Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ: ВЕЧНЫЙ ДИСПУТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ'

АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ: ВЕЧНЫЙ ДИСПУТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ / КОМЕДИЯ "ГОРЕ ОТ УМА" / ИСТОРИЯ ПОСТАНОВОК / ТЕКСТОЛОГИЯ / КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА / РЕДКИЕ ИЗДАНИЯ / РУССКИЙ ТЕАТР / КРАСНОДАРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО / ALEXANDER GRIBOEDOV / COMEDY WOE FROM WIT / STAGE PERFORMANCE HISTORY / TEXTOLOGY / BOOK EXHIBITION / RARE EDITIONS / RUSSIAN THEATER / KRASNODAR DRAMA THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесникова Светлана Александровна

Статья посвящена формам и способам осмысления идей А. С. Грибоедова, заложенных в его пьесе «Горе от ума», на разных этапах истории российской культуры. Автором использован метод ретроспекции, материалами послужили публикации в региональной советской печати второй половины XX в., а также авторские описания библиотечной выставки и ее экспонатов. Отправной пункт исследования - выставка редких изданий из фонда Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, организованная к 225-летию Грибоедова. Затем автор обращается к театральным интерпретациям великой комедии в первой половине XX в. Введен в научный оборот и проанализирован материал о постановке пьесы на сцене Краснодарского драматического театра имени М. Горького (1937). Образы главных героев были изображены в духе очевидной политической наглядности и классового противостояния. Провинциальный театр стремился приспособить традиции и метод русского критического реализма XIX в. к ситуации 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Колесникова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER GRIBOEDOV: THE ETERNAL DEBATE ON HUMAN DIGNITY

The article is devoted to the forms and ways of understanding the ideas of Alexander Griboedov (1795-1829), embedded in his play Woe from Wit, at different stages of the history of Russian culture. The aim of the study was to trace the evolution of the critical consciousness, the scientific and artistic development of issues related to Griboedov’s work by means of exhibition activities, literary and textual research, and theatrical interpretations using separate examples. The author used the retrospection method, which allows one to track the evolution of a phenomenon from its observed form through various stages of formation in a chronologically opposite direction. The research materials were the works of literary critics and theater experts, publications in the regional Soviet press of the second half of the 20th century, as well as the author’s descriptions of the library exhibition and its exhibits. The starting point of the study was the exhibition of rare publications from the fund of the Krasnodar Regional Universal Scientific Library named after A.S. Pushkin, which was organized on the occasion of Griboedov’s 225th anniversary. Rare copies of books dedicated to Griboedov, in their entirety, help to understand the problem of the authenticity of the text of the play, which was not immediately brought to the canonical form and existed in different editions. Further, the author of the article turns to theatrical interpretations of Griboedov’s comedy in the first half of the 20th century when, in parallel, philologists established its final text. Despite the different skill levels of the capital and peripheral troupes, they understood Griboedov’s creative plan in the same ideological and aesthetic spirit. In the second half of the 1930s, the play was extremely popular; its stage production took place in at least seventeen provincial theaters of the RSFSR and Ukraine. Provincial performances blended the semantic and stylistic trends set by the leaders of the theatrical process. The conclusion is made about the close connections of philological science and theatrical practice in the interpretation of the play. The author first introduced into scientific discourse and analyzed the material on the production of the play on the stage of the Krasnodar Drama Theater named after M. Gorky in 1937. The author emphasizes that the images of the main characters were depicted in the spirit of obvious political visibility and class opposition. The provincial theater sought to adapt the traditions and method of Russian critical realism of the 19th century to the situation of the 1930s.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ: ВЕЧНЫЙ ДИСПУТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ»

Научная жизнь Юга росии

Sciedtific life of the south of Russia

КОЛЕСНИКОВА Светлана Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и спорта подготовительного факультета для иностранных граждан Кубанского государственного технологического университета

Краснодар, Российская Федерация Svetlana A. KOLESNIKOVA Cand. Sci., (Russian Literature), Assoc. Prof., Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation, ck16@mail.ru

УДК 021.4+[792.09:821.161.1](470.620) DOI: 10.36343/SB.2020.21.1.014

ГРНТИ 13.11.25 ВАК РФ 24.00.01

Александр Грибоедов: Alexander Griboedov:

