Научная статья на тему 'Повышение роли банковского сектора в экономике как стратегическая задача государства'

Повышение роли банковского сектора в экономике как стратегическая задача государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов В. М.

Банковская система России становится двигателем социально-экономического развития, финансируя значительную часть роста конечного потребления. Коммерческие банки выходят на финансовые рынки с более обширными пакетами услуг розничных, кредитно-инвестиционных, трастовых и других продуктов. Но в то же время для исключения возникновения серьезных кризисных ситуаций, подобных 1998 г. и 2004 г., необходимо принять действенные меры, направленные на укрепление банковского сектора как основы финансовой системы страны, превышение темпов роста рынка банковских услуг над темпами роста ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF THE ROLE OF BANK SECTOR IN ECONOMY AS THE STRATEGIC PROBLEM OF THE STATE

The bank system of Russia becomes the engine of social and economic development, financing a significant part of growth of final consumption. Commercial banks enter the financial markets with more extensive package deals retail, credit-investment, trust and other products. But at the same time for exception of occurrence of the serious crisis situations, similar 1998 and 2004, it is necessary to accept the effective measures directed on strengthening of bank sector as a basis of a financial system of the country, excess of rates of growth of the market of bank services over rates of growth of gross national product.

Текст научной работы на тему «Повышение роли банковского сектора в экономике как стратегическая задача государства»

УДК 336.71

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

В качестве важнейших условий динамичного роста экономики выступают развитие банковского сектора, его взаимодействие с нефинансовым сектором экономики. Через механизм кредитования хозяйствующих субъектов и населения банковский сектор оказывает непосредственное воздействие на решение социально-экономических задач страны. С другой стороны, хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства рассматриваются в качестве главных источников формирования ресурсной базы кредитных организаций, масштабы которой влияют на инвестиционную активность экономических субъектов.

Состояние банковского сектора России характеризуют следующие основные параметры. На начало 2006 г. в России насчитывались 1253 действующих банковских организаций. Для сравнения отметим, что в США, например, на конец 2003 г насчитывалось 7,5 тыс. банков и 70 тыс. филиалов, Германии - около 2200 (с учетом кредитных товариществ, кооперативов и строительных сберегательных касс), Великобритании, несмотря на то что Лондон признается важным финансовым центром, - всего 420 банков. Достаточно наглядным показателем уровня развития банковской инфраструктуры является соотношение количества банков с численностью населения страны. В России по состоянию на 2005 г 1 банковское учреждение (банк или филиал) приходится примерно на 32 тыс. человек, США -на 2 тыс. человек, Германии - на 1,5 тыс. человек, Великобритании, Ирландии, Швеции и Финляндии - на 4,5 тыс. человек. В России на 100 тыс. населения приходится 11 банковских филиалов и дополнительных офисов. В экономически развитых странах только банковских филиалов в 4 - 6 раз больше, чем в России. Фактически о насыщенном рынке банковских услуг можно говорить только в отношении Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Свердловской области, Тюменской области, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Краснодара. Банковская инфраструктура других регионов развита слабо1.

Высокими темпами росли активы банковской системы: в 2000 г. их объем увеличился на 51,7%, 2001 - на 35%, 2002 - на 31,9%, 2003 - на 36,5%, 2004 - 29,0, 2005 - на 36,6%, первом полугодии 2006 - на 15,6%. На 1 ноября 2006 г работающие активы российских банков превысили 10,5 трлн руб. При этом максимальный прирост ВВП за тот же период составил 7,3%. Таким образом, банковские активы росли темпами, превысившими рост ВВП. В результате отмеченной динамики в течение последних 5 лет отношение активов банковской системы России к ВВП увеличилось на 13 п. п. (с 32% до 45% ВВП). Структура активов в банковском секторе российской экономики уже мало чем отличается от структуры активов банков стран с развитой рыночной системой. Аналогичная динамика наблюдается и в отношении пассивов банков России. В частности, на долю кредитов в совокупной ссудной задолженности приходится примерно 60% всей задолженности. Это примерно столько же, сколько в странах с развитой рыночной системой2.

