Правоохранительная деятельность
Научная статья УДК 342.951
Акты правоприменения в сфере высшего образования и подготовки
научно-педагогических кадров
Сергей Михайлович Рукавишников
Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия
АННОТАЦИЯ. Рассматривается институт актов правоприменения и его значение для эффективного развития сферы высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров.
Во введении раскрывается значение актов правоприменения и правоприменительной деятельности для механизма административно-правового регулирования. Анализируются различные подходы исследователей к определению субъектов применения административного права вкупе со спецификой административных правоотношений в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров.
В основной части автором предложена классификация актов правоприменения, обеспечивающих правоотношения в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров как важнейшей части механизма административно-правового регулирования в рассматриваемой сфере.
В заключительной части формируются выводы и предложения, направленные на развитие системы регулирования сферы высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров. Аргументируется необходимость классификации актов правоприменения в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров по различным критериям.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: акты правоприменения, высшее образование, подготовка научно-педагогических кадров, система научной аттестации, классификация, государственное управление
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Рукавишников С. М. Акты правоприменения в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 49-54.
Law enforcement
Original article
Enforcement Acts in the Sphere of Higher Education and Training of Scientific and Teaching Personnel
Sergey M. Rukavishnikov
Saratov State Law Academy, Saratov, Russia
ABSTRACT. The institute of law enforcement acts and its significance for the effective development of higher education and the training of scientific and pedagogical personnel are considered.
The introduction reveals the significance of law enforcement acts and law enforcement activities for the mechanism of administrative and legal regulation. Various approaches of researchers to the definition of the subjects of application of administrative law, coupled with the specifics of administrative legal relations in the field of higher education and training of scientific and pedagogical personnel, are analyzed.
In the main part, the author proposes a classification of law enforcement acts that ensure legal relations in the field of higher education and the training of scientific and pedagogical personnel as the most important part of the mechanism of administrative and legal regulation in this area.
In the final part, conclusions and proposals are formed, aimed at developing a system for regulating the sphere of higher education and training scientific and pedagogical personnel. The necessity of classifying acts of law enforcement in the field of higher education and training of scientific and pedagogical personnel according to various criteria is argued.
KEYWORDS: enforcement acts, higher education, training of scientific and teaching personnel, system of scientific attestation, classification, public administration
FOR CITATION: Rukavishnikov S. M. Enforcement Acts in the Sphere of Higher Education and Training of Scientific and Teaching Personnel // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (61). P. 49-54 (In Russ.).
© Рукавишников С. М., 2023
Государство, определяя порядок функционирования участников правоотношений, устанавливает содержание и направления правоприменительной деятельности уполномоченных субъектов, которая, наряду с другими формами реализации права, показывает его динамическую сторону, практическое воплощение в действительность нормативных предписаний. В то же время правоприменение, в отличие от иных форм правореализации (исполнения, соблюдения, использования), раскрывается через властную деятельность государственных органов и их должностных лиц по решению каких-либо возникающих в правовой плоскости ситуаций и разрешению юридических дел, а ее результат оформляется специальным документом - правоприменительным актом1.
Значение правоприменительной деятельности для административно-правового регулирования состоит в том, что с помощью нее обеспечивается действие норм административного права и приводится в движение механизм функционирования субъектов государственного управления, направленный на решение его задач, включая реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.
Как правило, определение понятия правоприменительной деятельности носит схематичный характер, отражая его наиболее существенные черты, в том числе осуществляющих ее субъектов - государственных органов и их должностных лиц. Однако полностью на них она не замыкается. В советской юридической доктрине в духе того времени было принято относить к таковым не только государственно-властные субъекты, но и общественные организации [1, с. 54]. В настоящее время теория, определяющая основные характеристики правоприменительной деятельности, не исключает участия в ней субъектов, не облеченных государственной властью. По мнению Д. Ю. Полдникова, который также выстраивает дефиницию правоприменения через деятельность компетентных органов государства, отдельно в числе правоприменителей называет и иные субъекты, наделенные полномочиями решать какое-либо индивидуально-конкретное дело и разрешать ситуацию с юридическим со-
держанием (образовательные и страховые организации, работодатели)2.
