Научная статья на тему 'Алевизм и его место среди прочих исламских течений в Турции'

Алевизм и его место среди прочих исламских течений в Турции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2700
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕВИЗМ / КЫЗЫЛБАШЕСТВО / ШИИЗМ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ГЕТЕРОДОКСИЯ / ИСЛАМ / KIZILBASH (QIZILBASH) / ALEVISM / SHIA ISLAM / MUSLIM HETERODOXY / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жигульская Дарья Владимировна

Алевиты представляют собой многочисленную конфессиональную общность Турции. По разным оценкам они составляют от 10 до 20% населения страны и исповедуют алевизм – одно из гетеродоксных исламских течений, окончательное формирование которого завершилось на территории Анатолии в XVI в. Философия, культ и ритуал в алевизме сильно разнятся с традициями преобладающей религии Турции – суннитского ислама ханафитской правовой школы. Данная статья посвящена проблеме конфессиональной идентификации алевизма. В статье использован сравнительный метод исследования: в ней рассматриваются вопросы о степени корреляции алевизма с еще одной формой «народного ислама» Анатолии – бекташизмом. Стоит отметить, что зачастую понятия «алевизм» и «бекташизм» используют как синонимичные, что некорректно. Кроме того, в статье рассматривается вопрос о правомерности отнесения алевизма к шиизму и отождествления его с сирийским нусайризмом. Известно, что довольно часто нусайритов Сирии называют «арабскими алавитами», и таким образом может возникнуть ошибочное представление о том, что эти понятия идентичны. В заключении статьи алевитам отводится отдельное место в разноцветной мозаике верований и мусульманских течений в Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEVISM AND ITS PLACE AMONG OTHER ISLAMIC BELIEFS IN TURKEY

Alevis are forming a large religious community in Turkey. According to different estimations they compose 10 up to 20% of the country’s population. Their system of religious belief is called Alevism which is one of the heterodox Muslim sects. The formation of Alevism completed in Anatolia in the 16th century. The philosophy, ritual and worship in Alevism extremely differ from those, which are attributed to the dominant Islam of Turkey (the Hanafi school within Sunni Islam).This article is dedicated to the question of confessional identity of Alevism. A comparative method has been used in the article: it focuses on the problem of correlation between Alevism and Bektashism, which is considered to be another “popular Islam” of Anatolia. It should be mentioned that the terms of Alevism and Bektashism are often used as synonyms, which is incorrect. The question of possibility of ascribing Alevism to Shi’ism is also investigated in the article, as well as a comparison of Alevism with the Syrian Nusayri doctrine. It is well known that Nusayris of Syria are quite often called “Arab Alawites”. This denomination causes misunderstanding among a wide range of readers. At the end of the article Alevism’s own place is finally being defined within the colourful mosaic of different beliefs within Islam in Turkey.

Текст научной работы на тему «Алевизм и его место среди прочих исламских течений в Турции»

НАУЧНАЯ СМЕНА

¿■v-^¿тг. л??.¿у,t<j?.¿'t^¿-v.¿j?.¿j^.'V»¿js.¿.{^¿y.¿j^¿r^¿j^«'j?.^¿1«.¿j^^¿j^gtt.¿j^

Д.В. Жигульская УДК 297

АЛЕВИЗМ И ЕГО МЕСТО СРЕДИ ПРОЧИХ ИСЛАМСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ТУРЦИИ

Алевиты представляют собой многочисленную конфессиональную общность Турции. По разным оценкам они составляют от 10 до 20% населения страны и исповедуют алевизм - одно из гетеродоксных исламских течений, окончательное формирование которого завершилось на территории Анатолии в XVI в. Философия, культ и ритуал в алевизме сильно разнятся с традициями преобладающей религии Турции - суннитского ислама ханафитской правовой школы. Данная статья посвящена проблеме конфессиональной идентификации алевизма. В статье использован сравнительный метод исследования: в ней рассматриваются вопросы о степени корреляции алевизма с еще одной формой «народного ислама» Анатолии - бекташизмом. Стоит отметить, что зачастую понятия «алевизм» и «бекташизм» используют как синонимичные, что некорректно. Кроме того, в статье рассматривается вопрос о правомерности отнесения алевизма к шиизму и отождествления его с сирийским нусайризмом. Известно, что довольно часто нусайритов Сирии называют «арабскими алавитами», и таким образом может возникнуть ошибочное представление о том, что эти понятия идентичны. В заключении статьи алевитам отводится отдельное место в разноцветной мозаике верований и мусульманских течений в Турции.

