3. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Том II. Песни линейных казаков. Краснодар, 1995. 445 с.
4. Концевич Г.М. Народные песни казаков. Краснодар, 2001. 448 с.
5. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Вып. 1. Краснодар, 1987. 318 с.
6. Жиганова С.А. Музыкальный фольклор (очерк с нотным приложением) // История, этнография, фольклор Кубани. Т. 3. Усть-Лабинский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции). Майкоп, 2018. С. 285-395.
7. Колесников В.А. Город Григория. Очерки истории станицы Григорополисской (1784-1917): монография. Ставрополь, 2014. 376 с.
References
1. Zhivilo K. Several Cossack songs and legends in settlement Rasshevatskaya of the Caucasian district of the Kuban region // Collection of materials for description of the terrain and tribes of the Caucasus. Tiflis, 1883. Iss. 3.
2. Peredelskiy E. The settlement Temizhbekskaya and the songs sung in it // Collection of materials for the description of the terrain and tribes of the Caucasus. Tiflis, 1883. Iss. 3. Dep. 2. P. 1-90.
3. Bigday A.D. Songs of the Kuban Cossacks. Volume II. Songs of linear Cossacks. Krasnodar, 1995. 445 p.
4. Kontsevich G.M. Narodnye pesni kazakov [Folk songs of Cossacks]. Krasnodar, 2001. 448 p.
5. Zakharchenko V.G. Narodnye pesni Kubani. Vyp. 1 [Folk songs of the Kuban. Iss. 1]. Krasnodar, 1987. 318 p.
6. Zhiganova S.A. Musical folklore (the essay with music app) // History, ethnography and folklore of the Kuban. Vol. 3. Ust-Labinsk region (materials of the Kuban folklore and ethnographic expedition). Maykop, 2018. P. 285-395.
7. Kolesnikov V.A. Gorod Grigoriya. Ocherki istorii stanitsy Grigoropo-lisskoy (17841917): monografiya [The City of Gregory. The essays on the history of the village Grigoropolisskaya (1784-1917): monograph]. Stavropol, 2014. 376 p.
УДК 7.067
Т.В. КОВАЛЕНКО, Ю.Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, М.К. НАЙДЕНКО
«СНОВА ЗАЗВУЧАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА»: ТЕАТР В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 1943-1945 гг.
Коваленко Тимофей Викторович, кандидат философских наук, заместитель директора Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Краснодар, ул. Красная, 28), [email protected]
Архангельский Юрий Евгеньевич, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Найденко Михаил Константинович, доктор культурологии, профессор кафедры театрального искусства Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены особенности культурной жизни Краснодарского края после его освобождения от фашисткой оккупации. В центре внимания авторов - деятельность Краснодарского краевого драматического театра имени М. Горького. Произведены историко-культурные реконструкции некоторых спектаклей театра 1943-1945 гг., восстановлен его репертуар. Большинство источников вводится в научный оборот впервые.
Ключевые слова: культурная жизнь, театральное искусство, Краснодарский край, Великая Отечественная война, Краснодарский краевой театр драмы имени М. Горького, историко-культурная реконструкция.
UDC 7.067
T.V. KOVALENKO, Yu.E. ARKHANGELSKIY, M.K. NAYDENKO
«AGAIN SOUNDED WORKS OF FREE SOVIET ART»: THEATER IN THE CULTURAL LIFE OF THE KRASNODAR REGION
IN THE 1943-1945 YEARS
Kovalenko Timofey Victorovich, candidate of philosophical sciences, deputy director of Southern branch of the Russian scientific and research institute of cultural and natural heritage n.a. D.S. Likhachev (28, Krasnaya St., Krasnodar), [email protected]
Arkhangelskiy Yuriy Evgenyevich, PhD (Culturology), professor, head of the cathedra of broadcasting of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]
Naydenko Mikhail Konstantinovich, PhD (Culturology), professor of the cathedra of theatrical art of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]
Abstract. The article discusses the features of the cultural life of the Krasnodar region after its liberation from the fascist occupation. The focus of the authors on the activities of the Krasnodar regional drama theatre n.a. M. Gorky. Historical and cultural reconstructions of some performances of the theatre of 1943-1945 were made, its repertoire was restored. Most sources are introduced into scientific circulation for the first time.
