Научная статья на тему 'Александр Добролюбов и «Странный Тургенев» (к проблеме возникновения раннего символизма)'

Александр Добролюбов и «Странный Тургенев» (к проблеме возникновения раннего символизма) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
415
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Светлана Андреевна

Статья посвящена проблеме возникновения русского символизма в аспекте взаимодействия нового литературного направления с предшествующей художественной традицией на примере творчества раннего символиста Александра Добролюбова. Рассматривается влияние, которое оказал на его поэзию И.С. Тургенев той частью своих произведений, которые характеризуются обычно как «странные»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the origin of Russian symbolism in the aspect of interaction between a new literary trend and the previous art tradition illustrated with works by an early symbolist Alexander Dobrolyubov. The influence of I.S. Turgenev on his poetry made by the texts which are usually characterized as «strange» is investigated

Текст научной работы на тему «Александр Добролюбов и «Странный Тургенев» (к проблеме возникновения раннего символизма)»

они-то думали, что я такой, как они, что я человек, а я их обманул. Я вдруг потерял человеческий облик, и они увидели краба, который, пятясь, удирал из этого слишком человечьего зала» [7, с. 179]. Это связано с экзистенциалистской философской установкой романа. У Белого такой определенности субъекта нет, зоологичность разлита по всему миру и не имеет конкретного источника. Так что можно сказать, что Белый радикальнее Сартра

(именно потому, что начинает, обозначает тот путь, по которому пойдет, в числе других писателей ХХ в., Сартр): его художественный мир более аморфен, в нем радикально устранено личностное начало. При этом у Сартра такое мироощущение прямо эксплицировано, что в свою очередь свидетельствует об отрефлектированности проблематики, еще только нащупываемой Белым.

Поступила в редакцию 19.12.2006

Литература

1. Хомук Н.В. Гоголевская художественная анималистика в контексте западноевропейской литературы // Гоголь и время. Томск, 2005.

2. Разумова Н.Е. «Записки охотника» И.С. Тургенева и проблема положительного героя в литературе второй половины XIX века // Русская

литература в современном культурном пространстве: Мат-лы III Всерос. науч. конф. (4-5 ноября 2004 г.). Ч. 1. Томск, 2005.

3. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1979.

4. Флобер Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1984.

5. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004.

6. Белый А. Петербург. Киев, 1990.

7. Сартр Ж.-П. Тошнота. СПб., 2004.

УДК 82.0:801.6; 82-1/-9

С.А. Петрова

АЛЕКСАНДР ДОБРОЛЮБОВ И «СТРАННЫЙ ТУРГЕНЕВ» (К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА)

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Творчество легендарного поэта Серебряного века Александра Добролюбова было несправедливо забыто из-за его яркой биографии. Но необходимость исследования и детализации истоков зарождения символизма в России требует обращения к произведениям именно этого, прославившегося как один из первых символистов-декадентов автора. Главная задача данной статьи - отметить основные моменты для дальнейшего системного анализа проблемы.

В книге «Русские символисты» Эллис (псевдоним Л.Л. Кобылинского), анализируя сущность символизма, определил один из его подвидов как «мистический» и обозначил единственным его представителем А. Добролюбова [1, с. 6]. До этого поэта-декадента мистическую линию в русской литературе значительно развивал в своих произведениях, особенно в «группе таинственных повестей», И.С. Тургенев. В заголовке данной статьи цитируется название книги В.Н. Топорова «Странный Тургенев», в которой так определялся писатель: «Странность» (кстати, слова «странный, странно, странное дело» образуют, как и у Достоевского, отмеченный элемент его языка, встречающийся до-

статочно часто, нередко в ключевых местах текста,

и, похоже, претендует на роль своего рода «оценочного» квантора), о которой далее пойдет речь, существенным образом характеризует Тургенева и как человека, и, что в данном случае важнее, как писателя» [2, с. 5]. При этом слово «странный» здесь выступает метафорическим выражением «темный» или «ночной». Топоров рассматривает те произведения Тургенева или эпизоды, в которых затрагивается круг проблем сверхъестественного, мистического.

Выбор именно этого писателя связан еще с тем, что и символистская критика признавала высокую художественную значимость цикла «таинственных повестей» Тургенева, а также «Стихотворений в прозе» для литературы. Об этом писали: Д.С. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый, А. Ремизов,

А. Блок и др. Хотя отношение к нему было неоднозначным, так Валерий Брюсов, оценивая достаточно высоко позднее творчество писателя, при этом считал, что ему нет места в области «нового» искусства.