вечный диспут The Eternal Debate

о человеческом достоинстве on Human Dignity

Статья посвящена формам и способам осмысления идей А. С. Грибоедова, заложенных в его пьесе «Горе от ума», на разных этапах истории российской культуры. Автором использован метод ретроспекции, материалами послужили публикации в региональной советской печати второй половины XX в., а также авторские описания библиотечной выставки и ее экспонатов. Отправной пункт исследования -выставка редких изданий из фонда Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, организованная к 225-летию Грибоедова. Затем автор обращается к театральным интерпретациям великой комедии в первой половине XX в. Введен в научный оборот и проанализирован материал о постановке пьесы на сцене Краснодарского драматического театра имени М. Горького (1937). Образы главных героев были изображены в духе очевидной политической наглядности и классового противостояния. Провинциальный театр стремился приспособить традиции и метод русского критического реализма XIX в. к ситуации 1930-х гг.

Ключевые слова: Александр Грибоедов, комедия «Горе от ума», история постановок, текстология, книжная выставка, редкие издания, русский театр, Краснодарский драматический театр имени М. Горького.

Наследие веков 2020 № 1

К 225-летию Александра Сергеевича Грибоедова в Краснодарской краевой универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина прошла скромная, но с пафосным названием, выставка — «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». Она обращает на себя внимание в связи с рядом обстоятельств. Высокое посвящение поэту, мыслителю, дипломату, музыканту, гражданину, общественному деятелю, наконец, герою, погибшему за Россию, рождает высокий штиль, и он нас не должен смущать. В отношении Грибоедова все слова выверены и адекватно отражают образ бесстрашного героя. Если же говорить о собственно содержании юбилейной акции, а не о формулировке, то интересна она в двух аспектах: убедительная документальная составляющая и рождение на ее основе сегод-

Фото 1. Обложка издания «Горя от ума» с иллюстрациями Д. Н. Кардовского (фото автора)

няшних, по-прежнему острых, размышлений о феномене поэта — автора комедии «Горе от ума». Комедия озаглавлена словом вовсе не комическим, здесь изначальный когнитивный диссонанс, будоражащий почти два века воображение исследователей и театрального сообщества. Концепт «ум» сразу поставлен в контекст горестных авторских раздумий. В самом этом факте необъяснимая и манящая тайна, и мы периодически к ней подступаем, а в дни юбилея тем более. И в свете великой литературно-исторической загадки нам не кажутся малыми два библиотечных стенда с редкими факсимильными изданиями Грибоедова. Важен смысловой резонанс, который они порождают.

Центром экспозиции стала факсимильная копия первого издания «Горя от ума»

(1833 г.), вышедшего в типографии Августа Семена в Москве, при Императорской медико-хирургической Академии (Фото 1). Это издание не с оригинала, а с театрального списка, искажённого цензурой. Николай I дозволил только такой вариант. Но и это прорыв — от этих строк «пошла есть» великая судьба текста, и её ход уже было не остановить.

Следующий раритет — факсимильное воспроизведение «Горя от ума» с иллюстрациями Д. Н. Кардовского, знаменитой книги, вышедшей в 1913 г. в акционерном обществе «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг» (Фото 2). Художник работал над цветными и черно-белыми рисунками в 1907-1912 гг. и, как

КУЛЬТУРНАЯ жизнь ргя росии

Фото 2. Факсимильное воспроизведение «Горя от ума» с иллюстрациями Д. Н. Кардовского (фото автора)

считается, акцентировал социально-психологические стороны пьесы, ее узловые нравственные моменты. На фронтисписе книги можно увидеть портрет молодого Грибоедова в мундире Иркутского гусарского полка, он служил в нем в 1812-1815 гг., за 10 лет до написания комедии, в возрасте своего героя Чацкого. В этом же издании воспроизводится афиша первого представления комедии и 9 листов факсимильной авторской рукописи комедии и ее списков.