Keywords: cultural life, theater art, Krasnodar region, The Great Patriotic War, Krasnodar regional drama theater n.a. M. Gorky, historical and cultural reconstruction.
История Великой Отечественной войны, в том числе и ее региональные контексты, не однажды становилась предметом специальных научных исследований. Обстоятельно изучены ход и детали военных операций и битв, период фашисткой оккупации и последующего освобождения края. Солидную историографию имеют и общие вопросы развития культурной жизни периода 1941-1945 гг. [1; 2; 3, с. 120-124]. При этом детальный анализ художественной жизни в духе подходов «новой локальной истории» остается достаточно актуальной проблемой. Несмотря на ряд появившихся в последнее годы работ [4, с. 35-37; 5], комплексное исследование этой темы далеко от завершения.
Настоящая статья - первый опыт реконструкции историко-культурных процессов на территории Краснодарского края после его освобождения от фашистской оккупации в 1943-1945 гг., в центр которых поставлена деятельность Краснодарского краевого драматического театра имени М. Горького. Выявленные особенности рассматриваются на фоне интеллектуальных усилий театральной интеллигенции и местных сообществ по созданию специфической конфигурации культурной жизни.
До войны Краснодарский край обладал весьма значительной сетью учреждений профессионального искусства, досуга и социально-культурной деятельности: 11 театрально-концертных учреждений, включая 5 колхозно-совхозных [2, с. 56], 18 городских и 61 сельский кинотеатр, 65 государственных и до 200 ведомственно-профсоюзных кинопередвижек [6, с. 2]. Близость фронта существенно изменила культурный ландшафт, внесла значительные коррективы в организацию и деятельность учреждений культуры и искусства. Краевой театр драмы имени М. Горького, театр музыкальной комедии, театр кукол, филармония, Кропоткинский и Ейский театры приостановили свою деятельность, многие артисты призваны на военную службу, создаются специальные бригады для выезда на фронт и в места дислокации воинских частей. В августе 1941 г. в ходе воздушной бомбардировки серьезно повреждено здание Армавирского городского
драматического театра имени А.И. Луначарского. Впоследствии было принято решение об эвакуации труппы в тыл, в пределы Армянской АССР, что было осуществлено в августе 1942 г. под руководством директора А.А. Исагуляна. 5 сентября 1942 года Армавирский театр возобновил свою работу в городе Ленинакане.
В августе 1941 г. решением Крайисполкома создается объединенный Краснодарский краевой театр имени Горького, куда вливаются оставшиеся в городе артисты, художественным руководителем назначается Б.А. Бертельс, директором Н.М. Холод. Уже осенью в Краснодаре объединенный театр открывает сезон премьерой спектакля по пьесе И.В. Бехтерева и А.В. Разумовского «Полководец Суворов» в постановке К.Ф. Степанова-Колосова. Перед оккупацией Краснодара в августе 1942 г. театр эвакуируется в Сочи, основной репетиционной базой становится Зимний театр.
Ключевая роль в развитии театрального искусства Краснодарского края, сохранении его потенциала в период 1941-1945 гг. и послевоенного восстановления принадлежит Константину Федоровичу Степанову-Колосову (1894-1962) - режиссеру, педагогу, известному театральному деятелю, в разные годы работавшему в театрах страны. В 1936 г. К.Ф. Степанов-Колосов возглавил Краснодарский краевой драматический театр, под его руководством театр приобрел собственное лицо, стал заметен в системе театральной жизни страны. Созданные с большим мастерством его довоенные постановки «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Кубанцы» В.М. Ротко пользовались заслуженным успехом зрителя. К началу 1940-х гг. Степанову-Колосову удалось собрать в Краснодаре одну из лучших провинциальных театральных трупп. Указом Президиума Верховного совета РСФСР 20 апреля 1944 г. режиссеру присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Как в зеркале история Великой Отечественной войны отразилась в судьбе Краевого украинского передвижного театра. В 1940 г. вокруг небольшой группы профессиональных артистов, уцелевших в годы свертывания политики украинизации, были объединены лучшие силы художественной самодеятельности [7, с. 3] и создан нестационарный театральный коллектив. В короткий срок были подготовлены несколько драматических и музыкальных спектаклей, составивших первоначальную афишу нового театра. Вплоть до оккупации театр работал в Краснодаре, а затем, находясь в прифронтовой полосе, давал спектакли для солдат Красной армии или устраивал концерты в госпиталях. Вместе с регулярными воинскими подразделениями артисты театра отступали, а затем возвращались назад, освобождая территорию Краснодарского края от врага. «И бойцы, и партизаны в предгорьях Кавказского хребта с благодарностью отзывались» [8, с. 2] о спектаклях театра, в том числе подготовленных в буквальном смысле на линии фронта. В 1942 г. в тяжелейших условиях Украинский театр выпустил две премьеры - спектакли «Свадьба в Малиновке» и «Наймичка» [8, с. 2]. Творческую и профессиональную школу получили работающие со дня основания в театре М.