3'2014
Пробелы в российском законодательстве
6.3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ (НАДЗОРА) В ДОСУДЕБНОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Бичеев Дмитрий Валерьевич, аспирант. Место учебы: Московская академия экономики и права. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена некоторым проблемам прокурорского реагирования (надзора) в досудебном уголовном судопроизводстве.
Показано, что акты прокурорского реагирования (надзора) являются приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.
Статистические данные свидетельствуют, что за 2012 г. вынесено 3,5 млн. актов прокурорского реагирования.
Законодателем установлена весьма противоречивая и малоэффективная процедура рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в случае несогласия с ними руководителя следственного органа или следователя (п. 7 ч. 2, ч. 6 от. 37 УПК РФ).
Ключевые слова: акты прокурорского реагирования, акты прокурорского надзора, прокурор, представление, постановление.
ACTS OF PROSECUTORIAL RESPONSE AND SUPERVISION IN PRETRIAL CRIMINAL PROCEEDINGS
Bicheev Dmitry Valerievich, postgraduate student. Place of study: Moscow Academy of Economics and Law. Department: Criminal Law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: This article focuses on some issues of prosecutorial response and supervision in pretrial criminal proceedings.
It is shown in the article that the delivery of the acts of prosecutorial response and supervision are a priority for the public prosecution bodies in order to improve the fight against crime.
Statistical data shows that in the year 2012 3.5 mil. acts of prosecutorial response were delivered.
Legislator set very controversial and ineffective procedure for considering public prosecutor's claims to eliminate violations of federal law in case when the head of the investigative body or investigator disagrees with them (Section 7, Part 2, Part 6, Article 37 of the Code of Criminal Procedure of Russian Federation).
Keywords: acts of prosecutorial response, acts of prosecutorial supervision, public prosecutor, submission, resolution.
Акт прокурорского надзора можно определить как нормативно закрепленное правовое средство реагирования прокурора на нарушения законов, которое используется прокурором в ходе реализации своих полномочий по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона [1, с. 12]. Если акты
прокурорского надзора направлены на устранение нарушений закона, то акты прокурорского реагирования направлены на реализацию только полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Действующее законодательство не предусматривает для актов прокурорского реагирования единого письменного выражения. Они могу вы-
ражаться в одних случаях только в письменной форме, а в других - и в письменной, и в устной формах.
По данным официальной статистики прокурорами в Российской Федерации в 2012 г. на досудебных стадиях уголовного процесса вынесено более 3,5 млн. актов прокурорского реагирования (в 2011 г. - около 3,3 млн., в 2010 г. - более 2,9 млн.) [2, с. 3].
Закон о прокуратуре устанавливает акты прокурорского надзора, которые используются при осуществлении надзора за исполнением законов. К ним относятся: протест прокурора (от. 23); представление прокурора (от. 24); постановление прокурора (ст.25); представление о недопустимости нарушения закона (от. 25.1); требование об изменении нормативного правового акта (от. 9.1); решение о согласовании (об отказе в согласовании) проведения внеплановой проверки (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294 - ФЗ); обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (п. 1 от. 23).
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие, устанавливаются уголовнопроцессуальным законодательством (ч. 1 от. 30 Закона о прокуратуре). Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает и акты прокурорского надзора, направленные на устранение нарушений закона, которые используются при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия [3, с. 43].
Отметим, что полномочия прокурора в данной сфере его деятельности закреплены в от. 37 и других нормах УПК РФ (от. 87, 124, 214, 221, 226, 317.1-317.5 и др.). Эти полномочия неоднородны по своему содержанию, но имеют своей целью обеспечение законности в досудебных стадиях уголовного процесса [4, с. 43].
Акты прокурорского реагирования может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Закрепленный в УПК РФ процессуальный статус постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании требует высокого качества подготовки таких актов реагирования. В 2012 г. прокурорами направлено в органы предварительного расследования 41 478 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (в 2011 г. - 49 103, в 2010 г. - 61 600), из которых по 32 519 (в 2011 г. - 34 476, 2010 г. - 41 251), или 78, 4 % (2011 г. - 70,2 %, 2010 г. - 66,9 %), возбуждены уголовные дела [5, с. 43]. В соответствии с п. 1.8 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» при обнаружении признаков преступления в ходе проверок в порядке, установленном п. 2
ч. 2 от. 37 УПК РФ, прокуроры должны выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
При применении актов прокурорского реагирования следует учитывать, что руководитель следственного органа осуществляет процессуальный контроль и процессуальное руководство подчиненными следователями при расследовании преступлений, прокурор же надзирает за исполнением законов следователями и не должен ограничивать их процессуальную самостоятельность.
190
АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Бичеев Д.В.
