Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 48. С. 95-113 БОТ: 10.15382Мш^202248.95-113
Протоиерей Берташ Александр Витальевич, канд. искусствоведения, канд. богословия, настоятель церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене и прихода в г. Бремерхафене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии
(Германия),
вед. искусствовед Архитектурного бюро «Литейная часть-91» Россия, г. Санкт-Петербург Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD alexanderbertash-gmail.com https://orcid.org/0000-0003-3486-0490
Александро-Невский собор в Таллинне памятник русского стиля в Эстонии
А. В. Берташ
Аннотация: Статья посвящена самому значительному церковному сооружению Балтии конца XIX в. — собору во имя св. благоверного князя Александра Невского в Ревеле (Таллинне). Рассмотрены семантика посвящения храма и его архитектурно-строительная история в контексте церковного зодчества Российской империи конца XIX — начала ХХ в. и политического курса императора Александра III, получившего название русификации. Инициатором постройки декларативно русского имперского сооружения в центре Ревельского Вышгоро-да (Тоомпеа) с его преобладающей средневековой немецкой архитектурой был эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, благодаря усердиям которого постройка приобрела общероссийское значение. Собор является одним из наиболее ярких в пределах бывшей Российской империи произведений московско-ярославского варианта русского стиля и важнейшим в творчестве выдающегося мастера этого стиля архитектора М. Т. Преображенского. В соборе, который никогда не подвергался разорению, несмотря на попытки его закрытия и перестройки в 1920—1940-е гг., до сей поры сохраняются уникальные по сохранности и целостности интерьеры в русском стиле. Они позволяют представить стилистику работ известных в начале ХХ в. мастеров — А. Н. Новоскольцева, Абросимовых, значительное большинство произведений которых было уничтожено во время антицерковных гонений в СССР. Тематика статьи связана с предыдущими публикациями автора об архитектуре Пюхтицкого Успенского монастыря и о православном храмостроительстве в Эстонии.
Ключевые слова: Александро-Невский собор в Таллинне, русское церковное искусство царствования императора Александра III, архитектура Эстонии, русский стиль, московско-ярославский стиль, поздний академизм, архитектор М. Т. Преображенский, художник А. Н. Новоскольцев, архитектор А. А. Поле-щук, эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, русификация.
© Берташ А. В., 2022.
История строительства
Рост православного населения в центре Эстляндской губернии Ревеле (Таллинне) в конце XIX в. потребовал строительства нового православного собора. Роль кафедрального собора выполняла Преображенская церковь, перестроенная из средневекового монастырского цистерцианского храма, впоследствии шведской гарнизонной церкви св. Михаила (ил. 1). С 1716 до 1734 г. она перестраивалась и получила иконостас работы мастерской И. П. Зарудного1. Небольшая и не очень удобно расположенная церковь не удовлетворяла возросшим требованиям к главному храму Эстляндии. 19 февраля 1887 г. ревельское духовенство обратилось к эстляндскому губернатору князю С. В. Шаховскому2 с докладной запиской о необходимости постройки нового собора в Ревеле. С. В. Шаховской тут же переправил ее министру внутренних дел (1882—1889 гг., в 1865—1880 гг. — обер-прокурор Синода) графу Д. А. Толстому вместе с ходатайством к императору Александру III разрешить в империи повсеместный сбор с этой целью и учредить особый комитет по сбору пожертвований и сооружению самого храма. Посвящение храма св. благоверному князю Александру Невскому объяснялось тем, что с его именем «в здешнем крае соединяются дорогие для всякого русского воспоминания подвигов русского оружия за веру православную и целость го-
Ил. 1. Таллинн. Преображенский собор. 2011 г. Фото автора
1 Плаат Я., Маасик А. Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии. Tallinn, 2011. С. 526-533.
2 Князь С. В. Шаховской — эстляндский губернатор с 12 апреля 1885 г. до своей скоропостижной кончины 12 октября 1894 г. в Ревеле, похоронен в Пюхтицком Успенском монастыре. Характеризовался как «энергический и самоотверженно воодушевленный русским делом патриот, сам деятельно возвышавший в местном обществе русское самосознание и сочувственно отзывавшийся ко всякому благому начинанию во славу России» (Тизик Карп, свящ. Ре-вельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910); «один из ревностнейших поборников в пользу православия и русской народности в Прибалтийском крае» (Венок на могилу. Ревель, 1896).
сударственную». По мнению С. В. Шаховского, для Эстляндии память св. князя имела особое значение, поскольку в Эстляндии, в округе Пюхтицкого монастыря, «покоются могилы павших в бою Александра Невского ратников»3 — более характерная для Западного края, чем для Остзейского края, идея восстановления «древнего Православия». Декларировались и связь с императором Александром III, «державной волей которого здешняя окраина вступает ныне в тесное единение с великим нашим отечеством», и радость по поводу спасения Царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. у станции Борки4.
«Соборным православным храмом на Вышгороде, этом некогда крепком оплоте иноземного владычества в крае, князь желал как бы окончательно закрепить победу православия и русской государственности, доставшуюся Эстляндии дорогой ценой неустанной борьбы во имя обрусительных реформ, введенных в Балтийском крае в минувшее царствование», — подчеркивал идеологический аспект постройки один из близких Шаховскому чиновников5. Аналогичная мысль звучала в воззвании по поводу сбора пожертвований. В числе причин упоминались рост русского православного населения, несоответствие старого, перестроенного в XVIII в. из лютеранской кирхи собора «своему назначению — служить достойным представителем государственной Церкви в губернском городе». Подчеркивалось, что с постройкой собора изменится архитектурный облик «русского Ревеля», в котором «за шпилями немецких кирх» было «не видать креста православного, не слыхать звона воскресного». «Надобно, чтоб исчезли внешние следы принижения православной Церкви, как благодатное знамение торжества православия, и как памятник доблестным исповедникам, и с моря, и с суши высоко воссиял крест русского соборного храма»6. «Русификаторский» характер данного проекта отразил давние чаяния тех, кто сокрушался о слишком «немецком» облике Ревеля7.