С. Вдовен-ко, Д.Я. Ворожбитов, А.А. Андриенко, А.М. Телевной, впоследствии возглавивший танцевальную группу Ансамбля песни и пляски кубанских казаков, и другие мастера сцены. В 1943 г., находясь в уже освобожденном Ейске, ведущие артисты театра обратились в руководству Краевого комитета по делам искусств с просьбой о систематической поддержке коллектива [8, с. 2] и поначалу получили ее. Краевой украинский передвижной театр в 1943-1946 гг. был полноправным участником региональной культурной жизни, включен в орбиту всех художественно-творческих взаимодействий, но уже в 1948 г. на фоне изменения общих принципов финансирования театрального искусства, с одной стороны, и идеологических кампаний позднего сталинизма, направленных на делиберализа-цию общества, с другой - ликвидирован как нерентабельный [9].
Фашистская оккупация Краснодара продолжалась с 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г. Вопросы культуры, искусства и образования находились в зоне пристального внимания и руководства и творческой интеллигенции. Так, 26 января 1943 г., еще до формального, но в то время уже неизбежного освобождения Краснодара, заместитель
председателя крайисполкома М.М. Осипов отмечал: «Большая работа предстоит органам народного образования. ...С первых дней после освобождения обеспечить деятельность по восстановлению хозяйства и культуры» [10, с. 1]. Редакционная передовица газеты «Большевик» от 19 февраля 1943 г. призывала: «Восстановление школ и культурных учреждений должно вестись максимально быстрыми темпами. В работе по восстановлению учреждений науки, культуры и искусства особенно важна инициатива» [11, с. 1]. Последнее представляется принципиально важным, вскрывающим специфику социальных и культурных процессов на территории Краснодарского края в 1943-1945 гг. Вместо жесткой идеологической регламентации всех сфер деятельности, обеспеченных разветвленным партийным и репрессивным аппаратом Советской власти, обществу, впервые с периода 1920-х гг., была предоставлена инициатива. Вынужденная либерализация дала очень интересные и показательные результаты. В кратчайшие сроки, в условиях жесточайшего дефицита ресурсов, послевоенных трудностей, даже невзирая на то обстоятельство, что до октября 1943 г. Краснодар считался прифронтовым городом и периодически подвергался бомбардировкам, культурная жизнь Краснодарского края стала исключительно богатой, разнообразной и интересной.
На третий день после освобождения, 15 февраля 1943 г., в Краснодаре в части уцелевшего исторического здания после перерыва начала свою работу Краевая библиотека имени А.С. Пушкина, 1 марта четыре школы города приступили к занятиям, а 14 марта - двери для посетителей вновь распахнул Краснодарский краеведческий музей.
С инфраструктурой театральной жизни дело обстояло намного сложнее, она была полностью разрушена. Оставляя Краснодар, фашисты взорвали здание Зимнего театра, на сцене которого работал драматический театр, Северного театра - основной площадки театра музыкальной комедии, сгорело здание Летнего тетра в Городском парке. Такая ситуация была повсеместно. Из всех стационарных театральных зданий на территории, освобожденной от врага, пригодным для работы было лишь здание Народного дома в Ейске, в котором работал Ейский драматический театр [2, с. 67]. Аналогичной была ситуация с кинотеатрами, однако к началу 1944 г. органы кинофикации проделали большую восстановительную работу: отремонтировано 43 и капитально восстановлено 12 зданий, регулярно работали 18 городских, 62 сельских и 36 передвижных кинотеатров [6, с. 2]. В 1943 г. киносеансы в Краснодаре походили в кинотеатрах «Колосс», «Великан» и «Солей», а также в летнем кинотеатре на углу Кирова и Кузнечной; в 1944 г. к ним добавились «Буревестник» в сквере Ленина Сталинградского района и «Родина» на месте бывшего Северного театра по адресу: ул. Красная, 78.