Заслуживает поддержки точка зрения С. В. Яркового, относящего к субъектам правоприменения, помимо органов государственного управления, подведомственные им учреждения и иные организации, в компетенцию которых входит осуществление контрольно-надзорной деятельности и иных функций публичного управле-ния,направленных на реализацию материальных норм административного и иных отраслей права в отношении определенного или неопределенного круга физических или юридических лиц через принятие соответствующих актов [2, с. 53-54]. В то же время данная деятельность рассматривается автором в контексте «административного правоприменения», более узкого, как следует из его идеи, чем «применение норм административного права», поскольку деятельность органов правосудия по применению таковых он к административному правоприменению не относит. Точка зрения, согласно которой суд не вписывается в механизм административно-правоприменительной деятельности, высказывалась и ранее3. Безусловно, она имеет право на существование, если иметь в виду общее деление субъектов применения норм административного права на судебные и несудебные (административные). При этом вряд ли можно считать нелогичным отнесение судебного правоприменения к административно-правоприменительной деятельности, поскольку суд также применяет нормы административного права, рассматривая административные дела и дела об административных правонарушениях.
Применение норм права, в том числе административного, выражается в соответствующих актах, под которыми одновременно понимается как действие, так и документ, фиксирующий властно-волевое решение уполномоченного субъекта в рамках разрешения конкретного юридического дела4. Вынесением актов правоприменения обусловливается возникновение правоотношений, в которых либо управомоченной стороной становятся физическое лицо или орга-
1 См.: Теория государства и права : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. М. М. Рассолова, А. И. Клименко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. С. 272.
2 См.: Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2023. С. 376-377.
3 См.: Административное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Киляс-ханова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2009. С. 26-32.
4 См.: Енгибарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права : учеб. пособие. 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма: ИНФРА-М, 2018. С. 483.
низация, а обязанной - публично-властный орган или подведомственное ему учреждение, либо на физическое лицо или организацию возлагаются различные обязанности, в том числе связанные с привлечением к юридической ответственности5.
Сущность правоприменительных актов раскрывается и через их относимость к более общей категории - правовым актам. В частности, Е. М. Кузьминой в первую очередь в качестве их самостоятельной разновидности отмечается их принадлежность к правовым актам, принятым уполномоченным субъектом на основании нормы права для решения индивидуально-конкретного дела [3, с. 136]. Как и любой правовой акт, они выражают властные веления, имеют официальный характер и обязательную силу6.
Акты правоприменения имеют существенное значение для механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров ввиду обеспечения ими публично-властной конкретизации нормативных предписаний7 в отношении возникающих в данной сфере ситуаций и участников соответствующих социальных связей. Указанная конкретизация предполагает наличие персонально-императивных велений при разрешении персонифицированного юридического дела [4, с. 101].
В административном праве не следует отождествлять правоприменительные акты и правовые акты управления, поскольку правовые акты управления, во-первых, могут носить нормативный характер, а во-вторых, к ним не относятся акты судебного правоприменения ввиду того, что природа судебной власти предполагает принятие актов правосудия, а не управления. Таким образом, лишь отдельные правовые акты управления могут быть отнесены к правоприменительным актам, если они приняты органами исполнительной власти или их должностными лицами либо отдельными организациями с публично-властной компетенцией (юридическими лицами публичного права).
Особенности административных правоотношений в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров определяют и специфику правоприменительных актов в дан-
ной сфере. С одной стороны, они могут носить общераспространенный характер, будучи издаваемыми в рамках не образовательных правоотношений, а иных - возникающих во всех отраслях и сферах государственного управления - контрольно-надзорных, административно-юрисдик-ционных (предписание об устранении выявленных нарушений требований к образовательной деятельности, постановление о назначении административного наказания за соответствующие нарушения). В этом смысле они выступают как одно из правовых средств осуществления организующей деятельности государства [5, с. 135] на всей его территории. В то же время сама подготовка обучающихся и научно-педагогических кадров требует организации правоприменения внутри вуза и совершения специфических правоприменительных действий органами государственного управления в сфере науки и высшего образования.
