РАЗДЕЛ IV. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
В.И. Агасарова
АЛГОРИТМ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА МИП В РЕГИОНЕ
MONITORING ALGORITHM OF A CLUSTER OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES ACTIVITY RESULTS IN THE REGION
Аннотация: создание в регионе благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности требует наличия работоспособной системы по мониторингу инновационных изменений. Однако формы и способы формализованного представления инновационных процессов и их экономической оценки несовершенны. В статье предлагается алгоритм мониторинга результатов деятельности кластера малых инновационных предприятий в регионе, ориентированный на исследование потребностей и возможностей хозяйствующих субъектов в процессе создания, освоения и использования новшеств.
Ключевые слова: мониторинг, малый инновационный бизнес, кластер, инновации, информация, малое инновационное предприятие (МИП).
Abstract: favorable conditions for implementation creation of innovative activity demands existence of efficient system on innovative changes monitoring. However forms and ways of the formalized representation of innovative processes, and their economic mark are imperfect. In article the algorithm of monitoring activity results of the small innovative enterprises cluster in the region, focused on research business requirements and possibilities is offered.
Keywords: monitoring, small innovative business, cluster, innovations, information.
Для эффективной реализации кластерной политики требуется создание адекватной системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив. На базе анализа существующих теоретических и методических подходов к созданию и проведению системы наблюдений за деятельностью хозяйствующих субъектов автором разработан алгоритм мониторинга результатов деятельности кластера предприятий малого бизнеса на региональном уровне (см. рисунок).
Проведение мониторинга результатов деятельности кластера малых предприятий должно основываться на трех принципах:
- объективности, что означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации;
- точности, т.е. четкости в постановке задач мониторинга, однозначности егопонимания и трактовки, а так же выбор инструментов мониторинга, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования;
- тщательности - детальность планирования каждого этапа мониторинга, высокое качество выполнения всех этапов, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности участников проведения, а также эффективной системы контроля за его работой.
© В.И. Агасарова, 2012
Рис. Алгоритм мониторинга результатов деятельности кластера МИП
в регионе
Формулирование цели сбора информации является важнейшим этапом мониторинга результатов деятельности кластера предприятий малого бизнеса [1].
Ошибки, допущенные на подготовительном этапе, могут привести к неоправданным затратам на проведение мониторинга, и к обострению проблем, в деятельности кластера предприятий малого бизнеса, связанных с потерей времени. Различие целей структур информационного пространства России и организационная разобщенность в целом не способствуют формированию всесторонней системы мониторинга потребностей и возможностей инновационной деятельности, не отвечают потребностям комплексности и объективности информационных ресурсов по инвестициям и инновациям и не организуют экономических отношений между создателями и пользователями интеллектуальной собственности.
Основная задача деятельности системы бизнес-мониторинга в инвестиционно-инновационной сфере состоит в организации и взаимодействии встречных потоков информации: потока малых инновационных предприятий об инновационных технологиях, товаров и услуг, и потока, как с мировых, так и отечественных рынков, несущего сведения об инвестиционных возможностях и инновационных интересах институциональных и частных инвесторов [2]. При этом система бизнес-мониторинга должна включать в себя три управляемые подсистемы.
Целью первой из них является составление бизнес-карт по районам и городам республики, способствующих расширению регионального бизнес-пространства, повышению эффективности использования имеющейся инфраструктуры и оптимизации ее территориальной асимметрии. Необходимо создать информационный банк данных, призванный связывать между собой малые инновационные предприятия, промышленно-коммерческие компании, научные и образовательные институты, финансово-инвестиционные организации в едином пространстве.
Вторая подсистема направлена на введение в хозяйственный оборот интеллектуального продукта и его коммерциализацию. Кроме того, в ее рамках важно учитывать уникальную классификацию объектов интеллектуальной собственности по их характерным группам.
Назначение третьей подсистемы - согласование интересов участников инновационного процесса на основе полученных данных двух названных выше подсистем.
В структуре системы бизнес-мониторинга могут образоваться подразделения, такие как центр научно-технической аналитики, центр технико-экономических расчетов, исследований и консультаций, центр содействия импорту, центр непрерывного бизнес-образования и другие подразделения, которые будут организовывать и координировать эффективное взаимодействие встречных информационных потоков участников инвестиционно-инновационных процессов. Таким образом, система бизнес-мониторинга организуется как центр трансфера инноваций на региональном уровне, который призван играть важную роль в развитии инновационной экономики региона и может рассматриваться как один их механизмов управления информационными потоками, внося свой вклад в модернизацию отечественной промышленности вообще и малого инновационного предпринимательства в частности.
С помощью системы бизнес-мониторинга возможно достижение новых инновационно-инвестиционных принципов, а именно:
• практическое использование результатов инновационной деятельности малых инновационных предприятий;
• организация непрерывного и полного потока информации об инновационном потенциале малых инновационных предприятий региона;
• организация консалтинговых и информационных служб;
• создание информационного банка данных инвестиционных конкурсов;
• расширение регионального бизнес-пространства на базе составления бизнес-карт по районам и городам республики, позволяющие найти бизнес-партнеров во всех отраслях экономики;
• повышение эффективности использования имеющейся инфраструктуры, а также оптимизации территориальной асимметрии в развитии инфраструктуры.
