Научная статья на тему 'Актуальные задачи региональной банковской системы в условиях кризиса'

Актуальные задачи региональной банковской системы в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / СИСТЕМА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ДОСТАТОЧНОСТЬ / КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕСУРСНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкина Л.А.

В статье проанализированы различные аспекты банковской деятельности в регионе, определены наиболее важные задачи, стоящие перед кредитными организациями, предложены некоторые пути их решения. Сделан вывод о том, что развитие банковской системы области не самоцель, а средство модернизации экономики и создания необходимых условий для финансового обеспечения инновационного потенциала Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи региональной банковской системы в условиях кризиса»

Банковская система

актуальные задачи региональной банковской системы в условиях кризиса

Л. А. ГАЛКИНА, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика труда» Уральский социально-экономический институт

тел.: (351) 265-97-50

В статье проанализированы различные аспекты банковской деятельности в регионе, определены наиболее важные задачи, стоящие перед кредитными организациями, предложены некоторые пути их решения. Сделан вывод о том, что развитие банковской системы области не самоцель, а средство модернизации экономики и создания необходимых условий для финансового обеспечения инновационного потенциала Челябинской области.

Ключевые слова: банк, система, задолженность, достаточность, капитал,управление, ресурсная база.

Социально-экономическое развитие Челябинской области сегодня во многом связано с существенной модернизацией промышленности, изменением ее структуры, созданием и развитием инновационных производств. Все это в конечном итоге должно привести к существенному повышению уровня и качества жизни населения.

По своим масштабам, по качеству и разнообразию предоставляемых услуг финансовая система области должна отвечать этим новым задачам и современным потребностям граждан Российской Федерации.

В настоящее время можно констатировать недостаточно развитую финансовую инфраструктуру и относительно низкий уровень участия финансовых институтов в экономике и социальной сфере области. Это существенно сдерживает инновационное развитие региона, тормозит выполнение крупных инвестиционных проектов.

Место и роль финансовой системы в экономике Челябинской области, как и в россии в целом,

весьма противоречивы. Эта противоречивость возникает как из организационных аспектов финансовой деятельности, так и из целей финансовой системы в рамках той экономической модели, которая сформировалась в стране. А именно, модели двойственной экономики, в которой роль теневого обращения финансовых ресурсов и инвестиций весьма велика, доминирующим остается оборот государственного или связанного с ним капитала, где структура сбережений практически оторвана от структуры инвестиционного спроса, а национальный капитал крайне слаб и неустойчив.

В институциональном плане в большинстве стран именно банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу. Банковский сектор Челябинской области остается относительно небольшим и пока не имеет достаточной собственной ресурсной базы. В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Он может и должен играть в экономике региона более значимую роль.

Нестабильная ситуация в экономике и на финансовых рынках не могла не отразиться негативно на развитии кредитных организаций области. В банковской сети происходили процессы оптимизации и сокращения. За первый квартал 2009 г. на территории области закрыты 7 филиалов инореги-ональных банков, на базе шести филиалов сберегательного банка России открыты дополнительные офисы. Кроме того, в связи с отзывом лицензии у головных банков в 2-х филиалах завершаются

процедуры закрытия. Число региональных банков — 11, а также их филиалов — 40 не изменилось. В целом количество действующих на территории области пунктов банковского обслуживания (с учетом внутренних подразделений) сократилось с начала года на 6 единиц — до 877.

Особенности банковской системы области во многом определяются позициями региональных банков на финансовом рынке. Несколько крупных по местным меркам банков удерживают значительную часть локального рынка.

Количество кредитных организаций — это, как минимум, индикатор деловой активности в регионе. Чем больше финансовая мощь региона, тем больше в нем самостоятельных банков и филиалов. кроме того, это еще и количество управленческих команд, т. е. предпринимательских и мозговых центров системы. Их соперничество способствует созданию эффективного и устойчивого центра банковской индустрии, внедрению инновационных банковских продуктов, более активному воздействию на инвестиционный климат в регионе.

Высокая конкуренция на местном банковском рынке вынуждает участников оптимизировать свою деятельность, минимизировать издержки, эффективно управлять рисками. Региональные банки, работающие в условиях жесткой конкуренции, сформировались в относительно сильную банковскую систему. В итоге финансовый кризис не вызвал оттока вкладов из региональных банков, наоборот, темпы их прироста даже выше, чем в 2007 г. Челя-бинвестбанк вошел в сотню российских банков по объему и структуре обязательств перед населением, во 2 квартале 2009 г. объем вкладов физических лиц превысил 7,5 млрд руб.