2 апреля 1888 г. император утвердил повсеместный сбор пожертвований на строительство и учреждение комитета для сбора пожертвований и построения соборного храма в г. Ревеле (строительный комитет). К 1894 г. по России было разослано 55 595 подписных листов с просьбой о пожертвованиях. В комитет под председательством князя С. В. Шаховского вошли вице-губернатор А. П. Васи-
3 Уманец С. И. Воспоминания о князе С. В. Шаховском и Балтийские очерки. СПб., 1899. С. 18.
4 Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910. С. 15-16.
5 Уманец С. И. Указ. соч. С. 16.
6 Тизик Карп, свящ. Князь Шаховской как радетель православия в Эстляндии // Венок на могилу. Ревель, 1896. II пагинация. С. 38-40.
7 В архитектурном журнале времени императора Александра II можно прочесть, например, рассуждение немецкого по происхождению архитектора о том, что «Ревель все-таки производит впечатление совершенно немецкого города; русского элемента нет вовсе или совсем мало заметно. Правда, язык русский пользуется правом гражданства, выстроены православные церкви, но нам, русским, еще очень много дела, чтобы обрусить население этих окраин. Архитектура выражает яснее всего, наглядно идеалы жителей... Прошедшие времена уже высказались, теперь нам остается выжидать будущего, и тогда посмотрим, насколько наша цивилизация выразится архитектурным языком для наших последующих поколений» ([Мерц И. А.] Корреспонденция (из Ревеля) // Зодчий. 1872. № 7-8. С. 116).
левский и губернский инженер Р. Е. Кнюпфер, протоиерей Симеон Иоаннович Попов — эстляндский благочинный (1875—1909 гг.), в 1900—1909 гг. первый настоятель Александро-Невского собора в Ревеле, священники М. Т. Иконников и К. А. Тийзик (Тизик), академик архитектуры профессор М. Т. Преображенский8 и губернский архитектор Э. Р. Бернгард. Первое заседание комитета состоялось 10 августа 1888 г., до 1 декабря 1894 г. их состоялось 299. За пять лет комитет накопил значительные средства. Сбор средств по империи за 1889—1899 гг. дал 434 623 руб. 29 коп., оставшуюся сумму выделили из казны. Наблюдательную комиссию по сооружению собора возглавлял В. М. Лаговский.
Еще 3 ноября 1888 г. из четырех вариантов места постройки комитет наметил площадь в Вышгороде (Тоомпеа). Оно подошло не только по характеру почв. 19 мая 1892 г. в Ревель «для исследования вопроса о выборе места для постройки соборного храма» был командирован сенатор, товарищ министра внутренних дел, тайный советник В. К. фон Плеве10 и остановил свой выбор на той же площади, «где будущий собор займет господствующее над всем городом положение». Ввиду застроенности площади сенатор счел необходимым снести ряд домов на одной стороне. Православный священник эстонец Карп Тизик также считал, что здесь храм не потерялся бы среди громадных зданий готического типа и занял бы достойное место, «послужив значительно к украшению Вышгорода и города». План Плеве был высочайше одобрен 9 ноября 1892 г. Три дома с южной стороны, отчужденные в казну за соответствующую плату, были снесены. Строительный комитет решил не прибегать к конкурсу проектов, а поручить его составление М. Т. Преображенскому.
На основе его эскиза от 17 апреля 1892 г. следовало построить «трехпрестоль-ный пятиглавый соборный храм в стиле древнерусских церквей» на 1500 человек (ил. 2). 4 мая 1893 г. с М. Т. Преображенским был заключен контракт на 24 тыс. руб., по которому тот обязался за 24 тыс. руб. составить смету и проект с расчетом устойчивости. Сам зодчий писал, что собор «построен по типу московско-ярославских церквей ХУЕ—ХУП столетий как наиболее характерных в русском церковном зодчестве»11. Он продолжает традиции «больших соборов» XVII в. При Александре III по его воле доминировал «романовский», или московско-ярославский, вариант русского архитектурного стиля, воспроизводивший типы храмов Москвы и Ярославля XVII столетия, прежде всего их богатый декор, покрывающий плоскость стены. Форма и сама идея церковного зодчества в данный период преимущественно воспринимались через декор, храм — как квин-
8 О нем см.: Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения. Куремяэ, 2018. С. 116—124; Он же. Архитектор Михаил Т. Преображенский и его наследие в странах Балтии и Восточной Европы // Sztuka Еигору Wschodniej — Искусство Восточной Европы. Т. 6. '^'аге/а'Я'а; Тогип, 2018. С. 61-76.
9 Сведения о деятельности высочайше утвержденного комитета по сбору пожертвований на сооружение православного соборного храма в г. Ревеле... // Рижские епархиальные ведомости (РЕВ). 1895. № 1. С. 20-21.
10 См.: Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2002. С. 576.
11 Преображенский М. Т. Ревельский православный Александро-Невский собор. СПб., 1902. С. 3-4.
Ил. 2. Таллинн. Проект собора св. Александра Невского. Общий вид, планы // Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия XIXв. СПб., 1893. Т. 1
тэссенция национального, русского. «Московско-ярославская» линия русского архитектурного стиля воплотилась в Таллинне в репрезентативном соборе с узорочным национальным декором, наиболее близким аналогом является Николаевский Морской собор в Либаве (Лиепае, 1900—1903 гг., арх. Вас. А. Косяков), а в Таллинне — Введенская церковь подворья Пюхтицкого Успенского женского монастыря (1900—1902 гг., арх. Н. Н. Никонов)12.
