Галерея отечественных хирургов
© Коллектив авторов, 2009 УДК 616-089(092)Троянов
А.Б.Белевитин, Г.Г.Хубулава, А.Б.Сазонов
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ТРОЯНОВ (1848-1916)
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова (нач. — проф. А.Б.Белевитин), Санкт-Петербург
В 2008 г. исполнилось 120 лет с того момента, как общие хирурги и флебологи каждодневно, с большой пользой для больных и с отличным эффектом начали применять в качестве основного этапа при флебэктомии перевязку ствола большой подкожной вены. Эту основополагающую во всей флебологии операцию предложили и осуществили одновременно в 1888 г. два выдающихся хирурга. В России её выполнил выпускник Военно-медицинской академии, заведующий хирургическим отделением Обуховской больницы в Санкт-Петербурге Алексей Алексеевич Троянов. В Германии впервые перевязал большую подкожную вену проф. Фридрих Тренделенбург. Таким образом, пальма первенства в разработке и внедрении этой операции принадлежит им обоим. На вопрос, кто же из них первым выполнил эту операцию, А.А.Троянов сказал: «В этом и в других случаях идея не принадлежит тому или другому хирургу, а подсказывается самой жизнью».
Нам, потомкам А.А.Троянова, обидно читать статьи и слушать выступления, в которых красивое и правильное словосочетание — «операция Троянова-Тренделенбурга» — заменяют на термин «кроссэктомия», который переводится как «удаление перекрестка» и, тем самым, полностью искажает смысл этой операции.
А.А.Троянов родился в 1848 г. в крестьянской семье в Тамбовской губернии. В 1866 г. поступил на медицинский факультет Казанского университета, а через год перешел в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Переход этот свидетельствовал о серьезности молодого А.А.Троянова, стремившегося к изучению медицины в передовом учебном заведении. В Медико-хирургической академии А.А.Троянов учился у крупнейших русских ученых. На II и III курсе академии он слушал лекции отца русской
физиологии И.М.Сеченова, выдающихся химиков Н.Н.Зинина и А.П.Бородина, патологоанатома М.М.Руднева. Хирургическую патологию читал Е.П.Богдановский. По-видимому, под влиянием этого знаменитого хирурга определилась склонность А.А.Троянова к хирургии, так как он еще студентом начал работать в его клинике.
Окончив Медико-хирургическую академию 30 декабря 1871 г., А.А.Троянов в течение двух лет служил сверхштатныш ординатором в Александровской больнице и одновременно работал ассистентом Е.П.Богдановского в частной больнице. Однако Петербург не долго удерживал
молодого врача, и А.А.Троянов решил посвятить себя служению простому народу. В 1873 г. он уезжает в г. Шацк (Тамбовской губернии), где до 1875 г. работает в земской больнице. Здесь
A.А.Троянов начинает самостоятельно оперировать и через несколько лет вырастает в видного хирурга.
Прослужив земским врачом в общей сложности почти 8 лет, А.А.Троянов возвращается в Петербург и начинает работать в лаборатории
B.В.Пашутина, одного из лучших патофизиологов, над диссертацией «О влиянии обширных ожогов кожи на животный организм», которую и защитил в 1882 г. при Медико-хирургической академии. Эта работа, по отзывам современников, создала А.А.Троянову имя в науке, так как была наиболее полным исследованием по ожогам [7].
Сразу же после защиты диссертации А.А.Троянов был приглашен С.П.Коломниным в Академическую (факультетскую) хирургическую клинику Медико-хирургической академии на должность ассистента. Четыре года работал А.А.Троянов под руководством С.П.Коломнина, высоко и разносторонне образованного ученого. За эти годы А.А Троянов вырос в крупного, хорошо подготовленного для самостоятельной работы хирурга, способного, благодаря своей одаренности и организаторским способностям, возглавить крупное хирургическое отделение. И вскоре он действительно получает приглашение занять должность заведующего хирургическим отделением Обуховской больницы. Последняя к тому времени была передана в ведение Больничной комиссии Городского общественного управления, возглавляемой С.П.Боткиным, который знал А.А.Троянова по работе в академии и предложил ему перейти в Обуховскую больницу. А.А.Троянов дал согласие и в 1886 г. был назначен заведующим мужским хирургическим отделением на 400 коек. Годы работы А.А.Троянова в Обуховской больнице являются наиболее плодотворными; здесь он полностью раскрыл свой талант хирурга-клинициста [13].
Хотя Обуховская больница и относилась к крупнейшим лечебным заведениям Петербурга, но она была больницей для бедных, поэтому условия содержания больных, ее оборудование и устройство оставляли желать много лучшего. Так, до 1886 г. ни специальных операционных, ни лабораторий в больнице не было. Смертность после операций достигала 22%, а после крупных вмешательств — даже 33%. Поэтому не случайно Н.А.Лесков устами одного из своих персонажей так отозвался о больнице: «... тогда один подлекарь сказал городовому везти больного в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».