Одна из особенностей банковской системы области — устойчивость. Несмотря на то, что российская банковская система интегрирована в мировую экономику, а банковская система области является ее частью, в результате мирового финансового кризиса глобальных последствий для банков Челябинской области не было.

Дальнейшая динамика показателей деятельности банковского сектора должна быть результатом модернизации как условий банковского дела, так и практики банковской деятельности. Прежде всего — в сфере корпоративного управления банками и внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками, транспарентности и рыночной дисциплины.

На сегодняшний день капитальная база челябинских банков и ее рост не соответствуют инвес-

тиционным потребностям округа. Например, доля банков в финансировании инвестиций в основной капитал региональной экономики не превышает 8 %. Максимальный объем финансирования инвестиционных проектов, исходя из норматива Банка России по максимальному размеру кредита на одного заемщика, даже для самых крупных региональных банков не совпадает с потребностями промышленных предприятий. Таким образом, ожидать от действующих банков больших инвестиций на восстановление и модернизацию основных фондов реального сектора не приходится. Кроме того, окупаемость инвестиционных проектов в ведущих отраслях составляет 5—6 лет. Однако местные банки не могут предоставлять кредиты на такой срок, поэтому предприятия вынужденно уходят к зарубежным кредитным организациям.

Не менее важной проблемой региональных банков является недостаток у них среднесрочных, а особенно — «длинных» ресурсов, которые в развитых странах служат для банков основным источником инвестиционных кредитов, роста и развития инновационной экономики. Впрочем, эта проблема стоит и перед российским банковским сектором в целом. На рис. 1 приведена структура ресурсной базы кредитных организаций Челябинской области на 01.04.2009. Как видно из рисунка, 48 % составляют в ресурсной базе дорогие и относительно короткие ресурсы — средства и депозиты на счетах физических и юридических лиц. И только 12,7 % — относительно дешевые средства организаций на расчетных и прочих счетах. Ограниченная ресурсная база российских банков — один из ключевых факторов (наряду с различиями в уровне инфляции), порождающих более высокие по сравнению с внешним рынком капитала ставки по кредитам. Это существенно сдерживает воспроизводственные процессы в нефинансовом секторе, осуществление инновационных проектов и не способствует прогрессивным изменениям в структуре экспорта и экономики в целом.

Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов делает более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов. для этого необходимо системно рассмотреть возможности использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения.

В развитых странах именно денежные власти закладывают основы «длинных» финансовых ресурсов в экономике. Кроме того, центральные

Прибыль (убыток) с учетом финансовых результатов прошлого года -3,2%

Счета кредитных организаций и банков-нерезидентов -0,3%

Прочие ресурсы - 5,5%

Средства в расчетах -21,7%

Выпущенные долговые обязательства -1,9%

Средства на счетах физических лиц -30,6%

Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от кредитных организаций и банков-нерезидентов -0,6%

Средства организаций на расчетных и прочих счетах -12,7%

Средства бюджетов и внебюджетных фондов на расчетных счетах -0,2%

Средства клиентов в расчетах -1,7%

Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) -17,4%

Рис. 1. Структура ресурсной базы кредитных организаций Челябинской области

банки активно используют стимулирующую роль ряда рычагов (ставки рефинансирования, нормы резервирования), способствующих «удлинению» ресурсов и делающих их более доступными. Однако применительно к нашей стране, как, впрочем, и к другим развивающимся странам, в области денежно-кредитной политики существуют значительные отличия от развитых стран.

Действующая в развитых странах схема рефинансирования у нас существует только теоретически. Да, Банк России устанавливает ставку рефинансирования, на которой должны базироваться ставки на межбанковском рынке и конечные клиентские ставки. Но только коммерческие банки не берут у него ссуд. Поэтому эта цепочка не возникает. Причиной является то, что процентные ставки в России из-за инфляции всегда выше, чем в развитых странах. В условиях глобализации местным коммерческим банкам незачем брать у Банка России кредит, например под 11 %, если в зарубежном банке можно взять вдвое дешевле. Такой разброс ставок, по сути, парализует механизм рефинансирования. В итоге государство лишается важнейшего инструмента. Увеличение объемов рефинансирования, которое активно началось только во время кризиса, могло бы дать Банку России действенный инструмент долгосрочного воздействия на банковский сектор. Необходимо развивать и разрабатывать и другие механизмы рефинансирования, прежде всего долгосрочного, не связанного с предоставлением

ликвидности. Сегодня долгосрочное рефинансирование развито крайне слабо и представлено в основном ипотечным рефинансированием в рамках программ Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

