Научная статья на тему 'Проблемные компоненты стрелковой подготовки российских биатлонистов'

Проблемные компоненты стрелковой подготовки российских биатлонистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОНИСТ / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбовский Анатолий Николаевич

В статье рассмотрены основные компоненты стрелковой подготовки российских биатлонистов, которые можно характеризовать как проблемные и затрагивающие биомеханические и эргономические стороны техники стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem components of shooting training of the Russian biathlonists

The article analyzes the main components of shooting training of the Russian biathlonists, which can be characterized as the problem and covering the biomechanical and ergonomic aspects of the shooting technology.

Текст научной работы на тему «Проблемные компоненты стрелковой подготовки российских биатлонистов»

УДК 796.922.093.642

ПРОБЛЕМНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ

БИАТЛОНИСТОВ

Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассмотрены основные компоненты стрелковой подготовки российских биатлонистов, которые можно характеризовать как проблемные и затрагивающие биомеханические и эргономические стороны техники стрельбы.

Ключевые слова: биатлонист, стрелковая подготовка, проблемные вопросы, биомеханические и эргономические аспекты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p241-246

PROBLEM COMPONENTS OF SHOOTING TRAINING OF THE RUSSIAN

BIATHLONISTS

Anatoly Nikolaevich Tambovskij, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

The article analyzes the main components of shooting training of the Russian biathlonists, which can be characterized as the problem and covering the biomechanical and ergonomic aspects of the shooting technology.

Keywords: biathlonist, shooting training, outstanding issues, biomechanical and ergonomic aspects.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность тренировочного и в последующем соревновательного процессов спортсмена в биатлоне во многом определяется надежностью его стрельбы. Однако, как показывают результаты российских биатлонистов на крупнейших мировых соревнования, надежность именно этого компонента биатлона для наших спортсменов желательна на более высоком уровне. При этом нужно отметить, что оперирование тренерами сборной команды России по биатлону средним процентом попаданий своих подопечных в соревновательных условиях не позволяет судить об успешности выступлений отечественных биатлонистов на важнейших соревнованиях года, о чем и говорят результаты последних Чемпионатов мира по биатлону. Все сказанное указывает на наличие проблем в стрелковой подготовке российских биатлонистов. Понимая всю сложность этих проблем, мы вместе с тем исходим из того, что даже только корректное их формулирование и конкретизация путей их решения, правильная постановка задач, обоснованный выбор соответствующих методов их решения дают серьезные основания на успешность решения уже данных проблем. Именно конкретизация основных составляющих таких проблем и стала целью нашей статьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представляется вполне естественным, что основными методами исследования выступали: беседа, фото-, видеосъемка, анализ и обобщение существующего методического и теоретического материала по различным особенностям стрельбы в биатлоне.

В процессе исследования были проанализированы 17 диссертационных работ, посвященных (или затрагивающих) различным аспектам стрельбы в биатлоне; проведено более 30 бесед с российскими и зарубежными специалистами, занимающимися стрелковой подготовкой биатлонистов, и более 50 бесед с отечественными и иностранными биатлонистами, проанализированы последние учебные материалы по биатлону [1, 2]. По

видеозаписям почти 300 серий соревновательной и тренировочной стрельбы российских и зарубежных биатлонистов проанализированы основные компоненты современной техники стрельбы в биатлоне.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании анализа вышеотмеченных материалов нами выделены 12 проблемных компонентов стрелковой подготовки биатлониста.

Безусловно, первым компонентом целесообразно указать проблему терминологии. Ведь, если даже специалисты понимают под одним и тем словом разные его значения, то очень сложно понять приводимые ими объяснения, мнения, мысли, выводы, рекомендации, как для своих подопечных, так и для других специалистов. Так в работе И.Г. Гиба-дуллина, С.Н. Зверевой (2005) [Гибадуллин, Зверевой С.Н. Стрелковая подготовка юных биатлонистов. - Ижевск : Изд-во ИжГУ, 2005. - 108 с.] на с. 8 указывается: «возраст 11-12 лет, непосредственно предшествующий периоду двигательного анализатора»; на с. 21 «тремор ... определяется удержанием касаний в минуту»; на с. 61 «... правильно ли и плавно ли биатлонист производит нажим.»; на с. 33 «рассеивание выстрелов», отождествляя при этом сразу 3 понятия - точку попадания, точку падения пули, рассеивание выстрелов (последнее вообще трудно поддается пониманию) [3].

