Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / государственная безопасность / государство / общественная безопасность / правовое обеспечение / Российская Федерация

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубрицкая У.И.

Автор отмечает, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации является одним из важных аспектов эффективного функционирования органов государственной власти и управления и надежной охраны конституционного строя. Говорится о том, что правовое обеспечение национальной безопасности способствует установлению правопорядка, при котором личность, общество и государства находятся в состоянии защищенности от внутренних и внешних угроз. Рассмотрены элементы национальной безопасности. Констатируется важность правильной оценки угроз в сфере национальной безопасности (в т.ч. военных) и выработки необходимых мер по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗУБРИЦКАЯ Ульяна Игоревна,

студентка факультета комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, e-mail: happiniess_11@mail.ru

Научный руководитель: СМИРНОВ Михаил Гурамович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права юридического факультета Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Автор отмечает, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации является одним из важных аспектов эффективного функционирования органов государственной власти и управления и надежной охраны конституционного строя. Говорится о том, что правовое обеспечение национальной безопасности способствует установлению правопорядка, при котором личность, общество и государства находятся в состоянии защищенности от внутренних и внешних угроз. Рассмотрены элементы национальной безопасности. Констатируется важность правильной оценки угроз в сфере национальной безопасности (в т.ч. военных) и выработки необходимых мер по их нейтрализации.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, государство, общественная безопасность, правовое обеспечение, Российская Федерация.

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-43-46 NIION: 2018-0076-6/22-732 MOSURED: 77/27-023-2022-6-931

ZUBRITSKAYA Ulyana Igorevna,

student of the Faculty of Law Gubkin University

Scientific adviser: SMIRNOV Mikhail Guramovich,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law of the Faculty of Law Gubkin University

CURRENT TASKS IN THE SPHERE OF LEGAL SUPPORT OF NATIONAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The author notes that ensuring the national security of the Russian Federation is one of the important aspects of the effective functioning of public authorities and administration and the reliable protection of the constitutional order. It is said that the legal support of national security contributes to the establishment of the rule of law, in which the individual, society and states are in a state of protection from internal and external threats. The elements of national security are considered. The importance of a correct assessment of threats in the sphere of national security (including military ones) and the development of the necessary measures to neutralize them is stated.

Key words: national security, state security, state, public security, legal support, Russian Federation.

Понятие «безопасность» - один из важнейших аспектов существования личности, общества и государства. Современный мир ничуть не убавил, а скорее, наоборот,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

прибавил еще больше угроз для государства и государственного строя. Проблемы угроз общественной безопасности вышли уже давно за рамки границ конкретного государства. Так, все страны

ведут постоянный диалог и ищут новые способы обеспечения безопасности государств. Ведь безопасность всего мирового сообщества зачастую зависит от безопасности конкретного государства, состояния его вооруженных сил и других аспектов государственного строя. Следовательно, вопросы, связанные с задачами в области обеспечения национальной безопасности, подлежат дополнительному анализу.

Осуществляемая политика обеспечения национальной безопасности определяет целенаправленное взаимодействие между собой общественных и государственных институтов для выявления, предупреждения и пресечения возникающих угроз государству, обществу, личности [12, с. 40].

Политика национальной безопасности должна и осуществляется со строгим учетом требований законности и баланса интересов личности, общества и государства [1]. Так же безопасность государства зависит от взаимной ответственности субъектов государства, интеграции в систему международной безопасности, ведения диалога между другими государствами - участниками коллективной безопасности [11, с. 200].

Главная цель обеспечения национальной безопасности Российской Федерации заключается в поддержании высокого уровня защищенности как субъекта международного права, а также исключении подрыва способности государства реализовывать свои национальные интересы.

В настоящее время выделены следующие основные задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации:

- своевременное выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз национальной безопасности;

- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

- укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями [3, с. 212];

- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

- укрепление режима нераспространения оружия уничтожения и средств его доставки;

- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

- выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

- усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

- укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности [2, с. 99];

- привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

- расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь, с государствами -участниками СНГ;

- содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других организаций [5, с. 172 - 174; 8, с. 92, 93];

- достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

- выполнение взаимных обязательств в области сокращения ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения [4, с. 58];

- адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь, по мерам укрепления доверия и безопасности;

- содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

- развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

- противодействие экономической, демографической и культурно- религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

- пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

- осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;

- предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

- предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

- экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

- создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

- совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств [10, с. 50];

- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство [7, с. 129; 13, с. 255];

- противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере [9, с. 9];

- принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

В обеспечении общественной безопасности также участвует и само общество. Это выражается в обеспечении охраны общественной безопасности, в участии граждан в охране общественного порядка [6, с. 34].

Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод, что на первом месте у любого государства находится защита национальных интересов, суверенитета, а также защита прав и свобод своих граждан. Задач в области обеспечения национальной безопасности весьма и весьма большое количество. И любое государство должно обеспечивать продуманный и эффективный подход к обеспечению безопасности, а также привлекать все большее количество субъектов, таких как общественные объединения и организации, выходить с вопросами по обеспечению безопасности на международный уровень, ведь данные вопросы касаются не только отдельного государства, но и всего мира.