К редким грибоедовским книгам также относятся два издания «Полного собрания сочинений» А. С. Грибоедова — под ред. И.А.Шляпкина (СПб, 1889) и под ред. Н.К.Пиксанова и И.А.Шляпкина (СПб, 19111917). Подборка книг, изданных уже в ХХ в., говорит о том, что «Горе от ума» практически никогда не уходило из читательского обихода и из сферы издательских приоритетов. Комедия прирастает комментариями, отражающими ход научного познания текста

с разных сторон и с разными целями. Представлены публикация самой комедии (1900); работы А. Д. Алферова «Грибоедов и его пьеса» и «Грибоедов» (обе — 1910); разборы комедии для учащихся, выполненные С. Бура-ковским (СПб., 1901) и Г. А.Кориком (Одесса, 1916); известный труд М. О. Гершензона «Гри-боедовская Москва» (1914 и 3-е изд. 1928); том мемуаров «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников» (1929); также работы Н.Г. Прилуко-Прилуцкого «Грибоедов: жизнь и творчество» (СПб, 1911), И.К.Ениколопова «А. С. Грибоедов в Грузии и Персии» (Тифлис, 1929), Л.Д.Киреева «А.С.Грибоедов: жизнь и литературная деятельность» (Москва; Ленинград, 1929); учебники, в которые был впервые введен очерк о Грибоедове (наравне с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Кольцовым): «Курс новой русской литературы в органически-конструктивном виде» (Виль-на, 1913) и др. В общей сложности свыше 20 изданий.

няследис веков 2020 № 1

Фото 3. Комедия в четырех действиях в стихах «Горе от ума», 1913 г., Санкт-Петербург (фото автора)

Оценим работу создателя экспозиции зав. отделом редкой книги А. В. Веховой и заодно поймем, чем ныне располагает Пушкинская библиотека, фонды которой сильно пострадали в исторических катаклизмах, во время чистки архивов и библиотечных фондов в конце 1930-х гг. и затем в период оккупации Краснодара (август 1942 — февраль 1943). Перед нами, по сути, то, что удалось сохранить и что может продолжить работать на науку и практику (Фото 3).

Почему это так важно именно по отношению к Грибоедову? Дело в том, что тек-стоведческие проблемы в данном случае обусловлены не только такими факторами, как цензурные запреты и наличие разных редакций комедии. К каноническому виду пьесы автор пришел не сразу: мы знаем о помарках, заменах, уточнениях, сокращениях. Текст печатался с искажениями, изъятиями, долго ходил в списках, а театры играли свою версию, которая им в тот момент была доступна.

Окончательный, дефинитивный вариант пьесы был необходим, требовалось обобщение идейно-художественного замысла.

В начале XX в. появилась целая самостоятельная глава в грибоедоведении о разных редакциях «Горя от ума». Все это требовало решения вопроса о каноническом тексте. В 1903 г. был издан так называемый «Музейный автограф», в 1912-м — «Жандровский список» (Фото 4); в 1913-м — Н.К.Пиксанов предложил уже серьезное обоснование текста.

В дальнейшем вмешательства в текст были скорее частными и не могли повлиять на установившийся канон [6, с. 124], хотя в 1970-х в научных кругах вновь вспыхнула дискуссия о подлинности текста Грибоедова, спровоцированная высказанным в посмертном издании книги Н.К. Пиксанова «Творческая история "Горя от ума"». (1971) мнением этого знатока комедии о том, что «у нас нет настоящего полного текста комедии». [5, с. 331] Обзор этой дискуссии дан А. А. Лебедевым [4, с. 22-24].

' -> /

Фото 4. Жандровская

Открывая сегодня хрестоматийный текст, мало кто из читателей и театральных деятелей задумается над тем, сколько десятилетий кропотливого труда потребовалось ученым — литературоведам, текстологам, библиотекарям, чтобы получить окончательный выверенный вариант комедии «Горе от ума».

Характерно, что проблему подлинности текста наравне с учеными осознавали и академические театры. Так, постановка Малого театра 1938 г.1 стала важнейшей для филологической науки XX в. и отечественного театра, совершив немало идейно-художественных открытий. После постановки Малого театра можно было сказать, что литературный канон обретен одновременно наукой и драматической сценой. Пьеса теперь равнялась на научную мысль и с ней считалась.