В зависимости от субъектов, уполномоченных принимать акты правоприменения в исследуемой сфере, их можно подразделить на следующие виды:
1) принимаемые органами исполнительной власти и их должностными лицами. Поскольку полномочия по осуществлению государственного управления в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров сконцентрированы у центральных органов исполнительной власти, это определяет федеральный уровень и правоприменительного компонента государственного управления. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации утверждается состав Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России8. Отраслевые органы исполнительной власти издают правоприменительные акты, призванные обеспечить организацию высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров как в целом, так и внутри системы соответствующего органа. Так, Минобрнауки России издает приказы о выдаче диплома кандидата или доктора наук, об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени и об отказе в выдаче диплома9, о присвоении ученого звания и выдаче
5 См.: Сырых В. М. Теория государства и права : учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2012. С. 262.
6 См.: Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты : учеб.-практ. и справочное пособие. М. : Юринформ-центр, 1999. С. 17.
7 См.: Карташов В. Н. Введение в общую теорию право-
вой системы общества. Ч. 3 : Практика реализации права.
Правоприменительная практика : текст лекций. Ярославль : ЯрГУ, 1997. С. 89.
8 См.: Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 26 марта 2016 г. № 237 : в ред. от 30 окт. 2021 г., п. 9 (7) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 14, ст. 1996; 2021. № 45, ст. 7533.
9 См.: Положение о присуждении ученых степеней : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 24 сент. 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» : в ред. от 11 сент. 2021 г., п. 50 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 40 (ч. III), ст. 5074; 2021. № 39, ст. 6710.
аттестата либо об отказе в этом10, что характеризует его правоприменительную деятельность как распространенную на всю сферу подготовки научно-педагогических кадров. Внутрисистемная правоприменительная деятельность органов исполнительной власти выражается в проведении проверок деятельности находящихся в их ведении вузов с вынесением по их результатам актов правоприменения; например, в ведомственных вузах МВД России таковым является акт о результатах инспектирования11;
2) принимаемые органами судебной власти. Законность и государственная дисциплина в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров обеспечиваются в том числе и путем применения мер административной ответственности к образовательным организациям, органам исполнительной власти, уполномоченным в сфере образования, и их должностным лицам. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях12 предусмотрены специальные составы, предполагающие применение административных наказаний за нарушение различных правил в сфере деятельности образовательных организаций, в том числе вузов (ст. 19.3019.30.2). Все они подведомственны органам правосудия, которые выносят акты правоприменения по соответствующим делам (постановления о назначении административного наказания, о прекращении производства по делу);
3) принимаемые образовательными организациями высшего образования. Правоприменительная деятельность данных организаций связана с рассмотренной ранее спецификой административных правоотношений в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров. Наличие законодательно обусловленного публичного интереса в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства, иных областей жизнедеятельности и
10 См.: Положение о присвоении ученых званий : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 10 дек. 2013 г. № 1139 «О порядке присвоения ученых званий» : в ред. от 8 дек. 2021 г., п. 30 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 50, ст. 6605; 2021. № 50 (ч. IV), ст. 8605.
11 См.: Инструкция по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации : утв. приказом МВД России от 3 марта 2016 г. № 100 «Об организации контроля за деятельностью образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации» : в ред. от 24 сент. 2019 г., п. 42 // СПС Консуль-тантПлюс. Документ опубликован не был.
12 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : в ред. от 14 июля 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. I), ст. 1; 2022. № 29 (ч. III), ст. 5258.
повышении собственного кадрового потенциала вузов способствует осуществлению правоприменительной деятельности внутриорганизаци-онного характера администрацией вуза и иными уполномоченными субъектами. Здесь можно выделить акты о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности, применении к ним поощрений, решения диссертационных советов о присуждении ученых степеней докторов и кандидатов наук.