Для устранения нарушений закона, допущенных органами дознания, прокурор обращается не к дознавателю, а к начальнику соответствующего органа дознания, при нарушении закона следователем прокурор обращается к руководителю следственного органа [6, с. 119].
Требования прокурора об устранении нарушений законодательства, адресованные органу дознания, подлежат безусловному исполнению. Применительно же к реагированию на нарушения законодательства со стороны следователя требования прокурора не носят абсолютного характера и могут быть отклонены руководителем следственного органа (п. 7 ч. 2, ч. 6 ст. 37 УПК РФ). Т.К. Рябинина отмечает, что вместо немедленного устранения выявленных прокурором нарушений предлагается слишком сложный порядок «выяснения отношений» между следователем, прокурором, руководителем следственного органа и вышестоящими должностными лицами [7, с. 45]. В.Б. Ястребов обоснованно полагает, что закон вводит излишне усложненный механизм обжалования предписаний прокурора, допуская перенос разбирательства даже несложного конфликта на самый высокий уровень [8, с. 11 - 13]. По мнению В.П. Божьева, УПК РФ установил не вполне удачный механизм реализации прав прокурора на обжалование действий руководителя следственного органа [9, с. 31].
На основании вышеизложенного предлагается внести изменения в ч. 6 ст. 37 УПК РФ: «В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, руководитель следственного органа либо следователь вправе обратиться к вышестоящему прокурору, решение которого является окончательным».
В 2012 г. органами прокуратуры РФ направлено 115 594 требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (в 2о11 г. - 83 223, в 2010 г. -255 681), внесено 102 676 представлений и информаций об устранении нарушений закона (в 2011 г. -97 728, в 2010 г. - 96 144) [10, с. 72]. Действующая практика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия строится на необходимости применения всех возможных мер реагирования, направленных на устранение нарушений закона.
При выявлении нарушений уголовнопроцессуального законодательства на стадии предварительного расследования прокурор должен применять специальный акт реагирования - требование об устранении нарушений закона. Внесение представлений.
Представление применяется прокурором в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ст. 24, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ». По содержанию преставление - это документ, как правило, обобщенного характера. В нем обычно обращается внимание на факты отсутствия должного контроля со стороны руководителя следственного органа по уголовным делам, на допущенные нарушения закона и т. д. [11, с. 120].
Способами повышения эффективности представлений, выносимых прокурором, подтвержденными практикой, являются:
- указание не только нарушений уголовнопроцессуального законодательства, но также причин и условий, способствовавших совершению нарушений;
- предложение конкретных и реальных мер по устранению нарушений уголовно-процессуального законодательства;
- участие прокурора в оперативном совещании по рассмотрению представления и результатов служебной проверки;
- направления преставления в адрес вышестоящего структурного подразделения органа предварительного расследования, в случае игнорирования требований прокурора нижестоящим органом.
Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ не менее важным актом прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является постановление. Постановление в досудебных стадиях - это решение прокурора, вынесенное при производстве предварительного расследования. Постановление как акт прокурорского реагирования, так же как и представление, может быть направлено на устранение и предупреждение нарушений закона, но прежде всего постановление направлено на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, связанной: с проведением проверки сообщения о преступлении, принятием решения о возбуждении уголовного дела; с определение направления расследования, производством следственных и процессуальных действий; с применением, изменением и отменой мер пресечения; рассмотрением жалоб участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, нижестоящего прокурора [12, с. 120 - 121]. Отметим, что прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса вправе выносить постановления различных видов (п. 2 ч. 2 ст. 37, ч.4 ст. 146, ч. 6 ст. 148, п. 6 ч. 2 ст. 37, п. 10 ч. 2 ст. 37, п. 9 ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 153, п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 1 ст. 226, ст.ст. 24 - 28 (п. 3 ч. 1 ст. 226), п 4 ч. 1 ст. 226,
ч. 2 ст. 10, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214).
Любое постановление прокурора должно быть мотивированным и отвечать установленным требованиям по форме и содержанию. По форме: вводная, описательная, мотивировочная и результативная части. Содержание постановлений определяется конкретными нормами УПК РФ, в зависимости от характера принимаемого прокурором решения. Например, содержание постановления прокурора об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия руководителя следственного органа, следователя с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию (ч. 1.1 ст. 211 УПК РФ). Отметим, что таким образом посредством вынесения постановлений прокурор имеет возможность оперативно воздействовать на деятельность органов предварительного расследования, поскольку постановления прокурора могут немедленно и непосредственно устранить нарушения закона либо предупредить возможные нарушения.
Список литературы:
1. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник. -М.: Проспект, 2006. С. 536.
2. Азаров В. А., Терехин А. А. Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. С. 200.
3. Соколов А.Ф. Якушева С.Е. Акты прокурорского реагирования: классификация, методика составления: учеб. пособие. - Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2012. С. 76
191
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
4. Соколов А.Ф. Якушева С.Е. Указ. соч. С. 76.
