Научная статья на тему 'Алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС'

Алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
показатели эффективности / таможенные органы / международная торговля / конкурентоспособность / таможенная деятельность / инструменты таможенного регулирования / алгоритм оценки / performance indicators / customs authorities / international trade / competitiveness / customs activities / tools of customs regulation / the evaluation algorithm

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротынцева Татьяна Михайловна

Актуальность статьи обусловлена тем, что глобализация и активизация международной торговли повышают конкурентоспособность не только отечественных, но и зарубежных производителей, поэтому деловой сектор ожидает облегчения условий ведения бизнеса, упрощения таможенных процедур, повышения эффективности таможенной деятельности и улучшения предоставления таможенных услуг. При перемещении товаров через таможенные границы государств по всему миру возникают проблемы – при заполнении документации, по способам транспортировки, обработке информации и соблюдению нормативных требований, которые не гармонизированы на международном уровне. Это ведет к нарушениям таможенного законодательства, которые должны быть выявлены в процессе таможенного контроля. Следовательно, эффективность таможенного регулирования будет зависеть напрямую от результатов таможенного контроля. В статье представлены теоретико-методическое описание процедуры оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах Евразийского экономического союза, а также вектор разработки комплексного набора показателей эффективности. Предложенный алгоритм оценки и комплекс количественных и качественных показателей можно рассматривать как основополагающие взаимоувязанные критерии, обеспечивающие повышение эффективности контроля деятельности таможенных органов и принятия корректирующих управленческих решений при необходимости. Применение в таможенной практике предлагаемых показателей оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли будет способствовать эффективной реализации таможенной политики для гармоничного развития экономики государствчленов Евразийского экономического союза, включая Российскую Федерацию, в современном сообществе и станет основой их устойчивого политического, экономического и социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for forming a set of indicators of international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states

The relevance of the study is due to the fact that international trade globalization and intensification increase competitiveness of not only domestic but also foreign producers, so the business sector expects to facilitate business conditions, simplify customs procedures, increase customs activities efficiency, and improve customs services provision. Goods transportation across the customs borders of countries around the world presents challenges in filling out documentation, transportation methods, information processing, and compliance with regulations that are not internationally harmonized. It leads to customs laws violations that must be detected during the customs control process. Consequently, customs regulation effectiveness will depend directly on the customs control results. The article presents a theoretical and methodological description of the procedure for assessing international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states, as well as a vector for developing a comprehensive set of performance indicators. The proposed assessment algorithm and the set of quantitative and qualitative indicators can be regarded as fundamental interrelated criteria that ensure improvement of efficiency of control over the customs authorities’ activities and corrective management decisions, if necessary. The application in customs practice of the proposed indicators for assessing international trade customs regulation effectiveness will contribute to customs policy effective implementation for the harmonious development of the EAEU member states’ economies, including Russia, in modern society and the basis of their sustainable political, economic and social development.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС»

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 339.543 JEL F13, F15, F42 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-2-23-30

Получено: 11.03.2024 Статья доработана после рецензирования: 13.05.2024 Принято: 20.05.2024

Алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС

Воротынцева Татьяна Михайловна12

Канд. экон. наук, доц. каф. таможенного дела1, доц. каф. таможенных операций и таможенного контроля2 ORCID: 0000-0002-8470-2602, e-mail: vorotyntseva_tm@pfur.ru

''Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 117198, Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия 2Российская таможенная академия, 140015, Комсомольский пр-т, 4, Люберцы, Россия

