Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукавишников Сергей Михайлович

Эффективность подготовки научно-педагогических кадров, находясь на стыке реализации государственной политики в области высшего образования и научно-исследовательской деятельности, является одним из важнейших условий развития современного государства. Вместе с этим, наука, как процесс создания нового интеллектуального продукта, представляет собой объект государственного управления особой сложности, так как является творческой деятельностью, при регулировании которой необходим баланс между предоставлением свободы деятельности исследователям и учетом интересов государства и общества. Все эти особенности находят свое отражение в соответствующем законодательстве, применяемом органами исполнительной власти, организациями высшего образования и научными организациями. В свою очередь, объективно обусловленный и непрерывный процесс реформирования высшей школы разворачивается в условиях новых геополитических вызовов, когда пересмотр механизмов взаимодействия с зарубежными научно-образовательными учреждениями направлен на принятие во внимание успешных управленческих решений прошлого с выстраиванием новой, эффективной модели, направленной на развитие отечественного высшего образования и науки. Требует решения ряд вопросов подготовки научных и научно-педагогических кадров, среди которых необходимо отметить продолжающуюся реформу аспирантуры, определение статуса докторантуры и механизма подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения образовательных программ аспирантуры. Кроме того, нуждаются в регламентации нормотворческие полномочия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, так как в настоящее время министерство может выходить за рамки законодательства о науке и государственной научно-технической политике в части регламентации механизма присвоения ученых званий. Совершенствование нормативной основы института подготовки научных и научно-педагогических кадров имеет высокую актуальность, выступая, помимо прочего, в роли интегрирующего начала, так как иные механизмы развития кадрового потенциала в соответствующей сфере не охватываются образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рукавишников Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION IN SCIENTIFIC AND TEACHING STAFF TRAINING

The eficiency of training scientiic and teaching employees is the one of the most important conditions of the development of contemporary government, which is between state policy in the ield of higher education and research activity. With that, the science, as the process of the creating a new intellectual product, is the object of public administration of specific complexity, as the creative activity. At that turn, in administrating activity here is necessary to keep the balance between the freedom of scientist's activity and taking into account the interests of community and the government. All of these speciic features are relected in special legislation, used by the bodies of executive power, universities and scientiic organizations. At the same time, the objectively argued and permanent process of the reformation of higher school exists within the framework of new geopolitical challenges. The reformation of the mechanisms of cooperation with foreign educational and scientiic organizations is implemented with the reference to successful administrating approaches of the past along with forming a new, eficient model, focused on the development of domestic education and science. The number of issues of the preparation of scientiic and teaching have to be resolved: the reformation of postgraduate school, the deinition of status of doctoral school and the mechanism of the preparing candidate's dissertations without educational component of postgraduate school. Moreover, the legislative authorities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation have to be determined because currently the Ministry could move out of the framework of the legislation on science and higher education in part of the reglamentation of the mechanism of the granting academic ranks.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

http://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.15 С.М. Рукавишников

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Эффективность подготовки научно-педагогических кадров, находясь на стыке реализации государственной политики в области высшего образования и научно-исследовательской деятельности, является одним из важнейших условий развития современного государства. Вместе с этим, наука, как процесс создания нового интеллектуального продукта, представляет собой объект государственного управления особой сложности, так как является творческой деятельностью, при регулировании которой необходим баланс между предоставлением свободы деятельности исследователям и учетом интересов государства и общества. Все эти особенности находят свое отражение в соответствующем законодательстве, применяемом органами исполнительной власти, организациями высшего образования и научными организациями. В свою очередь, объективно обусловленный и непрерывный процесс реформирования высшей школы разворачивается в условиях новых геополитических вызовов, когда пересмотр механизмов взаимодействия с зарубежными научно-образовательными учреждениями направлен на принятие во внимание успешных управленческих решений прошлого с выстраиванием новой, эффективной модели, направленной на развитие отечественного высшего образования и науки. Требует решения ряд вопросов подготовки научных и научно-педагогических кадров, среди которых необходимо отметить

продолжающуюся реформу аспирантуры, определение статуса докторантуры и механизма подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения образовательных программ аспирантуры. Кроме того, нуждаются в регламентации нормотворче-ские полномочия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, так как в настоящее время министерство может выходить за рамки законодательства о науке и государственной научно-технической политике в части регламентации механизма присвоения ученых званий. Совершенствование нормативной основы института подготовки научных и научно-педагогических кадров имеет высокую актуальность, выступая, помимо прочего, в роли интегрирующего начала, так как иные механизмы развития кадрового потенциала в соответствующей сфере не охватываются образовательным процессом.