Летом 1943 г. объединенный драматический театр имени Горького вернулся из эвакуации в Краснодар, временно коллектив разместили в здании бывшего клуба Промкооперации (ул. Красная, 67), где в период оккупации находился немецкий театр «Варьете» [12, с. 45]. Условия для работы артистов были очень непростые: «Фашистское зверье разрушило здание нашего родного театра им. Горького. Немцы сожгли богатейшие костюмы, реквизит, мебель, декорации, они убили часть актеров и музыкантов. Пусть нам трудно сейчас работать без многих театральных аксессуаров, но мы сделаем все, чтобы как можно скорее снова поднять занавес нашего театра», - отмечал режиссер А.А. Никитин [13, с. 2].
Несмотря на существовавшие проблемы и сложности, 20 августа 1943 г. было принято постановление Краснодарского крайкома ВКП(б) «О строительстве краевого драматического театра» как об «одной из первоочередных строек города». Однако процесс растянулся на много лет [2, с. 67]. Артисты объединенного театра, разделенные на три труппы - драматическую, оперетты и джаз-оркестр, продолжали выезжать в места дислокации воинских частей и госпиталей.
В августе 1943 г. драматическая труппа театра находится в Кореновском районе и репетирует спектакль по пьесе К.М. Симонова «Жди меня», предназначенный для открытия зимнего сезона в Краснодаре. Режиссер А.А. Никитин определяет сверхзадачу
постановки так: «Мы... стремимся к яркой, предельно выразительной форме спектакля. Перед театром открыта пленительная возможность - показать русскую женщину не только в труде, но и в самоотверженной любви к воину-мужу и друзьям» [13, с. 2]. К сожалению, эта работа не увидела сцены1.
В ноябре 1943 г. состоялось долгожданное открытие театрального сезона в Краснодаре. На сцене бывшего клуба Промкооперации был представлен спектакль еще довоенного репертуара по пьесе А.Н. Афиногенова «Машенька». Решение К.Ф. Степанова-Колосова после долгого перерыва представить краснодарскому зрителю не новую работу, а спектакль, премьера которого состоялась три года назад, на первый взгляд кажется странным. Однако, если предстать себе атмосферу освобожденного города, все становится ясно. На землю, еще недавно терзаемую войной, возвращается прежняя мирная жизнь, и символ ее - старый, известный всем спектакль. Публика поняла и приняла этот волнующий «месседж», который труппа любимого театра посылала сквозь потрепанный занавес. В маленьком, холодном, не приспособленном для театральных постановок зале в этот вечер война заканчивалась. «Пусть это пьеса не сегодняшнего дня. но это кусок той жизни, которой мы жили до войны, и он нам дорог, ибо после войны мы будем продолжать строить свою светлую, радостную, счастливую жизнь», -писал драматург и журналист Н.Г. Винников [14, с. 2]. Особенно тепло Краснодар принимал исполнителя роли академика Окоемова - С.С. Михалева, ведущего артиста театра.
Вскоре краснодарскому зрителю были представлены другие, в том числе новые работы объединенного театра, спектакли по пьесам «Касатка» А.Н. Толстого, «Синий платочек» В.П. Катаева, «Русские люди» К.М. Симонова, «Маскоточка» А. Броммэ и другие [15, л. 23-23-об].
Из состава объединенного драматического театра имени Горького выделяются самостоятельные учреждения. Решением крайисполкома с 1 января 1944 г. восстановлена Краснодарская краевая государственная филармония в составе 9 эстрадных бригад, театра мюзик-холла, театр-аттракциона и Ансамбля песни и пляски кубанских казаков; решением крайисполкома с 1 марта 1944 г. вновь организован Краснодарский краевой театр музыкальной комедии. В ноябре 1944 г. закончен ремонт и переоборудование здания для Краснодарского краевого драматического театра имени Горького, его разместили в здании кинотеатра «Колосс» (ул. Красная, 44). Помещение клуба Промкооперации (ул. Красная, 67) передано в распоряжение Краевого отдела искусств. В нем будут работать краевой театр музыкальной комедии, детский кукольный театр, ансамбль песни и пляски кубанских казаков и концертные бригады филармонии [16, с. 2].