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что глобализация и активизация международной торговли повышают конкурентоспособность не только отечественных, но и зарубежных производителей, поэтому деловой сектор ожидает облегчения условий ведения бизнеса, упрощения таможенных процедур, повышения эффективности таможенной деятельности и улучшения предоставления таможенных услуг. При перемещении товаров через таможенные границы государств по всему миру возникают проблемы - при заполнении документации, по способам транспортировки, обработке информации и соблюдению нормативных требований, которые не гармонизированы на международном уровне. Это ведет к нарушениям таможенного законодательства, которые должны быть выявлены в процессе таможенного контроля. Следовательно, эффективность таможенного регулирования будет зависеть напрямую от результатов таможенного контроля. В статье представлены теоретико-методическое описание процедуры оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах Евразийского экономического союза, а также вектор разработки комплексного набора показателей эффективности. Предложенный алгоритм оценки и комплекс количественных и качественных показателей можно рассматривать как основополагающие взаимоувязанные критерии, обеспечивающие повышение эффективности контроля деятельности таможенных органов и принятия корректирующих управленческих решений при необходимости. Применение в таможенной практике предлагаемых показателей оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли будет способствовать эффективной реализации таможенной политики для гармоничного развития экономики государств-членов Евразийского экономического союза, включая Российскую Федерацию, в современном сообществе и станет основой их устойчивого политического, экономического и социального развития.

Ключевые слова: показатели эффективности, таможенные органы, международная торговля, конкурентоспособность, таможенная деятельность, инструменты таможенного регулирования, алгоритм оценки

Для цитирования: Воротынцева Т.М. Алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС//Управление. 2024. Т. 12. № 2. С. 23-30. DOI: 10.26425/2309-3633-202412-2-23-30

© Воротынцева Т.М., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

MANAGEMENT IN ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Received: 11.03.2024 Revised: 13.05.2024 Accepted: 20.05.2024

Algorithm for forming a set of indicators of international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states

Tatiana M. Vorotyntseva12

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Customs Affairs Department1, Assoc. Prof. at the Customs Operations and Customs Control

Department2

ORCID: 0000-0002-8470-2602, e-mail: vorotyntseva_tm@pfur.ru

1RUDN University, 6, Miklukho-Maklaya ul., Moscow 117198, Russia 2Russian Customs Academy, 4, Komsomolsky prospekt, Lyubertsy 140015, Russia

Abstract

The relevance of the study is due to the fact that international trade globalization and intensification increase competitiveness of not only domestic but also foreign producers, so the business sector expects to facilitate business conditions, simplify customs procedures, increase customs activities efficiency, and improve customs services provision. Goods transportation across the customs borders of countries around the world presents challenges in filling out documentation, transportation methods, information processing, and compliance with regulations that are not internationally harmonized. It leads to customs laws violations that must be detected during the customs control process. Consequently, customs regulation effectiveness will depend directly on the customs control results. The article presents a theoretical and methodological description of the procedure for assessing international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states, as well as a vector for developing a comprehensive set of performance indicators. The proposed assessment algorithm and the set of quantitative and qualitative indicators can be regarded as fundamental interrelated criteria that ensure improvement of efficiency of control over the customs authorities' activities and corrective management decisions, if necessary. The application in customs practice of the proposed indicators for assessing international trade customs regulation effectiveness will contribute to customs policy effective implementation for the harmonious development of the EAEU member states' economies, including Russia, in modern society and the basis of their sustainable political, economic and social development.

Keywords: performance indicators, customs authorities, international trade, competitiveness, customs activities, tools of customs regulation, the evaluation algorithm

For citation: Vorotyntseva T.M. (2024) "Algorithm for forming a set of indicators of international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states". Upravlenie/Management (Russia), 12 (2), pp. 23-30. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-2-23-30

© Vorotyntseva T.M., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

Глобализация привела к изменениям в таможенной деятельности и процессах контроля, что способствовало значительному повышению роли таможенных органов за последнее десятилетие. Трансформация характерна для таможенной деятельности, которая теперь связана не только с контролем, предупреждением нарушений, таможенным и налоговым администрированием, но и с выполнением более широких задач. Таможенные органы контролируют все аспекты международных операций, получают информацию обо всех участниках, действующих на внешней границе Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) с третьими странами, и таким образом реализуют таможенную международную торговую политику, применяемую в Союзе. Таможенные органы стран несут ответственность за эффективную защиту финансовых, национальных, военных и других интересов ЕАЭС, что предусматривает устойчивое развитие системы таможенного контроля [Говоров, Андреева, 2023].