Ключевые слова: публичное управление, подготовка научно-педагогических кадров, аспирантура, докторантура, научная аттестация.

Для цитирования: Рукавишников С. М. Нормативно-правовое регулирование публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (3). С. 491-497. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.15

Sergey M. Rukavishnikov

LEGAL REGULATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION IN SCIENTIFIC AND TEACHING STAFF TRAINING

The efficiency of training scientific and teaching employees is the one of the most important conditions of the development of contemporary government, which is between state policy in the field of higher education and research activity. With that, the science, as the process of the creating a new intellectual product, is the object of public administration of specific complexity, as the creative activity. At that turn, in administrating activity here is necessary to keep the balance between the freedom of scientist's activity and taking into account the interests of community and the government. All of these specific features are reflected in special legislation, used by the bodies of executive power, universities and scientific organizations. At the same time, the objectively argued and permanent process of the reformation of higher school exists within the framework of new geopolitical challenges. The reformation of the mechanisms of cooperation with foreign educational and scientific organizations is implemented with the reference to successful administrating approaches of the past along with forming a new, efficient model, focused on the development

of domestic education and science. The number of issues of the preparation of scientific and teaching have to be resolved: the reformation of postgraduate school, the definition of status of doctoral school and the mechanism of the preparing candidate's dissertations without educational component of postgraduate school. Moreover, the legislative authorities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation have to be determined because currently the Ministry could move out of the framework of the legislation on science and higher education in part of the reglamentation of the mechanism of the granting academic ranks.

Key words: public administration, preparing of scientific and teaching staff, postgraduate school, doctoral school, scientific attestation

For citation: Rukavishnikov S.M. Legal regulation of the public administration in scientific and teaching staff training // Humanities and law research. 2022. V. 9 (3). P. 491-497. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.15

Нормативно-правовое регулирование публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров в отличие от сферы высшего образования не имеет единой систематизированной основы. На содержание публичного управления, в первую очередь, влияет деятельность федерального законодателя, который определяет вектор развития правоотношений в той или иной отрасли или сфере государственного управления. Подготовка научно-педагогических кадров представляет собой неоднородный процесс, в котором сочетаются элементы различных видов управленческой деятельности по обеспечению как образовательной составляющей, так и укреплению кадрового потенциала научных организаций и образовательных организаций высшего образования. С этой точки зрения закономерным является распределение нормативно-правового регулирования публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров по различным федеральным законам - о науке и государственной научно-технической политике [2] и об образовании [3].

Подготовка научно-педагогических кадров включает в себя не только реализацию образовательных программ, но и систему государственной научной аттестации, наполнение которой обеспечивается особыми процедурами присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Последние играют важную роль в реализации кадровой политики образовательных организаций высшего образования, однако напрямую не обусловлены реализацией образовательных программ в отношении работников указанных организаций.

Соответственно, нормативное основание публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров включает в себя основополагающие для отраслей науки и образования законодательные акты, а также принимаемые в соответствии с ними подзаконные нормативно-правовые акты. Состояние законодательного регулирования управленческих отношений в названных отраслях во многом определяется политикой государства, ориентированной на внедрение лучших практик организации высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров, интеграцию в общемировое образовательное пространство. Принятие в 2012 году закона об образовании, который изменил содержание подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ставшей составным элементом высшего образования, было обусловлено присоединением России к Болонскому процессу, способствующему устранению препятствий в развитии высшего образования и науки, сближению соответствующих стандартов в различных государствах [13, с. 410-413]. Это привело к структурным изменениям, о которых нельзя

сказать, что они имеют чисто внешний характер. В части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре усилилась образовательная составляющая, что обусловило коррекцию традиционно сложившейся практики, требовавшей от аспирантов практически только подготовку кандидатской диссертации и не соответствовавшее общемировым тенденциям в области развития науки и высшего образования. Как следует из этого, изменилось и содержание публичного управления органов исполнительной власти, которые привели подзаконную нормативно-правовую базу в состояние, отвечающее требованиям нового законодательства об образовании.

