УДК 81'42
Н.И. Бялоус
АЛФАВИТ КАК КЛЮЧ К НУМЕРОЛОГИЧЕСКОМУ ДЕКОДИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Простейший способ описания моделированной упорядоченности мира - цифровой. Текст как одна из моделей реальной действительности подчиняется естественным законам и также может быть описан с помощью чисел. Нумерологический подход к исследованию текста не является традиционным. В его основе лежит система чисел (пифагорейцы), а также таблицы буквенно-числовых соответствий.
Заглавие-дата выстраивает хронологический ряд. Хронологическое заглавие моделирует поведение персонажей. Частотность хронологических единиц предопределяет ритм произведения. Хронологический ряд задается автором. Возможно, при переводе цифрового обозначения текста в вербальную систему откроется его скрытый смысл. Ключом к его декодированию является именно алфавит.
Ключевые слова: моделированная упорядоченность мира; цифровой способ описания, буквы и числа; особый код; нумерологическая система; алфавит; художественный текст; заглавие; хронологический ряд; нумерологические функции; таблицы бук-венно-числовых соответствий.
N.I. Byalous
ALPHABET AS THE KEY TO NUMEROLOGICAL DECODING OF FICTION
The easiest way to describe the expediency of the world is a digital one. Text as one of its models is organized according to the natural laws. That is why it also can be described in numbers. A numerological approach to the text is not traditional. It is based on the system of numbers and special reference tables of letters and the corresponding numbers.
The date-title forms up a chronological row. A chronological title models the character's behavior. The frequency of chronological units predetermines the rhythm of the text. A chronological row is determined by the author. Turning the digital titles into a verbal system might reveal their hidden meaning. The alphabet serves as the key.
Keywords: the expediency of the world; digital way of describing; letters and numbers; specific code; numerological system; alphabet; fiction; title; chronological row; numerological functions; reference tables of numbers and the corresponding letters.
Окружающий мир воспринимается человеком через органы чувств. Простейший способ описания моделированной упорядоченности мира - цифровой. Так, еще древнегреческие математики, следуя пифагорейцам, полагали, что Вселенная приводится в движение числами. Различают целые числа: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. Геометрические тела могут быть описаны квадратными числами, к которым относятся 1, 4, 9, 16, 25, и треугольными - 1, 3, 6, 10, 15, 21. Именно пифагорейцы обнаружили следующую закономерность: при сложении треугольных чисел получаются квадраты: 1 + 3 = 4; 3 + 6 = 9; 6 + 10 = 16; 10 + 15 = 25. Почему это так важно? Дело в том, что окружающий нас мир геометрически пропорционален. Пропорции предполагают симметрию. Известно также, что окружающий нас мир наполнен знаками, большинство которых пока не подлежит осмыслению Человечеством.
С давних времен человечество использует для измерения натуральные числа: положительные и отрицательные. Событие - это изменение, происходящее в мире между одним моментом и следующим. Именно событийность отличает художественный текст от не художественного.
Существует пока никем не опровергнутая точка зрения, что все, что создано во Вселенной, в частях ее и в целом, определено и упорядочено в соответствии с числом по замыслу Творца всего сущего [2, с. 5]. В Библии числовые соответствия представлены в форме откровения. Числа суть символ гармонии, порядка в противовес хаосу. Подобно словам, числа выступают неотъемлемыми качествами всех существ и предметов. Числа в Библии являются
элементами особого кода, с помощью которого описывается Вселенная, человек и сама нумерологическая система мироздания. Уже со времен Пифагора известно, что буква - это то же, что и цифра, у них одинаковые вибрации. Буквенный Алфавит, по мнению О Ф. Мирошниченко, обладает способностью к переходу смысловой, буквенной и звуковой информации в цифровую [1, с.73]. Каждая буква имеет три числовых характеристики: 1) порядковый номер; 2) числовое значение буквы или нумерологическое значение, которое не равно порядковому номеру буквы; и 3) числовой код буквы (количество углов в ее графическом символе) [1, с. 95]. Буквы языка Библии выполняют нумерологические функции, передавая в зашифрованном виде нужную информацию посвященным. Вследствие этого, каждая буква имела соответствие своему числовому эквиваленту, создавая глубоко мистическую связь между отдельными словами, предложениями, главами и целыми книгами Писания [2, с. 7].
В ходе эволюции Человек вел счет своим наблюдениям, наделял именами объекты окружающего мира, которые были по сути счетными или числовыми представлениями, растворявшимися постепенно в языке [2, с. 12].
Нумерологический символ содержит Высшую истину, представленную в зашифрованном знаковом виде [2, с. 13]. В числовом символе происходит сакральное переплетение двух реальностей: духовной и материальной, внешней и внутренней, мирской и возвышенной.
Ориентируясь на числовые соответствия Библии, можно определить свое место в мире, моделировать собственное поведение.