Вторым проблемным компонентом можно считать выяснение методического компонента стрелковой подготовки биатлониста: что же он представляет собой - методику, технологию, систему или комплекс простой последовательности каких-то действий тренера и спортсмена? Исходя из варианта решения данной проблемы, появляется возможность выстраивать конкретную, логически обоснованную и взаимосвязанную последовательность применения целенаправленных средств и методов в процессе стрелковой подготовки. И тогда, думается, уже не будет таких рекомендаций, как «совершенствование техники стрельбы» (юного биатлониста) уже на 10 занятии!!! (цит.: «И.Г. Гибадуллин, С.Н. Зверева, 2005; с. 69» [3]).

Еще одним проблемным компонентом является корректность обоснования своих мнений, решений, рекомендаций. В частности, непонятна обоснованность мнения И.Г. Гибадуллина, С.Н. Зверевой (2005) о «методике обучения навыкам.», а затем о методике «о формировании навыка» [3]. В другой работе на с. 207 указывается на такой пункт содержания первых разделов стрелковой подготовки биатлонистов, как «формирование условно-рефлекторных групп для сокращения времени реакции» [2]. Вероятно, автор имел в виду формирование условно-рефлекторных связей, а вот о какой реакции идет речь - совершенно непонятно, и, что хотелось бы еще понять - для чего она нужна.

Выделенный четвертый проблемный компонент представляет собой разработку всесторонне обоснованных основ техники успешной стрельбы для конкретного биатлониста. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит формированию отечественной школы стрелковой подготовки в биатлоне, формулированию концепции развития как биатлона в целом, так и его стрелковой составляющей. Ведь именно отсутствие такой школы, и, как следствие, базы стрелковой подготовки биатлонистов, вызывает массу трудностей уже у тренеров сборных команд России по биатлону в отношении повышения качества и надежности стрельбы своих подопечных.

Данная проблема характерна для отечественного и зарубежного биатлона, что подчеркивается анализом содержания диссертационных исследований, бесед с российскими и иностранными спортсменами и специалистами, анализом техники стрельбы биатлонистов различной квалификации и, безусловно, результатами их стрельбы.

Нужно отметить, что в биатлоне бывают различные модные течения (тенденции), которые со временем уходят «в тень» из-за порой непонятного их влияния на спортивный результат, а некоторые могут и задерживаться. Например, несколько лет назад была тенденция увеличения высоты изготовки лежа, подгибания правой ноги в изготовке стоя,

редко встречающиеся у современных спортсменов. В тоже время очень многие действующие биатлонисты передергивают затвор винтовки с максимальной скоростью, что с физиологических и временных позиций полностью неоправданно.

Желательность разработки и корректного формулирования концепции стрелковой подготовки в биатлоне можно обосновать примером сборной Германии, в которой, как показывают результаты последних лет, явно не оправдался принцип, в соответствии с которым основное внимание в стрельбе биатлониста уделялось ее скорости. В итоге спортсмены этой команды не отличаются стабильной и качественной результативностью стрельбы: наряду с отличными результатами в стрельбе у одних и тех же биатлонистов сочетаются с просто провальными результатами.

Основным аргументом качественного результата в стрельбе выступает правильность и надежность выполнения техники данного компонента биатлона. Анализ же техники стрельбы российских биатлонистов в тренировочных и соревновательных условиях дает веские основания констатировать то, что спортсмены просто «натаскиваются» на выполнение определенных действий в процессе стрельбы. Анализируя работы психологов, психофизиологов, нейрофизиологов, можно говорить, что хорошо поставленная техника выполнения какого-либо действия не так сильно подвержена изменениям в условиях повышенного психологического напряжения, как недостаточно правильно сформированная и отработанная [3].

