ских спортсменов и успешность их выступления на соревнованиях. При этом открываются возможности последовательного, обоснованного повышения уровня знаний и логики действий тренера, что должно положительно сказаться на результативности его работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безмельницын, Н.Г. Биатлон : учебник для вузов / Н.Г. Безмельницын, В.Ф. Маматов, Н.В. Астафьев. - Омск : Омскбланкиздат, 2015. - 256 с.
2. Биатлон. Спортивная деятельность - тренировки - соревнования : учебник для тренеров, инструкторов и спортсменов : [переработанная редакция] / под общим руководством Клауса Ницше в сотрудничестве с Акселем Бемом [и др.]. - Висбаден : Издательство «Limpert», 1998. - 355 c.
3. Тамбовский, А.Н. Некоторые проблемные аспекты техники стрельбы в биатлоне / А.Н. Тамбовский, Д.А. Губанов // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы III Всеросс. науч.-практ. конф. - Омск : [б. и.], 2013. - С. 129-136.
REFERENCES
1. Bezmelnitsyn N. G., Mamatov V.F. and Astafyev N.V. (2015), Biathlon: the textbook for higher education institutions, publishing house Omskblankizdat, Omsk.
2. Ed C. Nietzsche (1998), Biathlon. Sports activity - trainings - competitions; the textbook for trainers, instructors and athletes, Limpert publishing house, Wiesbaden, Germany.
3. Tambovskij, A.N. and Gubanov, D. A. (2013), "Some problem aspects of shooting technology in biathlon", Mater. III All Russian scientific-practical conference "Modern system of sports preparation in biathlon", Omsk, Minsport of the Russian Federation-SIBSUPE, pp. 129-136.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2015
УДК 796.015.6
АЛГОРИТМ И ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ В ЦИКЛИЧЕСКИХ
ВИДАХ СПОРТА
Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Анатольевна Сидоренко, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Евгений Геннадьевич Шурманов, соискатель, Московская государственная академия физической культуры» (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые особенности алгоритма применения физиотерапевтических средств в процессе подготовки спортсмена и сформулированы принципы их использования в тренировочном процессе спортсменов в циклических видах спорта.
Ключевые слова: физиотерапия, комплекс, коррекция, состояние спортсмена, алгоритм применения, принципы использования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p246-250
ALGORITHM AND PRINCIPLES OF APPLICATION OF COMPLEXES OF PHYSIOTHERAPEUTIC MEANS AND METHODS IN CYCLIC SPORTS
Anatoly Nikolaevich Tambovskij, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Ana-tolyevna Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Evgeny Gennadievich Shurmanov, the competitor, Moscow State Academy of Physical Culture,
Malakhovka
Annotation
Some features of the algorithm of application of physiotherapeutic means in the training course of the athlete are considered and the principles of their usage in the training process of athletes in cyclic
sports are formulated in this article
Keywords: physiotherapy, complex, correction, condition of the athlete, algorithm of application, principles of usage.
ВВЕДЕНИЕ
Современному спорту характерна тенденция постоянного роста уровня и плотности спортивных результатов, и, соответственно, постоянно увеличивающейся тренировочно-соревновательной нагрузки, успешное выполнение которой стало проблематичным для спортсмена. Ввиду этого большое количество спортивных специалистов уделяет очень серьезное внимание активному поиску новых восстановительно-стимулирующих внетренировочных средств и методов, позволяющих повышать возможности занимающихся спортом.
Наши предварительные исследования показали, что проблема оптимального учета в тренировочном процессе последствий воздействия восстановительных средств на организм спортсмена с целью коррекции его индивидуальных возможностей решается использованием комплексного подхода не только к процессу спортивной подготовки, но и к различным коррекционным средствам и методам. Применение данного подхода открывает хорошие перспективы использования таких средств в виде одновременного, комбинированного их сочетания, что позволяет воздействовать практически на все процессы в организме спортсмена на биофизическом и биохимическом уровне. Используя именно комплексные, и при этом сочетаемые друг с другом средства, у спортивных специалистов появляется возможность более объективной корректировки обменных процессов в организме спортсмена, в том числе и на клеточном уровне. Это позволяет тренеру своевременно (планово) восстановить организм спортсмена и подвести атлета к желаемому состоянию и, соответственно, спортивному результату за счет достижения намеченных восстановительно-стимулирующих последствий использования (для решения намеченных задач) выбранных физиотерапевтических средств и методов на конкретных этапах подготовки спортсмена.