В то же время законодательная основа публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров продолжает совершенствоваться сообразно выявляемым в ходе реализации законодательства проблемам и новым вызовам. Кардинальные изменения, затрагивающие аспирантуру, произошли с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 г № 517-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], которым были устранены недостатки, обусловливавшие перекос в сторону осуществления образовательного процесса в ущерб защите кандидатской диссертации. Соответственно, исключены нормы, определяющие осуществление образовательного процесса в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с образовательными стандартами, с заменой их на федеральные государственные требования. Важным нововведением стало устранение практики выдачи диплома об окончании аспирантуры как не отвечающее требованию целесообразности ввиду отрыва от необходимого конечного результата - защиты диссертации - с его заменой на заключение о соответствии кандидатской диссертации установленным критериям.

Указанными обстоятельствами определены и изменения в публично-управленческой деятельности в сфере высшего образования органов исполнительной власти, выраженной, в первую очередь, в принятии требуемой нормативной базы, которая должна обеспечивать процесс подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Основополагающее значение в обновленной модели указанного процесса имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»[12], призванное интегрировать научно-исследовательскую и образовательную деятельность в рамках обучения в аспирантуре (адъюнктуре) и обеспечить претворение в действительность усовершенствованных механизмов подготовки научно-педагогических и научных кадров.

Публично-управленческая деятельность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации также обеспечивает оптимизацию образовательного процесса в аспирантуре, что выражается, прежде всего, в выработке соответствующих правовых норм. В части затрагивающих подготовку в аспирантуре федеральных государственных требований и основанных на них программ нормативно-правовую регламентацию составляет Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г № 951 (в ред. от 6 мая 2022 г) «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» [10].

Следует отметить, что нормативно-правовое регулирование публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре) является, по сути, единственным интегрирующим механизмом в данной сфере, поскольку иные механизмы развития кадрового потенциала научных организаций и образовательных организаций высшего образования не охватываются образовательным процессом. Речь идет о докторантуре и о подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре, что в обиходе называется «соискательством». О докторантуре в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» упоминается лишь единожды (ч. 4 ст. 28) вне контекста осуществления образовательной деятельности посредством формулирования правомочия вуза по созданию необходимых условий для подготовки докторских диссертаций его работниками.

Если по ранее действовавшему законодательству докторантура и подготовка кандидатских диссертаций в рамках аспирантуры и вне ее рассматривались в качестве «послевузовского профессионального образования» [1], то в настоящее время указанный термин исключен из научно-педагогического и законодательного лексикона, а докторантура и «соискательство» вообще перестали быть составной частью образовательного механизма. С этой точки зрения нелогичным выглядит наименование завершающего уровня высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации - с учетом того, что из данной модели исключены подготовка докторов наук [16, с. 89-90] и защита кандидатских диссертаций без освоения программ аспирантуры. Действующее законодательство в рассматриваемой сфере построено на идее переноса докторантуры и подготовки кандидатских диссертаций вне аспи-

рантуры в чисто научный сегмент подготовки научно-педагогических и научных кадров. Деятельность органов публичного управления, в связи с этим, носит вторичный по отношению к законодательной деятельности характер, поскольку они в рамках управленческих, в том числе нормотвор-ческих, процедур обеспечивают формирование сбалансированной системы социальных связей, направленной на гармонизацию образовательного и научного компонентов в сложившейся к настоящему времени комплексной модели подготовки научно-педагогических и научных кадров.

