Научная статья на тему 'Александр Миллерман: «Финансовая безопасность во время кризиса особенно важна…» (СаО «Гефест»)'

Александр Миллерман: «Финансовая безопасность во время кризиса особенно важна…» (СаО «Гефест») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Рынок страхования строительных рисков испытывает трудности экономического кризиса вместе со строительным комплексом. Тем не менее, страхование в строительстве останется востребованным, считает Александр Миллерман, генеральный директор САО «ГЕФЕСТ», докт. экон. наук, доктор транспорта РАТ, зав. кафедрой «Финансы и страхование» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Миллерман: «Финансовая безопасность во время кризиса особенно важна…» (СаО «Гефест»)»

• ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Александр Миллерман: «Финансовая безопасность во время кризиса особенно важна...»

Рынок страхования строительных рисков испытывает трудности экономического кризиса вместе со строительным комплексом. Тем не менее, страхование в строительстве останется востребованным, считает Александр Миллерман, генеральный директор САО «ГЕФЕСТ», докт. экон. наук, доктор транспорта РАТ, зав. кафедрой «Финансы и страхование» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

— Александр Самуилович, что ждет страхование СМР в этом году?

— В отличие от всего страхового рынка, наши прогнозы, пожалуй, можно назвать умеренно-оптимистичными. В конце 2008 года существенного падения рынка страхования СМР не произошло, он по инерции был поддержан положительной динамикой начала и середины года и всех последних лет. Ведь до кризиса его ежегодный рост составлял до 30%. По итогам 2008 года, его объем составил около 14 млрд руб.

В этом году рынок страхования строительных рисков имеет шанс сохранить небольшой рост, поскольку большая часть его приходится на страховую защиту бюджетных инфраструктурных проектов. Несмотря на то, что ряд проектов, основанных на частных инвестициях, замораживается, государственное финансирование будет сохранено,

хотя и в сокращенном (до 25%) объеме. Можно сказать, что страхование строительных рисков пострадает от кризиса в меньшей степени, чем страховая отрасль в целом

— Ощутили ли вы уже кризис, были ли у вас случаи разрыва договоров по уже заключенным контрактам?

— Да, конечно, несколько таких случаев было. Когда строительный проект замораживается, и подрядчик вынужден вернуть аванс, мы, естественно, тоже возвращаем полученные страховые премии. Но массового разрыва уже заключенных договоров страхования мы не ожидаем. Мы уверены, что даже в это трудное время, страхование СМР останется востребованным. Рынок страхования СМР и показатели самого строительного комплекса всегда были тесно связана, а в этом году эта взаимосвязь обещает быть еще более жесткой. В условиях экономического кризиса инвесторы, в том числе и государственные, вынуждены уделять большее внимание управлению своими рисками. Когда средств не так много, как хотелось бы, особенно обидно их терять из-за случайностей. Поэтому грамотное управление рисками, которое обеспечит финансовую безопасность строителей, особенно важно в этот период.

— Насколько успешно развивается на ваш взгляд система страхования в рамках СРО, не помешает ли ей кризис?

— Страхование ответственности членов СРО разрабатывалось как массовый страховой продукт, который должен быть доступным даже для небольших строительных организаций. Его стоимость на порядок дешевле страхо-

вания СМР. Могу сказать, что по уже заключенным договорам страхования членов будущих СРО суммы страховой ответственности САО «ГЕФЕСТ» составляют от 10 до 40 млн руб., а стоимость полиса — от 26 тыс. руб. до 80 тыс. руб. Поэтому финансовые трудности не должны кардинально повлиять на работоспособность этой системы. Большинство руководителей будущих и уже зарегистрированных СРО планируют использовать систему страхования, поскольку она позволяет сохранить компенсационный фонд и не платить добросовестным членам СРО за виновников аварии.