Для повышения роли банковской системы в развитии экономики, розничного и корпоративного бизнеса весьма важно ориентироваться на комплексный подход банков в работе на рынке банковских услуг В структуре активов банков наметилась четкая тенденция перераспределения средств в пользу кредитования предприятий и населения.

Динамика кредитования реального сектора экономики коммерческими банками в последние годы выглядит достаточно противоречиво. В результате активизации кредитной политики банков постепенно возрастает роль банковских кредитов в качестве источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий. Возросли потребности хозяйствующих клиентов в финансовых ресурсах. Российские предприятия привлекают

В.М. Ибрагимов,

ассистент кафедры экономической теории, Московский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

кредиты на закупку оборудования, расширение производства. Общая сумма кредитов банков составляет 67% их работающих активов, в том числе из этой суммы 51% приходится на кредиты юридическим лицам и 17% -физическим. Доля кредитов нефинансовому сектору экономики в общей сумме кредитов коммерческих банков (без Внешэкономбанка, в процентах, на начало периода) остается достаточно высокой: в 1998 г. - 74,9%, 1999

- 71,2%, 2000 - 74,6%, 2001 - 79,8%, 2002 - 81,1%, 2003

- 79,5%, 2004 - 79,0%, 2005 - 75,4%3.

В активах ряда коммерческих банков значительное место занимают операции кредитования корпоративных клиентов, инвестирование средств в модернизацию различных отраслей экономики, способствуя ее структурной перестройке. Однако удельный вес банковских кредитов в инвестировании капиталов все еще сравнительно невелик. В целом по России доля банковских инвестиционных кредитов в общем объеме кредитования составляет (по данным Банка России) всего лишь 3,2%. Исключением здесь является Сбербанк России, где 15% всех кредитов составляют долгосрочные инвестиционные кредиты4.

Банковские кредиты направляются в топливно -энергетический сектор, отдельным предприятиям высокотехнологичных отраслей. Но во многих регионах России сферой кредитной деятельности банков являются преимущественно предприятия оптовой и розничной торговли, сектора услуг, которые, отличаясь быстрой отдачей вложенных средств, представляются для банков весьма привлекательными объектами кредитования. Кроме того, инвестиционные кредиты часто предоставляют банки, участвующие в финансово-промышленных группах, обслуживая их отраслевые интересы. Поэтому, несмотря на отмеченную позитивную динамику, нет оснований для преувеличения роли банковского сектора в финансировании инвестиционной деятельности.

Среди позитивных тенденций в развитии банковской системы следует отметить усиление позиций российских банков в области кредитования физических лиц. Это привело к опережающему росту оборота розничной торговли относительно увеличения реальных доходов населения. Улучшение макроэкономической ситуации, рост реальных доходов населения способствуют повышению спроса населения на более качественные и дорогостоящие товары и услуги, включая недвижимость, увеличение скорости обращения денег в экономике. Наряду с кредитованием реального сектора экономики кредитные организации значительно расширили объем выдачи кредитов физическим лицам. Доходность потребительского кредитования - в среднем 30 - 40%, но в отдельных случаях она может превышать 50%. Все больше банков делают ставку на этот сегмент рынка.

По данным Банка России с 01.01.2005 г. объем потребительских кредитов вырос к 1 ноября 2006 г. в 3,7 раза. При этом следует отметить, что объем банковских кредитов населению в течение 2006 г. увеличивался в 2 раза более высокими темпами, чем совокупный размер ссуд предприятиям. В целом с 1998 г. до 2005 г. доля кредитов, предоставленных физическим лицам, в общей сумме кредитования российскими банками (без Внешэкономбанка) выросла с 4,76% до 14,63%. Из общей суммы предоставляемых потребительских кредитов наибольшим спросом у населения пользовались ссуды

на покупку автомобилей, кредитные карты и нецелевые кредиты. Растут объемы кредитов на покупку жилья. Однако по-прежнему на кредиты населению приходится лишь примерно 7,6% ВВП, а доля ссуд предприятиям и организациям составляет около 17,6% ВВП. Для сравнения: в развивающихся европейских странах доля кредитов частным лицам составляет 15 - 20% ВВП, а в развитых странах доходит до 50% ВВП. Иными словами, российский рынок потребительского кредитования обладает огромными возможностями для роста.