Ключевые слова: Алевизм, кызылбашество, шиизм, мусульманская гетеродоксия, ислам

Daria V. Zhigulskaya

ALEVISM AND ITS PLACE AMONG OTHER ISLAMIC BELIEFS IN TURKEY

Alevis are forming a large religious community in Turkey. According to different estimations they compose 10 up to 20% of the country's population. Their system of religious belief is called Alevism which is one of the heterodox Muslim sects. The formation of Alevism completed in Anatolia in the 16th century. The philosophy, ritual and worship in Alevism extremely differ from those, which are attributed to the dominant Islam of Turkey (the Hanafi school within Sunni Islam).This article is dedicated to the question of confessional identity of Alevism. A comparative method has been used in the article: it focuses on the problem of correlation between Alevism and Bektashism, which is considered to be another "popular Islam" of Anatolia. It should be mentioned that the terms of Alevism and Bektashism are often used as synonyms, which is incorrect. The question of possibility of ascribing Alevism to Shi'ism is also investigated in the article, as well as a comparison of Alevism with the Syrian Nusayri doctrine. It is well known that Nusayris of Syria are quite often called "Arab Alawites". This denomination causes misunderstanding among a wide range of readers. At the end of the article Alevism's own place is finally being defined within the colourful mosaic of different beliefs within Islam in Turkey.

Keywords: Alevism, Kizilbash (Qizilbash), Shia Islam, Muslim heterodoxy, Islam

Жигульская Дарья Владимировна, аспирантка Института востоковедения РАН, сотрудник Посольства Турции в Москве, e-mail: [email protected]

Daria V. Zhigulskaya, Ph.D. student in the Institute of Oriental Studies, the Russian Academy of Sciences, Employee of the Embassy of Turkey in Moscow (Moscow, Russia), e-mail: [email protected]

© Жигульская Д.В.,2013

Данная статья нацелена дать определение турецкому алевизму как религиозному явлению. Задача непростая. Первой причиной тому является отсутствие работ по данной проблематике в отечественном востоковедении, вторая - заключается в большом количестве некомпетентной информации, подмене определений, спекуляции понятиями в СМИ и околонаучных кругах.

Чтобы дать определение турецкому алевизму как религиозному феномену, необходимо провести параллели и выявить общие черты, а также отличия с такими религиозными системами, как шиизм и отдельными его течениями; суфизм и его тари-катами (например, бекташизм) и прочими мусульманскими гетеродоксными течениями (например, хуруфизм).

Задача данной статьи - определить место турецкого алевизма в сложной религиозной парадигме гетеродоксного ислама, которого до сегодняшнего дня, к сожалению, не имелось. Вероятно, с этим связаны попытки вписать турецкий алевизм в те или иные рамки, ранее очерченные и строго определенные, что снимает ряд проблем. Адаптировать некое явление и вписать его в уже имеющуюся систему гораздо проще, чем принять это явление в качестве самостоятельного феномена и отвести для него отдельное пространство.

Зачастую указать период возникновения але-визма на территории Анатолии затруднительно. Так, Ю. Аверьянов пишет, что необходимо учитывать две даты: Х1-ХП вв. - приход части тюркских (огузских и др.) племен в Малую Азию и XV-XVI вв. - апофеоз антиосманской борьбы шиитов в Малой Азии и Азербайджане. Именно между этими двумя вехами происходило становление алевизма в Малой Азии [4, с. 515].

Алевизм, по-видимому, можно считать порождением династии cефевидов. В этом случае речь идет о формировании самостоятельной религиозной доктрины. Безусловно, до XVI в. тюркские племена, проживавшие на территории Восточной Анатолии, были лишь отчасти исламизированы, т.к. в их понимании ислама большую роль играли доисламские верования (различного происхождения, включая элементы шаманизма, буддизма и, возможно, манихейства), отдельно можно выделить и влияние суфизма. Тем не менее, все это можно назвать своего рода религиозным синкретизмом. Но в качестве самостоятельного явления кызыл-башество (или алевизм) сформировалось лишь к XVI в. Конечно, неправильно отрицать, что в основу этого религиозного течения легли веро-

1 Бабаи - дервиши-мятежники в Малой Азии.