Уже пятая проблема в стрелковой подготовке биатлониста видится в решении сложных вопросов определения базовых вариантов изготовок для стрельбы с последующим учетом в них индивидуальных особенностей (антропометрических, морфологических, биомеханических, физиологических, психофизиологических, психических) конкретного спортсмена, и как следствие, решение эргономических вопросов в отношении оружия. Только комплексный учет всех перечисленных особенностей позволяет объективно рассчитать, подобрать, откорректировать такие параметры изготовок, как высота изготовки лежа, положение головы, прицела, корпуса, ног, стоп, положение ремня на плече, характер изготовок, хватки рукоятки, положение затыльника, размеры приклада винтовки и др.. Сейчас же тренер в основном опирается на свое мнение и также субъективное мнение спортсмена - привычно-непривычно, удобно-неудобно, что далеко не всегда соответствует правильным или неправильным параметрам техники стрельбы для конкретного спортсмена.

Следующий, шестой проблемный компонент вытекает из предыдущего компонента, так как он обусловлен наличием у российских биатлонистов большого количества необязательных подготовительных движений перед приемом изготовки, а также их наличием в процессе стрельбы. Если бы изготовка была оптимальной для конкретного спортсмена, то количество уточняющих движений (а соответственно, и времени) при ее приеме было бы сведено до минимума.

Седьмой компонент заключается постановке правильного дыхания в процессе стрельбы, так как от особенностей именно этого физиологического процесса в значительной степени зависит устойчивость винтовки относительно спортсмена и, как следствие, относительно мишени. Опыт работы с тренерами по стрелковой подготовке биатлонистов, анализ соответствующих диссертационных работ, методических разработок показывает, что вопросу дыхания биатлониста при стрельбе уделяется крайне мало внимания. В частности, в работе Г.И. Гибадуллина и С.Н. Зверевой этому компоненту подготовки высокоточного выстрела отводится всего 8 строк (там же, с. 38); у К. Ницше немногим больше страницы (с. 89 и с. 107-108) [2], но при этом им указывается, что «на технику дыхания влияет степень выраженности различительной способности» (там же), при этом, не поясняя, что подразумевается под техникой дыхания, как она ставится и что такое «выраженность различительной способности». По формулировке последнее выражение должно иметь отношение к зрению, но тогда как связано дыхание со зрительными

показателями биатлониста?

Восьмая проблема относится к процессу прицеливания, правильность выполнения которого во многом зависит правильности положения головы на прикладе винтовки. На сегодняшний день данное положение характеризуется большим и труднообъяснимым разнообразием: прямо, под углом, далеко вперед, наклонена вперед (взгляд исподлобья), жесткое или касательное, и другие варианты. Чем руководствуются в этом элементе тренер и сам биатлонист - непонятно.

Еще один вопрос проблемы прицеливания - корректный подбор прицельных приспособлений в соответствии с индивидуальными особенностями зрительной системы российских спортсменов. На сегодня неясно, как определяются персональные размеры диоптра, мушки, толщина ободка кольца мушки. Недостаточно выяснено влияние физических нагрузок, функционального состояния на зрительные показатели биатлониста, как могут изменяться из-за этого параметры прицельных приспособлений, а также техника и тактика прицеливания.

На следующий вопрос прицеливания - движение глаз спортсмена, нами обнаружено указание только в работе К. Ницше (с. 106) [2]. Необходимость анализа движений глаз предопределяется тем, что зрительная фиксация любого изображения (в том числе и картины прицеливания) осуществляется за счет глазодвигательной активности человека, в результате чего у каждого биатлониста формируются свои индивидуальные (но далеко не всегда правильные) «картины прицеливания» [3]. Какие картины характерны для высокоточного прицеливания, как обеспечить их формирование для каждого спортсмена, на сегодняшний день неясно. Это, в частности, вытекает из того, что «биатлонист должен фиксировать взгляд на кольцевой мушке» (с. 106) [2], но где на мушке: внизу, вверху, слева, справа, и, конце концов, а почему все таки на ней?

