Научная статья на тему 'Практика развития малых инновационных предприятий в регионе'

Практика развития малых инновационных предприятий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / COORDINATION CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремлев Денис Александрович

Для успешной модернизации российской экономики и активизации инновационной деятельности требуется создать условия для эффективного развития малых инновационных предприятий. Все большее значение приобретает управление инновационным развитием в регионе. В статье рассматривается практика развития малых инновационных предприятий в регионе, подчеркивается важность достижения устойчивого взаимодействия всех участников инновационного процесса и роль государства в обеспечении такого взаимодействия. Результаты работы могут быть использованы при разработке стратегии инновационного развития региона, а также для дальнейшего исследования вопроса повышения конкурентоспособности малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кремлев Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical development of small innovative enterprises in the region

Successful modernization of the Russian economy and enhancing innovation requires conditions for effective development of small innovative enterprises. Innovative development management in the region is of increasing importance. The article deals with the practice of development of small innovative enterprises in the region, stresses the importance of achieving sustainable interaction of all participants in the innovation process and the role of government in ensuring that cooperation. The findings of the paper may be used in the elaboration of the strategy of innovative development of the region and for further study of increasing the competitiveness of small innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Практика развития малых инновационных предприятий в регионе»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Кремлев Д.А.

1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Практика развития малых инновационных предприятий в регионе

АННОТАЦИЯ:

Для успешной модернизации российской экономики и активизации инновационной деятельности требуется создать условия для эффективного развития малых инновационных предприятий. Все большее значение приобретает управление инновационным развитием в регионе. В статье рассматривается практика развития малых инновационных предприятий в регионе, подчеркивается важность достижения устойчивого взаимодействия всех участников инновационного процесса и роль государства в обеспечении такого взаимодействия. Результаты работы могут быть использованы при разработке стратегии инновационного развития региона, а также для дальнейшего исследования вопроса повышения конкурентоспособности малых инновационных предприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое инновационное предприятие, инновационное развитие, координационный центр

JEL: И1, 030, Я11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кремлев Д.А. Практика развития малых инновационных предприятий в регионе // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 5. — С. 497-504. — doi: 10.18334^.10.5.35171

Кремлев Денис Александрович, аспирант кафедры экономики и маркетинга, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (deniskremlev@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 11.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.05.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.5.35171

(с) Кремлев Д.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Для успешной модернизации российской экономики и активизации инновационной деятельности требуется создать условия для эффективного развития малых инновационных предприятий. Несмотря на ряд конкурентных преимуществ, присущих инновационным фирмам, проблема изолированности малых компаний не позволяет им в полной мере использовать свой потенциал. Обеспечить условия для успешного функционирования малых инновационных предприятий и инновационной среды в целом невозможно без организации устойчивого взаимодействия всех участников инновационного процесса, а также согласованных и эффективных действий со стороны органов власти, научного сообщества и бизнеса.

Создание инновационной экономической системы является сложным экономическим и организационным процессом, поскольку требует перестройки всех сфер общественных отношений в интересах инновационного развития. Инновационные процессы ориентированы на долгосрочный период, что определяет необходимость государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности [1]. Ключевая роль в создании такой системы, в соответствии со Стратегией инновационного развития РФ, отводится региональному уровню экономики.

На сегодняшний день многие субъекты РФ разработали концепции развития своего региона. Примером такой деятельности в Челябинской области являются такие документы, как: Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г., Инвестиционная стратегия Челябинской области до 2020 г., Стратегия Инновационного развития Челябинской области [2].

Целью указанных стратегий является устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности экономики области на основе использование ее научно-технического потенциала. В качестве приоритетных направлений развития выделены: стимулирование научных исследований и разработок, внедрение новых запатентованных технологий [6].

Для достижения поставленных задач большое значение приобретает развитие единой инновационной инфраструктуры, которая обеспечила бы эффективное использование национального научного и технологического потенциалов [3]. Инновационная инфраструктура

предназначена объединить деятельность всех учреждений, организаций и предприятий по прямой и косвенной поддержке инновационной деятельности и оказать содействие инновационному развитию.

Инновационная экономика обращена, прежде всего, к реализации потенциала крупного производства в силу его преимуществ:

—в способности к привлечению инновационно ориентированных инвестиций;

—в возможности наладить производство новых видов продукции в значительных масштабах и в сжатые сроки;

—в возможностях диверсификации производства;

— в осуществлении непрерывной подготовки и переподготовки

кадров;

— в возможности лоббирования своих интересов на федеральном уровне;

—экономии на издержках производства и сбыта [5].