Федеральным законодательством о науке и государственной научно-технической политике установлены общие рамки осуществления нормативно-правового регулирования в данной сфере, включающие разноуровневый спектр нормативных правовых актов, включая законодательные и подзаконные акты регионального уровня. Это оправданно с точки зрения конституционных возможностей субъектов Российской Федерации и необходимости использования регионального потенциала научной и научно-технической политики. Вместе с тем наука - сложная отрасль государственного управления, и подготовка научных кадров является одной из ее составляющих. Этим обусловлен более узкий подход к нормативно-правовому регулированию публичного управления в данном ее сегменте.

Речь идет, прежде всего, об установлении и реализации гарантий деятельности субъектов научной и научно-педагогической деятельности, преимущественно физических лиц - работников образовательных и научных организаций. Рамки, в которых они осуществляют свою деятельность, должны быть едиными и гарантированными на федеральном уровне, в том числе в части развития работника в карьерном отношении. Поэтому в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» установлен перечень полномочий именно федеральных государственных органов, призванных в том числе гарантировать подготовку кадров для научных организаций. Соответственно, законодательство о науке и научно-технической политике определяет и субъектов публичного управления в сфере подготовки научных работников и иных лиц, осуществляющих научную деятельность. К ним отнесены Правительство Российской Федерации и Минобрнауки России с подведомственной ему Высшей аттестационной комиссией. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки таковым не является, поскольку ее полномочия по контролю (надзору) в сфере подтверждения документов об ученых званиях и ученых степенях не связаны с процессом подготовки научно-педагогических и научных кадров в России.

Полномочия по установлению порядка осуществления основополагающих процедур в сфере подготовки научно-педагогических и научных

кадров закреплены за Правительством России, включая установление порядка присуждения ученых степеней, порядка присвоения ученых званий, подготовки докторской диссертации в докторантуре, работы Высшей аттестационной комиссии. В функциональном разрезе им формируются основы использования цифровых технологий при осуществлении процедур государственной научной аттестации [18, с. 215-216].

Детальное регулирование отдельных вопросов в рамках процедур проведения государственной научной аттестации и их организации возложено законодателем на Минобрнауки России. В частности, оно определяет порядок выдачи вузам и научным организациям разрешений на открытие диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций [7], порядок создания и деятельности диссертационных советов [8] и др. При этом следует иметь виду, что наделение Минобрнауки России соответствующими полномочиями может иметь существенное корректирующее значение для всей системы подготовки научно-педагогических и научных кадров, которое определяет дальнейшее ее развитие. Так, В. С. Се-нашенко среди наиболее значимых административных мер, в реализации которых нуждается данная система, назвал сокращение количества диссертационных советов и сокращение научных специальностей по соответствующей номенклатуре [17, с. 56]. Публичное управление, осуществляемое Минобрнауки России в данной сфере на текущем этапе, как раз и направлено на сокращение перечня научных специальностей [8]. Однако, что касается диссертационных советов, то у вузов появилось больше возможностей по их открытию, поскольку укрупнение специальностей одновременно позволяет аккумулировать и необходимое число докторов наук, этим специальностям соответствующих.

Необходимо также признать, что деятельность субъектов публичного управления не всегда осуществляется в русле законодательного регулирования. В частности, одним из важных элементов системы подготовки научно-педагогических и научных кадров является присвоение ученых званий. С точки зрения существующей подзаконной регламентации данной деятельности она рассматривается как предоставление государственной услуги. Во-первых, в Положении о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации [6] указано, что данный орган осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки (п. 1). Во-вторых, Минобрнауки России был разработан и принят Административный регламент Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента [9].

Вместе с тем указанное подзаконное регулирование не отвечает положениям Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», в котором присвоение ученых званий рассматривается как элемент системы научной аттестации научных кадров и не обозначено в качестве государственной услуги (ст. 4). При этом законодатель акцентированно выделяет в качестве государственной услуги иную деятельность - подтверждение документов об ученых степенях и ученых званиях, что требует разработки и принятия соответствующего административного регламента (ст. 6.3). Представляется, что в системе науки предоставлением государственных услуг могут быть признаны только те виды деятельности, которые прямо указаны в качестве государственных услуг законодателем.