Мы специально останавливаемся на этом моменте. Он подсказан именно выставкой «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской» — емко представившей историю ос-

1 Премьера состоялась 17 ноября 1938 г.; реж.

П.М.Садовский, И.Я.Судаков и С.П.Алексеев, худ. Е. Е. Лансере.

'•"»"»иЫпм.п

рукопись (фото автора)

воения «Горя от ума» как феномена русского художественного сознания. И это подводит нас к следующему, собственно театральному, аспекту грибоедовской комедии: российский театр ХХ столетия (будь то столичные, или провинциальные труппы разного уровня мастерства) в стремлении освоить пьесу оказался сплочен тем, что был един в своем понимании сценической эстетики пьесы и ее идейных устремлений. Иногда это единство тяготело к политической догматике, но все же оно присутствовало.

Из общего фона выбивается только радикальный спектакль Вс. Мейерхольда (1928, 2-я ред. 1935). В остальном же театры демонстрировали практически полное эстетическое и идеологическое совпадение. Периферийные театры шли за тенденциями и за лидерами театрального процесса. Очень часто в постановке делался акцент на какую-то одну из сторон: социально-критическую, лирическую, водевильную, в редких случаях — на условную, мейерхольдовскую.

До середины 1930-х гг. вполне репертуарная пьеса «Горе от ума» шла повсемест-

НЯСЛЕДИС веков 2020 № 1

но, ставилась даже в театре ГУЛАГа, в Медве-жьегорске. [3, с. 274]. И даже позже ее можно было увидеть на сценах разных городов страны. Об этом говорят материалы библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации. В 1937 г. пьеса шла в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Челябинске, Ульяновске, Сталинграде, Горьком, Владивостоке, Петропавловске; в 1938-м — в Одессе, Рязани, Вологде, Новосибирске, Курске, Архангельске, в 19391940 гг.— в Смоленске и Свердловске. Однако далее пошел спад. Такая вспышка интереса не могла быть просто случайностью. Все это было спровоцировано «идеологической рассылкой», не привязанной к биографии Грибоедова: никаких круглых дат в то время у него не было. Постановка Малого театра была приурочена к 150-летию Михаила Семеновича Щепкина; некоторые провинциальные театры (г. Энгельса и др.) продублировали это посвящение на своих афишах.

Конечно, 1937-й — год двадцатилетия Октябрьской революции. В тот год был образован журнал «Театр», открывались новые театры, а целый ряд уже существовавших был окончательно стационирован, обрел постоянные здания (в том числе, Краснодарский театр музыкальной комедии). Щедро награждались видные деятели музыкального и театрального искусства. В этом же году провокационное название постановки «Горе уму» Мейерхольд заменил на каноническое «Горе от ума».

Причину столь активного обращения к пьесе можно связать и со статьей «Привить школьникам любовь к классической литературе» в газете «Правда» от 8 августа 1936 г. С одной стороны, здесь справедливо ратовали за увеличение количества часов на изучение литературы в школе, с другой — давали бой вульгарному социологизму в литературоведении. Под критический удар попал известный грибоедовед Н. К. Пиксанов, который как раз не отличался вульгаризаторством. Его фраза о том, что «Горе от ума» — «самая барственная из пьес русского репертуара», была вырвана из контекста. Хотя в этой газетной статье не было прямых упоминаний о репертуаре театров, великая директивная сила партийной печати, несомненно, способствовала массовому театральному признанию актуальности пьесы

Грибоедова. Отметим только, что в отдельных театрах на местах комедия игралась и раньше, без каких-то указаний сверху. Были и режиссеры, ставившие «Горе от ума» на разных театральных площадках: К. Ф. Степанов-Колосов — в Краснодаре, Ярославле, Костроме; В. Энгель-Крон — в Воронеже, Сталинграде.

Рассмотрим постановку «Горя от ума», осуществленную Краснодарским драматическим театром им. М. Горького в 1937 г.1

В Краснодаре выпустили буклет, где декларировалась программа постановщика. Ре-жиссерК.Ф. Степанов-Колосов писал: «Театр ставит своей задачей возможность ярче раскрыть законспирированную мысль автора, которую он в силу цензурных условий того времени должен был подавать намеками. Наша цель подробнее восстановить политическую сущность пьесы и приблизить ее к современному зрителю» [2, с. 3-4].

