышеназванный алгоритм был реализован в работе с хоккеистами 1999 и 2000 годов рождения СДЮСАШОР им. А. Кожевникова (г. Омск). Полученные результаты в дальнейшем будут представлены для обсуждения.

Библиографический список

1. Коновалов, В. Н. Комплексная оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов / В. Н. Коновалов, Д. А. Бернатавичюс, Д. А. Афанасьев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2013. — № 2 (116). - С. 199-204.

2. Хоккей: этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства: пример. Программа спорт. подготовки для детско-юнош. спорт. шк., специализир. детско-юнош. шк. олимп. резерва / В. П. Савин [и др.]. — М. : Сов.спорт, 2012. — С. 15, 45, 62.

3. Смит, Майкл А. Хоккей. Настольная книга тренера / Майкл А. Смит ; пер. с англ. Н. А. Чупеева. — М. : АСТ: Астрель ; Владимир: ВКТ, 2010. — С. 23, 68, 94.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — URL: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-331/htm (дата обращения: 15.01.2015).

5. Бут, А. В. Правила безопасности на уроках физической культуры [Электронный ресурс] / А. В. Бут. — URL: http:// nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/06/08/

tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 15.01.2015).

6. Мартыненко, А. Н. Проблема специализированности средств самостраховки, используемых в обучении хоккеистов [Электронный ресурс] / А. Н. Мартыненко, В. Н. Коновалов, М. Н. Злобин // Современные проблемы науки и образования. — 2014. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/119-14999 (дата обращения: 15.01.2015).

7. Клименко, В. Акробатика для легкоатлетов / В. Клименко // Легкая атлетика. - 2011. - № 5-6. - С. 24-25.

8. Шестаков, В. Б. Самбо — наука побеждать. Теоретические и методические основы подготовки самбистов : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 034300 (62) -Физ. культура / В. Б. Шестаков, С. В. Ерегина, Ф. В. Емель-яненко. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - С. 143, 33.

9. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её применение / В. Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2013. - С. 271-272.

10. Kuzuhara K, Shimamoto H, Mase Y. Ice hockey injuries in a Japanese elite team: a 3-year prospective study. J AthlTrain. -2009. - Vol. 44, № 2. - Pp. 208-214.

11. Кадочников, А. А. Искусство побеждать: Модельные характеристики бойца / А. А. Кадочников. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - С. 83.

12. Tator C. H., Provvidenza C, Cassidy J. D. Spinal injuries in Canadian ice hockey: an update to 2005. Clin J SportMed, 2009. - Vol. 19, № 6. - Pp. 451-456.

13. Мартыненко, А. Н. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации :

дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Мартыненко. — Омск, 2002. — С. 4.

14. Tator C. H., Carson J. D., Cushman R. Hockey injuries of the spine in Canada, 1966-1996. CMA J, 2000. - Vol. 162, № 6. - Pp. 787-788.

МАРТЫНЕНКО Антон Николаевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории и методики единоборств и силовых видов спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК), тренер по ведению силовых единоборств в хоккее ДЮСШ НП СК «Авангард».

КОНОВАЛОВ Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теории и методики лёгкой атлетики и лыжного спорта СибГУФК, тренер по физической подготовке ДЮСШ НП СК «Авангард». ТАРАТУХИН Андрей Сергеевич, мастер спорта России международного класса, спортсмен-хоккеист, ЗАО «Хоккейный клуб «Атлант», чемпион мира среди юниоров (2001), чемпион мира среди молодежи (2002, 2003), победитель хоккейного Евротура (2006), чемпион России (2007-2008), обладатель Кубка Гагарина (2010-2011).

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.01.2015 г. © А. Н. Мартыненко, В. Н. Коновалов, А. С. Таратухин

УДК 005.7: 658.5 Д. Л. АХТУЛОВ

Л. Н. АХТУЛОВА А. В. ЛЕОНОВА А. В. ОВСЯННИКОВ

Омский государственный университет путей сообщений

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ_

Данная статья посвящена анализу и оценке применения экономико-математических методов моделирования в принятии решений при совершенствовании процесса управления ресурсами организации.

Ключевые слова: анализ, оценка, моделирование процесса, управленческое решение, ресурсы организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура моделирования [1], включая экономико-математическое, может быть представлена тремя основными элементами: объектом и предметом исследования, а также моделью, определяющей отношения между исследователем и исследуемым объектом. В работе [2] процесс моделирования принятия решения представлен состоящим из четырех стадий.

На первом этапе по некоторому исследуемому методом моделирования объекту конструируется другой объект по имеющимся об исходном объекте-оригинале определенным сведениям, представля-

ющий собой его модель. Возможности создаваемой модели определяются полнотой отображения лишь некоторых существенных признаков начального объекта, поэтому любая модель замещает оригинал в определенных, строго ограниченных пределах. Из чего следует, что для одного объекта может быть построено несколько моделей, отражающих определенные его стороны или характеризующих его с разной степенью детализации (рис. 1).

На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.