В развитых странах ограниченность ресурсной базы банков преодолевается за счет средств таких институциональных инвесторов, как страховые компании, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Например, в США институциональные инвесторы являются одним из главных источников «длинных» денег, а активы НПФ сопоставимы с активами банков. В Швейцарии, Нидерландах пенсионные резервы превышают объем ВВП. Однако решение вопроса «длинных» денег за счет институциональных инвесторов в России пока невозможно. В силу молодости этих институциональных инвесторов активы российских страховых компаний и пенсионных фондов на два порядка меньше банковских. Кроме того, законодательство устанавливает массу ограничений по размещению средств страховых резервов и пенсионных фондов. Поэтому эти организации не способны выступить в качестве ключевого источника ресурсов ни для банков, ни для финансового рынка в целом. По данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2008 г. активы российских НПФ составили около 2 % ВВП, активы страховых компаний — только 2,2 % ВВП.

Слабость внутренних институциональных инвесторов, их недостаточная прозрачность является

одной из основных причин отсутствия в стране рынка секьюритизации. Другая причина кроется в несоответствии российского законодательства о залоге рыночным потребностям. Развитое залоговое законодательство позволяет вовлекать базовые активы в финансовый оборот и создавать на их основе финансовые инструменты, обладающие необходимой ликвидностью. Однако в наших условиях банки по разным причинам неохотно берут в залог различного вида активы, имеющие рыночную стоимость, а зачастую просто отказывают в кредите. Ключевые проблемы залогового законодательства лежат в сфере регистрации залогов движимого имущества и изъятия залога из конкурсной массы. Так, например, землю практически не принимают в залог из-за проблем с регистрацией и оформлением, большинство ценных бумаг не берут из-за низкой ликвидности, долгосрочные депозиты — из-за возможности досрочного расторжения таких договоров. Этот перечень можно продолжать. Предъявление банками повышенных требований к стоимости и ликвидности залога сдерживает кредитование предприятий — в первую очередь среднего бизнеса. Доля кредитной задолженности в выручке среднего бизнеса составляет около 20 %, что свидетельствует о «недокредитованности» средних предприятий. Пока предприятия обходились основными фондами, такая ситуация была допустима. Сегодня, когда для дальнейшего развития требуются не только инвестиции в модернизацию физически и морально устаревшего оборудования, но и в создание инновационной продукции, потребность в кредитах резко возрастает. Изменения в залоговой сфере позволили бы покрыть этот спрос без кардинального снижения качества банковских активов.

Проблема капитализации активов и их использования в роли залогов актуальна и в части оценки качества активов кредитных организаций. Рост доли залогового кредитования при соответствующих изменениях в банковском законодательстве может способствовать снижению нормы резервирования российских банков, а следовательно, позволит существенно повысить эффективность банковской деятельности. Положительным аспектом улучшения качества кредитного портфеля станет и снижение процентных ставок по размещенным средствам. Однако расширение доли залогового кредитования требует в первую очередь изменения законодательной базы.

При создании и широком использовании инновационных решений остро встает вопрос о нематериальных активах. Наиболее очевидный способ

капитализации нематериальных активов (патенты, бренд, репутация) — отражение их в стоимости компании. Этот механизм особенно важен для инновационных проектов, которые должны стать точками роста российской экономики в ближайшее десятилетие.

Таким образом, изменения залогового законодательства и частично нормативных актов Банка России могут дать финансовой системе существенный инвестиционный импульс, который будет мультиплицироваться по мере подключения к работе с длинными проектами частного сектора.

К внешним факторам, сдерживающим развитие банковского сектора области, можно отнести и высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий. Достаточно высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса (проверка кассовой дисциплины клиентов, выполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др.) Существенным недостатком является и то, что уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не отвечает устоявшимся международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, ускорения и повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Кроме того, следует иметь в виду, что быстрое и устойчивое развитие экономики региона зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения и корпоративных клиентов воспринимать и использовать такие технологии. То есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.

Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Несмотря на кризис, в области

сохраняется тенденция роста кредитных вложений. На рис. 2 приведена структура вложений кредитных организаций в Челябинской области по состоянию на 01.04. 2009.

Как видно из рис. 2, 50 % всех вложений кредитных организаций составляют кредиты и прочие размещенные средства нефинансовым организациям. Кредиты, предоставленные физическим лицам, составляют 25 % всех вложений. Согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным (рис. 3).