Постоянно ускоряющийся торговый оборот и растущий глобальный рынок создают вероятность возникновения нарушений в связи с ростом организованной преступности и угроз международной торговле и общественной безопасности со стороны террористических организаций. Такие предпосылки ведут к незаконным перевозкам оружия, контрафактных и пиратских товаров, а также ввозу опасных веществ, поэтому таможенные органы сталкиваются с новыми задачами по борьбе с возникающими угрозами и растущими масштабами контроля. Экономика каждой страны находится под влиянием международной торговли, объем которой зависит от эффективности таможенных операций -от моделирования и управления процессом до контроля потоков товаров, пересекающих государственные и таможенные границы, где основным продуктом труда должностных лиц таможенных органов является управленческое решение [Бойкова, Макру-сев, Новиков, 2024].

Процесс перемещения товаров по всему миру долгий и сложный. В каждой сделке фигурирует большое количество участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), которые сталкиваются со многими препятствиями, такими как требования к документации, способы транспортировки, обработка информации и соблюдение нормативных требований. Например, типичная операция по пересечению границы предусматривает заполнение и подачу документов, работу с контрагентами и выполнение огромного числа юридических и торговых

правил и соглашений. Во многих странах процесс помещения товаров под таможенные процедуры является «чрезвычайно трудным» препятствием [Моз-жегорова, 2020]. В связи с этим особую значимость имеет таможенная служба как катализатор ускорения основных показателей развития государств-членов Союза [Гупанова, Чечулин, 2019].

Иными словами, несмотря на улучшение международной торговли во многих развитых странах, высокий уровень неопределенности по-прежнему связан с таможенным контролем и таможенным регулированием. В связи с этим важными становятся проведение оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС, а также разработка комплексного набора показателей эффективности, что является целью настоящего исследования.

Методы исследования / Research methods

Используемые методы:

• анализ научной литературы, который включает интерпретацию ключевых понятий и показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС;

• контент-анализ, заключающийся в компиляции и выборке отдельных положений нормативных правовых актов и научных работ в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля, а также комплексной оценке качества и эффективности таможенной деятельности.

Особо нужно выделить метод моделирования, который был использован при систематизации предложений по оценке эффективности и алгоритму формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС.

Основные инструменты таможенного регулирования / Main instruments of customs regulation

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции. Создание интеграционной группы должно было стать кульминацией многочисленных инициатив, предпринятых в этой области на постсоветском пространстве с начала 1990-х гг. Российская Федерация (далее — РФ, Россия) была и остается основным инициатором попыток интеграции и создания на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик единой экономической зоны, деятельность которой должна быть направлена на защиту экономических интересов государств-членов Союза. В соответствии с намерениями государств, подписавших

Договор о создании ЕАЭС, организация должна стать жизнеспособной альтернативой странам бывшего Союза Советских Социалистических Республик в отношении укрепления экономических отношений с Европейским союзом и динамично развивающимися экономиками Азии1.

Известно, что 1 января 2015 г. начался процесс формирования общего рынка, в котором свободно перемещаются через таможенные границы товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Государства-члены ЕАЭС вступили в него с разными уровнями экономического развития и уже сложившимися приоритетами для своего национального развития, которые были ориентированы на специфику рынков труда и социально-политических структур соответствующих стран. Однако общая цель государств-членов ЕАЭС заключалась в том, чтобы обеспечить развитие национальных экономик и повысить их конкурентоспособность путем создания интеграционного объединения, а именно экономического союза.

1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, и по состоянию на конец 2022 г. Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) приняла более 300 решений по развитию его основных положений2. Примерно 40 % решений, принятых ЕЭК в период 2020—2022 гг., касались технических регламентов, санитарных и фитосанитарных мер, в том числе была создана единая система аккредитации органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) [Воротынцева, Кха-три, 2022; Воротынцева, 2023].