Резкий рост объемов кредитования юридических и физических лиц влечет за собой рост банковских рисков , который превышает рост капитала банковского сектора. Это сдерживает более активное участие банковской системы в экономическом развитии России.

Причины высоких рисков кредитования в значитель -ной мере вызваны неэффективной структурой экономики, недостатками в управлении хозяйствующих субъектов и низким уровнем прозрачности многих предприятий . Сокращению кредитных рисков призваны способствовать бюро кредитных историй, создаваемые во исполнение Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях», а также агентства по страхованию вкладов. В настоящее время полностью завершено формирование нормативной базы, регламентирующей их деятельность. Есть все основания считать, что кредитные бюро будут способствовать более взвешенному формированию кредитных портфелей банков.

При кредитовании юридических лиц очень важно внимательно и всесторонне оценивать их платежеспособность, кредитную историю заемщика, занимаемую им долю рынка, денежные потоки и активы клиента. Особенно трудно и тем не менее крайне необходимо выяснять принадлежность заемщика к так называемому неформализованному холдингу. Речь идет о ситуации, когда несколько компаний связаны общим бизнесом, но юридически представлены в качестве самостоятельных предприятий. Здесь в первую очередь необходимо принять во внимание консолидированную управленческую отчетность всего холдинга. Нужно иметь в виду, что за таким заемщиком может числиться большой объем за-должен ности.

Сдерживающими факторами в развитии потребительского кредитования являются высокий уровень процентных ставок, сложность процедур оформления кредита. Согласно официальной статистике доля просроченной задолженности физических лиц банкам находится на уровне 3% от общего объема потребительских кредитов, хотя в ряде случаев достигает 30%. Кредитная задолженность физических лиц возникает, как правило, в тех случаях, когда коммерческие банки проводят агрессивную политику на рынке потребительского кредитования и не располагают отработанными технологиями оценки заемщиков. Высокие риски невозвратов кредитов связаны также с тем, что эффективная ставка по потребительским кредитам (от 90% до 124%) существенно отличается от заявленной банками стоимости потребительских кредитов (примерно 29%). Из-за наличия «серых» зарплат трудно оценить риски несвоевременного возврата или вообще невозврата кредитов физическими лицами.

По мнению специалистов, речь пока не идет о системном кризисе. Тем не менее кредиторская задолжен-

ность, естественно, уже вызывает озабоченность у банковского менеджмента. Руководство банков стало уделять больше внимания проблеме управления кредитными рисками, риск-менеджменту в целом. Существенную поддержку в совершенствовании данного направления деятельности им должно оказать законодательство. Речь идет о необходимости модернизировать законы, предусматривающие упрощение механизма реализации заложенного имущества, касающиеся секьюритизации активов. Определенную надежду на решение проблемы роста просроченной задолженности физических лиц коммерческим банкам банковское сообщество возлагает на принятие законов о потребительском кредитовании и банкротстве физических лиц, других законов.

Остро встает такая насущная для банков проблема, как привлечение долгосрочных ресурсов. Многие банки обанкротились в значительной мере потому, что привлекали «короткие» деньги и размещали их на 5 - 10 лет. В настоящее время роль долгосрочного кредитования в стимулировании инвестиционного процесса весьма незначительна.

В условиях ограничений в денежной сфере ограничены и возможности банковского сектора по наращиванию капитальной базы и укреплению своих позиций.

Средняя величина активов российского коммерческого банка (без учета Сбербанка) составляет 100 млн долл., в Южной Корее - 4 млрд долл., Японии - 45 млрд долл. В результате (по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) 93% российских банков неспособны выдать ни одного кредита объемом 10 млн долл. (исходя из норматива риска на одного заемщика). По оценкам экспертов, для того чтобы банковская система могла выполнять свои функции по жизнеобеспечению экономики, оптимальный объем ее активов через 10 лет может оцениваться в 50 - 60 трлн руб. в ценах 2006 г При условии, что собственный капитал будет составлять не менее 10% от активов, его величина должна быть порядка 5 - 6 трлн руб.