Опыт развитых стран показывает, что малые инновационные предприятия (далее - МИП) более эффективны в осуществлении инновационной деятельности. Используя исследования и разработки научно-образовательных учреждений и собственные знания, они успешно осваивают перспективные технологии и создают инновационную продукцию. В развитых странах именно МИП осуществляют производство более половины технологических нововведений [7].

Преимущества малых инновационных предприятий проявляются в:

— возможности сфокусированного развития и обеспечения относительно прочной ниши на своем рынке;

— нацеленности на быстрый рост;

—небольшом стартовом капитале;

—высокой инновационной восприимчивости;

— высокой гибкости в принятии управленческих решений и адаптации к требованиям рынка;

—отсутствии формализации в организации деятельности [4].

Важная роль МИП заключается в насыщении рынка инновационными товарами, перевооружении крупных предприятий высокотехнологичным оборудованием, использовании научно-технического потенциала, обеспечении работой малых предприятий, создании значительного количества рабочих мест. Таким образом, МИП служат катализатором экономического развития страны и участвуют в

процессе, направленном на воплощение результатов научных исследований и разработок в новый инновационный продукт или технологический процесс [8].

Несмотря на ряд позитивных тенденций в сфере инновационного предпринимательства, по-прежнему актуальной остается проблема изолированности малых компаний. Перспективным направлением развития данного сектора может стать интеграция и кооперация с крупным бизнесом.

В свое время крупными предприятиями создавались малые предприятия для выполнения отдельных функций по обслуживанию основной производственной деятельности, но в большинстве случаев учредителями предусматривался полный контроль над их деятельностью. Основной их ролью является защита от экономических рисков основного бизнеса, а не инновационная деятельность. Крупным предприятиям в настоящее время нужны МИП, которые позволят выполнить рывок в создании инновационной продукции, которая повысит конкурентоспособность предприятия [9].

Следует развивать и иные формы партнерских взаимодействий: лизинг, франчайзинг, аутсорсинг, стратегическое партнерство в технологической, инвестиционной, информационной, торговой и прочих сферах [5].

В обеспечении эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса большая роль принадлежит государству. Законодательная инициатива должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих инновационно активным предприятиям долгосрочные преимущества, а инновационному предпринимательству - признание со стороны общества [10]. Особое внимание следует уделить стимулированию связей между различными участниками инновационных процессов (МИП, НИИ, муниципальная власть, бизнес).

За выполнение программы развития инновационных предприятий, создание и реализацию инновационных технологий, использование их в регионе, соблюдение авторских прав, а также соблюдение законодательства всеми участниками инновационного процесса должна выступать исполнительная власть региона. Государство должно являться заказчиком выполнения программы продвижения инновационных технологий в городе, тем самым решая вопросы трудоустройства и обеспечения города всем необходимым. Именно выступая заказчиком, исполнительная власть будет заинтересована в увеличении количества инновационных предприятий вокруг крупных

организаций: промышленных, энергетических, строительных, финансовых, НИИ, ЖКХ, сельскохозяйственных и т.д. Чем больше МИП будут совместно работать с этими организациями, тем больше вероятность инновационных прорывов в этих сферах.

Крупные организации предоставляют МИП свои свободные территории, оборудование, услуги менеджмента, рекламы и т.д. Так как крупные предприятия заинтересованы в получении инновационных решений в своем сегменте, они также могут выступать инвесторами МИП. А государственные органы должны побудить их посредством налоговых послаблений. МИП, получив первоначальную финансовую основу, гранты за бизнес проекты, субсидии, заинтересованы в продвижении своих инновационных технологий и имеют больше возможностей для этого.

Автором предлагается создание выборного Координационного центра, который должен функционировать на постоянной основе и отвечать: за развитие инновационной инфраструктуры, мониторинг инновационной деятельности в регионе, за реализацию инновационных проектов, отчитываться за проделанную работу.

Координационный центр возьмет на себя роль организации взаимодействия всех участников и всех процессов реализации инновационного развития региона. В него войдут представители администрации, НИИ, банков, бизнеса заинтересованных в развитии своей страны и региона.

1. С целью увеличения количества инновационных проектов на семинары и конференции нужно привлекать как можно больше представителей крупных предприятий региона. Это позволит определять приоритеты инновационного развития на данный момент, увеличивать количество потенциальных инвесторов.