Кроме того, очевидно несовпадение заявителя и получателя государственной услуги. С одной стороны, законодатель не ограничивает перечень заявителей лицами, реализующими свое право (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5]). С другой - ст. 5 данного Закона заявителю предоставлено право получить государственную услугу. Однако услугу фактически получает не заявитель (образовательная организация высшего образования или научная организация), а соискатель ученого звания - лицо, не ограниченное в дееспособности, но которому законодателем не предоставлено право самостоятельно обращаться в Минобрнауки России в целях присвоения ученого звания.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование публичного управления в сфере подготовки научно-педагогических кадров, несмотря на установление возможностей прогрессивного развития государства и общества в данной сфере, не лишено недостатков. С одной стороны, определенные на законодательном и подзаконном уровнях механизмы управления позволяют обеспечивать подготовку научно-педагогических кадров на приемлемом уровне. Законодательство об образовании и о науке и государственной научно-технической политике подвергается перманентной корректировке по мере выявления проблем в организации данной деятельности. Одновременно возникает ряд вопросов концептуального свойства относительно разобщенности аспирантуры, докторантуры и подготовки кандидатских диссертаций вне аспирантуры в части охвата законодательством об образовании при том, что фактический результат данных видов подготовки является однородным - защита диссертации. Кроме того, недостаточно четко регламентированы нормотворческие возможности Минобрнау-ки России, что позволяет ему выходить за пределы, установленные законодательством о науке и государственной научно-технической политике в части регламентации присвоения ученых званий.

Источники и литература

1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 (утратил силу).

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35, ст. 4137; 2022. № 16, ст. 2610.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 14 июля.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. I), ст. 7598; 2022. № 29 (ч. III), ст. 5268.

4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 1 (ч. I), ст. 56; 2021. № 24 (ч. I), ст. 4188.

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4179; 2022. № 1 (ч. I), ст. 18.

6. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682 (в ред. от 14 апреля 2020 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 26, ст. 3851; 2022. № 15, ст. 2481.

7. Приказ Минобрнауки России от 13 января 2021 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru, 12.04.2021. (Дата обращения: 21.09.2022).

8. Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 (в ред. от 11 мая 2022 г.) «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru, 06.04.2021; 16.06.2022. (Дата обращения: 21.09.2022).

9. Приказ Минобрнауки России от 2 марта 2020 г. № 268 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2020. (Дата обращения: 21.09.2022).

10. Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 (в ред. от 6 мая 2022 г.) «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru, 23.11.2021. (Дата обращения: 21.09.2022).

11. Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. № 1093 (в ред. от 7 июня 2021 г.) «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru, 06.12.2017; 08.07.2021.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 49 (ч. II), ст. 8308.

13. Кельсина А. С., Мироненко Е.С. Состояние и перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71). С. 239-244.

14. Лакаев О. А., Кротов К. С. Развитие цифровизации системы аттестации научных и научно-педагогических работников на примере отдельных государственных услуг // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 1 (144). С. 90-95.

15. Мироненко Е. С. Зарубежный опыт организации системы подготовки кадров высшей квалификации // Экономика и социум. 2015. № 5 (18). С. 410-413.

16. Ростова О. С. Нормативное регулирование подготовки научно-педагогических кадров на базе вуза в контексте реформ образования в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С. 89-91.

17. Сенашенко В. С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 54-58.

18. Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Ориентиры правовой политики в сфере цифровизации процедур присуждения ученых степеней // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С. 214-225.

References

1. Federal'nyj zakon ot 22 avgusta 1996 g. No. 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professionalem obrazovanii» (Federal Law of August 22, 1996 No. 125-FL «On Higher and Postgraduate Professional Education») // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1996. No. 35, Art. 4135 (invalidated). (In Russian).