Скорее опасность здесь была связана с другим. Многие страховщики, которые раньше не занимались страхованием в строительстве, из-за кризиса решили попробовать себя в нем, поскольку увидели, что этот сегмент несколько более устойчив и перспективен, чем остальные. Понятно, что страхование ответственности строителей, а уж тем более СМР — не та услуга, которой можно научиться за недели или за месяцы. Нужны годы — как минимум пять, а лучше десять. Совсем хорошо, когда пятнадцать, как у нас. Нас очень тревожила эта ситуация, поскольку нанести ущерб репутации страховщиков легко, а вот заработать ее очень трудно. Поэтому мы достаточно оперативно распространили по рынку свои «Требования к страхованию ответственности членов СРО».

Эти методические материалы были взяты за основу многими федеральными и региональными строительными союзами и объединениями, такими как СРО «МОС» на базе Российского союза строителей, СРО Спецстроя, некоммерческими партнерствами в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Новосибирске, Байкальском регионе. И ситуация выровнялась — теперь мы можем быть более уверены, что система страхования в СРО будет построена на достаточно профессиональной основе.

— Останется ли востребованным добровольное страхование в стро-

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ •

ительстве, если оно получит развитие в рамках СРО?

— Необходимо понимать, что страхование ответственности для членов СРО имеет лимиты ответственности, рассчитанные на среднестатистические убытки. Этот вид страхования не может заменить полноценного управления рисками, особенно когда речь идет об организации, работающей на строительстве крупного инфраструктурного объекта.

Поэтому необходимо по-прежнему способствовать развитию комплексной защиты таких проектов, пропагандировать страхование строительно-монтажных рисков, гражданской ответственности перед третьими лицами (с более крупными лимитами), после-пусковых гарантийных обязательств, строительной техники, персонала и т.д.

— В качестве эксперта в сфере транспортного строительства, какие вы видите возможные пути для строительной отрасли по выходу из кризиса?

— Конечно, кризис сейчас очень острая тема, в отрасли наблюдается спад, по ряду объектов уменьшено финансирование, некоторые перспективные проекты заморожены до 2010-го года. Но дело в том, что кризис — явление гораздо более широкого, неотраслевого

масштаба, он закончится тогда, когда выздоровеет экономика в целом, поэтому бороться с ним в отдельно взятой отрасли достаточно трудно.

Понятно, что нужны антикризисные меры по стимулированию строительства инфраструктуры, созданию новых рабочих мест в отрасли. Однако эта тема требует гораздо более глубокого подхода, чем кажется на первый взгляд — в отрасли накопилось много системных проблем, которые с кризисом только обостряются, и не очень понятно, кто их будет решать.

Например, можно сказать, что сейчас в сфере инфраструктурного строительства фактически отсутствует общая координация развития отрасли и общее управление. Оно имеет большую организационную специфику, и в огромном количестве ресурсов, которое для него необходимо, и самое главное, в сложной координации действий всех участников этого процесса. Межу тем на сегодняшний день вообще нет федерального ведомства, координирующего работу по развитию не только отрасли транспортного строительства, но и в целом строительства. До недавнего времени существовал Росстрой, который также упразднили. Что мы имеем в остатке? Строительной отраслью практически никто не руководит.

Еще до кризиса в России сложилась очень печальная ситуация с проектными институтами, с нехваткой целого поколения специалистов среднего и высшего звена, с недостатком мощности промышленности строительных материалов. Если такие системные вопросы не были подняты и решены в благополучное время, кто будет их решать сейчас? В условиях кризиса эти темы отошли на второй план, но они никогда не решатся сами собой.

Никто кроме государства, ни один самый крупный и социально ответственный бизнес не способен по-настоящему координировать целую отрасль народного хозяйства. Может быть, стоит вспомнить собственную историю и использовать тот опыт, который хорошо зарекомендовал себя в советское время. С 1954 года в СССР существовало союзное Министерство транспортного строительства, и это была очень эффективная система.

Страхование — только один из многих инструментов регулирования строительной отрасли. Самая высокая страховая культура не спасет отрасль, если не будет рачительного хозяина в лице государства, который возьмет на себя ответственность за ее будущее. На мой взгляд, все это должно стать темой для широкой общественной дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.