Освящение места под постройку состоялось 30 августа 1893 г., из Пюхтицкого монастыря была доставлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Окончательный проект профессор Преображенский представил 29 мар-
12 Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения. Куремяэ, 2019. С. 154—163.
та 1894 г., на следующий день после того, как был утвержден архиепископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым). 4 июня того же года проект был утвержден императором. 28 июня Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел утвердил смету постройки в 398 461 руб. 64 коп., которая 11 июля была уменьшена зодчим до 388 291 руб. 55 коп. и утверждена комитетом 4 августа (в действительности было затрачено 412 тыс. руб.). 11 августа комитет заключил контракт с подрядчиком, Санкт-Петербургским купцом 1-й гильдии И. Д. Гордеевым, который взялся осуществить постройку без внутренней отделки за 282 тыс. руб.13 Длительность сбора средств, выбора места под строительство, работ по укреплению грунта привела к тому, что закладка храма состоялась только 20 августа 1895 г. Строительство велось с 1895 до 1897 г. Помощниками М. Т. Преображенского были архитекторы С. В. Ноаковский, А. А. Полещук14, Н. Н. Тамм и А.-Э. Ю. Ягн, в работах принимал участие младший архитектор строительного отделения Эстляндского губернского правления, инженер-архитектор, надворный советник Н. А. Херасков. 11 колоколов для собора были изготовлены на заводе купца Василия Михайловича Орлова в Санкт-Петербурге и подняты 7 июня 1898 г. На большом колоколе находятся изображения Спасителя и св. Александра Невского, на меньших — свт. Николая Чудотворца, равноап. кн. Владимира и прп. Сергия. Первым настоятелем собора в 1900-1909 гг. был прот. Симеон Попов — эстляндский благочинный (1875-1909), митрофорный протоиерей.
Чин освящения храма 30 апреля 1900 г. совершил епархиальный архиерей — епископ Рижский и Митавский священноисповедник Агафангел (Преображенский) в сослужении с прот. св. Иоанном Кронштадтским и ревельским духовенством в присутствии эстляндского губернатора (с 25 октября 1894 г.) тайного советника Евстафия Николаевича Скалона (9 сентября 1845 — 20 июня 1902). Приделы были освящены в честь св. равноапостольного князя Владими-
13 Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910. С. 17 и далее. При окончательном расчете Ивану Гордееву в 1900 г. было уплачено 317 498 руб. 87 коп. (ЕАА, Г. 1906, п. 2, 18, 1. 19).
14 Александр Артемьевич Полещук (Полищук, 26 июня 1863, Аренсбург, ныне Куресса-аре — 11 сентября 1944, Куйбышевская обл.) — архитектор, мастер русского стиля и ретро-спективизма, педагог. В 1888-1896 гг. учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил со званием художника-архитектора. Помощник академика М. Т. Преображенского при строительстве Пюхтицкого монастыря (1892-1893) и Александро-Невского собора. С 1897 г. помощник техника Контроля при Святейшем Синоде, затем техник, с 1898 г. — преподаватель строительного искусства в Высшем художественном училище. Автор проектов русско-эстонской церкви во имя сщмч. Исидора Юрьевского с комплексом учреждений, здания Геологического комитета в Санкт-Петербурге, Преображенского храма к 300-летию Дома Романовых в Киркоярви (ныне Поляны Ленинградской области, не сохр.). Главная его постройка — Успенский собор Пюхтицкого монастыря (1907-1910), в котором заимствованы композиция и ряд мотивов (алтарная галерея) Александро-Невского собора. Специалист по расчету сводов. С сентября 1920 г. жил в Эстонии, профессор архитектуры в Таллинском политехникуме (1921-1932), главный архитектор и советник по образованию Строительного управления в Таллине (см.: Берташ А. В., прот. А. А. Полещук: творческая биография русско-эстонского зодчего и ретроспективное направление в русской церковной архитектуре начала ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. 2022; РГИА. Ф. 789. Оп. 11 «П». Д. 117:1888 г.).
ра (северный) и преподобного Сергия Радонежского — небесного покровителя князя Сергея Шаховского (южный, 2 мая). Старый собор передали эстонскому приходу.
Собор представляет собой пятиглавое крестово-купольное сооружение высотой 58 м. Он доминирует в панораме таллинского Вышгорода. План храма близок к крестообразному, основное ядро окружено тремя ризалитами, завершенными трехчастными килевидными кокошниками волнистых очертаний, с востока к нему примыкают три полуциркульные в плане апсиды, соединенные внутри обходной галереей. К западному ризалиту примыкает обширный притвор во всю ширину фасада с крытым крыльцом, завершенным кокошником, аналогичные крыльца примыкают к боковым ризалитам. Зодчий отказался от идеи возведения над ним шатровой колокольни, как это предусматривалось первоначальным проектом и привело бы к восприятию сооружения как монументального посадского храма и менее соответствовало бы традиционному соборному типу.15 Главный вход оформлен перспективным порталом. Центральная глава возвышается над остальными, представляющими собой звонницы и соединенные обходной галереей. Интересной особенностью архитектуры собора является наличие прямоугольного «постамента» под барабаном центральной главы, который маскируют килевидные кокошники (их ряды оформляют основания всех барабанов) (ил. 3). В строительстве использовалась местная известняковая плита на известковом растворе, цоколь облицован финляндским
15 Павлова А. Л. О деятельности архитектора М.Т. Преображенского // Русское искусство Нового Времени. Вып. 9. М., 2005. С. 307.