Вместе с тем продолжают функционировать и национальные инструменты таможенного регулирования, такие как:

• вывозные/экспортные пошлины — для большинства товаров экспортная пошлина равна нулю, но некоторые товары облагаются ей, и размер определяется национальными правовыми актами стран ЕАЭС;

• налог на добавленную стоимость (далее — НДС), регламентируемый налоговыми службами государств-членов Союза, взимается с товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС — по странам

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ сош_^с_ЬЛ^'_163855/ (дата обращения: 05.03.2024).

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 05.03.2024).

ЕАЭС величина налога различна (для сравнения: в Белоруссии это 25 %, в России — 20 %, а в Казахстане - 12 %);

• акциз (акцизный налог), также администрируемый налоговыми службами государств-членов Союза, взимается с импорта отдельных категорий товаров, являющихся подакцизными;

• таможенные сборы — обязательные сборы, взимаемые таможенными органами за их действия, связанные с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров (размер таможенных пошлин определяется Правительствами государств-членов Союза, и их уровень зависит в основном от стоимости декларируемых товаров).

Характеризуя таможенные платежи, следует проанализировать их основные признаки, на которых можно базировать их правовую и финансовую природу. К основным признакам таможенных платежей можно отнести следующие [Кураева, Пак, 2023]:

• обязательность — данные платежи являются обязательными к уплате в соответствии с конституционными и законодательными нормами;

• порядок их взыскания определяется на законодательном уровне;

• контроль — мониторинг взимания таможенных платежей и соблюдения установленных норм возложены на таможенные органы государств-членов Союза;

• принудительность уплаты таможенных платежей.

Следует отметить, что доходная часть бюджета формируется в том числе за счет таможенных платежей. Чтобы она постоянно пополнялась, следует обеспечивать условия для совершенствования процесса формирования системы таможенного обложения в направлении повышения собираемости таможенных платежей. Однако на сегодняшний день это является затруднительным в силу существующих проблем. Объектом формирования системы таможенного обложения в данном случае выступают таможенные платежи (таможенные пошлины, сборы и налоги). Соответственно, содержанием формирования системы таможенного обложения на макроэкономическом уровне является мобилизация таможенных платежей в бюджет и повышение эффективности деятельности таможенных органов в данной сфере.

Исследуя важность оценки эффективности таможенных механизмов регулирования международной торговли, следует отметить, что, хотя таможенное дело отнесено к части реализации общей торговой политики и компетенции ЕАЭС, фактически государства-члены конкурируют друг с другом в сфере своего администрирования (применения) за получение своей доли доходов от таможенных

платежей на импорт, которые исчисляются на основе норм таможенного регулирования ЕАЭС. Для достижения этих целей государства-члены ЕАЭС могут использовать различную практику таможенного контроля и принимать национальное законодательство, подробно регламентирующее применение таможенного законодательства ЕАЭС (применяется с учетом местной ситуации и специфики работы национальных таможенных органов) [Дмитриева, Бочкарева, 2022].

Предполагаем, что сложившаяся ситуация негативно влияет на статус самого ЕАЭС как надежного и предсказуемого международного торгового партнера, деловые отношения субъектов международной торговли, экономическое развитие отдельных государств-членов ЕАЭС, наносит ущерб их экономической конкурентоспособности и фискальным интересам и вызывает конфликты между плательщиками (таможенными должниками) и таможенными органами.

Систематизация предложений по оценке таможенного регулирования / Systematization of proposals for the customs regulation assessment

Оценка эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС является важнейшим условием конструктивного совершенствования государств. В результате систематизации предложений по методологической оценке таможенного регулирования, встречающихся в специальной литературе, мы выделили три метода следующего содержания [Бойкова, Макрусев, Новиков, 2024; Чупина, Морковкин, Сорокин, Басова, Коряков, 2022; Худжатов, 2024]34:

1) классические принципы таможенного регулирования и определение показателей с учетом элементов (справедливость, эффективность, эластичность, простота таможенного администрирования), которые оцениваются количественными показателями с последующим сравнительным анализом;

3 Федеральная таможенная служба. Приказ от 7 февраля 2023 г. № 76 «Об утверждении индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен». Режим доступа: alta.ru/tamdoc/23pr0076/ (дата обращения: 05.03.2024).