Литературоведы определили, что в «таинственных повестях» Тургенев предвосхитил достижения

будущего декаданса и символизма в целом (см. об этом работы: С. Родзевич, С.С. Гречишкин,

A.В. Лавров, Ж. Зельдхейи-Деак, М. Астман, М. Безродный, Л. Пильд и др.). Главным выводом из всех исследований можно обозначить то, что Тургенев при эксплицитной неприемлемости его позиций, выраженных в романах, все же осознавался русскими символистами в течение всего развития направления не только непосредственным предшественником, но также и близким по типу литературного поведения автором.

Как пишет исследовательница позднего творчества писателя Регина Нохейль (Германия): «С начала 1850-х годов в сочинениях Тургенева все больше показывается странная двойственность (...). Изображению исторических событий с точки зрения индивидуума противопоставлен другой «мир».» [3, с. 25]. Она, как и многие другие исследователи, отмечает, что Тургенев создавал свои произведения под влиянием философии Шопенгауэра. Хотя и не полностью следуя концепциям последнего, писатель акцентировал внимание на взятой из шопенгауэрского идеализма проблеме субъективизма и объективизма. Тематика «неведомого», «таинственного» и «двойственного мира» соответствовала символистским тенденциям. Идея о власти над человеком непостижимых и могущественных сил, которые представляют собой некую особую реальность какого-то иного уровня, чем окружающая действительность - это одна из концептуальных составляющих всего тургеневского цикла, а также перекликающаяся с символистскими тенденциями доминанта. И, как пишет

Н.Т. Ашимбаева, общим среди высказываний символистов об этой части творчества Тургенева было «подчеркивание чисто эстетического значения его произведений, в которых ценились черты, роднящие писателя с романтизмом» [4, с. 237-238].

Итак, необходимость соотнесения произведений поэта-декадента и автора «таинственных повестей» детерминирована историко-литературной ситуацией и особенностями творческой индивидуальности символиста. Владимир Гиппиус о себе говорил, что был «эстет и исповедовал. отчасти Тургенева с эстетической стороны» [5, с. 261]. Именно Вл. Гиппиус известен как один из сильно повлиявших на становление символистских взглядов поэта. Не исключено, что между поэтами были разговоры о Тургеневе. С другой стороны, С.А. Венгеров в своей статье о Добролюбове писал, что «в 7-м классе гимназии он уже хорошо знаком не только с Пушкиным, Тургеневым,

B. Гюго, писателями, которых он больше всего любил.» [6, с. 253]. Включение в список любимых писателей и Тургенева подчеркивает то, что поэт не мог не знать его творчества и в какой-то

степени испытывать влияние его художественной системы.

Связь текстов Добролюбова с тургеневскими произведениями обнаруживается не только в общности тематики «мистического», но и на уровне художественных средств. Так, в повести И.С. Тургенева «Довольно» есть высказывание о противостоянии человека и мира Хаоса, пустоты и смерти: «...мы одни, одни в целом мире; кроме нас двоих нет ничего живого; за этими дружелюбными стенами мрак и смерть, и пустота. То не ветер воет, то не дождик струится ручьями: то жалуется и стонет Хаос; то плачут его слепые очи. А у нас тихо и светло, и тепло, и приветно; что-то забавное, что-то детски-невинное, бабочкой - не правда ли? -порхает вокруг.» (здесь и далее выделено мной. -

С.П.) [7, с. 43]. И Добролюбов использует образ бабочки в своей поэтической системе, во второй части стихотворения «Отцу»: «Слышится прошлое. // Бабочка вдруг встрепенулась, // Ярко блеснули прозрачные крылья. проснулось // Светлое, нежный ребенок угасший.» [8, с. 34]. Или образ души в стихотворении «Solo»: «Она угасла, потому что устали крылья.» [8, с. 78]. Также во второй книге Добролюбова «Собрание стихов» (1900), составленной В. Брюсовым при участии И. Конев-ского, есть строки в стихотворении «Людям»:

Девочки заломили руки и молчат,

Юноши часто томятся бессонными ночами,

Но в душе всех порхает и тот же детский сияющий мотылек.

Ему люба темница. [8, с. 178].