Архитектура и художественное убранство
Ил. 3. Проект Александро-Невского собора. Фрагмент фасада. Арх. М. Т. Преображенский. Синька. ЕАА
гранитом. Преображенский возражал против решения строительной комиссии использовать отечественный облицовочный кирпич, который не выдерживал перемен климата, и настаивал на заказе зигерсдорфского. Сэкономить он предполагал на том, чтобы нижнюю часть главного здания, кроме ризницы и галереи, и угловые пилястры «сделать штукатурными»16. Собор облицован красным кирпичом, архитектурные детали в стилистике московско-ярославского узорочья (килевидные кокошники, трехчетвертные колонки с перехватами, висячие гирьки, ширинки, лопатки, дентикулы, тяги карнизов) выбелены, что создает живописную цветовую гамму (ил. 4, 5).
Первоначально проект предусматривал установку мраморного иконостаса, но в ходе строительства Преображенский спроектировал три деревянных иконостаса, а также четыре киота, составил эскизы внутренних росписей. Преображенский предложил выполнить художественное убранство собора — живописное и мозаичное — преподавателю училища барона Штиглица, академику, надворному советнику А. Н. Ново-скольцеву. 21 апреля 1898 г. Комитет по сооружению собора полностью принял условия Новоскольцева, 1 мая 1898 г. согласие с расположением икон выразил еп. Агафангел. Ряд работ выполнены А. Х. Преображенским (эскизы наружных мозаик на фронтонах), М. П. Блаз-новым (Евангелисты в парусах), М. М. Васильевым (запрестольный образ Евхаристии на линолеуме по образцу мозаичного изображения из алтаря
Ил. 4. Таллинн. Александро-Невский собор. Вид с северо-востока. 2014 г. Фото автора
Ил. 5. Таллинн. Александро-Невский собор. Вид с северо-запада. 2011 г. Фото автора
киевского Софийского собора и шесть икон за клиросами), Гр. П. Прокофьевым (орнаменты в интерьере). Резные золоченые иконостасы в стилистике «узорочья» по эскизам проектировщика и клиросы с киотами по контракту от 11 июня 1898 г. (ил. 6) выполнил «известный своей опытностью и добросовестностью» Санкт-Петербургский купец 2-й гильдии П. С. Абросимов, сын владельца позолотной, столярной и багетной мастерской на Васильевском острове, он же летом 1898 г. осуществил позолоту куполов17. Мотивы в отделке
16 ЕАА, I 1906, п. 2, б. 1, 1. 37.
17 Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910.
С. 60, 66-68.
иконостаса соответствуют фасадному декору. Прежде всего это килевидные кокошники различных очертаний: на-вершия киотов, два ряда кокошников вразбежку, завершающих центральный иконостас. «Волнистая» форма кокошников, завершающих царские врата главного и придельных иконостасов, близка форме кокошников, завершающих фасады. Активно применены в декоре иконостасов растительные орнаменты, вид которых отчасти напоминает мотивы барокко (ил. 7, 8).
В мастерской академика Ново-скольцева были изготовлены 59 икон в иконостасах и четырех киотах на цинке и меди (ил. 9); эскизы витражей в алтаре на общую сумму 9970 руб. Витражи с изображениями Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи изготовила столичная мастерская Э. К. Штейнеке18. В главном иконостасе находились иконы Спасителя, Богоматери, Архангелов Михаила и Гавриила, св. князей Александра Невского и Всеволода-Гавриила Псковского, перед правым клиросом — сщмч. Исидора Юрьевскаго и прп. Сергия Радонежского, по сторонам — архидиаконов Филиппа и Никанора, перед левым клиросом — св. равноапостольных Ольги и Владимира, по сторонам — архидиаконов Стефана и Лаврентия. Над царскими вратами находились иконы Тайной вечери; в киотах у правых колонн — свт. Николая Чудотворца и вмц. Екатерины; в киотах у левых колонн — Казанская икона Божией Матери и икона прор. Осии, прпмч. Андрея Критского и других святых, память которых празднуется 17 октября в память события 1888 г. Эта икона и иконы местного чина главного иконостаса были подписаны самим Новоскольцевым, остальные были написаны под его руководством «нанятыми с этой целью помощниками». Живописные работы завершились 1 июля 1899 г. и получили одобрение М. Т. Преображенского и Е. Н. Скалона19. Они выполнены в академической манере, но в некоторых иконах, особенно местного чина главного иконостаса, можно отметить влияние приобретавшего всеобщую популярность «васнецовского стиля».
Обращает на себя внимание преобладание в иконостасе икон св. князей, что подчеркивает «имперский» характер храма, а также святых Северо-Запада империи. В верхнем ярусе располагаются образ Спасителя на престоле и шесть икон 12-ти апостолов. По обеим сторонам от главного входа, на стенах, были помеще-
18 ЕАА, £ 1906, п. 2, б. 18, 1. 20; Альбом иконостасов. СПб., 1904. Л. 3.
19 ЕАА, Г 1906, п. 2, б. 22.
Ил. 6. Таллинн. Александро-Невский собор. Вид центрального нефа. 2013 г. Фото автора
Ил. 7. Таллинн. Александро-Невский собор. Иконостас центрального придела. 2011 г. Фото автора
Ил. 8. Таллинн. Александро-Невский собор. Иконостас Владимирского придела. 2011 г. Фото автора
Ил. 9. Таллинн. Александро-Невский собор. Эскиз А. Н. Новоскольцева
с показанием расположения икон. ЕАА
ны две мраморные памятные доски: одна — о постройке храма и другая — о его освящении. Позднее там же появились таблички в память о воинах и моряках, погибших в сражениях и катастрофах. Так храм отчасти приобрел мемориальное значение. Бронзовые позолоченные паникадила в приделах собора устроены по образцу церкви Спаса на Бору в Московском Кремле.