2. Federal'nyj zakon ot 23 avgusta 1996 g. No. 127-FZ (v red. ot 16 aprelja 2022 g.) «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike» (Federal Law of August 23, 1996 No. 127-FZ (as amended on April 16, 2022) "On Science and State Scientific and Technical Policy") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1996. No. 35, Ary. 4137; 2022. No. 16, Art. 2610. (In Russian).

TyMaHMTapHbie M rapMAMHecKMe nccneflOBaHna. 2022. T. 9 (3)

3. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. No. 273-FZ (v red. ot 14 ijulja.2022 g.) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ (as amended on July 14, 2022) "On Education in the Russian Federation") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. No. 53 (Part. I), Art. 7598; 2022. No. 29 (Part. III), Art. 5268. (In Russian).

4. Federal'nyj zakon ot 30 dekabrja 2020 g. No. 517-FZ (v red. ot 11 ijunja 2021 g.) «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (Federal Law of December 30, 2020 № 517-FZ (as amended on June 11, 2021) "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Certain Legislative Acts of the Federation") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2021. No. 1 (Part. I), Art. 56; 2021. No. 24 (Part. I), Art. 4188. (In Russian).

5. Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2010 g. No. 210-FZ (v red. ot 30 dekabrja 2021 g.) «Ob organizacii predostavlenija gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug» (Federal Law of July 27, 2010 № 210-FZ (as amended on December 30, 2021) "On the Organization of the Provision of State and Municipal Services") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2010. No. 31, Art. 4179; 2022. No. 1 (Part. I), Art. 18. (In Russian).

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 ijunja 2018 g. № 682 (v red. ot 14 aprelja 2020 g.) «Ob utverzhdenii Polozhenija o Ministerstve nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» (Decree of the Government of the Russian Federation of June 15, 2018 № 682 (as amended on April 14, 2020) "On assessments of the Regulations on the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and certain acts of the government of the Russian Federation recognized by the authorities") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2018. No. 26, Art. 3851; 2022. No. 15, Artt. 2481. (In Russian).

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13 janvarja 2021 g. № 5 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii po predostavleniju gosudarstvennoj uslugi po vydache po hodatajstvam obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija, obrazovatel'nyh organizacij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija i nauchnyh organizacij razreshenij na sozdanie na ih baze sovetov po zashhite dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepeni doktora nauk, opredeleniju i izmeneniju sostavov jetih sovetov, opredeleniju perechnja nauchnyh special'nostej, po kotorym jetim sovetam predostavljaetsja pravo priema dissertacij dlja zashhity» (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated January 13, 2021 № 5 "Concerning Approval the Administrative Department of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the Provision of Public Service for the Issuance of Interests of Higher Educational Institutions, Educational Organizations of Higher Professional Education and Scientific Organizations Approved for the Creation of their on the Basis of Councils for Defending a Dissertation for the Degree of Candidate of Science, for the Degree of Doctor of Science, Special Composition of these Councils, a Special list of Scientific Specialties, the Right to Receive a Dissertation for Defense is Granted on the Subject of this Council") // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii URL: http://pravo. gov.ru, 12.04.2021. (Accessed: 21.09.2022). (In Russian).

8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 24 fevralja 2021 g. № 118 (v red. ot 11 maja 2022 g.) «Ob utverzhdenii nomenklatury nauchnyh special'nostej, po kotorym prisuzhdajutsja uchenye stepeni, i vnesenii izmenenija v Polozhenie o sovete po zashhite dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepeni doktora nauk, utverzhdennoe prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 10 nojabrja 2017 g. № 1093» (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 24, 2021 № 118 (as amended on May 11, 2022) "Concerning Approval the Nomenclature of Scientific Specialties, a Scientific Degree is Awarded in Subjects, and in Assigning Changes to the Regulations on the Council for the Defense of a Dissertation for Competition Degree of Candidate of Science, for the Degree of Doctor of Science, Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 10, 2017 Vol. 1093 ") // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii URL: http://pravo.gov.ru, 06.04.2021; 16.06.2022. (Accessed: 21.09.2022). (In Russian).