Объем просроченной ссудной задолженности юридических лиц перед кредитными организациями Челябинской области составил 4,5 млрд руб., увеличившись с начала года на 2,0 млрд руб., или на 79,4 %. Максимальные темпы прироста просроченной задолженности как в абсолютном, так и в относительном выражении показали инореги-ональные банки: на 1,4 млрд руб., или на 119,4 %. Доля просроченной задолженности составляет по региональным банкам 3,7 %, по инорегиональным банкам — 6 %, по Сбербанку — 0,7 %.

Рост активных операций банков с предприятиями региона во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в экономике. Однако следует заметить, что конкуренция банков в области стандартного кредитования — бесперспективное занятие. Она приводит к существенному сокращению банковской маржи, что доводит банки до демпинга. Будущее эффективное развитие банков — за новыми инструментами, за

новыми технологиями. Чем более технологичен банк, тем проще ему будет работать с корпоративными клиентами. К новым инструментам относятся: международное финансирование, в том числе, торговое, проектное; операции, связанные с финансированием экспорта; факторинг и рынок облигаций.

Лидером рынка кредитования частных клиентов в Челябинской области являются филиалы инорегиональных банков, на долю которых приходится 46 % задолженности (рис. 4). Кредитный портфель частных клиентов в активах Сбербанка составляет 26,4 %.

На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате объем вкладов населения в кредитных организациях Челябинской области увеличился относительно начала года на 0,3 млрд руб., или на 0,4 %. Доля Сбербанка России в привлеченных банковским сектором депозитах физических лиц на 01.04.2009 составила 48 %, доля региональных банков — 41 %.

Другой инструмент, который пока не очень активно используется — это синдицированное кредитование. Но для применения такого инструмента опять необходимо участие государства для решения ряда законодательных и юридических проблем.

Помимо внешних, существуют и внутренние факторы, сдерживающие развитие банковской системы. Важным элементом реформирования банковского дела является совершенствование подходов кредитных организаций к построению

Прочее участие в уставных капиталах -

0,1% Средства в расчетах -

Ценные бумаги, приобретенные кредитными организациями -1,6%

Денежные средства, драгоценные металлы и камни -3,9%

Счета в Банке России и в уполномоченных органах других стран -2,7%

Счета в кредитных организациях -2,3%

Кредиты, предоставленные физическим лицам -25,9%

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные государственным финансовым органам и внебюджетным фондам 0,2%

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные банкам -нерезидентам -1,7%

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям -50,0%

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные финансовому сектору -2,2%

Рис. 2. Структура вложений кредитных организаций в Челябинской обл., %

Х=4 454 млн ру<

1=2 48

:2 млн руб

■ Сбербанк

■ Региональные банки

■ Инорегиональные банки

Рис. 3. Просроченная ссудная задолженность юридических лиц перед кредитными организациями региона, млн руб.

систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций, а также совершенствовать информационные системы мониторинга рисков. Одним из обязательных требований к таким системам является своевременное доведение необходимой и достаточной информации до органов управления кредитных организаций и соответствующих уполномоченных сотрудников.

Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную

защиту от рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемой кредитными организациями.

Рост активных операций банков с предприятиями региона во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в отраслях реальной экономики. Существенное влияние оказывают меры по повышению степени правовой защиты прав кредиторов, а также открытость информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе, в том числе — на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе.

Целевым ориентиром совершенствования финансовой системы области является повышение ее роли как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, обеспечения ориентации на инновационное развитие Челябинской области. Развитие финансовой системы области не самоцель, а средство для модернизации экономики области и создания необходимых условий для финансового обеспечения инновационного потенциала.

S 20%

норегионал! банки -46%

Ре гиональные Сбербанк -35%

B т. 1 Челиндбанк+и нвестбан 10% еляби - банки -19%

Рис

Доля на рынке кредитования населения

4. Позиции банков на рынке кредитования частных клиентов, %

Список литературы

1. Буторина О. В. Танцы с драконом // Россия в глобальной политике. 2009. Т. 7. № 1. С. 36-49.

2. Ершов М. В. Об источниках финансовых ресурсов для экономического роста // Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации. Аналитический вестник. 2007. № 1. С. 4-12.

3. Челябинская область в цифрах. Статистический сборник. 2009.

4. Электронные ресурсы: http://www. rbk. га; http://www. cbr. га; http://www. gks. га; http: //www. google. com.

5. Wurgler J. Financial Markets and the Allocation Capital // The Journal of Finance. 2000. V. 58. P. 187-214.

2 624

0

1000

1500

2 000

2 500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 000

3 500

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.