Экономика и менеджмент
Аэропорты в полисе
В рамках программы «Развитие транспортной инфраструктуры России (2010- 2015 гг.)» существует подпрограмма «Гражданская авиация», согласно которой сегодня проводится модернизация и реконструкция аэропортовых сооружений по всей стране. Однако любые строительно-монтажные работы (СМР) сопряжены с множеством рисков, предугадать которые невозможно. Именно поэтому при строительстве аэропортовых сооружений уже много лет используется такой инструмент управления рисками, как страхование СМР.
В. С. Карюкин,
первый заместитель генерального директора САО«ГЕФЕСТ»
Страхование СМР осуществляется по принципу «от всех рисков».
Как показывает наш 20-летний опыт страхования аэропортов по всей стране, чаще всего страховые возмещения выплачиваются по причине разрушения объектов в результате стихийных бедствий и опасных гидрометеорологических явлений. Связано это прежде всего с частотой происходящих катаклизмов.
В нашей стране в последние два десятилетия отмечается тенденция увеличения числа опасных гидрометеорологических явлений. Например, в Сочи в результате ливневых дождей, которые шли несколько дней, произошло затопление строящейся водосточно-дре-нажной системы аэропорта, кабельных линий светосигнального оборудования и повреждение бетона взлетно-посадочной полосы. Выплата в итоге составила 10 млн руб.
Интенсивность и масштабность строительства в ходе модернизации аэропортовых комплексов требует высокой концентрации крупногабаритной техники и большого количества вовлеченных в процесс рабочих. Данные факторы повышают степень рисков и возможный размер ущербов при про-
ведении строительных работ, поэтому при разработке страхового покрытия все эти факторы учитываются. В полис страхования СМР, помимо рисков стихийных бедствий, включены технологические риски, а также риски, связанные с человеческим фактором — ошибками проектирования, непреднамеренными нарушениями норм и правил работ, и другие наиболее вероятные риски.
Ответственные строители
Наряду со страхованием вышеперечисленных рисков могут быть застрахованы риски гражданской ответственности строителей за причинение вреда третьим лицам при проведении строительных работ. Сегодня этот вид страхования достаточно востребован и, как правило, применяется в комплексе со страхованием строительных работ.
Добровольное страхование гражданской ответственности часто путают со страхованием ответственности в рамках саморегулируемой организации (СРО), однако это неправильно. Форма страхования ответственности членов СРО несколько усеченная: возмещение пострадавшим выплачивается только в тех случаях, когда вред третьим лицам причинен в результате ошибок, допущенных строителями в ходе выполнения застрахованных видов работ. В страховании гражданской ответственности неважно, причинен вред по вине строителей или нет, все равно будет выплачено страховое возмещение.
Опыт страхования аэропортовых объектов показывает, что в 70 % случаев выплаты возмещений происходят по ущербам, возникшим в результате повреждения кабелей, инженерных коммуникаций. Например, при реконструкции и модернизации комплекса аэропорта Внуково «ГЕФЕСТ» дважды выплачивал возмещения за поврежденные кабели связи — 2 млн руб. и 900 тыс. руб. соответственно. Выплаты по полису страхования ответственности «ГЕФЕСТ» также осуществлял и по причине повреждения лакокрасочного покрытия припаркованных автомобилей. Повреждение было нанесено при проведении покрасочных работ на металлоконструкциях аэровокзального комплекса Внуково-1.
Как правильно?
Страхование СМР, конечно, не защитит строительный объект от разрушения, но позволит возместить все убытки и завершить строительство в намеченные сроки, что в свою очередь не нанесет репутационный урон заказчикам и подрядчикам строительства объектов.
Чтобы инструмент управления рисками работал правильно, нужно учитывать все моменты. В первую очередь, внимательно подходить к выбору страховой компании. В последнее время на наш рынок страхования строительных рисков буквально налетели страховщики, которые раньше не имели опыта работы с этим видом страхования.
Зачастую у этих компаний есть только желание продать полис и заработать, но нет ни эффективных программ, ни налаженных бизнес-процессов, которые позволяют оперативно урегулировать страховые случаи, выплачивать возмещения и надежно перестраховывать риски у иностранных перестраховщиков.
Поэтому, помимо традиционных критериев при выборе страховой компании, нужно учитывать и опыт работы, наличие крупных выплат именно в сегменте СМР, а также программу перестрахования рисков СМР. □
№ 2 (45) 2013
«Транспорт Российской Федерации» | 37