Если у Тургенева «бабочка» - нечто, выступающее знаком отражения атмосферы вокруг людей, компонент сравнения, то у Добролюбова образ становится глубже, трансформируется в символ души, заключенной в «темницы» тела. Но при этом, образу и того и другого автора сопутствует мотив детского, хотя у Тургенева это - «невинно» - охарактеризованное нравственной оценкой, а у Добролюбова - «светлое, нежное», яркое и сияющее - что и расширяет семантику образа, и переводит его на символический уровень. Таким образом, можно сказать, что поэт использует образ-сравнение Тургенева как двухкомпонентную («детски-невинное, бабочкой») реминисценцию в своей поэтической системе, которая трансформируется в символ. Но данное предположение нуждается в дальнейшем детализированном исследовании.

С другой стороны, необходимо отметить о присутствии определенного влияния художественной системы «странного» Тургенева на творчество декадента, что также проявляется в наличии сходных средств создания художественного мира. Так, одним из ключевых образов в первой книге стихов

раннего символиста «Natura Naturans. Natura Na-turata» (1895) выступает Призрак. В первом стихотворении имплицируется сюжет встречи лирического героя с призраком своего отца: «Дух у преддверья склонился исполненный скорби» [8, с. 33], «Пламя погасло. Ты светишь сквозь сумрак священный!/Старческий голос твой слышу. Привет неизменный.» [8, с. 35]. И в других стихотворениях:

И в дневных лучах

Кто-то гаснет.

“Пр....е” [8, с.51]

Призрак пройдет пред Тобой

- молчалив неизменен -

“Lex mortis” [8, с. 61]

В данном случае активизируется связь с тургеневской повестью «Призраки» (1863). Авторы создают сходные картины появления и исчезновения привидений, влияющих на дальнейшее повествование. При этом важно, что призраки являются частью иного мира, знаками мистического. Их появление в создаваемых художественных картинах институирует некую двойственность бытия.

Другое взаимодействие книги Добролюбова с текстом повести основывается на сходстве образов Смерти. Так, в «Призраках» писатель дает описание Смерти следующим образом: «гнилым, тлетворным холодком несло от нее - от этого холодка тошнило на сердце, и в глазах темнело, и волосы вставали дыбом. Это сила шла; та сила, которой нет сопротивления, которой все подвластно, которая без зрения, без образа, без смысла - все видит, все знает, и как хищная птица выбирает свои жертвы, как змея их давит и лижет своим мерзлым жалом.» [9, с. 36]. В фантастическом стихотворении в прозе «Старуха» (1878) Тургенев дает еще одно описание Смерти: «И увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо. «Ах! - думаю я. - эта старуха - моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку» [10, с. 459].

Что касается Добролюбова, во второй части книги он создает такой образ: «После того какие-то змеи - темные, черные - вошли в него. Холодные - они скользили по жилам, прорывались сквозь мозг.» [8, с. 109]. Поэт символически связывает образы змей с темой Смерти в одном контексте, подобно тургеневскому сравнению. Далее дано описание: «.здесь - пред ним встанет грозное неумолимое, что ноги тяжелеют, тяжелеют, словно наливаются свинцом. Вдруг появилась. Низенькая, пришибленная. Глаза ее разбегаются. Крючко-

ватый нос свешивался книзу. Ей было холодно. Она была в отрепьях. Какие грязные отрепья! Зеленые морщины ползли на глаза. Коричневые полоски выдавались на скулах. Гнилой запах.» [8, с. 110]. Как видим, и у декадента Смерть представлена в виде старухи, охарактеризованной эпитетами, семантически близкими тем, которые использует Тургенев: гнилая, морщинистая, маленькая и сгорбленная/низенькая, с холодком/ей холодно, грозная/хищная, ей нет сопротивления/неумолимая, в лохмотьях/отрепьях и т.д. И структурные элементы в описании образа, на которых акцентирует основное внимание каждый автор, также имеют общее: это глаза, нос, морщины на лице, рост, одежда, запах.

В книге Добролюбова Смерть представлена и в иной ипостаси: «Молоды, Смерть, твои дерзкие женские руки.» «Lex mortis» [8, с. 61]. У Тургенева также есть еще один образ, это призрак молодой женщины-вампира Эллис, хотя, скорее, это - посланница мира иного, подчиняющаяся также Смерти. Но Топоров об этом образе писал: «...и Эллис есть смерть: нуждаясь для полнокровной, а не призрачной жизни в живой крови, она не может не убивать» [2, с. 78] . Такое сходство в том, что изображение Смерти дается в двойственном виде, свидетельствует в пользу наличия межтекстовых взаимодействий.