вания, которые исповедовались на территории Восточной Анатолии ранее, но все же формирование оси, вокруг которой держится религиозное вероучение, было заложено cефевидами.

Ученый-османист И. Меликофф, изучивший историю и культуру бекташи, указывает на то, что полностью алевизм оформился только в XVI в. Однако еще династия Каракоюнлу в начале XV в. поддерживала гетеродоксное учение среди туркменских полукочевников. Вера в реинкарнацию, манифестацию Бога в человеческом обличье, поклонение Али и двенадцати имамам в качестве единой божественной сущности, траур по мученикам Кербелы и культ мученичества были характерны для этого крайнего шиитского вероучения, не имевшего тогда определенного наименования, и повлияли на сложение доктрины кызылбашей, оформившейся уже в XVI в. [2, с. 162].

Таким образом, под терминами алевизм и кы-зылбашество исторически понималось одно и то же социальное и культурно-религиозное явление. Термин алевизм получил распространение только в XX столетии, заменив собой, а затем и полностью вытеснив термин кызылбашество (т.к. последний имел оттенок презрительности - «красноголовые» в смысле «еретики»). Так, В.А. Гордлевский употребляет исключительно термин кызылбаши, следовательно, во время его полевых работ в Турции в 1913 г. термин алевиты к ним еще не применялся. Он начинает широко использоваться только в республиканской Турции.

Современный турецкий исследователь и политический деятель Р. Чамуроглу также приходит к аналогичному выводу относительно времени возникновения алевизма. Он утверждает, что не представляется возможным говорить о существовании такой религиозной группы, как алевиты до XVI в. На территории Анатолии находились различные гетеродоксные группы, контактировавшие друг с другом. Однако с распространением власти династии cефевидов синкретические по своей природе воззрения этих групп стали приобретать более четкие правовые и понятийные очертания [1, с. 11].

Рассмотрим, что представляет собой бекташизм. Очень часто, особенно в турецкой литературе, понятия «бекташизм» и «алевизм» употребляются как синонимы. В отношении возникновения бекташизма турецкий ученый А.Й. Оджак, специализирующийся на гетеродоксных течениях Анатолии, пишет, что тарикат бекташи возник в XVI в. как следствие трансформации течения бабаи1, которое появилось в XIII в. как движение

АЛЕВИЗМ И ЕГО МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ ИСЛАМСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ТУРЦИИ

81

протеста против династии Сельджукидов, тесно связанное с суфийскими кругами и возглавлявшееся шейхом Баба Ильясом. В качестве центральной фигуры был выбран один из последователей Баба Ильяса - Хаджи Бекташ-вели, который сам с большой долей вероятности был приверженцем суфийского тариката хайдария2, к которому принадлежали многие странствующие дервиши, выходцы из персидской области Хорасан. Он умер в 1271 году. Таким образом, в несколько измененном виде течение бабаи стало носить имя бекташи [3, с. 27].

Оценка этой проблемы должна быть более осторожной. При этом необходимо отметить, что большое влияние на мистические воззрения этого суфийского тариката оказали хуруфиты. Согласно И.П. Петрушевскому, в Иране на рубеже XIV-XV вв. получила известность крайняя шиитская секта хуруфитов («буквенников»), которая быстро распространилась во всем Иране, Азербайджане, Османской Турции, Сирии. У исмаили-тов хуруфиты заимствовали учение о мистическом значении букв арабского алфавита - хуруф. Буквы служили мистическими символами циклов мирового круговращения, помимо этого сектанты видели в них мистические знаки линий и элементов лица человека. Из-за репрессий и казней хуру-фиты вскоре исчезли в Иране, но прочно укоренились в Турции, следуя принципу «сокрытия учения» - такийа. Им удалось оказать влияние на верхушку дервишеского ордена бекташи, который официально оставался суннитским, но между избранными членами его передавалась из поколения в поколение тайная, якобы суфийская доктрина, в действительности являвшаяся несколько трансформированным учением хуруфи-тов [5, с. 322-325].