Фасады собора украшают большие мозаичные панно работы мастерской академика А. Н. Фролова: над главным входом — Пресвятой Богородицы «Знамение», выше — Спаса Нерукотворного, над южным входом — св. Александра Невского и выше, в кокошнике — прп. Сергия Радонежского и св. Владимира, над северным входом — свт. Николая Чудотворца и в кокошнике — лики св. Всеволода-Гавриила и сщмч. Исидора Юрьевского. Масштаб и качество мозаичных работ не имеют себе равных в Эстонии.
Качество строительных работ оказалось далеко не идеальным. «Построенный в 1900 г., собор в последующие года подвергся быстрому наружному и внутреннему разрушению»: обваливалась штукатурка, проржавели купола, искривился плиточный пол, был испорчен свинцовый пол на колокольне. 13 мая 1908 г. состоялось первое заседание ремонтной комиссии. Уже в 1910 г., к торжествам по случаю 200-летия присоединения Эстляндии к России, пришлось проводить капитальные ремонтные работы на выделенные Синодом 67 179 руб. 29 коп. и позолоту проржавевших частей куполов (10 тыс. руб.). 15 марта 1910 г. ремонтная комиссия, в которую входили губернский архитектор Е. А. Соколов и губернский инженер Н. А. Херасков, поручила составить проект и смету «известному... своей добросовестностью и знанием дела» архитектору А. А. Поле-щуку, их вел подрядчик Иван Парц20. Они были закончены 25 сентября, а через три дня в рамках торжеств собор посетил император Николай II21.
После 1917 г.
31 декабря 1917 г. в соборе митр. сщмч Вениамин (Казанский) и еп. Лужский Артемий (Ильинский) хиротонисали во епископа Ревельского о. Платона (Куль-буша) — первого эстонского архиерея22. С этого времени собор стал кафедральным храмом Эстонской Апостольской Церкви.
Монументальный облик собора, его доминирующее местоположение и характерный для его архитектуры декларативно-национальный декор сделали его мишенью националистической критики в получившей независимость Эстонии. В 1922 г. был открыт сбор средств на разборку «церкви с золотыми куполами»23. «Журнал литературы, искусства и культуры АГУ» писал в 1924 г.: «На Вышгоро-
20 TLÄ, f. 1339, n. 1, s. 1, l. 192-195.
21 Пребывание Преосвященного Иоанна, епископа Рижского и Митавского, в г. Ревеле, по случаю 200-летнего юбилея присоединения Эстляндии к Российской империи // РЕВ. 1910. № 20. С. 620-621.
22 Пярт И. П. Восстановление Ревельского викариатства в 1917 г. и выборы епископа как проявление «церковной революции» в Рижской епархии // Православие в Балтии. 2020. № 9 (18). С. 59-72.
23 Подробнее см.: Ulm Kalmar (Meletios). Miks Tallinna Nevski katedraalist ei saanud Toom-pea panteoni? // Tallinna Linnamuuseumi aastaraamat 2008/2010. Tallinn, 2010.
де... был построен собор Александра Невского в неорусском суррогатном стиле, и на его башнях над всем Таллином и окрестностями видны позолоченные луковицы куполов как звезды обрусения, символ политики обрусения. Одухотворена здесь великолепная политическая идея и место для показа своего доминирующего положения выбрано хорошо. Эта церковь отсюда господствует над всем Таллином с чувством некультурности, присущим России. Не гармонирует этот монумент с общим видом старого города... Как символ надменности и насилия своим, по-восточному, пестрым и кричащим видом он был не только для немецких баронов, но и сейчас является для нашей самостоятельности как бы живой памятью о прошлых рабских временах». Ссылаясь на прецедент сноса в Варшаве «великолепного собора византийского стиля» во имя св. Александра Невского как символа обрусения, автор рекомендует перестроить Ревельский собор в «Пантеон эстонской самостоятельности», удалив башни с луковицами, кокошники и все «типичные русские орнаменты»24. Эскизный проект перестройки собора в неоренессансное сооружение с мощной башней известного зодчего Карла Бурмана (1924) не был реализован (ил. 10)25, но ситуация долгое время оставалась неопределенной. В обращении архиеп. Таллинского и Эстонского Александра (Паулуса) указывалось, что гораздо болезненнее для эстонцев,
по воспоминаниям, «многочисленные немецкие церкви, возникшие во времена рабства, со... знаками немецкой власти», но почему-то для их уничтожения не собирают средства. Он протестовал против «варварского и злобного тона», «крайней ненависти»26. В октябре 1928 г. в Государственное собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 октября 1929 г. епископ Печерский Иоанн (Булин), ряд пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии и верующих направили главе государства и председателю Гос. собрания обращение с просьбой не допустить сноса. Прибалтийская конференция Международного союза мира пожелала, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня»27, против выступили в парламенте деятели левых партий.
28 октября 1936 г. Синодом Эстонской Апостольской Церкви собор был передан эстонскому приходу во главе с прот. Николаем Пятсом, братом президента-регента Эстонской республики. С престольного праздника 12 декабря 1936 г. до 1940 г. богослужения совершались
25 Gens L. Karl Burman. Tallinn, 1998, lk. 196-198.
26 Алексий (Ридигер), патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 393-394.