5. Азаров В. А., Терехин А. А. Указ. соч. С. 200.
6. Васильева Т.А., Дудин Н.П., Дытченко Г.В., Никитин Е.Л., Скачкова А.Е. Правовые акты прокурорского надзора: учебное пособие. - СПб.: Санкт-
Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. С. 256.
7. Рябинина Т.К. И вновь к вопросу о правовом статусе прокурора в уголовном судопроизводстве. Уголовное судопроизводство. - 2008. - № 1. - С. 45.
8. Ястребов В. Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: нормативное правовое регулирование и перспективы развития. Российский следователь. - 2012. - № 6. - С. 11-13.
9. Божьев В.П. О властных полномочиях субъектах уголовного процесса в досудебном производстве. Российский следователь № 9 М.: Юрист, 2009. С. 31.
10. Азаров В.А., Терехин А.А. Указ. соч. С. 200.
11. Васильева Т.А., Дудин Н.П. и др. Указ. соч. С. 256.
12. Васильева Т.А., Дудин Н.П. и др. Указ. соч. С. 256.
13. Бичеев Д.В. Процессуальные полномочия прокурора за исполнением закона при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях // Бизнес в законе. - 2014. - №3.
14. Бичеев Д.В. Исторический анализ статуса прокурора в уголовном процессе // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №3
15. Агутин А. В. К вопросу о «древе» целей прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. - 2013. - №3.
16. Стройкова А.С. Анализ теории и практики реализации изменений российского уголовно-
процессуального законодательства относительно полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. - 2012. - №5.
Literature list:
1. Bessarabov V.G. Prosecutorial supervision textbook. -M. Prospect 2006. Pp. 536.
2. Azarov V.A., Terehin A.A. Acts of prosecutorial response in the Russian criminal proceedings: monograph. -M.: Yurlitinform 2014. Pp. 200.
3. Sokolov A.F., Yakushev S.E. Acts of prosecutorial response: classification, methods of making: tutorial. - Saratov: VPO “Saratov State Law Academy” in 2012. Pp. 76
4. Sokolov A.F., Yakushev S.E. Ordinance. Prev. ref., Pp. 76.
5. Azarov V.A., Terehin A.A. Ordinance. Prev. ref., Pp. 200.
6. Vasilyeva T.A., Dudin N.P., Dytchenko G.V., Nikitin E.L., Skachkova A.E. Legal acts of prosecutorial supervision tutorial. - St. Petersburg. St. Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation 2011. Pp. 256.
7. Riabinina T.K. And again to the question of the legal status of public prosecutor in the criminal proceedings. Criminal proceedings. - 2008. - № 1. - Pp. 45.
8. Yastrebov V.B. Procedural status of the prosecutor in the pretrial stages of the criminal proceedings: legal regulation and prospects. Russian investigator. - 2012. - № 6. -Pp. 11-13.
9. Bozhyev V.P. On powers of subjects of criminal proceedings in pretrial proceedings. “Russian investigator” № 9; M. Lawyer 2009. Pp. 31.
10. Azarov V.A., Terehin A.A. Prev. ref., Pp. 200.
11. T.A. Vasiliev, N.P. Dudin and others Prev. ref., Pp. 256.
12. T.A. Vasiliev, N.P. Dudin and others Prev. ref., Pp. 256.
Рецензия
на статью аспиранта кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права Бичеева Дмитрия Валерьевича «Акты прокурорского реагирования (надзора) в досудебном уголовном судопроизводстве»
Статья Бичеева Дмитрия Валерьевича посвящена проблемам прокурорского реагирования (надзора) в досудебном уголовном судопроизводстве. Актуальность работы определяется приоритетностью данного направления в деятельности прокуратуры. Так, в 2012 году вынесено 3,5 млн. актов прокурорского реагирования, что свидетельствует о кропотливой работе прокурорских работников в данном направлении.
Автор верно отмечает, что акты прокурорского реагирования могут служить поводами для возбуждения уголовного дела. Закрепленный в УПК РФ процессуальный статус постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании требует высокого качества подготовки таких актов реагирования.
Посредством вынесения постановлений прокурор имеет возможность оперативно воздействовать на деятельность органов предварительного расследования, поскольку постановления прокурора могут немедленно и непосредственно устранить нарушения закона либо предупредить возможные нарушения.
В своей статье Бичеев Д.В. анализирует и другие стороны, касающиеся актов прокурорского реагирования (надзора) в досудебном уголовном судопроизводстве.
Пристатейный библиографический список свидетельствует о серьезном и грамотном подходе автора к исследованию выделенных аспектов рассматриваемой темы.
Рецензируемая статья содержит элементы научной новизны и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент: научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права Ку-рылев Иван Иванович.
192