И. Меликофф, сопоставляя бекташизм с алевизмом, указывает на то, что они оба являются двумя главными формами турецкой «народной религии» (religion populaire). Более того, он настаивает на том, что «алевизм - всего лишь форма бекташизма» [2, с. 23-24].

Безусловно, оба религиозных течения крайне синкретичны и формировались из сплетения несходных между собой элементов и их взаимопроникновения. Это конкретизировано в работе А.Й. Оджака, который указывает на синкретичную природу верований бекташи и алевитов: в основе алевизма и бекташизма присутствуют среднеазиатский шаманизм, древние восточные верования, такие как буддизм, зороастризм, маз-

деизм, манихейство. В некоторой степени христианство, иудаизм и, конечно же, мифология древней Анатолии и Месопотамии оказали влияние на формирование религиозных основ алевизма и бекташизма. О шиитских чертах же в составе бек-таши и кызылбашей (культ двенадцати имамов, строгое деление членов общины по степени посвящения в тайны учения, запрет на контакты с суннитами и др.) возможно говорить лишь с началом сефевидской пропаганды. Именно в этот период они начали усваивать эти черты. Вследствие этого профессор Оджак приходит к заключению, что главный фактор, определяющий суть вероучения тюркской гетеродоксии («инакомыслия»), -не шиизм, а верования, которые сохранились со времен, предшествующих принятию ислама, наряду с суфийскими воззрениями [3, с. 281-282].

Сегодня консервативные алевитские и бекта-шийские круги отрицают этот синкретизм; они специально подчеркивают тот факт, что их верования берут свое начало только из ислама [3, с. 16].

В противовес мнению консервативных але-витских и бекташийских кругов, и в этом смысле разделяя точку зрения А.Й. Оджака, Р. Чаму-роглу указывает на гетеродоксную природу учений алевитов и бекташи. По его мнению, чтобы понять алевизм, явно ошибочно и недостаточно обращаться лишь к исламу. Ислам и его история являются лишь одной из составных частей але-визма; для того чтобы его понять, необходимо обращаться к различным религиям [1, с. 45].

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Бекташизм и алевизм - различные по происхождению гетеродоксные течения Анатолии. Время их окончательного формирования -ориентировочно XVI в. В основе обоих течений лежат древние восточные верования и культ святого Хаджи Бекташа Вели. Оба течения находились в тесной связи друг с другом, происходили их взаимопроникновение и обмен информацией. Однако, формально бекташизм представляет собой суфийский орден, в алевизме же более четко заметен шиитский оттенок - с поклонением Али, культом Кербелы и отказом от канонических предписаний сунны. Однако, если сравнивать алевизм с другими шиитскими толками, например, нусайризмом, то, безусловно, общих черт именно с бекташизмом найдется гораздо больше.

Теперь самое время затронуть еще один важный вопрос: о степени корреляции алевизма с шиизмом, и вообще, о его праве именоваться одним из шиитских течений.

2 Хайдария - суфийский орден, связанный с именем шейха Хайдара (XIII в.). Хайдария отличалась крайним аскетизмом.

Течений крайних шиитов много. Всем им свойственно учение о хулул и танасух3, а также разделение верующих на посвященных и непосвященных (с разными наименованиями), отрицание внешней обрядности ислама, несоблюдение его ритуальных запретов и отказ от посещения мечетей. Взамен этой обрядности крайние шиитские течения создали свои обряды; они приняли принцип такийа - скрывания веры, религиозной маскировки [5, с. 321].

В работах турецких ученых практически повсеместно встречается утверждение, согласно которому, нусайриты - это «арабские алевиты». Еще одно довольно распространенное заблуждение, бытующее в турецкой научной среде, заключается в том, что практически любое направление в шиизме отождествляется с алевизмом только на основании свойственного им всем обожествления имама Али. Здесь стоит обратить внимание на замечание, сделанное в свое время И.П. Петрушев-ским, согласно которому, «некоторые западноевропейские авторы отождествляли секту ахл-и хакк (ар.-п. «люди истины») с нусайрийа. Но после исследований русских востоковедов это мнение должно быть отвергнуто. То, что объединяет ахл-и хакк и нусайрийа, то есть обожествление Али, - это общая черта всех крайних шиитских сект (гулат). Но космогония, доктрина и культ у обеих сект далеко не тождественны» [5, с. 326].