27 Uus Elu. 1928, nr. 10.
Ил. 10. K. Бурман. Эскизный проект перестройки Александро-Невского собора. 1924. Gens L. K. Burman. T., 1998
24 Agu. 1924, nr. 21, lk. 688.
на эстонском языке, «имперское» посвящение покровителю трех царей XIX в. сменили посвящением всем святым Александрам. Из Преображенского собора была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви. Ее предстоятель митр. Александр (Паулус) с 1922 г. выступал за сохранение собора. По распоряжению властей сняли позолоту с куполов и заменили покрытием из белой оцинкованной жести (после 1945 г. были перекрашены в зеленый цвет), в храме повесили маятник Фуко. В 1937 г. был проведен ремонт храма. С весны 1943 г. до июня 1944 г. велась интенсивная переписка по поводу ремонтных работ в соборе28, регулярные богослужения в 1941—1944 гг. не совершались.
Русский приход перешел в бывшую портовую церковь военно-морского ведомства во имя святых праведных Симеона и Анны. Скромному деревянному храму была уготована участь собора. Он был построен в 1752—1755 гг. и капитально реконструирован в 1870—1871 гг. по проекту инженера-архитектора П. П. Меркулова, высочайше утвержденному 13 июня 1870 г.29 Адмиралтейская церковь приобрела вид, соответствующий образцовым проектам деревянных церквей К. А. Тона, в частности проекту из альбома сельских деревянных церквей на 400 человек (1859). Храм имеет трехчастный, близкий к крестообразному план; основной объем завершен массивным приземистым четвериком с треугольными щипцами-фронтонами по центральным осям. Он увенчан четырехскатной шатровой кровлей с луковичной главкой на барабанчике. Над притвором — шатровая колокольня, фасады оформлены резной отделкой в русском стиле (ил. 11). Храм был капитально отремонтирован в 1885 г. (инженер-полковник Н. И. Юдин) и в 1897—1899 гг. (младший инженер-строитель А. И. Исаков, инженер-полковник К. Г. Сергеенко)30. В 1963 г. храм был закрыт под спортзал, восстановлен в 2001—2007 гг. (арх. Виллу Рохтла) и приобрел статус кафедрального собора Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского патриархата31.
С марта 1945 г. архиеп. Нарвский Павел (Дмитровский) приступил к восстановлению Александро-Невского собора, с мая 1945 г. в нем возобновились богослужения более многочисленного русского прихода. 3 сентября 1961 г. в соборе состоялась архиерейская хиротония еп. Алексия (Ридигера). В подвальном этаже располагалась Андреевская церковь эстонского прихода (ликвидирован в 1947 г., помещение заняло бомбоубежище)32. Став настоятелем собора, будущий Патриарх в 1962—1963 гг. сумел воспрепятствовать закрытию собора и превращению его в планетарий. Но подвальный этаж собора в 1961 г. был передан под книгохранилище Государственной библиотеки Эстонской ССР им. Ф. Р. Крейцвальда33. В 1991 г. он был возвращен собору. С 1990 г. осуществлялся ремонт собора, в ходе которого было восстановлено историческое
28 TLA, f. 149, n. 2, s. 63.
29 РГА ВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 11797.
30 Там же. Ф. 409. Оп. 2. Д. 8200-8203.
31 Плаат Я., Маасик А. Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии. Tallinn, 2011. С. 534-543.
32 Беренс В., свящ. Историко-статистическое описание церквей и приходов СевероЗападных епархий. Эстонская епархия. Таллин, 1974 (машинопись, ЕАА).
33 Плаат Я., Маасик А. Указ. соч. С. 178-179.
Ил. 11. Таллинн. Симеоновская церковь (собор). 2011. Фото автора
чешуйчатое медное покрытие куполов, изготовлены и установлены новые кресты из нержавеющей стали, точно копирующие прежние. Они покрыты медным листом и вызолочены (мастер И. Таэль). 16 марта 1999 г. в МВД Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального с сохранением в нем кафедры предстоятеля ЭАПЦ (Московского Патриархата)34, каким остается и по сей день.
Заключение
Ревельский собор является одним из самых значительных как по историко-художественному значению, так и по «идеологическому наполнению» церковных сооружений на территории Балтии и всей Российской империи в царствование императора Александра III. В Балтийском регионе с ним по своему значению можно сопоставить только соборы Пюхтицкого Успенского монастыря и Троице-Сергиева монастыря в Риге, но градостроительное значение Александро-Невского собора уникально. По оценке современного исследователя, «в результате осуществления проекта М. Т. Преображенского в ансамбль Вы-шгорода вошла явно диссонирующая с ним тема, однако нельзя отрицать и того, что с постройкой Александро-Невского собора Таллинн приобрел и своего рода «экзотическую» достопримечательность, интерес к которой со временем отнюдь не ослабевает. Получившийся в данном случае результат с градостроительной
34 Сто лет Таллиннскому собору Александра Невского: альбом / сост. А. Пантелеев. Таллинн, 2000.
точки зрения может считаться вполне аналогичным тому, к которому привело строительство храма «Спаса на Крови» в Петербурге35.
На рубеже 80-90-х гг. XIX в. церковное строительство в Эстляндской губ. стало уникальным для Балтии примером тесного соединения усилий гражданской центральной, местной (в лице губернатора князя С. В. Шаховского) и церковной властей, важным фактором единения эстонцев с русским народом через православие. Постройка Александро-Невского собора в Таллинне, как и ряда других храмов в Эстонии (Пюхтицкий монастырь, Александро-Невская церковь в Лихула), связывалась с политикой утверждения русского православного начала, манифестным выражением не только православной веры, но и национальных, политических идей через архитектуру. Общность «романовской» стилистики храмостроительства в империи напоминало о ее единстве и тем самым подчеркивало роль государственной Церкви.