Таким образом, все вышесказанное указывает на то, что проблема совместного использования нескольких физиотерапевтических средств и методов в спортивной практике представляется не простой. В частности, биофизические механизмы воздействия таких средств и методов отличаются большим разнообразием, возможной несочетаемостью, что характеризует обозначенную проблему как многогранную и сложную, но решение которой имеет большое практическое значение [1, 2, 3].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основными методами нашего исследования выступали анализ и обобщение существующих вариантов применения восстановительных средств в физкультурно-спортивной практике. Процесс практически любой разработки начинается с обоснования ее актуальности, выяснения механизма реализации и определения основ (принципов), на которые должна опираться разработка. Именно такой подход и предопределил структуру нашей работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При проведении коррекции работоспособности спортсмена необходимо иметь в виду, что процессы восстановления начинаются сразу после окончания нагрузок, то есть, в течение 30^90 минут (1 этап восстановления). После этого наступает второй этап восстановления - отсроченный. Данный этап более длительный и серьезный по биохимическим процессам. Для того, чтобы спортсмен более успешно справлялся с тренировочной нагрузкой и успевал восстанавливаться к последующей, желательно помочь его организму справиться с процессом утомления. Поэтому необходимо начинать применение восстановительных средств и методов уже через 30 минут после выполнения нагрузки.
Таким образом, процесс восстановления спортсмена достаточно длителен и затрагивает высокий уровень энергообмена и нервной регуляции. Соответственно, биохимические, биофизические, нервные процессы будут направлены на восстановление баланса в организме, а не на выполнение тренировочной нагрузки. Такое положение может свести на нет все тренерские изыскания в процессе подготовки спортсмена.
Представляется очень важным отметить, что основные проблемы в использовании очень активно применяемых в спортивной практике физиотерапевтических средств и методов для коррекции работоспособности спортсменов предопределены отсутствием единого подхода и единой системы их применения. Ряд исследователей выделяют и другие аспекты таких проблем: дорогое и габаритное оборудование, отсутствие специалистов, большое число ограничений к использованию в спорте, отсутствие сертификации и стандартизации системой здравоохранения России.
Следует отметить одну выявленную нами общую для теоретической и практической составляющей спортивной деятельности проблему в области применения корректирующих физиотерапевтических средств и методов в различных видах спорта - проблему корректного планирования и оценки эффективности использования внетренировочных средств и методов в системе подготовки спортсмена.
Для определения исходных позиций при разработке методик коррекции возможностей спортсмена необходимо определиться с решением двух вопросов:
1) уточнением механизма использования (алгоритма применения) соответствующих средств и методов в процессе подготовки спортсмена;
2) на какие принципы должны опираться предлагаемые коррекционные методики. Рассмотрению этих вопросов и посвящена первая часть нашей работы.
Основываясь на результатах наших собственных исследований, проведенных со спортсменами, специализирующимися в циклических видах спорта, нами разработан алгоритм использования внетренировочных (физиотерапевтических) средств и методов в тренировочном процессе подготовки спортсмена.
Исходя из данного алгоритма, для того, чтобы использовать внетренировочные средства и методы коррекции работоспособности в циклических видах спорта, необходимо правильно определить время, место и целесообразность проведения этих мероприятий.
Для решения данных вопросов желательно проведение регулярного обследования спортсмена. При этом оценка состояния спортсмена должна проводиться по нескольким направлениям одновременно. В частности, желательно проводить исследования, позволяющие оценить физические, функциональные возможности атлета, его психофизическое состояние и биохимический статус. Наиболее полное представление о состоянии спортсмена в конкретный период времени возможно получить только при работе во всех отмеченных направлениях.
Исходя из логики представленного алгоритма, после получения соответствующих результатов проводится их анализ, с последующим выяснением необходимости коррекции состояния спортсмена. В зависимости от методов и полученных результатов, коррекция может быть проведена достаточно быстро (оперативная) или должна иметь стратегический характер (стратегическая). Выбор направления восстановительно-стимулирующих мероприятий определяется тренером и врачом команды, но решение об изменении физической нагрузки должен принимать только тренер.
Еще на стадии планирования в тренировочном плане определяется перечень восстановительных средств и методов, использование которых целесообразно в процессе подготовки спортсмена. В свою очередь, для этого необходимо четко представлять механизмы действия выбранных физиотерапевтических средств, их сочетаемость между собой и возможности их возможности в решении задач коррекции возможностей спортсмена для успешного выполнения запланированной тренировочной или соревновательной
нагрузки.
Далее подбирается метод или комплекс методов, позволяющих работать над коррекцией работоспособности спортсмена. После проведения необходимого курса процедур, требуется провести контроль физического, функционального состояния, психофизиологического компонента, биохимического статуса. Если по результатам контрольных стартов, тестовых нормативов, самочувствия спортсмена, качества выполнения упражнения спортсменом тренера устраивают достигнутые изменения, то повторных курсов физиотерапевтического воздействия не требуется. Если необходимо, то проводится дополнительный курс процедур, а также проводится коррекция тренировочного процесса.