4 Федеральная таможенная служба. Приказ от 28 декабря 2022 г. № 1080 «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен». Режим доступа: https://www.alta.ru/ tamdoc/22pr1080/ (дата обращения: 05.03.2024).

2) квалификационные диагностические показатели оценивают эффективность таможенного регулирования на основе ответов на предложенные уточняющие диагностические вопросы;

3) диагностические показатели оценивают эффективность таможенного регулирования на основе ответов на предложенные уточняющие диагностические вопросы только через призму сбора таможенных платежей.

Каждый из этих методов позволяет оценить различные аспекты эффективности таможенного регулирования международной торговли. Однако следует отметить, что существуют недостатки вышеупомянутых методов оценки. Так, при использовании классических принципов возникли следующие проблемы:

1) рассмотрение не связанных между собой принципов не дает возможности оценить всю систему таможенного регулирования международной торговли и существенно ограничивает сравнительный анализ таких систем;

2) авторы работ предлагают разные показатели для оценки одного и того же принципа;

3) один и тот же показатель предлагается для оценки разных принципов (например, показатель нагрузки предлагается для оценки справедливости и удобства таможенного администрирования, показатель средней тарифной ставки — для справедливости и эффективности), что вызывает путаницу.

Метод оценки второго типа фокусируется на аспектах продуктивности системы таможенного регулирования международной торговли и простоты администрирования. Предлагаемый метод оценки эффективности таможенного регулирования не является точным также из-за неопределенности вопросов-индикаторов как с точки зрения содержания, так и с точки зрения измерения.

Третий метод оценки определяет систему эффективности таможенного регулирования международной торговли с использованием набора показателей, но фокусируется на аспекте сбора доходов. Недостатком метода является узкая оценка системы, для которой не определены принципы расчета показателей и шкалы оценки. Эти методы не определяют общий уровень таможенного регулирования — не установлена четкая иерархия показателей и не предусмотрен сводный показатель (или их совокупность), интегрирующий значения частичных показателей и позволяющий оценить общий уровень эффективности таможенного регулирования международной торговли.

Результаты исследования / Study results

Представленные в научной литературе информационные данные имеют тенденцию ориентироваться на оценку отдельных аспектов эффективности таможенного регулирования международной торговли. Такая оценка недостаточно универсальна, а предложения по совершенствованию не обеспечивают достаточную обоснованность.

В целях восполнения пробелов в методах оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли в ЕАЭС предлагается оценивать четыре уровня управления таможенными органами:

• на уровне каждого государства-члена ЕАЭС в отношении единого таможенного регулирования и проведения критериального анализа аналогичных показателей;

• на уровне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФОИВ ФТС);

• на уровне региональных таможенных управлений, осуществляющих контроль и надзор за подчиненными таможенными органами в отношении качественного выполнения ими таможенных операций;

• на уровне таможенных постов и таможен.

Единый алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС представлен на рис. 1.

Алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС предусматривает пять групп показателей (табл. 1).