Важно отметить, что на землях современной Эстонии и Балтии в целом декларативно русская стилистика XVII в. воспринималась как альтернатива немецкой, а не эстонской идентичности. Как и «обрусительные», точнее сказать, имперские реформы, храмостроительство понималось не как ассимиляционный проект, а одно из средств интеграции края в «государственное пространство» России. Если ставить вопрос о том, «против» кого они были направлены, то очевидной их целью было разрушение монополии на власть немецкого дворянства, от чего, по мысли правительственных реформаторов, выигрывала бы и центральная власть, и местное население, не только русское, но и эстонское. Однако в период Первой Эстонской республики, в связи с опасениями большевистской экспансии, отношение к Советской России необоснованно было перенесено на декларативно русскую по своей архитектуре постройку в сердце Старого города.
Список источников
РГА ВМФ (Российский гос. архив военно-морского флота). Ф. 326. Оп. 1. Д. 11797. РГА ВМФ. Ф. 409. Оп. 2. Д. 8200-8203.
РГИА (Российский гос. исторический архив). Ф. 789. Оп. 11 «П». Д. 117. 1888 г. ЕАА (Эстонский национальный архив, исторический архив, Тарту), f. 1906, n. 2, s. 1. ЕАА, f. 1906, n. 2, s. 18. ЕАА, f. 1906, n. 2, s. 22.
TLA (Таллиннский городской архив), f. 149, n. 2, s. 63. ТГА, f. 1339, n. 1, s. 1.
Список литературы
Алексий (Ридигер), патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Альбом иконостасов. СПб., 1904.
Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века / под общ.
ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия XIX в. СПб., 1893. Т. 1.
35 Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 208-209.
109
Беренс В., свящ. Историко-статистическое описание церквей и приходов СевероЗападных епархий. Эстонская епархия. Таллин, 1974 (машинопись, ЕАА).
Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эст-ляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения. Куремяэ, 2018. С. 116—124.
Берташ Александр, прот. Архитектор Михаил Т. Преображенский и его наследие в странах Балтии и Восточной Европы // Sztuka Europy Wschodniej — Искусство Восточной Европы. T. 6. Warszawa; Toruri, 2018. С. 61-76.
Берташ А. В., прот. А. А. Полещук: творческая биография русско-эстонского зодчего и ретроспективное направление в русской церковной архитектуре начала ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15: Искусствоведение. 2022. 4.
Венок на могилу. Ревель, 1896.
Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.
Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения. Куремяэ, 2019. С. 154-163.
Павлова А. Л. О деятельности архитектора М. Т. Преображенского // Русское искусство Нового Времени. Вып. 9. М., 2005.
Плаат Я., Маасик А. Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии. Tallinn, 2011. С. 178-179.
Пребывание Преосвященного Иоанна, епископа Рижского и Митавского, в г. Ревеле, по случаю 200-летнего юбилея присоединения Эстляндии к Российской империи // РЕВ. 1910. № 20. С. 620-621.
Преображенский М. Т. Ревельский православный Александр о-Невский собор. СПб., 1902.
Пярт И. П. Восстановление Ревельского викариатства в 1917 г. и выборы епископа как проявление «церковной революции» в Рижской епархии // Православие в Балтии. 2020. № 9 (18). С. 59-72.
Сведения о деятельности высочайше утвержденного комитета по сбору пожертвований на сооружение православного соборного храма в г. Ревеле... // Рижские епархиальные ведомости (РЕВ). 1895. № 1. С. 20-21.
Сто лет Таллиннскому собору Александра Невского: альбом / сост. А. Пантелеев. Таллинн, 2000.
Тизик Карп, свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1910.
Уманец С. И. Воспоминания о князе С. В. Шаховском и Балтийские очерки. СПб., 1899.
Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2002.
Agu. 1924, nr. 21.
Gens L. Karl Burman. Tallinn, 1998.
Ulm K. (Meletios). Miks Tallinna Nevski katedraalist ei saanud Toompea panteoni? // Tallinna Linnamuuseumi aastaraamat 2008/2010. T., 2010.
Uus Elu. 1928, nr. 10.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Archpriest Alexander Bertash, Candidate of Sciences in Art Criticism,
Candidate of Sciences in Theology, Rector of the Church of the Holy Royal
2022. Vol. 48. P. 95-113
DOI: 10.15382/sturV202248.95-113
Keeper of Antiques if Berlin-German Diocese;
Passion-Bearers in Bremen,
Leading Art Expert at the Architectural Bureau
Liteynaya chast'-91 St.-Petersburg, Russia, Bremen, Germany
alexanderbertash-gmail.com https://orcid.org/0000-0003-3486-0490
Alexander Nevsky Cathedral in Tallinn as a Monument of Russian Style in Estonia
Abstract: The article is devoted to the most significant church building in the Baltics at the end of the 19th century, i.e. Cathedral of St. Prince Alexander Nevsky in Revel (Tallinn). The article studies the semantics of the dedication of the cathedral, its architectural and construction history in the context of church architecture of the Russian Empire in the late 19th — early 20th centuries and in the context of the political course of Emperor Alexander III, known as Russification. The initiator of the construction of a declaratively Russian imperial structure in the center of Revel Vyshgorod (Toompea) with its predominant medieval German architecture was the Estonian governor, Prince S. V. Shakhovskoy, through whose zeal the construction acquired all-Russian significance. The cathedral is one of the most striking works of Moscow-Yaroslavl version of the Russian style within the boundaries of the former Russian Empire and the most important in the work of the outstanding master of this style, architect M. T. Preo-brazhensky. The cathedral, which has never been devastated, despite attempts to close and rebuild it in the 1920s—1940s, still preserves unique Russian-style interiors in terms of safety and integrity. They allow us to describe the style of works known from the early 20th century masters, i.e. A. N. Novoskoltsev and the Abrosimovs; most of their other works were destroyed during the anti-church persecution in the USSR. The topic of the article is related to the author's previous publications about the architecture of Pukhtitsa Holy Dormition Monastery and Orthodox church building in Estonia.