Само понятие числа в разных языках соотносится с миропорядком, мироустроением [2, с. 14]. Каждое библейское слово является сокровенным числом. «Современная библейская нумерология различает три вида числовых обозначений, содержащихся в Писании:
1. Примененные и понимаемые буквально, конкретно (расстояния, размеры, хронология, количество).
2. Условные, метафорические (образно-художественное значение).
3. Символические, сакральные (гематрийные) [2, с. 19].
Структурность макро- и микрокосма в их временной и пространственной последовательности подчинена числовым отношениям. В философии употребление чисел в мистико-возвышенном значении понимается как ирреально-знаменательное.
Человек познает Вселенную через чувства, но выражает свои познания с помощью речи и письма. Все сообщения, которыми мы пользуемся в языке, сопряжены со словами и числами. Современные средства коммуникации ярчайшее тому подтверждение.
Существует наука гематрия (от греческого - геометрия), которая изучает способы передачи имени или названия предметов посредством чисел.
Изначально языки, на которых была написана Библия (латынь, иврит и греческий), не использовали числовых обозначений. В качестве цифр применялись буквы алфавита, которые наделялись тем или иным нумерологическим значением. Так, до сих пор некоторые римские буквы используются для числовых обозначений: I - 1; V - 5; X - 10; L - 50; С - 100; D - 500; М - 1000. В музыке принят тройной ряд соответствий: латинская буква, обозначаемая ею нота в словесном выражении (например, С - «до»), а также графический нотный знак. Когда-то использовалась крюковая система нотных обозначений.
Существуют таблицы буквенно-числовых соответствий для языков, на которых была первоначально написана Библия, а также таблица числовых значений букв кириллицы.
Для нумерологического описания художественного текста нам необходимы числовые значения букв английского (латынь) и русского (кириллица) алфавитов.
Сюжеты многих художественных произведений выстроены хронологически. Числовые данные служат подзаголовками для глав и главок и как любые заглавия выполняют организующую роль, приводя содержание текста в систему, структурированную определенным образом.
Рассмотрим нумерологические соответствия на примере романа Дж.Твайнинга «Черное солнце» [3]. Наличие буквенно-чис-ловых аналогов не требует доказательств. Если возможно нумерологическое прочтение Библии, почему бы не попытаться извлечь
скрытый смысл художественного текста, кроющийся за хронологическим рядом произведения?
Изначально роман был написан на английском языке. Теперь он издан и на русском. Числа универсальны. Но, возможно, их перевод в систему одного и другого языков привел бы к различным результатам. Едва ли можно установить, почему автор произведения выбрал именно это время действия: конец декабря и начало января (27 декабря, 2.59(!) - 13 января (не самое лучшее число в англоязычном мире), 15.02. Кстати сказать, новогодние праздники в данном случае никоим образом не упоминаются.
Поскольку сюжет произведения построен на декодировании зашифрованного послания, следовало ожидать, что автор воспользуется каким-либо шифром, чтобы позабавиться над читателем. Однако сопоставление с таблицами буквенно-числовых соответствий ни к чему не привело: и на английском языке, и на русском это всего лишь беспорядочный набор букв, не складывающийся в смыслоречение.
После сложения всех цифр-заглавий и сокращения суммы до однозначного числа стало возможным представить развитие сюжета в виде графика. На графике видно, что временная составляющая романа следует, как и в реальности, слева направо, но она не является прямой линией или стрелой. Это ломаная линия с верхними пиками в 1, 11, 15, 19, 22 и 23 главках, причем максимальный пик приходится на 32 главку и совпадает с кульминацией произведения. Нижние пики отмечены в главках № 9, 13 и 16. Таким образом, временная линия обладает лево- и правосторонним пошаговым движением, что нарушает однородность ткани текста.
То же с пространственными указателями. На графике они складываются в ломаную линию. Если взглянуть на пространственно-временные индикаторы с точки зрения классической геометрии, то можно найти аналоги точек, линий и плоскостей. Целые числа, обозначающие время - плоскости, их десятичные значения - точки. Название страны как место действия - плоскость, конкретное место с точным адресом (город, улица, здание) - точка. И то, и другое складывается в ломаную линию. Их переплетение представляет собой сеть или решетку с неравными асимметричны-
ми ячейками. Кстати, в обозначении главок принят «адресный» порядок: от дробного (город) - к более общему (страна). Например, Рынок «Баро», Сатуорк [3, с. 3].
«Черное солнце» Дж. Твайлинга представляет интерес для нумерологических исследований, потому, что числа являются не только структурно-организующими элементами, но служат ключевыми параметрами данного художественного текста.
В основе сюжета произведения лежит библейский код, о котором уже упоминалось. Герои романа ищут янтарную комнату (ту самую!), опираясь на шифрованное сообщение, которое можно было дешифровать только с помощью специальной машины «Энигма» с правильными кольцевыми установками (тот же принцип, что и в Торе и в ранней Библии).