Положение Обуховской больницы резко улучшилось с приходом А.А.Троянова. Со свойственной ему энергией он принялся за ее преобразование и за сравнительно короткий срок превратил хирургическое отделение в одно из наиболее образцовых. Под его руководством были оборудованы операционная и перевязочная, улучшено содержание больных, устроены дезинфекционная камера, лаборатория, рентгеновский кабинет.
А.А.Троянов имел два операционных дня в неделю, но нередко оперировал и в другие дни, не считая неотложных операций. Г.И.Турнер в своих воспоминаниях о А.А.Троянове пишет: «Среди обширного контингента больных Обуховской больницы, почти исключительно пролетарского типа, А.А.Троянов как хирург пользовался заслуженным обаянием. Неутомимый больничный работник, владевший хорошей оперативной техникой и большим клиническим опытом, строгий к себе и составу сотрудников в смысле соблюдения конечной пользы больных и не склонный к оперативным экскурсиям, граничащим с заманчивым экспериментом, Троянов был для меня привлекателен цельностью своей натуры» [12].
В хирургическом отделении Обуховской больницы А.А.Троянов один из первых перешел от антисептики к асептике. Глубоко понимая проблему асептики, А.А.Троянов выступал за устройство хороших перевязочных и операционных. Он резко возражал М.С.Субботину, считавшему возможным оперировать в предложенной им специальной палатке: «Вы рекомендуете больницам и госпиталям для операции особую палатку, а следует создавать не шатры, а операционные» [13].
В 1883 г. А.А.Троянов произвел первую успешную операцию резекции тонкой кишки при прободении брюшнотифозной язвы, а в 1896 г. — первым в России произвел удаление желчного пузыря при его гангрене.
Очень большое внимание А.А.Троянов уделял молодым врачам, которые приезжали к нему из провинции учиться хирургии. В 1900 г. 12 земских врачей опубликовали в журнале В.А.Монассеина «Врач» открытое письмо А.А.Троянову, в котором они писали: «Глубокоуважаемый Алексей Алексеевич! Нижепоименованные приезжие врачи, посещавшие Вашу операционную в течение 2 месяцев, просят Вас принять от них горячую признательность за Ваше товарищеское участие и драгоценные уроки, которые они извлекли из всего виденного у Вас» [5]. Производя большое число сложных и новых операций, он очень часто демонстрировал своих больных на научных заседаниях врачей Обуховской больницы и Хирургического общества Пирогова (свыше 80 демонстраций) [9-11].
Том 168 • № 2
А.А.Троянов
4 мая 1890 г. на заседании врачей Обухов-ской больницы А.А.Троянов показал 2 больных, которым в 1888 г. сделал перевязку большой подкожной вены и трансплантацию кожи по Тиршу на варикозные язвы. Таким образом, мы имеем полное право считать А.А.Троянова основоположником флебологии в России, а Обуховскую больницу для бедных — Родиной отечественной флебологии [8].
А.А.Троянову принадлежат методы пластического закрытия свищей уретры и врожденных эктопий мочевого пузыря (1896 г.). Кроме оперативных способов, А.А.Троянов предложил ряд оригинальных инструментов. Из них широко известны штыкообразный иглодержатель Троя-нова и кровать для растяжения позвоночника при спондилитах.
А.А.Троянов явился родоначальником большой хирургической школы. Непосредственными его учениками являются Г.Ф.Цейдлер, Б.Н.Хольцов, С.В.Владиславлев, Б.К.Финкель-штейн, В.В.Лавров, ставшие впоследствии профессорами. Большое влияние он оказал на формирование таких крупных хирургов, как И.И.Греков, А.А.Кадьян, Л.Г.Стуккей, Я.Б.Зильдович и др [1, 3, 6, 14].
А.А. Троянов уделял большое внимание общественной деятельности. Он состоял членом правления Хирургического общества Пирогова, исполняя в продолжении 10 лет обязанности казначея, и был одним из самых активных его членов. Просматривая протоколы общества, поражаешься эрудиции А.А.Троянова, выступавшего в прениях почти на каждом заседании с обстоятельными и глубокими замечаниями.
А.А.Троянову и В.А.Ратимову принадлежит выдвижение и осуществление идеи построения музея Н.И.Пирогова. Троянов был избран в строительную комиссию и, по существу, руководил постройкой музея [4].
В 1896 г. Хирургическое общество Пиро-гова в день 25-летия врачебной деятельности А.А.Троянова дало в поднесенном адресе высокую оценку его общественных заслуг: «Основательная предварительная подготовка, беззаветная любовь к труду, врожденная талантливость и редкая способность во всем оставаться самобытным дали здесь Вашей деятельности полное определившееся направление, способствуя совершеннейшему развитию Ваших качеств, как опытного и искусного хирурга, и скоро приобрели Вам право на почетное место среди отечественных деятелей этой специальности. Русское Хирургическое общество Пирогова, признательно вспоминая Ваше полное живейшего сочувствия к его преуспеванию, постоянное горячее участие во всех его делах и занятиях как по внутреннему, так и по внешнему
благосостоянию, считает своим нравственным долгом приветствовать Вас в сегодняшний знаменательный день, горячо благодарит Вас за Вашу неутомимую деятельность как члена правления и от души приносит Вам самые лучшие пожелания».