Взяв ряд расхожих тезисов, театр откомментировал их в свете генеральной задачи вскрыть политическую сущность событий и конфликтов. Так, например, сентенции «Москва гордилась своим хлебосольством» сопутствовал тезис «беззаботная пустая жизнь располагает к еде». Основу — традиции и метод критического реализма, какими они пришли из XIX в.,— режиссеры приспосабливали к ситуации 1930-х гг. В духе очевидной политической наглядности и классового противостояния были решены образы главных героев. На бытовом уровне композитор Ф. Ф. Багрецов и художник О. Н. Бузоверов выстраивали картину нравов чиновничьего мира в соответствии с принятой концепцией. Появившийся в печати единственный отклик на постановку не был комплиментарным. Рецензент писал об отсутствии ансамбля и единой режиссерской идеи, вменял создателям и исполнителям в вину искажение жизненной правды характеров. «Комбинаторские приемы режиссуры не совместимы с задачей подлинного искусства. К сожалению, эти порочные, гнилостные методы еще дают себя чувствовать на сцене» [7]. Что значат эти определения, не трудно догадаться. Скорее всего, имелось в виду ак-

Премьера состоялась 24 мая 1937 г.; реж. К. Ф. Степанов-Колосов, худ О. Н. Бузоверов, композитор. Ф. Ф. Багрецов.

Наследие векш 2020 № 1

тивное режиссерское присутствие, приемы, которые считались в то время формалистическими. Вместе с тем автор рецензии говорил, что спектакль смотрится с интересом.

«Горе от ума» — пьеса с особой судьбой: по сопровождавшим ее постановки дискуссиям и конфликтам можно проследить и цепь исторических превращений пьесы на десятках театральных сцен, и самую эволюцию нашего критического сознания, и научное освоение темы, сопровождавшейся содержательными диспутами. Автор «Горя от ума» также личность с особой судьбой, которая продолжает открываться постепенно, со все более захватывающим драматизмом. Всплывают подробности из дипломатических архивов,

становится ясней картина гибели Грибоедова, его родословная, его мир. Совсем недавно появился содержательный сборник, созданный в том числе на основе новых архивных разысканий: «Александр Грибоедов. Неизвестные страницы великой судьбы. 225-летию со дня рождения великого поэта посвящается...» [1].

Словом, движение литературного произведения в театральном процессе не завершено. В следующем сезоне Краснодарский театр драмы обещает представить зрителям новую версию «Горя от ума». Надеемся, она заслужит внимания. Круг мыслей, порожденных юбилейной книжной выставкой, уводит нас в размышления о духовном наследии, оживляет голоса истории и национальной культуры.

Svetlana A. KOLESNIKOVA

Cand. Sci., (Russian Literature), Assoc. Prof., Kuban State Technological University,

Krasnodar, Russian Federation, ck16@mail.ru

Alexander Griboedov: The Eternal Debate on Human Dignity

Abstract. The article is devoted to the forms and ways of understanding the ideas of Alexander Griboedov (1795-1829), embedded in his play Woe from Wit, at different stages of the history of Russian culture. The aim of the study was to trace the evolution of the critical consciousness, the scientific and artistic development of issues related to Griboedov's work by means of exhibition activities, literary and textual research, and theatrical interpretations using separate examples. The author used the retrospection method, which allows one to track the evolution of a phenomenon from its observed form through various stages of formation in a chronologically opposite direction. The research materials were the works of literary critics and theater experts, publications in the regional Soviet press of the second half of the 20 th century, as well as the author's descriptions of the library exhibition and its exhibits. The starting point of the study was the exhibition of rare publications from the fund of the Krasnodar Regional Universal Scientific Library named after A.S. Pushkin, which was organized on the occasion of Griboedov's 225th anniversary. Rare copies of books dedicated to Griboedov, in their entirety, help to understand the problem of the authenticity of the text of the play, which was not immediately brought to the canonical form and existed in different editions. Further, the author of the article turns to theatrical interpretations of Griboedov's comedy in the first half of the 20th century when, in parallel, philologists established its final text. Despite the different skill levels of the capital and peripheral troupes, they understood Griboedov's creative plan in the same ideological and aesthetic spirit. In the second half of the 1930s, the play was extremely popular; its stage production took place in at least seventeen provincial theaters of the RSFSR and Ukraine. Provincial performances blended the semantic and stylistic trends set by the leaders of the theatrical process. The conclusion is made about the close connections of philological science and theatrical practice in the interpretation of the play. The author first introduced into scientific discourse and analyzed the material on the production of the play on the stage of the Krasnodar Drama Theater named after M. Gorky in 1937. The author emphasizes that the images of the main characters were depicted in the spirit of obvious political visibility and class opposition. The provincial theater sought to adapt the traditions and method of Russian critical realism of the 19th century to the situation of the 1930s.