Сохраняется много неконкретного и в отношении времени прицеливания: какое минимально, оптимально, максимально, почему, как при этом учитываются особенности состояния организма биатлониста, как влияют нагрузка и погодные условия на этот показатель?

При этом у нас существует определенное недопонимание того, что у биатлонистов совсем никак не оценивается и, естественно, не учитывается такой важный (для определения индивидуальных особенностей картины прицеливания) показатель зрительной системы спортсмена как частотно-контрастная характеристика зрения.

Девятый проблемный компонент относится к эргономическим сторонам стрелковой подготовки биатлониста, которые определены фактически тремя составляющими:

1) эргономика винтовки;

2) антропометрические и морфологические особенности биатлониста;

3) его психическими особенностями.

На сегодняшний день непонятно, на каком основании мастера по оружию, тренеры по стрелковой подготовке предлагают спортсменам определенную конфигурацию ложа винтовки, размеры, конфигурации и местоположения затыльника, «щеки» приклада, спускового крючка, рукоятки.

На практике полностью не решены эргономические вопросы, на это указывают варианты приема изготовок, когда биатлонисты фактически одновременной работой всех мышц спины, плечевого пояса, и даже ягодичных мышц и мышц бедер пытаются принять изготовку. Такие действия провоцируют нарушение ритма дыхания, необходимость дополнительных поправочных движений, различные изготовки со всеми вытекающими негативными последствиями.

Десятый проблемный компонент касается одного из самых значимых и при этом самых исследованных элементов техники высокоточного выстрела - спуска курка. Однако, не смотря на это, остаются еще неясными такие серьезные вопросы, как скорость нажатия на спусковой крючок, время нахождения на нем указательного пальца, как тре-

нировать желаемую динамику усилий, как ее объективно контролировать. Во многих соответствующих работам по данному компоненту выполнения выстрела в биатлоне специалисты советуют плавное нажатие с приложением основных усилий на первых секундах. Такая техника обработки спускового крючка имеет основу из пулевой стрельбы. В то же время, из этого же вида спорта можно привести пример нажатия на спусковой крючок в скоростной стрельбе из пистолета, когда спортсмен вынужден совершать полный цикл рассматриваемого действия за 0,3^0,4 секунды!!!, но при этом достигая стабильного высокоточного результата.

Одиннадцатый проблемный компонент заключается в необходимости согласование графика физической подготовки и, соответственно, особенностей физической нагрузки биатлониста с отработкой технических вопросов стрелковой подготовки. Нами пока не обнаружено ни одной серьезной работы по данному проблемному вопросу. Практика показывает, что тренеры практически не обращают внимания на характер тренировки (тренировок) как в течение дня, так и в микроцикле.

Последний двенадцатый проблемный компонент стрелковой подготовки биатлониста - использование технических средств обучения. В последние годы неким универсальным средством многие тренеры считают использование различных вариантов лазерных компьютеризированных устройств (тиров), типа СКАТТ. Однако их применение вызывает немало очень непростых вопросов: на каком этапе тренировочного процесса такие тиры наиболее целесообразны, для каких квалификационных уровней биатлонистов они дают положительный эффект, какие вопросы позволяют решать данные тренажеры? Если к тому же учесть, что эти технические средства используются чаще всего в закрытых помещениях (при этом оружие биатлониста - его обычная винтовка и, соответственно, прицельные приспособления тоже), расстояние до мишени не более 10 м (что сразу изменяет технику прицеливания), температура далека от уличной (что сказывается на одежде спортсмена), функциональное состояние далеко от тренировочного (особенно после ужина). Нахождение возможных корреляционных связей между какими-либо показателями, определяемыми с помощью тренажеров, еще не дают оснований утверждать о сохранении данных взаимосвязей в процессе серьезных физических нагрузок.

Вместе с тем на сегодняшний день несколько непонятно неиспользование в тренировочном процессе такого технического средства, как пальцевый эргограф, который при минимальной доработке может использоваться в качестве эффективного тренажера по развитию и контроля дискретности динамики нажатия на спусковой крючок.