Keywords: Alexander Nevsky Cathedral in Tallinn, Russian church art of the reign of Emperor Alexander III, Estonian architecture, Russian style, Moscow-Yaroslavl style, late academicism, architect M. Preobrazhensky, painter A. Novoskoltsev, architect A. Poleshchuk, Estland governor Prince S. Shakhovsky, Russification.
A. Bertash
References
Alexy II (Ridiger, Patriarch of Moscow and All Russia) (1999) Pravoslavie v Estonii [Orthodoxy in Estonia]. Moscow (in Russian).
Bertash A. (archpriest) (2018) "Arkhitektor Mikhail T. Preobrazhenskii i ego nasledie v stranakh Baltii i Vostochnoi Evropy" [Architect Mikhail T. Preobrazhensky and his legacy in the Baltic countries and Eastern Europe], in Sztuka Europy Wschodniej — The Art of Eastern Europe. Vol. 6. Polscy i rosyjscy architekci wXIXiXXwieku. Warszawa; Toruri, 2018, pp. 61—76 (in Russian).
Bertash A. (archpriest) (2021) "Gubernator kniaz' Sergii Shakhovskoi — vyrazitel' politiki imperatora Aleksandra III v Estliandii i memorial'naia Sergievskaia tserkov' v Piukhtitskom monastyre" [Governor Prince Sergy Shakhovskoy — the spokesman for the policy of Emperor Alexander III in Estonia, and the memorial Church of St. Sergius in Puhtitsa Monastery]. Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii. St. Petersburg (in Russian).
Bertash A. (archpriest) "Inter'er Uspenskogo sobora Piukhtitskogo monastyria i ego mastera S. A. i P. S. Abrosimovy i F. E. Egorov" [The interior of the Assumption Cathedral of Puhtitsa Monastery and its masters S. A. and P. S. Abrosimov, and F. E. Egorov]. Vestnik PSTGU. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, vol. 42, pp. 60—78 (in Russian).
Bertash A. (archpriest) (2020) "Piuhtitski v chest' Uspenia Presviatoi Bogoroditsy zhenski stavropigial'nyi monastyr'" [Puhtitsa Holy Dormition Monastery], in Pravoslavnaia entsiklopedia [Orthodox encyclopaedia]. Moscow, vol. 59, pp. 107—124 (in Russian).
Bertash A. (archpriest) (2021) "Uspenski sobor Piuhtitskogo monastyria v Estonii kak pamiatnik retrospektivnogo russkogo stilia, ego stroiteli i zhertvovateli" [The Assumption Cathedral of Puhtitsa Monastery in Estonia as a monument of the retrospective Russian style, its builders and donors]. Vestnik PSTGU. Serija V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, vol. 41, pp. 132-152 (in Russian).
Bertash A. (archpriest) (2018) "Tserkovnyi zodchii M. T. Preobrazhenskii i ego raboty v Es-tliandskoi gubernii" [Church architect M. Preobrazhensky and his works in Estland Province], in 7 Piukhtitskie chteniia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferen-tsii [7th Puhtitsa readings. Materials of the international conference]. Kuremae, pp. 116-124 (in Russian).
Bertash A. (archpriest) (2019) "Piuhtitskoe podvor'e v Revele-Talline i ego stroitel' N. N. Niko-nov" [Pukhtitsa house in Revel-Tallinn and its builder N. Nikonov], in 8 Piuhtickie chtenia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [8th Piukhtitsa readings. Materials of the international conference]. Kuremae, pp. 154-163 (in Russian).
Gens L. (1998) KarlBurman. Tallinn (in Estonian).
Kirikov B. (ed.) (1996) Arkhitektory-stroiteli Sankt-Peterburga serediny XIX — nachala XX veka [Architects and builders of St. Petersburg of the mid-19th — early 20th cc.]. St. Petersburg (in Russian).
Lisovsky V. (2000) "Natsional'nyi stil'" v arkhitekture Rossii ["National style" in the architecture of Russia]. Moscow (in Russian).
Paert I. (2020) "Vosstanovlenie Revel'skogo vikariatstva v 1917 g. i vybory episkopa kak proiav-lenie 'tserkovnoi revoliutsii' v Rizhskoi eparkhii" [Restoration of Revel Vicariate in 1917 and the election of a bishop as a manifestation of the "church revolution" in the diocese of Riga]. Pravoslavie v Baltii, vol. 9 (18), pp. 59-72 (in Russian).
Panteleev A. (ed.) (2000) Sto let Tallinnskomu soboru Aleksandra Nevskogo: Al'bom [One hundred years of Alexander Nevsky's Cathedral in Tallinn: An Album]. Tallinn (in Russian).
Pavlova A. (2005) "O deiatel'nosti arkhitektora M. T. Preobrazhenskogo" [On the activities of the architect M. Preobrazhensky]. Russkoe iskusstvo Novogo Vremeni, no. 9, Moscow (in Russian).
Shilov D. (2002) Gosudarstvennye deiateli Rossiiskoj imperii [Statesmen of the Russian Empire],
St. Petersburg (in Russian). Ulm K. (Meletios) (2010) "Miks Tallinna Nevski katedraalist ei saanud Toompea panteoni?"
Tallinna Linnamuuseumi aastaraamat 2008/2010. Tallinn (in Estonian). Vdovichenko M. (2009) Arkhitektura bol'shikh soborov XVII veka [The architecture of the large cathedrals of the 17th century], Moscow (in Russian).
Статья поступила в редакцию 07.10.22
The article was submitted 07.10.22