В 1944 г. Краснодарский краевой драматический театр имени Горького представил публике шесть премьерных постановок: «Домик в Черкизове» А.А. Арбузова, «Чрезвычайный закон» бр. Тур и Л. Шейниса (21 марта 1944 г.), «Битва дам» Э. Скриба (28 марта 1944 г.), «Питомцы славы» А.К. Гладкова (4 июля 1944 г.), «Собака на сене» Л. Лопе де Вега (17 октября 1944 г.), «Нашествие» Л.М. Леонова (20 декабря 1944 г.) все в постановке К.Ф. Степанова-Колосова; в 1945 г. - четыре: «Поединок», бр. Тур и Л. Шейниса (23 января 1945, режиссер Е.В. Свободин), «Гроза» А.Н. Островского (15 апреля 1945 г., режиссер К.Ф. Степанов-Колосов), «Дорога в Нью-Йорк» Л.А. Малюгина (6 ноября 1945 г., режиссер А.В. Андреев), «Сотворение мира» Н.Ф. Погодина (23 декабря 1945 г., режиссер А.В. Андреев).
В 1945 г. воюющая страна широко отмечала 150-летий юбилей А.С. Грибоедова, которого включают в длинный ряд предтеч «сталинского гуманизма» и «борьбы за интересы рабочих и крестьян». Сценарий этого масштабного государственного торжества, направленный на тотальное «присвоение» классики советской идеологией [17], согласован правительством на самом высоком уровне и даже не единожды уже был апробирован:
1 К моменту публикации статьи обстоятельства завершения работы над этим спектаклем не выяснены.
100-летий юбилей со дня смерти А.С. Пушкина в 1937 г.; 375-летие со дня рождения Шекспира в 1939 г.; 325-летие со дня смерти Шекспира в 1941 г. В июле 1941 г. по той же идеологической схеме планировалось праздновать 100-летие со дня смерти М. Ю. Лермонтова, которое по понятным причинам не состоялось.
В Краснодарском крае, как и по всей стране, решением местных партийных органов созданы юбилейные комиссии. В лекторском бюро Новороссийского городского отдела народного образования подготовили специальную программу для предприятий и учреждений города [18, с. 2], в Адыгейской областной библиотеке - красочно оформленный литературный бюллетень, посвященный биографии и творчеству писателя [19, с. 2]. Во всех городах и районах были запланированы концерты художественной самодеятельности, публичные выступления, литературные утренники, книжные выставки, коллективные чтения «Горя от ума» - бессмертной комедии Грибоедова [18, 19]. Центром празднования юбилея был, конечно же, Краснодар, где были объединены силы Краевого драматического театра имени М. Горького и Краснодарского педагогического института. Однако подготовку спектакля по пьесе «Горя от ума» поручили Армавирскому городскому драматическому театру имени А.И. Луначарского2, с чем коллектив под руководством режиссера А.А. Пиковского успешно справился.
Апофеозом торжества на общесоюзном уровне стало юбилейное заседание в Большом театре в день рождения писателя - 15 января 1945 г. Торжественные мероприятия состоялись в этот же день и в городах Краснодарского края: Новороссийске, Майкопе, Армавире и других [19, с. 2]. В Краснодарском педагогическом институте на торжественном заседании кафедры литературы преподаватель русской литературы Круг-лик сделала обобщающий доклад на тему «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова» [19, с. 2]. На сцене драматического театра состоялся большой концерт, в котором приняли участие члены исполнительской секции регионального отделения Союза советских композитов и актеры театра, представившие сцены из комедии «Горе от ума». Перед концертом с кратким словом о жизни и творчестве писателя выступил преподаватель Краснодарского педагогического института В. Тарасов [19, с. 2].
При всех идеологических издержках празднование юбилея способствовало актуализации творческого наследия А.С. Грибоедова, а также фиксировало тенденцию восстановления контуров единого культурного пространства освобожденной страны. Комедия «Горе от ума» появилась в репертуаре множества драматических театров страны. По данным С.А. Колесниковой, в 1945 г. ее поставили на сцене Малого театра, а также театров Армавира, Архангельска, Воронежа, Горького, Грозного, Иваново, Иркутска, Казани, Каменск-Уральского, Костромы, Красноярска, Кургана, Курска, Мурманска, Новосибирска, Орска, Ростова-на-Дону, Рыбинска, Саратова, Свердловска, Таганрога, Тамбова и Ярославля [20, с. 17].