наследие веков 2020 № 1

Keywords: Alexander Griboedov, comedy Woe from Wit, stage performance history, textology, book exhibition, rare editions, Russian theater, Krasnodar Drama Theater

Использованная литература:

1. Александр Грибоедов. Неизвестные страницы великой судьбы. 225-летию со дня рождения великого поэта посвящается... / авт.-сост. С. Н. Дмитриев, А. А. Филиппова. М.: Вече, 2019.

2. Краснодарский драматический театр имени М. Горького: А. С. Грибоедов «Горе от ума»: [Буклет постановки] Краснодар: Типография им. Лиманского. Б. д. [1937].

3. Кузякина Н. Театр на Соловках и в Медвежьей Горе // Вопросы театра: сб. ст. и публ. М.: Всесоюзное театральное об-во, 1990. С. 274.

4. Лебедев А. А. Грибоедов: факты и гипотезы. М.: Искусство, 1980.

5. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М.: Наука, 1971. С. 331.

6. Фомичев С. А. Грибоедов: Энциклопедия. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 124.

7. Юрьев З. Горе от ума // Красное знамя. 1937. 28 мая. С. 4.

References:

1. Dmitriev, S.N. & Filippova, A.A. (2019) Aleksandr Griboedov. Neizvestnye stranitsy velikoy sud'by. 225-letiyu so dnya rozhdeniya velikogo poeta posvyashchaetsya... [Alexander Griboedov. Unknown Pages of Great Destiny. Dedicated to the 225th Anniversary of the Great Poet . . .]. Moscow: Veche.

2. Krasnodar Drama Theater named after M. Gorky. (c. 1937) A.S. Griboedov "Gore ot uma": [Buklet postanovki] [A.S. Griboedov "Woe from Wit": [Play Booklet]]. Krasnodar: Tipografiya im. Limanskogo.

3. Kuzyakina, N. (1990) Teatr na Solovkakh i v Medvezh'ey Gore [Theater on Solovki and in Bear Mountain]. In: Rudnitskiy, K.L. (ed.) Voprosy teatra [Issues of Theater]. Moscow: Vsesoyuznoe teatral'noe ob-vo. p. 274.

4. Lebedev, A.A. (1980) Griboedov: fakty i gipotezy [Griboedov: Facts and Hypotheses]. Moscow: Iskusstvo.

5. Piksanov, N.K. (1971) Tvorcheskaya istoriya "Gorya ot uma" [The Creative History of "Woe from Wit"]. Moscow: Nauka.

6. Fomichev, S.A. (2007) Griboedov: Entsiklopediya [Griboedov: An Encyclopedia]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya.

7. Yur'ev, Z. (1937) Gore ot uma [Woe from Wit]. Krasnoe znamya. 28 May. p. 4.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Колесникова, С. А. Александр Грибоедов: вечный диспут о человеческом достоинстве / С. А. Колесникова // Наследие веков. - 2020. - № 1. - С. 162-169. DOI: 10.36343/SB.2020.21.1.014

Full bibliographic reference to the article:

Kolesnikova, S. A. (2020) Alexander Griboedov: The Eternal Debate on Human Dignity. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 1. pp. 162-169. (In Russian). DOI: 10.36343/SB.2020.21.1.014

наследие векш 2020 № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.