Принимая во внимание особенности циклических видов спорта, которые предусматривают самые продолжительные нагрузки на спортсмена (и при этом нередко на анаэробном уровне), вопросы восстановления стоят очень остро. Такая необходимость требует от врача и тренера спортсмена соблюдения буквально всех нюансов правильного и обоснованного применения восстановительно-стимулирующих средств и методов (в том числе и физиотерапевтических) в процессе его подготовки. При выборе таких кор-рекционных средств тренер должен опираться на целый ряд основополагающих принципов:
1) целесообразность применения комплекса физиотерапевтических средств определяется врачом, тренером, физиотерапевтом команды (при наличии последнего), исходя из вида спорта, этапных задач подготовки и специализации спортсмена, его состояния и индивидуальных возможностей, переносимости коррекционных средств и методов, условий тренировок, наличия аппаратно-технических средств и соответствующего специалиста;
2) применение физиотерапевтических средств и методов должно быть запланировано в тренировочно-соревновательном процессе каждого спортсмена;
3) понимать возможности намечаемых средств и методов коррекции возможностей спортсмена для решения вопросов, возникших в тренировочном или соревновательном процессе;
4) перед выбором конкретных комплексов для каждого спортсмена необходимо знать реакцию его организма на любое физиотерапевтическое средство в отдельности и на комбинированное воздействие намечаемых средств;
5) знать возможные уровни и продолжительность стимулирующих эффектов от применения различных комбинаций внетренировочных (физиотерапевтических) средств;
6) понимать основы биофизических и биохимических механизмов воздействия (намеченных средств и их комбинаций) на организм спортсмена;
7) учитывать, что воздействие любым физиотерапевтическим средством на организм спортсмена (и особенно НИМЛИ и ПМП) влияет на скорость обменных процессов;
8) знать, что методики физиотерапевтического воздействия на спортсмена и не спортсмена должны различаться;
9) понимать, что разные группы видов спорта и специализации спортсмена требуют и разных методик применения внетренировочных (физиотерапевтических) средств и методов в процессе его подготовки;
10) знать, что низкоинтенсивное магнито-лазерное излучение может выступать базовым в сочетании с другими физиотерапевтическими средствами;
11) знание путей реализация полученных последствий (эффекта) применения физиотерапевтических средств в педагогическую плоскость для повышения результативности тренировочного процесса.
ВЫВОДЫ
1. Получение максимального эффекта от тренировочного процесса возможно только при четком и грамотном использовании всех тренировочных и внетренировочных
средств и методов, применяемых в процессе подготовки спортсмена.
2. Применение физиотерапевтических средств желательно по определенному алгоритму, учитывающему различные аспекты тренировочного процесса спортсмена.
3. Алгоритм применения данных средств в спортивной практике должен опираться на выделенные принципы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние комплекса физиотерапевтических средств на организм спортсменов / А.Н. Тамбовский, Т.А. Сидоренко, Ю.Н. Юрьев, Е.Г. Шурманов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 185-190.
2. Мирзоев, О.В. Применение восстановительных средств в спорте / О.В. Мирзоев. - М. : Спортакадемпресс, 2000. - 95 с.
3. Сидоренко, Т. А. Влияние магнито-лазерного воздействия на показатели функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой / Т.А. Сидоренко, А.Н. Тамбовский // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 63-65.
REFERENCES
4. Tambovskij, A.N., Sidorenko, T.A., Yuryev Yu.N. and Shurmanov, E.G. (2015), "Influence of a complex of physiotherapeutic means on an organism of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 185-190.
5. Mirzoev, O.V. (2000), Application of recovery means in sport, Sportacadempress, Moscow.
6. Sidorenko, T.A. and Tambovskij, A.N. (2007), "Influence of magneto-laser impact on indicators of a functional condition of the students who are going in for physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 63-65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2015
УДК 796.015.4
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ТРЕНЕРА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Анатольевна Сидоренко, кандидат педагогических наук, старший научный
сотрудник,
Алексей Владимирович Калашников, аспирант, Евгений Геннадьевич Шурманов, соискатель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье конкретизированы варианты (механизм) принятия тренером решений, формализованы некоторые составляющие этого механизма и дана их характеристика. Показана важность учета тренером последствий применения восстановительных средств и методов в процессе подготовки спортсмена и принятия им соответствующих решений о целесообразности коррекции тренировочных нагрузок
Ключевые слова: тренер, информационно-аналитические способности, принятие решений, виды, формы, предпосылки, тренировочная нагрузка, восстановительные средства и методы, последствия применения.