Не смотря на сделанные замечания, мы считаем очень целесообразным использования технических средств в процессе стрелковой подготовки российских биатлонистов, но очень хочется, чтобы наши тренеры понимали, что они хотят от этих средств, что можно решить с их помощью, какая получаемая информация для конкретного спортсмена может принести пользу в процессе его подготовки.

ВЫВОДЫ

1. Обобщенный анализ существующих разработок по различным вопросам стрелковой подготовки биатлониста позволил выделить в ней 12 проблемных компонентов. Одновременное решение сразу всех обозначенных проблем практически невозможно с методической и физиологической сторон, поэтому в качестве первого шага целесообразно выделение для каждого спортсмена (уровня сборных команд России) наиболее значимых проблем из данного перечня, распределение их по ранжиру, а затем конкретизация их решение по этапам подготовки биатлониста.

2. Дифференцированный, последовательно-индивидуальный подход открывает возможность сведения к минимуму бессистемные метания тренеров по стрелковой подготовке в путях и методах формирования и совершенствования техники стрельбы биатлонистов, которые во многом серьезно сдерживают эффективность подготовки россий-

ских спортсменов и успешность их выступления на соревнованиях. При этом открываются возможности последовательного, обоснованного повышения уровня знаний и логики действий тренера, что должно положительно сказаться на результативности его работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безмельницын, Н.Г. Биатлон : учебник для вузов / Н.Г. Безмельницын, В.Ф. Маматов, Н.В. Астафьев. - Омск : Омскбланкиздат, 2015. - 256 с.

2. Биатлон. Спортивная деятельность - тренировки - соревнования : учебник для тренеров, инструкторов и спортсменов : [переработанная редакция] / под общим руководством Клауса Ницше в сотрудничестве с Акселем Бемом [и др.]. - Висбаден : Издательство «Limpert», 1998. - 355 c.

3. Тамбовский, А.Н. Некоторые проблемные аспекты техники стрельбы в биатлоне / А.Н. Тамбовский, Д.А. Губанов // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы III Всеросс. науч.-практ. конф. - Омск : [б. и.], 2013. - С. 129-136.

REFERENCES

1. Bezmelnitsyn N. G., Mamatov V.F. and Astafyev N.V. (2015), Biathlon: the textbook for higher education institutions, publishing house Omskblankizdat, Omsk.

2. Ed C. Nietzsche (1998), Biathlon. Sports activity - trainings - competitions; the textbook for trainers, instructors and athletes, Limpert publishing house, Wiesbaden, Germany.

3. Tambovskij, A.N. and Gubanov, D. A. (2013), "Some problem aspects of shooting technology in biathlon", Mater. III All Russian scientific-practical conference "Modern system of sports preparation in biathlon", Omsk, Minsport of the Russian Federation-SIBSUPE, pp. 129-136.

Контактная информация: tambovskij@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2015

УДК 796.015.6

АЛГОРИТМ И ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ В ЦИКЛИЧЕСКИХ

ВИДАХ СПОРТА

Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Анатольевна Сидоренко, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Евгений Геннадьевич Шурманов, соискатель, Московская государственная академия физической культуры» (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые особенности алгоритма применения физиотерапевтических средств в процессе подготовки спортсмена и сформулированы принципы их использования в тренировочном процессе спортсменов в циклических видах спорта.

Ключевые слова: физиотерапия, комплекс, коррекция, состояние спортсмена, алгоритм применения, принципы использования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p246-250

ALGORITHM AND PRINCIPLES OF APPLICATION OF COMPLEXES OF PHYSIOTHERAPEUTIC MEANS AND METHODS IN CYCLIC SPORTS

Anatoly Nikolaevich Tambovskij, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Ana-tolyevna Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Evgeny Gennadievich Shurmanov, the competitor, Moscow State Academy of Physical Culture,

Malakhovka

Annotation

Some features of the algorithm of application of physiotherapeutic means in the training course of the athlete are considered and the principles of their usage in the training process of athletes in cyclic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.