Список литературы:

[1] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021: Указ Президента Российской Федерации // Официальный сайт МИД России // https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/official_documents/1784948/ (дата обращения: 22.03.2022).

[2] Балуев Е.Н. Механизм реализации правоохранительной функции современного государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 2 (16). - С. 94-100.

[3] Беляева Г.С., Полякова М.В. Механизм правового обеспечения национальной безопасности: к вопросу о содержании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 5 (2). - С. 210-213.

[4] Гавриленко А.О. Понятие и содержание национальной безопасности // Проблемы науки. -2021. - № 9 (68). - С. 57-61.

[5] Капто А.С. От культуры войны к Культуре Мира. - М.: Республика, 2002. - 431 с.

[6] Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Правоохранительные органы в России. - Тюмень: ТюмГУ, [7] Прончев Г.Б., Лонцов В.В., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Проблемы безопасности информационного общества современной России. - М.: Экон-Информ, 2014. - 215 с.

[8] Пушкина Д.Б. Миротворчество ООН и вызовы XXI века // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения: материалы Междунар. науч.-практ. форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения / под общ. ред. М.Ч.

Залиханова, С.А. Степанова. - М.: МНЭПУ; ВТМ, 2019. - С. 92-93.

[9] Рыжов В.Б. Информационная безопасность в государствах Европейского Союза: к постановке проблемы // Представительная власть

- XXI век. - 2018. - № 4. - С. 8-12.

[10] Смоленская С.В. Национальная безопасность России в современном мире // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2020. - № 2-3 (90-91). - С. 49-52.

[11] Трайнин А.М. Национальная безопасность России: лабиринт интервенции из будущего / Книга вторая. - М.: Май принт, 2014. - 328 с.

[12] Фокин Н.И. Национальная безопасность Российской Федерации. - Ростов н/Д.: АкадемЛит, 2013. - 165 с.

[13] Шинкарецкая Г.Г., Берман А.М. Цифро-визация и проблема обеспечения национальной безопасности // Образование и право. - 2020. - № 5. - С. 254-260.

[14] Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Крот-кова Н.В. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. № 12. С. 97-108. DOI: 10.31857/S102694520017761-8

Spisok literatury:

[1] Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossi-jskoj Federacii ot 02.07.2021: Ukaz Prezidenta Rossi-jskoj Federacii // Ofic. sajt MID Rossii // https://www. mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948/ (data obrashcheniya: 22.03.2022).

[2] Baluev E.N. Mekhanizm realizacii pra-voohranitel'noj funkcii sovremennogo gosudarstva // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika.

- 2011. - № 2 (16). - S. 94 - 100.

[3] Belyaeva G.S., Polyakova M.V. Mekhanizm pravovogo obespecheniya nacional'noj bezopasnosti: k voprosu o soderzhanii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2022. -№ 5 (2). - S. 210 - 213.

[4] Gavrilenko A.O. Ponyatie i soderzhanie nacional'noj bezopasnosti // Problemy nauki. 2021. -№ 9 (68). - S. 57 - 61.

[5] Kapto A.S. Ot kul'tury vojny k Kul'ture Mira.

- M.: Respublika, 2002. - 431 s.

[6] Kleandrov M.I., Chebotarev G.N. Pra-voohranitel'nye organy v Rossii. - Tyumen': TyuGU, 2009. - 146 s.

[7] Pronchev G.B., Loncov V.V., Monahov D.N., Monahova G.A. Problemy bezopasnosti informacion-nogo obshchestva sovremennoj Rossii. - M.: Ekon-Inform, 2014. - 215 s.

[8] Pushkina D.B. Mirotvorchestvo OON i vyzovy XXI veka // Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy, riski i resheniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. foruma «Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy, riski i resheniya / pod obshch. red. M.CH. Zal-ihanova, S.A. Stepanova. - M.: MNEPU; VTM, 2019.

- S. 92 - 93.

[9] Ryzhov V.B. Informacionnaya bezopasnost' v gosudarstvah Evropejskogo soyuza: k postanovke problemy // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek. - 2018.

- № 4. - S. 8 - 12.

[10] Smolenskaya S.V. Nacional'naya bezopas-nost' Rossii v sovremennom mire // Vestnik Ul'yano-vskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universi-teta. - 2020. - № 2-3 (90-91). - S. 49 - 52.

[11] Trajnin A.M. Nacional'naya bezopasnost' Rossii: labirint intervencii iz budushchego / Kniga vtoraya. - M.: Maj print, 2014. - 328 c.

[12] Fokin N.I. Nacional'naya bezopasnost' Rossijskoj Federacii. - Rostov n/D.: AkademLit, 2013.

- 165 s.

[13] Shinkareckaya G.G., Berman A.M. Cifrovizaciya i problema obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 5.

- S. 254 - 260.

[14] Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Razvitie nauki informacionnogo prava i pravo-vogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti: formirovanie nauchnoj shkoly informacionnogo prava (proshloe i budushchee) // Gosudarstvo i pravo. -2021. - № 12. - S. 97-108. DOI: 10.31857/ S102694520017761-8

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.