2. Центр устраивает аукционы, ставя перед участниками приоритетные направления инновационных исследований, но это не значит, что научные исследования, не попадающие в целевую программу, «остаются за бортом». Центр отслеживает динамику продвижения этих исследований и в случае успешного развития может переключить финансирование на более успешные проекты. Инвесторы, в свою очередь, могут напрямую договориться с МИП на финансирование интересных проектов.

3. Центр берет на себя обязательства предоставления МИП инфраструктуры при НИИ, необходимого оборудования и производственных площадок, помощи в проведении исследований,

заинтересовать научные центры в активном участии по реализации инновационных проектов, созданию кластеров.

4. Координационный центр не реже 3-4 раз в год проводит семинары, на которых МИП получают финансирование, отчитываются по выполнению исследований, рассматривают вопросы развития на данном этапе осуществления проекта.

Перед научными учреждениями и МИП ставится задача на проведение научных исследований, разработку идей, проектирование, создание и испытание опытного образца по каждому инновационному проекту. Администрация осуществляет защиту патентов, составляет патентную базу, лицензирование, стандартизацию нововведений, оказывает юридическую помощь, отслеживает финансирование инновационных проектов, соблюдение условий выполнения контрактов, заключенных между всеми участниками инновационного процесса, соблюдение законов и правовых норм.

Серийное производство инновационной продукции выполняют малый, средний и крупный бизнес либо самостоятельно, либо с распределением функций с последующей реализацией нововведений. Часть прибыли, полученной от реализации нововведений, согласно контрактам, отчисляются в инновационный фонд развития. Такие предприятия должны быть освобождены от уплаты налога на прибыль.

Государство должно стимулировать потребителя инновационной продукции, создание новых малых предприятий, готовых приобретать и использовать новые технологии. Такая инновационная система, по мнению автора, будет совершенствоваться и укреплять доверие между всеми участниками инновационного процесса, способствовать повышению конкурентоспособности предприятий и региона в целом.

Заключение

Реализация вышеуказанных мероприятий позволит создать условия по содействию формирования, становления и функционирования МИП. Важно, чтобы региональные власти стимулировали развитие инновационной активности через региональную политику, предусматривающую финансовое содействие развитию МИП в регионах на основе специальных целевых программ, частичное субсидирование инвестиционных проектов через крупный бизнес, привлекать институты для выполнения наиболее прогрессивных инновационных проектов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Лясковская Е.А., Килина И.П. К вопросу управления инновационным развитием региона

(на примере Челябинской области) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - Т. 8. - № 3. - С. 35-40.

2. Кузина Г.В. Инновационное развитие: реалии и перспективы (на примере Челябинской

области) // Экономика и политика. - 2014. - № 2. - С. 114-117.

3. Алешин А.В. Институциональная инфраструктура взаимодействия малого и крупного

бизнеса в системе региональной экономики: инновационная составляющая // Terra Economicus. - 2006. - Т. 4. - № 1. - С. 159-164.

4. Майкова С.Э., Головушкин И.А. Малые инновационные предприятия как наиболее

предпочтительная форма коммерциализации вузовских технологий // Интеграция образования. - 2013. - № 4. - С. 31-39.

5. Набиев Р.А., Тактаров Г.А. Развитие систем взаимодействия малого и крупного

предпринимательства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 95-100.

6. Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года,

утв. Распоряжением Правительства Челябинской области от 12.10.2012 года № 260-рп.

7. Полещенко К.Н., Верхогляд Е.В. Малые инновационные предприятия: особенности,

классификация, институализация // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3. - С. 336-343.

8. Ушнова Н.П. Управление развитием малых инновационных предприятий: Автореф. дис.

... к.э.н.: 08.00.05. - Краснодар, 2005.

9. Гришин И.А. Активизация инновационной деятельности малых производственных

предприятий в реализации промышленной политики региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. - 2012. - № 7. - С. 5-12.

10. Хайретдинова О.А. Значение студенческого предпринимательства на современном

этапе развития России // Science Time. - 2014. - № 5. - С. 225-233.

Denis A. Kremlev, Postgraduate at the Department of Economics and Marketing, Nosov Magnitogorsk State Technical University

Practical development of small innovative enterprises in the region

ABSTRACT

Successful modernization of the Russian economy and enhancing innovation requires conditions for effective development of small innovative enterprises. Innovative development management in the region is of increasing importance. The article deals with the practice of development of small innovative enterprises in the region, stresses the importance of achieving sustainable interaction of all participants in the innovation process and the role of government in ensuring that cooperation. The findings of the paper may be used in the elaboration of the strategy of innovative development of the region and for further study of increasing the competitiveness of small innovative enterprises. KEYWORDS: of small innovative enterprise, innovative development, coordination center

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.