В то же время образ Смерти у Тургенева является важным составляющим семантическим звеном в более широкой теме Природы. В художественной системе писателя именно Природа имеет власть над жизнью, такие слова автор вкладывает в ее речь в стихотворении в прозе «Природа» (1879): «Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям. мне все равно.» [11, с. 499]. Как отмечал исследователь творчества писателя А. Муратов: «. для Тургенева человек - раб Природы, который не может выйти из повиновения ей и также приходит к неизбежной мысли о самоубийстве» [12, с. 104]. Трагизм человеческого существования заключается именно в такой природной детерминированности. У символиста тема Природы зафиксирована уже в названии самой книги. Он использует схоластические термины «natura naturans» и «natu-ra naturata» в том значении, в котором они участвуют в философской системе Б. Спинозы. Но Смерть в книге Добролюбова побеждается героем на уровне эстетическом, поэт противопоставляет обезличивающей силе самое индивидуальное, что есть у каждого человека - вкус: «Глаза еще были слепы, уши ничего не слышали, обоняние умерло, ощущение теплоты весеннего дня не пробуждалось. Один вкус бодрствовал, и все подчинял своим проявле-

ниям» [8, с. 111]. По сути, герой проходит через некий обряд инициации: рисуется картина его встречи со Смертью, представляющей мир иной, властвующий над обычной реальностью, - в результате субъект обретает новые свойства, связанные с новым восприятием жизни. Так, при показанном нами сходстве образов в то же время следует сказать, что в текстах поэта происходит трансформация на уровне лирического героя, восприятие которого отличается от того, которым наделен тургеневский персонаж.

Последнее, что необходимо обозначить, - это среди «таинственных повестей» Тургенева произведение «Сон» (1876), которое посвящается проблематике мистической связи между сыном и отцом, взаимодействию и влиянию поколений отцов и детей. Добролюбов концептуализирует семейную тему и также делает акцент на вопросы наследственности, проблемы того, что досталось детям от родителей. В сборнике «Собрание стихов» поэт эксплицирует эту тему: «Я человек. / Вы скалы природы. / Вас не преследует тайна отцов» («Любительнице природы») [8, с. 156], «В иных из нас силен завет отца, / Хоть далеко еще до разъясняющего все конца» [8, с. 182], «Наследственно всем

нам дана слепота стареющих глаз» [8, с. 154]. Но если Тургенев оставляет возможность интерпретировать мистические события с точки зрения объективной реальности, с позиций разумного объяснения всего происходящего, стремится нейтрализовать ирреальное естественными объяснениями. То Добролюбов, наоборот, манифестирует наличие некой тайной стороны вещей, необъяснимой разумом, логикой, но существующей закономерностью в окружающем мире.

Таким образом, можно утверждать, что творчество «странного» Тургенева оказало определенное влияние на одного из ярких представителей раннего символизма А. Добролюбова, судя по общности рассматриваемых авторами проблем «таинственного» и по сходству использованных ими художественных средств. Хотя проблема взаимодействия на интертекстуальном уровне требует дальнейшего исследования и доказательств. Но подтверждается то, что символизм в России, основываясь во многом на источниках западного словесного искусства, был также подготовлен предыдущим ходом развития русской литературы в целом, опыт русских писателей-предшественников повлиял на его становление.

Поступила в редакцию 19.12.2006

Литература

1. Эллис (Кобылинский Л.Л.) Русские символисты. Томск, 1996.

2. Топоров В.Н. Странный Тургенев. 4 главы. (Чтения по истории теории культуры. Вып. 20). М., 1998.

3. Нохейель Р. И.С. Тургенев - писатель-философ // Тургениана: Сб. ст. и мат-лов. Орёл, 1999.

4. Ашимбаева Н.Т. Тургенев в критической прозе И. Анненского // Ашимбаева Н.Т. Достоевский в контексте творчества и времени. СПб., 2005.

5. Гиппиус Вл. Александр Добролюбов // Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под ред. С.А. Венгерова: В 2 т. Т. 1. М., 2000.

6. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под ред. С.А. Венгерова: В 2 т. Т. 1. М., 2000.

7. Тургенев И.С. Довольно // Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 7. Л., 1955.

8. Добролюбов А.М. Сочинения // Modern Russian Literature and Culture. Vol. 10. Berkeley, 1981.

9. Тургенев И.С. Призраки // Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 7. Л., 1955.

10. Тургенев И.С. Старуха // Там же. Т. 8. Л., 1956.

11. Тургенев И.С. Природа // Там же.

12. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист (1870-1880). Л., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.