В 1897 г. А.А.Троянов был избран почетным членом Общества русских врачей, в 1901 г. — Хирургического общества Пирогова. В ответной речи он заявил: «Это избрание я считаю для себя величайшей честью. Пока не закроются мои глаза и не окоченеют мои руки, все мои помыслы будут направлены к преуспеванию и процветанию дорогого мне общества».
Как человек А.А.Троянов отличался обаятельностью и непосредственностью. Богатырского сложения, с большой черной бородой и черными блестящими глазами, он привлекал симпатии как больных, так и сотрудников. Он был очень темпераментным человеком. Иногда он бывал резким, если замечал недобросовестное отношение к обязанностям [1]. Он не был требователен к условиям жизни. Так, например, при переезде в Мариин-скую больницу он хотел отдать половину своей директорской квартиры под общежитие сестер, но вышестоящая администрация ему в этом отказала [15]. Свои ошибки А.А.Троянов никогда не скрывал от сотрудников и учил на них других.
В 1907 г. А.А.Троянов, будучи избран почетным председателем торжественного заседания Хирургического общества Пирогова, посвященного 25-летию его создания, заявил в своей речи: «Давно известно, что одним из показателей духовного развития народа служит его отношение к своим великим соотечественникам. Чем культурнее страна, тем больше дорожит она своими духовными сокровищами и тем ревностнее относится к славе своих лучших сынов, тем восторженнее чтит их память» [2].
Сотрудники клиники им. П.А.Куприянова, которая находится в здании бывшей Обуховской больницы, в течение нескольких лет выясняли, как сложилась судьба А.А.Троянова. В Обуховской больнице он возглавлял хирургическое отделение с 1886 по 1905 г., затем до 1914 г. был директором Мариинской и Александровской больниц одновременно. С 1914 г. по состоянию здоровья ушел в отставку.
Скончался Алексей Алексеевич 13 февраля 1916 г., на 68-м году жизни и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петрограде. В 60-х годах прошлого столетия, во время попытки организовать на месте кладбища парка культуры и отдыха, надгробие с могилы было снесено и утрачено. Местоположение могилы установлено в июле 2008 г. на основании материалов Государственного исторического архива.
В настоящее время по инициативе сотрудников Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова начато восстановление памятника крупному, талантливому и самобытному русскому хирургу А.А.Троянову.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Владиславлев С.В. А.А.Троянов // Русс. врач.—1916.—№ 8.— С. 28-30.
2. Михайлов С.С. Алексей Алексеевич Троянов.—Л.: ВМА им. С.М.Кирова, 1951.—25 с.
3. Оглоблина 3.В. А.А.Троянов.—Вестн. хир.—1950.—№ 1.— С. 14-23.
4. Оппель В.А. История русской хирургии.—Вологда, 1923.
5. Открытое письмо к заведующему хирургическим отделением мужской Обуховской больницы А.А.Троянову // Врач.— 1900.—№ 52.—С. 1586.
6. Правдолюбов В.В. К вопросу об оперативном лечении варикозного расширения вен нижних конечностей: Дис.—СПб.: МХА, 1892.—247 с.
7. Троянов А.А. О влиянии обширных ожогов кожи на животный организм: Дис.—СПб.: МХА, 1882.—310 с.
8. Троянов А.А. Демонстрация больной с перевязкой v. saphena majoris и с последующей прививкой кожи по Tiersch'y на варикозные язвы голени: Протоколы врачебного заседания в Городской Обуховской больнице от 04.05.1890 г // Больн. газета Боткина.—1891.—№ 1.
9.Троянов А.А. Случай изолированной перевязки бедренной вены // Больн. газета Боткина.—1891.—№ 3.
10. Троянов А.А., Нечаев А.А. Случай перфоративного перитонита в течении брюшного тифа. Лапаратомия. Резекция кишки. Выздоровление // Больн. газета Боткина.—1894.— № 29.
11. Троянов А.А. Случай холецистэктомии: Протоколы врачебного заседания Обуховской больницы от 13.12.1896 г. // Больн. газета Боткина.—1897.—№ 43.
12. Турнер Г.И. Автобиографический этюд // Нов. хир. арх.— 1931.—Т. 23, кн. 3-4.—С. 44-48.
13. Угрюмов П.К. Городская Обуховская больница в С.-Петер-бурге.—СПб., 1886.—81 с.
14. Хольцов Б.Н. Об остановке кровотечения при ранении больших вен и о перевязке общей бедренной вены в частности: Дис.—СПб.: МХА, 1892.
15. Хольцов Б. Н. Памяти А.А.Троянова // Русск. врач.—1916.— № 11.—С. 260-262.
Поступила в редакцию 11.11.2008 г.