Течение нусайрийа (алавиты) названо по имени предполагаемого основателя Ибн Нусайра. Позднее эта секта локализовалась в СевероЗападной Сирии. Учение нусайрийа представляет эклектическое смешение элементов шиизма, христианства и народных домусульманских верований. По их учению, бог есть нераздельное единство трех ипостасей, именуемых Мана (араб. Смысл), Исм (араб. Имя) и Баб (араб. Врата). Эта троица периодически воплощалась в пророках. Последнее воплощение совпало с основанием ислама: троица воплотилась в Али, Мухаммеде и Сальмане ал-Фариси. Нусайриты признают метемпсихоз. Они делятся на непосвященных -амма (араб.) и избранных (или посвященных) -хасса (араб.). У посвященных есть свои священные книги, их толкуют аллегорически и не открывают непосвященным. У нусайрийа много заимствований (или, скорее, пережитков) из христианства: почитание Иисуса как воплощение Бога, апостолов, ряда христианских святых и мучеников, христианские праздники (Рождество, Пасха и др.), литургия, причащение вином и т.д. [5, с. 322]

Здесь уместно привести точку зрения известного исламоведа современности С.М. Прозорова, который считает, что нусайриты, равно как и друзы, представляют собой региональное направление исмаилитов [6, с. 298].

Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что турецкий алевизм представляет собой региональную форму ислама, тяготеющего к шиизму. Этот факт сложно опровергнуть, т.к. в основе религиозного вероучения заложен культ «божественного» Али и отрицание канонических предписаний суннизма. Характер вероучения синкретический. Время формирования этого течения относится приблизительно к XVI в.

В заключение необходимо отметить, что пережив долгие столетия изолированного существования, руководствуясь принципом сокрытия веры, и благодаря массовой миграции из деревень в большие города в 50-е гг. XX в. алевиты стали представлять собой нечто большее, чем просто религиозную общность. Сегодня это самостоятельное и окрепшее общественное явление и политическая сила в жизни современной Турции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Qamuroglu R. Degi§en Ko§ullarda Alevilik. -Istanbul, 2008. - S. 11-45.

2. Melikoff I. Hadji Bektach: un mythe et ses avatars. Genese et evolution du soufisme populaire en Turquie. -Leiden; Brill, 1998. - P. 23-162.

3. Ocak A.Y. Alevi ve Bekta§i inanglannin islam Oncesi Temelleri. - istanbul, 2010. - S. 16-282.

4. Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. - М., 2011.

5. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. - С. 321-326.

6. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. - М., 2004.

REFERENCES

1. Chamurogly R. Alevizm v kontekste izmenyayu-shchikhsya usloviy [Alevism in the Context of Changing Conditions]. Istanbul, 2008, pp. 11-45. (In Turkish).

2. Melikoff I. Hadji Bektach: un mythe et ses avatars. Genese et evolution du soufisme populaire en Turquie. Leiden; Brill, 1998, pp. 23-162.

3. Odzhak A. Y. Doislamskie osnovy alevitskogo i bekta-shiyskogo veroucheniy [Pre-Islamic Elements of Alevi and Bektashi Beliefs]. Stambul, 2010, pp.16-282. (In Turkish).

4. Averyanov Yu.A. Khadzhi Bektash Veli i sufiyskoe bratstvo bektashiya [Haji Bektash Veli and the Bektashi Sufi Order]. Moscow, 2011. (In Russian).

5. Petrushevskiy I.P. Islam vIrane v Vll-XVvv. [Islam in Iran in the 7th and 15th Centuries]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University Publ., 2007, pp. 321-326. (In Russian).

6. Prozorov S.M. Islam kak idealogicheskaya sistema [Islam as an Ideological System]. Moscow, 2004. (In Russian).

3 Хулуль - араб. «воплощение», вселение божественного духа или света в человека. Танасух - араб. «последовательный переход, переселение души», метемпсихоз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.