Среди источников ресурсов банков для кредитования экономики одно из главных мест занимают вклады населения. Потенциал увеличения их депозитов оценивается по уровню индекса развития сберегательного дела (таблица).

Индексы развития сберегательного дела населения в России

Показатели 1999 2001 2002 2003 2004 2005

Депозиты физических лиц на душу населе-ния, руб. 1357,1 3112,7 4759,0 7257,8 10 576,9 13 845,9

Доходы на душу населения, руб. 19,6 36,6 47,1 61,7 76,5 94,7

Индекс развития сберегательного дела 69,2 85,0 101,0 117,6 138,3 146,2

Подсчитано нами по данным: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. С. 69, 105; Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 72, 108, 335.

Не обладая достаточным собственным капиталом, банки ограничены в денежных средствах для кредитования инвестиционных проектов, покрытия капиталом

принимаемых на себя рисков. Поэтому для российской банковской системы острой остается проблема привлечения надежных источников денежных ресурсов.

Таким источником могло бы стать рефинансирование банковского сектора со стороны Центрального банка РФ. Практически оно сводится к краткосрочному кредитованию банков под залог ценных бумаг, причем в небольших размерах, перечень которых исчерпывается государственными рублевыми облигациями, а также облигациями нескольких частных компаний и банков. Центральный банк России проявляет пассивность в поддержании ликвидности банковской системы. На тех условиях, которые Банк России предлагает коммерческим банкам кредитоваться у него, они могут найти деньги на открытом рынке. Кредиты овернайт выдаются по ставке рефинансирования (11%), что гораздо выше ставок межбанковского кредитования. Рынок межбанковских кредитов в определенной мере исполняет роль инструмента рефинансирования коммерческих банков, компенсируя частично пассивность Банка РФ в этой области.

Целями Банка России являются создание в течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение для любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения».

Предполагается, что в «единый пул обеспечения» будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию «единого пула обеспечения» возможно также изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России5.

В последние годы растет популярность синдицированных кредитов в качестве инструмента фондирования крупных российских банков.

Налицо ряд преимуществ синдицированных кредитов по сравнению с обычными кредитами. По мнению М. Рубченко, они сводятся к следующим параметрам. Во-первых, кредитная ставка при синдицированном кредитовании меньше, так как риск для кредиторов диверсифицирован. Во-вторых, синдицированные кредиты предоставляются, как правило, без какого-либо обеспечения и на свободные цели. В-третьих, в рамках синдицированного кредитования средний российский банк может получить большие суммы - до 20 - 25 млн долл. (обычный кредит - это максимум 6 - 7 млн долл.). При этом отмечается, что совокупные расходы на привлечение синдицированного кредита выше по сравнению с обычным кредитом. Кроме того, большинство российских банков-заемщиков могут привлечь синдицированный кредит на год, с опционом - еще на год. Однако эти недостатки с лихвой перекрываются вышеотмеченными преимуществами, поэтому синдицированные кредиты пользуются растущим спросом6.

Для расширения своей кредитной деятельности российские банки могли бы привлечь пенсионные накопления . Это долгосрочные средства, которые в странах с развитой рыночной экономической системой вкладываются в государственные, муниципальные и ипотечные

ценные бумаги. Благодаря этому заметно расширяется финансовый рынок страны, снижаются процентные ставки. В России же этот инструмент финансового рынка практически не используется. Во-первых, весь объем пенсионных накоплений в лучшем случае может обеспечить российской экономике не более 10% всех банковских кредитов. Во-вторых, после финансового кризиса 1998 г государство вообще очень осторожно стало относиться к заимствованиям на внутреннем рынке. Сейчас более 95% оборота пенсионных денег находится под управлением ВЭБ, которому разрешается размещать их в низкодоходные государственные ценные бумаги.