«Жизнь в Краснодаре с каждым днем полнокровнее. Стираются следы варварского хозяйничания немецких громил», - отмечал в своем выступлении секретарь Краснодарского горкома ВКП(б) Я.Д. Саенко [21, с. 2]. Культурная жизнь постепенно приобретала черты довоенного уровня развития - стали регулярными театральные премьеры, гастроли, художественные выставки, смотры художественной самодеятельности, новые программы представляла краевая филармония.
Энтузиазм, увлеченность, инициативность театральных деятелей и творческой интеллигенции, направленные на восстановление культурной жизни Краснодарского края после его освобождения, довольно скоро сменятся растерянностью и апатией. Наступали новые времена, символом которых станут беспрецедентные по масштабу идеологические кампании второй половины 1940-х гг., а также отмена государственного финансирования театральной деятельности. Осенью и зимой 1945 г. Краснодар тепло принимает премьерные постановки А.В. Андреева, нового художественного руководителя
2 В настоящее время мотивы этого решения авторами не выявлены.
театра, сменившего на этом посту К.Ф. Степанова-Колосова. Спустя год спектакли по пьесам «Дорога в Нью-Йорк» Л.А. Малюгина и «Сотворение мира» Н.Ф. Погодина будут подвергнуты жесточайшей критике, а сам режиссер, не выдержав партийных «проработок», скончается от инфаркта 11 сентября 1949 г. [22, с. 162-165].
А пока театральный Краснодар встречает победу в Великой Отечественной войне. В апреле-мае 1945 г. в спектаклях Краснодарского музыкального театра участвует выдающийся советский артист оперетты М.И. Днепров (1881-1966) - солист Московского государственного театра оперетты. По приглашению художественного руководителя театра И.П. Зеленина он исполняет свою любимую роль Тассило в оперетте И. Кальмана «Марица». Окончание войны и полная победа над Германией, о чем было объявлено 9 мая 1945 г., застает Днепрова в Краснодаре. В книге своих воспоминаний «Полвека в оперетте» он передавал неповторимую атмосферу тех далеких дней: «Кто не знает, что такое весна на Кубани! Это море цветов: цветет и сирень, и жасмин, и бесчисленные фруктовые деревья. Это яркое южное солнце и чудесный свежий воздух. .На земле наступает мир. 9 мая 1945 г. нас будит необычное оживление, царящее на улице. Несмотря на ранний час, всюду толпы возбужденных, радостных, торжествующих людей алые флаги, плакаты и цветы, цветы. В тот вечер театр переполнен больше обычного. всех сроднила общая радость» [23, с. 156-157].
Литература
1. Болдырев Ю.А. Художественная культура Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1996.
2. Еремеева А.Н. Культурная жизнь в XX в. Краснодар, 2013.
3. Ушенко И.В. Художественная жизнь Краснодара после изгнания фашистских оккупантов (по материалам газеты «Большевик» («Советская Кубань») 1943-1947) // Историческая мысль Кубани на пороге третьего тысячелетия: сб. науч. ст. Краснодар, 2000.
4. Сычева К.С. Проблемы восстановления просветительской деятельности в Славянском районе Краснодарского края в послевоенный период // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сб. ст.: в 3 ч. Ч. 3. Стер-литамак, 2018.
5. Коломиец Н.С. Послевоенное пятилетие для Краснодарского театра музыкальной комедии // Научная палитра. 2015. № 1. URL: culture.esrae.ru/33-120
6. Норицын Я.В. Кино - в глубинные районы края // Большевик. 1944. 29 января.
7. Краевому украинскому театру - пять лет // Советская Кубань. 1945. 27 июля.
8. Алексеева А., Доля А., Лобода Е. Краевой украинский театр // Большевик. 1 декабря.
9. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1626. Оп. 2. Д. 6.
10. Задачи советов в городах и районах края, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов // Большевик. 1943. 26 января.
11. Вернем к жизни школы, клубы, избы-читальни // Большевик. 1943. 19 февр.
12. Колесников А.Г. Оперетта в Краснодаре: летопись творческого пути. М., 2005.
13. Никитин А. Жди меня // Большевик. 1943. 21 августа.
14. Винников Н. Большой спектакль // Большевик. 1943. 21 ноября.
15. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1626. Оп. 1. Д. 1б.
16. Театр музкомедии в Краснодаре // Большевик. 1944. 12 марта.
17. Лагутина И.Н. «За подлинного Шекспира»: два советских юбилея // Вопросы литературы. 2017. № 2. С. 316-379.
18. Накануне юбилея А.С. Грибоедова // Советская Кубань. 1945. 12 января.
19. Грибоедовские дни на Кубани // Советская Кубань. 1945. 17 января.
20. Колесникова С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» на сцене отечественного театра XX в.: литературное произведение в театральном процессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Краснодар, 2011.
21. Саенко Я.Д. Два года созидательного труда // Советская Кубань. 1945. 14 февраля.
22. Стругова М.Р. Краснодарский драмтеатр в эпоху борьбы с космополитизмом // Вторые кубанские литературно-исторические чтения: материалы научной конференции. Краснодар, 2000.
23. Днепров М.И. Полвека в оперетте. М., 1961.
References
1. Boldyrev Yu.A. Hudozhestvennaya kultura Severnogo Kavkaza v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Art culture of the North Caucasus during the great Patriotic War]. Saint Petersburg, 1996.
2. Eremeeva A.N. Kulturnaya zhizn v XX v. [Cultural life in the XX century]. Krasnodar, 2013.
3. Ushenko I.V. Artistic life of Krasnodar after the expulsion of the Nazi occupants (on materials of the newspaper «Bolshevik» («Sovetskaya Kuban») 1943-1947) // Historical thought of the Kuban on the threshold of the third Millennium: coll. of sci. art. Krasnodar, 2000.
4. Sycheva K.S. The problems of restoration of educational activities in the Slavic district of the Krasnodar region in the postwar period // The dynamics of relations between different areas of science in modern conditions: coll. of art.: in. 3 p. P. 3. Sterlitamak, 2018.
5. Kolomiets N.S. Postwar five years for the Krasnodar theater of musical comedy / / Nauchnaya palitra. 2015. № 1. URL: culture.esrae.ru/33-120
6. Noritsyn Ya.V. Movie - in the deeper edge areas // Bolshevik. 1944. 29 Jan.
7. Regional Ukrainian theater - five years // Sovetskaya Kuban. 1945. 27 Jul.
8. Alekseeva A., Dolya A., Loboda E. Regional Ukrainian theatre // Bolshevik. 1 Dec.
9. Gosudarstvennyy arhiv Krasnodarskogo kraya [State archive of the Krasnodar region]. F. P-1626. Inv. 2. C. 6.
10. The tasks of the boards in cities and districts of the territory, liberated from German-fascist invaders // Bolshevik. 1943. 26 Jan.
11. Return to life schools, clubs, reading rooms // Bolshevik. 1943. Feb. 19.
12. Kolesnikov A.G. Operetta v Krasnodare: letopis tvorcheskogo puti [Operetta in Krasnodar: a chronicle of the creative way]. Moscow, 2005.
13. Nikitin A. Wait for me // Bolshevik. 1943. 21 Aug.
14. Vinnikov N. Big performance // Bolshevik. 1943. 21 Nov.
15. State archive of the Krasnodar region. F. P-1626. Inv. 1. C. 1b.
16. Theatre of musical comedy in Krasnodar // Bolshevik. 1944. March 12.
17. Lagutina I.N. «For genuine Shakespeare»: two Soviet anniversary // Voprosy literatury. 2017. № 2.
18. On the eve of the anniversary of A.S. Griboyedov // Sovetskaya Kuban. 1945. Jan 12.
19. Griboyedov's days in the Kuban // Sovetskaya Kuban. 1945. 17 Jan.
20. Kolesnikova S.A. The Comedy of A.S. Griboyedov «Woe from wit» on the stage of the domestic theater of the XX century: literary work in the theatrical process: autoref. diss. ... cand. of phil. sciences: 10.01.01. Krasnodar, 2011.
21. Saenko Ya.D. Two years of creative work // Sovetskaya Kuban. 1945. 14 Febr.
22. Strugova M.R. Krasnodar drama theater in the era of the struggle against cosmopolitanism // Second Kuban literary and historical readings: mater. of scientific. confer. Krasnodar, 2000.
23. Dneprov M.I. Polveka v operette [Half a century in the operetta]. Moscow, 1961.