Роман содержит пролог, основную часть и эпилог. Все произведение, не считая пролога и эпилога, разбито на 11 глав и 54 главки. Каждая из них озаглавлена не вполне обычным способом: это обозначение времени и места действия. Причем время указано с точностью до минуты, но год при этом неизвестен. Почему? Очевидно, этот прием обеспечивает синхронность периода действия романа и его прочтения читателем. Эффект присутствия, используемый в репортажах.
Любое заглавие моделирует текст. Оно служит отправной точкой развертывания произведения и одновременно его рамкой. Заглавие-дата выстраивает хронологический ряд. Модель становится более жесткой, если в заглавии заявлено также и место действия. Место и время - взаимосвязанные понятия (хронотоп). Время -четвертый элемент трехмерной пространственной модели. Хронологическое заглавие моделирует также поведение персонажей. Но, прежде всего, оно задает определенный ритм произведению. Так, в большинстве глав содержится примерно одинаковое количество главок (5 или 6). Это обеспечивает равномерный ритм повествования. Но некоторые главы разбиты более дробно: в восьмой и девятой главах содержится по 7 главок. Такое деление ускоряет ритм произведения. И наоборот, шестая глава содержит только 3 главки, а последняя одиннадцатая глава - только одну. Это в значительной мере замедляет ритм повествования. Эпилог имеет хронологиче-
ское обозначение, как и все главки. Время и пространство приходят к единой абсолютной точке - это гроб у открытой могилы. Минимальное движение оставшихся в живых персонажей и абсолютная неподвижность ушедших в мир иной. Таким образом, в целом можно охарактеризовать ритм произведения как пульсирующий, неоднородный. Замедление ритма приходится на последнюю главу произведения. Оно обладает также конечной точкой - эпилогом. Но, оказывается, не только временные указатели влияют на ритм текста. Не случайно автор романа снабдил главки заглавиями, содержащими пространственные ориентиры. В обычной жизни время однонаправленно, в художественном произведении оно может иметь не только обратную направленность, но и стороннюю, что никогда не происходит в реальном мире. Так, во второй главе хронологический ряд, относящийся к 5 января, состоит из следующих цифр: 12.34; 5.34; 12.56; 14.03; 14.09; 16.32; 20.35; 21.29. Однако действие происходит в одном и том же месте в 5.34 и в 14.09. Эпизод главки «14.09» хронологически следует за главкой «14,03», но повторное указание места действия (главка «5.34») сообщает ретроспективный характер ходу времени, которое у персонажей может быть еще и внутренним (интроспективным).
Особенностью романа является также то, что разбивка на главы не совпадает с делением на даты. Например, события, происходящие 5 января, начинаются в последней главке первой главы. Тем самым осуществляется когезия текста.
Упомянутое шифровальное устройство, возможно, служит ключом к раскрытию истинного смысла произведения. Известно, что художественный текст выстраивается тематически и структурно сообразно заявленному заглавию. В данном художественном тексте заглавия представлены в виде цифр, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к озаглавленному отрывку. Большинство заголовков - это хронологически дробные обозначения (часы и минуты). Возможно, при переводе чисел в вербальную систему мы узнаем действительный замысел автора и по-иному прочтем каждый отрывок и весь текст в целом. Вероятнее всего, русская (переводная) версия и аутентичная (английская) могут не совпасть, как это многократно наблюдалось при
издании художественных произведений и прокате зарубежных фильмов. Конечно, это всего лишь предположение, но художественная литература неоднократно являла миру загадки. Так что же таится за цифровым кодом?
Список использованной литературы
1. Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. Вся правда о языке предков / О.Ф. Мирошниченко. - М. : Концептуал, 2014. - 170 с.
2. Неополитанский С.М. Библейская нумерология / С.М. Неопо-литанский, С.А. Матвеев. - СПб. : Лениздат, 2007. - 384 с.
3. Твайнинг Д. Черное солнце / Д. Твайнинг. - М. : АСТ, 2007. -352 с.
References
1. Miroshnichenko O. F. Tainy russkogo alfavita. Vsya pravda o yazyke predkov [Mysteries of the Russian alphabet. All the truth about our ancestors' language]. Moscow, Kontseptual Publ., 2014. 170 p.
2. Neopolitanskii S. M., Matveev S. A. Bibleiskaya numerologiya [Biblical numerology]. Saint Petersburg, Lenizdat Publ., 2007. 384p.
3. Twinning J. The black Sun. New York, Harper Collins Publ., 2006. 417 p.
Информация об авторе
Бялоус Нина Ивановна - кандидат филологических наук, доцент кафедра иностранных языков, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 e-mail: NinaByalous2013@yandex.ru.
Author
Nina I. Byalous - PhD in Philology (10.02.04), Associate Professor, Chair of Foreign Languages, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail:NinaByalous2013@ yandex.ru.