В зависимости от уровня нормативно-правового регулирования они делятся на такие виды:
1) предусмотренные на законодательном уровне. Наименования таких правоприменительных актов содержатся непосредственно в федеральных законах. Как правило, это те акты, которые имеют универсальный характер и принимаются не только в рассматриваемой сфере, но и в других отраслях и сферах государственного управления. Единый тип наименования обеспечивает системность правоприменительной деятельности, имеет для нее упорядочивающее значение. К ним относятся такие акты, как представления об устранении допущенных нарушений, постановления о назначении административных наказаний. В то же время подобные акты могут быть предусмотрены не только в контрольно-надзорном и административно-деликтном законодательстве. В законодательстве об образовании отдельные виды правоприменительных актов находят конкретизацию, будучи привязанными к соответствующей сфере государственного управления. Их разновидностями является, например, ряд решений (о предоставлении временной лицензии; о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов; о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по образовательным программам высшего образования). Лишь отдельные разновидности правоприменительных актов, характерных исключительно для сферы высшего образования, определены непосредственно в законодательстве (в частности, решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений);
2) предусмотренные на уровне подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике в очень сжатом виде регулирует вопросы подготовки кадров, пререводя их разрешение на подзаконный уровень. Поэтому разновидности правоприменительных актов в данной сфере устанавливаются преимущественно федеральными
№№1 (61) О023
органами государственного управления. Так, на рассматриваемом уровне урегулировано издание приказов о присвоении ученого звания и выдаче аттестата либо об отказе в этом; приказов о выдаче диплома кандидата или доктора наук, об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени и об отказе в выдаче диплома. В сфере высшего образования привлечение к дисциплинарной ответственности оформляется приказом (распоряжением) руководителя образовательной организации о применении дисциплинарного взыскания, что также урегулировано на уровне нормативного акта органа исполнительной власти13;
3) предусмотренные на локальном уровне. В сфере высшего образования законодатель определяет общие условия совершения каких-либо правоприменительных действий, которые оформляются «распорядительным актом» организации. Если точное наименование такого акта не определено на уровне нормативно-правового регулирования органов государственного управления, то оно устанавливается на локальном уровне. Такие «распорядительные акты» в практике локального регулирования вузов именуются приказами. В частности, перевод студента с платного обучения на бесплатное, согласно локальным актам, оформляется приказом14. В сфере подготовки научно-педагогических кадров наметилась тенденция автономизации деятельности вузов и научных организаций, которым предоставлено право на самостоятельное присуждение ученых степеней. Условия и порядок присуждения они также устанавливают самостоятельно на уровне локального регулирования, и соответственно федеральные правила на эту деятельность не распространяются. Например, согласно правилам, установленным в Высшей школе экономики, диссертационный совет может принимать решения: о присуждении ученой степени и о выдаче диплома доктора наук (DS) или кандидата наук (PhD); об отказе в присуждении ученой степени и повторной защите диссерта-
13 См.: Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания : утв. приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 : в ред. от 21 апр. 2016 г., п. 13 // Рос. газ. 2013. 26 июня. URL : http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения : 23.05.2016).
14 См.: О порядке перехода обучающихся Финансового университета с платного обучения на бесплатное : приказ Финуни-верситета от 13 янв. 2017 г. № 0023/о : в ред. от 2 окт. 2018 г.
№ 1810/о // Официальный сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. URL : http://www.fa.ru/ stud/free/Pages/Home.aspx (дата обращения : 15.09.2022).
ции; о присуждении соискателю ученой степени cum laude (с отличием)15.
По признаку роли в процессе применения норм административного законодательства, регулирующего сферу высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров, можно выделить следующие виды актов правоприменения:
а) основные акты, содержащие итоговый результат правоприменения. Данные акты определяют правовое состояние субъектов, вытекающее из факта их вынесения. На их основе субъекты могут приобретать специальные права, обязанности, терпеть неблагоприятные последствия назначенных наказаний (административных, дисциплинарных). К таким актам относятся, в частности, постановления о назначении административных наказаний, приказы о присвоении ученого звания и выдаче аттестата либо об отказе в этом;
б) промежуточные (вспомогательные) акты, сопровождающие процесс правоприменения в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров. Они предусматриваются в нормативных правовых актах, регулирующих сложные виды административного процесса, состоящие из ряда этапов, на каждом из которых могут приниматься свои акты до вынесения итогового решения. Таковыми могут быть протоколы об административном правонарушении, протоколы о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере высшего образования. Решение диссертационного совета о присуждении ученой степени также, по сути, является промежуточным актом правоприменения, поскольку само по себе оно не влечет возникновения статуса кандидата или доктора наук, требуя утверждения Минобрнауки России после рассмотрения диссертации в Высшей аттестационной комиссии.