Сделав ставку на борьбу с инфляцией, правительство страны фактически искусственно тормозит развитие кредитного рынка. Во-первых, коммерческим банкам запрещено обслуживать бюджетные счета. Во-вторых, банки обязаны формировать весьма дорогие резервные фонды, что также снижает их активность. Негативно отражается на активности российской банковской системы избыточное перераспределение ресурсов через бюджетный механизм. Эффективная рыночная экономика всегда опирается на кредитование, в меньшей степени - на централизованное распределение.

В последние годы ряд коммерческих банков проявляют повышенный интерес к кредитованию среднего и малого бизнеса. Справедливо считается, что это наиболее динамичная часть предпринимательского сектора.

Неслучайно кредитование этого сектора экономики характеризуется относительно высокой динамикой. Например, финансирование малого бизнеса в 2005 г. выросло на 50%, что существенно превысило темп увеличения объема рублевых кредитов, предоставленных банками нефинансовому сектору экономики за тот же год. Сейчас наиболее активно кредитуются торговые предприятия, на долю которых в 2005 г пришлось более 60% кредитов. На обрабатывающую промышленность пришлось чуть более 10%.

Важно иметь в виду, что кредитоспособность бизнеса не зависит от размера предприятия. Хорошо организованное управление средним или даже малым предприятием вполне может сделать его не менее кредитоспособным, чем крупную корпорацию. Операционные издержки у хозяйствующих субъектов этих типов, как правило, ниже, они более мобильны и готовы к переменам. Если предприятие (по оценкам эксперта) обладает хорошим уровнем кредитоспособности и его финансовое состояние удовлетворительно, некоторые банки (например, Банк Москвы и Внешторгбанк-24) готовы предоставлять кредиты, обеспеченные залогом лишь на 50%. Остальные 50% покрываются гарантиями местной ад -министрации или за счет средств специально созданных гарантийно-залоговых фондов. Подобное сотрудничество банков с государственными органами власти представляет собой реальную поддержку государством развития малого предпринимательства, расширяет возможности малых предприятий получить доступ к банков -ским ссудам.

1 См.: Ивантер А., Четвериков В. Банки экономике не по росту // Эксперт. 2005. № 36. С. 118.

2 См.: Тальская М. Послезавтра // Эксперт 2006. № 47. С. 54; Казьмин А.И. Банковская система и Сбербанк России: Новые вызовы и импульсы роста // Деньги и кредит. 2006. № 10. С. 3.

3 Подсчитано нами по данным: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 615; Коммерсантъ. 2006. 7 июля.

4 См.: Носенков В.Н., Усов Д.Л. О роли банков в формировании инвестиционных ресурсов региона // Деньги и кредит. 2006. № 8.

5 См.: www.cbr.ru.

6 См.: Рубченко М. Кредит в складчину // Эксперт. 2005. № 32. С. 40.

УДК 336.22:353

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Л.Н. Кузнецова,

доцент кафедры бухгалтерского учета, ПАГС

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Проблемы бюджетного устройства приобрели особую остроту и актуальность, в особенности, если они затрагивают финансовый аспект субъектов Федерации. В рамках региональных финансов решаются первостепенные задачи социально-экономического развития регионов, а от их состояния зависят и муниципалитеты. При этом важная роль в решении этих задач отводится порядку формирования регионального налогового потенциала, который в современных условиях развития экономики приобретает новое наполнение, специфические характеристики и особенности. Обозначенная проблема имеет немаловажное значение для теории и практики, так как от ее решения зависит дальнейшее позитивное или регрессивное развитие российской экономики в частности и общества в целом.

В отечественных и зарубежных научных и практических трудах существует достаточное количество работ, в которых делаются попытки сформулировать понятие «налоговый потенциал»1. Как показал анализ, при определении указанной категории, рассмотрении налогового потенциала сохраняются ресурсный и структурный подходы. В качестве ресурса в данном случае выступают налоговые доходы, структура же представлена со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.