9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 2 marta 2020 g. No. 268 (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 2, 2020 No. 268) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2020. (Accessed: 21.09.2022). (In Russian).

10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 20 oktjabrja 2021 g. No. 951 (v red. ot 6 maja 2022 g.) «Ob utverzhdenii federal'nyh gosudarstvennyh trebovanij k strukture programm podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad#junkture), uslovijam ih realizacii, srokam osvoenija jetih programm s uchetom razlichnyh form obuchenija, obrazovatel'nyh tehnologij i osobennostej otdel'nyh kategorij aspirantov (ad#junktov)» (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 20, 2021 No. 951 (as amended on May 6, 2022) "Concerning Approval the Federal State Requirements to the Structure of the Programs of the Preparing of Scientific and Teaching Staff in Postgraduate School (Adjuncture), Conditions for their Implementation, the Timing of the Development of these Programs, taking into Account Various Forms of Education, Educating Technologies and Special Categories of Postgraduate Students (Adjunct Students)") // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii URL: http://pravo.gov.ru, 23.11.2021. (Accessed: 21.09.2022). (In Russian).

11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10 nojabrja 2017 g. No. 1093 (v red. ot 7 ijunja 2021 g.) «Ob utverzhdenii Polozhenija o sovete po zashhite dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepeni doktora nauk» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated November 10, 2017 No. 1093 (as amended on June 7, 2021) "Concerning Approval the Regulation on the Council for Defending a Dissertation for the Degree of Candidate of Science, for the Degree of Doctor of Science") URL: http://pravo.gov.ru, 06.12.2017; 08.07.2021. (In Russian).

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 nojabrja 2021 g. № 2122 «Ob utverzhdenii Polozhenija o podgotovke nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad#junkture)» (Decree of the Government of the Russian Federation of November 30, 2021 No. 2122 "Concerning Approval the Regulation on the Preparing of Scientific and Teaching Staff in Postgraduate School (Adjuncture)") // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2021. No. 49 (ch. II), Art. 8308. (In Russian).

13. Kel'sina A. S., Mironenko E. S. Sostojanie i perspektivy razvitija podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii (State and Prospects for the Development of the Preparing of Higher Qualification Staff) // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016. No. 2 (71). P. 239-244. (In Russian).

14. Lakaev O. A., Krotov K. S. Razvitie cifrovizacii sistemy attestacii nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov na primere otdel'nyh gosudarstvennyh uslug (Development of a Digital System for Attestation of Scientific and Teaching Staff at the Example of Certain Public Services) // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii. 2022. No. 1 (144). P. 90-95. (In Russian).

15. Mironenko E. S. Zarubezhnyj opyt organizacii sistemy podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii (Foreign Experience in Organizing a System for Training Highly Qualified Personnel) // Jekonomika i socium. 2015. No. 5 (18). P. 410-413. (In Russian).

16. Rostova O. S. Normativnoe regulirovanie podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov na baze vuza v kontekste reform obrazovanija v Rossijskoj Federacii (Normative Regulation of the Training of Scientific and Pedagogical Staff on the Basis of the University in the Field of Professional Education in the Russian Federation) // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2011. No. 4. P. 89-91. (In Russian).

17. Senashenko V. S. O nekotoryh problemah podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii (On Some Problems of Qualification of Higher Qualifications) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. No. 4. P. 54-58. (In Russian).

18. Sokolov A. Ju., Lakaev O. A. Orientiry pravovoj politiki v sfere cifrovizacii procedur prisuzhdenija uchenyh stepenej (Landmarks of Judicial Policy in the Field of Digitalization of Procedures for Awarding Academic Degrees) // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2022. No. 2. P. 214-225. (In Russian).

Сведения об авторе

Рукавишников Сергей Михайлович - кандидат юридических наук, кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии / privet085@gmail.com Адрес: 410028, 104, ул. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация.

Information about the author

Rukavishnikov Sergey M. - PhD in Law, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy / privet085@gmail.com

The address: 410028, 104, Chernyshevsky st, Saratov, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.