В зависимости от характера правового воздействия можно выделить следующие виды правоприменительных актов:
а) акты регулятивно-исполнительного характера, которыми оформляется текущая управленческая деятельность властвующих субъектов в рассматриваемых отношениях по реализации уполномочивающих и обязывающих норм. Среди них можно выделить приказ
15 См.: Положение о присуждении ученых степеней в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» : утв. ученым советом НИУ ВШЭ 30 марта 2018 г. // Официальный сайт Высшей школы экономики. URL: https://www. hse.ru/docs/218589582.html (дата обращения : 16.09.2022).
о зачислении в образовательную организацию высшего образования16;
б) акты охранительного характера, обеспечивающие законность и дисциплину в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров. К ним относятся правоприменительные акты, принимаемые в рамках производства о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, производства по делам об административных правонарушениях в сфере высшего образования. В контрольно-надзорном производстве представление об устранении выявленных нарушений в образовательной деятельности также имеет охранительную направленность.
Таким образом, можно заключить, что акты правоприменения как часть механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров представляют собой правовые акты, принятые компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами, органами судебной власти, органами управления
16 См.: Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : утв. приказом Минобрнауки России от 21 авг. 2020 г. № 1076 : в ред. от 13 авг. 2021 г., п. 83 // Официальный интернет-портал правовой информации. Ш_ : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 14.09.2020).
образовательных организаций высшего образования и направленные на реализацию персонально-императивных велений при разрешении имеющих управленческое содержание индивидуально-конкретных дел в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров. Довольно широкий перечень таких актов обусловливает целесообразность их классификации по различным критериям, что обеспечивает систематизацию научных знаний по данному вопросу и способствует выработке подходов к возможному совершенствованию нормативно-правового регулирования в данной сфере. Особенно это касается правоприменительных актов, специфичных для сферы высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров, поскольку возникают вопросы об обоснованности отсутствия их точного обозначения в законодательстве, при том что практика образовательных организаций показывает их одинаковое обозначение. Кроме того, в дополнительном исследовании нуждается правоприменительная практика вузов, наделенных правом самостоятельного присуждения ученых степеней, так как принимаемые ими правоприменительные акты не в полной мере вписываются в систему государственной научной аттестации, фактически способствуя формированию параллельной системы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. - М. : Юрид. лит., 1978. - 144 с.
2. Ярковой С. В. Административная правоприменительная деятельность: история научного осмысления, сущностная характеристика // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 3 (74). С. 51-55.
3. Кузьмина Е. М. Правоприменительные акты: соответствие формы и содержания // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. 2015. № 14. С. 136-147.
4. Гайниев Л. С. Акты судебного правоприменения в системе правоприменительных актов // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. № 14. С. 101-104.
5. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Теоретические вопросы. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1973. - 248 с.
REFERENCES
1. Korenev A. P. Normy administrativnogo prava i ikh prime-nenie (Norms of administrative law and their application), Moscow: Legal literature, 1978, 144 p.
2. Yarkovoj S. V. Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii (Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 3 (74), pp. 51-55.
3. Kuz'mina E. M. Aktua'nye problemy teorii i istorii pravovoj sistemy obshhestva (Actual problems of the theory and history of the legal system of society), 2015, No. 14, pp. 136-147.
4. Gajniev L. S. Aktual'nye problemy teorii i praktiki konsti-tutsionnogo sudoproizvodstva (Actual problems of the theory and practice of constitutional legal proceedings), 2019, No. 14, pp. 101-104.
5. Dyuryagin I. Ya. Primenenie norm sovetskogo prava. Teo-reticheskie voprosy (Application of the norms of Soviet law. Theoretical questions), Sverdlovsk: Middle Ural book publishing house, 1973, 248 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
С. М. Рукавишников - кандидат юридических наук, докторант кафедры административного и муниципального права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» (Российская Федерация, 410056, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
S. M. Rukavishnikov - Candidate of Juridical Sciences, Doctoral Student of the Department of Administrative and Municipal Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov State Law Academy» (Volskaya str., 1, Saratov, Saratov region, 410056, Russian Federation).
Рукопись поступила в редакцию 14.11.2022; одобрена после рецензирования 18.11.2022; принята к публикации.
The article was submitted 14.11.2022; approved after reviewing 18.11.2022; accepted for publication 30.01.2023.