Показатели таможенного регулирования на уровне ЕАЭС

Показатели таможенного регулирования на уровне ФОИВ государства-члена ЕАЭС

Данные для анализа таможенного регулирования на уровне региональных таможенных управлений

Формирование итоговой комбинации показателей таможенного регулирования

Показатели таможенного регулирования на уровне ЕАЭС

Показатели таможенного регулирования на уровне региональных таможенных управлений

Данные для анализа таможенного регулирования на уровне региональных таможенных управлений

Получение первичных показателей и их группировка

Показатели таможенного регулирования на уровне каждого государства-члена ЕАЭС и их бенчмаркинг

Показатели таможенного

регулирования на уровне таможенных постов и таможен

Данные для анализа таможенного регулирования на уровне таможенных постов, таможен

Проведение селекции по всему спектру имеющихся показателей таможенного регулирования

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Рис. 1. Единый алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования

международной торговли в государствах-членах ЕАЭС Fig. 1. Unified algorithm for formating a set of indicators of international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states

Таблица 1

Показатели оценки эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС

Table 1. Indicators for assessing international trade customs regulation effectiveness in the EAEU member states

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления деятельности таможенных органов Показатели оценки

Экономическая 1) величина таможенных платежей (ТП) в федеральных бюджетах (ФБ) государств-членов ЕАЭС: В = ТП / ФБ; 2) фактические платежи (ФП) в ФБ по сравнению с плановыми показателями (ПП) и платежами за предыдущий отчетный период: ВП = (ФП - ПП) / ПП; 3) дельта неопределенности недоимок по платежам: ДП = (ПП - ФП) / ПП; 4) эквивалентность содержания ТП в расходах на обслуживание деятельности таможенных органов (СТО) в государствах-членах ЕАЭС: ЭЭ = (ТПДт) / СТО

Окончание табл. 1

Направления деятельности таможенных органов Показатели оценки

Контрольная 1) соотношение фактически выполненных таможенных операций за отчетный период к количеству объектов, подлежащих таможенному контролю N (т); 2) результативность правоохранительной деятельности по соотношению количества выявленных нарушений таможенных правил (НТП) к: • количеству заведенных дел (ЗД); • количеству выигранных дел - (ВД): РПД = (НТП) / N дней; РПД = (ЗД) / N дней; РПД = (ВД) / N дней

Таможенное регулирование 1) увеличение основы начисления для ТП за счет корректировки таможенной стоимости товаров; 2) удельный вес дополнительных поступлений в бюджет в результате: • корректировки таможенной стоимости товаров; • количества вынесенных решений об изменении кода товаров; • минимизации рисков при контроле классификационного кода; • декларирования неизвестной страной происхождения; 3) общий экономический эффект по результатам работы по контролю за страной происхождения товаров; 4) объем дополнительных поступлений в результате декларирования товаров неизвестной страной происхождения

Информационно-аналитическая 1) оперативность предоставления информации (ч.); 2) охват информационной моделью контролирующих органов; 3) скорость оперативного обмена информацией

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Заключение / Conclusion

Предложенный подход к оценке эффективности таможенного регулирования международной торговли имеет цель устранить недостатки существующих методов оценки. Вместо фокуса на отдельных аспектах предлагается оценивать четыре уровня управления таможенными органами, что позволит получить более объективное представление о качестве таможенного регулирования.

В обобщенном виде предлагаемый подход включает оценку на уровне каждого государства-члена ЕАЭС в рамках региона; на уровне таможенных органов в рамках государственного регулирования; на уровне таможенных управлений и таможен (таможенных постов) в рамках таможенной службы.

Таким образом, единый алгоритм формирования набора показателей эффективности таможенного регулирования международной торговли в государствах-членах ЕАЭС, включающий показатели оценки, может обеспечить всех заинтересованных лиц результатами оценивания работы таможенных органов на четырех уровнях по пяти группам показателей. Использование предлагаемых показателей оценки будет способствовать эффективной реализации таможенной политики, что является предпосылкой для гармоничного развития экономики государств-членов Союза в современном сообществе и основой устойчивого политического, экономического и социального развития государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бойкова М.В., Макрусев В.В., Новиков В.Е. Сфера государственных таможенных услуг как сервисная экономико-управленческая система: концептуальные идеи и проблемы исследования. Экономический анализ: теория и практика. 2024;2(23):263—283. https://doi.org/10.24891/ ea.23.2.263

Воротынцева Т.М., Кхатри Т. Актуальные проблемы механизма подтверждения соответствия ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза товаров. Маркетинг и логистика. 2022;1(39):5—16.