Вышеуказанные направления позволят обеспечить конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций лесопромышленного кластера предприятий малого бизнеса, что даст возможность повысить уровень производительности субъектов малых форм хозяйствования, и приведет к технологическим инновациям. Развитие кластеров предприятий малого бизнеса станет основой для повышения конкурентоспособности и экономического развития региона. Полученные результаты могут быть учтены региональными органами власти при переходе к системным действиям по использованию существующих возможностей для создания и развития кластеров предприятий малого бизнеса, а так же при проверке на практике теоретических гипотез, выявлении и обосновании их причинно-следственных связей. Гипотезы и модели, описывающие ситуацию, предопределяют возможные источники информации, однако, чтобы получить достаточно полную и надежную информацию надо разработать концепцию и детальный план сбора данных. В ходе выработки плана сбора данных о развитии кластера малых предприятий малого бизнеса необходимо определить формы и инструменты сбора данных.
Вторым практическим этапом процесса проведения мониторинга является сбор и систематизация информации, который включает:
• Определение требований к персоналу, привлекаемому к сбору первичной информации, его подбор, обучение или инструктаж. При проведении инструктажа следует обратить внимание на степень активности интервьюеров и, следовательно, степень воздействия их на опрашиваемых лиц;
• Четкое определение мест и времени сбора информации;
• Ориентацию системы стимулирования труда персонала, привлеченного к сбору информации, на квалифицированное и добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей;
• Создание организационных предпосылок для контроля работы осуществляющего сбор информации персонала и для последующего анализа собранной информации. Для этого каждая из анкет должна иметь название и номер, а в случае личного опроса или опроса по телефону, в анкете следует предусмотреть указание даты и времени опроса, места опроса или номера телефона интервьюера и его подпись.
Сбор информации из внешних источников требует четкого представления об искомой информации, навыков ведения ее быстрого поиска при обязательном выполнении условия его тщательности. Отбор источников вторичной информации требует от участвующих в нем лиц широкого кругозора, глубокого понимания исследуемой проблемы. Значение процедуры выбора метода сбора первичной информации, и орудия исследования состоит в том, что результаты этого выбора определяют как достоверность и точность подлежащей сбору информации, так и продолжительность. В процессе непосредственного сбора данных большое значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимость оперативные поправки в организацию этой работы.
На этапе анализа данных необходимо привести их к сжатому виду, удобному для анализа и обладающему информативностью, т.е. систематизировать информацию. Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форме. Анализ информации заключается в оценке уже систематизированной информации, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные результаты
анализа выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценке собранных данных предложения о действиях кластера малых фирм в будущем.
Завершающим этапом исследования является представление отчета о его результатах и рекомендаций относительно принятия управленческих решений. Структура отчета должна соответствовать требованиям заказчика. Отчет о результатах мониторинга необходимо готовить в двух вариантах;
- подробном варианте, который представляет собой полностью документированный отчет, отягощенный первичными документами и информацией технического методического характера, предназначенный для заказчика проведения мониторинга результатов деятельности кластера предприятий малого бизнеса;
- сокращенном варианте, который предназначен для руководителей предприятий малого бизнеса, образующих кластер и содержит подробное изложение основных результатов исследования, выводов и выработанных рекомендаций.
Контроль завершает управленческий цикл, в его задачи входят:
• сбор и систематизация информации о состоянии деятельности кластера предприятий малого бизнеса в регионе и его результатах;
• оценка состояния кластера предприятий малого бизнеса и полученных результатов деятельности;
• анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;
• подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.
Таким образом, в основе разработки системы управления развитием кластеров предприятий малого бизнеса в регионе должны лежать обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов развития кластера предприятий малого бизнеса в регионе, при этом главным критерием эффективности является повышение конкурентоспособности, как выпускаемой продукции, так и малого бизнеса в целом.
Литература
1. Калинина Е.О. Методы создания отраслевого инновационного кластера // Вестник ИНЖЭКОНа, Серия «Экономика», вып. № 6(25). 2008.
2. Бляхман Л.С. От экстенсивного экономического роста к инновационному развитию: проблемы, перспективы, роль государственных корпораций // Евразийский Международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». 2008. № 1(28)
Н.А. Фалькевич М.Р. Расулов
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ИНЖИНИРИНГА
AN INNOVATIVE COMPONENT OF THE COMPETITIVE ADVANTAGE OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ENGINEERING
Аннотация: статья посвящена изучению инновационной деятельности и ее влияния на устойчивое развитие и конкурентоспособность инжиниринговой компании. На основе анализа показателей инновационной компоненты конкурентоспособности
© Н.А. Фалькевич, М.Р. Расулов, 2012