REFERENCES

Boikova M.V., Makrusev V.V., Novikov V.E. The sphere of state customs services as a service economic and management system: conceptual ideas and research problems. Economic Analysis: Theory and Practice. 2024;2(23):263-283. (In Russian). https:// doi.org/10.24891/ea.23.2.263

Chupina Zh.S., Morkovkin D.E., Sorokin A.M., Basova M.M., Koryakov A.G. Application of statistical and mathematical methods in socio-economic research. Voprosy istorii. 2022;5-1:118— 130. (In Russian). https://doi.org/10.31166/VoprosyIstori-i202205Statyi06

Воротынцева Т.М. Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности. Вестник Российской таможенной академии. 2023;2(63):29-36.

Говоров В.В., Андреева Е.И. О некоторых аспектах оказания таможенных услуг. Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2023;11(23):94—99.

Гупанова Ю.Е., Чечулин Ю.О. Методический подход к комплексной оценке качества таможенных услуг. Вестник университета. 2019;7:100-107. Ьир§://^1. огё/10.26425/1816-4277-2019-7-100-107

Дмитриева О.А., Бочкарева В.Д. Проблемы таможенно-логистической инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе. Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2022;4(21):9-16. Ьир8:/^о1. огё/10.24182/2073-6258-2022-21-4-9-16

Кураева С.М., Пак А.Ю. Таможенно-тарифная политика ЕАЭС в решении импортозамещения машин и оборудования в современных условиях. В кн.: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 12 апреля 2023 г. М.: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; 2023. С. 174-186.

Мозжегорова О.А. Актуальные проблемы обеспечения таможенными органами соблюдения мер нетарифного регулирования в отношении диких животных и дикорастущих растений. В кн.: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 14 апреля 2020 г. М.: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; 2020. С. 126-134.

Худжатов М.Б. Развитие института таможенного мониторинга в России. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2024;1:43-48.

Чупина Ж.С., Морковкин Д.Е., Сорокин А.М., Басова М.М., Коряков А.Г. Применение статистико-математических методов в социально-экономических исследованиях. Вопросы истории. 2022;5-1:118—130. https://doi.org/10.31166/ VoprosyIstorii202205Statyi06

Dmitrieva O.A., Bochkareva V.D. Problems of customs and logistics infrastructure in the Eurasian Economic Union. Scientific Notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2022;4(21):9—16. (In Russian). https://doi.org/10.24182/2073-6258-2022-21-4-9-16

Govorov V.V., Andreeva E.I. On some aspects of rendering customs services. Green Corridor. Science and Education in Customs. 2023;11(23):94—99. (In Russian).

Gupanova Yu.Ye., Chechulin Yu.O. Methodical approach to complex assessment of quality of customs services. Vestnik univer-siteta. 2019;7:100-107. (In Russian). https://doi. org/10.26425/1816-4277-2019-7-100-107

Khudzhatov M.B. Development of the institute of customs monitoring in Russia. Customs Regulation. Customs Control. 2024;1:43-48. (In Russian).

Kuraeva S.M., ParkA.Yu. The customs and tariff policy of the EAEU in solving import substitution of machinery and equipment in modern conditions. In: Economic strategies of the EAEU: Issues and innovations: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 12, 2023. RUDN University; 2023. Pp. 174-186. (In Russian).

Mozzhegorova O.A. Current issues of ensuring compliance by customs authorities with non-tariff regulation measures in relation to wild animals and wild plants. In: Economic strategies of the EAEU: Issues and innovations: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 14, 2020. RUDN University; 2020. Pp. 126-134. (In Russian).

Vorotyntseva T.M., Khatri T. Current issues of the mechanism of conformity assessment of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union. Marketing and Logistics. 2022;1(39):5-16. (In Russian).

Vorotyntseva T.M. Institutional approaches to the development of customs mechanisms for regulating foreign trade activities. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2023;2(63):29-36. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.